Автор: Ольга Зинченко, Челябинск

Эльбрус - 2006

ночь с 20 июля на 21 июля

Автор
В 21:30 в нашей палатке прозвенел будильник моего телефона. Стали сразу собираться. Рюкзак с кошками и тёплыми вещами уже был готов. Натянула штаны, куртку, шапку, ботинки и, наконец, фонарики… Вылезла из палатки – все уже тоже были почти готовы..

Ночь. Ясно и звёздное глубокое небо. Свежо. Внизу облака какого-то розоватого цвета, кое-где видны огни. На фоне чёрного неба едва виднеется силуэт двух тупых вершин Эльбруса. Андрей сообщил, что погода для Эльбруса отличная. Настроение такое же.

Ольга помахала нам из палатки, Маша вышла проводить.
В 22:00, как и планировали, Андрей Цибанов, я, Денис Конев и Дима Шелест двинулись в сторону Эльбруса. Андрей идёт на гору уже третий раз, и ему есть с кем нас сравнивать. Перед выходом он пропустил пару шуток, из чего нам стало понятно, что мы должны взойти без проблем.

Иду за Андреем след в след по жёсткому снегу, тупо наблюдаю за его шагающими ногами и боюсь думать, что вот так монотонно идти ещё 7 часов в почти полной темноте, т. к. на вершине мы должны быть в 5 ч. утра и встретить там рассвет. Поначалу идти совсем не сложно, подъём почти не заметен, просто нудно. Через некоторое время осветили фонарями вешки справа и поняли, что прошли скалы Пастухова, а до этого позади остались огни Приюта.

Становится холоднее, хотя в движении это не особо ощущаешь, но одеваемся теплее и идём дальше. Ветер слишком резкий и то ли с горы, то ли с неба в лицо сыпется колючий снег, от которого не знаешь в какую сторону отвернуться. Холодно…

Ночью
Ещё чуть позже надеваем кошки. Этот процесс забирает моё последнее оставшееся тепло, особенно замерзают руки, до бесчувствия. Идём… идём… Иногда я поднимаю голову, чтобы посмотреть на вершину, но её в темноте почти всё так же не видно и кажется, что она не приближается. Обещанной Андреем Луны всё нет. Ветер всё сильнее, и мне становится идти всё труднее. Иногда спрашиваю у Димы, какая высота. Ещё доканывает кашель, который появляется когда я останавливаюсь, и бесконечно течёт из носа. Откуда-то наваливается жуткая сонливость, и потом всё время я уже не могу перестроиться на другое состояние…

Восход
Всё, руки уже не согреваются совсем, ноги тоже почти ничего не чувствуют по самую щиколотку, перчатками содранная кожа под носом болит, это нервирует, но сон не проходит от этого. Идём…всё так же…Позже я прошу у Дениса тёплые рукавицы, от которых вначале отказалась, пальцы согрелись, ноги замёрзли уже напрочь, и я молилась, чтобы их не обморозить. Плакать я не могла, но не потому, что не хотела себе этого позволять, а потому что просто спала натурально на ходу и ждала только остановок. Когда Андрей останавливался, я падала, ложилась или садилась на снег и засыпала, мне даже приснился футбольный матч и Путин на трибунах…мдаа… Правда через несколько секунд сна начинала бить дрожь, но сон всё равно не проходил. Парни, кстати, тоже, по-моему, засыпали. (Вот так люди и гибнут на этом Эльбрусе, видимо, просто засыпают…) Потом Андрей говорил: «Оль, пойдём!»…Иду… как сомнамбула (кто это, вообще?) передвигаю еле ногами, а они уже как будто и не мои и непонятно почему вообще двигаются. Вроде часа 3 ночи уже…делаю шаг вперёд и 1,5 – назад, веки закрываются и думаю только о том, чтобы поскорее лечь и заснуть.. В какой-то момент поняла, что Денис идёт рядом со мной, чуть левее, и я сообразила, что это на случай моего падения. Надо же, видимо, ему было лучше, чем мне!

