Горы мира > Западная Европа >

Автор: Алексей Сушков, Санкт-Петербург - Шамони, Франция

Путь на Монблан

Подготовка

Идея показать своему ребенку горы зрела уже несколько лет. Но вот наступил момент, когда Олегу исполнилось восемь лет, и дальше затягивать мероприятие стало неприлично. На возражения родственников об опасностях в горах я заверил, что поедем в самое безопасное место в мире - в Альпы. И для себя решил, что если уж Альпы, то надо ехать на родину альпинизма, в Шамони. Узнав, куда я собрался на этот раз, моя жена Ольга также решила составить нам компанию. По описаниям путешествий в Интернете и рассказам друзей я смог понять лишь приблизительно, что же мне нужно сделать, чтобы летом попасть в Шамони. Поэтому, чтобы ваш путь в Альпы был прямее, я расскажу как о самом путешествии, так и о необходимых организационных мероприятиях.

Поездка планировалась на август. В апреле я начал интересоваться вопросом. Сразу стало ясно, что без кредитной карточки, дальнейшие шаги невозможны, т.к. это единственный возможный способ оплаты гостиниц и транспорта во Франции через Интернет.

Очевидно, что нужна Шенгенская виза. Финская, если лететь из Финляндии и французская, если рейс прямой. Есть еще один вариант - лететь до Женевы, и тогда нужна еще транзитная швейцарская виза, если выходить не через французский коридор. Первоначально я рассматривал вариант только горного двухнедельного похода. Для него самый подходящий вариант - это Женева, оттуда полтора часа на автобусе, - и ты в Шамони, но после сбора информации пересмотрел свое решение. Если выходить через французский коридор, то до Шамони можно добраться либо на такси, что очень дорого, либо арендовать машину, что при горном походе нецелесообразно. Если выходить в Швейцарию, то там есть рейсовые автобусы, но они ходят только два раза в сутки, и на них нет бронирования билетов. К тому же еще надо получать транзитную швейцарскую визу. Останавливаюсь на самом дорогом, но комфортном варианте: летим из Питера в Париж регулярным рейсом компании «AirFrance». Выбрал «AirFranсe» по причине удачной стыковки рейсов и поездов. С нашими авиакомпаниями связываться почему-то совсем не хотелось.

Из Хельсинки или Москвы авиарейсы дешевле, но это потеря времени и сил на дорогу. Поиск доступных авиабилетов есть много где, например, здесь:
Бронировать лучше заранее, я бронировал за полтора месяца и на некоторые рейсы мест уже не было. Билеты дорогие, т.к. был “высокий сезон”. Он заканчивается 15 сентября, и билеты сразу дешевеют на треть.

Определившись с полетом, начинаю узнавать про визу. Информация о французском консульстве в Петербурге:http://www.consulfrance-saint-petersbourg.org, там же можно скачать анкету для заполнения. Документы нужны следующие:

- Подтверждение бронирования гостиницы или приглашение с копией,
- Медицинский полис с копией,
- Лист о бронировании транспорта с копией,
- Справка с места работы о доходе и должности + с переводом на французский язык,
- Общегражданский паспорт,
- Действующий заграничный паспорт с копией,
- Предыдущие заграничные паспорта с копиями,
- Заполненная анкета, берется в консульстве или распечатывается с сайта,
- Фото 3.5x4.5 2 штуки на светлом фоне, лицо не менее 80% площади кадра,
- Для ребенка свидетельство о рождении с копией,
- Стоимость визы 35 евро, ребенку бесплатно, платить в рублях.

Для подачи документов надо сначала придти в консульство и записаться. Записываться лучше недели за 4 до самой подачи, чтобы неторопливо оформить билеты, документы, все забронировать. Саму подачу нельзя назначить раньше, чем за месяц до предполагаемой даты отъезда.

Начало июня, иду записываться и заодно выяснять непонятные вопросы. Для меня непонятным был пункт о необходимости бронирования гостиницы. Почему-то мне казалось, что свободный человек из свободной страны может приехать в другую свободную страну и путешествовать там без преград. Первоначальный план путешествия у меня был приехать в Шамони, осмотреться несколько дней и потом совершить поход вокруг Монблана, который занимает примерно 10 дней. Маршрут проходит через три страны, Францию, Италию и Швейцарию. По описанию очень живописная дорога, жить и питаться можно в хижинах. Действительность оказалась иной. Оказалось, что я не могу просто так приехать во Францию. Необходимо либо приглашение от француза, либо бронирование гостиницы на весь период проживания. Поэтому план меняется, и я бронирую апартаменты по минимальной стоимости в Шамони, а там ходим радиалки, а в случае желания совершить более длительный маршрут оставляем квартиру пустовать.

