Горы мира > Крым > Обзоры, очерки, статьи

Авторы: Евгений Новосельцев, Сергей Дашкевич
Фото: Сергей Дашкевич

Ебург в Крыму

Евгений Новосельцев. Ебург в Крыму-II.

май 2006 г.

Е. Новосельцев
Особо разгильдяйская весенне-крымская атмосфера заманила и заполнила мозг одной мыслью - хочу в Крым. Компанию на три недели мне решился составить только Серега Дашкевич. Остальные отказывались, ссылаясь на различные жизненные обстоятельства. Так что в последнюю неделю апреля, закончив все дела по работе, мы приготовились к путешествию. Поездка началась с ударного автопробега Екатеринбург-Форос, посвященного 89-й годовщине всех трудящихся. Это мероприятие наполнило надеждой на лучшее существование 8-9 семей башкирских ГИБДД-шников, а нас заставило задуматься: где, блин, обещанное крымское лето? Пуховка, взятая в машину в качестве подушки, так и не снималась в течение трех недель прямо до отъезда. Хотя вокруг море, небо голубое (почти), птички щебечут - кайф, несмотря на холод.

С. Дашкевич
Остановившись в Судаке, увидали какого-то чувака, лазающего по скале (Сахарная голова). Скалолаз на поверку оказался Александром Одинцовым, заблудшим в Судак по старой памяти. Он рассказал нам страшную историю про украинских госавтоинспекторов, после встречи с которыми ему сразу захотелось утопить в море свой автомобиль. Мы уже испугались, но реальность смилостивилась - за 2000 км по Крыму нас ни разу даже не остановили.

Сняли номер в гостинице с видом на Генуэзскую крепость, а с наступлением темноты по старой весенне-крымской традиции пошли на ночное восхождение. Объектом для такой разминки выбрали в.Сокол (маршрут "Грань" 5Б). Маршрут оказался интересный, чуть сложнее классических крымских 5Б. Даже пришлось немного поИТОшить. Все четыре веревки маршрута прошли за 3,5 часа. На вершину забыли взять традиционные 1,5 литра портвейна в пластиковой таре. Наверное, поэтому и заблудились так, что долго искали спуск, пробираясь через непроходимые "крымские джунгли". Нашли даже один дюльфер, а также выяснили для себя массу плюсов нового фонарика Tikka XP (можно купить в магазине "Манарага"). Эта дура конкретно ярко светит, прямо как галогенка, а потребляет батареек столько же, сколько обычный светодиодный фонарик.

Волосатый на Шаанкае
На следующий день переехали в поселок Форос, а уже ночью полезли на Форосский Кант (ФК) по маршруту "Дупа Зализова". Почему ночью? Видимо, чтобы падать не страшно было. Все честно пролезли кроме 10 метров участка 7в+. Спасло старинное русское изобретение, называемое в народе фифа (ни одна зацепа при съемках фильма не пострадала!). Очень ободряло участие местных альпинистов. Они периодически перекрикивались с нами, узнавали, все ли в порядке. Говорят, уснуть смогли только когда услышали наш победный клич с вершины. На маршрут потратили 4,5 часа, что в принципе нормально для ночи. Портвейн опять не взяли, что привело к очередной попытке заблудиться на простом спуске с ФК. Видимо, нельзя нарушать заветы предков.

Следующим вечером собрали рюкзачки и поехали по привычке в ночь возлазать на маршрут "Центр" 6А (Могила, 2003) на тот же Форосский Кант, имеющий рейтинг 4,2 по крымской классификации (классические 5Б на ФК имеют рейтинг 1,2). На традиционных стоянках у зуба встретили уже знакомых нам альпинистов. Они дали нам фотографию с ниткой маршрута и пытались испугать сообщением, что первопроходцы лезли маршрут на чемпионат за 13 часов. Но мы с фонариками, а ночью все равно не так страшно.

Так что мы не испугались и побежали под маршрут. Легкий стиль подразумевал полный отказ от пробойника, второго молотка и большого количества лишнего снаряжения. Даже скайхуки не взяли, а на участке где они потребовались с успехом заменили их якорными крючьями. Так что низ пролезли довольно ходко, но выше начали тупить, так как стало одолевать желание поспать. Я стал спать на страховке в прямом смысле слова. Серега часто меня будил дерганьем страховочной веревки, а затем удивлял какими-то горизонтальными перилами (человек спать хочет, а над ним издеваются!).

Полчаса я потерял только на том, что лень было достать второй жумар. Спасать нас хотели, но видимо уже поздно - надо лечить. Когда вылезли на вершину, то уже начинало светать. Отсекли время - получилось 9 часов на прохождение. Неплохо для разминки. Маршрут очень понравился - он чисто альпинистский. Даже ИТО немудреное есть. Рекомендуем второразрядникам - понравится точно.

