Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Автор: Сергин Константин, г. Москва

Отчет
о лыжном туристском походе 4 к.с., совершенном командой Спортивного клуба МГУ на Приполярном Урале, март-апрель 2005г.

Оглавление:

  • Справочные сведения о путешествии
  • Состав группы
  • Общая идея похода и подготовка к путешествию
  • Варианты подъезда и отъезда
  • Аварийные выходы с маршрута и запасные варианты
  • Изменения маршрута и их причины
  • Характеристика района путешествия
  • Техническое описание
  • График движения
  • Итоги, выводы, рекомендации
  • Приложения: снаряжение, ремнабор, аптечка и т.п.
  • Cправочные сведения о путешествии

    Выпускающая организация: Московский Городской Центральный Турклуб (МГЦТК)
    т. 911-39-81

    Проводящая организация: Спортивный Клуб МГУ
    E-mail: tourclub-pr@www.geolink-group.com
    http://www.geolink-group.com/tourclub/
    Маршрутная книжка N 1/2-402
    Руководитель группы: Сергин Константин Сергеевич

    Нитка маршрута:  о.п. 1952 км (пос. Кожим-Рудник) - старый Кожимский тракт - р. Сывью -р.Дурной Ель (Дурная)- приток р. Дурная Ель - балок на ГЗЛ под пер. Каменистый - пер. Каменистый(Проходной, Волчий, Крестовый) (н/к, 820 м) - р. Лев. Нидысей (Лунвож-Нидысей) - пер. Тобик (1А, 1050м) - р. Капкан-Вож - пер. Студенческий (1Б, 1150м) - в. Манарага 1и 2 Башня (2А, 1598 и 1663м) (рад.) - р. Манарага - граница леса р. Манарага - пер. Кар-Кар (1А, 1250м) - озеро под пер.- в. Народа (Народная, Поэнурр) (1Б, 1895м) - плато Руин - оз. Голубое - пер. Кар-Карпинского (1Б, 1390м) - оз. Мал. Балбанты - р. Балбанъю - база "Желанная" - ст. В. Инта

    Протяженность маршрута: 217 км

    Количество пройденных перевалов: 5, из них радиально 0.

    Количество совершенных восхождений и траверсов: 2, из них радиально 1.

    Продолжительность похода:
    Общая (с дорогой) - 18 дней.
    Активной части (ходовые дни) - 15 дней, из них 1 дневка и 2 вынужденных дневки.

    Время проведения похода: 25 марта - 8 апреля 2005 года.

    Количество участников: 9 человек.

    Маршрутная книжка N 1/2-402 МКК МГЦТК (шифр МКК _177-00-56666252_)

    Маршрут утверждён 16 марта 2005 года МКК МГЦТК в составе: Буяльский В.В., Величко П.С., Романенков А. И.

    Состав группы

    ФИО

    Год рожд.

    Тур. опыт

    Обязанность в походе

    Константин Сергин

    1968

    3ЛР, 4ЛУ, 5ГУ

    руководитель

    Татьяна Мокроусова

    1982

    1ЛУ, 3ГУ

    завхоз

    Евгений Бакин

    1981

    3ЛУ, 2 ГУ, 1ГР

    медик

    Дмитрий Шабалин

    1982

    3ЛУ, 4ГУ, 1ГР

    летописец

    Алексей Петров

    1984

    2ЛУ, 3ГУ

    реммастер

    Александр Горчаков

    1983

    3ЛУ, 3ГУ

    фотограф

    Мария Чистякова

    1981

    3ЛУ, 3ГУ

    метеоролог, культорг

    Алена Сергейчева (Гладилина)

    1984

    2ЛУ, 3ГУ

    снаряженец

    Светлана Королева

    1979

    3ЛУ, 3ГУ

    финансист, эколог

    Список принятых в тексте сокращений
    г. – гора в. – вершина пер. – перевал р. - река, ручей чхв - чистое ходовое время ГЗЛ - граница зоны леса пхд - по ходу движения оз. – озеро м/н - место ночевки ГТЛ- глубина тропления лыжни, град. - градусов.

    Общая идея похода и подготовка к путешествию

    Выбор района похода
        Хотелось посмотреть новый для всей группы район. Два года подряд основная часть группы ходила на Кольский п-ов, в Ловозера-Хибины. Основной идеей похода было прохождение интересного спортивно-ознакомительного маршрута на Приполярном Урале. С одной стороны, у большей части группы это была первая четверка, поэтому поход задумывался как не слишком сложный с другой стороны, постарались заложить в нитку маршрута наиболее интересные, или, если хотите, культовые с нашей точки зрения вершины района: г. Манарагу и г. Народа (Народная, Поэнурр).

