Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Автор: Анатолий Джулий, г. Москва

Заалайский хребет. Восточная часть.
Обзор района.

На Конкурс "Лучшее описание горного района"

Где?

Заалайский хребет – это самый северный хребет Памира, и потому большая его часть лежит на границе. Самая восточная его часть разделяет Киргизию и Китай, еще один восточный кусочек, вся центральная часть и немного западной – это граница Киргизии и Таджикистана, Самая же западная часть уходит в Таджикистан, граница же смещается в Памиро-Алай. С севера от Заалайского хребта расположена Алайская долина – своеобразная высокогорная степь и огромное пастбище.

Весь Заалайский хребет можно разделить на три части – Восточная часть – это участок хребта восточнее Памирского тракта (перевала Кызыларт). Основная его часть тянется до п. Иркештам и далее уходит в Китай, резко там снижаясь. Высшая точка этой части – п. Курумды, 6613 м (первовосхождение совершено под руководством А. Губаева в 2001-м году, повторных восхождений пока не было). Этот участок хребта от п. Иркештам имеет протяженность чуть больше 60 км.


Панорама на юго-восток среднего течения ледника В. Кызылсу. Пирамида – п. Заря востока. За первым слева
заснеженным отрогом – перевалы Ворота Нуры 2А и Нура 3А, видна верхняя часть северного склона перевала Нура.

От перевала Кызыларт и до перевала Алтынмазар тянется центральная часть Заалайского хребта, наиболее часто посещаемая, и поэтому наиболее изученная. Высшая точка – п. Ленина. Далее на запад уходит западная часть с высшей точкой п. Сат, 5900.

В данном обзоре затрагивается как раз только восточная часть.

От пика Иркештам на север отходит длинный отрог (или хребет), по которому далее и проходит граница с Китаем. Интересная в плане походов часть этого отрога заканчивается километрах в 15 перевалом Иркештам. Участок хребта от п. Иркештам до п. Заря востока (6349 м) главный хребет тянется на высоте чуть ниже 6000 м, поднимаясь к Заре востока на ее высоту. Далее до п. ТуркВО – в основном выше 6000 м, а еще западнее постепенно снижается к перевалу Кызыларт опускаясь на 4200 м. К северу от основного хребта, параллельно ему, тянется еще несколько отрогов-хребтов, включающих достаточное количество интересных объектов для первопрохождений – как перевалов, так и вершин. Высоты здесь не превышают 6000 м.


Панорама Заалайского хребта с ледника В. Кызылсу. От пирамиды – п. Заря востока 6349 далее на запад:
5998, 5897, 6259 (острая), 6384 (пологая), 6096 (с выраженным северным гребнем – маршрутом
первопроходцев на п. Курумды), 6192, 6235, Курумды 661

Оледенение хребта весьма значительно. С севера залегают два крупных ледника – Нура и В. Кызылсу, и еще много более мелких, как правый Кичкесу, Пограничник и др., с юга – ледник Курумды, и др. Крупные ледники имеют протяженность 15-20 км.

Сам хребет в этой части практически повторяет структуру района п. Ленина – большие и протяженные снежно-ледовые пространства на главном хребте, и конгломерат скал, снега, льда и осыпей в отрогах и хребтах северной части. Южная сторона практически не исследована.


Панорама верховьев ледника В. Кызылсу. Заалайский хребет от в. 6096 до 6283 (п. Чорку), и его
сев. отрог (пер. 4-х ледопадов 3А*, в. 5532, 5441, 5101.

Освоение района

Если не принимать во внимание редкие вылазки альпинистов и туристов во времена СССР в этот район, сосредоточенные в основном участком возле п. Пограничников, можно сказать, что во времена СССР район практически не посещался. Листая страницы классификатора вершин, можно отметить самое восточное восхождение былых лет – это п. Маркансу по юж. гребню (В. Земеров, год неизвестен, и как я подозреваю, информации по этому восхождению не найти), п. Пограничников (4А, неизвестно, кем и когда), Архар (это рядом с п. Пограничников). С перевалами примерно также – редкие экспедиции с заходом в районе п. Пограничников, информации по перевалам либо нет, либо очень скудная (по ряду перевалов из старого перечня мне так и не удалось выяснить, откуда вообще взялась информация по их прохождению, некоторые вещи вызывают и сомнение, т. к. перевалы не привязываются по карте). Так что даже старые перевалы здесь приходится проходить практически заново. Основная причина такого пробела – район во времена СССР был закрыт практически наглухо – даже в район Иныльчека попасть было значительно легче.


