Горы мира > Северная Америка >

Автор:Константин Груздев, Сургут
Фото: автора, Ивана Мошникова, Павла Филатова, Сургут

Народная - Денали

УРАЛ – АЛЯСКА. ДВЕ ЭКСПЕДИЦИИ ПРОЕКТА « ГОРЫ 60 ПАРАЛЛЕЛИ »

Первому моему тренеру - Юну Виталию Михайловичу посвящается.

В 2002 году родился в Сургуте проект «Горы 60-й параллели». Растянулся он на целых четыре года…

На Урал!

Урал. Сентябрь 2003 .
Березово. Суровым взглядом провожал нас светлейший князь Меншиков в бронзе. На крутом яру восстанавливается церковь, которую когда-то построил Александр Данилович.
Делаем промежуточную посадку в Саранпауле - бывшем советском центре геологоразведки. Встречаются колоритные манси в национальных костюмах. Летим на МИ-8 дальше.
Пристально вглядываемся в горизонт. После лесов, болот и петляющих рек появляются туманные силуэты гор.
Через некоторое время под нами распадки ущелий, просматривается кипение волн на быстрой реке. Резко падает видимость, вертолет ныряет под облака. За бортом все ускоряется, мелькают склоны, скалы. Близко к эффекту падения. Заходим на посадку. Под мощным потоком воздуха взлетают листья вперемешку со снегом. Быстро разгружаемся, держим шапки на головах. Прямо над нами поднимается воздушный корабль. Переносим рюкзаки вдоль реки Народы, находим на высоком берегу удобную площадку и разбиваем базовый лагерь. Высота - 600 метров над уровнем моря. Вернее над уровнем сибирских болот. Идет снег с дождем, окружающие горы закрыты туманом. Сооружаем костер. От слякоти прячемся под тентом. Ставим палатки. Обживаемся. Вокруг ягоды - черника, голубика, шишма. Подмороженные последние грибы. Аккуратно их собираем и варим для наших вегетарианцев.

На Аляску. Июнь 2006.
Первый лагерь разбили в аэропорту Шереметьево за какими-то стендами.
Коврики, спальники, все как положено. Сотовые будильники на 05.30. Все на зависть мающейся вокзальной публике. Впереди трансатлантический перелет Москва – Франкфурт на Майне, Денвер – Анкоридж. Двадцать часов летного времени в одну сторону.

Прошли сутки с момента вылета из Москвы. Мы сменили в пунктах пересадок третий самолет, словно лошадей в ямщицких ямах.
Утро. Под крылом - Аляска. Гиперэнергичные попутчики, американцы, всю ночь активно пили свои любимые напитки в железных банках, затем строем ходили в заветную комнату, и… наконец-то, под утро утихли.
Внизу сплошные горы, горы, снега, снега.
С большой высоты горы выглядят как-то скучно. Все одинаковые.
Снижаемся.
Тусклое полярное солнце.
Серый океан, заливы.
Острова.

Урал. Сентябрь 2003.
Недалеко от лагеря находим рожки съеденного оленя.
Разоренную бурундучью нору.
Постоянно натыкаемся на отпечатки лап медведя.
Надеемся, что теперь-то он сыт.
«На ночь закрывайте двери!»
Погода по-прежнему хмурится, но дождь со снегом прекратился.
Завтра нам предстоит подняться на высоту 1100 м , разбить верхний лагерь под г. Народной.
Есть среди нас рыбаки – сходили, забросили в озеро сетку на хариуса. Раз. Два. Хрустим малосолом…
Доктор побегал с ружьем по окрестностям – принес несколько тушированных рябчиков. Раз, два. Едим охотничий суп – шулюм…

Чендер
Над нами гора Малый Чендер. Иду вверх.
Крутой каровый склон. Большинство горных пород разрушено временем. Выдержали самые прочные. Уцелевшие скалы серо-молочного цвета. Известняк в близкой стадии к мрамору. Этими глыбами- монолитами и сложены вершинные башни.
Сверкает на солнце множество выходов кварца.
Слева по ходу, на гребне, оригинальные останцы. Причудливый парад гигантских животных движущихся к вершине. Главный среди них – динозавр высотой в 15 метров .
Одно это место может стать центром притяжения туристов, путешественников…

Аляска. Июнь 2006. Анкоридж.

