Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека


Всего отзывов: 1 (оставить отзыв)
Рейтинг статьи: 5.00


Автор: Королев Андрей, г. Пермь

Отчет
о пешеходном походе 6 к.с. по Северо-Западному Памиру, июль-сентябрь 2004 г.

Содержание

1.Справочные сведения о путешествии

1. Краткая характеристика похода
2. Район путешествия
3. Определяющие категорийные препятствия маршрута
4. Ф.И.О., адрес, телефон руководителя и участников

Глава 2. Содержание отчета

1. Смысловая идея путешествия
2. Варианты подъезда и отъезда
3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты
4. Изменения маршрута и их причины
5. График движения и другие параметры маршрута
6. Техническое описание прохождения группой маршрута
- Перевал Иргет, 4000 м, 2А к.с.
- Перевал Тамаша, 3000 м, н/к, река и ледник Хадырша
- Перевал Курайшапак, 4650 м, 2А к.с.
- Ледник Фортамбек
- МАЛ на поляне Москвина и восхождение на пик Е. Корженевской, 7105 м, 5А к.с. (альп.), 3Б* к.с. (тур.)
- Перевал Мушкетова, 6000 м, 3А к.с
- Перевал Турамыс III, 5300 м, 2Б к.с
- Перевал Курайшапак Восточный, 4350 м, 1Б к.с. и перевал Курайшапак, 4650 м, 2А к.с.
- Ледник Хадырша и перевал Тамаша, 3000 м, н/к
- Перевал Иргет, 4000 м, 2А к.с.
- Перевал Белькандоу, 3350 м, н/к, КПП “Депшаар”, долина реки Муксу и кишлак Ляхш
10. Дополнительные сведения о походе: снаряжение, особенности организации путешествий на Памире, организация питания на маршруте
12. Итоги, выводы, рекомендации

Приложения

Маршрутная книжка № 31
Руководитель группы: Королев Андрей Юрьевич
Адрес руководителя: г. Пермь, ул. Дружбы
e-mail: otorten@permplanet.ru

Глава 1. Справочные сведения о путешествии.

1. Проводящая организация

Пермская областная федерация спортивного туризма. 614000, г. Пермь, ул. Сибирская,1. Тел. 12-68-81, 12-53-83, факс 12-52-14 ОКПО 1202496

2. Краткая характеристика похода

Вид туризма

Категория сложности похода

Протя-жен-ность активной части похода, км

Продол-житель-ность общая, дней

Продол-житель-ность ходовых дней

Сроки проведения.

Пешеходный

6

270, в зачет 188

44

34

24.07 – 6.09.2004

 

3. Район путешествия:

Республика Таджикистан. Северо-Западный Памир.

4. Подробная нитка маршрута

Г. Пермь – г. Уфа – г. Ташкент – г. Душанбе – г. Джергиталь – КПП Депшаар – р. Муксу – р. Ташлык (р. Гиншарсу) – р. Ирган (р. Кандоусу, р. Иргет) – пер. Белькандоу, н/к, 3215 м (3350 м – данные GPS) – р. Сугран – пер. Иргет, 2А к.с., 4000 м – р. Иргай – пер. Тамаша, н/к, 3600 м (3000 м – данные GPS) – р. Хадырша – лед. Хадырша – пер. Курайшапак, 2А к.с., 4650 м – лев. приток лед. Шапак – р. Шапак – лед. Фортамбек – р. Вальтера – лед. Вальтера – лед. Москвина – МАЛ (поляна Москвина) – Пик Е. Корженевской, 7105 м, 5А к.с. (альп.), 3Б* к.с. (тур.) – лед. Москвина – пер. Мушкетова, 3А к.с., 6000 м, (радиально) – лед. Москвина – МАЛ (поляна Москвина) – лед. Москвина – лед. Вальтера – лед. Фортамбек – поляна Сулоева – лед. Турамыс – пер. Турамыс III, 2Б к.с., 5300 м – лед. Шапак – р. Шапак – пер. Курайшапак Восточный, 1Б к.с., 4500 м (4350 м – данные GPS) – пер. Курайшапак, 2А к.с., 4650 м – лед. Хадырша – р. Хадырша – пер. Тамаша, н/к, 3600 м (3000 м – данные GPS) – р. Иргай – пер. Иргет, 2А к.с., 4000 м – р. Сугран - пер. Белькандоу, н/к, 3215 м (3350 м – данные GPS) - р. Ирган (р. Кандоусу, р. Иргет) - р. Ташлык (р. Гиншарсу) – р. Муксу – КПП Депшаар – кишл. Ляхш – г. Ош – г. Бишкек – г. Екатеринбург – г. Пермь.

* - жирным выделена активная часть маршрута.

5. Определяющие препятствия маршрута.

Вид препятствия

Категория трудности

Характеристика препятствия

1.

Перевал Белькандоу (2 раза)

н/к

Тропа.

2.

Перевал Иргет (2 раза)

Скально-осыпной,

4000 м.

3.

Перевал Тамаша (2 раза)

н/к

Скально-осыпной, тропа, 3600 м (3000 м – данные GPS).

4.

Перевал Курайшапак (2 раза)

Снежно-ледово-осыпной, 4650 м.

5.

Перевал Мушкетова (радиально)

Снежно-ледовый,

6000 м.

6.

Перевал Турамыс III

Снежно-ледово-осыпной, 5300 м.

7.

Перевал Курайшапак Восточный

Скально-осыпной, 4500 м (4350 м – данные GPS).

8.

Пик Евгении Корженевской, по южному ребру

5А (альп.), 3Б* (тур.)

Ледово-снежный,

7105 м.

9.

Переправа через р. Иргай

2 раза, обратно, как 1А

10.

Переправа через р. Шапак

Навесная переправа.

11.

Каньон р. Шапак

-

12.

Каньон р. лев. притока лед. Фортамбек

-

13.

Каньон р. Хадырша

2 раза

14.

Каньон лед. Фортамбек

-

15.

Каньон на лед. Шапак

2 раза

6. Ф.И.О, адрес, телефон, руководителя и участников.

Ф.И.О.

Год
рождения

Адрес, телефон

Туристский опыт

Обязанность
в группе

1. Королев

Андрей Юрьевич

1976

г. Пермь, ул. Дружбы.

e-mail:

otorten@permplanet.ru

6Р – пеший, Памир

5Р - пеший, Полярный Урал

5Р - лыжный, Алтай

5усл. Р - горный, Памир

6У – лыжный, Памир

пер. опыт: 3Б Р, 5А Р (альп).

Руководитель, фотограф, врач.

2. Осипов Денис Сергеевич

1973

г. Пермь, ул. Куйбышева

6У – пеший, Памир

5У – горный, Алтай

5 усл. У – горный, Памир

3Р – горный, Тянь-Шань

4У – пеший, Восточный Саян

пер. опыт 3Б У, 4А Р (альп).

