Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Автор: Шкилев Виталий, г. Санкт-Петербург, Петроградский Клуб Туристов

Отчет
о горном спортивном походе 5 к.с. по Центральному Кавказу, июль 2005 года

ОГЛАВЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ I. Справочные сведения

РАЗДЕЛ II. Содержание отчета

1. Цели и задачи похода
2. Изменения маршрута и причины
3. Аварийные выходы с маршрута
4. Заезд в район и отъезд, пропуска
5. Опасности и погодные условия
6. Дополнительные сведения
7. Расходы
8. Итоги, выводы и рекомендации
9. График и техническое описание

Маршрутная книжка № 26/05

Руководитель - Шкилёв В.В.
e-mail: terskol@km.ru

Раздел I. Справочные сведения

1. Проводящая организация

Петроградский клуб туристов ДК им. Ленсовета

г. Санкт-Петербург, Каменноостровский пр. 42, к. 406.
WWW.CARABIN.RU

2. Место проведения

Центральный Кавказ.

РФ, Кабардино-Балкарская Республика.

3. Общие сведения о маршруте

Вид туризма

Категория сложности похода

Протяженность активной части, км

Продолжительность

Сроки проведения

Общая

Ходовых дней

ГОРНЫЙ

ПЯТАЯ

184

18

16

5 – 22 июля 2005г.

Набор высоты на маршруте – 10 800 м.

4. Подробная нитка маршрута

Маршрут заявленный:

с.Верхняя Балкария – д.р. Черек-Балкарский – д.р. Коштансу – пер Шести, радиально (1Б, 3350) – пер. Коштан (1Б, 3450) – лед. Уллуауз – пер. Кундюм-Мижирги (3А, 4320) – лед. Кундюм-Мижирги – АУСБ “Безенги” - лед. Безенги – “Баран-Кош” - пер. Кёль (1А, 3600) – в.Кёльбаши (1А, 3650, радиально) – лед. Кёль – пер. Ортокара Восточный (3А, 4250) – лед. Шаурту – р. Шаурту – р. Кулак – лед.. Чат Южный – пер. Чат (3А, 3950) – лед. Чат Северный – р. Башильауз – лед. Чегем – пер. Чегемский + пер. Донкина (связка, 2Б, 4200) – лед. Юном Западный – р. Куллумкол – р. Адырсу – АУСБ “Уллу-Тау” - лед. Гумачи – пер. Гумачи (2А, 3630) – в. Гумачи по С гребню (1Б альп., 3910, радиально) – лед. Джанкуат – р. Адылсу – а/л. “Шхельда” - р. Баксан – пос. Эльбрус – р. Ирик – р. Ирикчат – пер. Ирикчат (1Б, 3670) – ледовые поля Эльбруса – в. Эльбрус Вост + в. Эльбрус Зап. + спуск по СЗ ребру ( траверс, 3А, 5642) – р. Битюктёбе – р. Уллухурзук – пос. Хурзук.

Маршрут пройденный:

с. Верхняя Балкария – д.р. Черек-Балкарский – пер. Дополнительный (1А, 3000) – р. Коштан – пер. Коштан (1Б, 3450) – лед. Уллуауз – пер. Кундюм-Мижирги (3А, 4320) – лед. Кундюм-Мижирги – АУСБ “Безенги” - лед. Безенги – “Баран-Кош” - пер. Кёль (1А, 3600) – в. Кёльбаши по СЗ гребню (1А, 3650) – лед. Кёль – пер. Ортокара Восточный (3А, 4250) – лед. Шаурту – р. Шаурту – р. Чегем – пос. Булунгу – р. Башильауз – р. Джайлык – лед. Джайлык – пер. Донкина (2Б, 4000) – лед. Юном Западный – р. Куллумкол – р. Адырсу – АУСБ “Уллу-Тау” - лед. Гумачи – пер. Гумачи (2А, 3630) – в. Гумачи по С гребню (1Б альп., 3910, радиально) – лед. Джанкуат – р. Адылсу – а/л. “Шхельда” - р. Баксан – пос. Эльбрус.