Анкоридж.
Температура воздуха +12 градусов. Получаем багаж, едем в город. Несмотря на то, что более двух суток кочевали по аэровокзалам и самолетам, остро и живо осматриваем все вокруг.
Аляска!
Наш отель - что-то среднее между студенческим общежитием и альпинистской перевалочной базой. Отправляемся прогуляться по Анкориджу.
В узком заливе Кука, на берегу которого расположился город, пресная вода, принесенная с гор. Заросшие, заболоченные берега. Реального морского пейзажа в Анкоридже нет. Жаль. Хотелось вдохнуть морской стихии.
Идем дальше. Узкие улицы, компактная северная планировка. Как ни странно, мало автотранспорта. Повстречали небольшую группу аборигенов. Деловитые ребята, с помятыми лицами, ищут в центре города удачу.
Анкоридж - типичный северный город. Степенный, размеренный. Всего несколько высотных зданий в центре. На всем остальном лежит отпечаток простоты и самодостаточности.
Утром идем в супермаркет за продуктами. Весна здесь только-только началась. Яркая зелень, все цветет. Выходим на берег. Кружатся чайки, на воде оттягиваются упитанные как бы дикие утки.
Полюбовались на типичный американский быт: аккуратные домики, коттеджи, отсутствие заборов, стриженые лужайки, флаги USA почти над каждым крыльцом.
В супермаркете, долго ли, коротко, набили две тележки продуктов, через продавца вызвали такси и отбыли в апартаменты. В такси тикает счетчик, переводя мили в центы.
В 16.00 загрузились в микроавтобус и поехали в поселок Талкитна. Это 110 миль .
Мили, фунты, фаренгейты, центы...
От Анкориджа до Талкитны нас сопровождает дождь. Ничего не видно вокруг. Некоторое время завороженно следим за щетками на лобовом стекле. Дальше, без сожалений, спим всю дорогу.

Талкитна. Устроились в гостевом доме компании «T alkitna – Air - Taxi ». Сходили в офис, зарегистрировались.
«А русские здесь есть?» - спросил Иван. «Есть. Где-то тут».
Ага! Вот изящный маэстро, вяжет узлы и прямо здесь, на СУРОВОЙ земле, проводит учебные занятия с «чайниками»
«Здравствуйте!»
«Здравствуйте» .
«О-о-о!»
Так, вдали от Родины, встретились два петербуржца! Дмитрий Сидоров и Иван Мошников.
Договорились: - «если что, увидимся в Анкоридже!»

Потёмкинская деревня - Талкитна

На дверях гостевого дома «T alkitna – Air - Taxi »., надпись примерного содержания:

«Не оставляйте на улице продукты питания!
Медведь все съест!
На ночь закрывайте двери!»

В целом, Талкитна – деревня, разбалованная вниманием туристов и альпинистов.
На обратном пути был свободный день, и мы специально задержались в Талкитне. Посидели в альпинистском кафе « West Rib », побродили по окрестностям, по протокам реки Сеситны. Доктор традиционно занырнул в главный фарватер. Посетили музей альпинизма. В конце концов, прикипели сердцем к этому уголку.
Хорошая деревня Талкитна!

Урал. Сентябрь 2003.
Приполярная пурга. У тром уходим наверх. Шесть человек. Остальные четверо планируют выйти позже, в зависимости от самочувствия заболевшего товарища.
Продираемся сквозь заросли резеды - карликовой березки. Пытаемся лавировать среди ее лабиринтов.
В результате лезем напролом.
Некоторые поляны покрыты ковром из ягод. Привал. Питаемся.
Особенность движения по Уральским горам можно выразить одним, практически ругательным словом – курумники! Завалы. Бескрайние поля средних и крупных камней.
Если есть между камнями ровное на вид место – не торопись на него наступать! Болотная ловушка!
Вот прошли последнее деревце.
Впереди каменистая пустыня.
Полетели белые “мухи”.
На склонах прошлогодние снежники.
Зима!

