Автор: Анатолий Джулий, г. Москва

Фанские горы. Обзор района

Продолжение. (Начало здесь)

И немножко о сложных перевалах, которые были пройдены под моим руководством или о которых мне известно достаточно, чтобы немножко их проанализировать.

Перевалы 3Б-3Б*. Их здесь всего 9, так что кратко остановлюсь на каждом.

АКМО или седло Чапдары, 3Б. Между вершинами Чапдара и Бодхона. Более сложная сторона – северная, но с юга на ледник Бодхоны спускается скально-осыпной кулуар, по которому явно сыпет. Перевал повышенной опасности (причем с обеих сторон), посещается крайне редко.

Дон, 3Б*. Перевал односторонний. Со стороны Куликалонских озер это Куликалонская стена, подъем проходит по одному из маршрутов на в. Мирали. Впервые (как перевал в походе) пройден в 1984 году, руководитель П. Кормилец, с подъемом по стене (естественно, это нельзя считать “чистым” первопрохождением, т. к. использовались описания альпинистов).

Провал слева – перевал Енисей 3Б,
далее п. Черный, р-н перевала
Зеленоград 2А
Имеется информация об еще одном прохождении перевала на подъем по стене, и непроверенная со спуском по стене (от альпинистов, участвовавших в спасах по группам, которые “зависали” на спуске из-за неожиданной для них сложности спуска). В сторону мутных озер – простая осыпь, сложность этой стороны – на уровне 1Б.

Енисей, 3Б. Между в. Замок и Черный. Перевал двухсторонний, хотя южная сторона – скальная, и как раз она определяет сложность перевала, с севера, на ледник Бодхоны – снежно-ледовый маршрут, совпадающий в нижней части с перевальным взлетом перевала Адиджи.

Южная стена в. Пайхамбер – Замок. Перевал
Замок 3Б с юга. Перевал Енисей 3Б – участок,
освещенный солнцем. Вершины – Пайхамбер,
Замок, на заднем плане – в. Промежуточная
Впервые пройден в 1984 году, руководитель П. Кормилец, с подъемом с юга, по определяющей стороне. По-моему, больше его ни разу не ходили. Почему – не знаю. Скалы очень приятные, путь подъема понятен, и на вид достаточно безопасен. Мы бы его пошли, если бы не вычислили варианта прохождения перевала Замок. Со стороны лед. Бодхона возможны ледовые обвалы в нижней части, в связи с чем перевал повышенной опасности.

Перевал Замок 3Б с севера (2А). Справа –
в. Пайхамбер.
Замок, 3Б. Между в. Замок и Пайхамбер, пройден единожды (пока) с юга, через в. Пайхамбер. Перевал также односторонний, сложная сторона – с юга. Идется с лед. М. Ганза подъемом на осыпную перемычку (первая перемычка перевала ВАА), с которой по слабо выраженному контрфорсу – прямо вверх, приятное лазание с участками 3-4 к. тр. на п. Пайхамбер (с выходом на зап. гребень за 2 веревки до вершины). Он короткий, можно пройти за день.

Хаос скал южного склона перевала
Замок 3Б.
Вероятно, самая простенькая из 3Б в районе. Со спуском по сложной стороне сложность снижается до 3А. Со стороны Мутных озер – 2А, по классическому альпинистскому м-ту на в. Замок, сн.-лд. Вероятно, при желании можно идти и более длинный вариант перевала – с седловины перевала ВАА по западному гребню (3Б на в. Пайхамбер).

Профиль средней части
южного взлета перевала Замок 3Б.
Из-за движения по контрфорсу перевал относительно безопасен, хотя есть участки неприятного лазания по сильно разрушенным скалам (проблема с промежуточными точками), где слегка сыпет из-под ног, но укрыться-увернуться возможность есть. Возможно, что этот перевал будут ходить чаще, чем другие.

