Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Автор: Максим Пеганов, г. Екатеринбург

Героическая Корея

Отчет о горном маршруте пятой категории сложности по Центральному Алтаю
21 июля - 18 августа 2006 г.

1. СПРАВОЧНЫЕ ДАННЫЕ О МАРШРУТЕ

Район: Катунский хребет Центрального Алтая

Маршрут: п. Тюнгур – пер. Кузуяк (н/к, 1510) – р. Аккем – пер. Делоне (2Б, 3400) – пер. Высоцкого (3А, 3670) – в. Героическая Корея (3900) (траверс 3А) – пер. Тронова (3А, 3800) – лед. Менсу – пер. Берельская перемычка (3А, 4050) – пер. ТКТ (3А, 4115) – Центральное плато – в. Белуха Восточная (4506, 2Б) (через пер. Белухинский, рад.) – в. Белуха Западная (пер. Любимых жён (2А, 4370)) – Западное плато – в. Корона Алтая (4167, 2Б) – пер. 20-летия Октября (3А, 4167) – лед. Мюшту-Айры – р. Кучерла – п. Тюнгур

 

Протяженность маршрута: 161 км

Продолжительность мероприятия на активной части маршрута: 23 дня

Время проведения мероприятия: с 21 июля по 18 августа 2006 г.

Вид туризма: горный

Категория сложности: пятая

Маршрут рассмотрен: зональной МКК ТСС Свердловской области
(166-00-56665555)
Маршрутная книжка: № 54/06

 

2. СОСТАВ КОМАНДЫ (фото 9, 25, 35, 37, 38)

 

Таблица 1.

Ф. И. О.

Год

рождения

Обязанности

Спортивная

квалификация

1.

Талапин

Евгений Васильевич

1952

руководитель

КМС

 

2.

Голубин

Владимир Анатольевич

1968

завхоз

МС

 

3.

Трамтаев

Денис Андреевич

1975

отв. за фин. дела

МС

4.

Пеганов

Максим Сергеевич

1981

фотограф

КМС

 

5.

Бутырин

Александр Борисович

1961

отв. за снаряжение

МС

 

3. СВЕДЕНИЯ О РАЙОНЕ

 

Катунский хребет, самый высокий из хребтов Алтая, получил свое название по р. Катунь, берущей свое начало с его южных склонов. Катунь как бы охватывает хребет с юга, запада и севера. Восточной границей хребта служит приток Катуни - Аргут. Хребет протянулся с запада на восток более чем на 150 км при ширине до 60 км и на всем протяжении не снижается ниже 2600 м, достигая высоты 4506 м в массиве Белухи. В Катунском хребте выражено три узла оледенения: Западно-Катунский, массив Белухи и Восточно-Катунский. Сообразно этому хребет принято делить на три части: западную, центральную и восточную, с границами по Верхнему и Нижнему Курагану и Кулагашу-Орочагану.

Западная часть хребта, которую условно можно назвать Мультинской, простирается примерно на 50 км, с трех сторон она ограничена излученой верхней Катуни. Отроги всех направлений стыкуются в районе Мультинских озер, образуя запутанный орографический узел с очень сложной ориентировкой. Отсюда главная водораздельная линия уходит почти на юг, а затем поворачивает строго на восток.

Мультинский узел имеет средние высоты около 3000 м (высшая точка - 3208 м). Здесь насчитывается около 150 ледников с площадью оледенения около 80 км 2 . Эти ледники питают многочисленные притоки Катуни, веером стекающие с хребта на юг, запад и север. Западная часть Мультинского узла весьма доступна, верховья рек здесь сравнительно легко проходимы и во многих местах соединяются тропами, большинство перевалов некатегорированы.

Центральная и восточная части этого узла без специального снаряжения и горной подготовки недоступны. В настоящее время здесь известно более 50 перевалов. Определяющие перевалы - 1Б и 2А к.т., наиболее серьезные - 2Б к.т.

Великолепие Мультинских, Осиновских, Хазинихинских и Тальменьего озер, несложные подъезды и умеренно сложные подходы выделяют западную часть Катунского хребта в самостоятельный туристский район для летних походов 1-3 категорий, а зимой и до 4 к.с.

Начиная от верховьев Верхнего и Нижнего Курагана хребет повышается и, примерно через 25 км, достигает в массиве Белухи своего максимума - 4506 м. Здесь, почти на 15-километровом участке, высоты не опускаются ниже 4000 м, здесь же - главный узел оледенения Катунского хребта и его самые мощные ледники – Сапожникова (Менсу), Радзевича (Аккемский), братьев Троновых (Мюштуайры), Берельские. В центральной части хребта сосредоточено около 170 ледников площадью около 150 км 2 . С них начинаются многочисленные притоки Катуни и Берели, на реках нередки красивые водопады. Известны водопады на реках Тигеек, Текелю, Куркуре, Бол. Кокколь и ручье Россыпном, самые крупные из них - до 40-60 м.

В главном водоразделе, имеющем здесь почти широтное направление, в настоящее время известно около 25 перевалов и их связок, в том числе и имеющих высшую категорию трудности - 3Б. В боковых отрогах категорированы перевалы от 1А-1Б до 3А к.т.

Долины рек центрального участка хребта почти все имеют неплохие тропы, что облегчает подходы к перевалам. Все это делает район пригодным для горных путешествий любой категории сложности.

На последнем 20-километровом отрезке главного хребта разместился третий узел оледенения - Кулагашский. Максимальная высота хребта здесь - 3883 м. В узле насчитывается более 70 ледников площадью свыше 40 км 2 . В этой части хребта - перевалы от 1Б до 3А к.т., троп меньше и они хуже, подъезды менее удобны. Как самостоятельный туристский район восточная часть хребта обычно не используется. Маршруты чаще всего сквозные - с прохождением перевалов центрального участка Катунского хребта либо в совокупности с Южно-Чуйским хребтом.

Снеговая линия Катунского хребта повышается с запада на восток с 2500 до 2900 м на северной стороне и с 2700 до 3100 м на южной. Языки долинных ледников спускаются до 2000-2200 м. Северные склоны более залесенные. Возможны туристские маршруты без использования искусственного топлива. Без примусов трудно обойтись в районе массива Белухи, где ночевки в снежно-ледовой зоне неминуемы.

Наиболее удобны подъезды к Катунскому хребту с севера. Традиционные пункты начала и конца маршрутов - селения Тюнгур, Катанда, Мульта. Возможны также подъезды со стороны Казахстана (селения Урыль, Рахмановские ключи) и из долины Аргута со стороны его верховьев. В последних случаях требуется оформление специальных пропусков по месту жительства.

Высокогорные перевалы: Перечень классифицированных перевалов высокогорных районов СССР /Сост. Л.Б. Директор. - М.: Профиздат, 1990. Стр. 543-547.

 

 

4. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЯ

 

4.1. Формирование команды

Команда была сформирована на базе горной секции к/т «Кедр» Новоуральска более 10 лет тому назад. Члены команды хорошо знают друг друга по тренировкам и предыдущим мероприятиям, так что проблемы психологической совместимости и слаженности в работе на маршруте практически не стояли. Предпоходная подготовка включала в себя индивидуальные и командные тренировки по общефизической и специальной подготовке, а так же участие в соревнованиях различного уровня по туристскому многоборью.

