Горы мира > Тянь-Шань >

Часть 2

Часть третья

Окончание.

В подробном описании восхождения на пик Талгар по ледовому склону было заявлено: "Рекомендации: по готовым перилам до самой вершины можно устраивать скоростные и коммерческие восхождения."

29 января 2005 года Ковшереву пришло письмо с следующим содержанием: Александр, привет. Ты меня не знаешь. Меня зовут Дмитрий, мне 43 года, живу я в Москве. Прошлым летом я со своими двумя дочками ходил на Иссык-Куль из Алма-Аты через Озерный и Ак-Су. Нам очень понравилось, и появилась идея сходить на Талгар. В интернете нашел твою статью - очень хорошо написано - детально, со снимками. Как я понимаю - ты в горах не новичок. В связи с чем - предложение: не хотел бы ты провести нас по этому маршруту? На профессиональной (коммерческой) естественно основе? Если тебе это интересно - назови сумму и время похода. Со здоровьем у нас все в порядке. Не альпинисты, конечно, но прошлогодний поход - без особого труда. С деньгами особых проблем нет, так что можем подготовиться как надо. Короче если интересно - отвечай, буду ждать.

Дмитрий Струтц. Благодаря ему Александр Ковшерев задумался в 2005 году о Талгаре. Благодаря его материальной помощи мероприятие смогло состояться. Его нахождение в горах вовсе не сравнивалось с пребыванием "гостей" на Тянь-Шане, он был спокойным, уверенным, радостным, словно находился дома, и вполне смахивал за местного парня. Сильно не отставал, и то был не много сзади, чтобы сделать снимки на свой фотоаппарат. По приходу в лагерь выглядел свежим, полным сил. Своим хорошим настроением он ободрял других любителей гор, шедшим с ним в одной группе.
Илья Мельниченко. Отличался в походе очень хорошей туристической дисциплиной. Имея приличный темп, он терпеливо шёл за теми людьми, которых Ковшерев ставил за собой, чтобы не пускать большой растянутости группы. В самом начале организации массового восхождения всеми силами поддерживал мероприятие, и в конце концов принял участие. У него хорошее чувство юмора и прекрасное знание музыкальных произведений, относящихся к горам.

Учитывая свою же собственную рекомендацию, а так же успешный подъём и спуск трижды по склону, отзывы других восходителей и своё искреннее желание помочь другим альпинистам и туристам взойти на эту прекрасную гору, на одном из популярнейших алматинских форумов Александр Ковшерев предложил: Есть идея организовать такое мероприятие, и вполне это под силу, кинуть новость на mountain.ru, чтобы из-за бугра тоже могли участвовать, но интересно, стоит ли эта овчинка выделки. Если организовать альпиниаду на пик Талгар со стороны ледника Корженевского по ледовому склону, кто пойдёт? Вы бы пошли? Естественно, подход под подножие вершины осуществляется самостоятельно...

Само массовое восхождение длилось чуть больше недели, однако какой ценой и сколько надо было приложить усилий - всё это потребовало не соизмеримо большего времени, поэтому, позвольте подробно рассказать, как это всё происходило.

Итак, обсуждение началось 2 февраля 2005 года. Эта идея встретила разные мнения со стороны туристов, альпинистов, любителей и профессионалов. Многие про подход на ледник Корженевского не хотели даже и слушать, и большинство профессионалов знали лишь район со среднего Талгара. Иногда этой красивой идее пришлось сопротивляться с нападениями со стороны опытных альпинистов, считающих, что на Талгар надо лезть только тем, кто умеет лазать, имеют "бумажную" квалификацию, много лет занимающихся профессиональным альпинизмом, и в правдивости описания восхождения на пик Талгар по ледовому склону сильно сомневались, мало того, сомневались даже в том, что фотография правильная! Ведь такой простоты восхождения на пик Талгар никто из них предположить не мог! И о том, что по этому описанию уже взошли ни один десяток любителей гор - знать не хотели.

Подход под пик Талгар через перевал Кокбулак очень сильно пугал многих "известных" альпинистов своей протяжённостью, поэтому его из внимания тоже выкидывали, перевал Суровый, а через него подход оказался всего лишь на десять километров короче - не для массовости, а подходы на прямую со среднего Талгара, они очень короткие, но те маршруты явно не тянут на массовое восхождение, и к тому же большинству туристов и тех, кто только недавно начал заниматься горными видами спорта - явно не под силу. Именно про эти маршруты альпинисты профессионалы и любили спорить, и всё остальное они вычёркивали из виду, считая, что так называемый "китайский" подход не под силу даже большинству опытных альпинистов, а о любителях - и говорить нечего.

Но Александр Ковшерев так не считал. Его мнение полностью разделял Александр Колокольников, в опыте и его понимании в туризме и альпинизме, я думаю, никто не сомневается. Пройти через перевал Кокбулак, 1А категории сложности, может любой, кто смог дойти до Иссык-Куля через Кокайрык, Ак Су Северный. А пройти по леднику Корженевского, его закрытую часть с трещинами, может любая группа, уже ходившая такие ледники или хотя бы имеющая руководителя, с опытом прохождения таких ледников. Большинство любителей гор уже ходили перевалы Фестивальный, Чилико-Кеминский, Разведовательный, Бозтери - а ледник Корженевского гораздо проще ледника Дмитриева, трещины не такие широкие. Подход очень прост. А восхождение? По готовым перилам зайти пешком могли бы все, кто уже умеет пользоваться верёвкой, участвовали в альпиниадах на пик Комсомола или на пик Абая.

О сложностях и проблемах массовости на пик Талгар Ковшерев знал:Чем рискована организация альпиниады на Талгар, тем что туда довольно долгий подход. Даже шустрый альпинист от озера Иссык очутится у подножия Талгара через немного менее 12 часов лётного времени, если не будет частых и продолжительных остановок, приключений, и если груз будет не более 12 брутто. (не хочу скрывать, что по Иссыкскому ущелью работники селезащиты буквально летают, хотя и на резиновых сапогах.) Подход занимает несколько дней, существуют разборы с заповедником, высота 5017 (4973 или 5017? после восхождения 5017 ближе к сердцу), большие энергозатраты, всё это исключает Талгар из такой массовости, которую имеет Комсомол. На Комсомоле всё просто, в один день, подъехал на машине, бесплатная канатка, там уже и рукой подать, а вечером отмечаешь восхождение.

Но кроме негативных высказываний были и положительные взгляды.

Илья Мельниченко: Пойду!

Александр Чечулин: Я бы тоже хотел принять участие в мероприятии, время бы только от работы выкроить удалось.

Илья Мельниченко: Думаю, вы сгущаете краски. Дешёвой романтики хватит максимум протопать от Медео до ближайшего крутого склона Мохнатки и сидеть там в кустах, квасить и орать песни. Кто ходит подальше - относятся серьезнее (хотя бравады и авось хватает). Человек может и безо всякой альпиниады угробиться - и для этого даже не нужно далеко лезть! Я помогал года четыре назад тащить в больницу девчонку, которая пыталась залезть на скалу над первым Кольсаем и грохнулась вниз. Вот как раз из разряда - приехала, о красиво, и полезла. У кого осторожности, силы и ума не хватит дойти до Талгара - те по собственной же вине и попадут. Но их никто туда не тащит! Это их проблемы и ответственность! Фактически вся организация альпиниады - это обеспечение безопасности непосредственно при восхождении на пик. Но относительная сложность подхода и есть "фильтр", отсеивающий неподготовленных.

Сергей Мессерле: Саня! Переименовывай тему. Альпиниада вряд ли получится, да и надо ли это людям? Может лучше организовать хороший поход предварительно схоженной группы единомышленников с признанным лидером. От такого мероприятия можно ещё получить удовольствие всем участникам. Сам с удовольствием приму участие.

Александр Колокольников: 1.Сама по себе идея альпиниады на Талгар красива, но учитывая отдалённость района и сложность в выборе маршрута требует очень тщательной обработки, начиная от организационных моментов и заканчивая финишем альпиниады.
2. Моё несколько резкое мнение основано на большом опыте проведении альпинистских экспедиций и участия в множестве альпиниад. К сожалению, даже хорошо организованные альпиниады не застрахованы от непредвиденных ситуаций и все предусмотреть не возможно. Меня несколько удивляет постановка вопроса: вы выясняете, кто сможет принять участие в альпиниаде, ссылаетесь на каких-то других людей, которые будут заниматься подготовкой и проведением. Почему они не принимают участия в дискуссии. Дело в том, что любая альпиниада - это не одиночное хождение с милыми для себя людьми. Слишком много амбициозных и мало опытных людей с ярко выраженным индивидуализмом и желанием управлять другими обязательно примут в этом участие. К сожалению, эти люди чаще всего не управляемы и не привыкли подчиняться другим.
3. В силу этого, взяв на себя обязанность за проведение данной альпиниады, Вы автоматически приобретаете массу проблем с ними и все негативные последствия их поступков, так как Вы, являясь организатором, берёте на себя юридическую ответственность за их здоровье и жизнь, не взирая на их личностные качества.
4. Альпиниада жизнеспособна и может быть проведена с учетом предыдущего опыта подобных мероприятий, чего я Вам желаю. Если Вам будет интересно, я готов оказать посильную помощь, используя свой опыт в подготовке.

Константин Козановский: На мой взгляд, альпиниаду на Талгар следует обязательно и безоговорочно поддержать! Идея эта родилась очень своевременно и она очень актуальна после многих лет "развала" бывшего советского любительского спорта, когда многие люди, любящие горы, были разобщены и предоставлены самим себе. Они не могли позволить себе такое серьёзное и красивое восхождение в силу своей неопытности, разобщенности, отсутствия финансовых средств, необходимого снаряжения, отсутствия необходимой для этого организованности, в плане безопасности, на протяжении всего мероприятия.
Главное, если все же найдутся реальные спонсоры этого мероприятия- это достаточный резерв времени для тщательной и скрупулезной проработки всех требований и нюансов, обеспечивающих безоговорочно безопасное проведение альпиниады, для формирования грамотной и профессиональной группы организаторов, опыт которых обеспечит успех. Наверняка и многие наши ветераны с удовольствием безвозмездно поделятся своим богатым опытом с организаторами и участниками, и примут в альпиниаде активное участие. Идея эта, также, имеет международный уровень, чего мы давненько не видели для простых смертных, и в особенности, для современной молодежи. Ведь ни для кого не секрет, что в настоящее время в наших горах можно встретить много любителей гор со всего мира, и очень мало своих - казахстанцев.

