Авторы: О.Уткин, М.Варгафтик, г. Москва

Отчет о горном походе 3 к.с. по Центральному Кавказу (Дигория)

Район похода: Центральный Кавказ (Цей - Караугом - Суган - Балкария)
Сроки проведения похода: с 5 августа по 22 августа 2004 года
Маршрутная книжка № 1/3-301 выдана МКК Московского городского центрального туристского клуба
Численность группы: 5 человек
Руководитель: Уткин Олег Юрьевич
Протяженность маршрута: 140 км

Нитка маршрута: г. Владикавказ - с. Бурон - а/л "Цей" - лед. Цей - пер. Хицан (1Б, 3450, рад.) - пер. Родина (2А, 4000) - лед. Зап. Кайсар - пер. Уавси Сев. (1Б, 3750) - лед. Верх. Уларг - пер. Снежинка (2А, 3450) - лед. Сонгути - пер. Воологата (2А, 4000) - лед. Караугом - с. Дзинага - р. Харес - р. Орс-дон - пер. Солдат (1Б, 3630) - пер. Рцывашки (1Б, 3540) - лед. Вост. Рцывашки - р. Рцывашки - с. В. Балкария - г. Нальчик

Состав группы

Уткин Олег Юрьевич , 1952 , 4р, 5у , руководитель
Сергиенко Наталья Васильевна, 1955, 5у , завхоз
Цветков Виталий Олегович, 1963, 3у, 6 водн.у, врач
Цветков Александр Витальевич, 1987, 3у , летописец
Волков Алексей Сергеевич, 1959, 3у , фотограф

Организация путешествия

Вид на Цейский ледник и его
нижний ледопад с
левобережной морены
Целью похода было посещение нескольких смежных районов Кавказа (Цей, Караугом, Суган, Балкария) в рамках одного горного путешествия невысокой категории сложности, а также прохождение, фактически, связки нескольких перевалов (Родина-Сев.Уавси-Снежинка-Воологата), дающее возможность в рамках похода третьей категории сложности пройти вдоль края Караугомского плато, сквозное прохождение которого значительно сложнее, и посмотреть на вершины, ледники и долины этого своеобразного района.

При планировании маршрута в данном районе необходимо оформить пропуск в пограничную зону во Владикавказском погранотряде (Владикавказ, пос. 2-й Редант, тел.оперативного дежурного (8672)756422, тел. командира отряда 744087), встать на учет в Северо-Осетинской республиканской поисково-спасательной службе (СОРПСС, Владикавказ, пр-т Коста Хетагурова, 273, начальник - Сергей Щетинин, тел.дежурного (8672)744103) при посещении Цея - зарегистрироваться в администрации горно-рекреационного комплекса "Цей" (здание администрации находится рядом с базой отдыха "Сказка", это нужно, чтобы не было проблем с местной милицией и егерями Северо-Осетинского заповедника).

Чтобы сделать все это, мы воспользовались услугами фирмы "Тайны гор" при владикавказском турклубе "Эдельвейс" (есть веб-сайт http://osetia.mountain.ru, электронная почта - ossetiatourclub@nm.ru, руководитель турклуба и турфирмы - Руслан Дзодзиев, его контактные телефоны - (8672)531439р, 765730д, (928)2896093 моб.). Такой способ оправдан, что погранотряд в 2004 году предпочитал рассматривать документы туристических групп туристов в течение 10 дней, и получение пропуска непосредственно при приезде во Владикавказ и явке в отряд ни в коей мере не гарантировано. Турфирма "Тайны гор" полностью выполнила все, что обещала, помогла нам заехать на маршрут и в тот же день завезти заброску продуктов в Дзинагу, а также договорилась о нашем размещении в (наших) палатках на территории альплагеря "Цей".

Цейское ущелье входит в Северо-Осетинский заповедник, в лесной части долины не разрешается разводить костры и нежелательно становиться биваком, лучше ночевать на территории одного из альплагерей/баз отдыха. Регистрация в местной администрации избавляет от необходимости вступать в контакты с милицией и егерями заповедника, от обсуждения надуманного вопроса о разрешении на посещение заповедника (не удалось получить сведений о том, что кому-либо удавалось получить такое разрешение).

