Вне трассMountain.RU

 

Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU

Горные лыжи

На фоне Эльбруса. Ибрай. Из серии "Боги Терскола"
Владимир Копылов, г. Москва

 Читайте на Mountain.RU:

Наталья Перлова, г. Днепропетровск
Путешествие в Тайлан

"Самый хороший сезон в Таиланде – это декабрь, январь и февраль. У них там зимой прохладно +30 градусов, а летом жарковато +50 и дожди. Так что мы поехали туда в феврале. Единственное, о чём мы очень жалеем, так это о том, что были там только 2 недели, самое дорогое – это, всё-таки, перелёт. У нас получилось замечательное путешествие, отдых и тренировки в удовольствие..."

 

 

 

ЕДЕМ В ГОРЫ
Вячеслав Мирошкин (Мирон), г.Бишкек, Киргизия
Фото: Вячеслава Александрова (Василич)


…И надеясь на верных друзей и горные лыжи…

(Ю.Визбор)

Фото и Хроники Хеликов

Как будто бы и не было года. Ночь – аэропорт и почти что все те же люди. Аэропорт только стал продвинутей и навороченней. Огромная красивая светящаяся вывеска – «Аэропорт МАНАС» впечатляет. Ждем наших австрийских клиентов, которые прилетели без задержек и проволочек. Наши люди узнаются легко и просто – спортивные куртки, чехлы с лыжами и рюкзаки. Загружаемся в автобус и к вертолету. Здесь тоже все хорошо отлажено – здороваемся с пилотами, грузимся и взлетаем в сторону Иссык-Куля. В этом году решили работать по Восточному Терскею. И жить будем на горнолыжке рядом с Караколом (Пржевальск), которую успешно и удачно реконструируют.

Погода отличная, лететь 2 часа и мы как всегда, примкнув к иллюминаторам и вытащив фотоаппараты, снимаем проплывающие пейзажи. Интерес у нас чисто профессиональный – склоны, снег и перспективы на будущее.


ОртоТокойское вдх
Вслед за заснеженным Киргизским хребтом проходим над ущельем Боом и Орто-Токойским водохранилищем. Места здесь совершенно бесснежные и по климатическим меркам – пустыня. Видно только замерзшую реку Чу и покрытое льдом водохранилище. Морозы, однако…


Голубой Исык Куль
Зима в Киргизии в этом году снежная и морозная, хотя непрерывно читаю в Интернете о глобальном потеплении. Огромная и красивая чаша Иссык-Куля, обрамленная заснеженными хребтами. Клиентов впечатляет.


Снегу много
Чем ближе к Караколу, тем больше снега. То Юра, то Василич тычут пальцем в забортный пейзаж и говорят: «Вон склон, вон еще, фотографируй!» Я и фотографирую. Чего, чего – а склонов, пригодных для катания на лыжах, у нас более чем достаточно.


База КашкаСуу под п. Пржвальского
Горы под вертолетом совершенно узнаваемы: я ежегодно здесь хожу пешком с треками. А вот и Каракол, и горнолыжная база «Кашка-Cуу».


Приземление на базе в Караколе
Заходим на расчищенную и приготовленную для вертолета площадку. Нас ждали и быстро разгрузив вертолет, мы размещаемся на базе. Клиенты живут по одному - два человека в современных номерах. Нам же, гидам и вертолетчикам, достается шале, куда мы и стаскиваем все наши лыжно-гидовские заморочки.


Шале, в котором мы жили
Современное шале радует комфортом и теплом, а также радует, что наши вертолетчики не тащат в шале ни заправочные бочки, ни шланги и насосы. Все остается возле вертолета. Администрация базы гарантирует сохранность и неприкосновенность.

После обеда обычная в таких случаях процедура ознакомления клиентов с вертолетом и правилами безопасности. Мы с Олегом (кличка -Слон) путем умелых тактических ходов отмораживаемся от этой процедуры и схватив лыжи бежим на гору, типа "звонить надо, крепления подогнать и вообще…"


Внизу Каракол - напротив Кунгей
Место красивое – Тянь-Шанские ели, прекрасный вид в сторону озера и на Кунгей Ала-Тау.


