Полезное > Обзоры печати и кино >

Автор: Владимир Молодожен, СПб

Срыв при организации станции

Ну что, опять любимая рубрика — свежие попытки самоубийства в альпинизме и скалолазании. =)

Пару недель назад в American Alpine Club вышел обзор очередного случая. Для любителей источников (это правильно, цените оригиналы!) англоязычная ссылка ниже, а тут мое описание и мои 5 копеек в анализ.

Краткое содержание происшествия:
Девушка решила завесить верхнюю страховку для себя и напарников. Поднялась пешком к верхней станции, вщелкнулась дейзичейном в болт, и повесила веревку — оба конца внизу, веревка проходит через станцию. На станции из двух шлямбуров она повесила две оттяжки с проволочной защелкой в один (no comments) болт, дальше вщелкнула ниже спусковое устройство, и поехала вниз.

Станция на месте ЧП

Через 1-2 метра спуска веревка выщелкнулась из оттяжек и девушка красиво улетела до самого низа. Осталась жива, что не может не радовать, хоть и сильно травмирована. Повезло, не всем так везет.
Анализ и разбор от AAC:
- фундаментальная ошибка: использование только одного шлямбура из двух на станции.

- важный момент: необходимо использование противонаправленных карабинов (муфты в разные стороны).

- хорошая практика: необходимо использование муфтованных карабинов, что значительно уменьшает вероятность выщелкивания даже при негативных сценариях.

- дополнительный фактор, повлиявший на ЧП: расположение станции на уровне пояса, а не выше, что увеличивает вероятность негативного сценария при переходе с самостраховки на дюльфер.

При станции на уровне пояса увеличивается вероятность такой ситуации
Выводы AAC:
1. Всегда используйте обе точки станции

2. Проверяйте работоспособность системы перед спуском. В данном случае, скорее всего, пострадавшая продолжала или держаться за оттяжки, или стоять на полке при проверке.

3. Используйте муфтованные карабины и кусок репшнура (корделлет) или длинную петлю для организации станции.

4. Не забывайте о противонаправленности карабинов на таких станциях.

Почти со всем соглашусь, кроме одного момента — противонаправленные немуфтованные карабины, особенно если болты на станции находятся на одном уровне, НЕ гарантируют стабильности веревки, причем спонтанное выщелкивание иногда происходит даже легче, чем в описанном при данном НС случае. Давече на скалодроме специально снял для наглядности видео обоих вариантов.

Оттяжки в одну сторону

Оттяжки в разные стороны, но неудачно

Лучший вариант для организации станции верхней страховки (см пункт 3 выводов) - любой вариант станции на двух болтах, и два противонаправленных муфтованных карабина в центральной точке.

Один из надежных вариантов (хоть и не единственно возможный)

Если вам, по каким-то причинам, необходимо сделать станцию именно на оттяжках (без муфтованных карабинов) — старайтесь разнести их по высоте (больше, чем длина оттяжки), чтобы не происходило, как на видео. В этом случае система будет значительно стабильнее по отношению к спонтанному выщелкиванию веревки.