В целом стоимость перечисленных услуг в расчете на одного участника примерно равна аналогичным величинам для Приэльбрусья и Безенги.

Единственным неудобством данной процедуры оформления является то, что за две недели до приезда надо прислать в туристическую фирму по факсу или по электронной почте (в отсканированном виде) копии своих документов - ходатайства от туристического клуба или организации с подписью и круглой печатью в погранотряд о выдаче пропуска и в СОРПСС - о постановке на учет.

Летом 2004 года посты пограничников в Цейской долине были сняты, так что отмечать пропуска группе пришлось только в Дигории, в долине р.Харес на заставе у альплагеря "Ростсельмаш". При всех встречах с нарядами пограничников, прохождении застав группе следует иметь при себе оформленные пропуска, участникам - паспорта. Полезно также при встречах со всеми официальными лицами (таможня на Транскавказской магистрали, местная администрация в Цее, пограничники и т.д.) иметь с собой несколько экземпляров списка группы с полными паспортными данными и раздавать их каждому представителю властей, который этого пожелает.

Селение Верхняя Балкария связано с Нальчиком автобусным сообщением. При спуске сюда по долине р.Рцывашки встречаться с пограничниками Нальчикского погранотряда не приходится, поэтому оформлять пропуск в Нальчикском погранотряде нам не пришлось. Автобусы отправляются отсюда вниз 3 раза в день – в 5:30, 7:00 и 9:00 утра. Стоимость проезда с рюкзаком составляет 50 рублей, обычно автобусы переполнены. Остановиться на ночлег на окраине селения удобно на футбольном поле напротив древних развалин и двух сторожевых башен.

Летом 2004 года на большей части Северной Осетии была введена в строй сеть мобильной связи стандарта GSM "Мегафон". Из Цейской долины теперь можно свободно разговаривать с Владикавказом и Москвой. Качество приема в Дигории мы не проверяли.

В описаниях перевалов понятия "правый" и "левый" употребляются в орографическом смысле, если не оговорено иное.

Описание перевалов

Перевал Хицан (1Б, 3450, ск.-сн.-ос., радиальный выход)

Находится в северо-восточном отроге в. Мамисон-хох (в ГКХ), разделяющем Северную и Южную ветви Цейского ледника, между пиком Николаева (3803) и вершиной 3347.
Соединяет Северный и Южный Цейские ледники. Используется для обхода непроходимых ледопадов Северного и ЮжногоЦейского ледников, обычно - в связке со сложными (3А и выше) перевалами, ведущими с плато Северного Цейского ледника, а также для тренировочных выходов.
Радиальный выход - 8 августа 2004 года со стороны долины Цейского ледника.
Снята записка группы туристов из 4 человек (рук. Шульев, Владикавказ) от 7 июня 2004 г.

7 августа выходим из альплагеря "Цей" после радиального выхода на Сказский ледник накануне. Спускаемся к дороге вдоль реки Цей-дон и переходим ее по автомобильному мосту выше альплагеря. Идем вверх по долине по остаткам асфальтированной дороги до заброшенной 5-этажной базы "Горянка", простаивающей в нежилом состоянии со времени столкновений в Южной Осетии в 1992 году, затем - по грунтовой дороге, далее - по хорошей тропе, пока не выходим к границе леса (1,5 часа). Здесь впереди показывается зачехленный язык Цейского ледника, его нижний ледопад виднеется вдалеке.

Продолжаем путь по пологой долине по остаткам тропы и редким каменным турам. При выходе к языку ледника наиболее удобный путь - перейти по камням речку Уилпатинку, впадающую в р.Цей-дон практически в том же месте, где Цей-дон вытекает из-под ледника, и идти дальше по пологому зачехленному языку ледника, придерживаясь его центра, по тонкой красноватой поверхностной морене. Не доходя нескольких сотен метров до скал бараньих лбов, преграждающих дальнейший путь и подпирающих нижнюю ступень ледопада ледника, нужно искать справа по ходу путь подъема в карман древней морены, нависающий высоко сверху, по одному из кулуаров, прорезанных ручьями в конгломератном склоне борта ледника. Издалека кажется, что все кулуары очень крутые, однако при ближайшем рассмотрении можно выбрать относительно приемлемый.

