Горы мира > Крым > Сокол

Guidebook
Сокол
P.S.

Сектор 1 (юго-восточная стена)
Сектор 2 (южная стена)
Сектор 3 (левый край южной стены)
Сектор 4 (юго-западная стена)
Сектор 5 (юго-западная стена)
Пути попадания
Поездом (самолетом) до Симферополя. Далее с небольшого автовокзальчика, что находится в 200 метрах от жд-вокзала, до Судака. Автобусы ходят раз в час. Стоимость данного трансфера 22 гривны с копейками, что в пересчете – 4 «американских» рубля. Багаж 1 гривна. По пути к автовокзальчику вас будут брать штурмом многочисленные частные извозчики, но не поддавайтесь на их провокационные тарифы. Стандартная цена, если ехать на частнике – 25-35 гривен с человека, и чем ближе вы подходите к автобусной кассе, тем она ниже…посему если и уж сдаваться на «лихую тройку», то только отойдя от ж/д вокзала хотя бы на 100 метров. Второй вариант попадания - в Судак через Феодосию, с той лишь разницей, что автобус идет не 1,5 часа, а минут 40-50, да и городишко поменьше.

От автовокзала Судака уже едете туда, где собираетесь жить. Здесь лучше ехать на частнике. Стоит это всего 10-12 гривен на машину, зато быстро и комфортно, особо, если вы с рюкзаками.

Панорама Судака и окресностей

Где жить
Традиционно для Крыма можно жить в частном секторе. По Интернету стоит заранее заказать места, особенно это актуально в высокий туристический сезон, то бишь летом и в начале осени. Можно жить у моря в палатках, что тоже часто практикуется, но здесь есть подводные камни. Главный из них состоит в том, что часть территории побережья от Судака до Нового Света, включительно, принадлежит заповеднику, а посему официально ставить там палатки нельзя. Но есть и третий вариант проживания, который очень выгодно выделяет Сокол ото всех остальных мест в Крыму. На окраине Судака, в поселке Уютное, в 10 минутах ходьбы от Сокола стоит КСО (контрольно-спасательная отряд) Судака, где можно жить как в домиках со светом и отоплением, так и в стационарных палатках. Хотите жить в своих – можно и свои поставить. Цены более чем умеренные: 5 гривен с человека в палатке и 10-15 в домике. Есть две кухни, душ, масса полезной информации и множество интересных людей, которые часто здесь останавливаются. КСО, надо сказать, давно стало культовым и если ваша цель – ходить альпинистские маршруты на Сокол или лазать скалолазные дорожки на окрестных скалах, то место просто идеальное по всем параметрам. К тому же море в 3 минутах ходьбы.

Оптимальное время
Лучшее время для восхождений на Сокол - с начала апреля до середины мая. Не жарко и длинный световой день, правда в щелях многовато зеленой травы. Также хорошо с начала сентября до середины ноября. Летом же жарко. В тени может быть до 40 градусов, но при некотором опыте лазить все-таки можно. А зимой надо ловить «окна». Может быть 2 недели с температурой около нуля, мелким дождем каждый день и общей хмарью, которые сменяться 2 неделями с отличной ясной теплой погодой, когда можно лазать в майках и привезти домой загар, которые в свою очередь сменяться опять хмарью, со снежными зарядами.

Тригопункт на вершине Сокола
При этом надо помнить о том, что зимой день очень короткий и сложные маршруты, которые в теплое время ходятся за 6-7 часов, вы физически просто не успеете вылезти, тем более в не летних условиях.

Альпинистские объекты
В Судаке есть три альпинистских объекта. Во-первых, это Сокол, на который проложено более 40 самостоятельных маршрутов (описания которых и были нами собраны), что само по себе уникально. Мало у нас таких гор, в бывшем Союзе, прямо скажем. Во-вторых, это грот Шаляпина, где есть четыре альпинистских маршрута (три «Фантика» и один Самодеда). Все они проходят прямо по стенам и потолку грота. Ходят их крайне редко, одна из причин этого – экскурсионная тропа прямо под маршрутами, по которой с мая по сентябрь безостановочно идут люди и можно скинуть камни на них. И в-третьих это скала на которой стоит генуэзская крепость. Со стороны моря, с западной стороны на нее есть маршрут 3 к.с. Начинается он над водой, что придает ему некую брутальность.