Далее нас ждал двухдневный отдых на скалах Никиты (пролезли кучу 7а+ онсайт), где к нам присоединился старый друг и однополчанин Волосатый из города Ангарска. Жизнь после этой встречи приобрела дополнительные краски, которые может ощутить только нетрезвый человек. И вот, последним вечером апреля, собрав наше снаряжение в духе минимализма (к примеру, 1 молоток на троих), поехали покорять Морчеку. Долго пытались прорваться через шлагбаум карьера, но две мощные тетеньки мзду брать наотрез отказались. Это привело к суровому испытанию - целый час идти в горку.

Серега на первой веревке
Даже хмель пропал. Подошли к какому-то бетонному забору. Прогулялись налево, направо. Забор оказался стеной Морчеки. Все хорошие места для ночевок уже были заняты участниками чемпионата по альпинизму в малых горах Украины. Пришлось идти спать под маршрут, испив массандровского мускателя. А в 6 утра прибежали безжалостные участники соревнований и пообещали забросать нас камнями. Мы не поверили, ведь очень сложно оторвать от Морчеки камень, но на всякий случай переместились на 6 метров вглубь. Спортсмены не обманули и сбросили целых два камня размером с кирпич на прежнее место от нашей палатки.

Маршрут "Мочомбо" 6А (Могила, 2002) с рейтингом 5,6 в чемпионате не участвовал. Для проверки заслали на первую веревку Волосатого. Считается, что если долезли за час до первого шлямбура, находящегося в 10 метрах от земли, то это очень даже хорошо. Волосатый добежал за полчаса, так что поспать он много не дал - разбудил гарным криком: "самостраховка!". Так как стартовали мы на полтора часа позже, то, сменив Волосатого, я стал пытаться догнать и перегнать участников. Затея удалась практически полностью - не догнали только одну связку. По времени получилось 8,5 часов. Маршрут совершенно бесподобный: красивое сложное лазание, логичная линия, открытое монолитное пространство с надежной страховкой на шлямбурах и закладных элементах.

Фото А. Жерноклеева

Словом, масса удовольствия от лазания. Понравится всем: и новичкам и маститым горовосползателям. Особо запомнился спуск по виа-феррата с горы.

Снова поотдыхали в Симеизе на Кошке (пролезли онсайтом еще несколько 7а и одну 7в) и на Никите, а вечером 3 мая засобирались под Шаан-Каю, цель наших поползновений. Лесники милостиво пропустили нашего "лесника" (Subaru Forester), и подход оказался совсем неутомительным.

На свежеотпавшей нашлепке
Утром начались чисто конкретные распальцовки, типа: "где тут первопроход мочить!?". Но наш пыл несколько поубавила свежеотвалившаяся нашлепка тонны на три, так что решили первопроход сделать как-нибудь потом. А сейчас просто не выпендриваясь залезть "Гиперборею" 6А (Яречевский, 2001) с рейтингом 6,4 по крымской классификации (максимальный рейтинг).

Новосельцев - на 5-ом участке маршрута "Гиперборея"
Первые две веревки, которые лез Серега Дашкевич, вселили недоумение: уж больно ловко он вщелкивал оттяжки в шлямбура. С ходу, сменив его, попробовал разбежаться, но ходкость у меня стала убавляться. Парни злобно кричали со станции: "Давай лезь!", но руки предательски забивались, и на помощь приходили крюконоги, да модное веяние - крюкопуз.

Маятники на Шаанкае
Все веревки маршрута нависающие и "косые от рождения". Крайне забавно наблюдать с верхней станции за разбирающим нижнюю, с криком ужаса улетающим метров на 20 в пустоту. К верхней части у первопроходцев либо совсем устали руки, либо закончился мешок со шлямбурами. Лезть стало сложнее, а выполаживание все не наблюдалось. Все бы хорошо, да только, блин, холодно как всегда к вечеру.

Обходим участников чемпионата
Одно радовало: дождь, льющийся стеной у нас за спинами, до нас не долетал, так как мешало сильное нависание. Но вот посредством Волосатого и "божьей помощи" вылезли на яйлу, проболтавшись 12 часов практически на висячих станциях. От этого маршрута садомазохисты несомненно получат массу удовольствия. Остальным я бы рекомендовал лезть на что-нибудь более вертикальное. Любители полазить найдут на этом маршруте себе участки до 7с, а возможно и 8в. ИТО А1-А2, несколько участков по 5 метров А3. В целом, ничего сверхсложного, маршрут хорошо окрюкован.

На этом альпинистская часть наших поползновеий закончилась. За 2 недели в Крыму мы прошли две 5Б, три 6А, кучу 7а и 7а+ онсайт и одну 7в тоже онсайт. При этом как на пятерках, так и на шестерках, мы показали неплохие для первого раза времена. Было даже высказано предложение внести в требования на КМС обязательное ночное восхождение на шестерку :) .

Осталось огромное желание вернуться в Крым осенью или летом и проложить несколько своих маршрутов на сложные стены южного берега.