Ледолазание на Mountain.RU

Международные соревнования - 2005
Календать международных соревнований по ледолазанию new!

Россия, СНГ 2004-2005
Календарь соревнований
Правила соревнований

Итоговые протоколы Чемпионата Росси-2003

Международный Совет по Спортивному Ледолазанию (CEGC/ICCIC)
Правила ледолазания
Классификация ледовых маршрутов:
вариант Planetmountain.com
вариант "ICE World" (Jeff Lowe)

Новости ледолазания

Авторы: Ростислав Захаров, Андрей Ковальчук, г. Москва

Водопады Кутсайоки

“В этом году он убил лису также как
в прошлом. Абсолютно ничего нового!”

(из фильма “Обыкновенное чудо”).

водопад “Маманя”
Этой зимой (2006 г.) мы ехали в Карелию в том же составе, что и в прошлый раз. Теперь нашей целью стала известная среди туристов-водников и каякеров река Кутсайоки в северной Карелии. На ней есть два водопада, которые летом составляют проблему. Идея пройти их снизу вверх казалась интересной.

Лежа на верхней “боковушке”, пытаюсь заснуть. Зимой на этой речке еще никто не был, неизвестно, что из себя представляют тамошние водопады в это время года и удастся ли нам вообще что-то пролезть. В полусне возникает обрывок из воображаемого интервью:

Корр.: “Как Вам вообще пришла в голову идея подобной экспедиции?”
Я: “Мне помогло развитое еще в детстве чувство юмора.”

а так выглядит порог “Тесный”
По тропе, проложенной ратраком (это почти что дорога), выходим на лед реки, и почти сразу встречаем… каякера. Он из Новгорода. Идет один. Неоднократно проходил эту речку летом, а сейчас решил пойти зимой на лыжах. Ночует он в баньке, которую как раз в этом месте кто-то построил. Стартовал с верховьев, водопады обходил. Говорит, что выше по течению встречается открытая вода, в некоторых местах лед трескается. Дальше он идти не хочет и, получив от нас информацию, как отсюда можно выйти, собирается на следующий день уезжать. (“Буэнос диас, ледолазы!”- услышали мы утром на прощанье).

водопады “Оба-на” и “Маманя”
со спутника (фото Google)
Пройти основные водопады не получилось. Помешало большое количество воды (они не замерзли полностью, хотя время - конец марта и льда намерзло много) и проблематичные подходы к ним снизу. Но на скалистых и высоких берегах реки оказались приличной высоты сосульки, которые мы и лазили.
По дороге к водопаду прошли порог “Узкий”.
Позже, обсудив ситуацию, мы пришли к выводу, что при большем количестве снаряжения и времени и двумя связками мы, возможно, прошли бы и основные водопады.

Вечер накануне отъезда. Посмотрев полярное сияние, поздравив друг друга с 23 февраля, а Большую Медведицу с 8 марта, допиваем коньяк и заваливаемся спать.

Заезжали мы так же, как обычно заезжают летом водники. Автобус до Алакуртти оказался явлением редким, и его поймать не удалось. Местные ездят на машинах (частный извоз), и желающих нас подвезти было много, но стоит это не дешево. В Алакуртти надо искать другую машину (обычная не пройдет по такой дороге), на которой можно доехать до охотничьей базы. По дороге надо отметиться у пограничников.

Спасибо нашим коллегам из «Параллельного Мира» за картографическую поддержку.