    Глобальная же идея похода проста: духовное и физическое развитие, повышение туристского мастерства, получение удовольствия посредством преодоления трудностей и от общения с единомышленниками.
         На этапе предпоходной подготовки руководитель предложил участникам самим подготовить маршрут по любому разумному для нашей группы району. Выбор пал на  Приполярный Урал.   Здесь можно испытать себя на различном рельефе и в различных природных зонах - от равнины, до перевалов и вершин, и от леса, до горной пустыни. Поход в нашем варианте нельзя пройти только на дровах. Чтобы жестко не привязывать себя к лесу, мы взяли газовые горелки. Заодно усовершенствовали опыт работы с газом в зимних условиях. Но, поскольку половина маршрута проходит по лесу, мы взяли печку. Это позволило с комфортом высидеть 2 суток пурги и сушить вещи. А наличие гитары и нескольких игроков внесло приятное дополнение в вечерний досуг.

    Поход пройден полностью линейным, без забросок, так что пришлось серьезно подойти к проблеме веса рюкзаков и снаряжения и продуктов в частности.

    Нас в походах привлекают техничные препятствия. Их хватает и на Приполярном Урале. Самым интересным планировалось восхождение на Манарагу и так оно и вышло.
        На весь район похода, в дополнение к Сыктывкарской "двушке", грешащей многими неточностями, были подобраны карты масштаба 1:100000 в цветном исполнении. Использование хороших карт упростило ориентирование на местности. Также полезной была брошюра "Вершины центральной части Приполярного Урала. Путеводитель по национальному парку "Югыд Ва"". Сыктывкар 2004 г.

    Высоты вершин, некоторых перевалов, нумерация истоков-притоков рек, ручьев и т.п. даются по этим "километровкам".
        Световой день в марте-апреле уже велик: светает в 4-5 утра (время московское), а темно в начале шестого - шесть, поэтому при планировании маршрута надо учитывать и этот фактор.    Участники нашей группы совершили в сентябре-феврале 2004-2005 года тренировочные выходы по Подмосковью, в том числе в рамках проекта клуба МГУ "Московский Крест" (посмотреть о нем можно здесь http://www.geolink-group.com/tourclub/). Также мы участвовали в разных соревнованиях (в т.ч. "Первая Пороша") и лыжных выходах.
         В отчет о нашем путешествии мы включили много полезного по организации лыжного похода, снаряжению, медицине и применению лекарств в условиях мороза и надеемся, что он будет полезен всем, кто собирается в зимние походы.

    Варианты подъезда и отъезда

    Из Москвы до Приполярного Урала можно добираться на поездах Москва-Воркута.

    Маршрут поездки: МОСКВА - ИНТА 1

    Номер поезда

    Маршрут следования

    Время отправления

    Время в пути

    Время прибытия

    Время стоянки на станции

    Регулярность курсирования

    Расстояние от станции до станции

    376ЯЧ

    МОСКВА ЯР
    ВОРКУТА

    13.26

    40.39

    06.05

    00.20

    ЕЖ

    2084

    042В

    МОСКВА ЯР
    ВОРКУТА

    21.46

    35.14

    09.00

    00.15

    ЕЖ

    2000

    Самое надежное - маршрут начинать со ст. Сыня, Косью, о.п. 1952 км., и на них же заканчивать. Но тогда придется дней 5-6 похода заложить на подход+выход по долинам рек и лесу с тропежкой, если не будет буранки или лыжни. Чтобы почти сразу попасть в горы, от ст. Инта-1 надо ехать на машине до базы "Желанная". Но в этом случае, вероятнее всего придется общаться с лесниками из нац. парка "Югыд-Ва" (их там называют "нацистами") и платить "дань". Машина до базы "Желанная" 140 км идет 7-8 часов и это еще в лучшем случае - при пурге можно вообще застрять на сутки-двое, если не повезет. Мы наоборот - выезжали с базы (это геологическая собственность, они добывают высококачественный кварц и вывозят его на машинах) и едва выбрались: после пурги колея зимника (ее там называют "рельсы") была еще не пробита, и нам просто повезло с классным водителем и установившейся погодой. Договаривались мы еще из Москвы с Коковкиным Геннадием Ивановичем: 169841, РК, г.Инта, ул. Куратова, д.42, кв. 63 т. 8-(82145)-31146 eye@inta.portal.ru, lemvaiz@mail.ru, что на базе "Желанная" утром 8.04 нас будет ждать вахтовка. Благодаря тому, что вахтовка принадлежит геологам, то ее не остановили в пос. Сана-Вож, где кордон нац. парка. Иначе нам бы пришлось объясняться с егерями, почему у нас нет разрешения на пребывание в Югыд-Ве.