Зам. Руководителя, реммастер

3. Баженов Владислав Владиленович

1964

г. Пермь, ул. Мильчакова

6У – пеший, Памир

4Р – пеший, Восточный Саян

3 усл. У – горный, Алтай

пер. опыт: 2Б Р, 3А Р (альп).

Завхоз, фотограф

4. Худеньких Юрий Александрович

1978

г. Пермь, ул. Белинского

6У – пеший, Памир

4У – пеший, Восточный Саян

3 усл. У – горный, Алтай

пер. опыт: 2Б У, 3А У (альп).

Хронометрист

5. Пеленев Сергей Федорович

1940

г. Пермь, проспект Парковый

5 усл. У – горный, Памир

5У – горный, Алтай

5У – горный, Памир

пер. опыт: 3Б У, 5А У (альп).

Реммастер

6. Девятков Александр Владимирович

1963

г. Пермь, проспект Декабристов

5У – горный, Алтай

4У – горный, Кавказ

4Р - пеший, Полярный Урал

4Р – пеший, Забайкалье

пер. опыт: 3А У, 5А У (альп).

Участник

7. Адрес хранения отчета

614070 г. Пермь, Дружбы 16 - 58, у руководителя группы, в библиотеке Пермской областной МКК. О путешествии имеются газетные публикации: в областной газете “Пермские новости”, № 40 (1264) от 1.10.2004 г., в газете “Советский спорт”, № 168-М (16447) от 27.09.2004 г., в газете “Московский Комсомолец”, № 38 (363) от 22-29.09.2004 г., смотреть приложение.

8. Маршрут рассмотрен

Центральной МКК.

Маршрут зарегистрирован в Пермской областной ПСС, МЧС России, тел. (3422) 10-78-10 и 89128889803(4) оперативный дежурный.

Все участники группы застрахованы в страховой кампании “Ресо-гарантия”.

9. Фотографии участников похода.

Глава 2. Содержание отчета.

1. Смысловая идея похода.

Основные идеи похода – совершить большой, серьезный поход по Северо-Западному Памиру, и взойти на семитысячник – пик Евгении Корженевской. Основной вариант похода включал пересечение Северо-Западного Памира, с выходом через перевалы Е. Корженевской, 3А к.с. или Мушкетова, 3А к.с. и перевал Замок Тамары, 2А к.с. и Интеграл (Аюджилга), 2Б к.с., на ледник Федченко. Далее планировался сплав-переправа на катамаране, вниз по реке Сельдара, до заброшенной ГМС Алтын-Мазар, подъем на перевал Терс-Агар, н/к и спуск по Алтын-Дарье до города Дараут-Курган.

Поход состоял из трех частей:

1) Подход через перевалы: Белькандоу, н/к, Иргет (категория сложности была известна ориентировочно – 1Б, но реально оказалась 2А), Курайшапак, 2А к.с.

2) Основная часть – восхождение на пик Е. Корженевской.

3) Выход из района. Здесь было несколько вариантов, основной из которых был включен в маршрутную книжку: выход на ледник Федченко и далее в Дараут-Курган. Запасные варианты в маршрутной книжке не были указаны, потому что там нет соответствующих разделов. Запасные варианты перед походом я послал по электронной почте председателю пешей ЦМКК – Хайруллину И.З. Запасные варианты маршрута были следующие – при большой лавиноопасности, или по другим уважительным причинам, не пересекать Северо-Западный Памир, поскольку там были высокие, снежные и довольно сложные перевалы, а возвращаться в Таджикистан, но другими перевалами, чем шли вперед. Перевалы планировались следующие: Попадать с ледника Фортамбек на ледник Шапак перевалами: Сулоева, 2Б к.с., или одним из Турамысов I, II или III, все они 2Б к.с., в зависимости от ледовой и снежной обстановки. В наших условиях наиболее безопасным перевалом оказался Турамыс III. Далее с ледника Шапак мы собирались попадать на ледник Шини-Бини, через перевал Шапак, 2Б-3А к.с., но подход к нему преграждали сложные ледовые разломы, и не совсем понятно было, где идет подъем на этот перевал, видимо он идет восточнее пика Шапак, и далее очень продолжительным траверсом, через пик Шапак. Этот траверс, и проход через ледовые разломы заняли бы очень много времени, к тому же была сложная лавинная обстановка, из-за ежедневных снегопадов. У нас уже не оставалось запаса продуктов и времени, и нами, в целях безопасности, было принято решение идти вниз по леднику Шапак. А далее выходить через перевалы Курайшапак Восточный, 1Б к.с., Курайшапак, 2А к.с., Иргет, 2А к.с., Белькандоу, н/к., то есть частично идти по маршруту, каким мы шли вперед.

В результате всех этих изменений, мы все же выполнили основные цели похода – посмотрели Северо-Западный Памир и совершили восхождение на пик Евгении Корженевской.

2. Варианты подъезда и отъезда.

Забирались в район мы следующим образом: из Перми до Уфы доехали на нанятом автомобиле “Газель”, из Уфы до Ташкента мы доехали на поезде, который ходит по воскресеньям и четвергам. В Ташкенте нас встретили представители узбекской фирмы “Азия-Трэвел”, на комфортабельном автобусе “Мерседес”, с кондиционером, которые привезли нас в Самарканд, где мы переночевали на альпинистской базе “Артуч” и совершили экскурсию по городу. Далее они довезли до таджикской границы, где нас встретили представители таджикской фирмы “Альп-Навруз”. После этого мы приехали в Душанбе, где переночевали, и отдали часть груза, который они должны были доставить вертолетом в МАЛ, на поляну Москвина. В тот же день нас привезли в Джергиталь, где мы также переночевали, и далее довезли до КПП “Депшаар”, откуда мы начали свой маршрут.

Выбираться из района по основному варианту мы собирались следующим образом. Фирма “Азия-Трэвел”, с помощью киргизской фирмы “Горы Азии”, должна была нам сделать киргизскую регистрацию и киргизские пропуска в погранзону. В 16 км ниже перевала Терс-Агар, по ущелью Алтын-Дарьи, находится блок-пост киргизских пограничников, которые без пропуска в погранзону, могли нас арестовать и не пропустить, а на выходе ущелью Алтын-Дарьи в Алайскую долину, находится погранзастава. В Дараут-Кургане мы должны были нанять автотранспорт, доехать до Оша, где опять на нанятом автотранспорте добраться до Бишкека, откуда выезжать поездом до Свердловска и далее до Перми. Но реально выезд из района получился сложнее. Поскольку мы не вышли в Киргизию, а вернулись обратно в Таджикистан, нам пришлось идти пешком до кишлака Ляхш, потому что нанять автотранспорт раньше не было возможности. В Ляхше мы с большим трудом, за полутора суток, нашли автомобиль “Ниву”, владелец которой, дедушка – местный мулла, согласился довезти нас до Оша. На таджикской границе обнаружилось, что россияне не имеют права пересекать границу на КПП “Карамык”, что этот пропускной пункт работает только для граждан Киргизии и Таджикистана, а для иностранцев, каковыми мы являемся, он закрыт с 20 июля 2004 года, по приказу генерал-майора Аминова. Нам было предложено выезжать из Таджикистана или через Душанбе, или через Хорог и далее по трассе на Ош, через КПП “Сарыташ”. Все эти варианты были совершенно невыполнимы. Нами было испробовано последнее средство – взятка. После этого нас довольно быстро пропустили, взяв по 250 российских рублей с человека. Далее мы приехали в Ош, там, как обычно, переночевали, в гостинице на стадионе “Динамо”, а утром наняли машину и уехали в Бишкек, где пришлось у перекупщиков брать билеты на поезд до Свердловска, с переплатой 500 рублей, за каждый билет. В Свердловске мы сели на скоростную электричку и через пять часов были в Перми.

