Люди и горы > Полемика >

Автор: Алексей Шуруев, Бостон, Краснодар

Быть ли профессии гида

Гиды-проводники: быть или не быть!?
ФАР
П.П.Захаров
Гиды - проводники: Быть! Процесс пошел!
Крымская горная школа
О профессии горных гидов
Конечно быть. Это лишь вопрос времени. Рано или поздно наберется достаточное количество желающих и - вперед...

Пишу не для того, чтобы остановить процесс, а просто хочу рассказать, что от этого можно ожидать. Считаю, что имею на это право, так как, зани*м*аясь альпинизмом двадцать пять лет, десять из них работаю тренером в США, имею много друзей гидов, постоянно общаюсь и наблюдаю их работу. Так что знаю о профессии из первых рук.

Сразу хочу огорчить тех, кто думает, что это просто профессия и способ заработать на жизнь для тех, кто хочет постоянно быть в горах. Профессия гида, по-моему, это социальный институт, отражающий мировозрение общества, его отношение к горам и к людям. И если эту профессию принять в том виде, в котором она существует на западе, то надо быть готовым к тому, что через определенное время придется распрощаться со многими традициями, на которых мы были воспитанны. Позвольте мне представить вам несколько иллюстраций, характеризующих суть профессии.

Иллюстрация 1.

Зубной врач моих дочек, узнав, что я тренирую и вожу детей в горы, просит меня помочь ему взойти на гору Гранд Тетон, естественно за деньги. Его желание было вызвано фразой когда-то сказанной Хэмингуэем, что существует только три настоящих спорта, это гонки на машинах, бой быков и альпинизм. Первые два этот зубной врач уже пробовал, осталось попробовать последний, по его мнению, самый крутой и интересный. Далее он сообщил, что долго выбирал достойную гору и Гранд Тетон выглядит, как гора его мечты (гора действительно красивая, и маршрут непростой). Но, так как я работаю только с детьми, мне пришлось отказаться и рекомендовать ему гидовский сервис. Следующая наша встреча состоялась через полгода. Он рассказал мне, как ему было тяжело не только ходить по горам, но также жить в палатке, есть плохую еду, и что его восхождение на Тетон закончилось для него и для всей группы на полпути, так как он передумал заниматься альпинизмом.

Когда я спросил одного знакомого директора гидовского сервиса, сколько процентов его клиентов не возвращаются для повторных занятий после первого раза, его ответ был - 60%.

Иллюстрация 2.

1998 год. Гранд Тетон. Сорока четырехлетний гид Аллан Бард разбивается насмерть, пролетев расстояние двух полных веревок. Он не использовал закладки, и никто его не страховал. Его клиент стоял на полке и ждал, когда Аллан провесит очередную веревку для него... Клиент Энди Гарсон не был плохим человеком, он просто не умел хорошо страховать. Аллан, в свою очередь, тоже не сделал ничего неправильного. Так делают все. Потому, что в прошлом несколько гидов, уже было сдернуто неумелыми клиентами.

У наших альпинистов может возникнуть вопрос: а почему Аллан должным образом не подготовил Энди? Ответ: потому, что у клиента не всегда есть время на подготовку. Зато у клиента есть деньги, и он "заказывает музыку". И если гид начинает что-то там требовать, то за те же деньги всегда можно найти менее требовательного гида. Вот и ведут Алланы таких Энди не страхуясь, потому, что деньгами не сорят и клиентами не бросаются.

Помните, что 60% клиентов не возвращаются к восхождениям. Оставшиеся 40% возвращаются и кормят всю профессию. Среди этих 40% обитает мечта любого гида, это постоянный и опытный клиент, с которым можно ходить интересные горы.

Иллюстрация 3.

В апреле этого года мой друг Алик Петрук и я ждали погоды под стеной "Moose' s Tooth" (Лосиного Зуб) на Аляске, чтобы пролезть новый маршрут. Между тем, в очередное короткое погодное окно, самолет привез на ледник пару альпинистов - Джона и Синди. Мы помогли им перетащить все вещи к их будущему лагерю, в тайне завидуя Джону, заглядываясь на его красивую спутницу. Они собирались пролезть "Ham and Eggs"(дословно Сало и Яйца). Это классический 5Б маршрут. 23 веревки льда, снега и скал. По тому, что Джон поставил каждому по отдельной палатке, мы поняли, что это гид и клиентка.

Вечером мы пригласили их и других соседей на чай, который сильно покрепчал, после первого часа знакомства. Компания оказалась теплой, и мы незаметно "уговорили" половину нашего двух-недельного запаса. Мы, возможно, закончили бы все, в тот вечер, но Джон объявил, что ему пора работать и отправился в свой лагерь, готовить еду для Синди.

В течение следующих восьми дней погоды не было. Мы развлекались, чем могли, в том числе общением с соседями. Долгие беседы с Джоном заканчивались одинаково, он говорил, что ему пора работать и удалялся на кухню. Синди, в основном, отдыхала в палатке, читала и поддерживала беседы. Откапывать снег, укреплять палатки, готовить еду было не в ее правилах. Настоящие альпинисты по мелочам не размениваются. Учитесь, девушки! Мечта!

Прошло восемь дней. Джон и Синди пошли на маршрут, но вернулись с полути, так как Синди решила, что ей этого достаточно. Это было не первое их восхождение, хотя и не самое удачное. В планах на будущее Синди наметила пройти Cassin Ridge (Кассин Ридж) на Denali (МакКинли). Вот такой альпинизм...

Интересно то, что ходить по-другому девушка не может потому, что никогда не ходила с группой друзей, где все равны и никто никому не прислуживает.

Подобных иллюстраций можно нарисовать еше много. Случаи бывают самые невероятные. Нам многое из этого кажется диким. Для американцев это нормально, они другого просто не знают.

Те парни, которые проталкивают профессию гида, должны осознавать ответственность, которую они на себя берут. И, так как дело это уже почти решённое, очень хотелось бы, чтобы вместо чисто западного варианта профессии появился новый, исключающий из себя подобные иллюстрации и привносящий в профессию лучшие традиции наших инструкторов.

Хорошо описано, ничего не скажешь...

На хрен такой "альпинизм", это не альпинизм. Я лучше денег в промальпе "навишу", чем каким-то покемонам веревки провешивать (без страховки), да жрачку готовить. Думаю, что гидовский "альпинизм" и наш (спортивный, в лучшем смысле этого слова) альпинизм будут сосуществовать, так как у них разный контингент. У гидов - буржуи, богатые покемоны, а у нас - фанатики этого дела, живущие по принципу "если альпинизм мешает работе - брось работу". Вы можете себе представить, что бы такие ребята нанимали себе какого-там гида? Я - нет. Мне нужен не гид, мне нужен - ТРЕНЕР.