    Поезд 042, на котором мы ехали из Москвы, не имеет остановки на ст. Косью или о.п. 1952 км (Кожим-Рудник), т.е. тех станциях, откуда можно сразу начинать маршрут, став на лыжи. Поезд 376 вроде должен останавливаться на ст. Косью, но вам лучше узнать об этом особо, чтобы не проехать до Инты.

    Поскольку наш маршрут планировалось начинать от остановочного пункта 1952 км, то мы попытались договориться с машинистом тепловоза, но он отказался наотрез, зато подсказал про рабочий поезд. Тогда мы в 6 утра вышли в Печоре и пересели на рабочий поезд (тепловоз+2 плацкартных вагона) Печора-Инта-1. Отправление в 6-40. На вокзале Печоры, когда мы узнавали возможность доехать до о.п. 1952 км, ничего о нем не сказали.

    С билетами же мы совершили ошибку: у нас билеты были от Москвы до Инты. В Печоре мы должны были их отметить у дежурного по вокзалу, тогда дальше ехали бы по ним. А теперь пришлось заплатить в рабочем поезде за проезд по 76 руб. с носа. Рабочий поезд идет долго, останавливаясь у каждого полустанка, и только в 10 утра были на нашей станции - 1952 км.

    Рекомендуем почитать свежие отчеты других групп, чтобы получить представление о других вариантах заезда-отъезда, узнать какие могут быть варианты общения с лесниками, какие способы заброски в этот район существуют еще.

    Стенькин Сергей Николаевич - вроде начальник Интинского СЮТура. т. 8-(82145)-3-08-88.

    Машина "Урал". Петр Иванович Ипатов. г. Инта. Тел брата, Александра Ивановича 8-(82145)-6-34-05.

    Аварийные выходы с маршрута и запасные варианты

    Приполярный Урал (горная его часть) отстоит довольно далеко от железной дороги или от любого населенного пункта. Выйти в населенку быстро не получится. Наверно около 3-4-х суток минимум с больным участником потребуется. Конечно, это относится к нормальной по численности и составу группе. Если же надо просто быстро добежать, то, при интенсивной тропежке по 30 км в день, можно и за 2 дня успеть.

    Аварийные выходы у нас были заложены вниз по долинам рек Кожим, Косью, Балбанъю.

    Запасные варианты:
    1) Вместо прохождения пер. Центральный + плато Руин, было заложено прохождение пер. Кар-Кар, при недостатке времени или ухудшении погоды - пришлось воспользоваться.
    2) Вместо пер. Каменистый, был заложен обход по долинам рек Южная Дурная Ель (Индысей), Косью и Манарага под пер. Студенческий, при плохой погоде.
    3) Если поезд не остановится на о.п. 1952 км, но остановится на ст. Косью, мы бы поднялись по р. Косью и по р. Капкан-Вож под пер. Студенческий.

    4) При недостатке времени был заложен вариант сквозного прохождения в. Народы из-под пер. Центральный до плато Руин через вершину - пришлось воспользоваться, но в более простом, классическом варианте - подъем от озера под перевалом Кар-Кар.

    Изменения маршрута и их причины

    Смотри также карту с обозначенными ночевками

    дата

    день

    Заявленный маршрут

    км*

    Выполненный маршрут

    причины изменения

    23.03.05

    -1

    поезд N 042 Москва-Воркута отпр. в 21-45 с Ярославского вокз.

     

    поезд N 042 Москва-Воркута отпр. в 21-45 с Ярославского вокз.