П. Заря Востока 6349, 5998.
С развалом СССР картина резко меняется, и проблема с заездом в район, во всяком случае, со стороны Киргизии, практически исчезает. И начинается довольно активное исследование района. Тем более что благодаря усилиям «инициативных групп» удалось добыть генштабовскую карту района, что сразу сильно упростило поиск новых перевалов и передвижение по району (карта появилась примерно в середине 90-х). Более-менее активное посещение района началось примерно с 2000 года. Из туристов это команда под руководством А. Новика (Москва, 2000 г., 6 к. с., траверс п. Заря востока – первовосхождение, несколько интересных перевалов, и еще одно первовосхождение на 6000-к – п. Чорку, 6283 м).


Вид с перевала Сырт 1А на запад, на разветвления
северного отрога Заалайского хребта, начинаю-
щегосяот перевала А. Зотова. Здесь еще ничего не
пройдено. Перевалы от сюда – на лед. В. Кызылсу,
Пр. Кичкесу и севернее лед. Пр. Кичкесу
Из альпинистов, вероятно, несколько мероприятий с иностранцами под руководством А. Мошникова (Санкт-Петербург) с попытками подняться на п. Курумды (оставленные ими веревки болтаются там и сейчас).

Вид на север с гребня п. 6096. Алайская долина
и лед. В. Кызылсу. Темный (черный) мореный
вынос по левому борту ледника В. Кызылсу –
маршрут выхода к перевалу Карасу 2А.
Англичане там, кроме всего прочего, облазили окрестности, и, вероятно, проходили перевалом, который мы назвали Сырт 1А и поднимались радиально на перевал Карасу 2А (там сложен большой тур), возможно, делались и восхождения на некоторые ближайшие вершины.

В тот же 2000 год Саша Новик встретил группу из немцев, совершивших первовосхождение на в. 5917 (чуть западнее п. ТуркВО, по технике это 2Б-3А). Тем не менее, группы, захватившие этот район целиком, по-прежнему можно пересчитать по пальцам – после А. Новика здесь побывал (краешком) Андрей Лебедев, Москва в 2001-м году (первое сквозное прохождение перевала 4-х ледопадов 3А).


1-й левый приток р. Нура. Вид на восток
в сторону п. Белый.
В тот же год совершилось, наконец, первовосхождение на п. Курумды под руководством А. Губаева (Бишкек, нужно заметить, что отчет весьма скуден).

Следующий поход - 2003 год – Б. Малахов (МАИ, 5 к. с.). И мероприятие под названием «школа ВУ» с двумя маршрутами – незавершенной «шестеркой» под моим руководством и «пятерка» под руководством А. Никонорова (Москва). Было и еще несколько групп, заглянувших лишь в район п. Пограничников.


Гребень в. 6096 от 5100.
Участки 6-11 отчета Губаева
Еще раз посещал район Саша Новик, сделав первовосхождение на вершину около 6000 м с ледника Нура (маршрут 4Б к. с., описаний нет), восточнее пика Заря востока. Какие-то попытки, по моим сведениям не удачные, совершали там поляки. Каких-то серьезных альпинистских мероприятий там, похоже, больше не было.

И что же в результате? На сегодня в районе пройдено около десятка новых перевалов, сделаны восхождения на несколько вершин. В основном «свежими» исследованиями охвачена только северная сторона хребта, а что у него с юга – не известно, за исключением данных карты и системы Глобал-мап. Так что Таджикская сторона хребта (как и Китайская, конечно) еще ждет своих первопроходцев. Тем не менее, уже сегодня район пригоден для организации интересных походов 5-6 к. с., для восхождений. Походы вполне возможны и без выхода в район п. Ленина, хотя тогда они будут несколько ограничены по километражу.