Вид на пер. Родина (западная и
восточная седловины) с
Цейского ледника
20 минут подъема с тяжелым рюкзаком по сыплющемуся конгломерату с булыжниками - и мы поднимаемся на "нижние Цейские", или "свинячьи" ночевки (последнее название, по-видимому, связано с большим количеством мух). Здесь на травянистых полянах есть уютные площадки для более чем 10 палаток, имеется чистый ручей. Путь сюда от альплагеря занимает 3,5-4 часа. С площадок хорошо виден длинный снежный кулуар, ведущий на пер. Уларг (3А).

Дальнейший разумный путь к перевалу Хицан проходит по тому же карману древней морены вверх по долине до его вырождения и далее траверсом скал и осыпей правого (по ходу) склона долины без потери высоты выводит на верх бараньих лбов, выше нижней ступени ледопада. На наиболее крутой части зализанных скал закреплены три отрезка 6-мм стального троса длиной порядка 25 м каждый, за которые можно придерживаться. Мы не знали о точном расположении этого удобного прохода и нашли его лишь при спуске.

Вид на Цейский хребет (перевалы
Уларг и Родина) с Цейского
ледника
8 августа в 8:30 мы вышли с бивака, спустились с морены на ледник и подошли по нему к подножью бараньих лбов в его правой по ходу части. Далее поднялись по снежному кулуару примерно на треть высоты скального пояса, а затем ушли влево на скалы. Не обнаружив никаких следов прорубленной в скалах тропы и троса, мы поднялись на верх бараньих лбов по нескольким скальным кулуарам крутизной локально до 50-60 град., местами используя гимнастическую страховку. При движении с рюкзаками здесь необходима перильная страховка (около 100 м). С верха бараньих лбов хорошо виден снежно-осыпной склон перевала Родина.

Выше бараньих лбов выходим на ледник, связываемся и в кошках идем вверх и влево по леднику, уходя по диагонали к его центру и правому борту. Дальше крутизна ледника увеличивается до 20 град., узкие трещины становятся шире. Поднимаемся вдоль правого борта, затем вновь возвращаемся на центральную часть ледника. Далее прижимаемся вправо по ходу, к скалам отрога в.Мамисон-хох.

Вид на вершину Уилпата с перевала
Хицан
Справа на скалах показывается обитая жестью Николаевская хижина (3,5 часа от бивака).

Путь по бараньим лбам, подпирающим
нижнюю ступень ледопада,
проходит по участкам, где закреплены
куски троса
Здесь отдыхаем, а затем поднимаемся на перевал Хицан вначале по тропе вдоль границы ледника и скал отрога (100 м), а затем вправо вверх по узкому, но отчетливо видному скально-осыпному кулуару (до 35 град.).

С перевала (40 минут от хижины) открывается отличный вид на Уилпату.

На спуске нам удается обнаружить правильный путь обхода бараньих лбов и ледопада. При выходе на бараньи лбы надо подойти поближе к левому борту долины по пологому леднику, а затем искать начало тропы с тросом левее ручья с водопадом.

Возможные места ночевки: на "нижних Цейских" ночевках, на открытом леднике выше нижней ступени ледопада, в Николаевской хижине.

Перевал Родина (2А, 4000, сн.-лд.-ос.)

Находится в Цейском хребте между вершинами Тур-хох (4030) и Цей-хох (4139).
Соединяет долину р.Цей-дон и ледник Западный Кайсар.
Прохождение 11 августа 2004 года в направлении ЮВ-СЗ.
Снята записка группы турклуба "Планета" из Ростова-на-Дону (рук. Е.Таранцева) от 11.08.2003 г.

