Люди и горы > Люди >

Жизнь и лазание Тодда Скиннера

Окончание
Начало читайте здесь

«Когда приходит время умирать, не уподобляйтесь тем, чьи сердца переполнены страхом смерти настолько, что когда настает их смертный час, они слабеют и умоляют о хотя бы короткой отсрочке, что бы прожить жизнь сначала и по-другому. Пойте спокойно свою песню смерти и умирайте как герой, возвращающийся домой.»
- Текумсе, (Вождь шауни)

Фото: Tyler Stableford
climbing.com
Это мудрейшее изречение из книги, которую читал Тодд, о которой он говорил Steve Petro… в самый последний свой разговор с ним, в конце июля.

Тодд был другом каждому, кто приходил к нему с добром. Он знал способ, как дать почувствовать каждому, что он – желанный гость. Его искренний интерес к любым начинаниям, сердечная поддержка делали его чрезвычайно притягательной личностью. Он радовался за скалолазные успехи других не меньше, чем за свои собственные.
Нам посчастливилось быть лично знакомыми с Тоддом и лазать с ним, слушать его нескончаемые истории и вместе смеяться над ними. Несмотря на то, что мы знали друг друга больше, чем 20 лет, всегда приятно находится в обществе лучших друзей. Тодд определил Steve и меня как «счастливый семейный союз» :-) 17 лет назад.

Каждый из тех, кому хоть когда-нибудь оказывали спонсорскую поддержку, в неоплатном долгу перед Тоддом. Он был отцом спонсорства в Америке, потому был первым человеком, представившим спонсорскую концепцию американским скалолазным компаниям. Он оказывал поддержку очень многим, когда был жив, и, можно сказать, всем, кто сейчас опирается на его опыт. Мне кажется, что мы часто забываем о том, сколько разнообразных возможностей предоставлено нам благодаря разным людям.

Больше, чем за огромные заряды бодрости и моральную поддержку, больше чем за его трассы и мировоззрение, его великодушие, истории, и ещё много всего, я помню его за юмористическое отношение к окружающему миру. Он слышится мне смеющимся, даже сейчас.

— LISA GNADE

60 дней своей жизни я провела в палатке… 30 из них – в палатке, закрепленной на высоте 18000 футов на Trango Tower с Тоддом Скиннером. Я помню, что, когда мы оказались запертыми в этой палатке как в ловушке во время 9-дневной бури, когда стена над нами покрылась льдом и большая часть экспедиций в Каракорум вернулась обратно в Baltoro, Тодд написал на стене нашей палатки: «Необходимо изгнать тьму до того, как она поглотит день!» Это – иллюстрация той настойчивости Тодда, которая через пару недель привела нас на вершину. Люди, занимающиеся свободным лазанием на больших стенах, навсегда обязаны Тодду за его бесподобную решительность и за тот образ, который он принес в спорт.

Иногда мне случается бывать в тех местах, где раньше мы были вместе с Тоддом и сталкиваться с теми же людьми, с которыми мы встречались раньше… и, как пастух из Samburu на севере Кении, так и гид из Balti в Карокарумах, первым делом спрашивают: «Ну что, как Тодд?» Он заботился о людях, встречавшихся на его пути. Он всегда старался отдавать больше, чем брать. Никогда не настанет время, когда бы я за целый день ни разу не вспомнила о Тодде Скиннере. Память о нем будет жить в его замечательной семье и детях, во всех нас, кто знал его живым.

— BOBBY MODEL

Я познакомился с Тоддом больше 20 лет назад, когда они с Beth Wald занимались тем, что путешествовали по стране, переезжая с одной скалы на другую. С тех пор наши пути пересекались много раз, в самых разнообразных частях света, включая сюда совместную экспедицию во Вьетнам в 1996 году. Последний раз я вживую видел Тодда прошлым летом на Международном Скальном Фестивале в Lander, где он любезно помог мне организовать презентацию в местном зале. Этим летом Тодд звонил мне, что бы пригласить меня с Оуэном в Lander, полазать на потайных известняковых скалках недалеко от его дома, пообщаться с тремя его детьми и их няней, которые могут развеселить кого угодно. К сожалению, я тогда никак не мог приехать к нему.

Независимо от обстоятельств и места, общение с Тоддом всегда было для меня удовольствием. Он был удивительно светлой личностью, всегда готовой поддержать и ободрить каждого, кто находился с ним рядом. Перед его улыбкой невозможно было устоять, она очаровывала. Тодд приходил ко мне в гости несколько дней спустя после рождения моего сына, и я был поражен любовью, дружеской и родительской, которую он излучал.

Он был по-настоящему яркой личностью в скалолазании, одним из первых скалолазов, которые сделали лазание делом своей жизни. Тодд поразил мир своей новаторской техникой и первопрохождениями маршрутов по всему миру – от болдрингов в Hueco Tanks до альпинистских стен на Trango Tower в Пакистане. Его первовосхождение на Salathé Wall на El Cap (с Paul Piana) в 1988 году дало начало новой эпохе в развитии свободного лазания в Йосемити.

Тодд был талантливым оратором. Он мог заставить полный зал людей лежать от хохота, а в следующий момент – замирать на местах от восхищения, но, что самое примечательное, он мог вдохновить каждого, заставить поверить в то, что при достаточном желании, упорстве, трудолюбии – возможно все. Этот мир стал лучше благодаря Тодду, и он никогда не будет забыт теми, чьих жизней он когда-либо коснулся.