4.2. Построение маршрута

Идея маршрута – траверс наиболее высокой части Катунского хребта.

Маршрут состоял из трёх частей: первая – адаптационная (подход по долине р. Ак-кем – пер. Делоне (2Б, 3400)) вторая – кольцевая: верхнее плато лед. Менсу – пер. Высоцкого (3А, 3670) – в. Героическая Корея (3900) – пер. Тронова (3А, 3800) – верхнее плато лед. Менсу третья часть – линейная: Берельская перемычка (3А, 4050) – пер. ТКТ (3А, 4115) – в. Белуха Восточная (4506) – в. Белуха Западная (4370) – в. Корона Алтая (4167) – пер. 20-летия Октября (3А, 4167) – спуск по долине р. Кучерла.

Все изменения при прохождении маршрута были связаны с непогодой, соответствуют заявленным запасным вариантам и не повлияли заложенную идею.

Потеряв из-за непогоды один день на верхнем плато лед. Менсу, после прохождения пер. Делоне (2Б, 3400), и два дня на пер. Высоцкого (3А, 3670), мы, пройдя траверс в. Героическая Корея (3900) и выйдя на пер. Тронова (3А, 3800), отказались от радиального восхождения на в. 50 лет КПСС (4060).

Из-за непогоды первоначально отказались от восхождения на в. Белуха Восточная (4506), обошли её через пер. ТКТ (3А, 4115), вышли на Центральное плато и уже оттуда на следующий день радиально поднялись на вершину.

Во второй половине того же дня началась пурга, которая продолжалась в течение последующих трёх дней. Ураганный ветер, снег, гроза. Встал вопрос о том, что сможем ли мы вообще успешно окончить маршрут в контрольные сроки. Поэтому в заключительной части маршрута отказались от траверса участка хребта в. Белуха Западная (4400) – пер. Париж (3Б, 3500) и пошли по более оптимальному в нашей ситуации пути – в. Западная Белуха (пер. Любимых жён (2А, 4370)) – Западное плато – в. Корона Алтая (4167) – пер. 20-летия Октября (3А, 4167) и далее по заявленному маршруту.

Таким образом, пройденный маршрут выглядит таким, каким он представлен в разделе 1 «Справочные данные о маршруте».

Для того чтобы мероприятие до конца не превращать в переноску тяжестей на расстояние, после прохождения пер. Делоне (2Б, 3400), на скалах, слева от ледопада была оставлена закладка продуктов на последующую часть маршрута, которую забрали после спуска с пер. Тронова (3А, 3800) и подъёма на верхнее плато лед. Менсу.

Группа вставала на учёт в ПСС «Ак-кем». После прохождения кольцевой части спасателям через ребят из Перми, спускающихся на Ак-кем, была отправлена записка о состоянии команды. О завершении маршрута сообщили по тел. 38822 22914 оперативному дежурному МЧС Горно-Алтайска.

4.3. График движения в течение дня

На пешеходных участках команда придерживалась графика: 4 перехода - до обеда, 4 перехода - после. Переходы делали по 30-40 мин. На отдыхе между переходами временем себя особо не ограничивали.

При прохождении сложных участков нормированных переходов не было. Отдых участников осуществлялся при организации страховки, на пунктах перестежки перил и т.п. Обеды заменялись перекусами из «карманного» питания по мере личных потребностей участников. Основной объем пищи потреблялся во время ужина.

Наиболее оптимальное время для активных мероприятий в течение дня с 5 до 21 ч. местного времени (данные для августа). Распорядок дня сложился следующий: подъем дежурного в 5-7 ч., завтрак и т.д., не позднее 19 ч. старались начать установку лагеря, чтобы к 21 ч. закончить ужин и приготовление ко сну.

 

 

5. ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ

Таблица 2.

Дни

пути

Дата

Участок дневного перехода

Протяженность,

км

Способ

передвижения

Характер пути

 

Погода в течение дня

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

 

21.07

Новоуральск - Екатеринбург

 

электричка

 

 

 

22.07

Екатеринбург - Новосибирск

 

поезд

 

 

 

23.07

Новосибирск - Барнаул

Барнаул - Горно-Алтайск - п. Тюнгур

 

микроавтобус

микроавтобус

 

 

1.

24.07

п. Тюнгур - пер. Кузуяк (н/к, 1510) - р. Аккем

18

пешком

проселочная дорога, тропа

переменная облачность, солнечно

2.

25.07

вдоль р. Аккем - вдп. Текелю

16

пешком

тропа

переменная облачность, солнечно, дождь

3.

26.07

р. Аккем - оз. Аккемское - р. Караоюк

15

пешком

тропа

переменная облачность, солнечно

4.

27.07

лед. Аккемский - Томские стоянки

12

пешком

морена, ледник

переменная облачность, дождь, сильный ветер

5.

28.07

пер. Делоне (2Б, 3400) - верхнее плато

лед. Менсу

5

«пешком»

ледник,

сн.-ледовые склоны

переменная облачность, солнечно, ветер

6.

29.07

дневка из-за непогоды

-

-

-

ветер, дождь, снег

7.

30.07

пер. Высоцкого (3А, 3670)

3

«пешком»

ледник,

сн.-ледовые склоны

переменная облачность,

солнечно, ветер

8.

31.07

дневка из-за непогоды

-

-

-

сильный ветер, дождь, снег

9.

01.08.

дневка из-за непогоды

-

-

-

сильный ветер, дождь, снег

10.

02.08.

в. Героическая Корея (3900) (траверс 3А) - пер. Тронова

2

«пешком»

сн.-лед. гребень, скальные выходы

переменная облачность, солнечно

11.

03.08.

пер. Тронова (3А, 3800) - лед. Менсу

4

«пешком»

сн.-ледовые склоны, ледопадные уч-ки

переменная облачность, солнечно, дождь, гроза

12.

04.08.

подъём на верхнее плато лед. Менсу

3

«пешком»

сн.-ледовые склоны, скалы

переменная облачность, солнечно, дождь, ветер

13.

05.08.

выход на Берельскую перемычку

(3А, 4050)

4

пешком

закрытый ледник

облачность, огранич. видимость, снег

14.

06.08.

пер. ТКТ (3А, 4115) - Центральное плато

5

«пешком»

сн.-ледовые склоны

облачность, ветер,

огранич. видимость

15.

07.08.

в. Белуха Восточная (4506)

(2Б, через пер. Белухинский, рад.)

3

«пешком»

сн.-ледовые склоны,

сн.-ледовый гребень

переменная облачность,

со втор. пол. дня - пурга

16.

08.08.

дневка из-за непогоды

-

-

-

пурга

17.

09.08.

дневка из-за непогоды

-

-

-

пурга

18.

10.08.

дневка из-за непогоды

-

-

-

пурга

19.

11.08.

в. Белуха Западная (пер. Любимых жён (2А, 4370)) - Западное плато

5

«пешком»

 

сн.-ледовые склоны,

выходы скал

переменная облачность,

огранич. видимость

20.

12.08.

в. Корона Алтая (4167, 2Б) - пер. 20-летия Октября (3А, 4167)

4

«пешком»

 

сн.-ледовые склоны,

скалы

солнечно

21.

13.08.

