Горы мира > Крым > Морчека

Автор: Анатолий Гениуш, г. Севастополь

Морчека. ДЛС - двадцать лет спустя

Анатолий Гениуш (Севастополь) представляет альпинистской общественности новый маршрут на Морчеке – ДЛС - (Двадцать лет спустя) – первопрохождение 6Б к.тр. Начат в июне 2005 года в связке с Сергеем Ковалевым из Житомира и окончен 3 июня 2006 г. в связке с Алексеем Жилиным из Одессы. Его прохождение приурочено к 20-летнему юбилею со времени прохождения мною предыдущего маршрута 1986 года ( кстати, оконченного, как и этот , также с Лешей Жилиным, так что юбилей у нас обоих. Со Щербаковым я лишь повторял его в 1988).

Маршрут пройден в классическом альпинистском стиле снизу-вверх. Общее время, затраченное на прохождение – примерно 5 полных рабочих дней (около 45 часов). Общая протяженность – примерно 260-280 метров, 6 веревок по 45-60 м. (6-я веревка – не в счет)

В настоящее время является одним из самых сложных и интересных на стене. Можно даже говорить об уникальности, которая состоит в том, что при сложности, сопоставимой с маршрутом «Мачомбо», он является полностью новым от земли до яйлы.. Лишь 15-20 метров всего пути не являлись первопрохождением. И достаточно логичным: лишь 22 шлямбурных крюка на маршруте, и тех больше,чем нужно.

Участок R-R0. Маршрут начинается от большой сосны 10 м левее и ниже начала маршрута «Бровь». Трудное лазанье, вначале между стеной и сосной, приводит на полку с «живыми» камнями. Страховка – за крючья или сосну.

Участок R0-R1. С полки выход влево на зеркало стены к шлямбурному крюку 2 м лазаньем. Далее –И.Т.О. Левее шлямбура вверх уходит трещина , по которой движение на крючьях 5 м, затем переход влево 1 м на закладке и двежение по другой трещине вверх и чуть вправо до шлямбурного крюка 7-8 м преимущественно на мелких стопперах, иногда-крючьях. Через 3 м –еще один шлямбурный крюк, затем влево вверх 4-5 м до мощного шлямбура.

Участок R1-R2. От большого шлямбура вернуться вправо 2 м и двигаться прямо вверх по слегка нависающей глухой щели ( скай-хук, средние закладки, крючья). Крючья идут плохо и метра через 2 приходится выходить на ненадежном крюке. Далее движение на закладкух среднего размера по параллельным щелям до выхода через перегиб несколько метров, затем лазаньем 3 метра до полки, на которой ложится небольшой стоппер и далее лазаньем влево вверх еще 2 м до вертикальной трещины (крючья). Еще 2 м лазанья вверх влево приводят к 3-метровой плите под небольшим карнизом. Лазанье трудное В правой части плиты- вертикальная щель с корявыми краями. По ней на мелких стопперах подъем 2м под карниз в правой его части. Карниз обходится справа на крючьях и далее 7-8м сначала трудным, а затем – средней сложности лазаньем выход на 1-й пункт маршрута «Бровь». Длина веревки -50 метров. Промежуточный пункт можно сделать на большом шлямбуре в 30 метрах от земли.

Участок R2-R3. 1м левее пункта начинается щель, заросшая травой. По ней движение трудным лазаньем вверх и немного влево 15-18 метров до шлямбура. Страховка за средние закладки и крючья. Крутизна -65 гр

Участок R3-R4. Со шлямбура выход влево на рельефный скай-хук, на нем выход на последнюю ступень лесенки и можно чуть правее заложить боком мелкий стоппер. С него с последней ступени высокий скалолаз может дотянуться до кармана слева вверху, куда можно забить в землю не очень надежную морковку. Спортсмену пониже нужно забивать крюк ниже и левее. От морковки еще 1,5 м влево верх забивается обычный хороший крюк. В этом месте маршрут соприкасается с моим маршрутом 86 года. Далее 3м вверх к мощному шлямбуру и от него очень трудным лазаньем 8-9 метров вправо вверх под рассеченную часть карниза «Бровь». Эти 8-11 метров не были первопроходом.

Участок R4-R5. 2-метровая вертикальная плита под карнизом проходится на шлямбурных крючьях. Далее движение через карниз, общий вынос которого достигает 1,5 м. Со шлямбура можно достать до оставленного швеллера, далее движение на закладках до вершины монолитного откола, на котором можно сделать висячий пункт.Очень сильный скалолаз может пролезть карниз свободным лазаньем ( 7в-7с) Ниже вершины откола в 1,5 метрах забит спусковой шлямбур. Для удобства этот пункт лучше перенести на 3-4 метра влево на полку и сделать его на закладках. Длина 2- й веревки около 45 метров.