5. Определяющие препятствия маршрута

Вид препятствия

Название

Категория трудности

Высота, м

Характеристика препятствия

Путь прохождения

перевал

Дополнительный

3000

снег, осыпи

В-З

перевал

Коштан

3450

осыпи, снег

ЮВ-СЗ

перевал

Кундюм-Мижирги

4250

лёд, снег

С-Ю

перевал

Кёль

3600

осыпи

С-Ю

вершина

Кёльбаши

3650

скалы, осыпи

рад.

перевал

Ортокара Вост.

4200

снег, лёд

ЮВ-СЗ

перевал

Донкина

4000

снег, лёд

С-Ю

перевал

Гумачи

3630

снег, лёд

СВ-ЮЗ

вершина

Гумачи

1Б ал.

3910

снег

С греб.

6. Сведения об участниках

Ф. И. О.

Опыт

Обязанности в группе

Год рожд.

1.

Шкилёв Виталий Владимирович

6У,5Р

руководитель

1971

2.

Аникина Лидия Евгеньевна

участник

1967

3.

Соловьёв Максим Евгеньевич

завснар

1971

4.

Морозова Ульяна Сергеевна

начпрод

1983

5.

Степнов Константин Сергеевич

медик

1983

6.

Сыченко Алексей Александрович

участник

1969

7.

Сыченко Виктория Владимировна

хронометраж

1970

7. Отчет хранится.

В библиотеке ФСОМТ СПб,

В библиотеке ТСС России (г.Москва),

8. Заключение по заявочным материалам

дала МКК Федерации Спортивного, Оздоровительного и

Молодёжного Туризма Санкт-Петербурга.

Шифр МКК: 178-00-56665550

Номер маршрутной книжки: 26/05 от 6.06.2005г.

9. Сокращения, принятые в отчете

Понятия “левый”, “правый” следует читать как “орографически”.
Понятия “слева”, “справа” следует читать “по ходу движения”.
“Верёвка” - имеется ввиду 50 метров длиной.
Лед. или Л.– ледник.
Пер. – перевал.
в. – вершина.
а/л. – альплагерь, работающий как база отдыха или детский лагерь.
АУСБ – альпинистская учебно-спортивная база (действующий альплагерь).
Пос. – посёлок
Р. – река
С, Ю, З, В, - соответственно: север, юг, запад, восток.

Раздел II. Содержание отчёта

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПОХОДА:

Группа изначально планировала прохождение сложного похода на Северном Памире. Этот поход должен был быть логичным продолжением дальнейшего освоения Петроградским клубом туристов самых серьёзных горных районов Средней Азии, начатого нами в 2004 году на Терскее. Однако, зимние события в Ферганской долине, грядущие перевыборы и связанные с ними непредсказуемая военно-политическая обстановка в Киргизии заставили продумать запасной район для похода, каковым был выбран Кавказ. На общем собрании группы большинством голосов был выбран запасной вариант, что повлекло за собой частичное изменение состава команды.

Исходя из вышеизложенного, и была поставлена цель: не потерять спортивную форму, набранную нами на Терскее. Для этого был разработан маршрут, вытянутый в одну линию, без всевозможных колец и достаточно напряжённый.

2. ИЗМЕНЕНИЯ МАРШРУТА И ПРИЧИНЫ:

Сначала, из-за небывалого паводка, мы не смогли пройти каньон реки Коштан. Тропа, идущая вдоль самой реки, оказалась под водой. Разведка показала, что каньон в этом состоянии непроходим. Пришлось пройти перевал Дополнительный, который и стал дополнительной нагрузкой для нас. В результате мы получили отставание от графика в полтора дня. К приходу в альплагерь Безенги, его удалось частично компенсировать, отказавшись от восхождения на перевал Шести радиально. Всё же пришлось дать отдых группе, сделав днёвку в альплагере. Но затем группу поджидало новое испытание.