При бронировании апартаментов оказалось, что дешевых 500-600 евро за 2 недели уже нет, и надо рассматривать варианты 700-800. Средние же цены около 1000. Для получения приглашения необходимо сразу оплатить всю стоимость. В принципе потом можно отказаться от брони, но тогда теряешь 25% денег. Для бронирования я смотрел на карту Шамони:
и выбирал цену поменьше и центр города поближе. Кстати, очень приличный официальный сайт Шамони на русском:
Бронировал с английского сайта:
В результате за 750 евро я снял 4-х местные апартаменты на 2 недели с видом на Монблан.

После оплаты мне прислали подтверждающий факс, а еще через пару недель по почте пришел оригинал приглашения, который я потом и отнес в консульство. Апартаменты сдаются с субботы по субботу. Соответственно билеты на поезд из Парижа надо заказывать на пятницу вечер. Бронирование билетов на поезд http://www.voyages-sncf.com SNCF - это их обычные поезда дальнего следования. Есть у них еще сеть скоростных поездов TGI, но туда пойти я не решился, т.к. прямого сообщения с Шамони у них нет, а усложнять жизнь пересадками я не хотел. Находясь во Франции и сделав несколько пересадок, понял, что ничего страшного в них нет, и в следующий раз при необходимости прокачусь и на TGI. При бронировании надо внимательно читать, какие они предлагают места. Мне нужно было ехать ночь, и провести я хотел ее с наибольшим комфортом за разумные деньги. Выбрал то, что у них называется “кушетка”, а у нас купе. Как варианты еще предлагались сидячие места с удобными и неудобными креслами. При заходе на перрон билет нужно сунуть в щель желтого аппарата, он пропечатает на билете дату и время. Без этого билет считается недействительным. Контролеры ходят во всех поездах и по нескольку раз. При заказе билетов на сайте я сначала указал, что страна - Россия, и единственный способ доставки оказался обычная почта. На это я пойти не мог и указал страну Франция. Там нашел интересный способ получения билетов: в автомате на вокзале. При этом с собой надо иметь номер заказа и кредитную карточку, которой производилась оплата. В последствии получил билеты на вокзале без проблем.
А купе у них оказалось шестиместным. По три полки с каждой стороны. Расстояние между полками такое, что сидеть невозможно, только лежать. Т.е. зашел, лег и уснул, утром встал и пошел. С большим удивлением утром не обнаружил очереди в туалет. Французы проснулись и, не чистя зубы, разбежались.

Вспомнили, что под Парижем есть Диснейленд, решили прилететь на день раньше и посетить его с ребенком. Для этого заказываю гостиницу в Париже. Отель выбирал здесь: www.paris.org/Accueil или здесь www.hotels.su/france/paris/allhotels.asp сверяясь с картой Парижа: www.euro-travel.ru/descr56.html. Выбрал отель рядом с вокзалом Аустерлиц (Gare d'Austerlitz) с которого идут поезда в Шамони. Номер бронировал непосредственно на сайте отеля www.mercure.com. За 80 евро все было очень прилично. Потом оказалось, что «Mercure» - это большая сеть отелей, которые есть даже в Шамони.

Итак, нить маршрута вырисовалась следующая: четверг рано утром прилет в Париж, заселение в гостиницу, гуляем по Парижу, делаем исторический снимок “Я и Эйфелева башня”. Утром выезжаем из отеля, сдаем вещи в багаж на вокзале, едем в Диснейленд, вечером садимся на поезд, и утром в субботу мы в Шамони!

Зная, что французы не любят английский язык и при общении в горах могут быть проблемы, я решил освежить в памяти полученные в детстве знания, и провел с преподавателем 20 уроков французского языка. Стоят такие уроки 400р за час. Надо сказать, что разговорный французский мне пригодился очень мало, но полученные знания давали уверенность, что если что, то как-нибудь смогу объясниться.

Постепенно я стал понимать, что буду находиться всего в трех днях пути от высочайшей вершины Европы Монблана 4807 (французы пишут ее название Mont-Blanc, что в переводе Белая Гора). И закралась мысль, а не попытаться ли мне взойти? Чтобы подняться на Монблан есть несколько способов:

Французский гид
Берет с собой максимум двух человек. Услуги стоят 750 евро в сутки. Еда и проживание дополнительно за счет клиента. Восхождение при хорошей погоде занимает 2-4 дня в зависимости от подготовки.

Самостоятельно
Самый лучший способ для уверенных в своих силах и при хорошей погоде, когда имеется хорошо протоптанная тропа.

С группой
Мой путь. Очень удачно оказалось, что как раз в это время на Монблан идет группа из Москвы. Еще в Питере списался с руководителем, спросил о возможности присоединиться. Оказалось, что такая возможность не исключается, и договорились встретиться в Шамони, познакомится, обсудить детали. Все сложилось, но об этом чуть позже.