Участок R5-R6. 3-я веревка начинается с вершины откола очень трудным лазаньем влево вверх 4 метра по неявным желобам до кармана, в который можно забить швеллер или толстый крюк. Опор для ног нет. Страховка за фрэнд, эксцентрик. Далее 3,5 м траверс влево на плохих крючьях до выступа, от которого 2-3 м вверх лазаньем к шлямбуру ( для страховки-ненадежен) . Со шлямбура через крюк выход к началу большого откола со щелью. По отколу вверх и чуть вправо 6-7 м. нетрудного лазанья под небольшой карниз. От карниза начинается гладкая плита.

Участок R6-R7. Выход на плиту на рельефном скай-хуке, с последней ступеньки достать мощный шлямбур. Со шлямбура дотянуться до дырочки под скай-хук. Невысокому скалолазу может понадобиться «удочка» (удлинитель) чтобы поставить скай-хук. На скай-хуке выход на последнюю ступень и далее очень трудным лазаньем ( можно на рельефных скай-хуках) 3 м. до следующего шлямбура. Крутизна -65-70гр. От предыдущего шлямбура около 6 м. Далее вверх по трещине ,уходящей влево вверх 5 м до небольшой полки в начале выполаживания. Движение и страховка на мелких стопперах и крючьях.

Участок R7-R8. С полки простым лазаньем вверх влево по внутреннему углу 6-7 м. до верха откола, а затем простым лазаньем вправо вверх по наклонной полки выход к третьему пункту через 8 метров. Пункт на полке на закладках. При желании можно подлезть 3-4 м выше вправо и организовать пункт на пункте маршрута «Бровь» на 2-х мощных шлямбурах.

Участок R8-R9. Следующая, 4 веревка является самой сложнолй и самой длинной на маршруте. С пункта на закладках 1м вверх, заложить закладку и полу-маятником траверс влево 6-7 м по гладкой плите без зацепок. Очень трудным лазаньем (маятником) добраться до трещины под отколом, забить в нее крюк и через него выйти на небольшой откол. Крутизна -60-65. По отколу лазаньем вправо вверх 2-3 м в слабо выраженную мульду под вертикальной стеной. В правой части мульды –последняя трещина перед гладким участком стены. Сюда забивается крюк. Далее – И.Т.О. до конца веревки.

Участок R9-R10. С крюка движение влево вверх на рельефном, затем дырочном скай-хуке к шлямбуру через 3-4 м. Опасное место (!) из-за более пологого рельефа внизу. Вместо дырочного скай-хука можно использовать свой шлябур с короткой съемной втулкой (многократного использования). Крутизна 85-90 гр. Со шлямбура на скай-хуке переход 2м влево на короткую щель-раковину. Можно использовать закладку и крюк, лучше-якорный. 1-1,5 м выше –еще одна такая же раковина под мелкие стопперы и крючья. Следующие 4-5 м – ключевой участок этой веревки и всего маршрута.
1,5м выше раковины можно забить небольшой якорный крюк в трещину, длиной 2-3 см. С него 1,5 м влево вешается рельефный скай-хук, на котором выходить на последнюю ступень лесенки. Крутизна 80-85 гр. С этого положения высокий скалолаз может дотянуться до гудящего откола и забить в его нижней части морковку или большой швеллер с ухом. Скалолазу ниже 185 см придется вешать еще один, менее надежный рельефный скай-хук и дотягиваться до откола с него. До шлямбура –последней надежной точки страховки – отсюда около 6 м. Нельзя сильно забивать крючья в откол, в нем может пойти трещина и прохождение станет проблематичным.
Далее движение по отколу 2м вверх, затем переход вправо на следующий, крепкий откол, где можно сделать достаточно надежную страховку (крюк, закладка) Переход – на коротком толстом крюке, забивается в дырку на плите между отколами. С этого откола можно дотянуться до следующего, немного гудящего и забитого землей. Здесь можно забить 1-2 « морковки» средней надежности и заложить средний , слабо надежный «фрэнд». Далее нужно дотянуться до маленького косого карнизика, под который забивается крюк. С него выход к дырке округлого сечения, в которую можно забить укороченную «морковку» или v – образный крюк на 3-4 см, с которого дотягиваешься до шлямбура.

Участок R10-R11. От шлямбура вверх к карману, куда забиваются крючья и закладки, Далее – к следующему карману чуть вправо движение на крючьях. От этого кармана на дырочном скай-хуке выход к шлямбуру. Со шлямбура движение на скай-хуках по дыркам до следующих 2-х шлямбуров, а от них – снова на скай-хуках еще к одному шлямбуру. Крутизна -85-90 гр. После шлямбура - карман, в который ложаться надежные небольшие закладки.
От кармана, используя крошечный откол слева, движение на скай-хуках 3 м вверх влево к щели, а по ней вверх 2-3 м на крючьях и закладках В конце щели можно заложить надежные закладки. Далее –переход вправо вверх к большому карману с травой. На переходе забит шлямбур. Здесь можно сделать промежуточный пункт.

