Автор: Михаил Хоменюк, г. Москва

Весенние каникулы в Крыму

Наша команда
Весенние каникулы в этом году выпали на Крестопоклонную неделю Великого поста. Во избежание излишнего веселья и праздной расслабленности мы решили взбодрить дух своих воспитанников, и свой собственный, предприняв беспрецедентный аскетический марш-бросок на скудном постном пайке по весьма пересечённому рельефу горного Крыма. Протяжённость маршрута более 120 километров. Самому младшему участнику похода – 8 лет. Отслужив молебен о путешествующих в домовой церкви Ковалёвского детского дома, мы отправились в путь.

Наступили весенние каникулы, а весенние каникулы надо проводить весело. Воспитанники Ковалёвского детского дома, по уже сложившейся традиции под руководством своего батюшки о. Андрея отправились в поход по горному Крыму.

Андрей Вьюгин в подснежниках
Это и понятно – Крым всегда ассоциируется с теплом, а весенние каникулы хочется проводить там, где весна уже наступила. Ведь представьте: ещё вчера вы сдавали зачёт по лыжным гонкам в родной Костромской области, а уже через один день попадаете в местность, где цветут подснежники, первоцветы и примулы, пробивается первая трава, и поют птицы!

Читайте на Mountain.RU статьи Михаила Хоменюка:
Властелин Неба. Отчёт о восхождении на вершину Хан-Тенгри с элементами автобиографии
Две ночи пурги, или отчёт в стихах о походе на гору Сабля, Приполярный Урал. Отчет в стихах
Завершение сезона. Хан-Тенгри. Стихотворение

К тому же конец марта – лучше время для походов в горном Крыму. Ещё сохранилось с зимы большое количество снежников, и текут ручьи, которые совершенно иссохнут к концу мая и найти воду для приготовления пищи станет большой проблемой, так как постоянных водотоков здесь нет.

Итак, вечером 22 марта, завершив учебные занятия в школе, упаковав продукты и походную экипировку, группа Ковалёвских детей в количестве 22 человек, в возрасте от 8-ми до 16 лет, в сопровождении 6-ти взрослых, выехала из Ковалёва в Москву на служебном автобусе. А утром 23 марта группа туристов села на поезд Москва – Симферополь. Поход по Крыму был заявлен в Костромской маршрутно-квалификационной комиссии как спортивный горный поход 1-ой категории трудности.

На марше
Собственно поход начался 24 марта. Группа высадилась утром в столице Крымского туризма – городе Симферополе, на маршрутном троллейбусе доехала до поворота на посёлок Лучистое, и дальше уже пешком направилась в сторону возвышающихся слева скал горы Демерджи.

Лошадки
В первый день группа отошла недалеко от дороги, и поставила лагерь в лесу у весеннего ручья. Дежурные остались готовить ужин, а большинство группы отправилось налегке на гору Демерджи любоваться красотами Крымских гор. Высота горы Демерджи достигает 1239 метров над уровнем моря. С вершин отвесных скал открылась панорама Черноморского побережья, и город Алушта лежал далеко внизу, как на ладони. А дальше на горизонте бескрайнее Чёрное море мешалось с морем облаков. Посетили также скалу Екатерины, названную так потому, что снизу эта скала напоминает голову знаменитой императрицы. На спуске с горы Демерджи детям повстречался табун лошадей. Лошади паслись на склонах горы и выглядели в лучах вечернего солнца очень красиво. К тому же, они оказались настолько любезны, что позволили себя погладить! Шерсть у лошадей ещё по-зимнему густая и тёплая.

Урочище Су-Ат
На следующий день юным туристам предстоял большой переход. Поднялись с первыми лучами солнца, собрали лагерь и отправились вперёд и вверх. Пересекли плато Северное Демерджи, перевалили через гору Тирке (1288м.). Наверху на плато ещё много снега, и идти приходилось иногда проваливаясь по колено. Здесь пригодились крепкие деревянные палки, вырубленные в лесу накануне вечером. Спустились на ночёвку в урочище Су-Ат.