Путешествие

Перелет занял три часа! А вот дорога от аэропорта до Парижа отняла на удивление много времени. Долго искали метро, стояли в очереди за билетами, искали вход в метро, ехали, искали пересадку. Вообще, по сравнению с парижским метро питерское, и даже московское являются примером логичности и понятности. Открывать двери в вагонах нужно самим, дергая вверх кривую ручку посередине дверей. Город делится на зоны, и стоимость билета рассчитывается по каким-то правилам. Билет нужно засунуть в турникет и обязательно забрать с собой из щели впереди, т.к. он может понадобиться для дальнейших пересадок. Билеты я покупал так: подходил к кассе тыкал пальцем в станцию, куда мне надо и платил, сколько покажут. К автоматическим кассам даже не подходил.

Париж понравился, много цветов, в клумбах, на балконах.

Жену отпустили в отпус, при условии, что она будет отвечать на электронную почту каждый день. Ноутбук решили не брать, понадеявшись на Интернет-кафе. С большим удивлением, гуляя по Парижу, не наткнулись ни на одно, не было доступа в Интернет и на вокзалах, и в Диснейленде. У Ольги началась легкая паника, что если и в Шамони не найдем Интернета, то получится не очень хорошо. Но в Шамони с Интернетом все нормально, есть несколько Интернет-кафе, и почти всегда есть свободные места. Вокруг “Офиса по туризму” бесплатная Wi-Fi сеть.

Диснейленд понравился, правда ребенок не дотягивал два сантиметра до интересных аттракционов (134), но все равно нашли, чем развлечься. В Диснейленде есть способ избежать утомительного стояния в очередях, но это мы поняли только к концу дня, и воспользоваться не удалось. Там в автоматах можно заранее взять бесплатно билетик на определенное время, и в это время пройти на аттракцион без очереди.

Шамони встретил дождем, но к вечеру выглянуло солнце и мы пошли гулять. Цветов еще больше, красота неописуемая, когда прямо перед тобой возвышается массив Монблана высотой более 4 километров (Шамони находится на высоте 1036 метров).

Еще находясь в Питере попробовал найти в Интернете карты и описания района Шамони. Кроме общих фраз о том, что маршрутов много, всех уровней сложности конкретного нашел очень мало. Решил ориентироваться на месте. На месте оказалось все очень хорошо. В информационном центре за 12 евро купил карту и к ней книжку с легендой маршрутов, в которой более чем подробно было все описано. Для большинства маршрутов необходимо использовать подъемники. Заблудиться невозможно, тропы промаркированы, на развилках указатели, никакой романтики!

С таким комфортом я никогда не ходил в горы. Удивительное ощущение, когда уставший приходишь в “лагерь” и можно принять горячий душ.

Из туристического снаряжения в Шамони есть все, и по ценам ниже питерских. Поэтому, если чего-то для похода не хватает, можно смело откладывать покупку до приезда в Шамони.

Наши выходы:

Mer de Glace (Ледник Мер де Глас)

Le Brevent (Ле Бревент) 2525
Lac du Brevent (Озеро Дю Бревент) 2127

Lac Cornu (Озеро Корну) 2276

По дороге на Lac Blanc (Озеро Бланк) 2352

Lac Blanc

Вид на Монблан с La Aiguille du
Midi (Эгюй дю Миди) 3842

Lac Blue (Озеро Блю) 2299

Cascade du Dard (Водопад Дю Дард)

Glacier des Bosson (Ледник Де
Боссон) 1900

Lac de Barberine Emosson (Озеро Барберин) 1950

Находится на границе со Швейцарией, чтобы туда попасть, нужно пересечь границу, что мы незаконно и сделали, обойдя официальный пропускной пункт по горной тропинке. По дороге нашли 3 белых.

И наконец перед возвращением в Париж съездили в Анесси, красивый городок очень похожий на Венецию, но с одним каналом:

Восхождение

Восхождение проходило по классическому маршруту. В первый день доехали из Saint-Gervais (Сен-Жерве) на горном трамвае до Nid d’Aigle 2372. При хорошей погоде билет нужно покупать за полтора часа. У нас погода начала портится, была полная облачность. Дошли до Refuge de tete Rousse (Хижина Тет Рус) 3167 По дороге встретили дикого козла.

