Автор: Андрей Абрамов, г. Донецк

Кавказ 2005: вокруг Эльбруса или Черкессия-Кабарда

Читайте на Mountain.RU статьи Андрея Абрамова:
По льдам и снегам высокогорного Кавказа
27 июля 2005 года группа донецких горных туристов-альпинистов молодежной организации «АСГАРД», состоящая из 11 человек отправилась покорять горы Кавказа.

Состав группы:

Поступаев Андрей – руководитель
Абрамов Сергей – зам. руководителя, замыкающий
Давиденко Андрей – фотограф, связист
Абрамов Андрей – информационное обеспечение, ответственный за веревочное снаряжение
Поступаева Оля – врач
Косилов Сергей – картограф-травник
Шпак Дмитрий – завхоз
Афонов Игорь – зам. завхоза
Мась Сергей – фотограф-разведчик
Златокрылец Ярослав – ответственный за скальное снаряжение
Зименко Николай – ответственный за ледовое снаряжение

Маршрут похода проходил вокруг главной вершины Европы – Эльбруса, по территории двух кавказских республик – Карачаево-Черкессии и Кабардино-Балкарии. Цель спортивного похода – пройти по второй горной категории сложности и конечно оздоровиться, набраться сил и т.д. Забегая вперед, скажу, что «двойки» сделано не было, но зато было немало экстремального, интересного и неожиданного.

А начиналось все так… В 2 часа ночи 28 июля на поезде Киев-Кисловодск мы прибыли в город Невиномысск. Немного посидев и подремав на вокзале, сели в дизель, который привез нас в столицу Карачаево-Черкессии – город Черкесск. Уже на вокзале нас встретили местные таксисты-водилы, с одним из них мы договорились о доставке нас на начало маршрута – в поселок Хурзук. Зарегистрировавшись в МЧС и у пограничников, мы поехали в горы (Таксисты на вокзале знают адреса МЧС и «погранцов», и время их работы. Регистрация пограничного пропуска может занять немало времени, поэтому рекомендую группам, которые проходят регистрацию в Черкесске, сразу направить своего человека с паспортами, маршрутной книжкой и другими документами в погранчасть для получения пропуска, а затем уже съездить в МЧС.). Ехали по очень красивой долине с монастырями на горе. Когда проезжали Карачаевск, увидели очень большую и красивую мечеть. В 13 часов дня мы были уже на погранзаставе за поселком Хурзук. Пока погранцы проверяли наши документы, мы перекусили и сфотографировали начало маршрута. В 14:00 вышли на маршрут. Первый переход был очень тяжелым, рюкзаки просто неподъемные, а организм еще не успел акклиматизироваться. Проселочная дорога от погранзаставы идет по лесу, в котором большое количество малинников и грибов. Грех не отведать местной малинки и для акклиматизации пригодиться. Примерно в 2-х км от погранзаставы, у слияния Уллукама и его левого притока Чиринкола, от дороги отходит хорошая тропа, которая, переходя через деревянный мост, уходит в долину Чиринкола. От слияния, прошли мы не много, около 4 км и в 19:35 поставили лагерь у реки Чиринкол (недалеко от последнего верхнего коша) через которую нам на следующий день надо было переправляться. Поужинали и сразу легли спать, так как очень устали.

красивый пик
(вид при подъеме на перевал Нефтяник)
29 июля – второй день. Начался он хорошо, погода была просто отличной – ни единого облачка. Позавтракали, собрали лагерь и двинулись в сторону коша. У коша нас ждал чабан, который обещал переправить на своем тракторе на другой берег. Переправившись и, на всякий случай, сверив все по карте, направились в сторону перевала Нефтяник (1А, 3200м, тр-ос). Поначалу шла слабая тропа, а затем она и вовсе исчезла, поэтому пришлось потратить немного немало времени, чтоб выбрать наиболее правильный путь подъема. Подъем на перевал достаточно «противоречив», местами он был некрутой (до 30º), а местами приходилось цепляться руками за траву, чтоб не полететь вниз по склону. Также следует сказать, что подъем на этот перевал достаточно затяжной и поэтому сил было потрачено немало.

вид на ГКХ при подъеме
на перевал Нефтяник
Поднялись мы к небольшой террасе с озером, оттуда был хорошо виден сам перевал и путь подъема на него, поставили лагерь и охладились в ледяном озере. После ужина мы наблюдали вдалеке красивые удары молний, что не сильно нас радовало, т.к. дождь в горах – это плохо и надолго.

вид на соседний хребет при
подъеме на перевал Нефтяник
30 июля. Встали рано, но вышли поздно. За 1,5 часа поднялись на перевал Нефтяник. С седловины открылись красивые панорамные виды на близлежащие хребты, немного был виден король Кавказа – Эльбрус. В туре сняли записку группы туристов из города Ставрополя. Солнце пекло и становилось очень жарко, а вода, набранная в озере, заканчивалась. Проведя около часа на перевале, начали спуск вниз к реке Вост. Кичкинекол. Около часа спускались по крутой крупнокаменистой осыпи, а когда осыпь закончилась, началось самое интересное – тропы не было и нам пришлось сползать напрямик по скользкой траве и каким-то кустарникам. Еще через 2 часа, наконец, спустились к долгожданной реке, у которой мы устроили купание и перекус.