Долгий подъем к перевалу
Родина по урочищу Орахком
Подъем к перевалу начинаем 10 августа в 9:00 из долины р.Цей-дон в том месте, где около границы старого соснового леса виднеются развалины базы геологов (2300). Еле видная тропа в сторону широкой долины-кулуара ручья Орахком вскоре теряется в кустарнике. Выше зоны кустарника продолжаем подъем вверх серпантином по травянистым склонам в сторону склона перевала Родина. Далее травянистый склон перемежается с мелкими и средними осыпями. Подъем утомительный и монотонный, тропы нет, с тяжелыми рюкзаками идем медленно. Русло ручья Орахком безводное, небольшие ручейки появляются лишь в верхней части долины справа по ходу.

Ночевки под перевалом Родина
со стороны Цейского ущелья
Примерно в 16:30 поднимаемся к небольшим осыпным площадкам на склоне в.Цей-хох справа по ходу (3600). Здесь можно поставить до 4-5 палаток, воду топили из снежника, расположенного поблизости.

От ночевок хорошо виден предперевальный цирк, откуда начинается подъем к западной и восточной седловинам перевала Родина. Мы выбрали восточную седловину. Она несколько выше, но подъем на нее полностью проходит по широкому снежно-фирновому кулуару, в то время как на западную седловину - в верхней части по скалам.

11 августа выходим с бивака в 8:30. Поднимаемся серпантином в кошках по снежно-фирновому склону по средней части перевального кулуара, здесь крутизна склона составляет до 35 град. Со скал, образующих левый по ходу борт кулуара, временами сходят камни, которые могут представлять опасность (необходимо постоянное наблюдение). В наибольшей части простреливается нижняя часть кулуара ("горло"), где с осыпного склона переходим на снег. Этот участок проходим по одному, с наблюдением.

Вид с перевала Родина
(восточная седловина) на спуско-
вой кулуар в сторону Цейского
ущелья
Подъем монотонный, идем медленно, однако нет места, где можно было бы остановиться для нормального отдыха. В 11:30 выходим на узкую снежную перевальную седловину. Отсюда открывается вид на Сонгутийскую стену, вершины Саудор и Черинта, их северные отроги.

Вид с перевала Родина на вершину
Уавсибарзонд, седловина пер.
Уавси Сев. - над маленьким снежни-
ком в форме крестика
Начинаем спуск с перевала в кошках с одновременной страховкой по снежному склону прямо вниз, немного забирая вправо. Вначале крутизна склона достигает 30 град. (150 м), далее он становится положе. Больших разрывов нет. За 40 минут спускаемся на пологую часть ледника Западный Кайсар, здесь уже текут ручейки. Останавливаемся на бивак на пологой поверхности ледника ближе к скалам левого борта. Погода начинает ощутимо портиться.

До наступления непогоды успеваем разведать путь на седловину перевала Сев. Уавси, руководствуясь описанием, предоставленным Алексеем Михацким из Киева. Группа под его руководством, в частности, проходила перевалы Родина и Сев. Уавси в 2002 году. Просматриваем со скал левого борта ледника Зап. Кайсар путь спуска с перевала Сев. Уавси в сторону ледника Сонгути.

Вечером и ночью сильная непогода, штормовой ветер, снег.

Возможные места ночевок: в долине р.Цей-дон, на осыпных площадках (3600) в долине ручья Орахком, на пологой поверхности ледника Западный Кайсар в его верхнем цирке и далее вниз по леднику.

Перевал Северный Уавси (1Б, 3750, ск.-ос.)

Находится в Цейском хребте, в северном отроге в. Тур-хох южнее в. Уавсибарзонд (3857) в непосредственной близости от последней
Соединяет ледники Запа. Кайсар и Сонгути
Прохождение 12.08.2004 в направлении В-З.
Снятую записку прочесть не удалось.