Адрес узбекской турфирмы “Азия-Трэвел”: Директор Радий Бакаев.

Asia Travel Group
All possible travels in Central Asia!!!
97, Chilanzarskaya str., 700115, Tashkent, Uzbekistan
Tel.: (+998 71) 1735107 1732655 2 772731
Fax.: (+998 71) 1731544
E-mail: info@asia-travel.uz or at@ars-inform.uz
http://www.asia-travel.uz

Адрес киргизской турфирмы “Горы-Азии”: Директор Дудашвили Сергей Давыдович.

ITC "Asia Mountains"
Any conceivable excursions in Central Asia.
1a, Lineinaja Str., 720021, Bishkek, Kyrgyzstan
Tel.: +996 312 694075 +996 312 694073
fax.: +996 312 694074
e-mail: aljona@mail.elcat.kg
www.asiamountains.co.uk
www.asiamountains.free.fr

3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

Аварийные выходы.

Направление аварийных выходов зависит от места чрезвычайного происшествия, когда возникает необходимость аварийного выхода с маршрута.

На первой части маршрута – подходе под пик Е. Корженевской - аварийные выходы направлены в МАЛ, если ЧП случается после перевала Курайшапак, или обратно на КПП “Депшаар”, если ЧП происходит до перевала Курайшапак. Причем возвращаться на КПП “Депшаар” можно, как по своему первоначальному пути, через перевалы Иргет и Белькандоу, так и по другому берегу Муксу, переправившись туда и обратно, на наш левый берег, по тросам. Тросы эти, как оказалось, действуют. Причем некоторые из них заменяли на новые. Но тропа по правому берегу очень плохая и опасная, с тяжелым рюкзаком на нее лучше не ходить. Местные жители говорят, что там хорошие и спокойные тропы. Но у европейцев и местных моджахедов-золотоискателей разные представления об опасности. К тому же местные жители там ходят с легкими вещевыми мешками, в отличие от туристов с полным комплектом снаряжения. По словам местных золотоискателей, которые ходят вверх по Муксу и далее по Сауксаю мыть золото – на тех тропах в прошлом году погибло 3 человека, 1 один из них сорвался в пропасть, а двоих убило камнепадами. Но по их словам после этих случаев те тропы отремонтировали, и сейчас там ходить стало нормально. Но вряд ли они сумели “отремонтировать” тропы от камнепадов. Тросов, по которым можно попасть, на правый берег Муксу и на ледники Хадырша и Фортамбек, по меньшей мере, три. Первый из них находится ниже устья Суграна, по нему переходят на правый берег Муксу. Второй трос находится примерно на уровне устья Хадырши, по нему возвращаются на левый берег, на ледник Хадырша, минуя перевал Иргет, который очень высокий – 4000 м, с перепадом высот 1,5 км в обе стороны. Третий трос находится напротив устья Фортамбека, им пользуются для переправы на левый берег и для попадания на ледник Фортамбек и в МАЛ. По этим тропам от Депшаара до устья Хадырши нынче прошел один таджикский альпинист-гид Анатолий, с клиентом из Украины и двумя носильщиками-проводниками – местными таджиками. По его мнению, по этим тропам ходить не стоит, особенно если идешь с клиентами. К устью реки Сугран можно попасть по левому берегу Муксу, идя вдоль реки, миную перевал Белькандоу. Но в районе устья переправа через Сугран невозможна. Отсюда можно, вернувшись немного назад, по тросу переправиться на правый берег Муксу. Пройти вверх по Суграну от устья до моста через него, расположенного на тропе ведущей с перевала Белькандоу, также невозможно, из-за огромного, очень глубокого и отвесного каньона, расположенного по обоим берегам Суграна. По идее пик и перевал Иргет можно обойти вдоль Муксу по левому берегу. Там есть относительно нормальная тропа, но попасть на левый берег Муксу, в этом месте невозможно, ни с левого берега Суграна, потому что в районе устья он не переходим, ни от моста через Сугран – пройти по нему вниз не даст непроходимый каньон. Чтобы решить эту проблему, будущей зимой Анатолий собирается натянуть трос через Сугран, в его устье. Тогда можно будет ходить вверх по Муксу, минуя два перевала – Белькандоу и Иргет, по левому берегу, и не пользоваться старыми, вероятно уже в аварийном состоянии тросами через Муксу, и опасными тропами по ее правому берегу.

На второй части маршрута, если ЧП случается во время восхождения, аварийные выходы направлены в МАЛ, где есть врач, связь и высотные спасатели. Из МАЛа можно вызвать вертолет.

На третьей части маршрута, по основному варианту, если ЧП случается до перевала Корженевской или Мушкетова, то аварийные выходы также направлены в МАЛ. Если ЧП случается после этих определяющих и наиболее высоких перевалов, то аварийные выходы направлены в разные стороны, в зависимости от обстоятельств. Можно возвращаться обратно в МАЛ, если позволяют условия, или идти вперед по маршруту. Где после ледника Федченко, переправляться на катамаране через Муксу, и через перевал Терс-Агар выходить к блокпосту киргизских пограничников, где уже можно просить помощи. После перевалов Корженевской или Мушкетова, можно укоротить и упростить маршрут, спустившись вниз по леднику Мушкетова, до реки Муксу, и переправившись через нее, на катамаране, идти по правому берегу реки Муксу на Алтын-Мазар и далее по маршруту через перевал Терс-Агар. Запланированный перевал Замок Тамары можно обойти, спустившись вниз по леднику Мушкетова до Муксу, где по террасе перейти к реке Аюджилга, и подниматься вверх по ней до одноименного ледника. Других путей попадания на ледник Малый Танымас и Федченко, кроме, как через перевал Интеграл (Аюджилга), нет. Пройти вверх по левому берегу Муксу от устья Аюджилги до уровня Алтын-Мазара невозможно из-за огромных прижимов.

На третьей части маршрута, по запасному варианту, по которому в конечном итоге нам и пришлось пойти, аварийные выходы направлены в МАЛ, если ЧП случается до перевала Турамыс III, и если МАЛ еще не завершил свою работу, как было в нашем случае. Если ЧП случается после перевала Турамыс III, то нужно идти вниз по леднику Шапак, и далее, как в первой части маршрута.