Мария, 3Б. Так же фрагмент Куликалонской стены, только правее (если смотреть на стену). Тоже односторонний. Со стороны Куликалонских озер – это м-т 4Б по сев. гребню на в. Мария, но без захода на вершину, а с юга – это фактически седловина перевала Мирали (непосредственно с перевала Мария на юг уходят скальные плиты большой протяженности). Поэтому теоретически перевал Мария можно ходить и с Мутных озер, и с Б. Алло. Если идти с Б. Алло, то по дороге на перевал Мирали, чуть недоходя до седловины нужно уйти траверсом вдоль гребня мимо п. Мирали, Мария и т. о. выйти на седловину. Достаточно безопасный перевал из имеющихся в районе 3Б.

Вершины Москва и Амшут и перевал
Олимпийский 3Б с седловины перевала
Юбилейный ложн.
Олимпийский, 3Б, повышенной опасности (камнепады). Пройден, наверное, чаще других. Односторонний. Севернее п. Москва. Сложная сторона – со стороны оз. Верх. Алло. Подъем здесь проходит по В. стене п. Москва, м-т 5А к. тр. При подъеме по определяющей стороне это скорее, 3Б*. Очень приятный перевал, впечатляющие скалы. Мы его хотели пройти в 2000 году, но не успели.

Ну и плечи, пройденные под моим руководством. Это все фактически через вершины. От места, которое обозначено седловиной, до вершины от 5 до 15 минут. Плечо Ганзы на подъеме с ледника Имат – комбинированный маршрут на 42 веревки, из которых 18 – скальных. Спуск на перевал седло Ганзы, откуда можно уходить в любую сторону. Плечо Чапдары пройден был с перевала Талбас (заход на который также возможен с разных сторон). Далее по м-ту 5А почти до вершины (высота 4980, откуда начинается спуск). До вершины от этого места – 15 мин. без рюкзаков. Спуск – это также классический спуск с в. Чапдара, на ледник Бодхона. Пробит не мерянным количеством шлямбуров в разных местах и разных направлениях, через каждые 20-25 м (для спуска с одной веревкой). В зависимость от удачи и состояния спуска (т. е. количества льда на скалах) можно спуститься дюльферами от 4-х до 22-х полных веревок. Нам хватило 8-мь веревок. С точки зрения туризма перевал двухсторонний. Подъем с ледника Бодхоны – это тоже хорошая 3Б, с участками приличного лазания. С точки зрения безопасности – очень хороший перевал.

Ну и плечо Энергии. Высота 5100, до вершины – 5 мин. По южной стене Энергии прилично сыпет, но выбирать путь можно. Тоже очень приятный перевал, ведет в трех направлениях, т к. с перевала Чимтарга или Жигули можно уходить в любую сторону (соединяет долины рек Казнок, Зиндон, Чапдара). Односторонний, основная сложность – по южной стене в. Энергия. Заходить на стену можно с перевала Жигули 3А. (Мы поднимались через перевал Кузбасс, 3А, и далее траверсом на пер. Жигули).

Теперь немного о перевалах 3А. Кроме имеющихся в Гиссарском хребте.

Адиджи. У одноименной вершины. Снежно-ледовый. Сложность ближе к 2Б, т. е. 3А довольно слабенькая. Односторонний, сложнее – с лед. Бодхоны. Здесь же возможны ледовые обвалы, как-то под обвалом погибла вся группа из Запорожья. Проходится за один день. Со стороны р. Сурхоб – 2А.

Перевалы седло Бодхоны 2Б и Адиджи 3А со стороны лед. Бодхона. Вершина Адиджи.

Адиджи 3А с востока (2А).

Западная стена в. Бодхона и перевал Адиджи 3А (определяющая сторона)

Северный склон перевала Блок 3А

Южный склон перевала Блок 3А
Блок. Так же простенькая 3А. Определяющая сторона – ледовый склон со стороны оз. Б. Алло. Но, тем не менее, перевал двухсторонний, с противоположной стороны – несколько дюльферов по скалам с хитрым путем – непосредственно на седловину простого пути нет, заход идет траверсом вдоль гребня через несколько жандармов – этот путь добавляет колорита перевалу.