     

    24.03.05

    0

    поезд

     

    поезд

     

    25.03.05

    1

    о.п. 1952 км (пос. Кожим-Рудник) - тракт на базу "Желанная" - р. Сывью

    22

    о.п. 1952 км (пос. Кожим-Рудник) - тракт на базу "Желанная" - р. Сывью - западный склон хр. Обе-Из

    Благодаря "буранке" удалось пройти больше намеченного

    26.03.05

    2

    м/н - р.Дурной Ель (Дурная)

    22

    м/н - р.Дурной Ель (Дурная) в среднем течении

    Благодаря "буранке" и лыжне удалось пройти больше намеченного

    27.03.05

    3

    м/н - р.Дурной Ель (Дурная) до пупыря 460 м

    22

    м/н - р.Дурной Ель (Дурная) - ГЗЛ в истоке реки (недалеко от балка) под пер. Каменистый

     Благодаря лыжне и легкой тропежке, удалось пройти больше намеченного

    28.03.05

    4

    м/н - приток р. Дурная Ель - балок на ГЗЛ под пер. Каменистый

    12

    м/н - пер. Каменистый (Проходной, Волчий, Крестовый, Тракторный) (н/к, 820 м) - ГЗЛ р. Лев. Нидысей (Лунвож-Нидысей)

     

    29.03.05

    5

    м/н - пер. Каменистый (Проходной, Волчий, Крестовый) (н/к, 820 м) - р. Лев. Нидысей

    20

    м/н - пер. Тобик (1А, 1050м) - ГЗЛ р. Капкан-Вож

     

    30.03.05

    6

    м/н - пер. Тобик (1А, 1050м) - р. Капкан-Вож

    20

    м/н - пер. Студенческий (1Б, 1150м) - в. Манарага 1и 2 Башня (2А, 1598 и 1663м) - пер. Студенческий - лес в среднем течении ручья из под перевала, не доходя 30 мин до р. Манарага

     

    31.03.05

    7

    Дневка

    0

     Дневка

     

    01.04.05

    8

    м/н - пер. Студенческий (1Б, 1150м) - в. Манарага 1и 2 Башня (2А, 1598 и 1663м) - пер. Студенческий - р. Манарага

    17

    м/н - верхняя граница леса в верховье р. Манарага

     

    02.04.05

    9

    м/н - граница леса р. Манарага

    13

    Вынужденная дневка

     Метель, Пурга

    03.04.05

    10

    м/н - пер. Центральный (1Б, 1500м)- плато Руин - оз. Голубое

    20

    Вынужденная дневка

     Метель, Пурга

    04.04.05

    11

    м/н - в. Народа (Народная, Поэнурр) (1Б, 1895м) - м/н

    10

    м/н - пер. Кар-Кар (1А, 1400м) - каровое оз. под перевалом. (Западный исток р. Балбанъю)

     Низовая пурга, ограниченная видимость. Идти по основному маршруту было слишком опасно

    05.04.05

    12

    м/н - пер. Кар-Карпинского (1Б, 1390м) - оз. Мал. Балбанты

    17

    м/н - в. Народа (Народная, Поэнурр) (1Б, 1895м) - плато Руин - оз. Голубое

     При отличной погоде подъем по простому, классическому пути и спуск по С-В гребню

    06.04.05

    13

    м/н - траверс в.в. Старик и Старуха-Из (1А-1Б) - пер. Старик-Старуха (н/к) - р. Балбанъю - м/н

    15

    м/н - пер. Кар-Карпинского (1Б, 1390м) - р. Балбанъю, не доходя оз. Мал. Балбанты

     Усиливающаяся метель, перешедшая в сильный снегопад. Подлип

    07.04.05

    14

    м/н - База "Желанная" - ст. В. Инта

    7

    м/н - оз. Мал. Балбанты - оз. Бол. Балбанты (восточный берег)

    С утра снегопад, подлип, потом сильный мороз под вечер

    08.04.05

    15

    Запасной день

     

     оз. Бол. Балбанты - База геологов "Желанная" - ст. В. Инта

    -

    09.04.05

    16

    поезд 041 Воркута-Москва. Отпр. Ночь с 8 на 9.04 в 00-55

     

    поезд 041 Воркута-Москва. Отпр. Ночь с 8 на 9.04 в 00-55

    -

    10.04.05

    17

    поезд прибытие в Москву 11-30

     

    поезд прибытие в Москву 11-30

     -

    Характеристика района путешествия

    Приполярный Урал- один из наиболее красивых районов нашей Родины. Широкой дугой протянулись его хребты от истоков реки Хулги на севере до вершины Тельпосиз на юге. Площадь горной части района около 32000 кв.км. Малоисследованная суровая природа, обилие в реках и озерах рыбы, в тайге ягод и грибов влечет сюда путешественников. Хорошие пути сообщения по Северной железной дороге, на пароходах и катерах по Печоре, Усе, Оби, Северной Сосьве и Ляпину, а также сеть авиалиний позволяют разрабатывать на Приполярном Урале водные, пеше-водные, пешеходные и лыжные маршруты с пересечением Уральского хребта или вдоль его западного и восточного склонов.
    Характерная особенность рельефа Приполярного Урала- большая высота хребтов с альпийскими формами рельефа, асимметрия его склонов, глубокое расчленение сквозными поперечными долинами и ущельями, значительная высота перевалов. Наиболее высокие вершины находятся в центре Приполярного Урала.