Сергей Ефимов: Если не будет серьезных проблем со временем - пойду обязательно. И знаю еще нескольких, кто пойдет.
Я один из тех туристов-романтиков, кто ходит на вершины не по самому категорийному маршруту, а по самому приятному. И если вершина не понравилась, то второй раз туда уже не пойду. Был на Амангельды, Молодежном, Молодой Гвардии, Советах и еще много где, куда можно зайти ногами и желательно за 1 день. Лазать по скалам на веревках не люблю. Способностей не хватает, да и слишком много всего приходится на себе переть, чувствуешь себя не туристом, а носильщиком рюкзака :-). Но иногда таки хочется посмотреть новые места, куда просто так пешком не доберешься. Поэтому доводилось и на Иссык-Куль ходить (через Бостери вост.), и на Комсомол (в альпиниаду). Какие-то начальные альпинистские навыки получил, но развивать их - нет ни времени, ни особого желания. Думаю, что таких, как я, "чайников среднего радиуса действия", много. И альпиниада для нас - возможность побывать там, куда иными путями мы едва ли когда-нибудь доберемся. Теперь, если позволите, несколько соображений. Если найдете их тривиальными - извиняйте. Во-первых, дойти до начала веревки сможет любой, кто хоть раз ходил на Иссык-Куль. Однако организаторам надо будет максимально сократить бюрократические формальности, дабы желающим не пришлось ковылять в Талгар за разрешением на вход в заповедник. Чтобы человек заплатил фиксированную, заранее известную сумму денег на входе - и вперед. во-вторых, в целях безопасности надо организовать 2 (как минимум) "блок-поста" на маршруте подхода: один выше Иссыкского озера на верхней границе леса, чтобы отлавливать и вразумлять явных инвалидов и алкашей, а также припозднившихся новичков - если не образумятся, пусть по крайней мере заночуют в лесу и идут дальше утром второй - на повороте с тропы на ледник Корженевского, чтобы направлять не знакомых с местностью. Всех переписывать и отслеживать до лагеря под пиком. в-третьих, назначить для альпиниады не 1 день, а 2-4. Тогда можно будет выждать хорошую погоду, а заодно как следует оклематься. Влезть на гору "для галочки" и ничего не увидеть, кроме тумана - это для спортсменов. А простому человеку хочется не только залезть, но и полюбоваться видом. в-четвертых, желательно было бы организовать несколько "маршрутов отхода" с базового лагеря - на Джасыл-Коль, на ледник Богатырь, на Иссык-Куль для желающих (с опытными сопровождающими или хотя бы с подробным инструктажем и показом фотографий). Лично мне хотелось бы посмотреть ледник Богатырь, а потом спуститься в Левый Талгар (там где-то есть перевал 1Б), если пороха хватит. Когда еще я там буду! Ну, а кто не захочет - милости просим обратно в Иссык по тому же маршруту.

Александр Колокольников: Вот это уже начались разговоры по существу. При таком подходе восхождение получится. И все же не через Иинтау, а по тройке с Корженевского. Александр Ковшерев в этом прав. Безопаснее, короче и проще. Подход на Иинтау по 3Б на Копр, а подъём там ещё тот, лавиноопасно, попадал на спуске, хорошо что небольшая была лавина, обошлось, но слетели к подножью в момент.

Второго апреля Александр Ковшерев воспользовался предложением о помощи Александра Колокольникова. С этого момента обсуждение маршрута было уже завершено, и вышло конкретное приглашение на участие в массовом восхождении на пик Талгар в 2005 году: Полным ходом началась подготовка к альпиниаде на Талгар. Для того, чтобы рассчитать смету затрат на участие, хотя бы приблизительно надо знать минимальное количество желающих, хотя бы с этого форума. Кто желает участвовать или даже помогать организаторскому персоналу, подайте, пожалуйста, заявки в эту тему. Желающий помогать организаторам может не обязательно иметь альпинисткий опыт, а просто желающий отдохнуть в горах, при этом он будет исполнять определённые обязанности на определённом ключевом участке. В заявке, пожалуйста, укажите, сколько в вашей команде человек, какого возраста, кто в каких походах и восхождениях участвовал, какое у вас имеется снаряжение, и какую роль в альпиниаде вы хотите выполнять: технический персонал, или просто участник.

Мероприятие предполагалось на 15-31 августа. И хотя позиция многих любителей гор была уже ясна, обсуждение этой темы всё таки продолжилось, опять пошла резня между сторонниками и противниками такого мероприятия. Ковшерев потерял на некоторое время Колокольникова и поэтому официальную часть решить не мог. Кто отвечает за безопасность? Кто спонсор? - эти вопросы волновали многих, но больше всего такими вопросами интересовались опытные альпинисты, и Ковшерев, без информации от Колокольникова такими сведениями не владел, и пошло шапкозакидательство.

Приглашение было так же выставлено на форум mountain.ru. И Ковшерев получил несколько заявок из других регионов СНГ. Заявки подавали многие. И казалось, сбор заявок до сих пор бы не прекратился, если бы не вмешательство модератора.

Татьяна Бондаренко: Формально я не имею права прикрывать темы, связанные с этой альпиниадой - правила не нарушены. Но чисто по человечески мне очень не хочется быть виновником, хотя бы и косвенным, в гибели или травмах людей. Потому что подготовкой альпиниады, по моему мнению, занялись дилетанты, понятия не имеющие о правилах обеспечения безопасности для больших групп людей на не самом простом маршруте. У меня достаточно опыта, чтобы понимать, чем может обернуться такое шапкозакидательство. Поэтому я закрываю все темы, связанные с альпиниадой. Закрываю до тех пор, пока мне не будут предоставлены подробные описания тех организаций и людей, которые будут задействованы в проведении альпиниады, а также предполагаемых мероприятий по безопасности. Причем мнение Александра Ковшерева по этому поводу мне малоинтересно. Информация должна поступать от людей, упомянутых в сообщениях Ковшерева (Александр Колокольников, РОСОшники и т.д.) и с соответствующих адресов. По мере поступления информации я выложу ее в тему про альпиниаду и вновь открою все треды. Но не раньше. А до того будущие участники альпиниады могут общаться е-мэйлом, ICQ, голубиной почтой... Здесь я НЕ ПОЗВОЛЮ разводить профанацию, касающуюся безопасности большого количества людей с весьма разным уровнем подготовки. Я все сказала. Да, мои адреса tbond@host.kz и tbondarenko@alb.kz. И еще - при попытке открыть новые темы про альпиниаду ранее, чем будут открыты старые, открывателей буду плюсовать, а темы прибивать. Вот выдержка из сообщения одного моего хорошего знакомого из "старых" альпинистов: "...Только вчера вечером до меня дошло, что есть ещё один момент, который не позволяет считать всё это чем то большим, чем гнилой базар, несмотря на все ссылки на "организаторов" и "авторитетов". Любая альпиниада проводится в соответствии с её регламентирующим документом - положением. И там чётко указывается - кто проводит, кто обеспечивает безопасность, сроки и порядок проведения, требования к участником. Без такого положения все разговоры можно считать профанацией и гнилым базаром. ". Так что вот. Положение по альпиниаде также входит в список обязательной для предоставления информации.

К тому времени тема уже была рекордной на тот момент по частоте посещений - свыше ста посещений в сутки! Это уже ясно показывало, на сколько народ интересовался этой красивой идеей, и следил за тем, как всё развивается. И Колокольников как-то подал информацию об альпиниаде на одну из Таниных координат, но так услышан и не был, ответа не получил, и тема заглохла, но только на некоторое время.

Денис Щербина. Руководитель группы гидов-спасателей. По всем действиям и выражениям было видно, что он пошёл в поход не ради денег, а чтобы помочь другим. Видно было его бескорыстие и желание, чтобы все лезли на вершину и спустились с неё, все порадовались, а так же увидели новые места, и благополучно вернулись домой. Он сделал в несколько раз больше, чем то, за что ему заплатили.

Красивейшую идею о доступном восхождении на пик Талгар остановить было невозможно. Некоторые модераторы переносили обсуждение на свои форумы, и там число посещений становилось рекордным, а некоторые желающие атаковали почтовый и личный ящик Ковшерева с предложением не оставлять не реализованной уже зажёгшуюся мечту. Ковшереву что либо на форуме предпринимать было чревато последствиями, но нашлись люди, поддержавшие его начинания. Сергей Ефимов поступил хитрее, он вновь создал тему про Талгар с той же целью, что и предыдущая, но только лишь убрал слово "альпиниада".