Приполярный пейзаж.
Постепенно ветер усиливается, попадаем в пургу. Группа растягивается. Дело уже к вечеру, до предполагаемого места стоянки у озера еще около часа пути. Находим единственный в своем роде камень - 3 метра высотой и 7-8 длиной. Прячемся за него от ветра. Бросаем рюкзаки. Надеваем пуховые куртки. Понимаем, что вряд ли сможем найти более удобное укрытие от ветра в районе озера.
Ставим палатки под камнем.
Андрей Маслениковский, поевши мороженого сыра, от ритма метели пускается в танец орла.
А в это время…
Вторая группа вышла наверх после 15.00 и была застигнута штормом. Пытаясь как-то сократить путь, а вернее поискать приключений на одно место, они двинулись вверх другим ущельем. Вдоль реки Народы. Мы об этом не знали и вообще посчитали, что вторая группа в такую погоду из базового лагеря не выйдет. Назревала ситуация, при которой мы не сможем найти друг друга…

Аляска. Июнь 2006.
Талкитна.
Утро. Тепло и сыро. Ночью был дождь. Значит в горах чача.
Идем на регистрацию в офис национального парка.
Рейнджеры - боги Денали! Соответственно выглядят, и соответственно себя ведут. Строги, но великодушны.
В центре офиса, на камине, ледовый инструмент Артура Тестова.
Получаем часовой инструктаж. Узнаем, где и какие опасности нас подстерегают на маршруте. Смотрим слайды, в том числе с обмороженным русским альпинистом. Нам дали гарантию оказания помощи в чрезвычайных ситуациях, а также пакеты под мусор. В итоге, рейнджер вручает нам пермит и два легко-носимых зеленых туалета класса «земля - земля»!
Тут же оплатили бензин для горелок. Его получим на леднике.

Сидим на аэродроме Талкитны час, два… Нам говорят: «В горах непогода, ждите…»
Ждем.
«Ну почему аборигены съели Кука?»
Здесь, на Аляске, прославились два Кука.
Первый Кук бороздил океаны, обменивался картами арктических широт с русскими мореплавателями. Его именем назван залив в Анкоридже. Затем он имел неосторожность заплыть на ужин к туземцам.
Второй Кук - покоритель северного полюса и Мак-Кинли. Судьба и коварные злопыхатели поставили его достижения под сомнение. «Он был первовосходителем!» - утверждает после июньского восхождения по пути первопроходцев Олег Банарь. \ Олег! Привет тебе! \
Иван уселся в центре площадки ожидания, на стульчик-раскладушку и довольно быстро собрал вокруг себя среднепожилую американскую публику из числа туристов миллионеров, ожидающих вылета.
Травит им русские сказки.
Видим: а туристы- то понемногу летают! Мы, прямо на крыльце офиса, ставим газовую горелку, кастрюльку, и начинаем варить рис.
Мол, никуда отсюда не сдвинемся, пока не улетим…Советский приёмчик.

Извозчик Аляски.
И вот! Одномоторный моноплан подан.
Загружаем рюкзаки, продукты, снегоступы. Уселись. Надеваем на головы переговорные гарнитуры. Легкий мандраж все-таки присутствует. Эх-ма! Где мой парашют!?
Летим!
Все оказалось просто.
Окрашенный металлический штурвал.
Педали под ногами.
На лобовом стекле – кузнечики всмятку.
Внизу проплывают реки, озера, тайга. Впереди горы.
Погода в горах – летать нельзя, но если очень хочется – то можно!
Эшелоны облачности поперек.
Мы ищем в них дорогу.
Влетаем в горы. Впереди стена, кажется, еще пара секунд и все!
Нет!
Это, оказывается, у нас такой коридор полета. Понятно – правостороннее движение. С ледника ведь могут быть встречные. Валимся на левое крыло, облетаем гору. Валимся на правое крыло. В щель двери дует бодрый ветерок! Долго ли , коротко, летим 40 минут.
Вдали, на леднике Кахилтна черные точки – базовый лагерь, снежный аэродром. Цветные флажки определяют границы посадочной полосы.
Садимся.
Касание!
Взревел мотор!
Лихо разворачиваемся и тормозим у палатки рейнджера.
Разгружаемся.
Ставим палатки.
Чтобы убедить себя, что это все-таки Аляска, ищу в запасниках памяти какой-нибудь подкрепляющий материал. Но всплывает только один образ - с глобуса. Остренькая такая Аляска, напротив Чукотки.
«Как на Иныльчеке» , - вероятно, о том же говорит Доктор.
Мы рядом с горой Хантер. Напротив – Форакер – гора монстр! Навис над ледником на три километра!
Форакер звучит как ОН, хотя по-местному названию – это ОНА.

Хантер.

