Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Люди и горы > Полемика >


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Автор: Федор Фарберов, г. Петропавловск- Камчатский

Работа гида IFMGA/ UIAGM/ IVBV. Общие вопросы

Гиды-проводники: быть или не быть!?
ФАР
П.П.Захаров
Гиды - проводники: Быть! Процесс пошел!
Крымская горная школа
Быть ли профессии гида

Федор Фарберов
- О профессии горных гидов
- Подготовка горных гидов в Канаде

До обучения в Канаде в 2001-2002 гг. я, как и подавляющее большинство российских гидов, осваивал эту профессию самостоятельно, методом проб и ошибок, в течение 12 лет. По собственному опыту знаю, что у наших гидов много разногласий и споров по поводу различных аспектов этой работы: требований к уровню подготовки, прав и обязанностей, взаимоотношений с клиентами и работодателями и т.д. В рамках одной статьи невозможно затронуть все спорные моменты. Поэтому, прежде всего, хочу немного подробнее рассказать о самых важных аспектах обучения и работы гидов IFMGA.

I. Главный акцент в обучении гидов заключается в том, что учат не спорту, а профессии. Если сформулировать максимально коротко, то суть профессии гида заключается в умении безопасно работать с людьми в горах. Бытующее у нас мнение, что основная задача гида – это затащить клиента или группу на вершину чуть ли не любой ценой, чтобы отработать свою зарплату, совершенно не соответствует действительности.

О требованиях к спортивно-технической подготовке гидов уже сказано: они очень высокие и жесткие. Все слабо подготовленные отсеиваются на предварительном тестировании еще до поступления в школу. Поступившие совершенствуют свою технику в процессе обучения и осваивают специфические гидовские приемы. Например, технику одновременного движения в укороченной связке с одним или двумя клиентами на горном рельефе 2-3 к.тр.
Однако неверно думать, что, главным образом, учат каким-то особо « крутым» гидовским приемам. В первую очередь учат применять как раз самые простые, надежные и проверенные временем приемы. Здесь гиды часто сознательно консервативны и не всегда торопятся вводить в свой технический репертуар какие - то новинки техники или снаряжения. Это объясняется высокой ответственностью, лежащей на гидах. В случае ЧП и неизбежного судебного разбирательства гид должен будет доказывать, что он все делал безупречно с технической стороны, а также использовал снаряжение соответствующего качества и строго в соответствии с рекомендациями производителей.

Когда говорят об обеспечении безопасности, то речь идет не только о технической грамотности в организации страховки и прохождения маршрута.
Именно отношение к безопасности в целом, будь то на страховке, на подходе, или на бивуаке, - это тот главный критерий, по которому в первую очередь отсеиваются студенты в процессе обучения в школах гидов. На каком бы маршруте ни работал гид – обеспечение безопасности своих клиентов – это его главная и первейшая обязанность.

Гиды - преподаватели обращают особое внимание на лихачей, пренебрегающих собственной безопасностью. Здесь логика такая: если из-за пренебрежения собственной безопасностью с гидом что-то случится, то он не сможет полноценно обеспечить безопасность клиентов. Значит, пренебрегая собственной безопасностью, гид также пренебрегает безопасностью своих клиентов, что совершенно недопустимо.
По этой причине нередко отсеиваются сильные альпинисты и горнолыжники, уже заслужившие определенную известность своими восхождениями или экстремальными спусками. Понятно, что во время сложного спортивного восхождения неизбежны моменты, когда приходится идти на грани и компромиссы в страховке неизбежны. В таких ситуациях риск компенсируется высоким уровнем подготовки восходящих или солиста. Но в работе с клиентами гид не имеет права допускать компромиссов ни в страховке, ни в других аспектах безопасности.
Для примера хочу привести два первых пункта из Кодекса Профессиональной Этики Канадской Ассоциации Горных Гидов, определяющие главные обязанности гида:

1. Безопасность клиентов является нашей первоочередной задачей в любое время. Все наши личные цели и цели наших клиентов должны подчиняться этой задаче.

2. Безопасность других людей в горах также является нашей заботой. И мы должны, когда это возможно, помогать другим группам советом и информацией, а также оказывать непосредственную помощь попавшим в беду. Однако мы можем делать это только в том случае, когда нет угрозы безопасности нашим клиентам.

Должен сказать, что в заметках о путешествиях и восхождениях в России, опубликованных в англоязычных СМИ, мне нередко приходилось читать о лихачестве как о характерной черте русских гидов. К сожалению, вынужден с этим согласиться, так как и сам грешил ненужными «подвигами» в первые годы работы гидом с иностранцами, и многие знакомые гиды прошли через период бравады перед клиентами.
Безусловно, в России есть гиды, работающие на самом высоком уровне, ничем не уступая западным профи. Но в целом, на мой взгляд, многим нашим гидам, в том числе имеющим высокие спортивные разряды и инструкторские звания по альпинизму, есть чему поучиться в плане подхода к обеспечению безопасности у гидов IFMGA/ UIAGM/ IVBV.
И дело здесь не в том, что в нашей системе альпинистской спортивной и инструкторской подготовки мало внимания уделяется вопросам безопасности. Дело в разном подходе к работе гида и, соответственно, в разном уровне ответственности.
Для большинства российских гидов - это сезонная работа.
Для гидов IFMGA/ UIAGM/ IVBV – это основная профессия, которой дорожат.
Как профессионал гид несет полную юридическую ответственность за жизнь и здоровье клиентов так же, как водитель или пилот.
В случае любых претензий к гиду клиенты могут обратиться в суд. На Западе, в отличие от России, этим правом пользуются регулярно. Если случилось ЧП, то обращение клиентов в суд практически 100% гарантировано. Не знаю насчет Европы, но в Канаде и США, даже в случае гибели клиента, такие дела, как правило, рассматриваются в гражданском суде, и речь идет о возмещении материального ущерба. Поэтому тюрьма обычно гидам не грозит. Чаще всего, в случае небольших ЧП, все материальные издержки покрываются различного рода страховками, и все дела решаются адвокатами сторон.
А вот в случае серьезного ЧП, если в суде доказана вина гида, финансовые издержки могут быть очень большие. Такое ЧП может надолго испортить репутацию гида и оставить его без работы. Для профессионала, затратившего годы на свое обучение, потеря работы – это очень серьезный риск.