Подъезды, заброски

Чтобы попасть к восточной части Заалайского хребта, в любом случае нужно попасть в Ош и далее в Алайскую долину. В город Ош попасть можно двумя маршрутами – через Киргизию (Бишкек), или через Узбекистан (Ташкент-Андижан-Ош). Можно, конечно, еще сказать, что заезд возможен и через Таджикистан (по Памирскому тракту через перевал Кызыларт, или через Джиргиталь в алайскую долину), но такой заезд получится весьма утомительным. Выбор транспорта – на усмотрение группы. Если самолет – следует учесть, что в Узбекистан более низкие тарифы на груз (если, конечно, тарифы не изменятся). Далее можете добираться самостоятельно, или через любую работающую в Ташкенте, Бишкеке, Оше фирму. Из Бишкека в Ош можно добраться самолетом или на машине. Из Оша – только автотранспорт (можно, конечно, вертолет, но это слишком накладно). Машина довезет вас до пос. Сарыташ, откуда к восточной части Заалайского хребта можно заехать по Памирскому тракту на юг или на восток по дороге в Китай через перевал Иркештам. Надо заметить, что если Памирский тракт и дрогу на запад можно считать относительно приличной, то участок трассы в Китай после пос. Сарыташ – это нечто. Причина этого «нечто» - непрерывный поток грузовиков с металлоломом в Китай. Правда, есть надежда, что эту дорогу все же построят – не турки, так китайцы. После смены власти в Киргизии, похоже, ожидается новый виток тендеров вокруг этой дороги (предыдущий раз строительство досталось туркам, но сделали они пока только большую часть дороги Бишкек-Ош). Пока же этот участок трассы представляет собой колдобины, на которых неудачно выбравший маневр грузовик повисает на брюхе. Правда, на нескольких участках уже накатали более ровные объезды по долине – места там много.

Теперь остановимся на «дорогах» восточной части Заалайского хребта. По Памирскому тракту можно подъехать к кишлаку Бардоба – самой западной оконечности рассматриваемого района. Здесь довольно приличная трасса, а перед перевалом Кызыларт – погранпост, идет активное строительство таможни. Здесь чуть дальше, у чабана (у него там построено несколько домов) можно оставить заброску, если потом планируется продолжить маршрут в сторону п. Ленина.


Алайская долина, Заалайский хребет и его
северные отроги. С права на лево: р-н седловины
№ 50 (ледовые сев. склоны), в. 5408 (в сев.
отроге), 5917, ТуркВО 6243, пер. А. Зотова (про-
филь) и. п. Чорку 6283, сев. отрог от пер. А. Зотова –
Надо сказать, что Алайская долина очень широкая и ровная, представляет собой высокогорную степь. Поэтому очень много «дорог» в виде накатанной или не очень колеи проходит прямо по траве, и подъехать можно практически в любое место, если не заблудиться. На УАЗике или другом полноприводном авто. Не доезжая до Бардобы по тракту километров на 5, можно свернуть по такой колее на восток, подъехав как можно дальше к возможному началу маршрута. В зависимости от удачи (колеи расходятся, предугадать нужную сложно) можно подъехать как можно ближе к леднику Пограничник. В 2005-м году нам удалось проехать километров 10 вдоль долины, и еще 3-4 км вверх по распадку (это километрах в 5-7 от ледника правый Кичкесу, куда мы тогда направлялись). Потом на обратном пути мы нашли колею, по которой можно было подъехать прямо к леднику Пограничник (примерно в 1 км от ледника).


