Автор: Вероника Сорокина, г. Москва
Фотографии: Руслан Кочетков, Артур Кузнецов, Вероника Сорокина

Я вернулась из Сванетии…

«Давай! Давай! Желаем тебе не разочароваться в гордых сванах!» - слышала я вслед. Хм…Звучит как угроза.... Как только не отговаривали меня от этой поездки друзья, знакомые, родители… И аргументы приводили весьма живописные. Осталось только добавить, что сваны зажарят меня и съедят.

Башни Местии; вид с аэродрома
И морально я была к этому готова. Вот только из головы не выходили строчки из книги «Внизу Сванетия», написанной Александром Кузнецовым в 70х годах: «В Верхней Сванетии живут самые гордые и самые гостеприимные люди на земле…

Сваны неторопливы, сдержанны и вежливы. Они никогда не обидят человека…». Ну неужели автор этой книги, который так много времени проводил в Сванетии, ошибался или пытался кого-то обмануть? Неужели за какие-то тридцать лет все так сильно изменилось?!

Самолет в Местию
В маленьком самолете, похожем на те, с которых сбрасывают парашютистов, мы летим из Тбилиси в Местию.

Вот уже исчезли из виду тбилисские дворики, красные крыши старого города и купола древних церквей.

Тбилиси
Туристов, кроме нас, в самолете больше нет. Чудом распихав багаж по крошечному салону, мы вдруг понимаем, что пассажиров оказалось больше, чем посадочных мест…

Маленькая сванская девочка на коленях у мамы с любопытством разглядывает нашу компанию, разместившуюся на рюкзаках прямо в проходе между рядами кресел.

Примерно через час, вынырнув из облака, наш самолет приземлится на маленьком местийском аэродроме, похожем на футбольное поле.

Сванские башни
Вот мы и в «краю тысячи башен», на родине выдающихся советских альпинистов сванского происхождения, в Местии – удивительно красивом уголке земли, где много лет назад в простой крестьянской семье родился «тигр скал» Михаил Хергиани.

Первое, что бросилось в глаза: суровость и агрессивность сванов как национальная черта характера – это миф.

Сванские люди
Вы не поверите! Но вокруг нас были обычные люди, веселые, доброжелательные, приветливые, немного любопытные… Все-таки русские гости в последние 15 лет – там большая редкость.

Люди старшего поколения очень хорошо понимают русский язык и тепло вспоминают советские времена, когда балкарцы и сваны ходили друг к другу в гости через перевалы, а туристические группы были обычным явлением в Местии.

В Сванетию нас привело два непреодолимых желания: выяснить, где тут можно покататься на горных лыжах и сноубордах, и рассказать об этом удивительном крае другим людям.

Руслан Кочетков за работой
Никто не знал, чем закончится наш лыжный поход, но совершенно ясно было, что у нас есть уникальная возможность увидеть край, наполненный легендами и дыханием прошлого, вершины удивительной красоты, знакомые по книгам и фотографиям, живую историю альпинизма…

Наш лагерь стоял почти под самыми стенами Ушбы. С балкарской стороны к этой горе так близко не подберешься. А здесь она совсем рядом.

Ушба в облаках
Однако все оказалось не так просто. Ушба была совсем рядом, но не показывалась нам на глаза. Спряталась в облака, а облака поливали нас холодной водой.

Тетнульд в лучах заходящего солнца
На следующий день с самого раннего утра солнечные лучи постарались сгладить этот недружелюбный прием, и мы проснулись в окружении волшебных сванских пейзажей. Однако, обернувшись, мы обнаружили, что Ушба, как стояла в облаках, так и стоит.

День прошел в ожидании и закончился созерцанием Тетнульда в лучах заходящего солнца.

И следующий день нас ничем не порадовал… Ушба, как магнит, притягивала к себе облака со всех сторон.

И мы в сопровождении наших сванских друзей Тезо Джапаридзе, Адоли и Михаила Гоштелиани решили спуститься на лыжах и досках в ущелье Легумери.

Подъем

Вот оно, беккантри…

Руслан Кочетков

Не слишком длинный и довольно приятный подъем – и мы у цели. А дальше был незабываемый спуск из двух частей: хорошая и плохая. Хорошая часть – это, как мы привыкли, по снегу на лыжах и досках. А плохая – это в горнолыжных ботинках по скалам, по морене, по сыпухе, по камням… Ну если быть честной, не так уж и плоха была эта вторая часть, просто немного длиннее, чем мы ожидали, и не совсем привычная для лыжников и сноубордистов…

Райдер В. Сорокина

Памятник М. Хергиани
Несколько дней мы провели в Местии в обществе наших сванских друзей. Удивительно, до чего же сваны свято хранят память о своих традициях и с какой любовью рассказывают о них редким туристам!