У нашей группы был спутниковый телефон, и мы могли просить помощи в любой части маршрута, и в любое время. Все участники были застрахованы на 5000 $, в страховой компании “Ресо-гарантия”, которая, в случае ЧП работает как служба 911, и оплачивает стоимость спасработ, вертолета, лечения и транспортировки пострадавшего домой.

Запасные варианты.

Основной вариант похода указанный в маршрутной книжке, следующий:

1 часть маршрута - подход: КПП Депшаар – р. Муксу – р. Ташлык (р. Гиншарсу) – р. Ирган (р. Кандоусу, р. Иргет) – пер. Белькандоу, н/к, 3215 м (3350 м – данные GPS) – р. Сугран – пер. Иргет, 2А к.с., 4000 м – р. Иргай – пер. Тамаша, н/к, 3600 м (3000 м – данные GPS) – р. Хадырша – лед. Хадырша – пер. Курайшапак, 2А к.с., 4650 м – лев. приток лед. Шапак – р. Шапак – лед. Фортамбек – р. Вальтера – лед. Вальтера – лед. Москвина – МАЛ (поляна Москвина), заброска.

2 часть маршрута – восхождение на пик Е. Корженевской по северному гребню, по маршруту первопроходцев, группы А. Угарова, 1953 год: лед. Москвина – лед. Вальтера – лед. Фортамбек - перевал Е. Корженевской, 3А к.с., 5500 м - пик Е. Корженевской, 7105 м, 5А к.с. (альп.), 3Б* к.с. (тур.), по северному гребню.

3 часть маршрута - выход: пик Бабушкина, 5867 м (траверс) – лед. Мушкетова – пер. Замок Тамары, 2А к.с., 5000 м – лед. Аюджилга – пер. Интеграл, 2Б к.с., 5380 м – лед. Малый Танымас – лед. Федченко – р. Сельдара – ур. Алтын-Мазар – пер. Терс-Агар, н/к, 3617 м – р. Алтын-Дарья – г. Дараут-Курган.

Запасные варианты начинаются со второй части маршрута. В виду сложной лавинной обстановки и (или) состояния участников группы, или из-за опасности камнепадов или ледовых обвалов при подъеме на перевал Е. Корженевской, возможно совершать восхождение на пик Е. Корженевской не по северному гребню, а по южному ребру – маршруту всегда менее лавиноопасному. К тому же по южному ребру совершают восхождения альпинисты МАЛа, что делает восхождение более безопасным. Восхождение по южному ребру впервые совершила группа В. Цетлина, в 1966 г. Категория сложности этих маршрутов одинаковая – 5А.

В третьей части похода возможно несколько запасных вариантов, применяемых в зависимости от объективных обстоятельств. Если совершать восхождение на пик Е. Корженевской по южному ребру, то попадать на ледник Мушкетова через перевал Е. Корженевской – не логично, так как это требует дополнительных затрат сил и времени. Попадать на ледник Мушкетова будет удобнее, при благоприятной лавинной обстановке, через перевал Мушкетова, расположенный в верховьях ледника Москвина. Это решение можно принять и при опасности камнепадов или ледовых обвалов, при подъеме по узкому кулуару на перевал Корженевской. Категория сложности перевала Мушкетова тоже 3А, высота – 6000 м. Далее с ледника Мушкетова идти по маршруту. Может возникнуть сложность с поиском перевала Замок Тамары, 2А к.с. Дело в том, что этот перевал ранее проходили, как минимум дважды, но оба раза в противоположную сторону, с ледника Аюджилга (переводится, как “Медвежья река”), где его найти относительно легко. Судя по описанию, с ледника Мушкетова, этот перевал найти очень трудно. Если этот перевал не найти, то его можно обойти, спустившись вниз по леднику и реке Мушкетова, до прибрежных террас реки Муксу, откуда по террасе можно перейти в долину реки Аюджилга, и подняться по ней через каньоны, до одноименного ледника. Далее проблем с прохождением маршрута возникнуть не должно. Для переправы через Сельдару у нас с собой есть катамаран, места там мы хорошо знаем, потому что путешествовали в прошлом году, переправляясь через Сельдару в более сложном направлении – вверх по течению.

Если будет лавинная опасность на высоком и снежном перевале Мушкетова, то видимо придется отказываться от линейного прохождения маршрута, и выходить не в Киргизию, а обратно в Таджикистан, на КПП “Депшаар”. Для этого существуют следующие варианты, во многом не менее интересные, чем основной. С ледника Москвина спускаться вниз на ледник Вальтера и Фортамбек, и далее вверх по нему на поляну Сулоева, к заброшенному МАЛу. Отсюда подниматься на ледник Турамыс и переваливать на ледник Шапак через один из четырех возможных перевалов, тот который будет наиболее безопасным. Это перевалы: Сулоева, Турамыс I, Турамыс II и ТурамысIII. Категория сложности у всех – 2Б. С ледника Шапак, при благоприятных условиях, попадать на ледник Шини-Бини, через перевал Шапак 2Б-3А к.с. После этого спускаться по леднику Шини-Бини до реки Сугран и идти по нему вниз, далее переваливать через перевал Белькандоу, и выходить на КПП “Депшаар”.

В крайнем случае, можно возвращаться из МАЛа, после восхождения, по своему первоначальному пути. Можно совмещать эти варианты: после перевала Турамыс или Сулоева спускаться вниз по леднику Шапак, переваливать через невысокий перевал Курайшапак Восточный, и выходить на трассу своего пути вперед, или наоборот, спуститься вниз по Фортамбеку, до ледника Шапак, подняться по нему вверх, и переваливать на ледник Шини-Бини, через перевал Шапак.

4. Изменения маршрута и их причины.

1. У нас возникли изменения основного варианта маршрута, начиная со второй части похода. Мы решили подниматься на пик Е. Корженевской по южному ребру. Для этого у нас было три причины:

а) Дело в том, что начало лета 2004 года выдалось очень дождливым (внизу) и снежным (вверху). Маршрут восхождения на пик Е. Корженевской по северному гребню, из-за этого был очень лавиноопасен.

б) В районе ледника Фортамбек, в связи с обстановкой в Таджикистане, туристские группы не ходили, уже около 15 лет. У нас было описание перевала Корженевской, от 1988 года. Нынче, идя по леднику Фортамбек к заброске в МАЛ, мы внимательно рассмотрели в бинокль подъем на этот перевал, и заметили существенные изменения. Видимо ледник или стаял, или наоборот сдвинулся вниз, но подъем на его язык, стал очень сложен и камнеопасен, и тремя веревками, если пролазить по центру языка, как сказано в описании, было бы уже не обойтись. Проходить рядом с ледником, как слева, так и справа, тоже крайне неудобно. По описанию, справа (орографически) от ледника, можно подняться по крутой осыпи, но это камнеопасно. Нынче же, там никакой осыпи не было, а были отвесные скалы. Справа то же самое. Ввиду всего этого, прохождение перевала Корженевской, становилось нежелательным и опасным.