лед. Леонида - лед. Мюшту-Айры -

р. Кони-Айры

12

пешком

 

сн.-ледовые склоны,

морена, тропа

солнечно

22.

14.08.

оз. Кучерлинское - р. Кучерла

28

пешком

тропа

переменная облачность,

кратковр. дождь

23.

15.08.

р. Кучерла - п. Тюнгур

22

пешком

тропа,

просёлочная дорога

переменная облачность,

гроза, ливень

 

16.08.

п. Тюнгур - Горно-Алтайск - Бийск

Бийск - Барнаул - Новосибирск

 

микроавтобус

автобус

 

 

 

17.08.

Новосибирск - Екатеринбург

 

поезд

 

 

 

18.08.

Екатеринбург - Новоуральск

 

электричка

 

 

 

23

6

 

-

-

ИТОГО:

ходовых дней, включая

дневок из-за непогоды

161 км

 

 

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ ПЕРЕВАЛОВ И ДРУГИХ ОБЪЕКТОВ Таблица 3.

Наименование

к.т.

м

Наименование

к.т.

М

1.

ПСО «Аккем»

 

 

40.

в. Акоюк

 

3670

2.

г. Ярлу

 

3370

41.

в. Брони

 

3291

3.

Семинарский

3000

42.

Студентов

3000

4.

Звездочка

2900

43.

Высоцкого

3670

5.

Новосибирцев

3240

44.

в. 50 лет КПСС

 

4060

6.

лед. Плоский

 

 

45.

Крепость

3050

7.

Карачик

3000

46.

Туристов

3300

8.

Волга

3280

47.

50 лет КПСС

2А*

3200

9.

Менсу

3190

48.

Солнца

3000

10.

Караоюк

3500

49.

Веселый

3000

11.

Надежды

2870

50.

Коккольский

2970

12.

Дружба

3340

51.

Олимпийский

3000

13.

Делоне

3400

52.

Цирк

3000

14.

Томские стоянки

 

 

53.

Титова

3220

15.

в. Делоне

 

4200

54.

Каратюрек

3060

16.

Аккемская стена

3Б*

4100

55.

Северная стена

 

 

17.

в. Западная Белуха

 

 

56.

СИП

3600

18.

Белухинский

4506

57.

Аккем

3340

 

через в. Вост. Белуха

 

 

58.

Рига-Турист

2850

19.

Шукшина

4370

59.

Буревестник

2900

20.

Бол. Берельское седло

3520

60.

Рижский

н/к

2600

21.

стоянка «Балкон»

 

 

61.

Клюева

3500

22.

ТКТ

4115

62.

Сурикова

3250

23.

Катунский

3800

63.

Капчальский Вост.

3210

24.

Барнаульский

3900

64.

Капчальский Зап.

3118

25.

Крыленко

4200

65.

Иолдо-Айры

2850

26.

в. Мюштуайры

 

3750

66.

Немыцкого Зап.

2950

27.

Вектор

4050

67.

Немыцкого Южн.

3050

28.

Зап. фирновое плато

 

 

68.

Мрия

3000

29.

Памяти Новокузнец-ких туристов

4050

69.

Обской

3100

30.

Молодых

специалистов

3450

70.

Кони-Айры

3125

31.

Корастылева

 

77.

Текелюшка

3100

32.

в. Корона Алтая

 

4167

78.

Ярлу-Боч

н/к

2800

33.

20-летия Октября

4167

79.

Сулу-Боч

н/к

2940

34.

в. Рериха

 

3492

80.

Трудный

3150

35.

Урусвати

3550

81.

Кучерявый

3600

36.

Рериха

3600

82.

Динамо

2860

37.

Гималайский

3600

83.

Тронова

3800

38.

Дивногорцев

3420

84.

р. Текелюшка

 

 

39.

Такмак

3400

88.

Иолдо-Айры Ц.

2900


 

 

6. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

6.1. Поселок Тюнгур - перевал Кузуяк (н/к, 1510) - озеро Аккемское

В пос. Тюнгур через р. Катунь есть большой подвесной мост. До дер. Кучерла - 40 мин. по хорошей, отсыпанной гравием дороге. Через р. Кучерла - деревянный мост, далее - лесная грунтовая дорога. За 2吚 мин. дошли до ручья за полем. Отсюда начинается подъём на «лесной» пер. Кузуяк. За 3吚 мин. по дороге поднялись на перевал ( GPS : KUZUYAK ) . Спуск с перевала до поля на левом берегу р. Аккем занял 1 ч. 10 мин., далее 20 мин. - по хорошей тропе через это поле до так называемых «Березок». Тропа начинает постепенный подъем на склон каньона. Ночёвка ( GPS : CAMP 01) на правом берегу очередного притока Аккема в 40 мин. от «Березок».

На следующий день за 3吚+15 мин. поднялись на верхнюю точку каньона. За 40+3吚 мин. дошли до стоянок напротив вдп. Текелю. Места были заняты, поэтому прошли ещё 20 мин. до следующей стоянки. Ночёвка ( GPS : CAMP 02).

За 3吚+15+30 мин. дошли до ГМС на Аккемском озере. Через 10 мин. были у домиков-бочек спасателей. Тропа вдоль озера местами заболочена. За 40 мин. дошли до места переправы на правый берег Аккема ниже прорыва реки через старый моренный завал. Через реку в этом месте смонтирован мостик (правда достаточно экстремальный). После переправы, по тропе, идущей по старой боковой морене, прошли 30 мин. до строящейся, силами спасателей часовни (фото 1). Пройдя ещё 10 мин., встали в кармане правобережной морены, у р. Караоюк ( GPS : CAMP 03). Травка, жимолость, последние дрова.

 


Фото 1. Часовня у подножия Белухи.

 

6.2. Ледник Аккемский - перевал Делоне (2Б, 3400)

От р. Караюк по тропе, идущей по правобережной морене, за 3吚 мин. дошли до оптимального места выхода на ледник. Ледник открытый, трещин мало, ещё за 1 ч. 30 мин. подошли под ледопад. Ледопад обошли, поднимаясь по правобережной морене. Подъём занял 40 мин., затем – вдоль срединной морены за 30 мин. дошли до Томских стоянок (площадки на высокой, правобережной, старой морене, напротив Аккемской стены Белухи (фото 2)). Ночёвка - в хижине спасателей ( GPS : CAMP 04).

На следующий день, обойдя «Арбуз» (крутую часть ледника выше Томских стоянок) слева (по ходу), по леднику, за 2吚 мин., подошли под бергшрунд пер. Делоне (2Б, 3400) (фото 3).

Пер. Делоне (2Б, 3400) соединяет лед. Аккемский с лед. Менсу. Характер перевала – снежно-ледовый. Необходимое снаряжение: каски, кошки, ледорубы (прочее личное специальное снаряжение здесь и далее в техническом описании маршрута опускается, см. раздел 7.2 «Снаряжение личное специальное»), веревка основная 3吤 м., крючья ледовые 15 шт.

Перевальный взлет представляет собой снежно-ледовый склон крутизной до 45° и протяженностью около 300 м. Внизу – бергшрунд со снежными мостами. Поднимались по левой (по ходу) части склона, параллельно скалам. Подъём по перилам по времени занял 1 ч. 30 мин.

