Горы мира > Крым > Кильсе-Бурун

Автор: Александр Кузмицкий

Большой Кильсе. Маршрут «Классика» 4Б/5А к.с.

Читайте на Mountain.RU статьи Александра Кузмицкого:
Размышления о горах
Новости с Уарч-Каи
Рiдна медицина!
"Белый квадрат" 5Б/6А F6c, A2, 300м - Сокол, Крым
Доломиты
Малый Кильсе. Маршрут "через откол Перо" 5А
На Большом Кильсе маршрутов, прямо скажем, немало. Если посмотреть описания А. Брынзы по этому массиву, то может просто зарябить в глазах. Но маршрутов, которые ходят регулярно и с удовольствием, - единицы. Одним из таких общепризнанных «любимцев» является маршрут «Классика». Он расположен в правой части массива, прямо над домиком Романовского, который стоит возле верхней ялтинской дороги.

Домик Романовского

От дороги подход под маршрут занимает не более 5 минут. Эта часть массива Б. Кильсе имеет очень характерный рельеф в средней части стены – эдакую наклонную «взлетно-посадочную полосу». Как раз через нее, по одной из щелей, и проходит маршрут. Линия маршута очень красива, поскольку фактически является диритиссимой, что при прохождении доставляет эстетическое удовольствие. Так что всем любителям эстетики и просто хороших маршрутов – рекомендуется.

R0-R1: 50 м, 6а+ *. .Вертикально вверх 25 м красивым надежным лазанием вдоль скалолазной дорожки. Часто приходиться уходить вправо к шлямбурам и потом вновь возвращаться в путеводный внутренний угол. Можно лезть и не используя шлямбура, по внутреннему углу с небольшой щелью, но это существенно сложнее, ибо придется с лазания бить крючья и вообще напрягать тело. Правее есть еще несколько скалолазных трасс (для тех кто хочет «размяться» перед восхождением). После перегиба лезть вправо простым лазанием до большой сосны. На ней - станция.

R1-R2: 55-60 м, н/к. Верх по сильно разрушенным скалам меж деревьев. На одном из деревьев станция. Как вариант – уходить влево, до основания внутреннего угла и только потом вверх (если идти вариант маршрута через внутренний угол на фото он показан пунктиром).

R2-R3: 45-50 м, 5b. Вправо-вверх до уходящей вверх щели, а по ней вверх. В целом лазание очень простое («двоечное»), но есть один небольшой участок с вылазом «через пузо». Вот там где-то и есть участок лазания 5b. Станция не очень удобная, на дереве, но для двоих сойдет. Можно станцию делать метров на 6-7 выше, на можжевельнике, но суть та же.

R3-R4: 30-35 м, 5с. Вверх по щели, страховка своя (закладные, френды), организуется легко. Станция справа от щели на полке, на шлямбурке и морковке.

R4-R5: 50-60 м, 6а. Вверх по щели до полки простым лазанием затем продолжить движение вверх по щели. Страховка своя, организуется легко. Потом налево выход на покатую полку, через неприятный угол (аккуратно, живые камни!) с проблематичной страховкой. Отсюда до огромного «рыжего вывала» 10 метров. Можно делать станцию там, а можно пройти еще 8-10 м и делать станцию на «жандарме» на подклиненных больших камнях. При прохождении этой веревки первому нужно быть очень внимательным, чтобы не скинуть что-нить на беззащитного товарища снизу.

R5-R6: 40 м, н/к. Переход влево по системе полок, с равномерно воткнутыми деревьями, до гиганского можжевельника в конце. Переход красив и приятен. Для безопасности второго несколько точек все же положить надо...

R6-R7: 35 м, 6а. От станции на большом можжевельнике немного вернуться назад по полке и лезть прямо вверх по вертикальной щели. Ориентир – лысое дерево. Страховка с лазания, по больше части своя. После щели направо вверх до ключа на 25-28 метре. Он представляет собой поднависающую щель, которая проходится лазанием (6а...а+) в откидку. Сия щель выводит на полку перед началом камина. Здесь станция на 3-ех имеющихся крючьях (дерьмовенькие) + своем железе.

Станция после ключа
R7-R8: 40 м, 6а. Вертикально вверх 6-8 м по камину (есть два крюка), затем аккуратный переход направо на стенку, и по ней более простым лазанием вверх до следующего камина. Это даже не камин, а огромная щель, образованная стенкой и отколовшимся от нее огромным плоским камнем. Так что приходится либо забиваться в эту щель, либо лезть прямо по висящему в воздухе острию камня... Страховки нет. Станция на плато.
* Здесь и далее: указывается максимальная «пиковая» сложность свободного лазания на веревке. (Понятно, что есть некая субъективность в оценке этой самой сложности… Сколько людей столько мнений).
Рекомендованное снаряжение:
Веревка 55-60 м, 14-16 оттяжек, полный набор закладок, очень желателен набор френдов (большие размеры могут пригодиться), 3 большие и 3 маленькие петли. Молоток и крючья не нужны.
Общее впечатление:
Хорошая 5А, с разнообразным интересным лазанием. Ключевые веревки: 1-ая и 8-ая. Особенно хороша последняя веревка, где выход на яйлу идет по косой нависающей плите, по ее острию.

В целом марштут довольно безопасный и может быть хорошей разминкой перед чем-то более сложным. Среднее время прохождения 4-5 часов.

P.S. Спасибо ребятам из магаза «Ледниковый период» за поддержку и веру в различные мои прожекты.

Кильсе Бурун маршрут "Классика"

Кильсе Бурун маршрут "Классика". Маршрут впервые прошли в мае 1962г симферопольские скалолазы Л.Борисенко, К.Аверкиев и С.Фролов