Жигули, Кузбасс. Это параллельные перевалы между в. Энергия и Зиндон. Ведут с р. Казнок на р. Пр. Зиндон. Жигули – односторонний перевал, определяющая сторона – скальная, с р. Казнок, а с Зиндона – простая осыпь и ледник, сложность скорее 1А. Кузбасс – двухсторонний, с Казнока скалы, но проще, чем на Жигулях, с Зиндона – ледовый склон, очень похожий на склон перевала Блок.

Вид сверху на северный склон перевала Кузбасс 3А. На заднем плане – перевалы Зиндон 2Б, Юбилейный ложн. 2Б-3А, Юбилейный 2А

Перевал Кузбасс 3А с юга

Вид сверху (с южной стены в. Энергия) на северный взлет перевала Кузбасс 3А.

С противоположной стороны от п. Энергия, в восточном гребне имеется еще перевал Энергия, 3А. Тоже двухсторонний, со скалами на юге (с р. Казнок – осыпи и скалы), и ледовым склоном на севере, на пути к Мутным озерам. Очень неплохой перевал для “пятерок”, но ходится редко, может как раз из-за отсутствия в классификаторе (пройден впервые в 1984-м году).

С Б. Алло в сторону Куликалонских озер имеется еще один перевал 3А – седло Сарышах. Про него мне известно довольно мало, на вид он двухсторонний, весьма неплохой.

В верховьях р. Арчамайдан имеется еще несколько 3А – Кштудак, немного обособленный перевал, и параллельные Сарыходаны (восточный и западный) и седло Москвичей. Из трех последних в одном походе правильнее выбирать какой-то один.

Характерный провал – перевал
Имат 3А с юга. Снято с
седловины перевала Динозаврик 1Б.
Между Мутными озерами и Пр. Зиндоном есть еще одна 3А – это перевал Мирали (Ленинградский). Между в. Чимтарга и Мирали. Но имеется большой объем информации о несоответствии его этой категории. Это скорее слабенькая 2Б. Особенно если учесть, что по определяющей его стороне проходит путь подъема на в. Чимтарга по м-ту 2Б. Вероятно, в ближайших дополнениях к перечню перевалов его категория будет изменена.

Ледник Имат на участке подходов к маршруту
5А на в. Б. Ганза и пер. Фанская сказка 3А.
Вот и остались всего две 3А с ледника Имат – Фанская сказка и Имат. Должен заметить, что, на мой взгляд, оба эти перевала ближе к верхней ступеньке сложности для перевалов 3А. Оба они – двухсторонние. Фанская сказка с р. Желтая – это 300-метровый ледовый склон с бергшрундом, с ледника Имат – крутые скалы и лед на 5 веревок, а потом еще ледопад – для Фан явление весьма редкое. Имат с ледника Имат – это 500 метров веревок по льду и снегу с участками скал, а с юга – скальные бастионы, при спуске непосредственно с седловины – с отрицательным уклоном. При подъеме отрицательные бастионы обходятся, но при этом приходится вылезать метров на 200 выше седловины.

Северный склон перевала Имат 3А с ледника Имат

Фрагмент спуска на скальном участке северного склона перевала Имат.

Начало выхода на южный взлет перевала Имат 3А.

Южный взлет перевала Фанская
сказка 3А. Снято со склонов
в. Б. Ганза.
Если Фанскую сказку от взлета до взлета реально пройти за один день, Имат, как правило, проходится два дня. Только в 2000-м году с очень сильной командой из 4-х человек нам удалось пройти его за день (всего я ходил его трижды).

Северный взлет перевала Фанская сказка 3А
При подъеме с юга по скалам идти его нужно два дня – часов с 12-ти северный склон здорово простреливается камнями и спускаться во второй половине дня просто опасно. Имат, на мой взгляд, в чем-то сложнее таких Кавказских перевалов, как, к примеру, Крумкольский провал 3Б. Единственным упрощающим фактором является то, что на Имате вся сложность сосредоточена исключительно на перевальных взлетах.