Далее - спуск на верхнее плато лед. Менсу (фото 4). Склон снежно-ледовый, в верхней части (20 м) крутизной до 45°, полузасыпанный бергшрунд, затем склон выполаживается. До бергшрунда спуск «в три такта», далее пешком в обход простого ледопада до последних скал слева перед ледопадом на нижнее поле лед. Менсу. Спуск до скал ( GPS : CAMP 05) занял 40 мин.


Фото 2. Аккемская стена Белухи.
Вид с Томских стоянок.

Фото 3. Пер. Делоне (2Б, 3400)
со стороны лед. Аккемский.

Фото 4. Верхнее плато лед. Менсу.
Вид на в. 50 лет КПСС (4060),
пер. Тронова (3А, 3800),
в. Героическая Корея (3900),
пер. Высоцкого (3А, 3670), в. Сапожникова (3950).

 

6.3. Перевал Высоцкого (3А, 3670)

День ушёл на пережидание непогоды (пасмурно, дождь, снег, сильный порывистый ветер). На следующее утро, обходя трещины, за 30 мин. пересекли верхнее плато лед. Менсу и подошли под пер. Высоцкого (фото 4, 5).

Пер. Высоцкого (3А, 3670) (до недавнего времени - 3Б к.т.) соединяет верхнее плато лед. Менсу с лед. Мал. Берельский. Является понижением между вершинами Героическая Корея (3900) (на С-В) и Сапожникова (3950) (на Ю-З). Характер перевала снежно-ледовый.

Наиболее оптимальный и безопасный путь подъёма по левой (по ходу) части склона в обход ледовых сбросов.

30 мин. понадобилось, чтобы подняться от подножия перевала под первый ледовый сброс. Обошли его справа (по ходу). (Страховка индивидуальная.) Склон немного выполаживается. Подошли под следующий, более внушительный ледовый сброс и по снежному мосту через бергшрунд (фото 6), с попеременной страховкой поднялись под скалы слева (по ходу). Дальнейшее движение вдоль скал (3-4 верёвки) (фото 7), с постепенным смещением вправо (по ходу) в направлении седловины, по снежно-ледовому склону крутизной до 50º. Повесили 11吤 м перил. Через 3,5 ч. подъёма склон стал выполаживаться. В связках с одновременной страховкой выходим к центру седловины ( GPS : CAMP 07). Седловина широкая, мест под палатки хоть отбавляй, но в последующие два дня нам и здесь стало неуютно – не знали, куда деваться от сильного штормового ветра и дождя.


Фото 5. Пер. Высоцкого (3А, 3670). Вид с верхнего плато
лед. Менсу из-под пер. Большое Берельское седло (3А, 3520).

Фото 6. Подъём на пер. Высоцкого (3А, 3670).

 

6.4. Вершина Героическая Корея (3900) (траверс 3А)

С седловины пер. Высоцкого (3А, 3670) (фото 5) по снежно-ледовому склону (до 40°) за 20 мин. поднялись на гребень в. Героическая Корея. Гребень снежно-ледовый с выходами разрушенных скал, движение в связках по (фото 8). За 15 мин. вышли на в. Героическая Корея (3900) ( GPS : G _ KOREA ) (фото 9). Сняли записку барнаульцев 2002 г.

Дальнейшее движение - по восточному гребню, в направлении пер. Тронова (3А, 3800). Характер гребня становится более серьёзным, поэтому, чуть приспустившись с вершины, начали вешать перила, придерживаясь южной стороны гребня, где есть выходы скал и более удобные места для организации станций (фото 10).

Спустившись с вершины, прошли несколько незначительных возвышений в гребне (фото 11). Отдельные участки – в связках. Дошли до вершинки, от которой на северо-восток отходит массивное, заснеженное в верхней части, ребро. Здесь мы наткнулись на интересную находку: обнаружили тур ( GPS : TUR 1953) с запиской первовосходителей - отряда альпинистской экспедиции ВЦСПС - от 7 августа 1953 г. (!) (подробности читай в «Лирическом отступлении 1» на стр. 19-21). Попробовали пройти одну верёвку на спуск по северо-восточному ребру. Снег ко второй половине дня раскис, склон стал реально лавиноопасным, поэтому вновь поднялись к вершинке, и продолжили траверс гребня в направлении пер. Тронова. От «вершинки»-предвершины можно двигаться в связках. Непосредственно перед спуском на седловину пер. Тронова на крутом снежно-ледовом участке повесили 40 м перил.

 


Фото 7. Подъём на пер. Высоцкого (3А, 3670).

Фото 8. Подъём на в. Героическая Корея (3900) .

Фото 9. На в. Героическая Корея (3900) . Слева направо: Владимир Голубин, Денис Трамтаев, Евгений Талапин, Александр Бутырин.

Фото 10. Спуск с в. Героическая Корея (3900) на восточный гребень.

Фото 11. Участок траверса массива в. Героическая Корея (3900).Фото 12. На предвершине Героической Кореи.

 

Лирическое отступление 1

Александр БУТЫРИН

Всплеск исторического мышления на фоне гор, вызванный ржавой банкой с запиской

 

Поднимаясь на вершину, альпинист оставляет на ней записку с датой и маршрутом совершённого восхождения. Если он находит на вершине записку предыдущего восходителя, это является доказательством совершённого восхождения. Но если альпинист не находит записки или совершает первовосхождение, в таком случае ему верят на слово до тех пор, пока следующий восходитель не принесёт с вершины его записку.

Альпинизм /Под ред. Черепова И.А. - Москва-Ленинград: Государственное изд-во «Физкультура и спорт», 1940.

 

В 2005 году вышла небольшая книжка моих рассказов «Отпусти нас, Гора!». Её обложку украшал снимок Володи Голубина, моего друга, мастера спорта по горному туризму, сделанный на Центральном Алтае с гребня пика Делоне в сторону вершин 50 лет КПСС и Героическая Корея.

Естественно эта книжка, как предмет личной гордости, украсила мою книжную полку. Весь год с её плоскости на меня смотрели 50 лет КПСС и Героическая Корея.

В 2006 году, планируя маршрут по Катунскому хребту, мы (команда Новоуральска по горному туризму: Евгений Талапин, Владимир Голубин, Денис Трамтаев, Максим Пеганов, Александр Бутырин), кроме всего прочего, заложили траверс Героической Кореи. При подготовке к маршруту на книжной полке появилась ещё одна книжка – ежегодник советского альпинизма «Побеждённые вершины» за 1954 год. Именно в этом сборнике опубликована большая статья Е.А. Казаковой «К вершинам Катунского хребта» об итогах альпинистской экспедиции 1953 года, организованной отделом физкультуры и спорта ВЦСПС и посвящённой 30-летию советского альпинизма. Целью экспедиции был осмотр ранее не посещавшихся ледников Алтая и первовосхождение на наиболее интересные вершины района. Отдельный раздел статьи посвящён первовосхождению на вершину Героической Кореи.

«На траверс пика Героическая Корея вышла группа в составе А. Пепина (руководитель), В. Просвирина и В. Усталова. В первый день она вместе с товарищами, направлявшимися на траверс пика Делоне, преодолела ледопад. Его прохождение оказалось весьма трудным только после 8 часов ледорубной работы удалось выбраться из лабиринта трещин и сбросов.

