Вне трассMountain.RU

Горные лыжи

На фоне Эльбруса. Ибрай. Из серии "Боги Терскола"
Владимир Копылов, г. Москва

Наталья Перлова, г. Днепропетровск
Путешествие в Тайлан

"Самый хороший сезон в Таиланде – это декабрь, январь и февраль. У них там зимой прохладно +30 градусов, а летом жарковато +50 и дожди. Так что мы поехали туда в феврале. Единственное, о чём мы очень жалеем, так это о том, что были там только 2 недели, самое дорогое – это, всё-таки, перелёт. У нас получилось замечательное путешествие, отдых и тренировки в удовольствие..."

ЕДЕМ В ГОРЫ
Владимир Зорин, г. Москва

Двенадцати лет - как не бывало,
или Эльбрусские впечатления пожилого горнолыжника

Я недавно вернулся с Кавказа. Вместе со взрослыми сыновьями мы катались на горных лыжах и сноуборде на склонах Эльбруса и Чегета. И вдруг я остро ощутил, что здесь, на склонах гор, время остановилось!

Впервые я попал сюда зимой в 1993 году. Тогда команда нашего Горного клуба готовилась к высотным восхождениям, и мы решили в рамках подготовки сходить зимой на Эльбрус. Нам хотелось побывать на высоте, проверить снаряжение и себя холодом.

Следует помнить, что тогда практически все снаряжение, включая одежду, было самодельным. Мы изобретали, придумывали новые, как нам казалось, интересные варианты. Свои изделия приходилось самим и испытывать, зимний Эльбрус казался отличным полигоном.

К тому времени большая часть команды уже имела опыт спусков на горных лыжах. Поэтому во время акклиматизации перед (и после тоже) подъемом на Эльбрус мы катались на горных лыжах. В частности, для высотной акклиматизации мы с удовольствием таскали на спине лыжи до скал Пастухова (почти до скал, так как возле них зимой практически всегда ледовое пятно, препятствующее спускам на лыжах), с усмешкой наблюдая, как более богатые соотечественники поднимались до "Приюта 11" на ратраке.

Горнолыжные склоны, система подъемников и гостиниц тогда выглядели, как и вся наша страна, неустроенно и неряшливо. Социализм не был оптимизирован под потребителя, главным был производитель. Поэтому «производители» горнолыжных услуг, как и многие в нашей стране, оптимизировали темпы поступлений денег в собственный карман с использованием, так называемых, "левых" методов. Идея простая: чем больше дефицита, тем больше возможностей для получения взяток в различных их видах.

Одним из самых ярких примеров является использование ратраков. Для чего они были сконструированы? Ответ простой: для благоустройства горнолыжных трасс. Именно так они используются во всем мире. Но не на склонах Эльбруса. Если возить на ратраках людей от станции "Мир" до "Приюта 11", прибыль мгновенно и очень конкретно течет в карман. Действительно, зачем готовить трассы? Народу и так полно.

Опосредованная прибыль через благоустройство трасс - это так сложно и так далеко, и надо так много трудиться, а желающие поехать на "Приют" - вот они стоят тут и шелестят такими привлекательными купюрами.

И вот наступил 2005 год. Я снова на склонах Эльбруса. И что за чудо? Картинки из моей молодости оживают передо мной. Те же подъемники, те же вагончики, те же креселки. На станциях, как и раньше, работают ленивые и жадные сотрудники. По-прежнему длинные очереди в холодных и темных коридорах, скользкие лестницы. Платить можно в кассу, а можно в "лапу" на 30% меньше. Стоит упомянуть еще (с иронией) и VIP пропуска по-балкарски.

Куда бы вы ни направили лыжи, вы будете вне трасс. Т.к. то, что лыжники накатали для себя, трассой назвать нельзя по многим причинам, и одна из них – «обеспечение» безопасности. Ратрак на склоне - враг лыжника. Он ездит днем без сигнала, траншея, остающаяся после него, сравняется только следующим снегопадом, и не дай бог налететь на большой скорости на этот оставшийся снежный шрам.

Слова "снежные пушки" просто невозможно выговорить, они кажутся абсолютно аномальными в этих краях.

Как много изменилось за 12 лет! Мои сыновья стали взрослыми, они уже катаются гораздо лучше меня. Страна прошла тяжелый путь от развитого социализма до неразвитого капитализма. Мы уже отвыкли от дефицита и привыкли к слову "спасибо" в магазине. Даже лыжи, изобретенные так давно, изменили свою геометрию, появилось диковинное слово "сноуборд".

Но время не властно над склонами этих гор, оно остановилось! Огромное спасибо ОАО "Эльбрустурист", удачно приватизировавшему всю систему подъемников и некоторые гостиницы. Оно вернуло меня в молодость, в те годы, когда я был энергичен и счастлив! Двенадцати лет - как не бывало!

Не печалься Эльбрус, мы все равно любим тебя! Никакая человеческая жадность и невежественность не испортят твоего благородного двуглавого профиля!

В качестве доказательства публикую несколько фотографий моих сыновей. По-моему, они выглядят вполне гармонично на твоих склонах.

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия горными лыжами, сноубордом, альпинизмом, скалолазанием и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!