в) В начале похода, видимо в связи с большой физической нагрузкой и высотой, обострились хронические заболевания у двух участников, несмотря на усиленные предпоходные тренировки. А для восхождения на пик Е. Корженевской, по северному гребню, четырех человек было бы недостаточно, из-за сложной физической работы. К тому же пока было не ясно, смогут ли они дальше продолжать маршрут или им придется вернуться, вылетев из МАЛа на вертолете.

По этим причинам, прохождение перевала Корженевской и соответственно восхождение на пик Е. Корженевской по северному гребню, становилось опасным и невозможным, и нами было принято решение подниматься на пик Е. Корженевской по южному ребру, вместе с альпинистами МАЛа. Одного участника – Дениса Осипова, мы отправили вертолетом в Душанбе, до начала восхождения, второй решил пока остаться и подняться на пик Е. Корженевской.

2. Нам пришлось в конечном итоге идти по запасному варианту маршрута, на перевал Турамыс III, и возвращаться в Таджикистан.

После восхождения решено было отправить вертолетом в Душанбе второго заболевшего участника – Александра Девяткова, который сумел подняться на пик Е. Корженевской, только до высоты 5900 м. Состояние у него было удовлетворительное, но продолжать поход для него было нежелательно.

Мы решили идти дальше по основному варианту маршрута – на ледник Мушкетова, через перевал Мушкетова, 3А к.с., 6000 м. Поскольку нас осталось четыре человека, то тащить катамаран и все общественное снаряжение, рассчитанное на шестерых, было крайне тяжело и опасно. Поэтому мы максимально облегчили рюкзаки, и взяли от катамарана, только резиновые гондолы, а наружные чехлы оставили. У нас под ледником Федченко, с прошлогоднего транспамирского перехода, остался лежать катамаран и деревянная рама от него, вместе с веслами. Координаты его у нас были занесены в спутниковый навигатор. Поскольку за год резиновые гондолы должны были испортиться, то с наружными чехлами ничего не должно было произойти. Катамаран был спрятан на высоком месте, на старой морене, где давно не было никаких движений, и он за год должен был остаться лежать на своем месте. С собой у нас были дюралевые лопасти, для весел. Если бы мы не нашли раму, или весла, то можно было бы изготовить новые, потому что там есть оазис с деревьями. В крайнем случае, если бы на леднике были существенные подвижки, и мы бы не нашли катамаран, то нам можно было бы идти на ГМС имени Горбунова, расположенную в двух днях ходьбы налегке, от языка ледника Федченко, где можно пополнить запасы продовольствия. На этой ГМС есть запас тушенки, конечно просроченной, уже десять лет, но вполне съедобной, мы ее пробовали в прошлом году. Там же есть запас муки и крупы пшена. После ГМС, можно выходить через перевал Кашалаяк, 2А к.с. на поселок Ванч. Конечно, у нас были бы проблемы с местными силовыми структурами, поскольку Ванч находится в ГБАО (Горно-Бадахшанский автономный район), а у нас нет спецпропуска на посещение ГБАО, но мы, как обычно, откупились бы взятками.

Мы решили идти на перевал Мушкетова, потому что стояла хорошая погода, снегопадов не было совершенно, уже 10 дней, снег стаял, и лавинная опасность была минимальная, насколько это возможно для Памира, на высоте 6000 м. Накануне выхода погода испортилась, повалил снег, пока мы шли на перевал, снег также не прекращался. К обеду второго дня выхода мы поднялись примерно на высоту 5750 м. Где непогода и сильный снегопад, заставили нас остаться на ночь. При хорошей погоде, мы бы за оставшиеся полдня поднялись бы на перевал, пусть даже с такими тяжелыми рюкзаками. Снег продолжал валить всю ночь. Утром мы собрались и начали продолжать подъем на перевал. В верхней части свежего снега навалило уже 30 см. Появилась лавинная опасность, даже с нашей (южной) более спокойной стороны. Северная сторона перевала всегда была более лавиноопасная. Одной связкой, уже при отсутствии видимости мы поднялись на седловину перевала. Здесь мы решили, что спускаться с перевала на ледник Мушкетова чрезвычайно опасно. Ждать погоды, у нас уже нет времени, да и если погода наладится, то лавинная опасность все равно еще сохранится, как минимум 3 дня. Поэтому мы начали быстро спускаться с перевала обратно на ледник Москвина, и остановились уже только на безопасном месте. Наступления хорошей погоды ничего не предвещало. Мы решили возвращаться в МАЛ, и продолжать маршрут по запасному варианту – через перевал Турамыс III.

3. Нам пришлось отказаться от прохождения перевала Шапак, 2Б-3А к.с., а идти вниз по леднику Шапак, на перевал Курайшапак Восточный, 1Б к.с., и выходить по нашему пути вперед.

Спустившись на ледник Шапак, с перевала Турамыс III, мы обнаружили, что ледник, с момента описания имевшегося у нас сильно изменился. Он был весь в ужасных разломах. Тем не менее, мы все-таки пошли по нему вверх, по направлению на перевал Шапак. Поднявшись в верховья ледника Шапак, под пик Крупской, мы уперлись в настолько сильные разломы, с такими эфемерными снежными и ледовыми мостиками, что идти по нему можно только с непрерывной страховкой ледобурами. Описание перевала Шапак, у нас было не очень хорошее и со стороны ледника Шини-Бини, и нам было непонятно, откуда начинается подъем на него, с ледника Шапак. В том месте, где перевал Шапак обозначен на карте – севернее пика Крупской – там никакого перевала не было. Один единственный возможный путь был только через траверс пика Шапак, 5667 м, и длинный траверс хребта. Но это был очень продолжительный траверс, по глубокому снегу и вероятно с трещинами, который бы отнял очень много времени, которого у нас уже не было. К тому же подобраться к началу траверса нам мешал ледопад, проходить через который нам бы пришлось не менее 1-1,5 дней. Все это осложняла еще и сложная лавинная обстановка, поскольку подъем на перевал Хадырша, 3А к.с., расположенный восточнее пика Шапак, и с которого начинается траверс пика Шапак, был тоже покрыт глубоким слоем свежевыпавшего снега. Ввиду этого, мной было принято непопулярное, но разумное решение, идти вниз по леднику Шапак, и через перевал Курайшапак Восточный, 1Б к.с., попадать на трассу нашего пути вперед в МАЛ, и далее возвращаться уже по известному маршруту. Этого требовали в первую очередь соображения безопасности.

Видимо на самом деле, на Памире уже наступила ранняя в этом году осень, поскольку хорошей погоды не было уже до конца похода.

Обо всех изменениях маршрута мы по спутниковому телефону сообщали домой, в МКК и ПСС. Постоянно поддерживали связь.

5. График движения и другие параметры маршрута, определяющие в соответствии с действующей классификацией его категорию сложности.

