Горы мира > Крым > Замок

Авторы: Полтавец Евгений и Сипавин Валентин, Харьков

Прохождение маршрута «Соколиный»

Крым, гора Замок. Маршрут «Соколиный», 6А (м-т Ю. Лишаёва, 1985)
В апреле 2006 года на маршруте заменены шлямбурные крючья. На промежуточных точках установлены «Kong» (d=10мм, l=50мм) на станциях R1 и R3 - пары: «нокс» «Kong» (d=12мм», l=90мм) + «Kong» d=10мм, l=50мм.

Валик
Маршрут проходит по центру стены, по щели, рассекающей Замок снизу доверху, и выглядит издали супермегалогичным. С дороги сразу в глаза бросается обилие растительности на маршруте. Картина кажется немного необычной: стена «стоит», иногда даже нависает, щели вертикальные, полок с землей не видно, а травы зеленеют…

Если перед вами маршрут долго не ходили, то его сложность возрастает, а скорость прохождения, соответственно, падает.

Во многих местах, где можно идти лазаньем, приходится двигаться на ИТО, безжалостно дергая кусты и вычищая щели от земли (после прохождения каждой веревки первого бастиона вся одежда лидера, железки и лицо были в земле, и он напоминал скорее доблестного шахтера).

Вот такое тут было

Но полоть нужно, ибо за густой растительностью скрываются отличные щели под страховку и зацепки, а, главное, становится видно, куда ставить ноги, и меньше вероятность вымазать скальники об сочную зелень. По этому поводу я даже выработал несколько правил. Дергать траву, особенно с лазанья, следует вниз, а не от стены, потому что при вырывании очередного «прочного» растения можно полететь вместе с ним. Важно не вымазать руки в сок, так как они становятся очень скользкими. Также важно сдувать землю, нападавшую на полочки при прополке, потому что ставить ноги на грязь чревато. Иногда куст не поддается, и его приходится вращать до победного хруста.

На страховке

В одном месте (выше пещеры) я взялся рукой за выступ и принялся полоть зелень вокруг него. По окончанию работы я испытал сильное чувство страха, так как увидел, что держусь за живой камень, который не вылетел лишь потому, что я грузил его четко вниз, а не от стены. После восхождения мы проходили по дороге под Замком к своей палатке. В глаза сразу бросились изменения на стене. Вертикальные грядки, возделанные щедрой рукой создателя, исчезли. Щели казались чистыми и радовали взгляд.

Скорее всего, весна – самое неподходящее время для прохождения маршрута. Зелени слишком много и она очень сочная. Думаю, что осенью или зимой, когда весь этот аграрный беспредел засыхает, лезть проще. Но, без сомнения, лучше всего идти за какой-либо командой, так сказать, по свежим следам.

Еще одним отрицательным моментом на маршруте является обилие «живья». По сравнению с «Соколиным», маршруты на эту же гору - «Чапа-Чапа» и «Через пещеру» - гораздо приятнее. Особенно богаты в этом плане вторая веревка (вся), низ третьей и верх четвертой. Камни, летевшие из-под меня на второй веревке, пролетали в опасной близости от страхующего, заставляя Валентина сильно нервничать и ругаться вслух… Один камень все-таки я докинул ему в голову, но дело спасла классная каска Grivel.

По ходу вертикальной пьесы мы заглядывали во все щели в поисках гордой птицы, давшей крылатое название маршруту, но так и не повстречали её. То ли орнитологи из нас никудышные, то ли хищник эмигрировал в другую местность, но кроме улиток и ящериц никто нам из щелей не радовался…

Для прохождения маршрута необходимы классические средства страховки: закладки, френды, гексы, крючья. Никаких топориков, пломб, скайхуков и прочих элементов «высшего ИТОшного пилотажа» не требуется.

Доброе дело воплотилось в жизнь благодаря Генеральному (он же и Главный, Информационный, Экипировочный) спонсору проекта Харьковскому Экипцентру «Extreme», предоставившему шлямбура и просто классное снаряжение от «Kong», «Millet», «Beal», «Grivel», «La Sportiva».