Заночевали у подножья вершины, чтобы использовать утренний холод для подъёма по снежно-ледовому склону, примыкающему справа к намеченному для восхождения скальному ребру. Нижняя часть этого гребня оказалась очень крутой, разрушенность скал делала путь небезопасным, поэтому было решено обойти нижнюю половину ребра по снежно-ледовому склону.

На другой день в 4 часа утра восходители уже были на ногах и, надев кошки, стали подниматься по ледяному склону. За 8 часов они преодолели с тщательной крючьевой страховкой и рубкой ступеней на крутых участках по вертикали 400-500 метров и вышли на скальное ребро. Испортившаяся погода не дала возможности подняться в этот день на вершину пришлось заночевать на скалах северного гребня.

На третий день ещё до восхода солнца восходители вступили на высшую точку пика.

Сложив тур и оставив в нём записку первовосходителей, группа поспешила дальше впереди предстоял неизведанный спуск более чем на 1000 метров».

В настоящее время Героическая Корея стоит в стороне от большинства спортивно-туристских и альпинистских амбиций, поэтому материал Елены Казаковой, руководителя экспедиции, заслуженного мастера спорта и легенды советского альпинизма, несмотря на более чем полувековую давность, был для нас весьма актуален и стал предметом для нашего изучения. Гребни и контрфорсы массива Героической Кореи, имена восходителей были у нас на слуху.

Маршрут 2006 года простым назвать было нельзя – нормальная хорошая горная «пятёрка»: перевал Высоцкого – вершина Героическая Корея (3900) – перевал Тронова – верхнее плато ледника Менсу – вершина Белуха Восточная (4506) – вершина Западная Белуха (перевал Любимых жён) – вершина Корона Алтая (4167). То, что маршрут не захожен «как вестибюли метро» (как писал В.Н. Шатаев по поводу Ушбы) можно судить по запискам, снятым нами с перевалов и вершин. С Героической Кореи мы сняли записку барнаульских альпинистов 2002 года, на перевале Тронова – уфимцев 2000 года, на перевале Любимых жён – ребят из Ульяновска, так же 2000 года.

Но одна записка заставила нас поволноваться…

Двигаясь по гребню с Героической Кореи, мы вышли на её предвершину. То, что это предвершина до нас дошло чуть позже. Это было незначительное повышение в гребне, каких за день мы прошли уже несколько. Отличие было в том, что в этом месте от основного гребня на северо-восток отходило массивное, заснеженное в верхней части, ребро. Хотели, было, проскочить с ходу, но встал вопрос о наиболее безопасных вариантах спуска на ледник Менсу. Решили немного посовещаться, а заодно передохнуть и перекусить в мульде между снежно-ледовым гребнем и скальными выходами.

Женька, самый старший из нас, закурил сигарету, первую на этом траверсе. Макс, самый молодой в команде, посасывая карамельку, радовался жизни – тому, что можно постоять спокойно, отстегнувшись от верёвки.

- Спорим на пайку спирта, что в той куче камней я что-нибудь найду, - шутя, просто так, наудачу предложил я Вовке, показывая на тур, действительно не очень отличающийся от обыкновенной груды камней.

- Да мне, собственно говоря, по барабану, что ты там найдёшь, - отмахнулся он от меня.

«Куча» оказалась всё-таки туром. Я вытащил оттуда ржавую консервную банку. В ней просматривался листочек бумаги, сложенный вчетверо. Свою миссию я посчитал выполненной и поэтому попросил Дениса:

- Ден, посмотри что там.

Передал ему банку, а сам потянулся к пакету с орехами и курагой. Про себя в тоже время отметил, что почему-то записка в банке не в какой-нибудь полиэтиленовой обёртке или фольге из-под шоколада, как делается сейчас, а лежит просто так.

Денис начал аккуратно развёртывать. Слипшиеся края листка усложняли задачу. С одного края показалось необычное для сегодняшнего дня слово «отряд» , с другого края – дата: «7 августа 1953 г.» . Мы, заинтригованные, все обступили Дена. Наконец записку развернули. Эта была записка первовосходителей. Карандашом, на листке из блокнота с истлевшими краями, хорошим аккуратным почерком было написано: «Отряд группы ВЦСПС 7 августа 1953 г., спускаясь с пика Героическая Корея, совершил восхождение на данную вершину в честь 30-летия альпинизма. Состав отряда Пепин А.М., Усталов В.В., Просвирин В.И. Спуск будем производить по восточному гребню. Руководитель отряда Пепин. 7/ VIII -53 г.».

Таких записок мы ещё не снимали… Ёлки-палки! 1953 год! Советский Союз. Смерть Сталина. 50 лет коммунистической партии – «руководящей и направляющей силе советского общества». Восхождение на Эверест Тенцинга и Хиллари. Экспедиция ВЦСПС.

Сегодня на дворе 2 августа 2006-го. Прошло 53 года. Почти день в день! Советского Союза нет. Уже другие партии отмечают свои юбилеи. В альпинистском мире решены проблемные маршруты на Макалу, Жанну и другие вершины.

Две разные эпохи…

В туре, на предвершине Героической Кореи, в ржавой банке 53-го года мы оставили свою записку. «Впереди предстоял неизведанный спуск более чем на 1000 метров»…


Фото 13. Записка первовосходителей с предвершины Героической Кореи.

 

6.5. Перевал Тронова (3А, 3800)

Пер. Тронова (3А, 3800) соединяет лед. Мал. Берельский с восточной ветвью лед. Менсу. Является понижением между вершинами Героическая Корея (3900) (на западе) и 50 лет КПСС (4060) (на востоке). Со стороны лед. Менсу характер перевала снежно-ледовый, перепад высот – 800 м (фото 14).

Седловина перевала представляет собой протяжённый, довольно широкий (~20 м) гребень. Просматривая возможные варианты спуска, прошли до наиболее низкой части седловины. В мульде между скалами есть вода, места под палатки. Ночёвка ( GPS : CAMP 10).

Спуск с перевала начали в 6 ч. Повесили 5吤 м вертикальных перил по ледовому (до 60°) склону вдоль характерного скального контрфорса. Спустились ниже верхнего берга. Рассчитывали дюльферять дальше, чтобы по снежной «подушке» ниже сбросов смещаться влево (по ходу), но сбросы оказались великоватыми. В связках, с попеременной страховкой начали траверсировать снежный склон влево (по ходу) под укрытие ледового рельефа. Повесили 4吤 м косых дюльфера. Вышли на «основную дорогу» - «язык» «висячего» ледника под предвершиной Героической Кореи. «Дорога» в верхней части покрыта снегом. Спуск по перилам 3吤 м (организация станций через ледоруб) вертикально вниз с уходом вправо (по ходу) под ледовые нависания. Повесили ещё порядка 3-4 некрутых перил, подошли к перегибу «языка». Появился лёд, трещины. Незначительно забирая вправо, навесили 5吤 м перил до лавинного выноса, по которому уже с индивидуальной страховкой спустились на лед. Менсу (фото 15). Спуск занял 6 ч.

Пересекли лед. Менсу. Ночёвка ( GPS : CAMP 11) на левобережной морене у начала подъёма в цирк перевалов Титова, Дружба (фото 16).

 


Фото 14. Пер. Тронова (3А, 3800)
со стороны лед. Менсу.

Фото 15. На лед. Менсу после спуска
с пер. Тронова Фото 16. Верховья лед. Менсу.

