Автор: Королев Андрей, г. Пермь

Отчет
о пешеходном походе 6 к.с. по Северо-Западному Памиру, июль-сентябрь 2004 г.

Содержание

4. Изменения маршрута и их причины
5. График движения и другие параметры маршрута
6. Техническое описание прохождения группой маршрута
- Перевал Иргет, 4000 м, 2А к.с.
- Перевал Тамаша, 3000 м, н/к, река и ледник Хадырша
- Перевал Курайшапак, 4650 м, 2А к.с.
- Ледник Фортамбек
- МАЛ на поляне Москвина и восхождение на пик Е. Корженевской, 7105 м, 5А к.с. (альп.), 3Б* к.с. (тур.)
- Перевал Мушкетова, 6000 м, 3А к.с
- Перевал Турамыс III, 5300 м, 2Б к.с
- Перевал Курайшапак Восточный, 4350 м, 1Б к.с. и перевал Курайшапак, 4650 м, 2А к.с.
- Ледник Хадырша и перевал Тамаша, 3000 м, н/к
- Перевал Иргет, 4000 м, 2А к.с.
- Перевал Белькандоу, 3350 м, н/к, КПП “Депшаар”, долина реки Муксу и кишлак Ляхш
10. Дополнительные сведения о походе: снаряжение, особенности организации путешествий на Памире, организация питания на маршруте
12. Итоги, выводы, рекомендации

Приложения

Перевал Курайшапак, 4650 м, 2А к.с.

5.08. 7 ходовой день.

Ф. 51. 5.08. Лагерь над лед. Хадырша.

Ф. 52. 5.08. Лагерь под взлетом
пер. Курайшапак.

Сегодня с утра отдыхаем, встаем во столько, во сколько хотим. Не спеша завтракаем. После завтрака устраиваем “постирушки” и мытье. Обедаем и выходим в 12-30. Вначале поднимаемся по растительному покрову 1Б к.с. – 1 км, – по густой высокой траве, по зарослям колючих кустов, в которых скрыто множество ям и камней.

После этого плавно начинается осыпь н/к – 1 км, а потом осыпь 1А к.с. – 2 км. Набираем около 500 метров высоты. Обещанных площадок под палатки не находим, но находим удобное место, которое можно доработать. Рядом в глубоком каньоне бежит ручей, с пригодной для питья водой. Всего сегодня мы прошли три ходки по 40 минут. Останавливаемся на ночлег в 15-30, после продолжительной разведки. Спать ложимся пораньше, ведь завтра общий подъем в 3-00, а выход в 5-00.

Перевал Курайшапак представляет собой длинный, сужающийся к верху кулуар. Перепад высот от ручья, где мы вчера стояли – 1,5 км, от места сегодняшней ночевки – 1000 м. Начиная с высоты 3600-3700 м, кулуар покрыт крутым снежником, в верхней части крутизна достигает 45-50 градусов. В нижней части, начиная от нашей сегодняшней ночевки, подъем идет по осыпи 1Б-2А к.с. Снежник днем подтаивает, а ночью застывает и становится льдом 1А к.с. Поэтому для подъема на перевал необходимы кошки, если идешь в безопасное время.

6.08. 8 ходовой день.

Ф.53. Подъем на пер. Курайшапак.
Ночь была звездной, ясной и холодной. Выход в 5-15. За 1 час доходим до места, где идти рядом со снежником становится неудобно, там одеваем кошки и идем по снежнику. На всем снежнике много следов от пролетавших здесь ранее камней. Идем без связок, с ледорубом на три такта. Подъем очень крутой и продолжительный. Идем без отдыха. Первые поднимаются на перевал в 8-15. Еще не пролетел ни один камень, и весь склон находится в тени. Отдыхаем на седловине. В туре находим записку:

Ф. 54. 6.08. На пер. Курайшапак.
“Группа альпинистов из Австрии, 8 чел., из Алма-Аты – 2 чел. и Таджикистана – 4 чел. в 9-10 24 июля 2004 года поднялись на перевал Курайшапак. Погода отличная. Привет следующим проходимцам!!1 В.”

Эта В. – оказалась Вика, мы с ней потом познакомились в МАЛе.

Вид с Курайшапака на пик Корженевской
и Коммунизма.
После небольшого отдыха мы вдвоем с Юрой спускаемся с перевала, чтобы забрать рюкзаки у двух наших заболевших, чтобы они успели подняться на перевал в безопасное время. Мы их разгрузили заранее, но все равно они шли слишком медленно. Последним из них, на перевал поднялся Денис, в 10-55. Но камни уже начали лететь, так, что иной раз приходилось уворачиваться. Видимо, на него безопасно подниматься до 10-00 местного времени.