Пути спусков с Сокола

Скалолазные возможности Судака
В Судак можно ехать не только для того чтобы ходить маршруты на Сокол. Здесь есть масса возможностей и для скалолазов, или тех, кто просто хочет разнообразить свое пребывание в Судаке, разбавив хождение маршрутов, лазанием по дорожкам.

В восточной части Судака находится скальный массив Алчак, на одноименном полуострове. На Алчаке уже появились маршруты под нижнюю страховку. Первые два - «Вертикаль» и «Днепровские волны» (6с-7а) - сделали киевские скалолазы для проведения кубка Киева осенью 2003 года. Руководил всем этим делом Николай Горюнов. Стараниями красноярцев, а также благодаря спонсорской поддержке Дж. Мухитова на Алчаке появилось несколько клееных маршрутов. Красноярцев вы заочно знаете по множеству пробитых и отремонтированных трасс на Уарч-Кае и не только. Новые маршруты расположены сразу за мостом после провала. Ещё один маршрут - под мостиком. Ориентировочно первые четыре имеют категорию от 6а-6с. Два других маршрута – семерки. Если идти дальше по тропе, то ваш взгляд обязательно упрётся в огромный камень на берегу моря. На этом камне также пробиты маршруты. Пять штук. Их сложность, пока, также остаётся загадкой. По словам автора, П.Демина, - 6b..7a. За 20 минут, от Алчака можно пешком добраться Сахарной Головки.

Сахарная Голова находится прямо в городе, не далеко от генуэзской крепости. К девяти ранее существовавшим здесь маршрутам добавились еще шесть от 5b до 6с. Маршруты оборудованы спусковыми кольцами. Старые имеют категорию от 6а до 7b+ и также оборудованы топами, правда, выборочно. Но можно без проблем переходить с маршрута на маршрут. Отсюда рукой подать до моря, буквально 10 минут. До крепости и того ближе. Кстати, на ее стенах еще сохранились две трассы, которые пробивались к каким-то всесоюзным соревнованиям. Если потратить еще примерно 20 минут, то можно добраться до горы под названием Болван, прямо за ней, кстати, находится КСО.

На Болване также отличились красноярцы. Олег Морозкин пробил два новых довольно длинных маршрута 7а и 7а+. Кроме них есть еще четыре маршрута от 5с+ до 6с++. Маршрут «Привет из Киева» 6b – заслуга Н.Горюнова. Здесь же есть другой его маршрут - «Черный потек» 7а. Именно его как раз и переделал Олег. Он его удлинил и немного выровнял по направлению. Если от Болвана продолжать движение на запад, то мы довольно скоро подойдем к массиву Сокола. За Соколом – Новый Свет. В нем есть два достойных «объекта». Во-первых, это винзавод с дегустационным залом, а во-вторых, это грот Шаляпина, где находится скалолазный маршрут Т.Иванкова - «Грот» 7b+. Если пройти дальше то через полчаса попадаем в Парадиз, то бишь в Рай. Там 7 пробитых трасс подготовленных к Кубку Содружества в 1996 году. Дальше Парадиза для нас земли нет (в смысле маршрутов).

Более подробная информация о скалолазании в Судаке здесь:

Иные возможности... или как развлечься, чтобы не убиться
Судак многообразен. Помимо Сокола, здесь есть масса интересных объектов. Поэтому если у вас выдалась пара дней, в которые вы решили отдохнуть от восхождений, то вам повезло - у вас есть проблема выбора. Можно податься в Новый Свет и погулять по так называемой «Голицинской тропе». Надо сказать, места там уникальные, недаром именно здесь Голицин основал русское виноделие, а русские цари любили сюда на своих царских кораблях приплывать. Красиво, одним словом. Можно посетить генуэзскую крепость. По сохранности она одна из лучших в Крыму, к тому же из нее открывается отличный вид на окрестные ландшафты, в том числе и на Сокол. Можно пройтись вокруг мыса Алчак по оборудованной тропе. Хотя, казалось бы, она находиться всего в нескольких километрах от голицинской тропы, но ландшафты тут совсем другие. Если же у вас есть больше времени, то рекомендуем съездить в Феодосию и Керчь. Вот основной, но далеко не полный список мест, куда можно податься в свободный от подвигов день.

