Автор: Евгений Тростянецкий, г. Севастополь

Эльбрус с севера. Нетрадиционный путь

Восхождение совершено летом 2006 года. Минеральные источники Джилы-Су - перевал Балк-Баши - ледник Уллучиран, далее - в направлении кулуара (примерно 3А в зависимости от состояния снега, льда и трещин).
Маршрут может рассматриваться как интересная альтернатива более популярному и простому пути подъема на западную подушку Эльбруса через "Утюг".

Эльбрус... притягательный, манящий, подаривший многим людям счастье, и, в то же время фатальный, для тех кто так и не пришел с вершины.
Предыдущие две попытки покорения, так и не увенчались успехом.
Вершины Баксанской долины, Безенги, горы Крыма не могли заменить этой красивейшей вершины Кавказа.
Девятого сентября, в 00:20 , сонный вагон, полу-трезвые проводники, и боковые полки поезда Симферополь – Кисловодск, мирно встретили своих пассажиров. Поход начался!!!
Запланированный поход по Домбаю, с восхождением на Эрцог, лопнул, вместе с нашими героическими планами , и нам пришлось накупить пива, загрузиться в «Газель» и направиться в долину Кичкинекола. Руководитель похода - Сергей Гурьянович, предложил прогуляться через пару-тройку перевалов, а оставшееся время посвятить Эльбрусу.

Добросовестно выполнив программу «минимум» и оставив половину похода позади, мы вернулись к месту заброски- нарзановые курорты- Джылы - Суу. Благополучно оставив заброску, под навесом в коше, у очень гостеприимных хозяев, мы занялись обсуждением планов на предстоящее время.
Поскольку в составе группы присутствовали представители слабого пола, было принято отправить часть ихнего коллектива не самым легким путем – по долине реки Худес. В поддержку им, были отданы лучшие мужские резервы. Нас осталось пятеро: руководитель- Ильиных Сергей Гурьянович, Воронов Александр, Воронова Татьяна, Овчаренко Александр, Тростянецкий Евгений.
Пообедав и смерившись с потерей резервов, мы решили выдвигаться наверх, на перевал Балк-баши. Пройдя около двух часов крутизна подьема оказалась по-видимому выше крутизны участников, которые в предвкушении ужина и лечебного спирта, суетливо начали устанавливать палатки на первой попавшейся поляне.
Утро порадовало нас свежим снегом, и морозной погодой, ну и, конечно, незабываемо-вкусной кашей в исполнении дежурных.

На перевале самочувствие и настроение у всех было отличное. Зато после спуска под перевал, Саша сообщил, что его «колбасит», и я предложил ему, в качестве лекарства, сходить на противоположный ледник, и пролезть пару сераков, убедив его что это принесет положительный результат. После героического восхождения на серак, высотой 4 метра, состояние Александра не улучшилось.

На следующий день, 18 сентября, было решено пересечь ледник Уллучиран, траверсировать Северные поля, и действовать далее в зависимости от погоды: либо идти на вершину с Северного приюта, либо спускаться вниз, на нарзаны.

Снега было много, и погода была теплая, поэтому по мере того как солнце поднималось все выше и выше, скорость нашего передвижения становилась все ниже и ниже. Поэтому к моменту выхода на начало северных полей никакого желания идти по ним не было, снег раскис, и пахать по нему целый день – удовольствие спецефическое. К тому же все единодушно проголосовали в пользу западной вершины, променяв мокрый снег северных полей, на нечто неопределенное.

Присмотрев хороший кулуар, с большими и толстыми… сераками , и убедив себя в том что мы не ищем легких путей, было принято решение подниматься именно по нему. Погода вроде устоялась, на небе ни облачка, эх была - не была!!! Судя по всему, по пути этому мало кто ходил, описания, естественно, не было, да и путь подъема просматривался не до конца, верхнюю часть ледового склона пересекали две больших трещины, которые вместе с предполагаемым маршрутом, терялись где-то за ледопадом. Авось…

Первые две сотни метров приходилось топтать ступени, а кулуар постепенно набирал крутизну. Мы связались, одели кошки, ну все как полагается, приготовились морально.