Западная
Стало поположе. Идти легче, конечно, но сон, блин, одолевает!!!... Ног нет. Высота – 4930м, Андрей сообщил, что до перемычки ещё 120м - не много, но мне показалось это расстояние бесконечностью. Мыслей в голове никаких, кроме: «..когда же перемычка… потом вершина, там вроде не много останется…». Вот и перемычка: слева и справа Эльбрус. Ищем камни. Пьём чай, закусывая ледяным шоколадом. Сплю, конечно, немного. Куда: Восточная или Западная? – решаем. Мне всё равно… На Восточную пошли. Проснулась вроде, но ненадолго. Склон каменистый, местами со снегом. Время около 4-х ч. утра. Начинает светать и видно вершину – совсем рядом. Медленно ползём, останавливаемся всё чаще. Андрей садится у камня, я ложусь на его ноги, хочется согреться, и появляется трезвая мысль, что как бы не простудиться на снегу, сплю… Дальше… 15 шагов и снова останавливаемся. В какой-то момент возникла мысль: «А не хватит ли с нас и перемычки, ведь тоже почти вершина…», но то ли сонное и вообще плохое состояние и полный пофигизм к происходящему, то ли изначальный настрой, то ли оставшиеся амбиции - не знаю теперь, - не позволили это предложить тем, с кем шла. Они тоже этого не сделали, т.к. рассчитывали на меня (выяснилось позже).

Иду на автопилоте. Ветер здесь уже не такой сильный, но я спотыкаюсь в кошках за камни постоянно, иногда падаю и сразу мысль убийственная: «Спать!». Иду…идём… Андрей сообщил: «Быстро идём…» Мне всё равно… Вот и Луна. Идём… останавливаемся… сплю… встаю… идём… Светает, всё вокруг становится чётким. Ноги почему-то начинают отогреваться, но идти в кошках больно, кашель не прекращается, пальцы рук онемели. Андрей снова остановился. 3 сек… «Можно, я пойду?.. Кто сказал, что на Эльбрус легко?...» - мне хочется разрыдаться. Пошла, а оказалось, что вот и вершина – огромное снежное гладкое поле! Слева видна Западная. Солнце выходит из облаков оранжево-золотым куполом – очень красиво! Надо бы порадоваться и повосхищаться, но ничего этого нет, никакой радости, ни чему вообще… Жутко холодно, ледяной ветер. Легла на снег и закрыла глаза, но тут же подумала, что теперь уже и вниз можно, выше уже не идти сейчас – проснулась, наконец-то! Встала. Андрей подошёл, обнял - и слёзы покатились.

Тень
А на долине облаков в стороне Грузии появилась тень от Эльбруса, совершенно треугольная и ровная. Солнце осветило вершины, и они стали розово-оранжевого цвета, мерцая обветренным снегом. Видно Безенги и Северный массив.

Все мы ожили: начали фотографировать и фотографироваться, гулять по гладкой вершине, разглядывать окружающие Эльбрус облака и определять знакомые по очертаниям вершины Кавказа.

На вершине
В начале шестого начали спуск. Чуть ниже перемычки встретили длинную вереницу людей, которые вышли на вершину рано утром. Теперь я радуюсь, что я уже спускаюсь, и слова Высоцкого про «…завидую тем, у кого вершина ещё впереди…» мной не подтверждаются. Идём около четырёх часов, останавливаясь, чтобы посидеть на снегу. Через некоторое время наконец-то снимаем кошки. В 8 утра солнце уже так печёт, что идти становится невыносимо жарко, и как же далеко наши палатки… Какая невыносимая усталость!

А народ огромными толпами всё двигает на Эльбрус, как в музей – зачем? - что бы там с толпой потоптаться… В 9 ч. утра мы на месте, пьём чай и решаем поспать. Но через 1,5 часа собираем рюкзаки и палатки и спускаемся вниз, т.к. у Андрея начался отёк от его 9-го за лето восхождения, да и смысла оставаться на «марсе» больше нет.