Игорь Петров
Ежели что…
Несмотря на обилие спасательных организаций в Крыму спасать здесь вас будет только КСО. Позвоните в МЧС по телефону 001, и дежурный вас переадресует на КСО. Адрес КСО: г. Судак, ул. Приморская, 48а (если идти из Судака в Новый Свет сразу за домом отдыха «Львовский железнодорожник») тел. 80656694380, тел. начальника отряда 80677404124. Начальник – Игорь Петров, спокойный, добрый и очень отзывчивый человек. Он, как и его ребята-спасатели, работают на чистом энтузиазме, и за это им огромный человеческий респект. Денег им за это никто не платит.

О путеводителе
Все описанные маршруты в путеводителе были пройдены и описаны авторами лично, в период с лета 2005 по зиму 2006 года. Описания составлялись в день прохождения маршрута, чтобы сохранить максимальную достоверность. Но при таком большом количестве данных, хотим мы того или нет, всегда вкрадываются ошибки, и это надо учитывать. Совершенства нет... но стремиться к оному нужно.

Описание каждого маршрута состоит из двух частей: нитки маршрута, прорисованного на фото, и текста описания. Мы не расписываем каждую веревку по метрам, иначе это уже будет жвачка заменяющая дух приключений. Исходим из того, что человек, собравшийся на маршрут определенной категории, готов к нему морально, физически и технически, а значит, особо не нуждается в подсказках.

Категорию сложности веревки (уровень лазания / уровень ИТО) мы даем по самому сложному месту на веревке. То есть если на веревке длинной 45 м есть кусок с лазанием 6с, то мы при описании веревки просто пишем: «45м, 6с». Если пишем «своя» страховка, это означает, что вам могут понадобиться: крючья, закладки, френды. Кстати сказать, на многих маршрутах Сокола без френд трудно организовать полноценную страховку. О местах, где есть серьезные проблемы с организацией страховки, мы пишем отдельно. Не задаваясь целью составить справочник по каждой щели, мы просто попытались показать основные известные ходы маршрутов, на достаточно хороших фотографиях. А также некоторые варианты ухода с них на соседние маршруты.

Иногда мы делали станции в нестандартных местах, отличных от рекомендованных другими авторами (к примеру, на «Косой 4А» - на маленьком деревце). Просто это наш взгляд на организацию станций. Предпочтение отдавалось тем пунктам, с которых лучше просматривается маршрут, где легче отреагировать на срыв лидера, где меньше риск получить камнем по голове, пусть даже в ущерб удобству нахождения на станции. То есть, в какой-то степени улучшали безопасность маршрута. Часто такие станции собирались только на своем снаряжении. Мы не навязываем вам свое видение ситуации, вы вправе использовать станции на «стандартных», описанных у других авторов, местах.

По некоторым маршрутам мы предлагаем оценку, отличную от общепринятой. Делали мы это на основании сравнительного анализа сложности маршрутов на Соколе между собой, привязываясь при этом к более-менее классическим маршрутам на других горных массивах Крыма. К тому же пришлось вносить корректировки из-за общей тенденции к понижению уровня существующих маршрутов. Связано это с тем, что "7-ую категорию", которую так и не могут до сих пор принять к использованию, вводят виртуально, просто понижая существующие маршруты. Так, например, «Гребневая 2Б» в гайде оценена, как 2А. Сравните с двойками на юго-восточной стене, и вы согласитесь с нами. Другие маршруты наоборот получили большую цену.

К разговору об возможных ошибках, можно сказать, что, скорее всего, ошибка будет в оценке скалолазной составляющей маршрутов. Мы не профессиональные скалолазы, и даем оценку той или иной веревки по своим ощущениям трудности. К тому же, немаловажную роль играет и реальная опасность, - в таких ситуациях всё кажется немного труднее, чем есть на самом деле. Но если реальная трудность веревки 6b+, мы не поставим 6а. Речь идет об ошибке в полкатегории, вряд ли больше. Скорее всего, мы оценим это место не как 6b+, а как 6c.

Альпинизм спорт самостоятельных людей, умеющих принимать решения. Поэтому уточняем: наши списки рекомендованного снаряжения на тот или иной маршрут это всего лишь помощь в выборе вашей экипировки, а никак не каталог обязательного барахла, без которого вам каюк. А вы уж сами решайте, с чем лезть на стену. Но лучше пользоваться чужим опытом, ведь свои синяки и шишки болят сильнее.