Форакер.
Султана.
Естественно, подруга Денали.
И есть легенда.
Конечно трагическая.
Любовь. Окаменели. Оледенели и т. д.
Роль Хантера в этой истории для меня неизвестна. Надо спросить Олега Банаря.
Вообще, вокруг мало вершин, у которых на макушке не стоял бы серак!
Это север, друзья мои!
Мак-Кинли пока не видим. В том направлении, где расположена гора, все затянуто облаками. От снежного аэродрома до штурмового лагеря 19 миль , что по-нашему более 30 километров .
Обнаруживаем в базовом лагере коллег из Киева!
Это хорошо! Будет хоть к кому сходить за солью!
«А ну-ка быстренько рассчитались за газ!» - крикнул им вместо приветствия Ваня! «Ха-ха-ха!». - «Хотите, хлопцы, анекдот про …..ко!?» … «Ха-ха!»

Урал. Сентябрь 2003 г .

На восхождение.
Утро не принесло улучшения погоды. Пурга. Метет. Температура упала до -15С. Из-за угла камня, за которым мы приютились, постепенно выполз сугроб снега в два метра высотой.
На камне строим большую пирамиду - тур. Надеемся, что вторая группа ну никак не пройдет мимо ярких палаток, камня и тура. Дежурные, приготовив поесть, тут же ныряют в спальники.
Вынужденная дневка.
Палатки рядом.
Точим лясы, перекрикивая ветер.
А в это время…
Вторая группа, поднявшись по другому ущелью, бродила в белой мгле выше нас по бескрайнему плато под массивом Народной.
Четыре квадратных километра курумника.
На каждого.
Это север, друзья мои!
Пилигримы пробивались к намеченному месту встречи - к озеру.
У которого нас нет.
Какая-то «внутренняя сила» толкнула нашего Доктора пойти прогуляться в метель на плато и случайно или не случайно, но он увидел четыре едва заметные фигурки. Про себя подумал: “ Неужели есть еще чудики вроде нас!” И тут же буквально полетел вприпрыжку к ним навстречу - “ Да ведь это наши!”

Аляска. Июнь 2006. Бурлаки.

Остановка.
Запрягли утром себя в санки. Для нас это впервой. Началась коррида. Санки бьют сзади или уносятся в сторону! Через раз переворачиваются! Эх-ма! Еще и двигаться пришлось мимо украинцев! Те не упустили случая подсыпать в ситуацию перца. «Так вы що-о? Хлопцы? Пишлы на гору?»

«Да, вместо шелка домашних уз,
Сплетающих дни за днями,
Я выбрал ветер сквозной, да груз –
Упряжку саней за плечами…»

Нельсон

Перед трещинами связываемся двойками, и на затяжном подъеме проблем с санками нет. До первого лагеря шли 6 часов.
Время - еще не вечер.
Солнце пронзает все насквозь!
Пожгли глаза.
В небе все жужжит. Доблестная малая авиация Аляски за 500 у. е. с носа, готова укатать любого. Вокруг гор жужжат маленькие самолетики категории ВС. Выше Мак-Кинли жужжат самолеты класса Е.
Некоторые мои коллеги прячутся от солнца в палатках и… по неосторожности засыпают. Ведь мы еще не привыкли к новому суточному режиму, где все наоборот – день - это ночь, а ночь - это день. Вдобавок еще белые ночи.
Только Иван бодрствует и занят ремонтом топливной горелки. Предлагает разобрать мою горелку, чтобы методом сравнительного анализа выявить неисправность. Я предлагаю, пользуясь богатым русским языком, оставить хотя бы одну горелку в живых! Ваня в очередной раз разбирает и собирает свою горелку черными от сажи руками.
Ремкомплект разбросан по всей площади нашего лагеря.
«Я спать до местной ночи не буду!» - прикрикнул он на усыпляющую атмосферу.

«У них день - это то, что является годом».

Авеста.

Прошло энное количество времени…
Постепенно наш лагерь начинает пропитываться бензином. Я взял и потряс Ванину горелку. Нет характерного бряканья иглы! Вывернул жиклер – потряс горелкой на ладонь – нет иглы!
«Ваня, где игла?»
«Не было!»
«Как не было, если утром горелка работала?!»
«Не было…»
Так незаметно, в делах и хлопотах прошла вторая половина первого рабочего дня.