    Абсолютная высота перевалов через главный водораздел, отделяющий Европу от Азии, и через хребты, распложенные к западу от него,- от 600 до 1500 м над уровнем моря. Относительные высоты вершин близ перевалов - 300-1000 м. Особенно высоки и труднопреодолимы перевалы в хребтах Саблинском и Неприступном, склоны которых заканчиваются крутостенными карами. Наиболее легкопроходимые перевалы через Исследовательский хребет (от 600 до 750 м над уровнем моря) со сравнительно пологими, незначительными подъемами, позволяющими легко осуществлять волоки, расположены в южной части хребта между верховьями Пуйвы (правый приток Щекурьи) и Торговой (правый приток Щугора), а также между верховьями Щекурьи, Маньи (бассейн Ляпина) и Большого Потока (правый приток Щугора).

    В районе вершины Народа (Народная, Поэнурр) и на Народо-Итьинском хребте высота перевалов 900-1500 м, но и здесь через многие из них проходят тропы, по которым сравнительно легки волоки из верховьев Хулги (Ляпин), Хаймаю, Грубею, Хальмерью, Народы в верховья притоков Лемвы, на Кожим и Балбанъю (бассейн Усы). Разрабатывая водный маршрут из Азии в Европу с пересечением главного водораздельного хребта, надо помнить, что протяженность волоков составляет 25-30 км. На преодоление их с байдарками и грузом может потребоваться до 5 дней, причем на всем пути почти нет топлива. Для лыжников наиболее легок перевал Крест на бывшем Сибиряковском тракте, между верховьями Сертыньи (бассейн Ляпина) и Волоковки (бассейн Щугора). Это единственный перевал на главном водораздельном хребте Приполярного Урала, где растет березово-лиственничный лес и не опасны снежные бураны.

    Климат Приполярного Урала еще более суровый, чем Северного. Здесь самый богатый осадками район Урала: в возвышенных местах западного склона (верховья Вангыра, Манараги, Торговой, Большого и Малого Потока)- 1500 мм, в возвышенных местах восточного склона- 800 мм, на равнине- 500 мм в год. Больше всего осадков с июля по август (40-50% годового количества). Сравнительно обильны осадками также май, сентябрь, октябрь (25-30%).