Сергей Ефимов: В начале февраля этого года Александр Ковшерев взбудоражил народ, заявив, что пик Талгар не так страшен, как о нем думают (см. подробности на mountain.ru). В результате многие туристы, не имеющие за плечами серьёзного альпинистского опыта, стали готовиться к восхождению. К сожалению, попытка организовать на Талгар массовую альпиниаду провалилась из-за дороговизны мероприятия (и по ряду других причин). Однако, судя по откликам на этом форуме, желающих пойти по-прежнему достаточно много и отсутствие поддержки со стороны государственных органов и альпинистов-профессионалов их не остановит. Впрочем, и сами альпинисты считают, что поход нескольких хорошо подготовленных и схоженных групп вполне реален. В этих условиях - то есть когда отменить или запретить сбор самодеятельных туристов под Талгаром невозможно - нужно по крайней мере сделать всё, чтобы уменьшить вероятность чрезвычайных ситуаций во время восхождения. Главная цель этой темы - координация действий самодеятельных групп, чтобы договориться о единых сроках похода и обеспечить взаимную поддержку. Кроме того, я повторяю свой призыв к профессионалам не оставаться в стороне и помочь людям хотя бы информацией. А именно: 1)описанием (как можно подробнее - чтобы кое у кого отпало желание туда соваться, а у тех, кто решится, было больше шансов на успех) маршрута с запада (подход из г.Талгар или через Чимбулак - ТЭУ перевалы Суровый, Бивачный, Актюз) и 2) соображения по поводу маршрута из Иссыка через Кокбулак, а также относительно лагеря перед горой. Фотографии избранных мест будут особенно полезны. Ну, и любые другие советы для туристов. Я предлагаю оставить предварительные сроки похода теми же, как у Александра Ковшерева: 15-30 августа. Это лето, когда в горах еще не слишком холодно и в то же время минимум снега. Кроме того, это время отпусков, и многие взбудораженные Ковшеревым люди наверняка оставили себе "окно" на случай похода именно в эти сроки. Точные сроки можно будет уточнить недели за 2 до того с учетом возможностей потенциальных участников. Как я уже говорил, на роль координатора предлагается Александр Зимин или любой другой энтузиаст, который пойдёт точно. Моё участие пока под вопросом из-за загруженности моей и товарищей, кроме того, весь июль я буду далеко от Заилийского Алатау. В начале августа ситуация прояснится, но, скорее всего, удастся найти время лишь на 4-5 дневный бросок по простейшему маршруту (из Иссыка). Состав группы: 1 альпинист-перворазрядник (не я) + 1-3 опытных ходока (не альпиниста). Желающие пойти - общайтесь и записывайтесь! Желающие помочь - пишите!

Александр Зимин: Роль координатора- слишком большая честь. Однако горячо поддерживаю новую тему. Не думаю , что она превратится в новый сбор заявок. Но именно здесь можно и нужно договориться о сроках, наиболее подходящих для большинства . Народ! Просто сообщите о сроках , удобных конкретно для вашей группы. Может быть лагерь будет создан 15, а закончит своё существование 25 августа. Зато те кто может себе позволить выбирать время ,скооперируется с большинством. Под Талгаром соберётся одновременно несколько команд, будет хоть какая-то поддержка. Моральная и физическая. Будет с кем посоветоваться и поделиться опытом. Риск травм и несчастных случаев будет сведён к минимуму. Был бы рад видеть с нами Александра Ковшерева! По моему не справедливо отвергнутому от своей же идеи. Если всё-же состоится народное восхождение, забывать нельзя с кого всё начиналось. Очень надеюсь на всеобщую поддержку.

Ефимов Сергей: Теперь немного о планах в свете сегодняшних реалий. Планы предварительные, предложения и критика приветствуются. Основных вариантов два:
1)Находятся спонсоры, и всё происходит при помощи Trekkingclub"а. Т.е. маркировка ледника, навеска веревок, врач, гиды-спасатели - и всё это в течение 10 дней. В этом благоприятном варианте можно ожидать значительной массовости, но всё же это будет не альпиниада. Требования к участникам (см. начало темы) остаются в силе. Пойдут лишь достаточно подготовленные, в составе самостоятельных схоженых групп. В случае проблем на подходе/отходе группа решает их сама (если поблизости кто-то окажется - поможет, если удастся известить спасателей - помогут они). За безопасность на самом Талгаре отвечают спасы, а все остальные их дружно слушаются. Общую координацию в этом случае может взять на себя Trekkingclub, включая контроль за отбытием/прибытием.
2)Спонсоры не находятся. В этом случае проблема оплаты остается нерешенной, отчасти по указанным выше причинам, отчасти по недостатку времени. По моему личному мнению, в такой ситуации можно сделать следующее:
--выявить среди желающих 2-3 самые сильные группы (реально сейчас 1-2 уже есть)
--договориться, кто пойдет первым и проведет разметку маршрута с провешиванием хотя бы самых опасных мест, кто последним (оказать помощь отставшим и заболевшим, если таковые будут) и кто в середине.
--возможно, сжать временной интервал с 10 дней до 5-7. Меньше 5 - не надо, из-за возможных проблем с погодой.
--кто поднимется на гору - фотографируется с "флагом виртуального спонсора" (делает вид, что сжимает древко несуществующего флага)
--максимально подробно фиксировать маршрут (перевалы, повороты, трещины) на фотографиях
--остальным желающим детально объяснить ситуацию и предложить перенести свой поход на следующий год или идти самостоятельно строго в объявленные сроки, лучше в их первой половине, а при проблемах - возвращаться или ждать очередную "сильную" группу.

Александр Колокольников:

1. Я не возражал против проведения альпиниады, а предостерегал от шапкозакидательства и непродуманности подготовки восхождения.
2. О своем участии или неучастии разговора не было, я предлагал помощь в подготовке особенно с точки зрения обеспечения безопасности.
3. Предложенный Ефимовым вариант более предпочтителен, т. к. выбрано разумное время и сроки восхождения. Но самое главное, в при таком подходе это в организации имеется здравое зерно. Восхождение организованное таким образом жизнеспособно, т.к. будут работать достаточно подготовленные люди в постоянном взаимодействии. Можно будет отфильтровать неподготовленные группы на первом этапе перед восхождением. Я готов и дальше помогать в подготовке. Предлагаю связаться с новым лидером казахстанского альпинизма Багланом Жунусовым. Согласно его точки зрения - он готов сотрудничать не только со спортсменами, но и с "любителями", т.к. считает, что остановить самодеятельные восхождения невозможно и не нужно. Просто нужно искать точки соприкосновения и находить компромисс.
Думаю эта тема ему будет не безынтересна.

Сергей Ефимов - астроном, который любит высоко смотреть и высоко ходить. Рассматривает горы с научной точки зрения, делая объективную оценку. Является хорошим организатором. Труднее всего ему далось окончание пути 18 августа (перед базовым лагерем) - умаялся, прокладывая тропу для всей группы. На втором месте по трудности - последний день (сказалась накопленная усталость). А в целом поход для него оказался легче, чем он думал.
Александр Колокольников - прекрасный лыжник, великолепно знающий горы, словом достойный продолжатель знаменитой фамилии. Первый в нашей стране начал заниматься экстремальными лыжами. Он спустился на лыжах с многих вершин наших гор: Кумбель, пик Молодежный, пик Карлытау, пик Талгар, пик Чимбулак, пик Абалаков...

Ефимов Сергей: Насчет денег: некоторая надежда на спонсоров еще сохраняется, без дела мы не сидим, хотя шансов - согласен! - мало. Всерьёз такое дело надо было начинать ещё зимой. А сейчас осталось слишком мало времени. Общая сумма (2200$) известна и не зависит от числа участников.

А вот копия переписки с Багланом Жунусовым, которая обнадёжила нас, и сильно может порадовать вас, дорогие читатели сейчас, когда мечта очень многих уже была осуществлена, не поздно ещё воплотить её реализацию тем, у кого она только появилась.

Ефимов 12:48 30.06.2005:
Президенту Ассоциации "Федерация Альпинизма и Скалолазания Республики
Казахстан" Жунусову Б.А.

Уважаемый БАГЛАН АБДУЛЛАЕВИЧ!

Несколько групп горных туристов (большинство не профессиональные альпинисты)
собираются в августе этого года совершить восхождение на пик Талгар по
маршруту 3А. Была мысль сделать это восхождение массовым (на форуме bb.ct.kz
еще весной откликнулись несколько десятков заинтересованных людей), однако
обеспечение безопасности в этом районе требует значительных (для нас)
средств. Возможна ли поддержка восхождения Вашей организацией (если в этом
году уже поздно, то в следующем)? Алексей Распопов (Trekkingclub) запросил
2200 долларов США.
Подробности можно узнать на http://bb.ct.kz/index.php?showtopic=54044

Думаю, что турпоходы в этом красивейшем районе (при надлежащей безопасности)
будут способствовать развитию горного туризма и альпинизма в нашей
республике.

С уважением,
Сергей Ефимов,
участник похода.

P.S. Через день я уезжаю, по данному вопросу можно будет связаться с
Александром Зиминым (zimin@nets.kz) или Александром Евгеньевичем
Колокольниковым (тел. 68-91-25, после 10 июля)

Жунусов 16:49 01.07.2005:
Добрый день,
Мы действительно не готовы в этом году, очень много календарных планов на
этот период.
Давайте поработаем над проектом на следующий год.
В принципе мы сможем помочь организовать совместно.

Баглан Жунусов

Ефимов 16:58 01.07.2005:
---------------------------------
Спасибо, осенью свяжемся с Вами и обсудим предварительный проект.

Всего Вам доброго!

С уважением,
Сергей Ефимов.

Жунусов 17:03 01.07.2005:
---------------------------------
Оставляйте комментарии в нашем Форуме, заходите почаще
на www.mountain.kz
Приезжайте в гости
Баглан

Чтобы всё состоялось так, как было предварительно задумано, необходимо было найти 2200 условных единиц. Но всё уже казалось было сделано, чтобы найти спонсора, и результатов пока не было. Проект на следующий год уже светил, однако что делать в этом, 2005 году? Так хотелось бы добиться хотя бы разведывательного похода на этот год и даже залезть на вершину! Но впереди было ещё полтора месяца, и вся надежда была на чудо. Но в чудеса не верил никто, а без пяти минут победители в этом грандиозном мероприятии - верили. И чудо свершилось. Ковшерев вспомнил про коммерческое предложение Дмитрия Струтц и решил эти средства использовать на мероприятие. Пол суммы было найдено, и в последствии этой суммы хватило, чтобы сделать всё, что было задумано, ребятам гидам было очень интересно. Однако, даже тогда, когда деньги были найдены, мало кто верил в то, что всё получится. Продолжалось и шапкозакидательство, хотя конкретно всё уже было решено, но большинство народа было всё-таки испугано мощными альпинистскими терминами. Хотя и проблемы с заповедником тоже Ковшерев решил.