Фото 16. Верховья лед. Менсу.

 

6.6. Перевал Берельская перемычка (3А, 4050)

Пер. Берельская перемычка (3А, 4050) соединяет лед. Менсу с верхним плато лед. Бол. Берельский. Характер перевала скально-снежно-ледовый.

Вдоль левого (орографически) края лед. Менсу поднялись к ледовому взлёту левее (орографически) ледопада (фото 16). Вдоль скал справа (по ходу) подниматься небезопасно. Наблюдали сошедшие камнепады. Поднимались по центру ледового взлёта с постепенным выходом вправо (по ходу) в верхней части. В нижней части склона – индивидуальная страховка, затем перила 2吤 м. Поднявшись в цирк, обходя трещины, подошли под скальный взлёт (фото 17), подъём по которому выводит на верхнее плато лед. Менсу. Поднимались, ориентируясь на наиболее выраженный скальный контрфорс, вдоль его левого (по ходу) склона, в средней части подъёма выходя на контрфорс (фото 18), а затем, снова смещаясь влево (по ходу) (фото 19). Повесили 6吤 м перил. Вышли на верхнее плато лед. Менсу. Обнаружили две хорошо выложенные из камней площадки под палатки (фото 20). Ночёвка ( GPS : CAMP 12) сопровождалась сильным порывистым ветром. Порвало тент, к утру выпал снег.

На следующий день в связках за 2吚 мин. по плато подошли до начала подъёма на Большое Берельское седло. Снежно-ледовый склон. За 40 мин. вышли к водоразделу между лед. Менсу и лед. Бол. Берельский. За 2吚+15 мин. в обход трещин, вдоль склона п. Берельский (справа по ходу), в условиях плохой видимости (облачность, снежная крупа) поднялись на верхнее плато лед. Бол. Берельский. Ночёвка ( GPS : CAMP 13) под пер. ТКТ (3А, 4115).

Из-за нестабильной погоды приняли решение выходить на Центральное плато через пер. ТКТ (3А, 4115).

 


Фото 17. Скальный взлёт, выводящий
на верхнее плато лед. Менсу

Фото 18. Подъём на верхнее плато
лед. Менсу. Средняя часть скального
взлёта.

Фото 19. Подъём на верхнее плато
лед. Менсу. Верхняя часть
скального взлёта.

Фото 20. Лагерь на верхнем плато лед. Менсу.

Фото 21. Лагерь на верхнем
плато лед. Бол. Берельский.

 

 

6.7. Перевал ТКТ (3А, 4115) - Центральное плато

Перевал расположен в Белухинском узле, соединяет верхнее плато лед. Бол. Берельский с восточной ветвью лед. Катунский. Характер перевала снежно-ледовый.

Перевальный взлет (фото 22) непротяженный, метров 100 (до 50º), преодолеваем за 20 мин. Бергшрунд проходим по снежному мосту в правой (по ходу) части перевального взлета. Движение с индивидуальной страховкой. Седловина перевала представляет собой скально-снежно-ледовый гребень. Тур на скалах слева.

Начало спуска - в левой части седловины (чтобы обойти сильный разлом бергшрунда внизу). Перила 2吤 м: 1-я веревка – по заснеженным скалам, 2-я – по ледовому склону. Крутизна - 50º. Конец 2-й веревки прошел через бергшрунд, далее склон выполаживается. По времени прохождение этого участка заняло 30 мин.

По снежному склону за 40 мин. спустились под в. Раздельная. В верхней, правой части спуска и нижней левой – ледопадные участки. Движение в связках по центру, по снежным мостам, в обход разломов (крутизна до 45º).

Из-под Раздельной подъём по снежному склону (фото 23). Крутизна на взлётах до 45º. Трещины большие, хорошо просматриваются, обходятся или проходятся по мостам. Снег затрудняет движение. К 17 ч. вышли на Центральное плато, под склоны Вост. Белухи . Ночёвка ( GPS : CAMP 14).

 

6.8. Вершина Белуха Восточная (4506, 2Б)

(через перевал Белухинский, радиально)

Утром погода благоприятствовала: безоблачное небо, солнце, практически отсутствие ветра. За 20 мин. подошли под бергшрунд. Подъём по ледовому склону (крутизна 45-50º), вдоль скальных выходов, ориентируясь на наиболее низкую часть седловины (фото 24). Провесили 6吤м перил. Седловина широкая ( GPS : BELUHINSKY ). Осыпь, снег. Общее время подъёма на перевал от бергшрунда составило около 2 ч.

Погода испортилась: поднялся ветер, временами снег, плохая видимость. Подъём по юго-западному снежно-ледовому гребню Белухи вдоль скальных выходов слева (по ходу). Крутизна до 45º. Движение одновременное в связках. Время подъёма на вершину с седловины перевала составило 40 мин.

Вершина Вост. Белухи (4506) (фото 25) ( GPS : BELUHUPTUR (в 15 м выше тура)) представляет собой большой снежный купол со скальными сбросами с запада. Тур находится около этих скальных сбросов.

На седловину спустились за 20 мин. Спуск по перилам на Центральное плато занял 1 ч. 30 мин.

Лирическое отступление 2

Непогода, начавшаяся на вершине, к ночи переросла в настоящую пургу… И продолжалась ещё три дня…

Слов нет, см. вариации на тему «Как перезимовать лето» на фото 26, 27.

Фото 22. Седловина пер. ТКТ (3А, 4115) со стороны


Фото 22. Седловина пер. ТКТ (3А, 4115)
со стороны верхнего плато
лед. Бол. Берельский.

Фото 23. Подъём на Центральное
плато Белухи.

Фото 24. Пер. Белухинский.
Вид с места ночёвки
на Центральном плато.

Фото 25. На вершине Вост. Белухи (4506).
Слева направо: Александр Бутырин,
Евгений Талапин, Максим Пеганов,
Денис Трамтаев.

Фото 26. Вариация 1 на тему
«Как перезимовать лето».



Фото 27. Вариация 2 на тему
«Как перезимовать лето».



 

 

6.9. Вершина Белуха Западная (перевал Любимых жён (2А, 4370))

Из-за потери времени на пережидание пурги отказались от траверса в. Зап. Белуха (4400) и спуска через пер. Париж (3Б, 3500). Приняли решение выходить на Западное плато через пер. Любимых жен (2А, 4370) и спускаться вниз через в. 20-летия Октября (Корона Алтая) (4167).

Пер. Любимых жён (2А, 4370) расположен в северной части вершинного гребня Зап. Белухи, соединяет Центральное и Западное плато. Характер перевала: с востока – снежно-ледовый (фото 28), с запада – скально-ледовый (фото 31).

От лагеря на Центральном плато за 30 мин. подошли к северному краю плато, под склон пер. Любимых жён. За 20 мин. поднялись до крайнего правого (по ходу) обнажения берга, одели кошки. Обходя разлом бергшрунда слева (по ходу), повесили 40 м перил. Далее с индивидуальной страховкой за 30 мин. поднялись на гребень Зап. Белухи (фото 29). В связках прошли по гребню под так называемый Северный бугор, под которым находится седловина пер. Любимых жен (2А, 4370) (фото 30). Погода вновь испортилась (облачность, ограниченная видимость). В туре ( GPS : LUBZHENTUR ) обнаружили записку ребят из Ульяновска 2000 г. Спуск вначале по скалам (перила 2吤 м, крутизна склона до 50º). Далее по ледовому склону до берга (так же 2吤 м перил).