Участок R11-R12 . Со шлямбура в нижнюю часть кармана вешается большой скай-хук, на котором выход на последнюю ступеньку и дотягиваешься до 2-х маленьких кармашков чуть выше большого. Сюда хорошо ложаться крупный стоппер и средняя гекса.. Далее через крюк выход вправыо вверх еще к двум карманам. В больший карман сверху вниз забит полу-метровый анкерный крюк безупречной надежности. От него движение на скай-хуках вверх и чуть влево 5 м до шлямбура. Крутизна 65-70 гр. Расстояние между дырками большое. Со шлямбура очень тудным лазаньем ( или на ненадежных рельефных скай-хуках) 3,5 м влево вверх до верха слабо выраженного откола, чуть выше которого забита надежная нестандартная стальная морковка (оставлена) . 2 м выше слева оставлен стальной кассиновский швеллер исключительной надежности. На этих крючьях висячий или полу-висячий пункт. Между ними ложатся надежные мелкие, средние стопперы.

Участок R12-R13 5-я веревка начинается выходом на рельефный скай-хук справа. С него достаешь шлямбур. Со шлямбура опять нужен высокий рост , чтобы дотянуться до дырки под морковку или швеллер. Далее- свободное трудное лазанье 6 м под карниз, утыканный фантиковскими крючьями. Под карнизом можно заложить среднюю гексу и ненадежный фрэнд

Участок R13-R14. От начала карниза 8-9 м маршрута совпадают с маршрутом Ю.Лишаева «Бровь по башне». 2м движения по забитым крючьям,(1-й –шатается!) затем влево в небольшой откольчик забивается малонадежный крюк. После него – вверху отлично становится «морковка», работает за счет положения. После нее –надежный крупный стоппер. Далее - снова выход на старые крючья. Выше них рекомендуется использовать якорные свои крючья. Далее движение на дырочных скай-хуках вверх и влево до появления коротких трещин 2-3 м. Здесь – последние крючья , забитые Лишаевым перед траверсом влево.

Участок R14-R15 . 0,5 м выше них оставлена надежная стальная морковка, а за ней – кованный кассиновский крюк. В следующем кармане справа вверху оставлен мелкий стоппер , после которого выход в большой карман с наклонной травянистой полкой. Здесь оставлен швеллер с тросиком Выше кармана на переходе вправо – шлямбурный крюк. Можно сделать промежуточный пункт. От шлямбура = движение вправо вверх от кармана к карману, рельеф богат местами под средние и крупные закладки. Крутизна 65-70, движение преимущественно на лесенках.. 4 метра не доходя до куста переход в лазание выше средней сложности до куста в правой части маршрута.

Участок R15-R16. От куста движение влево вверх по щели на закладках 3 м до шлямбура. Используются фрэнды и эксцентрики, надежность невысока.
Со шлямбура траверс влево на скай-хуках 3 м , затем со скай-хука выход лазаньем на полку с выполаживанием. Здесь для страховки нужны крупные закладки и короб.

Участок R16-R17 . С полки траверс влево 3м по гладкой плите 40 градусов, на трениии., затем 7-8 м простого лазания вверх и вправо к дереву, на котором последний, 5-й пункт..

Участок R17-R18. Последняя 6-я веревка идется лазанием средней сложности – влево, затем вверх 15 метров, выход за перегиб и далее простым лазанием вверх по склону к большому плоскому камню на травянистом склоне, чуть выше и левее которого можно организовать страховку второму за большую проушину между двумя камнями. Здесь м-т заканчивается.

Примечание.: На маршруте забито 22 шлямбурных крюка, из которых 4-5 крючьев -«дополнительные» (лишние), забиты с различными целями (спуск, перестежка и пр.) В это количество не включены шлямбура на 1 и 3 пунктах «Брови», а также – 2-3 шлямбура на 2-й веревке в месте соприкосновения с моим маршрутом 86 года.
Убедительная просьба к последующим восходителям не портить маршрут забивкой своих шлямбуров. Это - сквернейший проступок в альпинистском мире. Тех что есть вполне достаточно для «стратегической безопасности».
Просьба также на выбивать оставленные крючья и не оставлять своих без крайней необходимости. Это – такое же правило этикета.
Наконец, прошу по возможности не бить крючья там, где можно пользоваться закладками. Давайте сохранять хоть частично структуру рельефа в первозданном виде и не усложнять движение будущих восходителей.
Посмотрите, как избиты нижние веревки «Мачомбо»!

Перед выходом на этот маршрут рекомендую иметь опыт восхождений на «Скай-вэй» и «Бровь».