И вот чего было достигнуто за полмесяца до выхода:.

Сергей Ефимов: Вот и новый месяц начался, на сей раз август.
Благодаря июльским усилиям Александра Зимина, Александра Ковшерева, Александра. Колокольникова и TrekkingClub, поход, о котором мы столько мечтали, обретает реальные контуры. Рад снова присоединиться к честной компании!
Итак, на сегодняшний день ситуация такова. Восхождение намечено на 2 дня: 19 и 20 августа. В эти дни на 3А будут дежурить люди из TrekkingClub. Они навесят веревки и будут помогать восходителям. Базовый лагерь – на лед. Корженевского под пиком Горина. Желающие подняться на верхнюю точку Заилийского Алатау осуществляют подход и отход самостоятельно. Неважно, каким путем (это зависит от ваших способностей), лишь бы оказаться в базовом лагере 18-го или 19-го августа вечером. Выход на маршрут 3А – рано утром 19 и 20-го. Кто не успел – тот опоздал, гиды-спасатели из TrekkingClub, если 19-го вечером в лагере желающих не окажется, снимают веревки и 20-го спускаются. Кроме того, у них будет право не пустить на маршрут группу, если у нее окажется недостаточно снаряжения. Поэтому отнеситесь к снаряжению серьезно, желательно 8-го августа (пн) в 10 утра приехать на проверку за экопостом по дороге на Медео – там Алексей Распопов из TrekkingClub всё проверит и ответит на вопросы. Совместные ледовые и горно-высотные тренировки (с ночевкой на высоте 3500-4000) тоже желательны.

В добрый путь - господа!
Александр Зимин. В начале 1980-х годов был двукратным чемпионом всесоюзных соревнований по лёгкой атлетике среди юношей. Весёлый, оптимистичный. Очень много сделал в организации массового восхождения на пик Талгар в 2005 году. В целях подготовки Талгариады встречался с Алексеем Распоповым, Александром Колокольниковым, являлся старшим тренером при подготовке Москвичей к восхождению на пик Талгар.
Владимир Ветлугин. Бывший борец. Отличный семьянин. Поход на пик Талгар посвятил своей жене Светлане, и дочерям, которых у него две: Софие и Анне. В походах является мастером уютной атмосферы в палатке: очень любит порядок и красоту. Ковшерев его благодарил за то, что не давал скучать Маше, которой он уделял внимание в то время, когда Александру приходилось решать командные дела: идти впереди и показывать путь, либо замыкать группу. В этот раз ему впервые досталось преимущество снимать поход на видеокамеру.

Очень сложно было собрать команду Ковшерева, которого единогласно выбрали руководителем группы, кто раньше ходил - у тех свои планы или сложности с работой. Первоначально планировалось "Альфу-Центавра" выпустить на два дня раньше для маркировки маршрута до ледника Горина, но в конце концов было решение выйти с основной группой и маркировать маршрут живым присутствием.

Виктор Васильев. Один из радостно работавших гидов-спасателей. Проявил кроткий, молчаливый дух, скромность. Как и все гиды-спасатели проявил терпение и желание помогать.
Михаил Грицай. Работал гидом-спасателем совершенно бесплатно, и был самым спокойным среди них, и видно было, что работал не из долга, а с радостью. Терпеливо объяснял участникам талгариады узлы, технику, огромную практическую помощь оказывал на всех сложных участках при восхождении и спуске с пика Талгар и при спуске с перевала Суровый. Его манеру работать с людьми в горах можно использовать в педагогических заведениях по горному профилю.

Итак, 14 августа вечером на Иссыкском кордоне Алматинского заповедника собралась неожиданно большая компания:

1. Александр Ковшерев, далее исполнял роль капитана всей этой большой компании по решению всех собравшихся

2. Мария Романова, самая стойкая во всей команде "Альфа-Центавра", у неё было самое большое и конкретное желание пойти

3. Олег Бычков, очень много усилий потребовалось, чтобы он наконец пошёл

12. Эмиль Баль

13. Лариса Юшина

14. Александр Кудрявко.

Ещё было неизвестно,сколько народу придёт со стороны перевала Суровый, именно тем маршрутом решили подойти гиды-спасатели.

После выхода рано утром 15 августа 2005 года с кордона заповедника в направлении своей мечты с первых минут стало ясно, что дисциплина этого многочисленного народа может претендовать на самую высокую в мире при проведении таких мероприятий. Все, как один, хотя многие из этих четырнадцати первый раз видят друг друга. Ковшереву порой было сложнее руководить двумя - тремя, и данная группа оказалась просто образцовой. С этим согласилась и Маша, которая не первый раз ходит в большой компании, хотя впервые вышла в большой поход.

Участники массового восхождения на пик Талгар в 2005 году, вышедшие с Иссыкского ущелья слева направо: Эмиль Баль, Лариса Юшина, Александр Кудрявко, Василий Ганжа, Илья Мельниченко, Владимир Ветлугин, Александр Зимин, Сергей Ефимов, Олег Бычков, Алиса Струтц, Александра Струтц, Александр Ковшерев, Мария Романова, Дмитрий Струтц.
Фото сделано у кордона заповедника. Старт через три минуты.

В начале ожидалось что-то крутое, еле преодолимое. Многочисленные Иссыкские прижимы к правому по ходу берегу обходились пробитыми по траве тропами очень большой крутизны. Однако все прижимы перед Ивановым логом с двумя небольшими привалами были с лёгкостью пройдены, хотя по словам работников заповедника, для нашей прекрасной части группы они могли бы составить большие проблемы. Но никто больших сложностей не заметил. Скоро Иванов Лог - первая большая остановка на маршруте. Вся группа держится вместе, Ковшерев не отрывается от группы, второй за собой выпускает Машу - она для него сейчас должна оказаться как крохотный птенчик под крылом у мощной птицы. Ответственность за неё высока - девчонка несовершеннолетняя, мама тревожная, длинный поход для Маши - первый. Доктор Женис Аязбаев, спортивный врач международной категории, не смотря на её некоторые заболевания всё же смело выпускает Машу на маршрут на высоту около пяти тысяч метров над уровнем моря.

Мария Романова, 17 лет. Вообще это был первый её затяжной поход в жизни, хотя до этого она ходила не часто, но чуть было не залезла на пик Комсомола. Отличается большим спортивным упорством, в чём сильно сомневалась её мама, и не любит свой груз взваливать на чужие плечи, свои препятствия с успехом пытается преодолеть сама, и при этом помочь другим. В походе показывала навыки и привычки, свойственные уже мастерам горного туризма. Она планировалась только до базового лагеря, и хотя не хвастается особым здоровьем, сил, желания и способностей ей хватило на большее.

Анекдот из жизни: однажды Маша показывала маме свежую дырку на джинсах. "Я же тебе говорила - не бегать!" - возмущается мама. "А я не бегала, я летала..." - оправдывается Маша.

Александр Зимин: "Маша - мощная девчонка!", "Алиса и Саша - просто звери, а Маша - зверюга!"

Владимир Ветлугин, когда оставались считанные метры до вершины: "Маша, мы гордимся тобой!"

На снимке: После перехода Иссыкских Брёвен.

Иванов Лог. Здесь можно покушать земляники, немного перекусить, восстановить силы и - в путь! Следующее препятствие - Иссыкские брёвна через несколько сот метров.
Переход Иссыкских брёвен. Благоразумное решение, группа большая, все разные по смелости и опыту - чтобы никого не потерять. Около брёвен натягивается перильная верёвка. В пути ещё будут подобные препятствия, и опыт первой переправы ещё путешественникам понадобится. Кажется, ещё сутки, и брёвна для Ковшерева не будут больше нуждаться в страховке и снятии рюкзака, и через несколько часов возникнет такое желание у Маши - научиться их преодолевать без страховки. Девушек и особо трусливых пропускали через брёвна на легке.

Фото: Василий Ганжа.

Далее по левому по ходу берегу никаких сложностей не было. Там, где обычно бывает прижим, проход возможен по руслу. Не много усилий пришлось приложить, чтобы подняться на водопад после слияния Иссыка с Жарсаем, и вся команда находится у истоков очередной переправы.

Именно переправой выше Жарсая очень сильно запугивали туристов противники массовости на Талгар, говорили, что там вода на полметра выше брёвен захлёстывает, и что один из профессиональных альпинистов там "поплыл", хотя они натягивали верёвку, куда там вам, "чайникам"? На что будущие участники ответили:

Да, и если завтра будет круче, чем вчера,

Прорвёмся!...

Да, переходить реки вброд, по брёвнам, по камням - туристам не привыкать. Ни разу не столкнулся с проблемой переправы Ковшерев, который вот уже седьмой раз движется по Иссыкскому ущелью. Сколько уже таких речек было в жизни и других участников, переправами и ледовыми трещинами пугать опытных туристов - всё равно что опытного водителя, который всё время ездил на советских машинах запугивать правым рулём и коробкой-автомат.

Очередная переправа через Иссык. Сложность заключалась в том, что брёвна были мокрыми и не совсем устойчивыми. После перехода основного потока ожидала переправа вброд менее водной речки.

Мария Романова: Надо эти брёвна учиться без верёвок ходить - не такие уж они и ложные.

Фото: Сергей Ефимов.

На обед расположились в Медвежьем Лесу. Первоначально планировали здесь остановиться на ночлег, только до сюда успевали добраться Сашины товарищи в предыдущие два года за день, день с копейками, только до сюда, так были уверены "профи", сумеют дойти предполагаемые участники.

Александр Ковшерев: "Ну и лоси мне попались!"