На второй нашей “тройке-А”, перевале Ортокара, серьёзно заболела участница группы, и её срочно спускали вниз, в посёлок Булунгу, и далее – автобусом в Нальчик с сопровождением одним участником (минус два человека). К сожалению, на базе “Чегем”, где лагерь был полон детей и ДОЛЖЕН был быть хоть какой-то действующий автотранспорт (пусть даже не медицинская машина), нам отказали в транспортировке больного, даже за деньги, под предлогом “отсутствия бензина”. Но мир не без добрых людей. На следующей турбазе, “Башиль”, нас чуть ли насильно оставили ночевать на базе, причём совершенно бесплатно. Мы выражаем по этому поводу большую благодарность администрации.

Из-за спасработ, оказался непройденным перевал Чат (3А). И снова – отставание в графике. Накопившуюся усталость не удалось компенсировать даже днёвкой в АУСБ “Уллу-Тау”.

Таким образом, нас осталось пятеро. В долине Баксана к нам должен был присоединиться ещё один участник, но этого не произошло ввиду того, что мы не смогли связаться по телефону с ним из альплагеря Уллу-Тау (он в это время заканчивал поход со школьниками). Истолковав наше молчание в эфире, как прекращение маршрута (об этой возможности поведала заболевшая и вышедшая в цивилизацию участница), он уехал в Санкт-Петербург. Наш повторный звонок уже с вершины Гумачи, куда мы поднялись, чтобы позвонить ему, застал его уже в поезде.

Пять человек – недостаточное количество для траверса двух вершин Эльбруса со спуском по СЗ ребру (маршрут 3А, его руководитель прошёл в составе Экспедиции альпинистского клуба “Ушба” первопроходом). Второго прохождения ещё не было. К тому же, грозовым разрядом был травмирован на моренах под перевалом Донкина ещё один участник. На перевале Гумачи у него же до 39° поднялась температура. Цепь событий заставила нас задуматься, и в результате руководителем было принято решение: поход заканчивать. Тем более, что “пятёрка” была уже к этому времени сделана. А восхождение на Эльбрус радиально интереса для нас представляло мало.

3. АВАРИЙНЫЕ ВЫХОДЫ С МАРШРУТА:

Возможны с любой части маршрута вниз по долинам, не более одних суток в форсированном темпе. Все долины к северу от ГКХ имеют хорошие тропы, переходящие в дороги. В верховьях долин находятся действующие летом базы и альплагеря. Немного ниже – населённые пункты с регулярным автобусным сообщением.

4. ЗАЕЗД В РАЙОН И ОТЪЕЗД, пропуска:

Из Нальчика, Пятигорска, Минеральных Вод возможен заезд рейсовыми автобусами или маршрутными такси, а также заказным автотранспортом. Мы воспользовались услугами одной из турфирм, по Интернету, которая сделала и погранпропуска для группы, за небольшую плату. В противном случае, пришлось бы потерять на этом целый день. К тому же, по выходным дням в/ч № 2013 в Нальчике не работает. Теперь в Интернете можно найти много предложений от разных турфирм.

За пропуском в заповедник, по которому проходила значительная часть нашего маршрута, мы заехали в посёлок Кашхатау (бывш. Советский), это по пути. Контора заповедника находится прямо у шоссе, что весьма удобно. Вся процедура оплаты и выдачи пропуска в заповедник заняла около получаса.

Выезд из посёлка Эльбрус осуществлялся на частнике, которого мы легко нашли. Наш совет: торгуйтесь, не соглашаясь на первоначально названную цену! Предложение превышает спрос.

Заброски силами группы были сделаны в альплагерь “Шхельда” (здесь же зарегистрировались у спасателей) и в АУСБ “Безенги” с альпклубом “Штурм” (благодарности!).

5. ОПАСНОСТИ И ПОГОДНЫЕ УСЛОВИЯ:

Перевалы Центрального Кавказа отличаются разнообразием. Как правило, склоны восточной и южной экспозиции скальные и осыпные, что предопределяет опасность камнепадов. Причём на восточных склонах сход камней начинается с первыми лучами солнца. Это стоит помнить при планировании и прохождении маршрута. Лавинная опасность в июле и тем более в августе незначительна, но может усилиться при неустойчивой погоде с осадками, а также после многоснежных зим. Опасность ледовых обвалов, как правило, типична для конкретных мест, которые обычно указываются в описаниях. Карнизы образуются на гребнях в разных местах, не всегда свисают в определённую сторону, здесь всё зависит от господствующих ветров в данном зимнем сезоне. Практически все долины Центрального Кавказа селеопасны. Эта опасность тем более усиливается при обильных осадках, а также при обложных дождях продолжительностью более суток.