В хижинах за 55 евро предлагается ужин, место на двухъярусных нарах и завтрак. Удивительный сервис для таких высот, но дорого, т.к. все доставляется вертолетами. Особенно произвела впечатления бутылка воды полтора литра за пять евро. К вечеру пошел снег. С утра снег продолжил идти. Где-то раз в пол часа снег прекращался, и немного светлело. В 12 поняли, что ждать дальше нечего и пошли до следующей хижины Refuge Aiguille du Gouter (Хижина Гутьер) 3817. В “Кулуаре смерти” шли по колено в снегу. Пересекали его метров на 100 выше троса, потом лезли по скалам, покрытых снегом и я все ждал, когда же выйдем на тропу. Через некоторое время с удивлением заметил, что давно идем по маркированной тропе.
По причине непогоды хижина была почти пуста. На самом деле, все места в хижине забронированы еще с весны, но в непогоду места есть. Третий день абсолютная непогода. Сидим, спим в хижине.

На четвертый день обещали улучшение погоды с 12 часов. Надо сказать, что краткосрочным прогнозам в Шамони можно верить, решили выходить 10 утра, чтобы по дороге погода улучшилась. Классический стиль восхождения подразумевает выход в 2-3 ночи, подъем на вершину в первой половине дня и спуск сразу в Тет Рус, чтобы освободить места в верхней хижине следующим восходителям.
В 10:00 cвязались, пошли. Снег, ветер видимость 20 метров, тропы нет, идем по колено в снегу. До сих по не понимаю, как гид нас вел, пока погода не улучшилась. Возвращаясь обратно уже в хорошую, погоду смотрели на тропу: с одной стороны обрыв с другой трещина, а тропа петляет ровно между ними. Через несколько часов пути погода улучшилась, и открылся удивительный вид на Aiguille du Midi:

И вот в 17:00 наконец Монблан. Mont-Blanc (Монблан) 4807.

Мы были единственной группой, зашедшей в этот день на Монблан. Если не считать двух чехов, которые шли за нами. На вершине долго не задерживались, сфотографировались и побежали вниз, надеясь успеть до темноты. В хижине были в 21:30, в 22:00 стало абсолютно темно. Хижина произвела сильное впечатление. Люди были везде: на полу, на столах, под столами, в кладовке. Кухня не работала. Кое-как приткнулся, попил водички с печеньем и провалился в сон. В два часа ночи зажгли свет, все встали, позавтракали и ушли. Мы опять остались в пустой хижине. Утром неспешно встали, позавтракали и спустились в Шамони!

После восхождения решил купить памятную футболку. На ней высота Монблана указана 4807. Это вызвало у меня удивление, т.к. на карте Монблан был высотой 4810. По возвращении домой решил установить истину. Оказалось, что в 2001 году высота Монблана действительно была 4810, а за прошедшие годы уменьшилась вследствие таяния ледяной шапки, толщина которой составляла 27 метров. Получается, что на футболках вышивают актуальную высоту горы, а карты изменять не торопятся!

Наши расходы за время путешествия составили чуть больше 5000 евро. Изначально я рассчитывал на меньшую сумму, но ни о чем не жалею. Побывать хотя бы раз в Альпах стоит!

Перелет Петербург-Париж-Петербург (2 взрослых 1 детский): 1300
Отель в Париже: 80
День в Диснейленде: 150
Поезд Париж-Шамони-Париж (2 взрослых 1 детский): 350
Апартаменты в Шамони: 750
Виза, страховка, перевод справок: 140
Расходы в Париже и в Шамони: 1850 (транспорт, включая подъемники: 600, еда 850, разное 400)
Восхождение на Монблан (хижины, еда, аренда снаряжения): 400

Желаю всем хорошей погоды и удачи в горах!

съёмки докфильма канала Арте о восхождении на Монблан

Здравствуйте, Меня зовут Лиза Алисова, я журналист, живу и работаю в Париже. Я с большим интересом прочитала Ваш рассказ о восхождении на Монблан на сайте mountain.ru Дело в том, что коллеги с франко-германского телеканала Арте попросили помочь им, они собираются снимать фильм о людях, которые совершают восхождение на Монблан. По мнению некоторых проводников, люди из России и бывших советских республик, - одни из самых упорных, одновременно романтически настроенных и иногда бесшабашных. Поэтому мы хотим найти людей, которые бы планировали восхождение в этом августе (то ест через полтора месяца). Может быть вы знаете таких людей? Или могли бы посоветовать, где, на каких сайтах или форумах можно поискать? Или повесить объявление? Заранее Вам благодарна, С уважением, Лиза Алисова тел. 00 33 6 62 84 27 82 lisa.alissova@gmail.com

Вопрос

Подскажите,вы на Монблан сами подымались без гида или брали какой то тур?Если да то где находили туры или ссылку дайте пожалуйста.Сам хочу летом подняться но не знаю где информацию найти.Спасибо

Благодарю

Алексей, Благодарю за тольковое описание поездки и особенно за ссылки и цены!!!

Вот тут мой отчет 2010 года

http://www.baurock.ru/phforum/index.php?automodule=blog&blogid=118&showentry=767 если какие вопросы пишите на мыло accept93@rambler.ru