Движение после обеда в направлении озера Бозколь получилось для всех участников своим темпом. Основная часть группы была конечно впереди, не все могли справится высоким темпом. По хорошо утоптанной тропе такое движение было допустимо. Отстающих поддерживал Олег, который уже успел познакомиться с этим путём пять лет назад. Погода целый день была хорошая. Три молодых, красивых и сладких ягодки - Маша, Саша и Алиса, шли вместе с основной группой, показывая всем пример. Ковшерев восхищался прекрасной половиной группы и хвалил Марию, напоминая ей слова из Высоцкого:

Если он не скулил, не ныл,

Хоть он хмур был и зол, но шёл...

"А вдруг я не дойду!" - возражала против похвалы Маша, - "Сегодня же только первый день!" Но Ковшереву достаточно было лишь первых минут, проведённых на автовокзале, чтобы однозначно быть уверенным в том, что все "шоколадки" дойдут не только до базового лагеря, но и зайдут на вершину. День подходил к вечеру, и впереди оставался лишь переход через реку, впадающую в Бозколь. В этом году этот ручей оказался нешуточным. Пришлось переходить эту реку вброд. Но перед самым бродом Алиса продемонстрировала свои крутые возможности: С лёгкостью, изящностью, как "шкодный" троллейбус, плавным ходом набрала обороты и перегнала всех мужиков и улетела вперёд, демонстративно двигая ножками, да так, что было просто невозможно что либо уже изменить. Её остановила лишь река, перейти которую она пыталась по камушкам, но, увы, не получилось.

Озеро Бозколь. Сейчас идём по правой по ходу стороне, далее за озером тропа пытается показать вам то, что нужно переходить на тот берег, в лес. Ручей, который в него впадает, обычно мелкий, и его легко перепрыгнуть даже по камушкам. Однако на сей раз воды было много.
Фото: Сергей Ефимов.
Алиса Струтц. 13 лет. Самая молодая восходительница на пик Талгар по маршруту 3А категории трудности за всю историю Талгара. Анекдот: Однажды Алиса пришла записываться в команду "Альфа-Центавра". На собеседовании Жёлтый Альпинист её спросил: "Что ты умеешь делать?" "Могу бежать," - ответила Алиса. "Хорошо, поставлю вопрос по другому," - продолжил Жёлтый, - "чего ты не умеешь делать?" "Не могу... не бежать!"
Здесь Алиса на Аккольском Проспекте.

После перехода речки была найдена поляна, где туристы благополучно разбили лагерь и разожгли костёр. После удачного размещения и удовлетворения желудка грелись у костра, сушили промокшие от последней переправы ботинки и носки, рассказывали истории, травили анекдоты, и не хватало только гитары, под которую можно было пропеть:

Здесь у нас туманы и дожди,

Здесь у нас холодные рассветы.

Здесь на неизведанном пути

Ждут замысловатые сюжеты.

Программа максимум на этот день была выполнена. Решено было отоспаться, так как торопиться завтра особо было некуда. Подъём в 9*, выход в 11* - такой расслабон позволили себе путешественники.

*Примечание: В марте 2005 года правительство Республики Казахстан отменило переход на "летнее-зимнее" время. В связи с этим могли возникнуть определённые неудобства: очень рано светало, так же рано и темнело. Весь график работы туристов менялся на час. Ориентироваться иногда приходилось по тому времени, которое приводилось в отчётах раньше: "Выйдя с Райской Поляны в 7:10..."И если забываешь, что это было всё же летнее время, то теряешь ровным счётом целый час светового времени. И таких отчётов было много. Приезжие же в Тянь-Шань люди совершенно не в курсе такой заморочки с часами, или забывают про неё, и ориентируются по прежнему, летнему времени и указывают его в своих записках и отчётах. Чтобы не наводить никакой путаницы, и придерживать согласование с более ранними отчётами по световому времени, в данном рассказе и в дальнейших круглогодично будет указываться летнее время.

Проснувшись, заметили, что ручей, который вчера был препятствием, "высох" почти совсем. Однако немного замешкавшись при выходе, подойдя к тому месту, где его нужно переходить, кран словно включили, и он пошёл тем же напором, что и вчера вечером. Наши навыки, полученные и закреплённые при переправах речек по бревну, пришлось применить снова. Ими не воспользовались только Эмиль и Лариса, которые вышли раньше на 30 минут с целью, чтобы основная группа потом догнала более медлительную Ларису.

Эмиль Баль и Лариса Юшина. Имеют опыт не только в Северном Тянь-Шане, но и в центральном, и в других горах. Любят не только горы, но и друг друга. В горах дисциплинированы, смиренные, не смотря на большую разницу в возрасте и высокогорном стаже с Александром Ковшеревым, они не обращали на это внимание и не пренебрегали существенно более молодым руководителем, спрашивая у него разрешение на выход, стоянку, постановку лагеря, спокойно давая советы. На вечеринках их рассказы о прошлых походах забавляли других путешественников.
Переправляемся через ручей Касина. Обычно этот ручей не грозится особыми претензиями, но в этот раз его по камням переходить было невозможно. Первый рукав перешли по бревну, второй вынуждены были переходить вброд. На редкость смелым оказался Александр Ковшерев, с полной нагрузкой и без верёвки пошёл по более узкому и длинному бревну, к тому же отличавшемуся не совсем ровной поверхностью. И пошёл Саша по бревну первым.

Александр Ковшерев: "Похоже, я сделал то, о чём вчера говорила Маша, научился ходить по брёвнам без страховки..."

Вот наверное, почему через некоторое время дождь пошёл!

Когда основная группа поднималась на марену озера Акколь, погода плавно переходила в неблагоприятное состояние. Сначала казалось, что всё время будет идти мелкий дождь, но его аппетиты постепенно увеличивались, и вскоре интенсивность дождя была такой, что мало не покажется. Камни у самого верха марены мокрые, скользсковатые. Ковшереву пришлось стать джентльменом, для Маши. Ему было не тяжело, коль таковым он в походах на самом деле является, он, поднявшись на "Смотровую" площадку озера Акколь, оставил свой рюкзак, спустился вниз, взял Машин рюкзак и вместе с ней поднялся по облегчённому пути. Мелкий перекус и дальше в путь по мокрому берегу Акколя. Маршрут по камням известен только Эмилю и Саше Ковшереву, но Эмиль уже ставил палатку за озером, и потому основную силу команды - Сашу Ковшерева, пришлось отправлять первым, чтобы показывать путь. Машу опекал Володя Ветлугин, и с ним Маше было интересно. Так как погода лучше не становилась, то решено было дальше поста селезащиты "Акколь" не идти, чтобы больше было шансов высушить промокшие вещи.

Пост селезащиты "Акколь" поменял свой облик в сравнении с 2004 годом. Где раньше была большая летняя палатка с спальными местами, там просто стоял навес для вещей, куда путешественники складывали свои рюкзаки. А спальню пристроили к кухне, её же утеплили.

Когда почти все уже достигли поста, обнаружено, что Алисы, которая вчера показала мастер-класс перед Бозколем, ещё нет. "Ах, вон почему дождь пошёл" - подумал Ковшерев. Маша, отстававшая в первой половине дня, подтвердила репутацию девочек, девушек и женщин - огромный запас сил, позволяющий ускоряться к вечеру, она, хотя и скромничала, но успешно двигалась темпом направляющего.< font>

Ближе к вечеру на противоположном берегу расположилась группа Новосибирского Государственного Университета, которая двумя днями раньше залезла на пик Талгар по тому же маршруту. Узнав от Эмиля, что автор описания маршрута Александр Ковшерев был рядом, некоторые из них не поленились перейти на другой берег и поблагодарить его за удачное описание и поближе пообщаться.

Все с комфортом расположились в гостинице "Акколь". Вечером с удовольствием пили чай, играли в нарды, рассказывали истории.

Поднимаемся на перевал Кокбулак. Погода не мешает путешественникам наслаждаться подъёмом.

На ночлег девчёнки и Ковшерев расположились в спальне селевиков, двух парней, от которых Саша охранял своих Альпинисток, чтобы не украли. Все остальные были размещены по палаткам.

17 августа 2005 года. Утро не предвещает ничего, кроме того, что группе нужно достичь Райской Поляны. Погода относительно хорошая, то солнце, то временами облака, не приносящие осадков, но грозящие неприятностями. Тем не менее при подъёме на перевал Кокбулак вся группа окончательно высушила свои недосушенные вещи, так как солнце если и было только временами, тем не менее было достаточно активным. Движение Акколь - Кокбулак - Райская Поляна Ковшерев допускает своим темпом. Движение своим темпом на не сложных участках не является нарушением дисциплины и допускается в горных восхождениях. Достигнув "Эдельвейса", так называется усыпанная поляна такими цветами, Ковшереву вновь приходится отправляться вниз, чтобы помочь Олегу. Эта операция, а так же исполнение им роли догоняющего основную группу, и как всегда на этом участке им сэкономленный шоколад явились причиной его усталости на подъёме по леднику к перевалу Кокбулак. По пути, перед мареной встретилась группа из четверых, как оказалось по записке, эта была группа из томского клуба "Берендеи", этот клуб подарил очень много описаний для исследования маршрутов командой "Альфа-Центавра". Погода на той стороне - не буду повторять свою же фразу. Через полчаса - Райская Поляна.

Александр Зимин: Где-то это мы всё уже видели, на фотографиях!
До ночёвки оставалось ещё более полудня. Все туристы были полны надежд залезть на вершину своей мечты через несколько дней, тем более, что она сверкала своей белизною прямо напротив зеленеющей, цветущей и пахнущей Райской Поляны. Дмитрий пытался по рации достучаться до спасателей, но увы, их на леднике Корженевского ещё не было. Вечером, после ужина, в палатке, где располагался Василий Ганжа, Алиса и Александра слушали музыку на CD - плеере, и звук доносился по всему лагерю.

Александр Ковшерев: Дискотека на Райской Поляне!