Путь подъема на перевал сев. Уавси со стороны ледника Зап.Кайсар хорошо просматривается с седловины перевала Родина, он виден также из верхнего цирка ледника. С перевала Родина хорошо видны несколько низких седловин в скальном гребне северного отрога в. Тур-хох, на которые легко подняться из верхнего цирка ледника Зап.Кайсар. Между тем седловина пер. Сев.Уавси находится севернее, в верхней части южного скально-осыпного гребня в. Уавсибарзонд, вблизи от вершины. От этой седловины, в отличие от других, возможен простой спуск на запад по длинному и широкому кулуару, заполненному средней осыпью.

Путь подъема на перевальную седловину и частично - спуска с нее мы разведали накануне, спустившись на ледник Зап. Кайсар. С ложной, более низкой седловины, находящейся ближе к перевалу Родина и ниже в гребне, видно расположение спускового кулуара вблизи вершины Уавсибарзонд. Спуск с ложной седловины обрывается крутым и протяженным скальным склоном. Отсюда можно прямо пройти на истинную седловину траверсом скальных полок, как это сделала группа А.Михацкого, но путь по леднику и осыпи проще и безопаснее.

12 августа выходим с бивака в 10:30. Накануне вечером, ночью и утром была сильная непогода, ветер, выпало 10 см снега. Однако затем ветер стих, появилась видимость, и мы выходим на перевал после бессонной штормовой ночи.

Поднявшись от ледника по крупнокаменистому кулуару в сторону перевального гребня, выходим на ровное осыпное плато, на котором возможны ночевки на каменистых площадках.

Вид с перевала Уавси Сев. на
перевал Родина (восточная и
западная седловины)
Выход на седловину по осыпи и разрушенным скалам от бивака занял 45 минут. Записку в туре прочитать оказалось невозможно, поскольку лист бумаги полностью размок от влаги. Отсюда уже видна часть мощного ледопада Сонгути.

Вид на ледник Верх. Уларг и
ледопад л-ка Сонгути с ночевок
после спуска с пер. Уавси Сев.
Спуск с перевала начинаем по разрушенным скалам (50 м, до 40 град.), затем выходим в большой спусковой среднеосыпной кулуар крутизной до 35-40 град. Идем плотной группой, чтобы не допустить схода камней. За 1 час спускаемся на пологую террасу, заваленную крупной осыпью. В ее нижней части лежит снежник, выводящий на бараньи лбы, с которых спускаемся, прижимаясь к левому борту ущелья. Дальнейший путь вниз проходит по моренным холмам и еще за 2 часа приводит на пологую и широкую травянистую поляну на правом берегу ручья, вытекающего из ледника Средний Уларг. Хорошее место для ночевок находится между гребнями морены, по которой мы спустились, и правобережной мореной ледника Сонгути.

Вид на ледопад Сонгути со
склона перевала Уавси Сев.
Погода вновь портится, все заволакивает туман, идет дождь. Весь следующий день пережидаем непогоду на уютных травянистых площадках, просматривая в разрывах облачности путь на перевал Снежинка и траверс верхних полей ледника Сонгути.

Возможные места ночевок: верхний цирк лед. Зап.Кайсар, ложная седловина пер. Уавси (согласно сообщению А.Михацкого), осыпное плато на восточном склоне в. Уавсибарзонд, висячая долина на спуске к леднику Сонгути над бараньими лбами, травянистое поле у ручья из ледника Средний Уларг.

Перевал Снежинка (2А, 3450, сн.-лд.)

Находится в Цейском хребте, в северном отроге п. Ониани.
Соединяет верховья ледников Сонгути и Верхний Уларг (ранее ледник Верхний Уларг был притоком ледника Сонгути).
Прохождение 14.08.2004 в направлении В-З.
Тура и записки не обнаружено.

Вид на ледник Верхн. Уларг и
путь к перевалу Снежинка
После дневки, обусловленной непогодой, 14 августа в 9:30 выходим вверх по моренному гребню, разделяющий ледники Средний и Верхний Уларг. По гребню ведет тропа. Далее тропа уходит вправо по ходу с моренного гребня и уходит вверх по долине ледн. Верхний Уларг и теряется.