    Высота снежного покрова в тайге к концу зимы на западном склоне 110 см, на восточном- 50-60 см и меньше. С подъемом в горы высота снежного покрова увеличивается. Близ верхней границы леса (на высоте 500-600 м) в наиболее увлажненных юго-западных районах Приполярного Урала мощность снега к концу марта достигает 3,5-4,5 м (долины рек Торговой, Седью, Манараги).
    Средняя температура января- местами -23°, декабря и февраля не выше -17,5°, марта -12-16°, апреля -3-7°.
    Зимой в горах часто дуют ветры, в основном с юго-запада, запада и северо-запада. Особенно сильные ветры (до 20-30 м/с) со снежными буранами, продолжающимися иногда больше недели, наблюдаются в высокогорье в феврале и январе . Число дней с метелью в горах достигает 80-100 за зиму, на равнинах в 2-3 раза меньше, и скорость ветра редко превышает 10 м/с.
    Июль- самый теплый месяц на Приполярном Урале. Средняя температура на равнинах +14+16°, на высоте 1300-1400 м- около +5°, а на высоте 1600-1800 м- не более +2,5+3°. В июне и августе средняя температура на равнинах на 3-4° ниже, чем в июле, а в сентябре она повсеместно не выше +7°. В наиболее жаркие дни температура на равнинах поднимается до +34°.
    С хребтов Приполярного Урала стекают полноводные реки, впадающие в Печору и Обь. Главная водная артерия восточного склона- Хулга (Ляпин)- образуется слиянием рек Хаймаю и Грубею. По выходе из гор протекают в юго-юго-западном направлении параллельно восточному подножию хребта по обширной Ляпинской депрессии. Большинство ее правых притоков- Балбанъю (восточная), Хальмерью, Народа, Манья, Щекурья- берет начало с главного водораздельного хребта, прорезая последовательно высокогорную, среднегорную, увалистую и равнинную зоны. В верховьях многие реки текут по троговым долинам с крутыми склонами, с участками свежих холмисто-моренных форм рельефа, конечных и боковых морен, с резкими изломами в продольном профиле русла, иногда через цепочки плотинных озер (Народа, Хобею). В таких долинах реки текут обычно в одном русле, имеют падение 2-4 м/км и скорость течения 4-10 км/час, а на отдельных порожистых участках- более 10 км/час. Русло, как правило, завалено валунами и обломками скал.
    По выходе рек из высокогорной зоны в среднегорную (800-500 м) их долины расширяются, склоны становятся пологими. Хотя реки и сохраняют горный характер, но течение здесь медленное. Русла часто разбиваются на рукава, образуя низкие, поросшие березово-лиственничным лесом острова и галечниковые отмели. Реки, размывая моренные отложения, стремительно несут свои воды по порогам или, извиваясь, медленно текут среди невысоких галечниковых берегов. При пересечении реками увалистой полосы их долины сужаются, переходя иногда в каньонообразные ущелья, врезанные на 80-100 м. Падение резко увеличивается (до 5 м/км). Выйдя в пределы Ляпинской депрессии, долины расширяются. Сильно петляя, реки медленно текут среди низких, часто заболоченных берегов.
    Крупнейшие реки западного склона- Косью, Большая Сыня, Щугор- несут свои воды в Печору. Для рек западного склона характерно чередование продольных участков долин с поперечными. Некоторые реки (Кожим в верховье и его левые притоки- Балбанъю, Лимбекою, Хамбалью, Дурная) текут между хребтами в широких (до 12 км), нередко заболоченных долинах. В таких долинах сравнительно спокойное течение, больших порогов мало.
    На наиболее порожистых участках скорости течения достигают более 15 км/час. Местами реки делают крутые (до 90°) повороты, особенно опасные при сплаве на туристских плавсредствах.
    По выходе из гор на Печорскую низменность русла становятся извилистыми, изобилуют старицами, наносными островами, мелями. Скорость течения снижается до 0,2-0,5 км/час.
    На Приполярном Урале много озер. Распределены они по территории неравномерно: на западном склоне их 692, на восточном- 129. Озера расположены преимущественно на высоте от 500 до 1000 м (499 водоемов), что соответствует преобладающей высоте днищ каров и троговых долин в этом районе. Выше 1000 м имеется всего лишь 68 озер, и среди них Манси - самое глубокое (38 м) на Приполярном Урале. На высоте от 200 до 500 м находится 254 озера общей площадью около 10 кв. км.
    Самое большое по площади и объему воды на Приполярном Урале - озеро Торговое. Оно расположено в обширном цирке на юго-западном склоне вершины Кефтылык на высоте 730 м. Озеро подпружено мореной. Наибольшая длина его 2,2 км, наибольшая ширина 0,8 км, площадь около 1 кв. км. Из плотинных озер Торговое- самое глубокое на Урале (28 м). В прозрачной зеленоватой воде его на глубине 8 м хорошо видно дно. Торговое богато хариусом. Много хариуса и в озерах Паток (исток Нямги), Длинное, Малое и Большое Балбанты. На двух последних ловится также озерный голец. В горах масса и других рыбных озер, с хорошими местами для лагеря, где берега заросли лесом, изобилующим ягодами и грибами (озера в долине реки Войвож).
    На Приполярном Урале насчитывается 50 ледников общей площадью около 7,5 кв. км. Размеры их невелики. Самые крупные- ледники Манси и Гофмана (0,75 и 0,37 кв. км). Ледники Приполярного Урала исследованы в меньшей степени, чем в других районах Урала, и для туристов здесь широкое поле деятельности.
    Приполярный Урал - один из наиболее лавиноопасных районов Урала. На Приполярном Урале таежные леса из ели, лиственницы, сосны, кедра и пихты поднимаются в горы до высоты 450-650 м, а по долинам рек - до 750 м. На азиатском склоне заболоченные леса из ели, лиственницы, кедра и березы растут в основном в пределах Ляпинской депрессии - заболоченной равнины, над которой изредка поднимаются группы невысоких холмов и гряд. Для Ляпинской депрессии характерно галерейное расположение лесов вдоль берегов рек. На водоразделах- обширные торфяные болота. Одни поросли высокоствольным хвойным лесом, другие- чахлым мелколесьем, третьи сплошь затянуты сочным моховым ковром с пестреющими озерами.
    Территория увалистой полосы восточного склона покрыта густыми лесами (ель, лиственница, сосна). Чем выше по восточному склону в горы, тем больше в тайге лиственницы, верхнюю границу леса составляют почти исключительно лиственничники с можжевельником и полярной березкой в кустарниковом ярусе. Тайга западного склона сырая, сильно заболоченная, состоит из ели с примесью пихты и березы. По долинам рек, особенно в их верховьях, растут пышные травы. Высокие и густые субальпийские луга находятся у верхней границы леса в долинах рек Торговой, Манараги, Вангыра, Большой Сыни, Большого и Малого Патока. Густой ковер цветистого субальпийского разнотравья придает Приполярному Уралу неповторимую прелесть. Однако передвигаться по таким лугам тяжело, и надо придерживаться троп, проложенных дикими животными. Особенно много здесь лосей. Рыбы (хариуса) больше всего в верховьях Кожима, Малого Патока, Торговой, Вангыра, Косью, Маньи и их притоков.

