Автор: М. Попов, Ю. Павлов, г.Пятигорск

Восхождение на в. Суарык

Отчет группы МАК «Фрилайн» (г. Пятигорск) о восхождении на в. Суарык по маршруту 4А к.т. - траверс массива Суарык с востока на запад.

Состав группы:
Письменный Е.-руководитель,
Попов М., Павлов Ю.

Подход к базовому лагерю под южными склонами Суарык занял 6 часов. Несмотря на конец декабря, снега было мало, 80% подхода по траве. Путь от В.Баксана до остатков разрушенного селения, расположенных на слиянии Кыртыка и Зугулла, лучше пройти по дороге, начинающейся от северной окраины В. Баксана.

От развалин перейти р.Зугулла по мостику и подняться по тропе вверх по гребню, через 300 метров тропа выполаживается и траверсирует левый склон, постепенно снижаясь опять к р. Зугулла перед входом в небольшое ущелье. Переходим реку и по тропе поднимаемся на правый склон. Далее траверсируем склон в направлении в.Суарык. Через 2-3 км тропа снова идет по берегу реки и выводит к ровным площадкам почти у основания широкой белой осыпи, спускающейся с Суарыка. Здесь базовый лагерь. Если есть время, можно подниматься по правой стороне склонов Суарыка в направлении Восточного гребня.

Прямо у начала маршрута есть неплохие площадки. От базового лагеря до начала маршрута – 4 часа. Начало маршрута – характерный, забитый снегом 120-ти метровый камин – кулуар, опускающийся с перемычки Восточного гребня. Первые 30-40 метров – просто, затем трудная 3-4-х метровая стенка, вся живая. После этого 60-70 м просто, по снегу до перемычки. На перемычке мы в 15-30. На полке разбиваем лагерь, благо есть снег. Утром обнаруживаем с северной стороны перемычки пещеру, очень удобную для лагеря, но поздно. Впереди два варианта подъема. Выбираем 8-ми метровую стену и полку, выходящую на гребень. Очень сложная стена проходится на ИТО, однако выход на полку стал проблемой: отсутствие точек страховки и зацепок, по крайней мере, под снегом мы их не обнаружили. Пришлось спуститься, потеряли час – полтора. Стали пробовать второй вариант – сильно разрушенный камин (VI+) . Прошли со второй попытки, правда, быстро. Выход на гребень – небольшая стенка, сразу после нее – станция на пологом гребне, затем по гребню 45-50 градусов с небольшой стенкой (50 м, III +). Летом проходится, видимо, просто на трении. На балде делаем станцию для спуска на север (20-30 м). Траверсируем склон в начале, ниже языка небольшого ближнего контрфорса, затем, пересекая широкий кулуар в направлении контрфорса, спускающегося с вершинного гребня (80 м). На контрфорсе площадка. С нее движемся в направлении пальцеобразного жандарма (40м). Здесь сбились с маршрута. Слева, напротив жандарма, был камин с пробкой, выводящий на В. гребень. Однако в описании было указано не четко. Поэтому, минуя пальцеобразный жандарм, стали траверсировать крутой снежный кулуар вправо вверх по маршруту 4Б (80 м). Страховка на скальных склонах кулуара.
Кулуар вывел к маленькой площадке, от которой начинался 40-ка метровый крутой камин, на вид очень сложный. На его прохождение было бы затрачено много времени, а уже темнело. Попробовали заглянуть вправо, за скалу. Слава богу, наверх вел гребень средней трудности (30 м). Еще 15 м по крутому склону - и мы почти на вершине. Только вышли на нее не с востока, а с запада. Очень удобная площадка для палатки.

Утром спуск к перемычке между восточной и западной вершинами. Довольно просто. Подошли к 40˚ стене выводящей к жандарму, (40м, III) . Жандарм обходим справа (50м, IV) . Затем 15-ти метровый спуск к ключевому месту – подъему на западную башню Суарыка. Первые 10м – наклонные плиты, забитые снегом. Пришлось работать «бульдозером», чтобы найти зацепки. 8-ми метровый камин наполовину забит снегом, поэтому его прохождение не составило труда. От камина наклонная широкая полка (15м. III) выводит к стенке (10м, IV). Все! Вершина.

С вершины- 40 м пешком на запад. Затем крутой 50-ти метровый дюльфер на юг, на широкую наклонную полку. Лезть по гребню, обходя жандармы, не хотелось, решили валить на юг. Тем более нашли станцию. Два дюльфера до глубокого узкого кулуара, затем 100 м по кулуару до полки. С полки 2 дюльфера резко вправо, на широкую площадку под скалой (70 м). Вверх и вправо до очередного кулуара. Еще один дюльфер - и мы на земле.

"Удовлетворительно"

Неплохо отработали молодцы (ударение на первое "о"). После вашего "отчёта" о "Итальянском кулуаре" зол ещё неимоверно. Поэтому ставлю "удовлетворительно"...