К вышесказанному приведу пример из канадской практики:
В этой стране каждый гид, работая на любом маршруте, обязан ежедневно вести дневник. Туда заносятся наблюдения за погодой (по метеорологическим стандартам) и все важнейшие события каждого дня. Этот дневник является юридическим документом в течение 7 лет.
Зачем это нужно?
Например, во время катания на хели-ски, клиент, нарушив указания гида, отклоняется от маршрута, попадает на опасный склон, падает и получает небольшую травму. Клиент, зная о своем нарушении, сразу претензии не предъявляет. Но, скажем, года через 3-4 травма снова дает о себе знать обострением. Требуется лечение. Сразу возникает вопрос: где бы взять деньги? С этой целью клиент подает в суд на гида и на хели-ски компанию. В ответ в суде предъявляется дневник гида, где написано, что клиент получил травму, нарушив указание гида. Причем правильность написанного подтверждается подписями свидетелей этого происшествия (других клиентов и гидов), которые грамотный гид собрал по горячим следам сразу после ЧП. В результате клиенту в иске отказано.
Понятно, что подобный случай при работе с индивидуальным клиентом ставит гида в боле сложное положение. Но, тем не менее, благодаря грамотной работе гидов в целом (в том числе и обязательным дневникам) статистика за период с1991 по 2001 г. в Канаде такова: ни в одном случае обращения клиентов в суд с претензиями к гидам или гидовским компаниям не была доказана вина гида. Ни разу. Хотя в том числе рассматривались и серьезные ЧП, приведшие к гибели клиентов.

II. Следующий аспект обучения и работы гида, о котором у нас практически не говорят, - это умение работать с клиентами. Наряду с обеспечением безопасности, – это важнейшая сторона работы гида. Здесь нам тоже есть чему поучиться у гидов IFMGA.

Несмотря на всю горную романтику, профессия гида относится к сфере обслуживания. Требования к качеству предоставляемых гидами услуг на Западе очень высокие, и конкуренция серьезная. Так что в этой сфере умение работать с людьми совершенно необходимо.

Часто приходится сталкиваться с мнением, что главное для гида - это непосредственная работа впереди на маршруте. А вытирать клиентам сопли он не должен.
Это неверно. Еще как должен!
Безусловно, в первую очередь гид является руководителем и лидером на маршруте.
Но в то же время в профессии гида существует такое ключевое понятие, как «забота о клиенте». Это означает, что гид должен заботиться о физическом и психологическом комфорте клиентов постоянно: и на подходах, и на маршруте, и на биваке и все 24 часа в сутки.
В качестве примера приведу цитату из «Технического учебника для профессиональных горных гидов», изданного в 1999г. и являющегося официальным учебным пособием в учебных программах Ассоциаций Горных Гидов Канады и США.

Вот как расставлены приоритеты во время работы гида на маршруте:

1. Главная задача - это обеспечение безопасности клиентов.
2. Обеспечение положительного опыта для клиентов.
3. Достижение непосредственной цели восхождения или путешествия.

С первым пунктом все понятно.
А вот второй и третий пункты означают следующее:
Пункт третий. Горы всегда сильнее нас, и потому 100% гарантировать успех любого мероприятия в горах не могут даже самые крутые профессионалы. Непосредственная цель, будь то вершина, спуск на лыжах с горы и т.п., может оказаться недостижимой, несмотря на все усилия.

Пункт второй. Независимо от того, достигнута цель мероприятия или нет как бы не складывались обстоятельства, гид обязан приложить все усилия для того, чтобы в итоге клиенты расценивали полученный опыт положительно и не считали, что потратили время и деньги зря.

Гид должен быть и инструктором, и организатором досуга, и нянькой, если это потребуется. Гид должен поддерживать моральный дух и положительный настрой в любых ситуациях. Это одна из самых сложных задач, стоящих перед гидами.

Каждый гид, кто, хотя бы раз в своей практике, несколько дней подряд пережидал непогоду, сидя с клиентами в палатке или снежной пещере, знает, что такие моменты психологически самые трудные. Особенно если выйти никуда нельзя, а обратный рейс у клиентов улетел ещё вчера. В таких ситуациях гид не имеет права завалиться в свою палатку на весь день, предоставив клиентов самим себе. После таких «отсидок» любая работа на маршруте покажется праздником.

Продолжение следует…


Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2024 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100