Резюме: Для того, чтобы правильно оценить возможные опасности на перевале, нужно изучить несколько разных описаний его прохождения, желательно – разных лет. Ну и конечно, наблюдать за поведением склонов.

В целом, в июле – августе, погода достаточно устойчивая, но бывают периоды непогоды по 2-3 дня.

6. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ:

Мы не даём подробного списка снаряжения, продуктов и аптечки, всё это настолько типично для Кавказа, что может быть почерпнуто из любого отчёта, да и группы, собирающиеся в “пятёрку”, как правило, имеют свои устоявшиеся взгляды. Оговоримся лишь, что:

ОБЩЕСТВЕННОЕ И ЛИЧНОЕ СНАРЯЖЕНИЕ включало в себя по одной верёвке – 50 м для каждой связки – двойки (всего – 4), один ледовый и один скальный молоток, по три ледобура и по семь карабинов на человека. Для ледовых проушин был взят специальный удлинённый 35-см ледобур. У всех имелись жюмары. Мы пользовались газовыми горелками фирмы KOVEA, и остались довольны. У каждого, в обязательном порядке – график движения и копии карт, часы, налобный светодиодный фонарик. Вес личного снаряжения – 14 кг на человека. Вес общественного снаряжения – примерно по 5 кг на одного человека в среднем.

РЕМНАБОР содержал необходимый минимум инструментов и материалов и весил 1,5 кг. Не стоит пренебрегать фурнитурой, в частности, запасными поясными замками для рюкзака.

АПТЕЧКА содержала все необходимые медикаменты экстремальной медицины, её вес – 2,5 кг. В аптечку нужно положить запасные солнцезащитные очки, а также крем от ожогов. У каждого – личный перевязочный пакет и шипучие витамины.

РАСКЛАДКА из расчёта по 580г. на человека в день. Завтрак – молочная каша с топлёным маслом, чай, сухари. Перекус – чай или просто сухой сок (по обстановке), твёрдокопчёная колбаса и сыр, сухари, конфеты выдавались в завтрак как карманное питание, шоколад, восточные сладости и смесь орехов с сухофруктами. Ужин – три горячих блюда: супчик из пакетиков и каша с мясом, а также чай с печеньем. Плюс чеснок, лук, сушёная зелень и приправы. Мясо дома готовили сами: жарили фарш, затем высушивая его в духовке.

Все остальные подробности можно узнать по адресу руководителя.

7. РАСХОДЫ:

Смета Расходов, на 1 человека:

- ПРОЕЗД:

- по 1150 руб х 2 стороны �� руб. - поезд, плацкарт СПб-Пятигорск

и обратно

- по 350 руб. х 2 стороны ◤ руб. - автотранспорт, подъезд и отъезд

- на 1 человека 3000 руб.

- ПРОПУСКА:

- по 550 руб. - пропуск в заповедник на 11 дней

- по 100 руб. - оформление турфирмой погранпропуска

- на 1 человека 650 руб.

- РАСКЛАДКА:

- по 80 руб. х 18 дней

- на 1 человека 1440 руб. - приблизительно

- АПТЕЧКА, РЕМНАБОР, ГАЗ И ПРОЧЕЕ РАСХОДНОЕ:

- на 1 человека 500 руб. - приблизительно

- БЕЗЕНГИ:

- по 60 руб. х 1 ночь - проживание в а/л “Безенги”

- по 120 руб. х 1 ночь - проживание в турб. “Дыхтау”

- по 180 руб. х 1 сутки - питание в а/л “Безенги”

- по 50 руб. 1 ужин - питание в турб. “Дыхтау”

- на 1 человека 410 руб. - в среднем

- БАШИЛЬ:

- 200 руб. - хлеб и свежие овощи

- - проживание бесплатно

- на 1 человека 40 руб.