Таблица дневных переходов

Дни пути

Дата

Участок пути

Протяженность (км)

с коэффициентом

Чистое ходовое время (час: мин.)

Определяющие препятствия на участке.

Метеоусловия.

1

24-25.07

Пермь – Уфа, автомобиль “Газель”.

-

-

-

-

2-4

25-27.07

Уфа – Ташкент - Самарканд, поезд, автобус “Мерседес”.

-

-

-

-

5

28.07

Самарканд – Денау (таджикская граница) – Душанбе, автобус “Мерседес”, автомобиль “Газель”.

-

-

-

-

6

29.07

Душанбе - Джергиталь, автомобиль “Газель”.

-

-

-

-

7

30.07

Джергиталь – КПП “Депшаар”, автомобиль “Газель”.

-

-

-

-

7(1)

30.07

КПП “Депшаар” - пер. Белькандоу, н/к, 3350 м - р. Сугран.

13

6:30

Переправа через р. Ирган (Кандоусу) - н/к

Пер. Белькандоу, 3350 м, н/к.

Перепад высот 2400 м.

Температура воздуха днем +30°, ночью +7° утром и днем ясно, слабый ветер, вечером пасмурно, туман, дождь, средний ветер.

8(2)

31.07

Р. Сугран.

5

2:15

Переправа через р. Сугран по мосту, подъем по тропе на террасу.

Перепад высот 350 м.

Температура воздуха днем +30°, ночью +10° ясно, ветер слабый.

9(3)

1.08

Р. Сугран – западный склон пер. Иргет, 2А к.с., 4000 м.

4

2

Растительный покров 1Б к.с. – 2 км

Осыпь н/к – 1 км

Осыпь 1А к.с. – 0,5 км.

Перепад высот 700 м.

Температура воздуха днем +30°, ночью +10° утром и днем ясно, слабый ветер, после 13:30 и вечером пасмурно, туман, дождь, средний ветер.

10(4)

2.08

Западный склон пер. Иргет – пер. Иргет – восточный склон пер. Иргет.

4,5

7

Осыпь 1А к.с. – 0,5 км

Осыпь 1Б к.с. – 0,5 км

Осыпь 2А к.с. – 0,3 км

Перевал Иргет, 4000 м, 2А к.с

Осыпь 1А к.с. – 0,5 км

Осыпь 1Б к.с. – 0,5 км

Осыпь 2А к.с. – 0,5 км

Осыпь 2Б к.с. – 0,3 км

5 дюльферов по 45 м.

Перепад высот 1150 м.

Температура воздуха днем +25°, ночью +6° утром и днем ясно, слабый ветер, после 16:00 и вечером пасмурно, туман, дождь, средний ветер.

11(5)

3.08

Восточный склон пер. Иргет – р. Иргай.

4

6:20

Осыпь 1А к.с. – 0,6 км

Осыпь 1Б к.с. – 0,8 км

Осыпь 2А к.с. – 0,5 км

Осыпь 2Б к.с. – 0,3 км

Растительный покров 1Б к.с. – 1 км

Переправа через р. Иргай – 1Б к.с.

Каньон р. Иргай – 1Б к.с.

4 дюльфера – на перевале, 1 дюльфер – спуск в каньон р. Иргай.

Перепад высот 1100 м.

Температура воздуха днем +30°, ночью +10° ясно, слабый ветер.

12(6)

4.08

Р. Иргай – пер. Тамаша, н/к, 3000 м – лед. Хадырша.

11

5:40

Растительный покров 1Б к.с. – 1 км

Перевал Тамаша, 3000 м – н/к

Каньон р. Хадырша – 1Б к.с.

Осыпь 2А к.с. – 0,07 км

Морена 2Б к.с. – 0,05 км

Морена 1А к.с. – 1,5 км

Морена 1Б к.с. – 1,5 км

Растительный покров 1Б к.с. – 1 км

2 дюльфера – спуск в каньон р. Хадырша

1 веревка – подъем на язык ледника Хадырша.

Перепад высот 900 м.

Температура воздуха днем +30°, ночью +10° ясно, слабый ветер.

13(7)

5.08

Лед. Хадырша - западный склон пер. Курайшапак, 2А к.с., 4650 м.

4

1:20

Растительный покров 1Б к.с. – 1 км

Осыпь н/к – 1 км

Осыпь 1А к.с. – 2 км.

Перепад высот 400 м.

Температура воздуха днем +30°, ночью +4° ясно, слабый ветер.

14(8)

6.08

Западный склон пер. Курайшапак, 2А к.с. – пер. Курайшапак – лев. приток лед. Шапак.

9

7:30

Осыпь 1А к.с. – 0,5 км

Осыпь 1Б к.с. – 0,5 км

Осыпь 2А к.с. – 0,2 км

Лед 1А к.с. – 1,3 км

Перевал Курайшапак, 4650 м, 2А к.с.

Осыпь 2А к.с. – 0,2 км

Осыпь 1Б к.с. – 0,5 км

Морена 1А к.с. – 1,5 км

Морена 1Б к.с. – 1,5 км

Морена 2А к.с. – 0,5 км

Растительный покров 1Б к.с. – 1 км.

Перепад высот 2200 м.

Температура воздуха днем +25°, ночью +10° ясно, средний ветер.

15(9)

7.08

Лев. приток лед. Шапак – лед. Фортамбек.

11

6:40

Морена 1Б к.с. – 0,3 км

Осыпь 2Б к.с. – 0,05 км

Каньон р. Шапак – 2А к.с.

Переправа (навесная) через р. Шапак – 2Б к.с.

Морена 1А к.с. – 1 км

Каньон лед. Фортамбек – 1Б к.с.

Осыпь 2Б к.с. – 0,05 км

Морена 1А к.с. – 4 км

Морена 1Б к.с. – 3 км

Морена 2А к.с. – 0,5 км

1 дюльфер – спуск в каньон р. Шапак

1 дюльфер – спуск в каньон лед. Фортамбек.

Перепад высот 700 м.

Температура воздуха днем +25°, ночью - 3° ясно, вечером пасмурно, средний ветер.

16(10)

8.08

Лед. Фортамбек – лед. Москвина.

13

6:30

Морена н/к – 2 км

Морена 1А к.с. – 3 км

Морена 1Б к.с. – 5 км

Морена 2А к.с. – 2 км

Морена 2Б к.с. – 1 км

Переправа н/к через лев. приток р. Вальтера.

Перепад высот 900 м.

Температура воздуха днем +25°, ночью +3° ясно, средний ветер.

17(11)

9.08

Лед. Москвина – МАЛ (4300 м).

2,5

1:15

Морена 1А к.с. – 0,5 км

Морена 1Б к.с. – 1 км

Морена 2А к.с. – 0,5 км

Морена 2Б к.с. – 0,2 км.

Перепад высот 150 м.

Температура воздуха днем +25°, ночью -5° ясно, средний ветер.

