Скалолазание > Люди >

Александр Кленов
ЗМС, МСМК, тренер-преподаватель выс. кат.,
Представитель ФСР в Молодежной комиссии УИАА

Уважаемый Александр Ефимович и члены правления ФСР, в преддверии отчетно-выборной конференции мною, в рамках Интернет форума проекта «Скалы для каждого» проводился опрос общественности по теме: « Что бы вы хотели изменить в ФСР?», сходные темы обсуждали также и другие ведущие Интернет порталы тематики альпинизм-скалолазание. Тема проблем и перспектив ФСР, одна из самых обсуждаемых за последнее время. На момент написаний моего письма страницу проекта «Скалы для каждого» с обсуждением этого вопроса посетило около 2500 человек, аналогичную тему форума baurock.ru просмотрело более 13000 человек.

Считаю необходимым поставить на повестку дня конференции вопросы волнующие столь многих скалолазов России.

Возьму на себя смелость анализа и выделения главных моментов среди множества, подчас очень эмоциональных, но не всегда корректных и конструктивных высказываний, которые я, обобщу под названием Назревшие проблемы ФСР:

1. Отсутствие открытости и прозрачности в деятельности ФСР, несовместимое со статусом общественной организации.
а) Не существует открытого финансового планирования. Годовой учет доходов и статей расходов ФСР не доступен всем членам федерации и нет никакого проработанного механизма влияния субъектов федерации на распределение этих средств.
б) Делегирование кандидатов на встречи и собрания федерации не осуществляются, как это определено уставом, общим собранием членов местных федераций.
в) Нет механизма принятия важных решений, с учетом мнений всех заинтересованных сторон и регионов.
г) На официальном сайте ФСР, не существует форума, где возможно обсуждение проектов и текущих проблем.

2. Не существует стратегического плана развития скалолазания в России.
а) Вне поля внимания ФСР остается развитие массового скалолазания, как основы пирамиды высших спортивных достижений. Любительское скалолазание развивается без поддержки ФСР. Детские спортивные школы, несмотря на все положительные стороны их существования, несут на себе функции только селекционного отбора для профессионального спорта. Выпускники скалолазных школ не ставшие ведущими спортсменами, не могут продолжать активные занятия спортом по достижению взрослого возраста просто из-за отсутствия доступных залов и оборудованных скальных массивов.
б) Скалолазание на естественном рельефе, традиционное лазание, становится изгоем в официальном пространстве ФСР, несмотря на то, что лазание по настоящим скалам было и родоначальником существующего скалолазания, и остается как любимым, так и, по мнению большинства скалолазов, необходимым элементом тренировок и культуры скалолазного движения.
в) Сконцетрировавшись на соревновательном аспекте скалолазания и придании ему олимпийского статуса, ФСР отодвигает на задний план воспитательное значение скалолазания и оздоровительную функцию этого вида спорта. Хотя, по привлекательности для молодежи и по положительному воздействию на здоровье нации, наш вид спорта вправе занимать ведущее место, и деятельность федерации должна в большей степени обращать внимание на этот фактор внимание властных структур и привлекать средства для развития сопртивно-оздоровительных центров лазания.
г) Развитие массовости, могло бы решить некоторые другие ныне существующие проблемы. Например, постоянно растущие членские взносы. Значительное увеличение числа членов ФСР возможно только за счет скалолазов любителей. Число спортсменов постоянно участвующих в официальных соревнованиях в настоящее время близко к своему пределу.
Взносы же члена федерации платят только выступающие скалолазы, другим это просто не интересно. ФСР не в состоянии предложить любителям привлекательной для них причины быть членами федерации и поддерживать ее своими взносами. В большинстве Европейских стран членство в федерации обеспечивает страховку в горах и на скалах, льготы при пользовании залами, горными хижинами и т.д. Быть членом федерации должно быть привлекательным для всех, тогда за счет большого количества людей можно иметь приличный бюджет без запредельных взносов.

3. Большинство высказывающихся, считают неоправданным совмещение должности президента ФСР и главного тренера сборной России.

4. Лозунг: «Федерация для скалолазов, а не скалолазы для федерации» – как никогда, актуален.

5. Существует проблема социальной защищенности спортсменов и тренеров.
К сожалению, этот вопрос никак не озвучен в деятельности ФСР, хотя и должен быть одним из главных. Поощерять достойных и поддерживать тех, кто посвятил жизнь развитию нашего спорта это логично, и кому как не ФСР, необходимо пробивать стипендии и пенсии для заслуженных тренеров и спортсменов, тем более что юридические основания для этого существуют.

Вопросов и мнений было гораздо больше, но большинство из них содержится внутри этих сформулированных, многие вопросы являются важными, но не концептуальными и могут быть легко решены при изменении ситуаций в вышеперечисленных пунктах.

P.S. Анализ проблем,. не учитывает предвыборные программы претендентов, так как они еще не приняты, как официальная программа деятельности федерации. Также я не перечисляю многие положительные моменты которые, несомненно, были и есть в работе федерации, например в продвижении соревновательного скалолазания на международном уровне.
P.P.S. Думаю, что активное обсуждение в Интернет пространстве данной темы, принесет пользу, независимо от результатов выборов. Доступность информации, и возможность ее открытого и честного анализа, выводит многие процессы совершенно на другой уровень.