донецкие ребята на перевале Нефтяник
На спуске многие очень сильно набили ноги. Хотел бы выделить несколько важных выводов и особенностей, касающихся перевала Нефтяник и его прохождения: перевал неходовой, по нему редко ходят группы, тропы практически нет с обоих сторон перевал достаточно затяжной, в верхней части крутой, на седловине перевала вода есть только в виде небольшого снежника, со стороны реки Чиринкол, ближайшая вода к седловине – озеро, находящееся на террасе недалеко под перевалом, а со стороны реки Вост. Кичкинекол – сама река, в недавнем прошлом на советских картах перевал был отмечен как 1Б категории сложности, поэтому не следует думать, что это простой перевал. Далее мы направились в сторону Ворошиловских кошей. Не доходя до них, поставили лагерь.

31 июля – четвертый день похода. Утро снова отличное, солнечное. Не спеша позавтракали, собрали лагерь и уже в 10:00 были у Ворошиловских кошей (это такое место где сосредоточено большое количество кошей и местные жители торгуют различными товарами, начиная от экологически чистых шерстяных носок и заканчивая свитерами, шапками). У кошей мы простояли около часа, купили сыр и вышеупомянутые носки. Также рядом расположена погранзастава, где у нас проверили погранпропуск и документы. Следующей нашей целью был перевал Вост. Куршоу (1Б, 3250м, ск-ос). Далее не спеша, направились вниз по долине к слиянию двух рек – Уллу-Кама и его правого притока – р. Ак-Баши. Денек выдался жарким, солнце пекло не на шутку. Из-за путаницы с картами, одна карта показывала одно, а друга другое, мы прошли нужное слияние рек и стали подниматься не в то ущелье, в которое должны были подниматься. Сначала крутизна подъема была небольшой, а затем склон, набрав крутизну, перешел в скалистые выступы, по которым нам предстояло лезть. Пройдя череду небольших скалок, мы поняли, что свернули не в то ущелье, но повернуть назад уже было поздно, была велика опасность сорваться при спуске, и нам ничего не оставалось, как продолжать преодолевать склон, в надежде, что впереди он начнет выполаживаться. В этот момент многие подумали, что лучше было бы сидеть дома на диване и пить чай с печеньем. К нашему счастью, под вечер, склон начал терять крутизну, и мы увидели вдалеке хребет и вершину Куршоу. А когда мы обнаружили небольшой ручей, стекавший с близлежащего хребта, мы вообще успокоились. Нашли более-менее ровный участок склона, и поставили лагерь, закрепив палатки ледорубами и трекинговыми палками, чтоб не съехали ночью. Пытались разобраться с картами, и определились с завтрашним подъемом. Спалось ужасно, это была самая плохая ночевка.

вдали Тешикауш (Зап. Куршоу),
после изнурительного спуска с него
1 августа. Утром все были готовы штурмовать перевал Вост. Куршоу. Небо было затянуто облаками. За 3 часа мы поднялись под перевал, подъем забрал много сил. Когда поднялись на перевал, руководитель подошел к туру, вынул записку группы туристов из города Одессы и сказал, что это перевал Зап. Куршоу (1А, 3100м, тр-ос) или Тешикауш, но мы все не сильно расстроились, что поднялись не на тот перевал, позади остался тяжелейший и опаснейший подъем, который заставил многих из нас задуматься, научил нас думать в горах и правильно выбирать свой путь. Быть может, поднимались мы на перевал по пути, по которому еще никто не ходил. Погода портилась, надвигалась буря. Под перевалом устроили перекус с горячим чаем. Пошел дождь с градом, все затянуло облаками и туманом, видимость стала нулевой. В таких ситуациях важно принять правильное решение, а таковым является – спускаться вниз. Ни в коем случае нельзя оставаться пережидать дождь на самом перевале, это может привести к переохлаждению и гибели. Мы начали спускаться по крутой живой осыпи, под ногами все ехало, и в любой момент можно было сорваться. С вершины Куршоу постоянно осыпались камни. Спустившись на снежник, и пройдя по нему около 15 минут, мы остановились и сделали привал. Дождь на время прекратился, туман немного разошелся, и мы увидели, откуда мы спустились. Но буквально через 20 минут все стало на свои места, и дождь начался снова. Ничего не поделаешь, нам надо было двигаться дальше. И уже через 3 часа мы поставили лагерь у озера и разбежались по палаткам. В 21:00 вышли поужинать, а затем легли спать, восстанавливать силы.