Саша Овчаренко ломанулся вверх, и когда мы его догнали, оказалось что добрая половина кулуара героически пройдена.
Выбрав удобное место немного передохнули, и по-моему что-то даже съели, точно не помню. Но фотографировали точно.

После двух часов движения по кулуару, оказалось, что кулуар не такой короткий как казался, да в добавок к этому, еще и не такой пологий.
В верхней его части, даже пришлось пройти на передних зубьях, и инструмент помог. Трещины которые снизу не проглядывались, оказались проходимыми, и были наполовину забиты снегом. Добравшись до одной из них, веревка закончилась. Пришлось "строить" базу из подручных средств: долго раскапывал слоистый лед, слой за слоем. Докопавшись до хорошего льда, закрутил буры, закрепил перила, и в ожидании остальных принялся фотографировать окрестности.

Потом еще одни перила, и плохой лед, и все такое же мужественное настроение у участников, и женственное у участницы.

Наконец выбрались на ровную поверхность: время вечернее, солнцу скоро садиться, а местность незнакомая, западная подушка где-то далеко на горизонте. Ммм-да…
Расстояния на Эльбрусе воспринимаются как-то иначе, вот и мы, «клюнув» на эту удочку выползли не совсем туда.
Немного оглядевшись, нашли довольно неплохую мульду, с красивым видом, и почти ровной площадкой под палатки, впрочем на ее доработку у нас потребовалось около часа. Поужинав, и проработав стратегию на день грядущий, мы быстро заснули под монотонный храп друг друга.
Проснулись довольно рано, китайская девочка из «говорящего будильника», с присущим ей китайско-чукотским акцентом сообщила: « тетыре тяса утра, температура минус два градуса.»
Кожаные ботинки, оставленные внутри палатки, вымерзли настолько, что для того чтобы одеть хоть один, надо было пройти полный курс камасутры, поэтому их рехтовка заняла у нас некоторое время.

Наверное не найдется подходящих слов, чтобы описать буйство красок, которыми изобилует Эльбрус на рассвете.
Это один из тех моментов, которые откладываются в памяти человека на всю жизнь, моменты радости, счастья и восторга!!!

Девятнадцатое сентября, высота около 4500, а мы неспеша пакуем рюкзаки, и готовимся к выходу. На небе – ни облачка, пока погода нам сопутствует, надо идти на вершину, а до западной подушки, с которой все обычно ходят на вершину, пахать и пахать. Траверсом.
В шесть часов утра состоялся выход. Путь до западной подушки представляет собой закрытый ледник, поэтому идти пришлось в связках.
Утреннюю тишину нарушил ледовый обвал, с подушки, в сторону перевала Балк-баши. Жуткое зрелище. В целом, на траверс, у нас ушло около двух, с половиной часов. Было решено разбить лагерь на леднике между подушкой, и западным склоном , и в этот же день идти на вершину.
В составе пяти человек, в десять утра, съев второй завтрак из «озверина» (мед с грецкими орехами и курагой) закинув все барахло в одну палатку, и взяв с собой пару веревок на всякий случай, мы вышли на вершину. На высоте около 5200 трое решили вернуться в лагерь.

Идти становилось все тяжелее и тяжелее, и до вершины, вроде рукой подать, только бы здоровья хватило, а терпения становилось все меньше. Наконец преодолев в лоб, на четвереньках несколько скальных выходов, перед нами открылась долгожданная вершина. Время было 15:30.
Быстро сфотографировавшись, и обменявшись впечатлениями мы побежали вниз.
Из-за резкого сброса высоты, горняшка дала о себе знать: сильно болела голова, ноги не слушались. По пути вниз подобрал, брошенную мною, в качестве балласта, бухту веревки.

Спуск длился, как мне казалось, очень долго. Вот уже солнце садится, а до палаток, по высоте, еще метров четыреста. Кое – как доковылял, хорошо чай уже был горячий, и ужин подоспел. На следующий день голова болела ужасно, и идти, а уж тем более, дюльферять никак не хотелось. Чудо фармацевтической промышленности с названием «Темпалгин» быстро спас мое положение.