Верховья р. Карасу под перевалом Транспорт-
ный (1А слева, за тр. бугром). Справа, за ледовой
седловинкой – гребень перевала Карасу 2А. За
вершиной – Заалайский хребет, в. от 6384
слева до п. Курумды. На переднем плане – 4525.
По трассе в Китай, на Иркештам, можно свернуть на грунтовку к леднику В. Кызылсу (заезд – по долине р. Карасу) или далее к пос. Нура, откуда можно начинать маршрут в р-не п. Белый и по леднику Нура, в самой восточной части Заалайского хребта и Киргизкого Памира. Дорога к леднику В. Кызылсу идет по соседней реке Карасу, заканчиваясь в ее верховьях. На ледник же В. Кызылсу можно перевалить простым перевалом (сама река Кызылсу течет в каньоне и там дороги нет). Надо сказать, что мы здесь не первые, но можем сказать точно – проехать мимо очень легко. Я бы все же дал ориентир – после Сарыташа километров 30, проезжаете хороший мост через какой-то ручей – и сразу за ним – съезд, причем вначале – чуть назад. Ехать первой же колеей на восток не надо – нужно какое-то время проехать на юго-запад и затем свернуть на восток по довольно слабо выраженной колее. Проехать можно 20-25 км, но трасса та еще, так что занимает эта езда от тракта часа полтора-два. В 2005-м году мы подъехали до высоты 3680, в 2-3 километрах от перевала Транспортный 1А. Другие группы здесь высаживались и на 5-10 км раньше (А. Новик, А. Никоноров) – все зависит от водителя. УАЗ местами цепляет брюхом за камни и т. д.

Пройденные перевалы

Так что же здесь есть пройденного?

В первой туристской экспедиции, охватившей весь район (руководитель А. Новик) была пройдена нитка: р.Карасу – пер.Транспортный 1А, 4200 – лед.Восточный Кызылсу – пер. Ворота Нуры 2А, 4800 – пер."Четырех мандаринов" 2Б, 4700 – траверс в.4812 2Б – лед.Нура – траверс п.Заря Востока 3Б, 6349 – лед.Восточный Кызылсу – пер.Александра Зотова (6015)+п.Чорку (6283, рад.) 3Б –– пер.Маркансу (3А, 5800 – траверс п.5917 3А – пос.Сарыташ

Все препятствия, кроме пер.Транспортный (1А), пройдены впервые.
Отчет >>

Затем группа под руководством А. Лебедева в конце похода 6-й к.с. совершила первое сквозное прохождение перевала Четырех ледопадов 3А.
Отчет >>

А группа под руководством Бориса Малахова в 2003-м году прошла с востока на запад, начав с пос. Нура: Пос.Нура - пер.Злая осыпь 1А, 4173, п/п - пер.Тяжелых раздумий 2А, 4289, п/п - пер.Предвершинный 2Б, 4817, п/п - пер.Безымянный радиально, 2А, 5104,п/в - пер. 4-х Ледопадов 3А, 5555 - пер.Архар 2А, 4791 - пер.Корженевского 3Б, 5422, п/п - пик Ленина 3А, 7134 - пер.Путешественников 1А, 4128 - а/л Ачик-Таш.
Очень хороший поход.
Отчет >>

В том же 2003-м году группа из Новосибирска под руководством Ветлужских В. Д. зашла в начале похода в этот район, пройдя несколько перевалов: р.Кызылсай - пер.Пограничников 1Б, 4760 - пер.Архар Ложный + Архар2А, 4796 - застава Бардоба…
Это почти стандартный вариант захода в район во времена СССР. Архар ложн. – вероятно, первопрохождение, позволяющее «срезать угол» на подходе к пер. Архар.
Отчет >>

И 2005-й год. А. Никоноров, Москва: Пос. Сарыташ – пер. Транспортный 1А – пер. Пропавшего ледника 1А п/п – пер. Альпиндустрия Джест 1Б, п/п – пос. Нура – пер.Нюра 2А, п\п – пер.Нова Тур 1Б, п/в, рад. – п.Белый 2Б, п/в, рад. – пер.Предвершинный 2Б, второе прохожд. – пер. 4х ледопадов 3А – пер. Кичкесу+пер. Олега Стрельникова+пер. Виктора Капанина 3А, п/п – пос.Бордоба. А. Джулий, Москва: Верховья р. Карасу – пер. Транспортный 1А 4100 (челнок грузов) – лед. В. Кызылсу – пер. Нура 3А 4760 п/п – лев. приток р. Нура – эвакуация вертолетом – заезд верховья р. Карасу – пер. Сырт 1А 4050 п/п – пер. Карасу 2А 4380 п/п – лед. В. Кызылсу – гребень в. 6096 до высоты 5700-5800 и обратно – пер. Экспедиционный 1Б 4200 п/п – верховья р. Карасу.