Об авторах или "кто виноват"...

Терр
Уже не первый год есть какая-то незримая связь нас с этой удивительной горой...Сокол. Сначала мы просто периодически приезжали и проводили несколько дней заслуженного отдыха в общении с горой, потом этого нам стало мало, и стали приезжать чаще. Терр, стал приезжать вообще каждые выходные, благо, что ему от Симфера до Судака на машине час езды. В пятницу уезжал с работы прямо в Судак, и в понедельник уезжал обратно, на ту же работу. Мне же, живущему в москальской Москве, такой режим не подходил, и я ездил реже, но на большее время. Сначала на неделю, потом на две, потом на месяц. Закончилось все тем, чем и должно было закончится. Терр уволился с работы и просто переехал жить на КСО Судака... теперь у него свой домик на базе, и постоянные друзья, приезжающие к нему походить с ним маршруты. Я же стал постоянным гостем у него. Как заметил Игорь Петров: "тебе пора менять гражданство, ты ведь уже, по-моему, больше крымчанин, нежели москвич". И в его словах есть большая правда.

Алекс
Ездить то мы ездили, и маршруты ходили в большом количестве, но чем всегда отличался дядька Террорист, так это заботой о ближнем. То бишь об брате нашем альпинисте. Большая часть времени его уходила на пробивку новых скалолазных дорожек, а также на реставрацию и перепробивку существующих альпинистских маршрутов. Года три назад я присоединился, к сей деятельности. О том, что мы делали и как, можно прочесть в материалах опубликованных в таких журналах как РИСК и Вертикальный мир. Но мысль то не стоит на месте, и в какой-то момент мы поняли, что пора не только "разбрасывать камни", но и собирать их. К этому нас подтолкнуло бесчисленное количество вопросов, которыми нас одолевали альпинисты, приезжающие в Судак и желающие что-нибудь сходить. Мы выступали как консультанты по району. Но нас то на гору не возьмешь. Решили, что пора делать гайд. Чем собственно и занялись. И не смотря на то, что довольно большое количество маршрутов на Соколе мы уже ходили, было решено, сходить все заново, чтобы не выдумывать по памяти, а в режиме почти что реального времени прорисовывать и описывать маршруты. Утром сходили - вечером прорисовали. Старались, как могли... но ежели что не так, то понятно, по крайней мере, кто тут Сусанин....

Если у кого-то есть замечания по гайду в целом, или по каким-либо отдельным маршрутам, просьба писать Сане Кузмицкому, то есть мне, на e-mail: manull(собака)bk.ru. Всем кто не поскупится на толковые замечания – экземпляр следующего гайда в подарок. Делаем общее дело, товарищи:-)

Спонсоры Алекса: Marmot, Black Diamond, ICE-AGE.

Молодцы, ребята!

С некоторыми моментами можно поспорить, но это личное дело каждого. А в целом - дело огромное сделали. Ведь до этого описаний большинства маршрутов просто не было. Да и многих маршрутов тоже не было :). Сложность белого квадрата я бы оценил всё-таки как 5Б. Да и бодун тоже страшен только пролётом между вторым и третьим шлямбурами. На грани последняя верёвка достойна более подробного описания - там очень есть где гробануться. Переход с восьмёрки на рыжий карниз тоже достоин упоминания. Там такая особенность - если идти карниз снизу, то не брать молоток весьма опрометчиво - страховка на 3-й (2-й, если 60 м) верёвке может вызвать затруднения. Но если начать по восьмёрке, а потом , пройдя полторы верёвки по ней, свернуть вправо (там хорошо видна шлямбурная дорожка ~6а-6б , и не проморгать каверну под закладку на переходе :) ) - то молоток просто не нужен. Переход по шлямбурам - не заблудишься и не улетишь, но надо лезть. Затем предпоследняя верёвка пробита, да и положить своё можно. А сам карниз - проходится со средними френдами. Ещё секрет успеха - на карнизе могут понадобиться длинные оттяжки, да и лесенки (не крюконоги) тоже здорово облегчат жизнь. Если крючья окажутся сбитыми на выходе с карниза, то помогут закладки мелких номеров. И осторожно - в начале карниза приходится браться за трещину с кучей птичьего дерьма. Слышимость через карниз отсутствует вовсе. RESPECT ВАМ, РЕБЯТА! И БОЛЬШОЕ СПАСИБО!