Именины Ули - 60лет
Вечером за ужином традиционно приветствуем клиентов на нашей Киргизской земле, дарим им сувениры и поздравляем именинника Ули, которому исполнилось 60 лет.


Торт не кончается
Нас с Василичем в отчаяние приводят два огромных торта, которые по нашей просьбе к столу привезли из Каракола Лариса и Игорь Ханины. Мы с Вячеславом Васильевичем худеем. Не едим сладкое и мучное. Но решаем, что торт сегодня не относиться к этой категории, и присоединяемся к Олегу и Юре Константиновичу, которым совершенно начихать на похудение, они смачно уплетают кусок за куском.

Обговорив с турлидером Херманом (Hermann) планы, решаем, что завтра летим кататься по ледникам, т.к. есть вероятность, что погода в ближайшие два дна испортиться. Странно – почему-то Австрийский Интернет говорит то же самое, что Российский и Киргизский. Редкое единодушие для погодных сайтов. Как ни отговаривал Василич австрияков не делать это в первый день, пришлось согласиться – клиенты все-таки. Многие из австрийцев никогда не катались хелискингом по ледникам и для них это крайне интересно – поэтому «клиент всегда прав!» Наевшись торта, расталкивая пузом еловые ветки, идем в шале, готовится к завтрашнему дню. Собираемся чисто номинально т.к. у нас уже давно все собрано.

Достаём из баулов и сумок обвязки, пипсы, аптечки и кучу других необходимых для нашего дела вещей. Достаю носки, купленные мне женой. На подошве надпись «QuikSilver» а на этикетке надпись - «100% пингвиний лух» и нарисован пингвин. АГА, думаю! Пингвиний пух! О Великий Китай! Где же они надолбили столько пингвинов?

Утро, снег, мороз, голубое небо, готовый к взлету вертолет и экипаж, ожидающий на площадке. Что еще надо людям, увлеченным лыжами? Взлет, два десятка минут в воздухе - и мы в районе катания. Приземление – керосиновую бочку и все лишнее из вертолета. Решили поделить группу на две части, так как первая посадка на 4460 м.


Здесь 4460 над морем
Мы с Василичем и половиной клиентов летим в первой группе. Приземляемся на перевале - и щемящее чувство восторга под ложечкой. Я всегда волнуюсь как юный пионер. Любимые и знакомые горы…

«Посади вертолет! Я фотографировать!» - кричит мне Василич. И уходит на лыжах в сторону по широкому перевалу. Клиенты расползаются тоже. Кричим в две глотки: «Stop here! Danger!» Здесь карнизы метров по десять и трещины неизвестных глубин, так что осторожность и осторожность!!! Снизу с грохотом появляется вертолет, который, обдав нас ураганной снежной метелью, приземляется со второй группой.


Видно лавину, по которой мы
делали первый спуск
«Ну что – работаем!» - говорит Василич, поправляет каску и уезжает по склону вниз. Мы с Олегом - замыкающие, и смотрим, как Василич, подъезжая к резкому сбросу ледника, по которому сошла лавина, уверенно и спокойно заезжает на лавину и начинает спуск. Спустившись до безопасного места, говорит в рацию: «Слава, скажи, пусть спускаются по одному». Клиентов купоросит азарт. Австрийский народ рвется в Тянь-Шанские «бескрайние поля целинного фрирайда» (от автора - выражение украдено из местной газеты). Кричу и машу руками - наверно убедительно. Меня слушаются.

Далее все привычно и просто. Бывает, кто-то падает, кто-то сбивается с верного направления. Мы с Олегом помогаем, указываем и заворачиваем. Василич и Юра ездят первыми, или контролируют Вертолет, который работает лифтом, меняя точки посадок.