Спустившись на «стол» - верхнюю часть Западного плато, за 40 мин. пересекли его. Связавшись, продолжили движение вдоль правого (по ходу) края Западного плато (фото 31). Траверсируя склон, постепенно спустились на нижнюю, равнинную часть плато. Ночёвка ( GPS : CAMP 19) (фото 32).

 


Фото 28. Зап. Белуха (4400) и
пер. Любимых жён (2А, 4370) со
стороны Центрального плато.

Фото 29. Гребень Зап. Белухи (4400).

Фото 30. На пер. Любимых жён (2А, 4370).

Фото 31. Западное плато – затерянный мир.
Вид с в. 20-летия Октября (Корона Алтая) (4167).

Фото 32. Лагерь на Западном плато под
в. 20-летия Октября (Корона Алтая).

 

 

6.10. Вершина Корона Алтая (4167, 2Б) –

перевал 20-летия Октября (3А, 4167)

По Западному плато (фото 33) за 30+10 мин. подошли под склон в. 20-летия Октября (Корона Алтая) (4167). За 20 мин. поднялись под берг, надели снаряжение. Вышли на гребень (фото 34). В связках за 15 мин. поднялись на вершину ( GPS : 20 LETOCT ) (фото 35). Абсолютное безветрие, солнечно, уходить не хочется.

В связках перевалили вершину в направлении западного гребня – один из вариантов прохождения пер. 20-летия Октября (3А, 4167). Перевал через в. 20-летия Октября (Корона Алтая) (4167) соединяет Западное плато с лед. Мюшту-Айры и Леонида. Характер перевала: со стороны Западного плато – снежно-ледовый, со стороны лед. Мюшту-Айры и Леонида – скально-ледовый.

Первые 40 м перил - по снежно-ледовому склону до скальных выходов. Затем - по скалам западного гребня (3吤 м перил). Средняя крутизна - 50º, отдельные участки - до 90º. Устав прыгать по скалам, вышли на северный склон. Лёд, 60º. Вертикально вниз до берга повесили 7吤 м перил (фото 36). Спуск занял 5 ч. Далее выход на снежную террасу западного гребня. По ней - в западном направлении вдоль склона. Ночёвка ( GPS : CAMP 20) в нижней части террасы (фото 37).

На следующий день за 40 мин., по языку ледника довольно круто спускающегося на север, вышли к «бараньим лбам». Обойдя их слева, за 40 мин. по каменной осыпи спустились на морену лед. Леонида. Далее 40+15 мин. - вниз до морены лед. Мюшту-Айры.

  

Фото 33. По Западному плато.




Фото 34. На гребне в. 20-летия
Октября (Корона Алтая) (4167).




Фото 35. На в. 20-летия Октября
(Корона Алтая) (4167). Слева
направо: Максим Пеганов, Евгений Талапин,
Александр Бутырин, Денис Трамтаев.

Фото 36. Спуск с пер. 20-летия Октября (3А, 4167).



Фото 37. После спуска с в. 20-летия Октября
(Корона Алтая) (4167). Слева направо:
Александр Бутырин, Владимир Голубин,
Евгений Талапин, Денис Трамтаев.

 

6.11. Ледник Мюшту-Айры - долины рек Кони-Айры и Кучерла –

поселок Тюнгур

По правобережной морене л ед. Мюшту-Айры идёт тропа (местами не очень, но всё же..), промаркированная турами. Через 2吤 мин. спускаемся с моренного вала в лес. Тропа – вдоль реки, то дальше, то ближе, то вверх, то вниз, местами заболочена. За 30 мин. доходим до места, где когда-то стояла изба (нижние звенья ещё сохранились), рядом – таблички погибшим ребятам - туристам и альпинистам, в том числе погибшим при восхождении на в. 20-летия Октября. Далее 40 мин. до места впадения р. Мюшту-Айры в р. Кони-Айры. Ещё 40 мин., так же по тропе, до хорошей стоянки на пригорке под кедрами ( GPS : CAMP 21).

На следующий день за 40 мин. дошли до Кучерлинского озера. Вдоль озера - 40+70 мин., поднялись на старый моренный вал (фото 38). Из озера вытекает р. Кучерла. Тропа хорошая, практически на всём протяжении есть места для стоянок. За 2吤+30 мин. добежали до р. Текелюшка, за 4吤+15 мин. – от р. Текелюшка до скалы с рисунками древних аборигенов ( GPS : CAMP 22).

За 60 мин. добежали до Черной речки. Началась гроза, дождь, перешедший в ливень. За следующие 60 мин. перехода по полю до леса встречный ветер и дождь вымочили нас насквозь. Как ни странно, вскоре выглянуло солнышко. За 45 мин. добрели до дер. Кучерла, и потом 30 мин. - до входа в кафе «Кайынаш» в Тюнгуре.

 

 


Фото 38. У Кучерлинского озера. Слева направо: Евгений Талапин,
Денис Трамтаев, Владимир Голубин, Александр Бутырин.
До кафе «Кайынаш» - ещё немного.

 

6.12. Точки, определённые на маршруте GPS -навигатором

(формат WGS 84)

Таблица 4.

Имя точки

Координаты

Высота, м

KUZUYAK

50.116504, 86.411315

1525

CAMP01

50.073444, 86.474395

1111

CAMP02

49.977214, 86.525260

1579

CAMP03

49.878963, 86.554962

2113

CAMP04

49.830707, 86.586608

3000

CAMP05

49.821445, 86.624282

3215

CAMP07

49.808559, 86.645011

3697

G _ KOREA

49.810173, 86.649055

3843

TUR1953

49.812221, 86.653724

3731

CAMP10

49.811985, 86.660087

3600

CAMP11

49.830799, 86.641502

2729

CAMP12

49.821880, 86.623024

3228

CAMP13

49.799617, 86.598449

3905

CAMP14

49.804504, 86.582565

4020

BELUHINSKY

49.802761, 86.590362

4294

BELUHUPTUR

49.807098, 86.590126

4508

LUBZHENTUR

49.805736, 86.571914

4314

CAMP19

49.811832, 86.539993

3880

20LETOCT

49.815860, 86.524902

4168

CAMP20

49.816570, 86.505569

3383

CAMP21

49.839267, 86.418655

1788

CAMP22

50.034557, 86.382080

1153

 

Лирическое отступление 3

Материал, изложенный в Лирическом отступлении 1 («Всплеск исторического мышления на фоне гор, вызванный ржавой банкой с запиской»), лёг в основу публикаций, как в российской («ЭКС», № 43), так и местной («Наша городская газета», № 39) прессе.

Как выяснилось, народ газеты читает…

В середине октября раздался звонок. С того конца провода представились:

- Усталов Сергей Вениаминович, брат того самого Усталова В.В. (Владимира Вениаминовича), который участвовал в альпинистской экспедиции ВЦСПС 1953 г. и был в отряде первовосходителей на Героическую Корею.

