Горы мира > Памир >

Автор: Иван Ярмощук, Чебоксары

День рождения на высоте 6000 метров

"Поднялся на вершину, посидел минут 15. Сижу и понимаю, что мне просто плохо. Никаких эмоций, нет ощущения красоты или восторгов. Остатками разума понимаешь, что надо возвращаться. И только внизу, глядя на вершину, осознаешь: Я ТАМ БЫЛ".

Иван Ярмощук (турклуб ЧГПУ "Надежда") поднялся на пик Ленина и отметил на Памире свое 22-летие.

– Любое путешествие начинается с первого шага из дома. А этому шагу предшествовало зимнее восхождение на Эльбрус, которое не удалось из-за непогоды. Тогда в разговорах с ребятами проскальзывало: Памир… Списались по Интернету (www.mountain.ru), собралась команда – парни и девушки из Керчи, Краснодара, Владивостока.

На "семитысячнике" все впервые. Удовольствие это дорогое: все восхождение (в горах мы были месяц) обошлось мне в 500 долларов. Встретились в самарском поезде, до базового лагеря добрались на КамАЗе – и началась работа, работа… Перед тобой стена в три километра, на которую надо поднять палатки, теплые вещи, еду. До самого пика Ленина (7134 м) мы проходили акклиматизацию в трех лагерях, по гималайской тактике: поднялся на 5300 м, хлебнул разреженного воздуха – вернулся ночевать в палатку на 4400.

Нам с Ильдаром Мардановым из Керчи пришлось снимать из последнего лагеря экстремала-москвича: за пять дней поднялся на 6 тысяч, не спускаясь вниз, глотал таблетки от давления, а ночью срубило напрочь. Ноги парализовало, встать не мог – хотел подняться на такую высоту "альпийским стилем". Мы его тащили на плечах шесть с половиной часов. На следующий день подобрали польскую девушку Катаржину, попросилась с нами вниз – получилась такая "инвалидная" связка.

По статистике, до вершины доходит один человек из десяти. Трое из нашей группы не поднялись. Это испытание не столько на силу, сколько на выносливость. В день моего рождения мы с Ильдаром первый раз поднялись на 6 тысяч: это уже стратосфера, есть не можешь, даже шоколад не лезет. Спиртное на такой высоте – верная смерть. Поднял с собой безалкогольный алтайский бальзам, настоянный на травах, сделали по глоточку, отметили.

Перед походом на вершину собрались высиживать погоду в палатке 2-3 дня, а она – раз! – и открыла нам окошко. Приняли ударную дозу витаминов и в половине седьмого утра, как только солнце взошло, двинулись. Ветер сдувает в Таджикистан, одет был теплее, чем дома зимой – маска на лицо, горнолыжные очки, капюшон, штанов куча, перчатки, рукавицы до локтя… Мороз и солнце: с одной стороны щеку может отморозить, с другой – ультрафиолетом припечь.

Три с половиной километра до вершины шли 10 часов. От недостатка кислорода хочется спать, вырубает на ходу. Все в тебе говорит: хочешь жить – иди вниз! И все равно идешь наверх. На каком стремлении – самому непонятно.

Вершина – плато с обрывом, стоит воткнутый тур: "Пик Ленина". Когда-то сюда поднимали бюст вождя, киевляне в этом году бутылку коньяка подняли. А я готов был шнурки снять, чтобы легче идти. Фотоаппарат шею оттягивал как гиря, и снимать ничего не хотелось. Посидел, замерз, пошел назад. Ниже уже начал фотографировать.

Красота, от которой дух захватывает, – это сказки. В горах захватывает дух от их равнодушия: мы тут ползаем по ним, копошимся, а они стоят, лавинами сыпят. И на этом фоне, как на белом листе, четко просвечивается каждый человек – понимаешь, чего он стоит. Восхождение – это не день и не неделя. Спортивный запал проходит, возникает безразличие к мелочам: только ты и твой путь. За тебя его никто не пройдет. И потом, уже внизу, переполняет это ощущение: я это сделал. С этим чувством внутреннего подвига не сравнится никакая удача на земле, в обычной жизни. И за этим хочется подниматься снова, покоряя не вершины, а себя самого.