Утро, 18 августа 2005 года. В этот день предстоит пройти через половину ледника Корженевского и поставить базовый лагерь под пиком Талгар. Участок никому не знаком, и даже опытный Эмиль от Райской Поляны в сторону перевала Суровый никогда не ходил, и весь переход от Райской поляны за весь день, тем более при меняющейся погоде, в ряд ли можно будет назвать простым, теперь все идём вместе темпом Ларисы, она не может быстро идти. Ковшерев идёт первым, ориентируясь на неё, следом Лариса. И группа передвигается медленно, но верно.

Спускаемся в углубление между Райской Поляной и ледником Корженевского на юг, где ищем удобный переход на ледник. Найдя мостик, поднимаемся на ледник Корженевского, за тем по маренам движемся до языка, выводящего в сторону перевала Суровый.

Мы рубим ступени, ни шагу назад,

И от напряжения колени дрожат...

А здесь встретилась глубокая промоина, для выхода из которой пришлось рубить ступени.

Сергей Ефимов: Я впервые рублю ступени, никогда раньше этого не делал. Многому, чему в этом походе научишься.

Дойдя до ледопада, настала очередь поработать нашим железным друзьям из семейства кошачьих, которые славно поработали, подняв индивидуально каждого из путешественников на верхнюю часть ледника Корженевского.

Лариса Юшина: В кошках совсем нестрашно ходить, идёшь уверенно, как по асфальту.

Фото: Дмитрий Струтц.

Теперь одеваем всё страховочное снаряжение, далее - закрытый ледник.

Ковшерев, идя первым через ледопад, психологически устал и воспользовался тем, что в группе есть ещё опытные связки. Первым пошёл Илья Мельниченко, зондируя трещины. Однако он отклонил немного вправо, потом пришлось идти параллельно трещинам, чтобы выйти в центр ледника, там трещины не широкие. Последние метры пути по трещинам зондировал Сергей Ефимов.

Первый раз меня из трещины вытаскивая,
Улыбалась ты, скалолазка моя.

В связке с Ковшеревым шли Лариса, Маша, Олег и Эмиль. Маша шла впереди его и страховала так качественно, что Ковшерев сомневался, что Маша впервые участвует в переходе по закрытому леднику с трещинами, всё выглядело так, что ей уже не семнадцать, а как минимум десяток лет Маша ходит с Ковшеревым в одной связке по различным горным районам, и эта уже хорошо схоженная связка.

Фото: Дмитрий Струтц.

А потом на каждом нашем восхождении -
Ну почему ты ко мне недоверчивая?! -
Страховала ты меня с наслаждением,
Альпинистка моя гуттаперчевая.

Олег, который шёл девятым, единственный счастливец, которому удалось покупаться в трещинах. Но благодаря правильно организованной страховке, верёвка натянута, он уходил максимум по пояс, а Ковшерев, идя между Машей и Олегом, даже не чувствовал рывка.

Олег Бычков: А мне даже понравилось. Идёшь, идёшь, хлюп!...

И вскоре появились спасатели. Со стороны перевала Суровый шло пятеро, видно было что они немного заблудились и попали в зону широких трещин, медленно выбираясь от туда.

Денис Щербина: этот ледник Корженевского постоянно меняется, месяц назад мы здесь за час пробежали!

Александр Ковшерев: Было просто выбрано неправильное направление.

Тамара Ширяева: А вы так ускакали в направлении базового лагеря, только пятки сверкали.

На обратном пути команды поднялись без проблем на перевал Суровый, так же за час, не используя связки.

В базовом лагере "Надежда", так назвал место Ковшерев в 2001 году, располагалось восемь палаток, целый город под пиком Талгар. Тогда ещё путешественники не знали, что через некоторое время к ним примкнёт ещё одна большая "сборная", с различных городов СНГ.
Тамара Ширяева. По профессии - эколог. На пик Талгар собиралась очень давно, и не упустила возможность залезть на Талгар при массовом восхождении. Тяжело складывались перед походом её рабочие будни, но всё получилось. Очень любит подниматься на разные вершины, в походах с Ковшеревым участвовала не впервые, в 2004 году прошла специальную ледовую школу в рамках подготовки к восхождению именно на Талгар, на который посчастливилось ей залезть ровно через год. На фото: при спуске с горы Турист.

Группа, пришедшая со стороны перевала Суровый: Тамара Ширяева - участница восхождения, Татьяна Бондаренко - помощник спасателей, Михаил Грицай, Виктор Иванов, Денис Щербина - спасатели. Четвёрка гидов-спасателей решила выйти в четыре часа обрабатывать склон. Итак, поздно ночью ребята, ответственные за протяжку перил на троечном склоне пика Талгар, с радостью вышли исполнять своё поручение. В это время вся остальная группа волновалась и готовилась к выходу. Только Маша Романова сладко спала, однако и она в шесть часов утра уже была в боевой готовности.

В последние дни выпало необычайно для августа большое количество. Всё то время после того, как залезли несколько дней назад Новосибирцы, осадки практически не прекращались. При движении от Райской поляны до "Надежды" участникам талгариады ещё везло, что осадки временами были не в виде дождя, а снега. За всё это время не было ни одного полного солнечного дня.

Утро, 19 августа выдалось с необычайно нормальной погодой, но склоны были сильно перегружены снегом, потому, гиды-спасатели решили не рисковать, и, пройдя максимум половину пологой части склона, сделали вывод, что в случае сегодняшней хорошей погоды, снег подтает и произойдёт усадка, к тому же ночью схватится коркой. На этой ноте гиды вернулись "домой". Оставалось надеяться только на хорошую погоду. И она с высокой вероятностью должна была быть нормальной, так как для августа не характерны затяжные осадки. Утро оправдывало ожидания. Но через некоторое время надежды опять стали разрушаться, опять пошёл снег.

Владимир Ветлугин: не повезло с погодой, никуда мы завтра не пойдём...

Александр Ковшерев: Бунт накорабле...

И надежды Ковшерева сбылись черезнесколько минут. Поднялся ветер, тучи разогнало, туман разошёлся и вышло ласковоесолнышко. И погода стала устанавливаться. Снега выпало не много, меньше щиколотки, который стал интенсивно таять, что Ковшерев предложил идею: а не слепить ли чего-нибудь из липкого снега?

В яркий солнечный день на леднике Корженевского все гуляли, лепили снеговика, радовались солнышку и предвкушали завтрашнее восхождение. И лишь только Маша сладко спала в палатке. И на счёт её глубокого сна появились весьма противоречивые мнения.

Александр Зимин: ничего себе, сколько здоровья надо иметь, мы на такой высоте ночью спать не можем, а она днём, да ещё и сладко!

Сергей Ефимов: Маша слегка приболела на леднике Корженевского...

Но согласимся с Зиминым, всё же высота около 4400, а она, как дома, как снежный котёнок, который спит на такой высоте днём, а ночью выходит охотиться... на туристов....

Александра Снежнобабина. Снежный человек. Родилась на леднике Корженевского под пиком Талгар 19 августа 2005 года.

Александра Струтц: "Мы её с собой унесём..."

Владимир Ветлугин: "За неё на посту придётся дорого платить..."

Александр Зимин: "Нам тут снега для воды не хватает, а вы тут снежных баб лепить решили..."

Вечером многие альпинисты, в том числе и Маша, передали СМС сообщения своим родственникам. Осадков больше не было, хотя временами проходили облака, они всё же больше напоминали нам, что в горах находимся. Грохотал гром и сверкали грозы, которые существенного изменения в снежном покрове не принесли. Грозы предвещали изменение погоды к лучшему. Так оно и получилось Ночь была лунной. Холодало.

Cуббота, 20 августа 2005 года.

А на дворе была зима. В своём школьном сочинении, как она провела летние каникулы, Алиса напишет: "А зимовала я немного южнее жаркого города Алма-Ата, в самый разгар августа месяца." Ночью температура воздуха, по термометру спасателей, понижалась до -15, к утру же всё гораздо серьёзнее: -18.

В это утро гиды-спасатели повторили тоже самое, что и в прошлое. Однако в некоторых местах снег был глубоким, и спасатели на время задержали выход, однако справившись с последним сложным препятствием, они объявили, что выпускают группу на "свой стах и риск". Все вышли, пока кроме группы "Алфа-Центавра". Ковшерев снизу наблюдал за спасателями и по рации корректировал их маршрут по склону.

Предложение "на свой страх ириск " не сильно понравилось Ковшереву. Ему нужно максимально уберечь свою альпинистку. Тем не менее отказ от восхождения Машу не устраивает. "Как не пойдём?" - возразила она. - "Пойдём!". И теперь принцип -условие, который очень любит Ковшерев, типа волки сыты и овцы целы, необходимо применить. Ковшерев наблюдает за тем, как все проходят потенциально опасную часть склона, и после удачного его преодоления принимает решение - идти, схода крупных лавин в этот утренний час не предвидится. Отпустив основную группу более, чем на два часа, "Альфа-Центавра" в четвёртый раз направляется на склон Талгара. Самочувствие у всех прекрасное.

Утром, до рассвета, дважды сработал ледопад под склоном, который не потревожил ни одного восходителя за несколько лет до того и после нашего восхождения последующие восходители на него не жаловались. Вероятно, он срабатывает во время резкого похолодания. Но так как сам факт хотя редко, но работающего ледопада существует, вношу коррективы в организацию безопасности и маршрута прохождения ледопада. Ледопад надо проходить быстро, по одному сначала убедившись в "тишине", как можно левее его конуса, где меньше всего или вовсе нет осколков. Максимально ожидаемая неприятность - сильный удар осколком льда сбоку, по ноге.

Фото: Сергей Ефимов.

Гиды на проработке маршрута. Вдали виднеется несколько точек - это они. Фото из базового лагеря.

На Машу очень сильно повлияло полутора суток сна. На фото Машу не видно, а она идёт впереди Ковшерева. Следовательно она уже очень далеко оторвалась по тропе от более опытного "тренера", и догоняет основную группу.