2 августа – вынужденная дневка. Весь день лило как из «ведра», видимость нулевая. А мы уставшие за эти 5 дней отдыхали в палатках и надеялись, что завтра погода улучшится. Воспользовавшись дневкой, разбирали предыдущие просчеты, сверяли карты и думали о дальнейшем пути по маршруту.

3 августа. Встали рано утром, дождя не было, туман был не сильным. В небе проглядывались голубые просветы. Быстро приготовили кашу, но пока мы ее ели снова все затянуло, и пошел дождь. Мы разбежались по палаткам и стали собирать рюкзаки. Через час дождь прекратился, и мы стали быстро собирать мокрые палатки. Вышли с надеждой, что дождя не будет. Направлялись в сторону более чистого неба, и создавалось впечатление, что мы уходим от дождя, а он идет у нас по пятам, постоянно накрапывая. Через 3 часа ходу мы вышли к кошу у слияния двух рек – Уллухурзука и Битиктебе. На коше у пастуха по имени Мухтар купили ягненка, решив устроить вечером пир. От коша за пол часа дошли до слияния, а затем направились в сторону перевала Палнбаши (1А, 3689м, тр-ос). Дойдя до границы леса, поставили лагерь. Вечером, когда стемнело, погода улучшилась, и на небе появились звезды. А мы сидели у костра и жарили шашлык из баранины.

4 августа. Утром была отличная погода, солнце пекло, и мы сушили вещи. Не спеша, собирались, параллельно доедая вчерашний шашлык. А небо постепенно затягивало дождевыми тучами. Когда мы собрались и вышли в сторону нарзанов, пошел небольшой дождь. Пройдя около 3 километров, мы вышли к верхнему кошу, возле которого находятся минеральные нарзанные источники. Мы решили, что такое место проходить стороной нельзя и решили устроить полудневку. В коше живет знаменитый пастух по имени Казбек, он и подсказал нам переночевать в пустующей гостинице для туристов под названием «Джылысу». Казбек славен среди туристов, своим гостеприимством, у него также можно докупить продуктов – сыра, молока и хлеба. Разместившись и перекусив, пошли принимать радоновые ванны. Эти ванны очень оздоравливающе действуют на организм. Днем погода улучшилась, и открылся красивейший вид на Эльбрус. А ближе к вечеру снова пошел ливень, который продолжался всю ночь.

перевал Панбаши
5 августа. В этот день нам предстояло пройти самый высокий перевал запланированного маршрута – Палнбаши, но по сложности прохождения он оказался самым простым. Погода была пасмурной. Попрощавшись с Казбеком и его семьей и купив у них хлеба и сыра, мы направились в сторону перевала.
Подъем на перевал идет по тропе, которую несложно найти, она начинается от коша. За 4 часа поднялись на седловину. В туре сняли записку группы туристов из города Конотопа. Сделали групповое фото и, не задерживаясь, стали спускаться в долину реки Кызылсу. На спуске открылся красивейший вид на ледник Уллучиран. Далее спускались вдоль реки, до слабого нарзанного источника, у которого и поставили лагерь.

ледник Уллучиран

ледопады на леднике Уллучиран

Король Кавказа - Эльбрус
6 августа – последний переход с рюкзаками. Погода весь день была отличной. От нарзана за 2 часа дошли до лагеря МЧС России и возле них поставили свой лагерь (лагерь спасателей находиться рядом с серебренным нарзанным источником, местонахождение которых могут подсказать местные жители, которые проживают в кошах). Спасатели не советовали нам соваться на ледовое озеро Джикаугенкез и перевал Ирикчат (1Б*, 3643, лд-ос), которые были у нас запланированы по маршруту. Обосновывали они это опасностью, которая могла нас там поджидать, это и открытые ледники, и погодные условия и др. Поэтому мы решили завершить наш поход под Эльбрусом, возле лагеря МЧС.

кадр из фильма "Армагедон"
Вечером к нашему лагерю присоединился альпинист по имени Леха из Москвы, который только спустился с перевала Ирикчат.

7-10 августа мы провели в интересных радиальных выходах, на ледовое озеро Джикаугенкез и на каменные грибы, а также на минеральные источники. МЧСовцы рассказали нам много разных счастливых и печальных историй про людей, которые всей душей любят ГОРЫ!

11 августа мы, договорившись о доставке нас в цивилизацию, сели в КАМАЗ и поехали в горный город – Тырнауз. Поездка на КАМАЗЕ была очень эффектным и запоминающимся окончанием похода. Из Тырнауза уже на комфортабельной газельке мы успешно добрались до Минеральных Вод, откуда поездом в Донецк. Очень радостно и в тоже время печально было уезжать из этих великих гор, которые носят гордое имя – КАВКАЗа. Но в голове была одна мысль – обязательно вернуться сюда в следующем году и снова покорить эти величественные горы…

Извините конечно но Эльбрус это чисто балкарская гора.

Извините конечно, но Эльбрус это чисто балкарская гора, можете даже перевести все названия тех мест где вы побывали на русский язык, Кабардинцы и Черкесы вобще к горам на Северном Кавказе не принадлежат