Автор: Ларин Алексей, г. Минск

Мемуары по Новому году

Снежно-ледовая «двойка» на в.Курмычи (4050 м),
хребет Адыл-Су. Вид со стороны пиков МНР.

Солнце, сколько солнца оказывается бывает в этом мире! Оно немилосердно жжет через лобовое стекло потертой «копейки» Магомета и, кажется, что вернулся на несколько месяцев назад в лето, и странно выглядят редкие проплешины снега на полях и Баксан в виде спокойной чистой речушки…

А начиналось все как обычно – суета-суета-суета с короткими вспышками раздражения, тяжелыми предчувствиями, уговорами, договорами и, даже на каком-то этапе, спорами с членами нашей «спортивной группы» - кто, куда, когда, на сколько и, самое главное, зачем… Все это усугублялось отсутствием хорошей погоды в Беларуси, прогнозируемыми суровыми снегопадами в Приэльбрусье и нестабильным положением на рабочих местах потенциальных добровольцев.

Да и на душе было неспокойно – все-таки первый самостоятельный зимний выезд…

Первый прогнозируемый сюрприз выдала команда – из четырех человек смогли поехать только двое, ну 50% - это тоже результат. Что ж, не судьба этой зимой походить вместе. Подкорректировав мотивацию и снизив планку решили, что мы едем отдыхать, да и походить в двойке будет полезно, если отдых не нарушит планы.

Вторым сюрпризом стало расписание поездов – раз в четыре дня, вместо через день. Сэтим тоже справились достаточно радикально – выезжаем 31 декабря в 19.19. И вот:

01.01.07 В вагоне 8 человек. Тихо. Свежеотпраздновавший украинский пограничник спрашивает, подозрительно зорко вглядываясь в мой паспорт и крепко придерживаясь за перегородку: «Ну и какая была необходимость ехать на Новый год?» А я знаю?...

02.01.07 Магомет встретил, довез, солнышко - на поляне Азау аншлаг, народ, машины, автобусы, лыжи и хычины вперемешку от самого въезда и, такое впечатление, до самых «Бочек». Но нам не сюда, мы тут проездом, слава Богу – Адыл-Су – туда нам надо. Лесники уступили нам свой кош, как они его назвали, с печкой-буржуйкой и двумя топчанами – супер – можно жить и радоваться. Все по плану – сбегали зарегистрировались в Шхельдинский КСС, раскидали барахло и еще успели немного погулять по окрестностям… Встретили ребят, которые сегодня спустились с перевала ВЦСПС («вэцэпс», как его стильно зовут россияне). Они сходили ледовую «двойку», которую и мы заявили, говорят, нормально все… Посмотрим.

03.01.07 С утра бегал в «Саклю» (это на развилке ущелий Баксан и Адыл-Су - прим.ред.) за погранпропуском, кстати, вчера никого не нашли в паспортно-визовой службе (что неудивительно). Пропуск забрал и мы быстрым маршем ушли на «Зеленую гостиницу» - акклиматизационный выход. Путешествие по замерзшей речке – красота, хотя и скользко до чертиков. Там, где летом приходилось совершать замысловатые телодвижения, чтобы не улететь в бешенно ревущий поток, теперь голубоватый лед, тишь и гладь… такая, что иногда хочется кошки нацепить. За последним взлетом пошел снежок, подул ветерок, тропа куда-то пропала и появился снег выше колена, который до этого практически не мешал. Дотопали до базы гляциологов уже в пургу средней силы. Попили чайку в гостях у неизвестных (куча снаряжа внутри станции указывала на то, что они где-то рядом, но ни человека не увидели) и побрели восвояси поминутно оглядываясь – вдруг какой абориген из сугроба выглянет…

04.01.07 Акклиматизационный выход номер два на ледник Кашкаташ. Сходили, полазили немного по льду (ледовая «двойка» ждет!), у Оли разболелась голова, она провалилась на траверсе в закрытую трещинку, все обошлось, чай и вниз… С нами вместе шли москвичи, сравнили темп – мы однозначно быстрее… Есть надежда на частично сохранившуюся аклему после лета – как-то все подозрительно легко.

Ночевка прд перевалом ВЦСПС.

05.01.07 Вышли под перевал ВЦСПС. Легкость оказалась не более чем иллюзией. Хорошо помню как рубили вверх летом и вот этот жалкий ишак с языком на плече, который норовит остановиться через каждые двадцать шагов – я? Мда… может, надо было еще денек пониже погулять… Подходы опять совпали с какой-то командой (двойкой). Догнали и обогнали не спеша. В награду получили индивидуально вырытую в наддуве пещерку между нижними стоянками и самим перевалом (суровый спасун Саша Коляс советовал стоять на стоянках поближе к МНРам, ребята, с которыми говорили раньше – на нижних, а мы встали посерединке), немного ее расширили, вырыли рядом «шхельду» и тут выключили солнце. Палатку ставили уже в сумерках.

Вслед за этим наступил черед полутрагическим событиям. Забыв курс физики и химии за среднюю школу, равно не обладая могучим опытом (а также списывая все свое тупоумие на горняшку и агрессивную среду) мы с Олей чуть не задохнулись в наглухо закупоренной палатке углекислым газом. Недоразумение разрешилось, когда испытуемые находились уже в полуобморочном и полупаническом состоянии – Оля просто открыла дверь, чтобы прогуляться и наступило избавление. Сон был глубокий и мирный.

На маршруте 2Б на Курмычи.