Засады. Есть в Фанах несколько мест, где можно попасть в “засаду” по незнанию. Это означает, что иногда к подготовке и изучению материалов по перевалу нужно подходить внимательно. Таких “засад” я знаю минимум три – это перевалы ВАА, Мазалат, перевалы 1А-1Б, ведущие в верховья р. Серима, а также перевалы Кштудак З. – Пштикуль В. С первых двух, если не знать, что необходимо через ближайший отрожек перевалить на ледник М. Ганза, вы попадаете в замечательный каньон, который в целом тянет на 2Б (хорошие скалы). В эту “засаду” мы попали в 2000-м, затащив заброску в верховья каньона (снимали ее почти весь день, с упоминавшимися дюльферами). Это место уже исправлено в классификаторе, с указанием, что при прохождении каньона это 2Б. В верховья же Серимы можно попасть целым букетом перевалов 1А-2А, без всяких указаний, что спуска вниз практически нет (тоже минимум 2Б), и выходить из верховьев лучше любым другим перевалом из этого же букета. Особенно если учесть, что со слов местных жителей в каньоне обвалилась гора, так что подобие тропы, которое там когда-то было, и некоторые ее находили, теперь отсутствует. Мы пролезли этот каньон в 2003-м, при прохождении перевала Норват, 1А. Через боковой отрожек, где мы обнаружили для себя приемлемый проход, получилась очень приличная 2Б, 8 веревок по скалам, и не факт, что другая группа обойдется здесь тем же количеством. И целый день работы – слезли мы в верховья Серимы практически к темноте. Такая вот там 1А. Да и высота пройденной в отроге перемычки – 3100. Спуск простой – трава и осыпь. На всякий случай обозначили это прохождение перевалом каньон Серимы 2Б.

Перевалы же Пштикуль В.+Кштудак З. – это связка 2А. Если же проходить их раздельно (т. е. один из них) – придется проходить каньон р. Пштикуль, что сразу увеличит сложность этих перевалов до 3А.

Вполне допускаю, что в районе присутствуют еще подобные места.

И еще несколько слов о разных перевалах. В Фанах вполне возможен поиск новых прохождений, в том числе и простых перевалов. Но имеется не малое количество давно пройденных, но по каким-то причинам не классифицированных (т. е. отсутствующих в “Перечне…”) перевалов. Во многом – из-за отсутствия информации. Из известных – например, перевал Мазалат с Мутных озер на Казнок (в последний перечень его уже внесли). А в 1998 году в поисках нового перевала в южном отроге в. Линкор мы нашли несколько перевальных записок Львовской команды с обозначенными перевалами Красноключенский 2А, Игоря Бандривского 2Б. Только в 2000-м году нами был пройден наиболее простой и логичный перевал Линкор 1Б, но логичный при продолжении движения через перевал Сурх 1Б. В том же узле, но в боковом отроге, в 2003-м году прошли перевал Динозаврик 1Б.

А еще есть узел с перевалами Юбилейный 2А и Зиндон 2Б. Между ними присутствуют еще две седловины – Юбилейный ложный, и Зиндон ложный. На ложном Зиндоне мне довелось лишь читать записку, а Юбилейный ложный мы ходили. На него элементарно попасть со стороны р. Казнок вместо пер. Юбилейный 2А, если невнимательно читать описание или его не иметь (нам пришлось идти его из-за конфликтов с местными). При спуске на Зиндон это хорошая 2Б, если же идти на подъем – очень не простая 3А. Не плохой перевал, и интересный. Но если на него вылезти с “троечной” группой – проблемы могут возникнуть. Да, ходили его неоднократно – на перевале лежит записка-предупреждение с “криком души” какой-то из групп “не ходите сюда, это не то…”. Весь спуск по щели (а ходили его пока только на спуск по сложной стороне) пробит крючьями во многих местах (мы еще добавили).