Средняя часть ледника Верхн. Уларг
Продолжаем подъем, обходя бараньи лбы, подпирающие язык ледника, слева по ходу по осыпному борту долины. Отсюда выходим на пологий, слабо разорванный и немного зачехленный язык ледника Верхний Уларг. Отсюда видно, что ледник в верхней части сильно разорван и выход на верхнее плато везде непрост.

Вид на верхние поля л.
Сонгути и перевал Вооло-
гата с плато перевала
Снежинка
Пройдя вверх по пологой открытой части ледника, связываемся и в кошках начинаем искать проход в средней части, где появляются значительные разломы.

Разведка показывает, что в левой по ходу, более пологой части ледника широкие и глубокие трещины преграждают путь, снежных мостов нет.

Находим путь вверх в правой по ходу части склона, близко к скалам борта долины.

Скальные останцы обрамляют
седловину перевала Снежинка
Здесь переползаем трещину по узкому ледовому мосту с попеременной страховкой, далее уходим вверх и вбок косым траверсом 45-градусного склона (30 м).

Отсюда выходим на перевальную перемычку-плато рядом с высокой и острой скалой, замыкающей гребень отрога.

Вид на Сонгутийскую стену прямо
вверх от перевала Снежинка
Отсюда виден почти весь путь дальнейшего траверса, но дует сильный ветер.

После некоторых колебаний останавливаемся на пологом снежном склоне, спустившись с перевального гребня на несколько десятков метров на ледник Сонгути.

Возможные места ночевок: правобережные морены ледников Сонгути и Средний Уларг, на перевальном плато.

Перевал Воологата (2А, 4000, сн.-лд.-ск.)

Находится в хребте Саудор между в. Вологата (4175) и в. Саудор (4196)
Соединяет ледник Сонгути и ледник Гулар (приток л. Караугом)
Прохождение 15.08.2003 в направлении В-З.
Снята записка группы из Киева (8 человек, рук В.Горошко) от 15.08.2003 г.

Вид на седловину перевала
Воологата с ледника Сонгути
15 августа выходим с бивака близ седловины перевала Снежинка в 8:00. После нескольких дней неустойчивой погоды сейчас ясно, но дует сильный ветер.

Вид из-под перевала Воологата
на Сонгутийскую стену, Цейский
хребет, перевал Чилингини, верхнее
плато ледника Сонгути
Скоро выходим на часть склона, откуда виден весь путь к перевалу Воологата под Сонгутийской стеной по снежным полям.

Траверс верхней части снежных полей ледника Сонгути следует проходить по середине пологой части ледника, не приближаясь слишком сильно ни к скально-ледовым сбросам слева по ходу (оттуда возможен сход камней или льда), ни к разрывам справа по ходу, где начинаются разрывы ледопада Сонгути. При прохождении под склонами в. Скатиком-хох надо обратить внимание на следы схода лавин и камней и пройти эти участки быстро и внимательно.

Спускаемся с перемычки Снежинка в связках по снежному склону крутизной до 20 град. на основное верхнее плато ледника Сонгути. Здесь есть большие трещины, и мы аккуратно находим проходы между ними, идя с одновременной страховкой на полную веревку. Проскочив по более узкой части плато под склонами в. Скатиком-хох, начинаем подъем в сторону треугольной скальной вершинки в гребне между в.Воологата и в.Саудор, левее которой находится наш перевал. Здесь уже нет крупных разломов, подъемы до 20-25 градусов чередуются с горизонтальными снежными полями. За 3 часа пути от бивака поднимаемся в предперевальный цирк под пер. Воологата.

Перевальный склон - снежно-фирновый, крутизной до 35 град., протяженностью до 100 м, в нижней части имеет хорошо видимый бергшрунд. Выходим на перевальную седловину с одновременной страховкой косым траверсом склона справа налево, обходя бергшрунд.

Перевальная седловина - неширокий скально-осыпной гребень, с которого на запад, на безымянный ледник, спускается снежно-ледовый склон до 40 град. С перевала виден практически весь Суганский горный узел от Штульской перемычки до Белагских ледников.