06.01.07 Утром главной трудностью стало заставить себя вылезти из спальника и совершить акт переодевания. Палатка изнутри обмерзла и при малейшем движении сверху шел персональный снегопад. Вышли в начале восьмого. К девяти были под маршрутом. Оделись, полезли. Шлось достаточно легко, правее нас и параллельно шла четверка ребят. Начали мы одновременно. Даже немного пропустили их вперед, но двойка есть двойка, тем более, мы шли одновременно, страхуясь через ледобуры, благо «двоешный» рельеф позволял. Вот и гребень – на нем, как предостережение дыра от провалившегося тела – аккуратно – под фирном могут быть трещины. Фу… прошли. Траверс в направлении вершины и вот уж и она – какая-то иконка на стойке… не совсем понятно, ну, ладно – все равно вершина. Меняем записку, собираем ненужное барахло в рюкзак и валим вниз. Разгар дня, солнце, погода аж поет, слетаем вниз, варим королевский ужин с консервированной рыбой и овощами и ложимся спать – завтра «двойка бэ» по МНРам. Вылажу на улицу – луна, как огромный фонарь, еле видные звезды, лепота. Но уже холодает. Внизу, метрах в ста под нами по вертикале раскинулись нижие стоянки. Там, как инопланетные корабли, светятся в ночи теплым светом целый палаточный городок – в этом году в Адыл-Су очень много ходячего народа… Часов в 9-10 ночи уже сквозь сон слышу печальное позвякивание мороженного железа по камням. Ближе, ближе, вот звуки стали удаляться – повалили альпинеры вниз. Неужто наши соседи с маршрута возвращаются? Спаааать.

Ольга на вершине Курмычи (4050 м).

07.01.07 Уже начинаю привыкать к судорожному усилию воли по выковыриванию из спальника. Нас всего двое и кому-то же надо это делать, а Оля забыла теплые перчатки внизу. А варежками много ли наработаешь? Да и девушка, жалко…Короче, вылажу. Снег топить, чай заваривать, кашу кушать – заиндивевший рюкзак с вечера ждет у входа. Погода опять хороша – практически полный штиль. Идется заметно легче, если сравнивать со вчерашним днем – ледобуры остались в палатке, всего пара закладок и пара крючьев… да и они на двойку… к чему? Подошли гуляючи, и я, в приступе эйфории (ну, высота все-таки), решил, что мы до перемычки дойдем блицкригом. Ага, дошли… Кошки и палки приткнули в более-менее приличном месте, рюкзак вывесили уже совсем в неприличном, так как маршрут начался резко и круто глубоким камином с траверсом по мелким зацепам направо (я еще не занимался до этого скалолазаньем в пластиковых «Трезетах» и опыт был волнующий). Вылезли с разными прибаутками под предвершинный гребень (с провалом!) Оле этот маршрут нравился все меньше, потому что и закладки я там пару раз положил и крючья раза три бил и даж френду заложил в самый веселый момент… Странная «двойка» какая-то… После преодоления провала (в лоб не получилось, пошли траверс над стенкой!!!) вышли под вершину и на нее (даж крюк не били – какой-то сердобльный восходитель свой оставил). Опять какая-то заготовка под иконку, самой нет, надо полагать, сорвало ветром. Меняем записку, чая нет – рюкзак где-то под нами неприлично болтается и вниз. Оле хорошо – я ее отправил на полную веревку дюльфером, а мне на сорокаметровую стенку «полтиника» ну никак не хватает, чтоб на сдвоенной уйти. А второую веревку я не брал – вес экономил. В итоге наблюдал снизу свою петлю на выступе – оставил потомкам – хорошо висит, живописно. Зато сами мы поспешили вниз – свои пожитки по маршруту развешенные собирать. Оля даже свои очки нашла, которые у нее от напряжения с каски слезли в самом начале маршрута. Пришли домой и по заведенной программе – палатку поставить, снега натопить, поесть, попить и спать. Вечерняя программа также без изменений – лунища, звезды, мороз. Правда, мороз как-то покрепчал – пришлось пуховку натягивать и капюшон застегивать. Но грело то,что завтра вниз можно идти – обязательную программу откатали.

Автор перед спуском вниз
с перевала ВЦСПС.

08.01.07 Утро. По канту палатки разгорается червоно-золотая полоска – солнце встает над нашим сугробом. Я вылез за снегом и тут услышал грохот – выбежал (вот до чего акклиматизация дошла!) на гребень нашего сугроба – так и есть – идет лавина со склона Уллукары – красиво и страшно. На безопасном расстоянии материализуются мои самые хмурые опасения. Позавтракали, перебрали и разобрали снаряж, вещи, сняли палатку – все упаковали –спускаемся вниз.

Пока спускались, пока шли в КСС сниматься с учета, крепла мысль, что на этот выход достаточно подвигов – все как-то гладко и красиво получалось. Правда, меня точила мысль зимнего Эльбруса, но волевым усилием и здравым обсуждением ситуации с напарником мы эту идею подавили как незрелую и преждевременную.

Вот таким образом, собрав вещи, попрощавшись с лесниками и порадовав напоследок Магомета неожиданным вызовом, мы оказались в купейном вагоне поезда №145 Кисловодск-Минск 9 января вместо тринадцатого.

Конечно, сходить две «двойки» невелика заслуга, но дело ведь не только в спортивном аспекте. Мы выполнили поставленную перед собой задачу – отдохнули, увидели снег и солнце, посмотрели на зимний Кавказ, равно как попробовали себя на зимнем льду и скалах и, верю, заложили основу для будущих зимних и летних выездов в этот район.