Австрийцы традиционно катаются все очень хорошо. Группа по возрасту была достаточно разномастной, от 33 до 74 лет. Самые старшие - семья Китл (Kittl), Мария и Роберт, зажигали на широченных Атомиках Фат Бой и Шуга Деди. От 74-х летней бабульки следа в снегу не оставалось совсем , а приезжали они к вертолету в первых рядах.…


Австрийское шоу
Самые же молодые - Геральд, Вернер и Петер - катались агрессивно, спортивно и всегда держались позади своих австрийских товарищей, готовые им оказать поддержку.


Хорошего лыжника видно сразу
Я НИКОГДА в жизни, даже по TV и Видео, не видел такого отточенного и синхронного катания, которое показали эти три парня и Клавдия - легкость, точность и скорость их движений приводила меня в восторг. И я начал бесстыдно ездить за парнями и считывать их технику. Ребята оказались профессиональными лыжными шоу-мэнами и шоу-гёлами…


Тяншанские ледники
Иногда их динамизм и азарт приходилось сдерживать, если ребята лезли на опасные участки склона. Они всегда уважительно и непререкаемо соглашались с нами.

Вообще труд гида хелиски сложен, труден, а иногда просто опасен.

Сложен по причине принятия решений «погода+снег+спуск+вертолёт +время+риск+ деньги» и т.д. – решать такое уравнение надо быстро и верно.

Труден - это тяжелая физическая работа, требующая специальных навыков и физподготовки.

Опасен? Да, Опасность есть всегда, - но её можно контролировать. Опыт и здравая осторожность, отличное знание района и местных условий - вот успех проведения таких программ.


Красавец МТВ
Первая часть слова хели (HELI) -подразумевает вертолет - вещь сложную и, как ни странно, летающую. Как - мне непонятно…Вертолет я люблю (а еще лошадь) - уж очень полезная штука в нашей горной стране.


Лыжи клиентов
Вторая часть слова ски (SKI) - лыжи - проста и понятна, но иногда проще, наверное, вертолетом управлять, чем ими… Лыжи я люблю больше вертолёта (летом, правда, наоборот).

На мне что-то слишком много электроники – век такой что ли: лавинный бипер, спутниковый телефон, сотовых телефонов 2 штуки (TDMA и GSM), радиостанция, цифровой фотоаппарат. Вся эта фигня начинает меня доставать, наверно устал. А как только что-нибудь оставишь в вертолете - тут она и понадобится!


Брошенные во льдах
Скоро будем ездить с компьютерами, провода (или что там) от которых будут присоединяться к лыжам, ботинкам и каскам. А в очках будет, как на мониторе, демонстрироваться наиболее выгодная и безопасная траектория спуска. Если так случится - я с лыжами завяжу.

Отработав по ледникам, перебираемся на северный склон Терскея, покрытый лесами.

Леснушки – внетрассовое катание среди леса – название от горнолыжной детской спортивной школы Каракола. Такого восторга, как от леснушек, я не испытывал никогда. Драйв в двухметровом снегу между тридцатиметровых елок, когда, закладывая очередной вираж, ты не знаешь, что встретится за огибаемой тобой елкой – куст, пень или мчащийся клиент, придает этому виду райда особый шик. Я-то в каске и защите, мне все равно. Выставляю ее вперед (каску) и пробиваю ветки или чье-то тело. Ноги и лыжи – вот главное для рейдера, а голова - это для крутых очков и чтобы «глупо-странно» не выглядеть на фото. (СМ. мультфильм «Ноги, крылья, хвосты»). На приличных скоростях голову или другую часть тела можно легко оставить на пне или кусте.


Лыжный рай - но лавины рядом
Спасают аварийные остановки - это когда выбрасываешь поперек склона лыжи и падаешь плашмя в снег, тормозя всем, чем можешь. Эту технику все освоили легко и быстро. Лучше неэстетично валятся в снегу на склоне, чем красиво лежать на больничной койке.