Бодрость духа.
Подъем в шесть утра проходит очень четко!
Ха!
Ведь по-нашему шесть вечера!
Итак!
Морозное утро!
Чистое небо!
Упряжка альпинистов мчится по леднику!
Бодрость духа в красном секторе!
Подозреваем, что часть бодрости вносит горняшка.
Спускаемся в понижение, справа открывается массив Мак-Кинли.
Наконец-то мы видим почти всю гору!
Но до горы еще далеко. Поэтому вид хоть и внушительный, но мелкий.
Набираем высоту. Санки послушно тащатся позади.
Все постоянно ловчат.
Меняют способ и точку сцепки с санками. То за карабинные петли на беседке сзади, то впереди, через основной карабин. А буржуины идут себе на жесткой сцепке. У них легкие пластиковые оглобли для санок! Век живи - век учись!
Подходим к сглаженному ветром и временем остатку снежного убежища.
Второй лагерь.
Зарываемся в снег метра на три! Иван шлифует лопаткой ступени. В этом месте, на поле ледника, группы встают, кто где. Врассыпную.
Места валом!
Рядом гуляют облака.
Накрывают нас.
Ничего не видно.
Полная тишина.

«И злые холода,
Как изумруд, на нас плывут
Кругом громады льда.
Меж снежных трещин иногда
Угрюмый свет блеснет
Ни человека, ни зверей,—
Повсюду только лед...»

Александр БЛОК

272.
На следующий день забираемся на 3300 м .
Третий лагерь.
Справа - висячий ледник, слева крутой снежно-ледовый склон с открытым бергшрундом. Прямо над лагерем перемычка в гребне, в снегопады реально угрожающая сходом лавин. Среди этого перекрестия, есть площадка. На ней и располагаются палатки лагеря №3.
Тесно.
Выше безопасней.
Но все открыто.
Сдует.
В снег закапываем вторую заброску. Первая, с эликсиром для горла, - на аэродроме. Здесь оставляем все санки-ледянки, немного продуктов. Место заброски маркируем вешкой со стикером « SURGUT - 272». Это наш пермит №272. Счастливый, кстати, номер.
На завтра планируем заброску в 4 лагерь (4200м) и возвращение на 3300. Акклиматизация называется.

Заброска.

Мак-Кинли.
С четвертого дня работаем выше основной облачности. Поверх видны только три вершины: Мак-Кинли (Денали), Форакер (Султана) и Хантер. Там, внизу, как бы своя жизнь, а у нас своя.
С заброской проходим одно из ключевых мест (по версии бывалых), так называемый Ветреный Угол.
С опаской заглядываем за угол.
Ветра сегодня нет.
Прямо по курсу – полный хаос трещин и мостов.
Поэтому путь уходит от разломов влево, вверх и траверсирует склон. В верхней точке отдыхаем. Справа и слева под нас ныряют огромные трещины. Неуютно. Уходим.

Мак-Кинли сити 4200.
Заносим заброску в 4 лагерь «Мак-Кинли-Сити».
Он расположен на большой ледовой площадке-мульде, прямо под центральным взлетом горы. Отсюда можно проследить путь подъема в штурмовой лагерь 5200м В Сити выделяется мощная палатка рейнджеров. В ней оборудован пункт оказания медицинской помощи. Есть связь с Талкитной. Здесь знают прогноз погоды.
Тропинки в снегу, словно на хуторе близ Диканьки , связывают расположенные вокруг 20-30 палаток.
Зарываем заброску.
Вниз!
На ночевку в третий лагерь.
Акклиматизация.

Мак-Кинли - Сити.

