Горы мира > Крым > Куш-Кая

Автор: Марк Попов, Севастополь

Птичья скала или удачное лето 1987 года

В 1987 году я вернулся из лагеря в Севастополь. Хорошее место лагерем не назовут, шутили все альпинисты. Лагерь назывался Айлама. В саму Айламу мы не попали. В тот год альплагерь завалило лавинами, и третий разряд по альпинизму я закрывал в районе базы отдыха Шови. В санатории (как мы называли базу отдыха) нас предупредили, чтобы в шортах по территории мы не ходили. Оголять колени считалось верхом неприличия. Все грузинки с ног до головы были покрыты черными одеждами, открытым оставался только овал лица и кисти рук. За выполнение моральных устоев нам пообещали набрать в бассейн воды. 25-метровый бассейн давно не заполнялся. Несколько лет назад там кто-то утонул. До этого мы ходили купаться на горную речку Чанчахи, вода которой отличалась особой мутностью. Холодный поток мчался с гор и тащил весь обломочный материал, который только мог захватить. Бассейн впервые сутки после заполнения был такого же цвета. Затем взвесь осела и мы пошли показывать свои достижения в плавании. Как только мы ныряли, к бортикам бассейна сразу же сбегалась толпа удивленных грузин. Никто из них не умел плавать, и мы были для них развлечением, как для нас был бы просмотр трансляций Олимпийских игр или чемпионата мира по водным видам спорта. Я в тот год только вернулся из армии. Сил и дури в голове и в теле было много. Поспорил с парнем из своего отделения на бутылку шампанского, что пронырну бассейн не всплывая два раза. Проплыл три раза, но шампанское так и не получил.

Кормили нас как на убой! В столовой обслуживали нас молодые грузинские девушки. Задача дежурного отделения была просто расставить посуду по столам. В первые дни, пока не наступила акклиматизация, есть особо не хотелось. Сливочным маслом пропитывали горные ВЦСПСовские ботинки, чтобы они не промокали на снегу. В конце смены сметали все со столов и даже просили добавку, в которой никто не отказывал. Таких тепличных условий в альплагерях никогда не было. Даже такой аксакал альплагерей как Валерий Викторович Прутков из Севастополя, который был инструктором соседнего отделения, говорил, что такого в альпинизме просто не может быть, тем более в Айламе!

«Бытовала поговорка: "Лучше 3 года Колымы, чем две смены "Айламы"... Самый голодный лагерь Союза» [©Борис Борисов].

Нам же на выход в горы отряду выдавали: половину быка (разрубали топором на куски сами на большой деревянной колоде), тушенку (сколько хочешь), шоколад, сгущенку в стандартных банках и в тюбиках (как от зубной пасты), джем и мёд в пластиковых 25 граммовых контейнерах целыми упаковками! Это то, что я помню!

Отряд «значкистов» на выходе в горы. Рюкзаки забиты деликатесами

Разбор снежных (льда не было) занятий проводит инструктор отделения Фирсов (стоит в центре в сванке)

На скальных занятиях

Транспортировка пострадавшего (учебные занятия)

Вышли в горы, установили базовый лагерь. После прохождения учебных занятий начались восхождения.
На маршруты ходили с листа. Прикидывали сложность на глаз и давали вершинам свои названия. Например - Пик Советско-Индийской дружбы (в тот год проходил фестиваль советско-индийской дружбы), или Пик Панорамный. На зачетную вершину 2Б был отправлен весь отряд. Отцы командиры просчитались. Вместо легкого маршрута по гребню мы попали на скальные стенки 4 категории трудности. Я рвался в бой… Но опытные инструктора быстро охладили мой юношеский максимализм и пыл. Отряд без происшествий был возвращен в базовый лагерь. На следующий день восхождение повторили по другому маршруту, оставили записку на вершине и все получили долгожданный 3-й разряд по альпинизму!

Пик Советско-Индийской дружбы по западному гребню маршрут 2Б к.т. 28.07.87. В центре стоит командир отряда, инструктор-методист Пустовалов, третий с лева сидит (в шапочке-петушке) инструктор- методист отделения В.В. Прутков, автор сидит в центре (в горнолыжных очках)

Возвращались в Крым через Сочи. Посетили парк дендрарий, спали на пляже на лежаках. В Ялту прибыли морем на «Комете» – судне на подводных крыльях (детище изобретателя Р.Е. Алексеева). Конечно, «Комета» хороша при штилевой погоде. Нас Черное море встретило трехбалльным волнением. Больше половины пассажиров почувствовали, что такое морская болезнь. На автобусе добрался домой в Севастополь. Оставшиеся каникулы перед вторым курсом в СГУ решил провести в бухте Ласпи, загорая на пляже и лазая по окрестным скалам.

Прошел с друзьями маршрут 2Б к.т. с длинным траверсом на Куш-Каю (Птичья Скала). Скала получила свое название от дроф, которые собирались здесь давным-давно в большие стаи перед перелетом. Своей громадой она закрывает урочище Батилиман от северных ветров. В экстремально холодные годы зимой все зверье с соседних территорий идет спасаться от стужи в Батилиман. Днем гладкая как линза скала (особенно в предвершинной части) нагревается, а вечером отдает тепло как огромный инфракрасный излучатель. Ее жаркое дыхание сильнее всего чувствуется в конце лета и в начале осени, когда вечера уже не такие жаркие.