Узоры в лесу
В один из дней идем после завтрака к вертолёту. Пацан, работник базы, спрашивает у нас: « А вы это, их экскурсоводы, да?» Хмыкаем с Олегом. «Экскурсоводы в музеях», - говорим. «А, проводники!» - догадывается он. «Проводники», - отвечаем, - «в радиоприемниках». У нас на куртках шевроны с гордой надписью «HELISKIING GUIDE». А он нас, таких навернутых, так грубо. Хотя тоже классно звучит – «ЛЫЖНО-ВЕРТЛЕТНЫЙ ЭКСКУРСОВОД» или «ПРОВОДНИК ПО ЛЕСНУШКАМ».

Сидя вечером в шале за кофе, пивом, коньяком перетираем тему техники катания. После демонстрации мне на склоне шоу-меном Геральдом новой техники ведения карвовых лыж, добавляется новое понятие - «качание бедрами» (общение с ним происходило на англо-немецком и русско-жаргонном). Приходим к мысли, что частота качания зависит от радиуса поворота лыж ( и радиуса бёдер). Юра обижается на меня, изрекает затертую истину: «Нет пророка в своем отечестве» и уходит читать детектив. Надо было года два ему впихивать в меня эту технику, чтобы я за 20 минут ее переосмыслил на склоне под началом заезжего австрияка. Константиныч обижается зря - за его школу я ему благодарен.


Вот так качают бедрами в Австрии
Ночью снится нагая жена, почему-то в унтах и охотничьих лыжах, которая говорит: «Славка, ты неправильно качаешь бёдрами, качать надо вот так !» - и показывает… Резко просыпаюсь, вытираю слюни и закатываю губу обратно. Храпит Олег. Гад, испортил освоение техники катания…


Снег - спит вертолет
День не летали, шёл снег. Съездили в Каракол, - посетили церковь, мечеть, магазины. Денег за вахтовку заплатили хорошо, могли за них и на вертолете слетать…

Утром после снегопада ожидаем погоды у моря… В смысле у горы, под которой стоит готовый к взлёту вертолёт…

Сон в руку - КВС (командир воздушного судна) Садык вдруг в унтах…, заглядываю в вертолёт, и где охотничьи лыжи? Ну, райдовские легко сойдут за охотничьи, а вот кто голым кататься будет?.... Погода явно улучшается, но надо ждать, а клиенты ждать не хотят… Мы курим бамбук, клиенты стучат в бубен - проще говоря, они требуют лететь, мы отговариваем… Меня все время прикалывает умение не слушать людей, которым заплатили, теми, кто заплатил. При этом те, кому заплатили - профессионалы и честно хотят отработать деньги!


Обсуждение работы
Василич, да и Юра, настолько опытны в тактике и стратегии хелески, что по воинским меркам имели бы звание генералов армии, а может и генералиссимусов. Так нет, не слушают их –лететь и всё!!! Лес бамбука поредел - мы весь скурили, а стук бубнов переходит в гром.

«Ааааа! Ваши деньги…, часик бы ещё подождать!!!» - Александров в сердцах махнул рукой и дает добро на взлёт.

Летим вдоль хребта, заваленного новым снегом. За бортом -170С – это обещает классный снег. Пока летим, я звоню моему самому главному начальнику – любимой жене: «Ира в13.38 мы взлетели... нет мы сюда, рядом... отработаем, позвоню... Все, целую». Подходим к склону и идем на посадку. Сами внимательно смотрим на тему лавин. Вроде все нормально. Через плечо бортмеханика, сквозь фонарь вертолета, четко видно оставленный нами красный флаг. Флаг два дня назад хотел утащить один из клиентов, на сувенир, что ли, я еле отбил. Не долетев метров 500 до хребта, круто сваливаем вправо. Рваное облако закрыло и флаг и хребет. Баксов 300 вылетело в трубу… (в турбину вертолета).

Перелетаем на «Австрийский Поцелуй» – очень крутой, интересный и небольшой по нашим меркам склон, всего 600 м перепада. Вообще-то он больше 1000 м по высоте, но нижние пологие 500 м сегодня мы не катаемся - время жалко.