Вроде и посетителей мало, а музеи – в идеальном порядке. Да и музеи – это какое-то ужасное, скучно-официальное слово. И совсем оно не передают дух того места, в котором мы побывали. Ведь это Дом, в котором выросло несколько поколений сванов!

Сванский быт, дом фамилии Маргиани
Дом фамилии Маргиани. В нем есть душа. Все осталось так, как было много лет назад. В этом доме рождались и умирали, отсюда уходили воевать и возвращались к родному очагу, здесь были и радость, и горе…

И испытываешь невольное восхищение и уважение к людям, которые так бережно относятся к своему прошлому.

Комната М. Хергиани
Ну и, конечно, музей Михаила Хергиани… Мы не могли там не побывать! Наверное, каждому человеку, любящему горы, знакомо это имя.

И то, с каким почтением и уважением оно произносится альпинистами старшего поколения. Жителям Местии удалось сохранить не только память об этом человеке. Он как будто бы и не уходил.

Там всюду чувствуется его присутствие: его дом, его комната, его вещи, памятник у стен городской церкви и память в людских сердцах…

В музее М. Хергиани
Музей Хергиани – это еще и уникальный музей альпинизма. Старые фотографии, старое снаряжение… Диву даешься, как это можно было ходить ТАКИЕ маршруты в таком обмундировании. Безумно интересно все это увидеть…

И ведь еще совсем немного – и такие вещи могут исчезнуть навсегда. Одно радует – в Сванетии это сберегут. И в этом нет никаких сомнений.

Напоследок нам удалось поговорить с Джумбером Кахиани, другом Михаила Хергиани и участником ряда совместных восхождений. И я думаю, что не ошибусь, если скажу, что он выразил мысль большинства жителей Верхней Сванетии: «Раньше в Сванетию тропы не зарастали. А сейчас что? Надо показать эту красоту людям».

Действительно, становится немного грустно оттого, что это необыкновенно красивое и интересное место видели совсем немногие люди.

Адоли Гоштелиани и Тезо Джапаридзе
Понимаю, что многих волнует вопрос безопасности. Справедливости ради, должна сказать, что мы были не дикими, «безнадзорными» туристами, а гостями местных жителей Тезо Джапаридзе и Адоли Гоштелиани.

Мы, конечно, слышали о гостеприимстве в горах, но, признаться честно, не ожидали, что нас окружат таким вниманием и заботой. Каждый день нас приглашали попить чаю, но придя в дом к Тезо или Адоли, мы видели накрытый стол с огромным количеством вкусной местной еды и вином.

Нас почти не оставляли одних, ни в Местии, ни в горах. В Сванетии считается, что гость – это об Бога. И каждый день мы видели этому подтверждение.

Огромную благодарность мы хотим выразить жителям Тбилиси и Местии, благодаря которым мы смогли увидеть Сванетию:
Гоштелиани Адоли
Джапаридзе Тезо
Джапаридзе Гиви
Джапаридзе Малхаз
Джапаридзе Аркадий
Жоржолиани Зураб
Мушкудиани Эмзар

Полезная информация.

В Местию можно добраться из Тбилиси на самолете или на автомобиле. На автомобиле добираться очень долго и тяжело, но дорога очень красивая.

У самолета нет расписания. Он летает, когда захочет. Вернее, когда соберется достаточное количество пассажиров. Из-за нелетной погоды вылет может быть перенесен на следующий день.

Стоимость билета для иностранцев 60 (лари). Это приблизительно 30 долларов.

Гостиницы в Местии пока нет. Но можно поселиться на частном секторе у местных жителей.

Об истории и культуре Сванетии можно узнать здесь: www.svaneti.ru

Удачи путешественникам!