Замок, описание маршрута «Соколиный», 6А

От дороги по тропе подойти под стену. Станция на дереве, растущем на небольшой травянистой полке.

R0 – R1: 10 м,II,50 5м,IV,75 40м,VI,80-95,A2. С полки влево вверх по несложным пологим скалам (сначала 10м – II, затем 5м – IV) к щели. По щели вверх сначала лазанием, затем на ИТО к шлямбуру (25 метров От него вверх еще 10м к станции. Станция на двух новых шлямбурах «Kong» (один из них –ковенокс) плюс спит. Для блокирования всех точек лучше взять длинную петлю (180см). Станция висячая.

R1 – R2: 45м, VI, 90, A2. На этом участке старайтесь не сыпать «живьём» на нижнего. От станции ИТО вверх (крючья) по щели 5м, затем траверс 2м в правую щель. По ней вверх 5м, траверс в левую щель 3м. По ней сначала лазанием, затем ИТО (крючья) к пещере. В пещере шлямбур. На участке есть старые крючья. Российский альпинист Максим Костров, прошедший «Соколиный» зимой 2005 года свободным лазанием, рекомендует двигаться все время по правой щели. Из пещеры траверс вправо через стенку к щели (в начале траверса в щели в траве есть крюк). Далее по щели вверх лазанием, местами ИТО. Много живых камней. Последние 3 метра к полке заметно легчают. По полке пройти влево к большой сосне. На ней станция. С этого дерева удобно дюльферять в пещеру и на предыдущую станцию.

R2 – R3: 20м,V,80 20–25м,VI,90. С правого края полки двигаться вверх влево по расщелине. Сначала лазанием (20м, V) до конца откола слева. Много «живого», трава. Далее ИТО по щели в белом известняке (большие и средние швеллера, закладки) до нового шлямбура 10–15 м. Затем еще 3 метра до второго шлямбура. От него вправо до живого откола 3 м, затем траверс влево на основную щель и по ней ИТО, с подлазами 5–7м, до станции. Станция под огромным карнизом на двух новых шлямбурах «Kong» (один из них – ковенокс). Старые шлямбура оставлены как памятник первопроходцу. И для контраста.

R3 – R4: 25м,VI–VI-,85–95. От станции вверх по внутреннему углу 4м, далее перевалить через гребешок влево к шлямбуру. От него вверх к большой расщелине. По ней к шлямбуру 3–4 м и, далее, под карниз. Карниз пройти справа (есть 2 крюка) и выйти влево на простые скалы. По ним двигаться вправо вверх на полку со шлямбурами.

Здесь маршрут соединяется с маршрутом «Через пещеру», на котором станции пробиты свежими шлямбурами В. Могилой и А. Жилиным. Страховка: крючья, гексы, френды.

R4 – R5 : 45м,V,80. Вверх по внутреннему углу 15м под карниз, далее траверс вправо 8м в расщелину, по ней на полку.

R5 – R6 : 40м,V-,75. С полки вправо 5м, далее вверх через дерево по щели в направлении большой сосны. Станцию можно делать на ней, можно вылезти 5-7м за перегиб к шлямбуру.

R6 – R7 : 45м,II,45-50. По простым скалам к сосне под стеночкой-карнизом.

R7 – R8: 40м,III+,65. От сосны влево и по стеночкам вверх, к шлямбуру и сосне.

R8 – R9 : 45м,III,65. От станции вверх 15м, затем влево вверх к дереву. Перед деревом стеночки.

R9 – R10 : 40м,IV,80. Вверх по внутреннему углу, далее выйти по полке влево 3м и по стенкам вверх на гребень. По нему вправо к двум шлямбурным крючьям.

Авторы: Полтавец Евгений, Сипавин Валентин (команда ЭЦ «EXTREME» г. Харьков).