Доктор и ветренный угол.
На следующий день все свое несем с собой. Второе прохождение Ветреного угла. Опять все проходит нормально.
Позже, на спуске после восхождения, Ветреный Угол взял свое. Побил нас ветром, повалял в сугробах. Пару раз чуть не ушли с маршрута…
Сегодня идем тяжко. Накопилась усталость, да и высота уже существенная. Поселяемся на краю лагеря «Мак-Кинли – Сити». Наши соседи - японцы. Их группа идет вверх чинить автоматическую метеостанцию, расположенную на высоте примерно 5800 м . Техномания. Кому же еще на Аляске чинить станцию?
Отлично!
Все идет по графику.
Завтра первый и заслуженный день отдыха.
А где украинцы? Внизу, на 3900 м . Наверное, делают очередную заброску сала. Вероятно, завтра поднимутся.
День заслуженного отдыха.
День отдыха начинается с субботника!
Легкий каторжный труд на фирновых полях. Иван рапортует в видеокамеру:
1 - разрабатывается ровная поверхность,
2 - снежной пилой, взятой за двадцать у.е. на прокат, выпиливаются аккуратные,фирновые кирпичи,
3 - существующая стенка рихтуется лопатами (у нас их две),
4 - новые кирпичи укладываются сверху.
Результат субботника:
- Добыто около тонны фирна.
- Высота стены с юга – до 2-х метров.
- Внутри «двора» из фирновых плит сооружен «импортный» стол-камин-холодильник.
Теперь внутри наша территория.
Вышел за пределы – Аляска, зашел внутрь - моё!
Курятся облака, сыплется мелкий снег. На север от нас – путь подъема на узкую седловину. В кулуаре черные точки – альпинисты. Кто вверх, а кто вниз. Всё дышит и движется.
Вот вниз идут веселые альпинисты – сходили на гору.
А вот кислые лица - за четыре-пять дней нахождения в верхнем лагере 5200, так и не совершили восхождение.
Из-за непогоды.
Так или иначе, по статистике, каждый второй на Мак-Кинли терпит поражение…

Урал. Сентябрь 2003 г .

Гора.
Морозное утро. Чистое небо. Прямо напротив нас возвышается пик Карпинского, вторая по высоте вершина Урала. На заднем плане, из-за борта плато, светится макушка Народной. Полтора суток мы уже здесь, а еще ничего не видели вокруг.
Движемся наверх, на плато, разгоняя палочкой непуганых куропаток словно кур.
Вдруг наверху, на плато, послышался возглас.
- “Я такой красоты еще не видел!” - искренне сообщает ветеран альпинизма Сургута Олареску Василий Васильевич. “ Был на Кавказе, на Памире, но чтобы здесь и так!”
Горы пудрились снегом к нашему приходу два дня. И результат превзошел все ожидания!
Плато поглощает наши фигурки и растворяет их на четырех квадратных километрах.
На каждого!
Справа озеро. Ветер не дал воде замерзнуть. Береговые камни в ледяных корках- обертках.
На вершину с запада лезет облачность. На склоне горы ветер переходит до сильного. Обходим скалы по ходу слева, выходим на крутой склон. Решаем по косой пробиваться вначале на гребень, и уже по нему двигаться к вершине. На склоне оказалось лавиноопасно. Перестаем его подрезать, поднимаемся на гребень прямо в лоб.
Несколько мгновений успеваем взглянуть на Европу. Тут же все накрывает облачность. Белым - бело.
Небо, гора, снег - все слилось в одно.
Ничего не видно.
Народ на Народной растянулся. Бредет в тумане по следам сам по себе.
Мы с Доктором шаг за шагом интуитивно движемся к вершине.
Все.
Из тумана выныривает вершинный комплекс народного творчества.
По разнообразию превосходит металлокомплекс на Восточном Эльбрусе.
Триангулятор. Памятники.
Среди них фирменная стела с глобусом из нержавейки.
Все высокохудожественно залеплено снегом.
Природа мать!

Аляска. Июнь 2006. Выход на 5200 м .
Груз заброски несут Иван и Доктор. Рано не стали выходить. Утром путь находится в тени, а температура ночью падает до -20С.
Семь веревок проходим по перилам, выходим на гребень. Скалы вносят разнообразие после долгого движения по ледникам. Есть пара коротких участков, где еще провешены перила. Проходим последние метры, переваливаем ледовый склон. И вот уже видны палатки штурмового лагеря 5200 м .
Мы у цели!
Первая связка уже закопала заброску и ждет нас, чтобы отметить это событие парой глотков чая! Уходим вниз, на 4200 м .
Утро.
Второй день отдыха и акклиматизации перед восхождением. Дежурный по кухне скрипит за палатками снегом и побрякивает посудой в камине-холодильнике. Периодически по «Мак-Кинли-Сити» ходят коробейники и предлагают «сбросить» продукты и топливо. Чтобы не тащить лишнего вниз.
С литр бензина мы влили прямо в горелку. На всякий пожарный. Все это время готовим на этом бензине. Типа «калоша».
Для верхнего лагеря у нас есть еще газ и две газовые горелки.
Серьезно подготовлены. Нет только дров!
Изучаем опыт соседей.
У некоторых экспедиций в составе снаряжения есть легкие зонтичные тенты. Выкапывается кают-яма со столом-столбом по центру, в стол втыкается стойка, поддерживающая зонтик - «тюбетейку». Получается бунгало типа «Шапито». Завтрак плавно переходит в обед. Солнца до обеда много, и все снаряжение, обувь и вкладыши разложены на просушку. Доктор погрохатывает в голом пластике, остальные ходят на «босу ногу» в бахилах.
Идем с Иваном к рейнджерской палатке, узнать про погоду.
Прочитав прогноз на три дня, замерли: на дни нашего восхождения, нам обещают целых два дня отличной погоды!
К нам на помощь мчится фронт высокого давления!