Фото: Эмиль Баль.

Мария Романова: Какой кайф! Мы выше облаков! А мне нравится подниматься по верёвке! Здесь мне даже больше нравится, чем на подходе по леднику с трещинами. Здесь действительно уже выше горы нет? Это вокруг Алма-Аты самая высокая гора? Класс! Просто класс! Это выше Комсомола? Кайф!

Александр Ковшерев: Это были самые приятные ощущения, которые я только испытывал в своей горной жизни, это самое лучшее выражение настроения, ведь своими эмоциями она меня благодарила за этот поход, за эту вершину! Как я радовался за неё, и практически жил её настроем! Более радостных девчонок, а тем более парней, я ещё никогда в горах не встречал! Какая романтичная Мария Романова! Уже, когда прошло больше года после восхождения, её неподдельные эмоции затрагивают моё сердце. И это при том, что было не всё легко! И это при том, что она, возможно, больше всех испытывала трудности.

Я спросил тебя: - Зачем идете в горы вы?-
А ты к вершине шла, а ты рвалася в бой.
- Ведь Эльбрус и с самолета видно здорово! -
Рассмеялась ты и взяла с собой.

И с тех пор ты стала близкая и ласковая,
Альпинистка моя, скалолазка моя!

"Оставалось двадцать метров по высоте до вершины..." А солнце ещё не дошло даже до обеденного часа. И лишь только существенное отставание Олега Бычкова приводило на нет сокращение во времени между "Альфой-Центавра" и основной группой. Здесь Саша и Маша перекусили украинской кухней, а не надо было. От сала через двадцать метров Маше поплохело. Всё же у неё не всё в порядке с желудком, и жирная пища, и высота свыше пяти тысяч... Основная группа в 14:20 объявила о достижении вершины. Саша с Машей могли там оказаться только через двадцать минут после отправления с Олегом.
Олег Бычков уже не первый раз планировал сходить на Талгар и залез на него с первой попытки. Особых эмоций взятие им вершин у него не вызывает. Залез, ну залез, не залез - не залез, что в этом такого?

Сергей Ефимов: Олег был одним из самых неторопливых ходоков....

Тамара Ширяева: Олег медленно и верно заходит за Сашей на вершины...

Если Сашу спросят, почему он взял Машу на вершину, скорее всего он ответит, что ему нужна была та, которая поднимется на пик Талгар и будет прекрасно выглядеть. "Не правда," - возразят некоторые, - "ему нужна была ЛУЧШАЯ!"

Александр Зимин: "Обычно о характере судят по рукопожатию. Твёрдое рукопожатие говорит о стойком, боевом характере, мягкое - о слабости. Так Маша на вершине мне так пожала, что у меня чуть рука не отсохла! И это на высоте свыше пяти тысяч метров!"

Александр Ковшерев: "Нет теперь Красной Альпинистки, нет претендентки на роль Жёлтой - вот она: ЖЁЛТАЯ АЛЬПИНИСТКА!!!"

Из светоотражающей ткани Ковшерев сделал флаг, прикрепил его на три соединённых рейки, и поставил его на пик Талгар. Этот флаг в тот день можно было видеть из города.
20 августа 2005 года, 14:50. Вид с пика Талгар.

Сергей Ефимов: Накануне гиды пугали нас, что "на пяти тысячах уже реально не хватает кислорода". Однако в реальности как раз ничего подобного не чувствовалось. Это, пожалуй, одно из самых сильных моих впечатлений – люди радостно и деловито расхаживали по вершине Талгара, как по Кумбелю!

И вот, уже на спуске, "Альфа-Центавра" всё же догнала основную группу, отставши от неё к вершине на полчаса. А следовательно даже самый неторопливый Олег Бычков оказался шустрее основной группы.

Сергей Ефимов: После сообщения от гидов, Ковшерев заявил: ""Альфа Центавра" на свой страх и риск на гору не идёт". Однако позже он изменил своё решение, успел сводить свою группу на вершину и вовремя вернуться к верёвкам.

Погода 20 августа была ясная. К вечеру склоны "растопило", и даже на знаменитой 2Б Степановой, сошли небольшие лавины. Надо отметить, что такое количество осадков является не характерным для сезона, когда август в основном засушливый месяц.

Сергей Ефимов: Снега на "тройке А" оказалось чуть меньше, чем надо для реальной лавиноопасности. Но ведь снегопадов в предыдущие дни могло не быть вовсе.

Фото: Эмиль Баль.

А к вечеру в "городе Надежда" построен новый микрорайон. Прибыла сборная СНГ, которая продолжила статистику восхождений на пик Талгар на следующий день. Их было шестнадцать, к ним присоединилось ещё трое алмаатинцев.

От руководителя группы из 16 человек, следом вам зашедшей на Талгар:
Спасибо за тропки натоптанные - во первых главное.
И следующее. Очень приятно было чистоту после ухода видеть - специально любопытствовал. Имею большой опыт проведения подобных коммерческих мероприятий (в основном на Алтае - Белуха, Маашей и пр.). Такой срам остаётся, что просто ужасть!!! У вас - чистенько. Приятно.

Восхождение. "Альфа-Центавра" догоняет основную группу. Фото из лагеря.

Фото: Лариса Юшина.

Московское семейство приближается к базовому лагерю после взятия вершины.

Маша и Ковшерев чуть ли не первыми примчались в лагерь, демонстративно обогнав многих, кто шёл впереди. Олег припозднился. Вечером встречали со склонов гидов-спасателей, на отлично проделавших свою работу. Основная часть похода подошла к концу, и далее- домой. А как жаль расставаться с вершиной!

Сколько слов и надежд, сколько песен и тем

Горы будят у нас - и зовут нас остаться! -

Но спускаемся мы - кто на год, кто совсем,

- Потому что всегда мы должны возвращаться.

Путь к перевалу Суровый не сложен, по утреннему насту идётся, как по тропе. Своим темпом все добираются до перевала Суровый, гиды приходят на много позднее. Долго навешивают перила, и вот наконец, спуск начат. Первыми пускаем туристов без касок: Бычкова, Романову, Ковшерева. Верёвка сильно натянута, а потому спуск на карабине и восьмёрке сильно замедлен. И Олег, и Маша, и Саша справляются на спуске с этого, на самом деле Сурового перевала бодро. Из под Машиной ноги один раз вылетел камень, но на людей он не попал. Олег, Маша и Саша прибывают на марену ледника Шокальского с интервалом в пять минут. Однако остальные участники прибывали медленно. С течением времени камнеопасность на перевальном взлёте увеличивается, потому перевал нужно проходить в касках и до обеда. Подперевальные 40 метров особенно сложны, но, чтобы облегчить ход, нужно протянуть перила не по скалам, а по огибающей их небольшой снежно-ледовой стеночке, тогда камни из под него точно не полетят.

Все прибыли, поужинали - отправление на стоянки.

Следующий день, 22 августа, и часть дня 23 августа, путешественники уже шли самостоятельно, гиды-спасатели и "Альфа-Центавра" свои задачи выполнили, и смело пошли домой своим темпом и в своё время. Саше Ковшереву, Маше и Олегу прибыть домой 22 августа не получилось, из-за того, что во вторую половину дня очередной дождь размочил тропу в Лесу Среднего Талгара, плюс ко всему у Олега болели коленные суставы. В обед, 23 августа уже были дома. Впрочем остальная часть группы прибыла домой часа на три-четыре позже, хотя Илья Мельниченко был дома уже на сутки раньше.

Владимир Ветлугин: сель въехала в дом. Фото: Сергей Ефимов.

Эта фотография - просто шедевр рабочего стола у Ковшерева. Все остальные пейзажи успевают наскучить за несколько дней, и приходится менять. Эта же совсем не надоедает и готова стоять вечно.

Такое короткое описание возврата домой вполне логично. Основная задача была подойти и подняться на пик Талгар, что уже было сделано. Потому эмоций от возврата в сравнении с эмоциями от подхода и восхождения не оставалось. Мы уже дома! Мы залезли на вершину! Массовое восхождение состоялось! Все участники массового восхождения на пик Талгар благополучно и без приключений дошли до своих домашних очагов.

Но по прибытию домой, всё-таки, враги мероприятия, не смотря на успех, принялись за разбор полётов.

Татьяна Бондаренко: Альпиниада невозможна, однозначно. Чудовищно длинные подходы и отходы, объективная опасность всех маршрутов, включая пресловутую 2Б Степановой... А тот ледопад меня вообще в ступор вогнал. Десятью минутами позже вышли бы - и все четверо там бы и остались. Да и лавины, сходившие на спуске из-под первого дюльферяющего участника, впечатлили до глубины души - я-то вторая шла, сразу за ним...

Сергей Ефимов: Альпиниада вроде той, что проводится на Комсомол и Абая, на Талгар, разумеется, невозможна. Обеспечить безопасность большого количества неподготовленных участников на длинном и местами технически сложном маршруте – утопия. А вот массовое восхождение достаточно подготовленных непрофессионалов – реально, и наш поход это подтвердил.

Александр Ковшерев: Длинные подходы и отходы массовости не мешают, а что касается самого склона - то я никогда не скрывал, что многое зависит от погоды. С погодой нам относительно не повезло. Свежий вывалившийся снег создал лавиноопасность (только в один день сходили лавины), резкое похолодание в момент восстановления погоды (из трёх ночей, только в одну ночь откалывался ледопад) дал возможность отколоться льду, и то потом была пробита тропа в обход кусочков льда. Поэтому само массовое восхождение, учитывая непогоду, занимает несколько дней (4-5), чтобы оно было безопасным. Пятью днями раньше безопасно без всяких приключений зашло шесть альпинистов из Новосибирска.
Про Иссыкский подход и отход - я молчу, там всё просто. Переправы ходимы. Суровый действительно суровый. Массовость через Суровый опасна.