18(12)

10.08

МАЛ – лагерь 5300 м, на горе пик Е. Корженевской.

6,5

7:40

Морена 1Б к.с. – 0,3 км

Морена 2А к.с. – 0,5 км

Морена 2Б к.с. – 0,2 км

Осыпь 1А к.с. – 2 км

Осыпь 1Б к.с. – 1,5 км

Осыпь 2А к.с. – 1 км

Осыпь 2Б к.с. – 0,5 км

Лед 1А к.с. – 0,25 км

6 веревок при подъеме в лагерь 5300 м.

Перепад высот 1100 м.

Температура воздуха днем +25°, ночью -5° ясно, средний ветер.

19(13)

11.08

Лагерь 5300 м - лагерь 5900 м.

2,5

4

Лед н/к – 1,5 км

Лед 1А к.с. – 0,5 км

Снег н/к – 0,5 км

3 веревки на подъем в лагерь 5900 м.

Перепад высот 600 м.

Температура воздуха днем +25°, ночью -15° ясно, средний ветер.

20(14)

12.08

Лагерь 5900 м - лагерь 6400 м – лагерь 5900 м.

2,5+

2,5

6

Лед н/к – 0,8 км

Лед 1А к.с. – 1,5 км

Осыпь 2Б к.с. – 0,05 км

Снег н/к – 0,1 км

15 веревок при подъеме в лагерь 6400 м.

Перепад высот 1000 м.

Температура воздуха днем +25°, ночью -15° ясно, средний ветер.

21(15)

13.08

Лагерь 5900 м – лагерь 5300 м.

2,5

1:30

Лед н/к – 1,5 км

Лед 1А к.с. – 0,5 км

Снег н/к – 0,5 км

3 дюльфера на спуск в лагерь 5300 м.

Перепад высот 600 м.

Температура воздуха днем +25°, ночью -10° ясно, средний ветер.

22(16)

14.08

Лагерь 5300 м - лагерь 6400 м.

5

7

Лед н/к – 1,5 км

Лед 1А к.с. – 0,5 км

Снег н/к – 0,5 км

3 веревки на подъем в лагерь 5900 м.

Лед н/к – 0,8 км

Лед 1А к.с. – 1,5 км

Осыпь 2Б к.с. – 0,05 км

Снег н/к – 0,1 км

15 веревок при подъеме в лагерь 6400 м.

Перепад высот 1100 м.

Температура воздуха днем +25°, ночью -18° ясно, средний ветер.

23(17)

15.08

Лагерь 6400 м - восхождение на пик Е. Корженевской, 7105 м, 5А к.с. (альп.) – лагерь 6400 м.

2,5+

2,5

7

Лед 1А к.с. – 1,5 км

Снег н/к – 1 км

Вершина пик Е. Корженевской, 7105 м, 5А к.с.

Узкий гребень, карнизы, разломы в гребне, есть МАЛовская тропа.

2 веревки на подъем.

Перепад высот 1400 м.

Температура воздуха днем (на вершине)

-10°, ночью -18° ясно, сильный ветер.

24(18)

16.08

Лагерь 6400 м – МАЛ (4300 м).

11

5:30

Лед н/к – 0,8 км

Лед 1А к.с. – 1,5 км

Осыпь 2Б к.с. – 0,05 км

Снег н/к – 0,1 км

15 дюльферов на спуск в лагерь 5900 м.

Лед н/к – 1,5 км

Лед 1А к.с. – 0,5 км

Снег н/к – 0,5 км

3 дюльфера на спуск в лагерь 5300 м.

Осыпь 1А к.с. – 2 км

Осыпь 1Б к.с. – 1,5 км

Осыпь 2А к.с. – 1 км

Осыпь 2Б к.с. – 0,5 км

Лед 1А к.с. – 0,25 км

Морена 1Б к.с. – 0,3 км

Морена 2А к.с. – 0,5 км

Морена 2Б к.с. – 0,2 км

6 дюльферов на спуск в МАЛ 4300 м.

Перепад высот 2200 м.

Температура воздуха днем +25°, ночью -5° ясно, средний ветер.

25(19)

17.08

Дневка.

-

-

-

Температура воздуха днем +25°, ночью -5° ясно, средний ветер.

26(20)

18.08

МАЛ – лед. Москвина – склон пика Четырех.

9

5:30

Морена 1А к.с. – 1 км

Морена 1Б к.с. – 2 км

Морена 2А к.с. – 1 км

Морена 2Б к.с. (ледопад) – 1 км

Осыпь 1Б к.с. – 1 км

Лед 1А к.с. – 2 км

Осыпь 1А к.с. – 1 км.

Перепад высот 1000 м.

Температура воздуха днем +18°, ночью

-10°, утром ясно, днем и вечером пасмурно, туман, снег, средний ветер.

27(21)

19.08

Склон пика Четырех – южный склон пер. Мушкетова.

3,5

3

Лед 1А к.с. – 2 км

Снег 1А к.с. (закрытый ледник) – 1 км

Морена 2Б к.с. (ледопад на закрытом леднике) – 0,5 км.

Перепад высот 600 м.

Температура воздуха днем +18°, ночью

-10°, утром ясно, днем и вечером пасмурно, туман, снег, средний ветер.

28(22)

20.08

Южный склон пер. Мушкетова – пер. Мушкетова, 3А к.с., 6000 м (радиально) – МАЛ.

1,5+

1,5+

12,5

7

Снег 1А к.с. – 1 км

Снег 1Б к.с. – 0,5 км

Лед 1А к.с. – 2 км

Снег 1А к.с. (закрытый ледник) – 1 км

Морена 2Б к.с. (ледопад на закрытом леднике) – 0,5 км.

Осыпь 1А к.с. – 1 км

Морена 1А к.с. – 1 км

Морена 1Б к.с. – 2 км

Морена 2А к.с. – 1 км

Морена 2Б к.с. (ледопад) – 1 км

Осыпь 1Б к.с. – 1 км

Лед 1А к.с. – 2 км.

Перепад высот 2100 м.

Температура воздуха днем +18°, ночью

-8°, утром переменная облачность, днем и вечером пасмурно, туман, снег, средний ветер.

29(23)

21.08

Дневка.

-

-

-

Температура воздуха днем +23°, ночью

-6°, утром и днем ясно, вечером переменная облачность, средний ветер.

30(24)

22.08

МАЛ – лед. Фортамбек.

9,5

6:20

Морена 2А к.с. – 1 км

Морена 2Б к.с. (ледовые разломы) – 0,5 км

Морена 1Б к.с. – 4 км

Морена 1А к.с. – 3 км

Переправа через лев. приток р. Вальтера – н/к.

Перепад высот 700 м.

Температура воздуха днем +25°, ночью

-5°, вечером переменная облачность, средний ветер.

31(25)

23.08

Лед. Фортамбек.