- УЛЛУ-ТАУ:

- по 150 руб. х 3 чел. х 2 ночи⚬ руб. - проживание в а/л

- по 180 руб. х 5 чел. ⚬ руб. - питание в а/л

- по 50 руб. х 4 чел. ⏰ руб. - питание в а/л

- на 1 человека 430 руб. - в среднем

- ШХЕЛЬДА (ООО “Эдельвейс”)

- по 150 руб. х 1 ночь - проживание

- по 100 руб. - хлеб, свежие овощи и фрукты

- на 1 человека 250 руб.

Итого на одного человека: 6720 рублей.

8. ИТОГИ, ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ:

Несмотря на целый ряд трудностей и приключений, мы прошли-таки поход, пусть и в минимальном объёме. Считаем, что в сложившихся обстоятельствах, продолжение похода после пос. Эльбрус было бы неразумным с точки зрения безопасности (см. “изменение маршрута и причины”). Всё же, наша группа, волею судьбы, оказалась единственной в Санкт-Петербурге в сезоне 2005 года, которой удалось закончить сложный горный поход.

Район Центрального Кавказа, а именно самая высокая его часть, между долинами рек Баксан и Черек-Балкарский, лучше всего подходит для проведения горных походов III-VI категорий сложности. Походы более низких категорий здесь менее логичны, да и выбор перевалов не столь велик. Наилучшее время для походов – с начала июля до начала сентября.

Развитая дорожная сеть и инфраструктура позволяет делать заброски с минимальными затратами времени и сил, что делает вес рюкзаков небольшим. В альплагерях и на базах по пути следования можно рассчитывать на покупку свежих овощей и фруктов, хлеба.

9. ГРАФИК И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

с. В.Балкария – Безенги – Чегем – Адырсу – Адылсу – п. Эльбрус.

Московское время

Отрезок пути

Описание

Чистое ходовое время

Примеча-ния

1 день – 05 июля 2005 г.

С. Верхняя Балкария – д.р. Черек-Балкарский. (1100-1350м)

В первой половине дня погода хорошая, после обеда облачно, с 15 часов – дождь.

Фото 1-2.

1.

7.45–12.20

Пос. Змейка-с. Верхняя Балкария

Автотрасса. Заказной транспорт. Высадка за селением, у моста через р.Черек-Балкарский.

Автотранспорт.

2.

12.35-13.15

Селение Верхняя Балкария -лев. берег р.Черек -Балкарский

Хорошо набитая тропа левым берегом реки Черек Балкарский, в получасе ходьбы пересекаем р. Муха и ещё через полчаса следующий приток.

2:00

Нужно было идти по дороге правым берегом до заставы, где проверяют пропуск и далее перейти реку по мосту, находящемся в 3-х км от заставы вверх по долине.

3.

13.30-15.10

4.

15.10-18.00

Арестованы нарядом пограничников.

Лагерь в 500 м выше моста через р.Черек-Балкарский, у ручья

на поляне на левом борту долины.

Проверка пропусков – только на заставе! Остаток дня уходит на поход к заставе и выяснение полномочий группы продолжать маршрут.

Итого за день:

Пройденное расстояние, км – 7

Перепад высот, м – +250

Чистое ходовое время, час – 2:00

Ходовой день, час – 2:45

1. Группа

2. Начало маршрута у с. Верхняя Балкария

2 день – 06 июля 2005 г.

Д.р. Черек-Балкарский – кулуар перевала Дополнительный. (1350-2250м)

Погода переменная, вечером густой туман.

Фото 3-15.

1.

06.15-06.50

Бивак- левым берегом р. Черек Балкарский -до р. Коштан-су

По лесу без тропы (тропа снесена лавиной, сбитые деревья, разрушенный склон).

2:20

2.

07.00-08.45

Левым берегом по слабой тропе по густому лесу или альпийским лугам.

3.

09.00-10.00

Разведка вверх по долине реки Коштан – Су лев. берегом

Вдоль реки не пройти, очень много воды. В среднем течении каньон, который проходится по тропе у самой воды, в настоящее время тропа под водой, каньон непроходим.

2:40

Решено обойти каньон через пер. Дополни-тельный 1А, в долину р. Коштан-су

4.