Татьяна Бондаренко: Вам просто невероятно повезло с погодой и снежно-ледовой обстановкой - чуть больше снега, и на склон было бы нельзя выходить категорически, чуть больше льда, и вы бы просто не пролезли маршрут, хотя бы из-за того, что на станциях невозможно было бы собираться помногу. Так-то и ступени можно было натоптать, и собраться всем, как на жердочке... Кстати, про Машу. Тащить с собой неопытную, плохо экипированную, постоянно мерзнущую девчонку...

Александр Ковшерев: Простите за нескромность, но всё-таки четырежды пройдя, описав маршрут и услышав отзывы от прошедших по маршруту мне позволяется возможность хорошо знать картину о сложности прохождения склона при различных погодных условиях. Будь лучше погода, тогда, как и выразился Денис Щербина, "мы бы просто бегом забежали бы по нему". И он был прав.

Александра Струтц: Вот, я и дома. Хочу сказать, что безумна счастлива, что поднялась на Талгар со всеми вами. Особенная благодарность, конечно, Тане, Денису, Виктору и Мише, заботившимся о нас, и Тамаре, заботившейся о них. Ковшереву спасибо, что довёл, а Маше с Олегом, что не давали ему сильно разогнаться . Саня и Сергей, вы наши лучшие тренеры! Особый respect Володе, как оператору от оператора. Александру Зимину спасибо за постоянную помощь, и что подкармливал нас в последние дни. Очень приятные люди Эмиль и Лариса, любящие горы и друг друга. Ильюха, ты просто чумовой парень, нам бы без тебя было скучно. Ну, а Вася - это парень моей мечты, надеюсь со всеми еще увидимся!!!!

Александр Ковшерев: Говорите спасибо Олегу. Маша на обратном пути просто не хотела его оставлять в одиночку, хотя сильно нервничала от его медлительности. А с Акколя Маша упилила от Олега более чем на 1.5 часа! А это привело наоборот к тому, что меня она сильно разогнала, чтобы догнать мне основную группу. На восхождении Маша наоборот меня торопила, и в результате на последнем рубеже мы с ней оторвались от Олега более чем на две верёвки, приходилось ждать. Да и практически весь путь Маша шла точно за мной, оставляя Олега идти своим темпом, существенно опережая его.

Денис Щербина: Вот мое личное, субъективноемнение по поводу выше описываемогомероприятия.
Можно ли считать восхождение на пик Талгар 20.08.05 удачным?
- Несомненно это так , я бы добавил, это успех. 18 человек на вершине и 19 человек без травм и ЧП по домам – факт уже свершившийся. Все это оказалось возможным благодаря четкой работе гидов и ОГРОМНОЙ проделанной работе большинства участников.

Многие ссылаются на случайность. А не много ли приписывается его величество времени ислучаю? А что, предыдущие успешные восхождения тоже были случайными? На следующий день поднялось на вершину ещё 19 человек, все вернулись, в сентябре забрались на вершину семья Чечулиных, Белоусов Вадим, Бобровский Дмитрий, Топоров Юрий, группа из Украины, все вернулись без приключений - это тоже случай?

В больших группах, по 18-20 человек велика вероятность ЧП, но никто даже царапины не получил - и это случайно?

Совершенно случайно забралась несовершеннолетняя девушка, не имевшая до этого крутых горных восхождений? Да по готовым перилам 90 летнюю 90 килограмовую бабушку можно допустить до восхождения! Или госпожа Бондаренко просто завидует Маше, что та с первого года горной жизни залезла на высоту 5017, а Бондаренко после упорных трудов? А что же Москвичек не браните? Да, конечно, за них заплатили, а Маша однозначно ни на одном участке всего маршрута не создавала никому трудностей, и не тормозила участников группы, а наоборот, показывала пример, как надо двигаться, и как оперативно нужно учиться новому, которая, увы, при восхождении, была на приличном расстоянии от гидов, и даже малой помощи ей не потребовалось. Спасатели протянули перила, и она абсолютно самостоятельно ими воспользовалась. И положительных эмоций, которые она испытывала, было у неё больше, чем у всех вместе взятых за всю историю Талгара! И тут важнее оказался не её опыт, а результат, который она показала. Да не зная того, что она впервые на сложном восхождении, если бы этого никто не сказал, вы бы никогда не поняли бы этого, так как она по своим навыкам и способностям учиться опередила многих, опять же вместе взятых! И альпиниада призвана, чтобы помогать обыкновенным людям забираться на вершины, идопускаются все, отвечающие совсем не сложным требованиям.

В этом походе Денис Щербина, Михаи л Грицай, Васильев Виктор как раз и работали в режиме альпиниады, которые не пожалели о том, что помогли, и не бранили Машу, незнание узлов некоторыми у частниками, а наоборот, помогли и призвали учиться дальше, осваивать технику. Ковшерев, зная Машу и смело беря её на маршрут, реально оценивал обстановку и возможности девушки, а не преувеличивал сложность подхода, отхода, восхождения. Допустить ходить пешком можно каждого, на любой высоте, и все это умеют, только многие ленятся. И Маша не испугалась трудностей. Она тоже хорошо подумала, перед тем, как идти, изучила всё, что её ожидает и уже была готова ко всему.

А как настроение других? Абсолютно довольны все участники восхождения, только их успех ни чьего мнения не поменял: кто относился слишком предвзято к этому мероприятию, до сих пор предвзято и относится, видно из-за гордости, кто поддерживал его - поняли, что не зря, и их вера в возможность проведения подобных массовых мероприятий и возможности непрофессиональных любителей гор укрепилась.

Многие противники массового восхождения на Талгар ссылались на многие относительные запреты в правилах проведения туристических и альпинистких мероприятий. Очень много для них "нельзя": нельзя первую ночь ночевать выше границы леса, нельзя набирать высоту свыше 500-700 метров в день, нельзя ходить ночью, нельзя брать перевал позднее утра, нельзя выходить на маршрут N категории трудности, предварительно не побывав на маршруте категории N-1, нельзя туристам ходить на вершины... Талгариада показала, да и практика тоже, что в горах можно всё, что реально не угрожает жизни и здоровью человека!

Я до сих пор не пойму некоторых причин успеха в пути, не могу поверить в некоторые чудеса. Сложилась компания, многие из которых первый раз друг друга видели, значит у всей группы целиком не было схоженности, а это должно было создавать проблемы в руководстве, но дисциплина была, хотя о ней никто не думал, отношения в группе гармоничные, хотя временами некоторые допускали в мыслях раздражение, но это никак не сказывалось на отношениях в группе, недовольства не высказывались. Отношения были между людьми, как в раю, а это значительная причина успеха, но как они могли сложиться у столь разных и не знакомых друг другу людей? Стабильность хорошего настроения всех без исключения участников на протяжении всего похода - ещё одно чудо. Не поддельная радость на лице у каждого разжигала чувство полного удовлетворения всем окружающим не зависимо от того, что были физические нагрузки, которые не были заметны на фоне прекрасно чувствующих "жителей Нового Мира". Радость одного из участников передавалась другим, как по цепи. Идёт, например, группа приличным темпом, и каждому тяжело, но каждый смотрит на довольные лица окружающих, и понимает, что им тоже вероятно, так же чувствуется, но они идут и радуются, и он тоже радуется. Вот так, возможно переносились физические нагрузки всей большой группой, которая шла не на Иссык-Куль, а в более серьёзный поход, по более сложным тропам. И ведь по прибытию домой от похода никто физически не устал! Денис Щербина, видимо, рассматривал с удивлением ещё одно чудо: 9 дней похода, 19 человек, 18 человек на вершине, и ни единой даже мелкой травмы. Но для такого маршрута и при такой гармонии для всех остальных это было нормой. Так что же ещё повлияло на так чудесно, без сучка, без задоринки, закончившийся поход? Может причина в руководстве, когда все хором выбирают лидера и следуют за ним, но тогда и руководитель должен обладать определёнными качествами, чтобы сохранять такую атмосферу в группе? Какими? Это очень важно знать, чтобы применять эти качества при руководстве дальнейшими походами. Но что это было? Ещё одно чудо, происшедшее на Северном Тянь-Шане. И причина этого большого чуда не понятна. Понятно, что люди залезли на пик Талгар, вернулись домой, не это чудо, а чудо внутри. Что создало в этом походе ощущение описанного в Библии Нового Мира? Этот большой и интересный вопрос оставила вершина за собой. Остались воспоминания и пища для размышлений.

Чудесный поход. Чудесная компания. Чудные воспоминания. Может быть, хотя и бывают такие походы не у всех, и только раз в жизни, хотелось бы пожелать, чтобы все походы складывались так же чудесно! Чтобы осуществлялись мечты, осуществлялись красиво, так же как осуществились мечты всех героев этого рассказа - "МЕЧТА!", и пусть она станет...

...Осуществимой и желанной,

Как Иссык-Куля – синие мечты.

Оставаясь чистой и гуманной,

Как эдельвейсы – горные цветы.

Статья - замечательная

Статья (репортаж) - замечательная и никак не "гимн самому себе". Скорее всего у Тамары какие-то психические заковырки - паранойя, "убери моё фото". Чо баишся что нуратан узнаит и заставят дабравольна в ряды Партии И Народа вступать?

Дополнительная информация

Еще одно описание этого похода: http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=1070
Подготовка и первые результаты Талгариады http://bb.ct.kz/index.php?showtopic=54044
Обсуждение итогов на форуме bb.ct.kz (в т.ч. и этой статьи) http://bb.ct.kz/index.php?showtopic=64622

г-ну Ковшереву

Статья -это гимн самому себе-любимому-г-н Ж. А., как я понимаю...но да Бог с тобой... Год назад я тебя просила убрать сведения про меня -кои абсолютно -не верны и мое фото из своей статьи. Ты мне это обещал... Убери пож-ста... Статья плоха в любом качестве... она -не честна она не пронизана красотой Духа она не правдоподобно констатирует факты... одно приятно - есть неплохие фото....