9

7:30

Морена 2А к.с. – 1 км

Морена 2Б к.с. (ледовые разломы) – 0,7 км

Морена 1Б к.с. – 4 км

Морена 1А к.с. – 3 км

Каньон лев. притока лед Фортамбек – 2А к.с.

Переправа через лев. приток лед. Фортамбек – н/к

2 веревки – при пересечении лед. Фортамбек

1 дюльфер – спуск в каньон лев. притока лед. Фортамбек

1 веревка на прохождение каньона.

Перепад высот 400 м.

Температура воздуха днем +25°, ночью

-8°, вечером переменная облачность, средний ветер.

32(26)

24.08

Лед. Фортамбек – лед. Турамыс.

10

6:20

Морена 2А к.с. – 1 км

Морена 1Б к.с. – 4 км

Морена 1А к.с. – 3 км

Переправа через лев. приток лед. Фортамбек – н/к

Каньон на левом борту лед. Фортамбек – 1А к.с.

Каньон над лед. Турамыс – 1А к.с.

Каньон ледопада с пер. Сулоева – 1А к.с.

Перепад высот 900 м.

Температура воздуха днем +25°, ночью

-8°, вечером переменная облачность, средний ветер.

33(27)

25.08

Лед. Турамыс – пер. Турамыс III, 2Б к.с., 5300 м.

6,5

5

Морена 1Б к.с. – 1 км

Морена 1А к.с. – 1 км

Лед 1А к.с. – 2,4 км

Лед 1Б к.с. – 0,6 км

Осыпь 2А к.с. – 0,5 км

Осыпь 1Б к.с. – 0,5 км

Осыпь 1А к.с. – 0,5 км

Перевал Турамыс III, 5300 м, 2Б к.с.

1 веревка 47 м – при подъеме на перевал.

Перепад высот 800 м.

Температура воздуха днем +20°, ночью

-12°, с утра переменная облачность, после 16-00 пасмурно, отсутствие видимости, туман, снег, средний ветер.

34(28)

26.08

Пер. Турамыс III – верховья лед. Шапак.

9

6:30

Лед 1А к.с. – 3 км

Лед 1Б к.с. – 1 км

Морена 2Б к.с. (ледовые разломы) – 0,5 км

Морена 2А к.с. – 1 км

Морена 1Б к.с. – 1,5 км

Снег 1А к.с. – 1,5 км.

Каньон на лед. Шапак – 1Б к.с.

3 дюльфера по 45 м на спуск с пер. Турамыс III.

Перепад высот 900 м.

Температура воздуха днем +15°, ночью

-12°, с утра переменная облачность, после 12-00 пасмурно, после 16-00 отсутствие видимости, туман, снег, средний ветер.

35(29)

27.08

Верховья лед. Шапак – р. Шапак.

12

6:20

Морена 2Б к.с. (ледовые разломы) – 1 км

Морена 2А к.с. – 1 км

Морена 1Б к.с. – 3 км

Морена 1А к.с. – 4 км

Лед 1А к.с. – 2 км

Лед 1Б к.с. – 1 км.

4 веревки по 45 м повешено через ледовые разломы, вверх в сторону пер. Шапак.

Перепад высот 1500 м.

Температура воздуха днем +15°, ночью

-7°, с утра переменная облачность, после 15-00 пасмурно, туман, снег, средний ветер.

36(30)

28.08

Р. Шапак – пер. Курайшапак Восточный, 1Б к.с. 4350 м – пер. Курайшапак, 2А к.с., 4650 м – лед. Хадырша.

11

8

Осыпь н/к – 1 км

Осыпь 1А к.с. – 3 км

Осыпь 1Б к.с. – 2 км

Осыпь 2А к.с. – 1 км

Морена 1Б к.с. – 0,5 км

Морена 1А к.с. – 0,5 км

Растительный покров 1Б к.с. – 1 км

Лед 1А к.с. – 1,5 км

Пер. Курайшапак Восточный, 1Б к.с. 4350 м

Пер. Курайшапак, 2А к.с., 4650 м.

Перепад высот 3000 м.

Температура воздуха днем +18°, ночью

-3°, с утра переменная облачность, после 13-00 пасмурно, туман, дождь, средний ветер.

37(31)

29.08

Лед. Хадырша – пер. Тамаша, н/к – р. Иргай.

9

5:30

Перевал Тамаша, 3000 м – н/к

Каньон р. Хадырша – 1Б к.с.

Переправа через р. Иргай, 1А к.с.

Осыпь 2А к.с. – 0,07 км

Морена 2Б к.с. – 0,05 км

Морена 1А к.с. – 3,5 км

Морена 1Б к.с. – 1,5 км

Растительный покров 1Б к.с. – 1 км

2 веревки – подъем из каньона р. Хадырша

1 дюльфер – спуск с языка ледника Хадырша.

Перепад высот 1000 м.

Температура воздуха днем +18°, ночью

0°, с утра переменная облачность, после 13-00 пасмурно, туман, дождь, средний ветер.

38(32)

30.08

Р. Иргай – пер. Иргет, 2А к.с., 4000 м – р. Сугран.

9

8:30

Растительный покров 1Б к.с. – 1 км

Осыпь н/к – 1 км

Осыпь 1А к.с. – 2 км. Осыпь 1Б к.с. – 1 км

Осыпь 2А к.с. – 0,8 км

Осыпь 2Б к.с. – 0,3 км

Перевал Иргет, 4000 м, 2А к.с

Растительный покров 1Б к.с. – 2 км

5 веревок по 45 м, при подъеме на пер. Иргет.

Перепад высот 2800 м.

Температура воздуха днем +18°, ночью

0°, с утра переменная облачность, после 12-00 пасмурно, туман, дождь, сильный ветер.

39(33)

31.08

Р. Сугран – пер. Белькандоу, н/к, 3350 м – КПП “Депшаар” - р. Муксу.

24

8:40

Пер. Белькандоу, 3350 м, н/к.

Переправа через р. Ирган (Кандоусу) - н/к.

Перепад высот 2900 м.

Температура воздуха днем +18°, ночью

0°, с утра переменная облачность, после 12-00 пасмурно, туман, дождь, сильный ветер.

40(34)

1.08

Р. Муксу - кишл. Ляхш.

15

4

Тропа, дорога.

Перепад высот 300 м.

Ясно, средний ветер, температура воздуха днем +25°, ночью

+13°.

41

2.08

Кишл. Ляхш – КПП “Карамык” - г. Ош, автомобиль “Нива”.

-

-

-

-

42

3.08

Г. Ош – г. Бишкек, автомобиль “Ауди-100”.

-

-

-

-

43-45

4-6.08

Г. Бишкек – г. Свердловск – г. Пермь.

Поезд, скоростная электричка.

-

-

-

-

Итого

-

-

270 в зачет 188

179:

50

Перепад высот 37750 м.

-

Далее >>


Отзывы (оставить отзыв)
Рейтинг статьи: 5.00
Сортировать по: дате рейтингу

Здорово!

Молодцы ребята! Очень хочется на Памир!
 

Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2024 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100