5200. всё в рафинаде.

Заправлены планшеты, космические карты.!

Воронка лагеря 2.

Все было хорошо, пока мы не вылезли на следующий день, на скальный гребень на 5000 м . Нас зажали два фронта! В реальности это выглядело так. Мы идем по скальному гребню. А прямо через нас фронты передувают тонны снега! Эффект аэродинамической трубы. И как-то так получилось, что мы одни в этот день выдвинулись наверх. Скорее всего, часть альпинистов из других групп просто повернула назад. А у нас заднего хода нет! Идем, наклонивголову набок, терпимо…

«О Север! Чертог ледяных ветров,
Твердыня для тех, кто тверд!
Вернется достойный твоих даров,
Чей посох в пути истерт…»

А.Блок

Свободных обустроенных стоянок на 5200 не оказалось. Ставимся почти на открытом месте. По-прежнему сильнейшая метель. Себя я видеть не мог, но обратил внимание на Доктора.
Его лицо залепило микстом из снега и льда.
Вылитый дед Аля Санта Мороз!
Суров, чертовски деловит!
Я притулил свою палатку к чужому снежному забору боковой стороной. Вторую сторону завалил по юбке снежными кирпичами. Прикинул…
И завалил еще и один из двух тамбуров. Полуиглу получилась.
Забрасываемся внутрь.
Желания и сил зажечь горелку и чего-нибудь приготовить, уже нет.
Ветер пытается рвать палатку. А ухватиться- то ему особо не за что!
Наш Доктор на то и Доктор с большой буквы! Принес термос чая!
Чувствуется высота, «колбасит».
В урывках сна поглядываю на боковую стенку, слежу, до коих пор нас засыпает.
Нет худа без добра!
Сильный ветер. Он бросит лопату снега и тут же выдувает его дальше!
Аэродинамическая труба.

Урал. Сентябрь 2003 г . Восхождение на пик Карпинского,

пик Карпинского.
Высунувшись утром из палаток, ничего не увидели. Туман, видимость 3 метра . Потеплело. Сыро. Все вокруг покрывается конденсатом. Чуть дунет ветер сверху - образуется ледяная корка. На восхождение вышли вчетвером. Остальные не верят в погоду.
Мы бредем наугад, по направлению туда, где вчера видели пик Карпинского.
Пройдя вверх, по высоте всего метров 100, мы вышли в другой мир!
Яркое солнце!
Темно-синее небо!
Белый искрящийся снег, теплый по-весеннему ветер!
Космос и белые горы!
Это север, друзья мои!
А наши други сидят там, внизу, и кашляют в мокром тумане.
Не спеша, движемся вверх. Уже видны все вершины европейской части Приполярного Урала. Сабля, Манарага, Колокольня и другие.
Еле вместившись на скалах южной вершины пика Карпинского, кричим:
– Ура Сибири, привет Европе!
Метров 500 идем по футбольному полю к главной вершине! Гигантомания.
А вот и Карпинский.
Металлический барельеф.
Реальный геологический молоток…
Все!
Домой!

Мираж Эльбруса.

Аляска. Июнь 2006.
5200 м . «Выходи строиться!» - шумит снаружи Иван. «Собираемся на выход! На акклиматизацию!»
Погода налаживается.
Связались, надели кошки и налегке двинули в сторону перевала Денали. Подъем занял два с половиной часа.
Снежно-ледовый склон проходится косым траверсом, с одновременной страховкой через снежные якоря.
Заглянули за перевал, просмотрели, на сколько это возможно, дальнейший путь подъема. Дует! Начали спуск на 5200 м .