Dmidryu

vot vam korotkoe opisanie ,, tolko prochital tvoi otziv, tak: ot kazani do tbilisi i vi razbiretes, s vizoi ot vas k nam ne problema(priama v areportu rabiretes),, eto dlya nas splashnoi add :) . esli ostanovitsa v tbilisi v normalom malinkom otelchike eto budet vam stoit 15-25$ den projivania, pitanie priblizitelno toje tak. v tbilisi peremeshatsa ochen legko i desheva, marshrutnie taksi 0.40$ avtobus 0.30$. metro toje tak. tolko valuta iskluchitelno gruzinski lari.. tak idem dalshe: mikro avtobusi vixodyat iz centralnogo vogzala vozle zdaniya "detskogo mira" 5.00 utro bivaet i dopolnitelnie avtobusi esli narodu budet mnogo-lutche priti v 4.00 i zanyat mesto, nochiu peredvigatsa predetsa na taksi(daje s konca goroda maksimum cena 10$). tbilisi-mestia stoit 20$. esda 8-10 chasov. v mestii legko mojno naiti "guest house"-i (shas u vsex tam malenkie motelchiki) stoyat 20-30$ za noch, obsayatelstvo v svanetii ochen spakoinnaya i bezopasnaya policia rabotaet iskluchitelno bezupechno. v mestii peredvigaites peshkom, esli v drugix poseleniax i v derevnyax predetsa na taxi, taksi nemnogo doraga... tak chto jelayu vsem udachi... puteshustuite, naslajdaites... Levan Gurchiani p.s. mi v gruzii ko vsem naciolnastyam obrashayutsa ochen dobrajilateno i s uvajeniem,, i russkim i k abxazam i k osetinam. v otlichii ot nekotorix :)

И я там был (почти 50 лет назад!)

На страничку попал случайно... Хорошие заметки, взволновали, напомнили мне юность (одно слово Ушба - мороз по коже, красота)! Был я в Сванетии вот при каких обстоятельствах. В 1960 году я девятиклассник в составе группы из 10 москвичей мальчиков и девочек и 10 мальчиков и девочек грузин из Сванетии и Тбилиси путешествовали сначала 2 недели по подмосковью, а затем 2 недели в Верхней Сванетии, Тбилиси и в Абхазии (Сухуми) на море. Для нас школьников, которых набрали по одному из десяти школ, эта поездка была, конечно, бесплатной. Платил районный комитет ВЛКСМ (у грузин тоже) и цель была простой - сохранение памяти о погибших русских и грузинах в Отечественной Войне и укрепление дружбы народов СССР. Сегодня это кажется фантастикой. А какие были умные люди в компартии СССР. И вот 4 недели 20 московских и грузинских школьников с палатками и рюкзаками путешествуют сначала под Москвой, где шли бои за Москву, а затем по Сванетии, Тбилиси и Абхазии. В г. Местию мы добирались 12 часов по горам из Зугдиди на грузовике, да в дождь. Помню было страшно и темно, туман, облака…Вылезали, машина шла одна…снова залезали, ехали… А потом добрались и жили в местной школе! Ах, какая же красота… Воздух чистый и тихо, а время там замерло и остановилось… Причитал заметки Вероники и чувствую мало что изменилось… Автор прав, народ прекрасный…А как же нас русских москвичей тогда принимали! Просто великолепно, с великим грузинским гостеприимством. Потом нигде такого не было! А я за 60 лет побывал более, чем в 30 странах при самых разных обстоятельствах. Но Сванетию в высоких горах с чистым воздухом и ее людей я запомнил на всю жизнь как прекрасную страну прекрасных людей! Повторяю, на всю жизнь! Хотя понимаю и сейчас, жизнь там трудная. Может живы мои сванские друзья? А шапочку сванскую белую с черными нитками я сохранил… Жаль, что сейчас такие отношения сложились...глупость государственная и только. Умные люди когда-нибудь поправят. Привет прекрасной стране! А автору спасибо!

вопрос

привет вероника !!!!Я Дмитрий !!!!прочитав твоё повествование загорелся туда съездить!!!! конечно после нормализации отношений между странами. я человек далеко не богатый . скажи мне о стоймости поездки из Казани с 2-х дневным пребыванием в Тбилиси!!! Время на поездки не учитывай!!!! !всё начиная с визы !!! !напиши пожалуйста самый дешёвый и средний вариант!!!! цель моя – посёлок местиа и прибывание там 3-4 дня ( это грубо) !!! ЗАРАНЕЕ ВЕСЬМА БЛАГОДАРЕН. ДМИТРИЙ

я тоже недавно оттуда.

Я волею судьбы оказалась в описываемых в этой статье местах.Хотя к альпенизму не имею никакого отношения-красота этих мест завораживает!Гостеприимство сванов-это надо испытать на себе.Сюда хочтся возвращаться!Cлава БОГУ у меня такая возможность появилась.