Это, естественно, маршруты последних лет. А из ранее пройденных перевалов можно лишь добавить несколько в западной части. В северных отрогах – это перевал Бардоба 2А, Солнечный С. 1Б*, Кичкесу 2Б, и в главном хребте – Обзорный 2А, Томского ПИ 2А. Имеются еще несколько перевалов с названиями на этом участке хребта, но какой-то достоверной информации по их прохождению нет. Достаточно полноценную информацию по перевалам района с картами, перечнем и информацией о прохождении собрал Андрей Лебедев на сайте турклуба МАИ (карта - листы 43-15, 43-16). Там же можно найти ссылки на имеющиеся в Интернете описания/отчеты по району.

***

Теперь попробую дать короткую характеристику пройденным перевалам, хотя по приведенным ссылкам можно посмотреть практически все описания пройденного в этом районе.

В крайней восточной части хребта и его северных отрогах (восточнее и южнее – Китай), пройдено несколько несложных перевалов в районе п. Белый.


Зачехленный язык ледника 1-го левого
притока р. Нура
Первым был пройден здесь перевал Четырех мандаринов 2Б – с небольшого ледника через отрог, параллельный Заалайскому хребту. Ведет на ледник Нура, может использоваться на этапе акклиматизации. С севера взлет – снежно-ледовый, а на ледник Нура спускается осыпь.

Далее – траверс п. 4812 2Б – пройден в главном хребте, при попытке подняться на п. Иркештам. Чисто снежно-ледовый, так же может оказаться полезным на этапе акклиматизации, тем более, что ведет он с ледника Нура на него же.

Перевал в Китай, на который радиально поднялись в начале траверса, ребята назвали Великий путь 1Б 4600.

Потом группа Б. Малахова в этом узле прошла перевалы Злая осыпь 1А (осыпной) и Тяжелых раздумий 2А (ледово-осыпной, по описанию наибольшие неприятности доставляет конгломерат на его западном склоне). Названия перевалов говорят и об их характере.

Непосредственно под пиком Белый, в его восточном отроге, А. Никоноров прошедшим летом прошел перевал Нюра 2А. Перевал простенький, скорее 1Б. Также группа совершила первовосхождение на п. Белый из южного цирка, маршрут 2Б к. тр. На этом участке хребта и его отрогов можно пройти еще несколько более-менее интересных перевалов, для разнообразия, хотя особой нужды в этом нет – вот если бы разрешили заходить на Китайскую сторону – тогда было бы интереснее.

Далее можно посмотреть перевалы бассейна ледника Нура и реки Нура и ее притоков.


Заря востока 6349 и перевал Предвершинный
2Б. Вид с левобережной морены лед. В. Кы-
зылсу, от озера в среднем течении (после
спуска с пер. Карасу 2А)
Интерес здесь представляется лишь участком главного хребта от п. Иркештам до п. Заря востока, и двумя большими отрогами, параллельными главному и разделяющими ледник Нура и первый левый приток р. Нура, и этот же приток с Алайской долиной. Эти два параллельных отрога ответвляются от северного отрога главного хребта, идущего от вершины Заря востока.

Как уже выше отмечалось, в главном хребте пройдено два восхождения, одно из которых – траверс п. Заря востока (3Б, 6349). Придумать здесь еще что-то вполне можно, как например, первовосхождение на п. Иркештам. Сквозных перевалов здесь пока не предвидится, так как с противоположной стороны – Китай. Что же касается параллельных отрогов – там как раз практически ничего не пройдено, а можно пройти немало интересных перевалов (на мой взгляд, не менее 6-8 сложностью от 2А до 3Б, не считая совсем простых).

Пока что в этих отрогах пройдено: перевал Предвершинный 2Б (неплохая 2Б, хотя и односторонняя, пройден на сегодня дважды, оба раза – с ледника Нура на ледник В. Кызылсу). Определяющая сторона – западная, в сторону ледника В. Кызылсу.


В центре – перевал Предвершинный 2Б
с запада, с ледника В. Кызылсу. Правее
– в. Заря востока.

Вид на верхнюю часть западного склона
перевала Предвершинный 2Б сверху, с гребня
в. 6096. На заднем плане – склоны северного
борта ледника Нура с еще не пройденными
седловинами.