10.00-11.40

Переправа с наведением

моста.

Организация переправы (мост снесён). Готовых брёвен нет, деревья рубили ледорубами. Укладка брёвен – “на усах”, организация перил. Переправа участников. Низкое криволесье не даёт возможности сделать навесную переправу.

5.

12.00-12.45

р.Коштан-су – кулуар-промоина из-под пер. Дополнительный

Движение по хорошо набитой тропе по лесу. Завалы. Выход к сухому руслу, представленному лавинным конусом, это кулуар-промоина из-под пер. Дополнительный.

0:45

6.

13.05-13.25

Вверх по кулуару - крутой подъем до “скальных ворот” в 1,5 км от перевала (700м по высоте). Площадки на правом борту кулуара. Последние берёзки. Набор высоты 700м.

Крутой подъём по руслу по камням, через 500м – появляется ручей. Обед.

2:20

13.25-14.50

Обед.

Вода – в ручье.

7.

14.50-15.25

Круто вверх по осыпи и траве до поворота ущелья. До водопада - по тропе левым берегом ручья. Маршрут вправо вверх к останцу.

8.

15.50-16.20

Движение по левой стороне осыпи (по ходу). Не доходя 15 м до останца, тропа поворачивает налево (к большой сосне), далее движение по тропе левым бортом ущелья, над ручьём.

Обход справа небольшого каньона с водопадом. Разведка.

9.

16.45-17.15

По тропе левым берегом ручья.

10

18.10-18.35

По осыпи левым берегом ручья. Местами - по снежникам.

Туман.

11

18.40-19.20

Разведка пути и места ночлега.

Бивак у скальных ворот на трёх площадках слева по ходу движения.

0:40

Единственно возможное место ночёвки на всём подъёме. Вода – в ручье ниже снежника.

Итого за день:

Пройденное расстояние, км – 8

Перепад высот, м – +900

Чистое ходовое время, час – 8:45

Ходовой день, час – 11:05

3. Характер подъёма
вдоль р. Черек-
Балкарский.


4. Каньон р. Коштан-су
оказался непроходим
из-за паводка.
Тропа под водой.

5. Местами тропа снесена
лавинами. Тогда скорость
передвижения падает ниже
1 км в час.

Фото 6-11. И такое бывает в горных походах: организация переправы с наведением брёвен, которые здесь, увы, слишком тонкие. А дерево срубить ледорубом – легко! Главное – иметь остро наточенный клювик.


12. Вход в кулуар к пер.
Дополнительный (1А).


13. Нижняя часть
кулуара.


14. Общий характер
подъёма по кулуару


15. Место ночёвки на площадках
правого борта в средней
части кулуара.

3 день – 07 июля 2005 г.

Перевал Дополнительный 1А, 3000м. (2250-3000-2800-3100м)

Погода хорошая.

Фото 16-21.

1.

07.00-07.45

Площадки ночёвок – перевал Дополнительный (1А, 3000м). Набор высоты 700м

Движение вверх по ледяному снежнику 30° в кошках - 200 м, далее по травянистым склонам.

2:50

Туман.

2.

08.15-08.55

По осыпи и траве.

3.

09.15-10.15

По осыпи, затем - по крутому снежнику 35º в кошках - 350 м.

4.

10.35-11.00

По борту кулуара с живой осыпью до перевальной седловины пер. Дополнительный 1А.оштан 1Б и долина реки Коштан-Су.

Камнеопасно!

11.00-12.20

Ожидание подхода всех участников.

5.

12.20-13.25

Перевал – озеро на бараньих лбах – левая морена.

Спуск по снегу, ниже первой скальной гряды - влево, траверс с набором высоты вдоль хребта слева до озера (под снегом), до бараньих лбов. На бараньих лбах небольшие удобные площадки.

2:20

Просматривается весь путь подъёма на пер. Коштан

13.25-14.45

Обед.

Вода – в ручье.

6.

14.45-16.00

Спуск с бараньих лбов по снегу к основанию морены, в мульду.

Подъём по морене влево с траверсом. Выход на верх её средней части. Бивак.

Готовых площадок нет. Воду удалось найти в маленьком ручье немного ниже.