Высадка на хребте
Сесть удаётся без приключений. Александров с Юрой исчезают в тумане и брызгах снега с передовой частью клиентов… Свежевыпавший снег делает катание фантастически кайфовым. Мы с Олегом откровенно наглеем. Дубасим по самым крутым участкам и лавинному лотку. Новый Снег очень глубокий, а лавины уже сошли до нас, и страха нет совсем.


Олег торпедирует по склону
Слон поменял лыжи на более широкие, и прет как торпеда - из снежных брызг видно только носки лыж и голову. Австрийцы кричат: «Slava, Oleg! Super! Go! Go!» Мы то конечно Gooo, но работу делаем - снег слушаем, носами и глазами по сторонам водим, и отставших клиентов видим - всё нормально.

Вечером за кофе-коньяком: «Что- то я не помню, чтобы так работали!» Это мыслит вслух Вячеслав Васильевич, потирая продутую шею.

«По 7-8 спусков в день…» - вторит ему Юрий Константинович, натирая Финалгоном поясницу.


Иногда приходится сотни метров
докатыватся до вертолета
Да ещё и по километру превышения каждый, говорят наши ноги, они болят, и мы с Олегом их тоже медициной мажем… Ноги умирают на докатах к вертолёту, по относительно плоской и глубокой целине: чтобы сохранить скорость приходится ехать в задней стойке сотни метров. Потеряешь ход - будешь играть в «сибирских охотников»: толкаться палками и переставлять лыжи - отнимающие время и силы занятие.

«План - то мы перевыполнили, юные друзья мои!» - говорит Василич в обычной своей манере, изучая сводку полётов, что принёс второй пилот, - « уже 32 км по вертикали есть, а ещё завтра спуска 3-4 успеем. Керосину в притык на полдня и до дому!»

Вот и ещё одна программа уже уходит в прошлое… Вертикальных километров накатали 35, снег был прекрасный, погода отличная, лавины нас обошли (или мы их объехали), всё удачно и фартово.


Гиды
«Да, умелым везёт!» - говорит Олег Тураев, когда мы упаковывали вещи и лыжи в вертолёте.

А в Бишкеке тепло, и мы сразу из морозной зимы попадаем в весенний, бесснежный город.

Над долиной высятся бело-голубые горы Тянь-Шаня, и в глазах своих друзей, с которыми я делил хлеб и пот, - Вячеслава Васильевича Александрова, Юрия Константиновича Шевяхова и Олега Тураева я вижу отражение гор, которые мы все так любим.


Все уже у вертолёта
И может среди этих гор, ледников и снега, надеясь на верных друзей и горные лыжи, мы и познаем себя и окружающий нас прекрасный мир!

PS. Пока я писал статью, приходили письма с благодарностью, и заявки на следующий год!
Куда народ так торопится?
Торопиться в Азии надо не спеша!

Будет снег - будет и пища…для лыж!!!


Шоу продолжается

Щас как поедем...

Вот и мчимся

Александров зажигает...
забыв палки в вертолёте

Мы с Олегом - заключительные

А чашечка Lipton на ланч хороша..

Брошенные в снегах

Лыжи за борт!

Улетай, красивый, улетай!

Обедать надо - а они летают здесь..

По гребням и лесам

Рядом с лавиной

Ночная база

Пока ждем погоды - раскатываем
новый снег по трассе

Спуск в облака

Прямо вниз - по лавине

Пух однако

Эх! нет слов!

Ёлки и лыжные палки

Вперед в Леснушки!!!

Обои для рабочего стола...

С вертолета кажется не очень круто

Наш верный фотоапарат СОНЯ

Вся команда хелески 27.02.05г

И вертолётчикам УРА!!!

Это завершительный СПУСК! -
но не последний!!!!!


Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия горными лыжами, сноубордом, альпинизмом, скалолазанием и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2014 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100