Куш-Кая маршрут 2Б к.т., траверс

Я слышал о «тройке» по центру, но никто из товарищей лезть на нее не захотел. После моих расспросов просто махнули рукой - там где-то. Моя пятая точка искала приключений! И она их нашла!

Лежу, утром отдыхаю на пляже Изумруд в бухте Ласпи. Мечтаю о восхождении на Куш-Каю по маршруту 3 категории… И тут вдруг мои мечты становятся явью. Рядом парень, с которым мы разговорились, говорит, что он чемпион Советского Союза по скалолазанию. Вот это удача! Говорю ему: «Пошли на тройку!». Он соглашается.

Лихорадочно собираю снаряжение:

• Сорок метров рыбацкого фала диаметром 10 мм
  • Пять железных карабинов три швеллерных самодельных крюка из титана
  • Три ВЦСПСовских железных крюка
  • Набор закладок
  • Обычный молоток на деревянной ручке
  • калоши, каску, обвязку, рюкзак и пластиковую флягу с водой
  • Подходим под маршрут с Сергеем (так зовут моего напарника). Ни он, ни я не знаем где проходит маршрут. Связываемся, идем первую веревку. Лезу первым по какой-то щели. Щель, как показалось мне, очень вертикальная, лазанье уже точно не «троечное». Принимаю напарника, у него рюкзак. В рюкзаке в кармане лежит фляга с водой. Фляга вылетает из кармана и разбивается о скалы вдребезги как воздушный шарик наполненный водой. От нее остается только темное пятно. Сергея это зрелище приводит просто в ступор. Следующую веревку я опять иду первым. Следующая веревка - напарник опять отказывается от лидирования. Выходим на огромное поле с зарослью сосны. Дальше опять начинается стена. Молодость, амбиции и дурость не позволяют повернуть назад. Тогда казалось, что вверх будет проще выбраться. Десять веревок я иду первым. Понимаю, если сорвусь, то это будет последним нашим восхождением в жизни. И вот он ключ. Пункт страховки – «комната». Вылезаю через перегиб. Меня Сергею не видно. Лезу по глухой щели. Не заложить закладку, не вбить крюк. Стою просто на трении. Руками не за что взяться. Все гладкое. Уже не щель, а просто выемка и нависает. Придерживаясь руками за края, откидываю голову назад. Понимаю, что если сорвусь – это все, конец. Легкий мандраж перерастает в крупную дрожь. Мелькает мысль: нужно спуститься и искать более легкий путь. Подумать легче, чем сделать! Но сильно испугаться мне не пришлось. Я увидел ухо крюка! Это было спасение! И главное – осознание того что здесь кто-то до меня прошёл! Достал с обвязки карабин, дотянулся до крюка, вщелкнул в ухо. Повис на карабине, отдохнул и полез дальше. Принимаю Сергея. Еще веревка и мы наверху.

На вершине Куш-Каи

Спускались мы по тропе в сторону бухты Ласпи. Вдруг навстречу бежит высокий такой парень и замахивается на меня скальным молотком… Кричит, что он таких новичков-жмуриков пачками снимал с мыса Айя и Куш-Каи. Я ему гордо отвечаю: «У меня третий разряд по альпинизму и я вырос в Крымских горах, а Сергей вообще чемпион СССР по скалолазанию». Он начинает смеяться. Инцидент исчерпан. Оказывается Сергей его младший брат и новичок в скалолазании. Знакомимся, высокого парня зовут Константин, а фамилия Савон. Спускаемся в Ласпи, по пути Константин рассказывает историю о трагической гибели студентки 4 курса геофака и ее спутника из Москвы на мысе Айя. Он снимал тела. Теперь сходятся все пазлы в голове - так вот почему наш декан Иван Григорьевич Губанов недолюбливал (мягко сказано) альпинизм и альпинистов. Константину постоянно «везло» на спасработы со смертельным исходом. Наверно фамилия играет здесь не последнее место… На следующий день Константин обещал нам с Сергеем показать «настоящую тройку» на Мшатка-Кая. «Филатовская» тройка после Куш-Каи на нас с Сергеем не произвела впечатления. С Константином впоследствии мы прошли несколько маршрутов на Фороском канте и один на Кильсе-Буруне.

Константин (первый слева) и Сергей (в центре) после восхождения на Мшатка-Кая

Меня долго мучил вопрос: где мы лезли на Куш-Каю? Обсуждал этот вопрос с Михаилом Воробьевым в 1995 или 1996 году. Рассказал подробности, но Михаил не смог идентифицировать маршрут. Сказал, что там, где я показал, не лазят. Особенно его смутила «комната». Такого места он вспомнить не смог.

Читая интернет проект, посвященный горам Mountain.RU я наткнулся на статью Александра Лавриненко «Куш-Кая, Крым. Маршруты Южной стены (обзор)». Используя прекрасную фотографию с нитками маршрутов, я попытался восстановить в памяти тот день. И я увидел наш путь! Вот бы нам такую фотографию со схемой маршрутов в то время!

Маршруты Южной стены Куш-Кая с дополнением 12 маршрута

Вычертил примерную нитку маршрута и обозначил как № 12. В нижней части у меня есть два варианта. Один менее вероятный, но более логичный обозначил пунктиром. Вот что у меня вышло. Прошло уже более 36 лет с этой авантюры, и возможно я чего-то не помню, но верхняя часть маршрута №12, где он расходится с маршрутом №8 осталась в моей памяти навсегда.