Итого за день:

Пройденное расстояние, км – 5

Перепад высот, м – +1050, -200

Чистое ходовое время, час – 5:10

Ходовой день, час – 9:00


16. Верхняя часть кулуара
пер. Дополнительный (1А).
Вид из-под седловины

17. Хребет с перевалом Коштан (левая седловина) а также безымянным
перевалом (не более 1А) долину р.Думала. Вид с востока,
c перевала Дополнительный

18. Перевал Коштан (1Б) – правая седловина.
Место ночёвки – на зелёной морене.
Вид с места обеда.




19. Подход с первым «скальным
воротам», перед которыми слева-
площадки ночёвок, единственные
на всём подъёме в кулуаре с
перепадом высот 1500м.

20. Обед на бараньих лбах.
Походная пайка.




21. Пройденный перевал Дополнительный (1А).
Также видно место обеда на бараньих
лбах, левее озера. Вид с запада,
от места ночёвки на морене под перевалом
Коштан.

4 день – 08 июля 2005 г.

Перевал Коштан 1Б, 3450 м. (3100-3450-2900м)

Полуднёвка.

Погода хорошая, переменная облачность.

Фото 17,18,23-29.

1.

07.00-07.40

Левая морена в верховьях ущ. Коштан-су – перевал Коштан (1Б, 3450м)

Движение по моренам, сплошь заваленными снегом в перевальный цирк.

2:00

Все морены закрыты снежниками.

2.

07.55-08.35

Пересекаем цирк и поднимаемся под кулуар – перевальный взлёт.

3.

08.50-09.30

Подъём сначала по снегу, выход на скалы слева от кулуара, немного вдоль скал, выход в кулуар вправо. Далее - вверх по осыпному кулуару плотной группой - на перевальную седловину, представляющую собой снежное плато.

Перевальный взлёт: снег 30°, скалы 45°, осыпь 35°-120м. Камнеопасно!

4.

09.45-10.20

Перевал Коштан – карман левобережной морены ледника Уллуауз.

Движение по снежному плато, затем – спуск по снежному 30° склону на левую морену правого языка безымянного ледника, к его конечной морене.

2:05

Виден следующий перевал – Кундюм-Мижирги.

5.

10.35-11.05

По правобережной морене ледника Уллуауз 200м вверх. Спуск с морены по заснеженному конгломератному 45° кулуару на ровный открытый ледник.

Камнеопасно!

6.

11.20-11.55

Пересекаем язык ледника Уллуауз и выходим к его левобережной морене.

7.

12.15-12.40

Поднимаемся на морену для выхода в её карман. Вход в карман - выше потока, вытекающего из него, у большого валуна. Бивак на травянистых террасах на берегу потока. ПОЛУДНЁВКА.

С места ночёвки перевал Кундюм-Мижирги не виден!

Итого за день:

Пройденное расстояние, км – 6

Перепад высот, м – +350, -550

Чистое ходовое время, час – 4:05

Ходовой день, час – 5:40


23. Перевал Коштан (1Б) – самая низкая
видимая часть гребня. Седловина не
видна – скрыта жандармом.
Вид с востока, из перевального цирка
(морены, закрытые снегом).

24. Движение по скальноосыпному кулуару
пер. Коштан – плотной группой.
Живые камни!



25. Группа на перевале Коштан (1Б)





26. На спуске с пер.Коштан. Справа внизу – зелёны
карман морены л.Уллуауз с ночёвками. По центру – пер.Кундюм-Мижирги
(3А). Соседняя седловина слева – пер.Птица (3А).

27. Спуск с перевального плато пер.Коштан по правой ветви
ледопада, затем - вправо за скальный отрог
закрытого ледника. Видна группа.
Вид с конечной морены.

28. Весь спуск с перевала Коштан.
Вид с запада, от места ночёвки в
кармане правой морены л. Уллуауз.

29. Ночёвка в моренном кармане л.Уллуауз. Вид на нижний
ледопад. Путь к пер.Кундюм- Мижирги – по левой морене
в обход ледопада, затем - вправо за скальный отрог

Далее >>


Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2019 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100