Мир оказался тесен: Усталов Сергей Вениаминович живёт в Кировграде, Усталов Владимир Вениаминович – славо Богу, жив и здоров, живёт в Екатеринбурге…

«Всплеск исторического мышления на фоне гор, вызванный ржавой банкой с запиской» породил новый всплеск исторического мышления, вызванный телефонным звонком…

7. МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

7.1. Снаряжение личное общепоходное

Таблица 5.

Наименование

Количество, шт.

Вес, кг.

1.

Рюкзак «Манарага»

1

1,8

2.

Коврик

1

0,3

3.

Спальный мешок пуховый « BASK »

1

1,5

4.

Куртка пуховая « BASK »

1

1, 45

5.

Штормовой костюм (анарака, брюки)

1 комплект

0,5

6.

Костюм спортивный

1 комплект

0,8

7.

Свитер легкий

1

0,35

8.

Рубашка с длинными рукавами

2

0,2

9.

Футболка с короткими рукавами

1

0,1

10.

Шапочка шерстяная

1

0,1

11.

Панама от солнца

1

0,1

12.

Плавки повседневные

3

0,3

13.

Плавки купальные

1

0,1

14.

Шорты

1

0,1

15.

Перчатки а) утепленные

б) х/б

1

2

0,2

0,2

16.

Накидка от дождя

1

0,3

17.

Ботинки «Koflach»

1 пара

2,7

18.

Фонарики для ботинок

1 пара

0,2

19.

Кроссовки

1 пара

0,7

20.

Носки а) шерстяные тонкие

б) полушерстяные толстые

в) х/б тонкие

3 пары

4 пары

4 пары

 

0,9

21.

Туалетные принадлежности

1 комплект

0,2

22.

Посуда, нож

1 комплект

0,4

23.

Индивидуальный пакет

1 комплект

0,2

24.

Фонарик

1

0,1

25.

Спички в герметичной упаковке

2

0,1

26.

Туалетная бумага

1 рулон

0,1

27.

Записная книжка, ручка

1 комплект

0,1

28.

Носовой платок

2

0,1

29.

Фляжка

1

0,1

30.

Мешок для заброски

1

0,2

 

ИТОГО:

 

1 4 ,5

 

Из них в рюкзаке было примерно:

 

11,0

   

7.2. Снаряжение личное специальное

Наименование

Количество, шт.

Вес, кг.

1.

Система страховочная

1 комплект

1,0

2.

Карабины альпинистские

7

0,6

3.

Пруссик для самостраховки

1

0,2

4.

Рукавицы брезентовые

1 пара

0,2

5.

Каска «Petzl Ecrin Roc»

1

0,5

6.

Ледоруб (айсбайль)

1

1,0

7.

Ледовые крючья «УЭХК»

4

0,4

8.

Кошки

1 пара

1,0

9.

Спусковое устройство

1

0,1

10.

Палки телескопические «Salewa»

1 пара

0,5

11.

Жумар «Альтурс»

1

0,1

12.

Очки солнцезащитные

1

0,2

 

ИТОГО:

5,8

 

7.3. Снаряжение командное общепоходное

Таблица 7.

Наименование

Количество, шт.

Вес, кг.

1.

Палатка «Памирка»

1

3,2

2.

Палатка каркасная

1

2,8

3.

Тент

2

2,9

4.

Газовая горелка

1

0,4

5.

Газ

7 баллонов

5,25

6.

Лопата снежная

1

0,6

7.

Автоклав (3 л.)

1

0,65

8.

Кастрюля (3 л.)

1

0,6

9.

Поварешка

1

0,1

10.

Термометр

1

0,05

11.

Фотоаппарат с элементами питания

2 комплекта

1,4

12.

GPS- навигатор

1

0,2

13.

Документы

1 комплект

0,3

14.

Аптека

1 комплект

1,3

15.

Ремонтный набор

1 комплект

1,4

 

ИТОГО:

 

21,15

 

 

7.4. Снаряжение командное специальное

Таблица 8.

Наименование

Количество, шт.

Вес, кг.

1.

Веревка основная 40 м.

3

10,0

2.

Веревка расходная

1 комплект

0,5

3.

Крючья скальные

9

0,5

 

ИТОГО:

 

11,0

 

7.5. Продукты питания

Продукты питания были разделены на две категории: общественные и личные.

Общественные продукты обеспечивали участников горячим питанием. В этот перечень входили стандартный набор круп, мучные изделия, специи, тушенка, бульоны, масло топленое, чай, какао, кофе и т.д. Общий вес общественных продуктов составил 29,0 кг.

Личные продукты обеспечивали личные потребности каждого участника в перекусах, сладостях и деликатесах. Примерный перечень личных продуктов представлен в таблице 9.

Таблица 9.

Наименование

Вес, кг.

1.

Сухари

1,0

2.

Печенье

1,0

3.

Колбаса копченая

1,0

4.

Сало

0,5

5.

Сахар

1,0

6.

Конфеты

1,5

7.

Сыр

0,5

8.

Сухие напитки

0,3

 

ИТОГО:

6,8

Таким образом, общий вес продуктов составлял 63,0 кг., т.е. 548 гр. сухих продуктов на человека в день.

7.6. Весовые характеристики груза

Таблица 10.

Наименование

На 1 чел., кг.

На 5 чел., кг.

1.

Снаряжение личное общепоходное

11,0

55,0

2.

Снаряжение личное специальное

5,8

29,0

3.

Снаряжение командное общепоходное

4,23

21,15

4.

Снаряжение командное специальное

2,2

11,0

5.

Продукты общественные

5,8

29,0

6.

Продукты личные

6,8

34,0

ИТОГО:

35,83

179,15

 

 

8. СМЕТА РАСХОДОВ

Таблица 11.

Наименование

На 1 чел., руб.

На 5 чел., руб.

1.

Транспортные расходы

 

 

1.1.

Екатеринбург - Новосибирск

поезд № 030

 

1 340,2

 

6 701,0

1.2.

Новосибирск - Барнаул

микроавтобус (включая багаж)

 

400,0

 

2 000,0

1.3.

Барнаул - Горно-Алтайск - Тюнгур микроавтобус

 

1 200,0

 

6 000,0

1.4.

Тюнгур - Бийск

микроавтобус

 

800,0

 

4 000,0

1.5.

Бийск - Барнаул

микроавтобус (включая багаж)

 

208,8

 

1 044,0

1.6.

Барнаул – Новосибирск

автобус (включая багаж)

 

264,0

 

1 320,0

1.7.

Новосибирск - Екатеринбург

поезд № 437

 

832,3

 

4 161,5

2.

Питание (110 руб. × 29 дн.)

3 190,0

15 950,0

 

ИТОГО:

8 235,3

41 176,5

 

9. ЛИТЕРАТУРА

 

1. Высокогорные перевалы: Перечень классифицированных перевалов высокогорных районов СССР /Сост. Л.Б. Директор. - М.: Профиздат, 1990.

2. Высокогорные перевалы: Перечень классифицированных перевалов /

Под ред. А.В. Джулия. - М.: Туристско-спортивный союз России, 2001.

3. Классификация маршрутов на горные вершины. – 2-е изд., перераб. - М.: Издатель И.В. Балабанов. 1999.

4. Побежденные вершины. Год 1954. Ежегодник советского альпинизма. /

Под ред. Е.Д. Симонова. - М.: Гос. изд-во геогр. лит-ры, 1957.

 

 


Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2016 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100