Оседлавшие Буку
Ночь выдалась морозная, и небо ясное, полное звёзд. А утром на палатках образовалась тоненькая корочка льда, хрупкая и прозрачная, как стекло, и ручей около нашего лагеря тоже покрылся льдом.

После завтрака участники, утомлённые вчерашним переходом остались в лагере, а сохранившие бодрость духа отправились на разведку на плато Караби Яйла. Путь пролегал по заснеженным склонам, по густому лесу. В лесу детей обступили огромные буки. Буки – это не те страшные сказочные существа, которыми пугают дошкольников. Бук – это порода дерева.

Новоселье
Деревья эти настолько большие, что на их развесистых ветвях могут разместиться много детей, и даже несколько воспитателей, а в обширном дупле одного бука запросто поместился ученик первого класса Вьюгин Андрей!

На обширном плато Караби снега уже мало. Путешественникам открылось степное плоскогорье, изъеденное карстовыми воронками. На плато Караби много пещер, но в этот раз посещение пещер не входило в наши планы. Весеннее солнце светило ярко, и на привале оказалось очень приятно снять ботинки и походить босиком по прошлогодней жёсткой, но уже тёплой траве.

Укротитель ящеров
Здесь произошла встреча с коренным обитателем этих мест – ящерицей. Существо сие выползло погреться на солнышке, не проснувшись ещё вполне от зимней спячки, и потому легко сочло Вову Смирнова за вполне подходящее лежбище. Пришлось прямым вмешательством переместить дикую тварь с куртки юного путешественника в более естественную среду обитания – в сухую траву и в цветущие примулы.

27 марта группа совершила марш-бросок от урочища Су-Ат, через плато Караби Яйла, до прохода Большие Ворота.

Утром пришлось перевалить через горную гряду, окаймляющую плато с запада, и потом ещё долго идти то по глинистой дороге, то по сухой траве, огибая многочисленные холмы и карстовые воронки.

Саша Кутяков
Все очень устали, но никто не сдавался, а самый маленький участник похода – 8-ми летний Саша Кутяков показал себя настоящим молодцом! Всю дорогу он бодро шагал в первых рядах группы, и нёс при этом рюкзак с туристическим снаряжением.

На следующий день лагерь перенесли несколько ниже, и расположились в живописном ущелье, окружённом отвесными скалами, которыми плато обрывается к морю. Там, далеко внизу, всё побережье было скрыто сплошным покровом низкой облачности. А на верху светило солнце и окрашивало лежащие внизу облака в ослепительно белый цвет, и создавалось впечатление, что скалы поднимаются прямо из облаков.

Здесь на прогалинах цвели подснежники и первоцветы, а на одном из отрогов мы видели небольшое стадо оленей. Неподалёку от лагеря располагались входы в пещеры, и туда на экскурсию отправилась группа энтузиастов.

На следующий день, 29 марта, мы наблюдали удивительное астрономическое явление – затмение Солнца. Через тёмное стекло было отчётливо видно, как чёрный диск Луны закрывает диск Солнца. А невооружённому глазу могло бы показаться, что ничего не происходит, только стало как будто немного пасмурно и прохладно, хотя облаков в небе было мало, и вокруг Солнца образовалось гало.

Два дня -29 и 30 марта мы простояли на берегу Чёрного моря. Самые закалённые отважились даже купаться, хотя погода стояла прохладная и ветреная, а море, конечно, ещё не прогрелось с зимы. Кроме того, были проведены соревнования в общем зачёте по скоростному сплаву самодельных корабликов по ручью, впадающему в море возле нашего лагеря. Победила дружба!

31 марта юные путешественники отправились на поезде из Симферополя в Москву, а рано утром в воскресенье 2-го апреля прибыли в родное Ковалёво.

Так закончились весенние каникулы 2005-2006 учебного года, а в понедельник 3-го апреля окрепшие и загорелые путешественники с новыми силами преступили к изучению школьных наук четвёртой четверти.