    Описание взято с http://www.ktmz.org.ru/

    График движения

    Даты

    Дни пути

    Участки маршрута

    км

    Характер движения

    Чистое ходовое время

    Метеоусловия

    25.03.05

    1

    о.п. 1952 км (пос. Кожим-Рудник) - тракт на базу "Желанная" - р. Сывью - западный склон хр. Обе-Из в дол. ручья Ошъель

    25

    Слегка занесенная "буранка", ГТЛ - 5-7 см. Ровный тракт с небольшими увалами

    4-30

    утро
    -4 ºÑ, Снег, ветер слаб и умеренн
    день
    -6 ºÑ, Снег
    вечер
    -8 ºÑ Снег

     

    26.03.05

    2

    м/н - хр. Обеиз - р. Польникшор - хр. Малдыиз - р. Дурная Ель (Дурная) в среднем течении

    24

    Слегка занесенная "буранка", ГТЛ - 5-10 см. Тракт, пересекающий хребты в лесной зоне, лыжня по реке, ГТЛ до 15 см.

    6-50

    утро
    -17 ºÑ, ясно, ветер слаб и
    умеренн
    день
    -8 ºÑ, ясно
    вечер
    -21 ºÑ, ясно

    27.03.05

    3

    м/н - р.Дурной Ель (Дурная) - ГЗЛ в истоке реки (недалеко от балка) под пер. Каменистый

    23

    река, иногда лыжня. В лесу ГТЛ до 40 см. Моренные гряды, поросшие лесом, открытые участки, склон до 10 град.

    6-15

    утро
    -34 ºÑ, ясно
    день
    -5 ºÑ, ясно, ветер слабый
    вечер
    -15 ºÑ ясно

    28.03.05

    4

    м/н - пер. Каменистый (Проходной, Волчий, Крестовый, Тракторный) (н/к, 820 м) - ГЗЛ р. Лев. Нидысей (Лунвож-Нидысей)

    24

    На подъеме на пер. - фирн. Крутизна до 20 град. Долины рек, заросшие лесом склоны, береговые террасы. В лесу ГТЛ до 40 см.

    утро
    -24 ºÑ, ясно, ветер слаб и
    умеренн
    день
    -12 ºÑ, ясно
    вечер
    -17 ºÑ, облачно

    29.03.05

    5

    м/н - пер. Тобик (Ступеньки)(1А, 1050м) - ГЗЛ р. Капкан-Вож

    21

    В лесу ГТЛ до 40 см. подход под пер - склоны до 30 град, снег, фирн, ГТЛ до 30 см, спуск с пер - склоны до 30 град, снег, ГТЛ до 40 см

    6-05

    утро
    -20 ºÑ, облачно, ветер умеренн
    день
    -3 ºÑ, облачно, ветер умеренн
    вечер
    -15 ºÑ, облачно, ветер умеренн

    30.03.05

    6

    м/н - пер. Студенческий (1Б, 1150м) - в. Манарага 1и 2 Башня (2А, 1598 и 1663м) - пер. Студенческий - лес в среднем течении ручья из под перевала, не доходя 30 мин до р. Манарага

    16

    В лесу ГТЛ до 40-50 см. На перевал пешком- ступени, на вершину в кошках по гребню, перильная страховка, свободное лазание местами, с перевала на лыжах.