Севернее – перевал Ворота Нуры 2А (снежно-ледовый, так же чуть сложнее с запада) и Нура 3А (ледово-скально-осыпной – описание ниже). Эти два перевала соединяют ледник В. Кызылсу с ледником первого левого притока р. Нура.


Снежная седловина справа – перевал Ворота
Нуры 2А. Левее, через вершинку – профиль
северного склона перевала Нура 3А.

Перевал Ворота Нуры 2А (слева) и Нура
3А с востока, с ледника 1-го левого
притока р. Нура.

Не пройденные седловины. Ледопад и возможный
перевал 3А-3Б на ледник Нура с ледника
1-го левого притока р. Нура.

Не пройденные седловины. Возможные перевалы
3А-3Б на ледник Нура с ледника 1-го
левого притока р. Нура

Еще севернее – два перевала: Пропавшего ледника 1А и пер. Альпиндустрия Джест 1Б. Они ведут с ледника В. Кызылсу через короткие отроги на восток в сторону п. Черный, при спуске с их цирков вниз, на север, попадаете в алайскую долину, где по сыртам можно идти в любую сторону, в т. ч. в пос. Нура. Все эти перевалы имеют ориентацию запад-восток. А в направлении север-юг можно пройти еще много перевалов, причем весьма полезных для освоения района и построения здесь маршрутов. Наиболее интересные из них – возле п. Черный (с каждой стороны – 1-2 седловины, с юга по сложности 2А-2Б, на одну из них начинала подъем с севера группа А. Никонорова, но у них заболел участник), и несколько седловин, ведущих в верховья ледника Нура (см. несколько фотографий в фотоальбоме).

Не пройденные седловины. Участок южных цирков в р-не западнее п. Черный

Далее на запад идет уже бассейн ледника и р. Кызылсу. Опять же, перевалы здесь пройдены в главном хребте и его северном отроге, который в нескольких километрах от главного разветвляется на довольно длинные отроги в западном и восточном направлениях. Они, в свою очередь, имеют еще северные отроги с приличным оледенением. Пройдено в главном хребте – перевал Александра Зотова (с седловины перевала Четырех ледопадов вверх по гребню и далее на юг, но с юга он пройден лишь до верхнего цирка – что ниже, можно лишь предполагать, возможно усложнение перевала за счет ледопада. В северном отроге – перевал Четырех ледопадов 3А* - это явно перевал, по сложности более близкий к 3Б, пройти его менее, чем за 3 дня маловероятно, все прохождения были дольше. Хороший перевал.


Перевал 4-х ледопадов 3А* с
востока, с лед. В. Кызылсу

Перевал 4-х ледопадов с запада, с лед.
Пр. Кичкесу. Виден взлет перевала А. Зотова –
гребень с пер. 4-х ледопадов, п. ТуркВО

Далее с лед. В. Кызылсу идет большой участок не пройденных седловин (на одну из них радиально поднималась группа Б. Малахова).


Не пройденные седловины.
Южные склоны возможных перевалов
северного борта лед. Кызылсу В. Слева
на право – в. 5101, 5100, 4928.

Не пройденные седловины. Южные
склоны возможного перевала северного борта
лед. Кызылсу В, восточнее в. 4928.


Река Кичкесу, стрелка ледников Пр. Кичкесу,
Пограничников и ледника между ними.
Р-н седловины №50 (снежные склоны).
В самой восточной части отрога, где он вновь плавно поворачивает на север, пройдены перевалы Транспортный 1А (ос.), Экспедиционный 1Б (ск-ос), Карасу 2А (сн-лд), и Сырт 1А (ос) – этот уже как раз по сыртам на подходах (описания см. ниже).


Заалайский хребет с Алайской долины.
В центре – п. Чорку (левее) и п. ТуркВО (правее)
Дальше на запад уже снизившийся Заалайский хребет с пиками ТуркВО, Пограничник, и множеством перевалов, некоторые из которых пройдены. Это как раз узел, который изредка посещался и до развала СССР.

