Скалолазание на Mountain.RU - новости, интервью, соревнования, тренировки, районы и маршруты.
Новости >

Фильм "Шиша Пангма зимой" на юбилейном кинофестивале Вертикаль

Феномен польского альпинизма.

10-й Кинофестиваль "Вертикаль" будет проводиться с 13 по 21 апреля 2007.

"Зимний альпинизм - это приключение с немногими шансами на успех. Гораздо больше шансов весной или осенью. Зима - это больше похоже на лотерею, с небольшими шансами на успех. Мы выбрали зимний альпинизм потому что мы хотели достичь чего-то большего, оставить свой след в истории".

"Первая попытка зимнего восхождения в Гималаях на восьмитысячную вершину получилась почти случайно. Осенью 1974 года польская экспедиция под руководством Анджея Завады пыталась штурмовать Лхоцзе (8501 м). Штурмовой выход пришелся на 24 декабря, альпинисты достигли высоты 8250 м. Впервые люди преодолели рубеж 8000 метров суровой гималайской зимой.

Следующей целью был Эверест. 17 февраля 1980 года Лешек Чихи и Кшиштоф Велицкий поднимаются на высшую вершину мира ! Новая эра зимнего альпинизма в Гималаях" открыта !

Гималайская зима стала вскоре польской специализацией.
В последующие годы они покорили еще несколько восьмитысячников:
Манаслу 1984
Дхаулагири 1985
Чо Ойю 1985
Канченджанга 1986
Аннапурна 1987
Лхоцзе 1988."

"До сих пор зимой покорены семь восьмитысячников, последний раз это было сделано 17 лет назад Кшиштофом Велицким. Он поднялся в одиночку на Лхоцзе. Все восхождения совершались поляками. Сейчас есть возможность сходить восьмую.

Шиша была естественным выбором после К2. К2 - показала себя слишком трудной задачей, даже для большой, сильной компании. И мы решили попытаться сходить вершину восьмитысячник, попроще. Мы выбрали для восхождения южную сторону, более сложную. В прошлом году мы пробовали пройти испанский маршрут, мы прошли стену, но наша атака захлебнулась на вершинном гребне. В этом году мы выбрали югославский маршрут".

Удивление и восхищение вызывает тот факт, что большая часть зимних восхождений на восьмитысячники совершена польскими альпинистами. Может быть, их "золотой век" остался в истории, это было славное время, когда альпинисты удачно использовали своеобразие политической ситуации в Польше 80-х годов. В то время представители этой страны имели возможность реализовать потенциал, который польский альпинизм накопил за годы массированной государственной поддержки спорта.

Анджей Завада, Йежи Кукучка, Лешек Чихи, Кшитоф Велицкий, Анджей Чок, Анджей Хайнрих, Кшиштоф Бербека, Артур Хайцер и другие герои зимний восхождений заставили о себе говорить в мире с большим уважением. Их традиции продолжили в 21-ом веке представители нового поколения, такие как Петр Моравский, Дариуш Залусский, Яцек Явень, Ян Мостовский и другие. Уровень организации экспедиций, да и уровень подготовки альпинистов несколько упал. Но, в конце концов, смелость и напор неизбежно должны были привести к удаче. Так, после ряда безуспешных попыток в 2005 году полякам при помощи итальянца Симоне Моро удалось подняться на вершину еще одного восьмитысячника, Шиша Пангма.

Восходитель на вершину Петр Моравский: "Этот ветер нас убивает. Первое плато было еще немного закрытым, а потом начало просто валить с ног. На крутом гребне шли шаг за шагом, вбивая ледоруб, и ложась на склон, чтобы не сдуло. И еще ветер несет маленькие частички льда, прямо в лицо, как будто кто-то швыряет песок. Я беспокоился за свой нос. Секло как в аду.
Но всё же я взял реванш ! Поднялся на вершину, и это факт.
Но утром холод был непереносимым. Лишь постепенно руки начали оттаивать. Мы отогревали руки над горелкой всё время. В это время я думал: я откажусь, это очень далеко и открыто ветру. Но затем приходила другая мысль: нет, я сделаю это, даже на четвереньках┘.."

Да, современный польский альпинизм отличается от польского альпинизма двадцатилетней давности. Тогда - это целый ряд мощных клубов, школ, сильных команд. Сейчас группка индивидуальностей. Однако, не всё так плохо: поляки по-прежнему любят горы, они много ездят по миру и впитывают опыт других стран, в стране много амбициозных молодых людей, жив дух исследователей и первооткрывателей. А главное клубы работают, построены десятки скалодромов (больше чем в России), издаются журналы, выпускаются фильмы.

В экспедиции значительную роль играет Симоне Моро. Личность, которая уже нашла свое место в истории альпинизма. Теперь, в частности, как первый итальянец, совершивший зимнее восхождение в Гималаях.

Фильм смотрится с интересом, хотя порой кажется похожим на любительские съемки. И лишь в самом конце с удивлением узнаешь, что снят и смонтирован он одним человеком, Дариушем Залусским, который в то же время работал на маршруте наряду со всеми. "Чешчь !" - как говорят поляки, что значит примерно снять шляпу перед подвигом оператора, режиссера и альпиниста в одном лице.