Со стороны Пятигорска надвигался фронт, который не предвещал ничего хорошего, поэтому пришлось быстренько паковать вещи, и бежать вниз. Спуск представлял собой огромный желоб между ледопадом и скальным массивом, с многочисленными закрытыми трещинами, следами от лавин, камнепадов и ледовых обвалов. Слева – сераки разных форм и размеров, многие из которых очень страшно нависали, справа – стена, сложенная вулканическими породами, с огромными ледовыми карнизами – все это создавало волшебное ощущение, от которого хотелось спускаться еще быстрее.

По ходу спуска пришлось исследовать внутреннее строение нескольких «расходящихся» трещин, которым пришлось услышать много ругательных слов, в свой адрес. Время шло, и солнце уже освещало ледовые карнизы, свисающие со скального отрога, а ловить камни башкой, занятие не из приятных. Поэтому в нижней части ледопада пришлось уйти влево, подальше от скал, но ближе к серакам. Путь в этом месте хоть и казался более сложным, зато был объективно безопаснее. В нижней части, ледник переходил в небольшой сброс, так что пришлось кинуть еще один дюльфер, который был закреплен через ледовую проушину. Вообще на случай, если проушину сделать не представлялось возможным, а самовыверт был неудобен, - у нас имелось «ноу-хау», изобретенное руководителем, так называемые клинья. Клинья были сделаны из тридцатого, или сорокового дюралевого профиля-уголка, длиной около двадцати сантиметров, на краях которого были сделаны зазубрины, а на конце клина было просверлено отверстие, с петлей, для закрепления веревки. Такой клин забивался в отверстие от ледобура, а зазубрины, препятствовали выскакиванию клина. Последний дюльфер, «спустил» нас на ледник Уллучиран, на котором, мы наконец-то смогли ощутить себя в безопасности. Через полчаса, мы уже были на стоянках под перевалом Балк-баши, где плотно пообедали, и, перебинтовав голень руководителя, пробитую кошкой, при падении в трещину,- поздравили друг друга с великолепным восхождением.

Решили, что ночевать будем только на Джылы-Су, и, полные энтузиазма, поспешили вверх на перевал. Через три часа, уставшие, но счастливые, мы спустились на Нарзановые курорты. Ночевать решили в так называемой, гостинице Джылы-Суу. Экзотики знаете-ли захотелось. Администрация гостиницы, которая уже съехала на зимние квартиры, по-видимому тоже была не против.
Извлеченные из заброски продукты, дали нам возможность устроить шикарный ужин, а спирт, разбавленный в оптимальных пропорциях, с талыми водами со склонов Эльбруса, гармонично дополнил и без того душевную и веселую компанию. Голова на утро не болела.
На следующий день,мы приняли радоновые ванны, излечив себя от кучи заболеваний, которые были указаны на черной нплите, со списком всех погребенных в этом месте болезней, и двинулись вниз по долине.
Заночевали, недоходя до Хурзука, недалеко от той поляны, где несколько дней назад, встретили Мариупольцев, а рано утром, немного проспав, выполнили марш – бросок к автобусу, и чуть не опоздали.
А дальше – как обычно: приезд в Карачаевск, поход по магазинам в поисках сувениров, обед с перееданием, в местном кафе, и живое «Карачаевскре пиво».

В обед мы встретились, со второй половиной нашей группы, которая прошла по долине реки Худес. Обменявшись свежими впечатлениями, и наняв Газель, мы направились на Карачаевский пивзавод, где приобрели несколько ящиков пива в дорогу, что гарантировало нам душевный проезд до Невинномысска, под веселые Карачаево-Черкесские песни, и шутки товарищей. Вспомнились слова из песни Юрия Визбора: «Мы навсегда сохраним, в сердце своем этот край».
Хотелось сказать спасибо всем, с кем посчастливилось вместе ходить по Кавказу, за отличную душевную компанию, хорошее настроение, и жизненную энергию настоящих людей.

P.S
Маршрут не сложный, может быть оценен как 3А, его сложность зависит от состояния снега/льда в ледовом кулуаре, перед выходом на траверс к подушке. Трещины в кулуаре, в нижней и средней части отсутствуют, и наблюдаются только в его верхней части.
Объективную опасность на траверсе и на спуске, представляет закрытый ледник, изобилующий множеством трещин, и возможность падения камней/льда в нижней части спуска.
В целом, маршрут достаточно логичный и интересный, и может быть рассмотрен как альтернатива подъему через "Утюг", на западную подушку Эльбруса.