Следует обратить внимание, что на участке хребта, граничащем с Таджикистаном, имеется множество не пройденных седловин. Причем наиболее «аппетитным» из участков представляется р-н п. Курумды как раз с ледника В. Кызылсу – сквозного прохождения (кроме уже упомянутого перевала А. Зотова) нет ни одного.


Вершины 6384, 6096 и ее сев. гребень –
м-т на п. Курумды
Просится очень реальная 3Б* через в. 6096, которую мы не дошли в 2005-м году (описание см. ниже).

Подъем совпадает с основной частью маршрута первовосходителей на п. Курумды, спуск – пока неизвестен, по графике – довольно пологий ледник, значит, реален ледопад. К сожалению, эту часть глазами мы так и не посмотрели.


Заалайский хребет с гребня п.6096.
В. Курумды Зап. и в. 6182
Еще один вполне реальный и очень непростой вариант просматривается немного западнее, через в. 6182, по гребню, в верхней части слабо выраженному. Подъем здесь начинается с первых трех ступеней перевала Четырех ледопадов. Ожидаемая сложность – 3Б*. Время на прохождение – не менее 4-х дней.

После перевала А. Зотова дальше на запад, уже с ледника Пр. Кичкесу и далее – много интересных, в т. ч. не пройденных, седловин. Несколько из них радиально и в траверсе посетил А. Никоноров в 2005-м году, дав им предварительные названия (О. Стрельникова, В. Капанина). Оценка, соответственно, категорий этих перевалов дана на глаз, и они еще ждут своих первопроходцев. В. Капанина – это №50 по карте 43-15, О. Стрельникова – рядом, чуть северо-восточнее.


ТуркВО, 5917, 5408 (в сев. отроге). Между 5917
и 5408 – перевал Кичкесу 2Б.
Из интересных уже пройденных перевалов остаются перевал Маркансу 3А – снежно-ледовый, пройдены только перевальные склоны, что ожидает с любой стороны при спуске на ледник Курумды – неизвестно. Затем 3А – траверс в. 5917, также снежно-ледовый, так же южная сторона пройдена лишь в верхней части. На спуске на север (да и немцами при первовосхождении на 5917) был пройден западный склон перевала Кичкесу 2Б. А в 2005-м группой под руководством А. Никонорова была пройдена его восточная сторона (также сн-лд). Таким образом, перевал можно считать пройденным в несколько приемов.

Можно заметить, что, по крайней мере, в южных отрогах таджикской стороны хребта (т. е. от п. Заря востока и до Памирского тракта) можно пройти еще какое-то количество перевалов различной сложности, аналогичных пройденному перевалу Маркансу.

Ну и несколько слов о вершинах.


В. 5917, р-н седловины № 50
Объектов для восхождений, интересных и не очень, здесь много, на вершины чуть ниже 6000 м. Но стоит отметить несколько очень привлекательных, на мой взгляд, объектов.


Заалайский хребет с ледника В. Кызылсу
от в. 6384 до в. 6182
В первую очередь это в. 6564, с предварительным названием Курумды Зап. Интересный маршрут на нее – это предложенный выше вариант подъема на перевал через 6182. Или по гребню главного хребта, довольно длинными траверсами. С востока от Курумды – это не пройденная вершина 6384, на которую хотели подняться ребята из МАИ, а затем мы. Остается еще несколько менее значимых 6000-ков. Возможно и на пике ТуркВО никого еще не было.

Вот собственно, и все.

Прим. редакции: читайте на M.RU: "6613". Первовосхождение на пик Курумды, Михаил Михайлов, г. Бишкек

Далее привожу описание (отчет) своего неудавшегося маршрута 2005-го года – надеюсь, некоторые из этих описаний еще немного дополнят этот обзор и окажутся кому-нибудь полезными.

Далее >>


Написание отзыва требует предварительной регистрации в Клубе Mountain.RU
Для зарегистрированных пользователей

Логин (ID):
Пароль:

Если Вы забыли пароль, то в следующей форме введите адрес электронной почты, который Вы указывали при регистрации в Клубе Mountain.RU, и на Ваш E-mail будет выслано письмо с паролем.

E-mail:

Если у Вас по-прежнему проблемы со входом в Клуб Mountain.RU, пожалуйста, напишите нам.
Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2024 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100