    11-25

    утро
    -22 ºÑ, почти ясно, ветер слаб и
    умеренн
    день
    -15 ºÑ, дымка, ветер сильн.
    вечер
    - 20 ºÑ облачно, ветер сильн.

    31.03.05

    7

     Дневка

    0

       

    утро
    -20 ºÑ, ясно, ветер слаб и
    умеренн
    день
    -16 ºÑ, ясно
    вечер
    -18 ºÑ ясно

    01.04.05

    8

    м/н - верхняя граница леса в верховье р. Манарага

    15

    Лыжи. На спуске к р. Манарага ГТЛ до 30 см. В долине реки ГТЛ до 40 см. Моренные холмы, рукава реки, все довольно полого.

    3-35

    утро
    -20 ºÑ, ветер слаб и умеренн
    день
    -5 ºÑ, Снег
    вечер
    -3 ºÑ сильный снегопад

    02.04.05

    9

    Вынужденная дневка

    0

       

    утро
    -4 ºÑ, Снег, ветер умеренн
    день
    -3 ºÑ, Снегопад
    вечер
    -4 ºÑ Снегопад

    03.04.05

    10

    Вынужденная дневка

    0

       

    утро
    -4 ºÑ, Снег, ветер умеренн
    день
    -6 ºÑ, Снегопад
    вечер
    -8 ºÑ Снегопад

    04.04.05

    11

    м/н - пер. Кар-Кар (1А, 1250м) - каровое оз. под перевалом. (Западный исток р. Балбанъю)

    14

    Лыжи, В лесу ГТЛ до 60 см., в верховьях - мелкий снег и фирн. Вход в цирк, подъем на перевал и спуск - пешком - ступени

    5-00

    утро
    -20 ºÑ, облачно, ветер умеренн
    день
    -20 ºÑ, низовая пурга
    вечер
    -20 ºÑ Снег, ветер сильный

    05.04.05

    12

    м/н - в. Народа (Народная, Поэнурр) (1Б, 1895м) - плато Руин - оз. Голубое

    16

    Лыжи. Подъем на нижнее плато Народы ГТЛ до 30 см. в верховьях мелкий снег и фирн. С верхнего плато до С-В ребра пешком бьем ступени - фирн, обледеневший фирн до 25 град крутизны. По ребру на вершину - обледеневший фирн и снег до 20 град крутизны. Можно и без кошек вполне. Спуск по С-В ребру - обледеневший фирн, снег, только в кошках, до 30 град, локально 35 град. От плато Руин до оз. Голубое фирн и снег до 20 град. Пешком.

    6-45

    утро
    -20 ºÑ, Снег, потом - переменн.
    облачн, ветер умеренн
    день
    -25 ºÑ, ясно
    вечер
    -23 ºÑ ясно

    06.04.05

    13

    м/н - пер. Кар-Карпинского (1Б, 1390м) - р. Балбанъю, не доходя оз. Мал. Балбанты

    15

    От озера подъем на пер. по 20 град склону пешком. Снег, ступени. Спуск в кошках по 30 град склону, фирн, снег. Затем лыжи, спуск по долине реки, ступенчатый, некрутой. ГТЛ до 50 см местами.

    3-25

    утро
    -12 ºÑ, Сначала пасмурно, потом
    снег, ветер умеренный
    день
    -3 ºÑ, Снегопад, метель, сильный
    ветер
    вечер
    -4 ºÑ Снегопад

    07.04.05

    14

    м/н - оз. Мал. Балбанты - оз. Бол. Балбанты (восточный берег)

    17

    Лыжи, широкая и пологая долина реки. ГТЛ до 50 см

    2-50

    утро
    -1 ºÑ, Снег, ветер слаб и
    умеренн
    день
    -0 ºÑ, Снег
    вечер
    -20 ºÑ, ясно

    08.04.05

    15

     оз. Бол. Балбанты - База "Желанная" - ст. В. Инта

    2

    Лыжи, широкая и пологая долина реки. ГТЛ до 50 см

    -

    утро
    -32 ºÑ, ясно, ветер слаб
    день
    -25 ºÑ, ясно
    вечер
    -23 ºÑ ясно

     Далее >>


    Поделиться ссылкой

    Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
    © 1999-2016 Mountain.RU
    Пишите нам: info@mountain.ru
    о нас
    Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100