Наша лунка самая крайняя справа.
Пустая ушли на 5200.
От процедуры подъема-спуска, горняшка отпустила. И погода разведрилась. Расположившись кружком на снежной «полянке», готовим обед, ведем оптимистический художественный треп.
К нам заглядывает на «огонек» польский альпинист с мешком в руках. Он уже сходил на гору.

Людей с мешками мы как бы не очень приветствовали, но… как бы на что-то все-таки надеялись . Ха-ля-ва.

«За поворотом будет возникать новый поворот!» - рассказывает человек с мешком.
Наше внимание постоянно перескакивает то на оратора, то на мешок.
«Расстояния реально больше, чем кажутся отсюда. Будьте готовы. Кроме того, перед самой вершиной вас будет ждать сюрприз!»
Он «подарил» нам мешок продуктов и был таков!

ВЕРШИНА.
Позади перевал Денали. В одну сторону - наклонные ледовые поля, в другую- сбросы на южную стену. Прямо по ходу, ложная вершина. Подчиняясь масштабам и высоте, движемся размеренно. Впервые взгляду открывается северная вершина Мак-Кинли. Ветер выбрасывает с юга обрывки облаков, которые тут же закручивает обратно холодный фронт. Слева видно все до горизонта, справа ничего.
Прох одим очере дной взлет.
Выходим на «футбольное поле».
Гигантомания.
Здесь уже хороший мороз.
И не очень- то хочется останавливаться.
Кто-то оставляет посредине поля рюкзаки.
Пора бы увидеть ве рш и н у !
А ее все нет!
Поднимаемся на седловину.
Перед нами кривой снежно-ледовый гребень с карнизами.
Гребень уходит и…
Теряется в облаке, которое все-таки вылезло и полностью, по линии, закрыло вершину.
«Падаем» на седловине, устраиваем перекус. Очередной раз разглядываем одну и ту же доступную взгляду картину - северную вершину.
Наблюдаем.
Может, раздует?
Но облако лишь слегка перекатывается через гребень, то показывая, то скрывая дальнейший путь.
Встаем, идем, балансируя, словно на канате.
Моментами впереди просто ничего не видно.
Останавливаемся.
Идем дальше…
Иван уже находился на вершине,
Виктория остановилась, наблюдая и пытаясь понять поведение Ивана.
- «Что там? Все? Ура?»
Доктор покачивался в районе карниза, во всю работал альпинистской техникой и ботинками « Scarpa » 13-го размера,
А я, ваш покорный слуга, в тумане, в полном неведении, с видеокамерой на перевес, всего в каких то 20 метрах от вершины, был еще в той, нашей экспедиции, которая все еще идет и идет на Мак-Кинли!

Генеральному партнёру - Ура!

Вот так, за веревочку, мы и втянули друг друга на туманную и от этого таинственную вершину.
«Ровно четыре года и восемь часов шли мы к этой цели!» - восклицает Доктор.
Стоим своей малой да удалой группой, ничегошеньки не видим вокруг далее трех метров.
Иван Мошников.
Виктория Груздева.
Владимир Калашников.
Константин Груздев.
Разворачиваем поочередно флаги Сургута и партнеров экспедиции!
Ура!
Прохожу прямо и чуть ниже фирнового надува, вижу знак вершины. Из-под снега выглядывает металлическая

В Талкитну с победой.
капсула с оранжевой пробкой. Остатки вымпелов.
Рядом деревянный православный крест!
Он тщательно привязан репшнуром к снежному якорю.
Друзья тянут меня за веревку вниз.
«Ну, чего ты там!»
«Сейчас!»
Оп! Фото на память!

Все!

Домой!

Благодарность и признательность за оказанную помощь и поддержку:

Главе города Сургута Сидорову А.Л., Президенту фонда «60 параллель» Черняку Я.С., Страховому обществу «Сургутнефтегаз», ОАО «Сургуттел», Коммерческому банку «Сургутнефтегазбанк», газете «Сургутская трибуна», Телекомпании «СургутИнформТВ», Авиакомпании « KOLAVIA », Магазину «Триал-Спорт-Сургут»
Дмитрию Сидорову, г. Анкоридж.
Анатолию Мошникову, г. Санкт-Петербург.
Отдельное спасибо за компанию на маршруте хлопцам из Украины.