Начинаем спуск с перевала по снежно-ледовому склону, уходя вправо до гряды скальных выступов, отходящей от перевального гребня (40-45 град., 50 м, перила). Далее провешиваем еще две веревки перил (50 м) вниз по линии падения воды по льду вдоль этой скальной гряды и затем вправо, под ее основание. Здесь снежно-ледовый склон становится положе. Отсюда спускаемся вниз в связках прямо и направо, выбирая более пологие участки на закрытом, но не разорванном леднике.

После 1,5 часов спуска от последней перильной веревки выходим на каменистые склоны у окончания ледника, перемежающиеся с пятнами снежников. Останавливаемся на ночевку среди моренных бугров, не дойдя до приличных площадок, так как близится темнота.

Вид на перевал Воологата с морен
ледника Гулар
16 августа выходим с бивака в 10:00 и движемся вниз по нагромождению морен мимо удобных осыпных площадок, а затем выходим на гребень правобережной морены ледника Гулар. По этому гребню выходим к месту слияния ледников Гулар и Караугом. Отсюда уже виден мощный ледопад основной ветви ледника Караугом. По травянистым склонам морен выходим вдоль ручья на древнюю правобережную морену ледника Караугом и по травянистым склонам спускаемся к поляне Микелай с ручьем и озером. Здесь останавливаемся на обед между трех огромных валунов.

Ледник Караугом, вид с верхней
части правобережных морен
Далее, немного вернувшись назад, спускаемся по промоине в конгломератном склоне на ледник Караугом, чтобы перейти на его левый борт, поскольку спуск вниз возможен только по левобережной морене. Ледник открытый, пологий, некрупные разрывы легко обходятся (кошки). Через 1 час движения от правой морены поднимаемся на левую в месте, где она понижается. По гребню морены идет слабая тропа, дальше на ней появляется маркировка.

За 1,5 часа спускаемся по тропе к остаткам Райской поляны, которые находятся в районе верхней границы соснового леса. Останавливаемся на ночлег в лесу, где разбит лагерь туристов из Владикавказа.

17 августа переходим р.Фастаг-дон (приток р. Караугом-дон) по мосту близ Райской поляны и спускаемся по маркированной тропе, которая вначале идет в поросшем густым лесом древнем кармане морены ледника Караугом, а затем спускается ближе к реке. Ручей из-под ледника Иська переходим по камням. За 1,5 часа приходим к мосту через Караугом-дон и переходим на правый берег реки. Далее за 2,5 часа по верхней тропе доходим до селения Дзинага, а оттуда еще за полчаса - до турбазы Дзинага, где нас ждет заброска продуктов.

Возможные места ночевок: перевал Снежинка, осыпные площадки в районе плато переметного ледника Скатиком справа по ходу при подъеме на перевал Воологата ("перевал Чилингини"), несколько мест с площадками на моренах ледника Гулар, поляна Микелай, лес в долине р. Караугом-дон.

Перевал Солдат (1Б, 3630, сн.-ос.)

Находится в Штульской перемычке между п. Солдат (3888) и в.3717.
Соединяет долину р. Орс-дон и ледник Безымянный (р. Ахсу).
Прохождение 20.08 в направлении В-З.
Снята записка группы из Санкт-Петербурга (12 человек, рук. Н.Голицын) от 12.08.2004 г.

18 августа после полудневки доезжаем на грузовике от Дзинаги до альплагеря "Ростсельмаш", отмечаем пропуска у пограничников и выходим вверх по долине р. Харес. За 2,5 часа поднимаемся к пологим лугам в районе впадения р. Айхва-дон и р. Галдори-дон. Останавливаемся на ночлег выше молочной фермы.

19 августа поднимаемся по р. Харес до впадения р. Орс-дон. Начинаем подъем по долине Орс-дона по крутым травянистым склонам на поляну Нахашбита. C поляны открывается вид на мощный водопад, который мы обходим по большой дуге справа. Отсюда идем по правобережным моренам ледника Нахашбита в сторону вершины Южный Суган. Становимся на ночлег на обширном моренном плато.

Вид на перевалы Безымянный и
Гюльчи с правобережных морен
ледника Нахашбита
Отсюда хорошо видны перевалы Солдат, Безымянный, Гюльчи.

20 августа идем к перевалу от места ночевки траверсом пологих осыпных склонов. Поднимаемся в перевальный цирк по снежному склону крутизной до 25-30 град. Выходим на перевальную седловину косым траверсом справа налево по снежному склону (до 35 град., 250 м).

Седловина перевала неширокая, скально-осыпная. С перевала открывается вид на долину р. Карасу и массив Фытнаргин.

Спускаемся с перевала по правому борту ледово-скального кулуара (до 35 град., 250 м), оставляем слева по ходу скальные сбросы и выходим на остатки ледника Безымянного. Идем вниз по пологим моренным буграм вдоль правого берега ручья до широкого травянисто-осыпного цирка, образовавшегося в месте слияния истоков р. Ахсу, а затем поворачиваем в долину направо, откуда вытекает ручей из ледника Южный Суган.

Дальнейший путь идет вверх по моренам ледника Ю.Суган по правому берегу этого ручья. Идем с быстрым набором высоты вдоль гребня правобережной морены ледника. Останавливаемся на ночлег на площадках среди моренных холмов правого борта.

Возможные места ночевок: осыпные площадки на правобережных моренах ледн. Нахашбита, морены у языка ледн. Безымянный, долина р. Ахсу.

Перевал Рцывашки (1Б, 3540, сн.-ос.)

Находится в Суганском хребте между в. Гюльчи (4477) и в. 3896.
Соединяет ледник Южный Суган (р. Ахсу) и ледник Восточный Рцывашки (р. Рцывашки).
Прохождение 21.08.2004 в направлении ЮЗ-СВ.
Снята записка группы турклуба "Стресс" ХАИ (Харьков, 12 человек, рук. А.Резников) от 02.08.2003 г.

Вид с начала подъема к перевалу
Рцывашки на верховья лендика
Южн. Суган: перевал Гюльи, пик Южн.
Суган
21 августа в 9:30 выходим с ночевок в кармане правобережной морены ледн. Ю. Суган. Поднимаемся в направлении острого скального гребня, соединяющего в. 3981 (юго-восточнее в. Гюльчи) и в. 3896 (западнее п. Суган). В этом гребне есть несколько седловин, на перевал Рцывашки выводит третий или четвертый осыпной кулуар (по ходу движения).

Группа на перевале Рцывашки
На перевал поднимаемся по осыпному склону кулуара, затем по разрушенным скалам слабо выраженного контрфорса (до 35-40 град.) Подъем по перевальному склону занимает около 1 часа.

Седловина перевала скальная, узкая. Несколько метров спуска по простым разрушенным скалам приводят на поверхность закрытого ледника Вост. Рцывашки, небольшой бергшрунд переходится по снежному мосту (связки, кошки). Ледник вскоре выполаживается.

Вид на перевал Рцывашки с
ледника Вост. Рцывашки
Спускаемся по леднику прямо вниз, оставляя скальный хицан справа по ходу. Дальше ледник становится открытым (45 минут от перевала). Идем по его центральной части, а затем, не доходя до языка ледника, переходим на правобережные морены. На конечных моренах ледника (2900) есть хорошие песчаные площадки.

Вид на перевал Рцывашки и ледник
Вост. Рцывашки из долины
р. Рцывашки
Спускаемся по долине р. Рцывашки по правому берегу, где есть тропа. Она в средней части долины обходит прижим. Останавливаемся на ночевку на травянистых площадках в районе расширения долины ниже впадения ручья, стекающего со склонов перевала Дышь и немного не доходя до коша.

Окончание похода, выход в
селение Верхняя Балкария
22 августа спускаемся в селение Верхняя Балкария. Примерно за 2 км до селения тропа переходит по мосту на левый берег. Останавливаемся на ночлег на окраине Верхней Балкарии невдалеке от развалин старого города, поблизости от средневековой каменной башни.

Возможные места ночевок: осыпные площадки на верху правобережной морены ледн. Южный Суган, на леднике Вост. Рцывашки, на его конечных моренах, в долине р. Рцывашки.