Ф. 56. 6.08. Спуск с Курайшапака на приток
ледника Шапак.
В 11-35 начинаем спуск с перевала, по крутой живой осыпи 1Б-2А к.с. – 400 м. Спускаемся не прямо вниз, а траверсом, в обход скальных сбросов. Из боковых кулуаров, заполненных снегом, иногда пролетают камни, так что надо идти настороже. Спускаемся на ледник, по нему доходим до морены, с ровной площадкой, где останавливаемся на обед, на высоте 4350 м. Здесь место безопасное, потому что приподнятое и со всех сторон окруженное глубокими желобами.

Ф. 57. 6.08. Лагерь над ледником Фортамбек.
В 14-00 выходим с обеда. Идем вниз по леднику по морене 1Б к.с., иногда прямо по льду, около бурной ледниковой речки.

Ф. 58. Вид утром на пик Корженевской,
из-под Курайшапака
Ледник весь покрыт моренным чехлом и начинает круто спускаться вниз в сторону ледника Фортамбек. Идем дальше по морене 2А к.с., которая находится на месте перелома ледника. Ниже опять морена выполаживается и становится 1Б к.с., с участками 1А к.с. Здесь ледник пересекаем и выходим на его левую террасу, дальше продолжаем уже спуск по ней. На террасе появляется растительность, на ее широком выполаживании хотим остановиться на ночлег, но не находим воды, и поэтому продолжаем спуск, вниз, по растительному покрову 1Б к.с., с множеством камней и ям, видимо нарытых сурками. Примерно через 1 км находим небольшую березовую рощу, и быстрый чистый ручей, где и останавливаемся на ночлег, на высоте 3400 м, в 17-20. Ужин и завтрак готовим на костре. Весь день стояла ясная, теплая погода.

Ледник Фортамбек.

7.08. 9 ходовой день.

Выход в 7-00. Вначале спускаемся по осыпи

Ф. 59. Спуск в каньон реки Шапак
1Б к.с. – 300 м, к каньону реки Шапак. Нам надо перейти на другой берег.

Для спуска в каньон вешаем веревку по осыпи 2Б к.с. – 50 м. Далее спускаемся ниже по осыпи 2А-1Б к.с. – еще 50 м, и идем вверх по каньону 150 м, до места предполагаемой переправы. Каньон оцениваем 2А к.с. Река Шапак очень бурная, но не широкая, с постоянными сливами и водопадами до 2 м. Чтобы переправиться на другой берег решаем организовать навесную переправу, потому что другой возможности перейти не видим. Вода пребывает непрерывно, в связи с таянием льда. Находим место, где самый ловкий может перепрыгнуть через реку, с камня на камень, налегке и со страховкой. Причем на том берегу, надо будет руками хвататься за камень, вертикально торчащий, а потом уже вылазить на тот берег. Прыжок прошел удачно. Натягиваем полиспастом перила, переправляем рюкзаки, а потом переправляемся сами. Последний перепрыгиваем в том же месте, что и первый, со страховкой. Переправа заняла у нас около двух часов.

Ф. 60. 7.08. Навесная переправа через
реку Шапак.

Ф. 61. 7.08. Переправляем рюкзаки
через р. Шапак.

Ф. 62. 7.08. Переправа через реку
Шапак.

Ф. 63. Спуск в каньон лед. Фортамбек.
После этого мы спускаемся по морене 1А к.с. – 1 км, до каньона ледника Фортамбек, к 10-10. Здесь по осыпи 1Б-2А к.с. - 50 м спускаемся до обрыва, далее, по осыпи 2Б к.с. – 50 м, крутизной до 50 градусов вешаем перила и по очереди спускаемся.

Спуск в каньон Фортамбека. Пик Корженевской
После этого, уже без веревки, спускаемся по осыпи 1Б-2А к.с., еще 50 м и попадаем в левый карман ледника Фортамбек. Пройдя по моренам 1Б к.с. 1 км, у небольшого, но довольного мутного ручейка останавливаемся на обед, в 12-10. После обеда выходим в 14-06. Идем по центру ледника, по моренам 1А-1Б к.с., по моренным валам с перепадами высот до 50 м.

Через 1 км переходим, из-за преградивших дорогу ледовых разломов, на правую сторону ледника, и идем по ней еще 1 км. С этого места мы очень хорошо рассмотрели в бинокль маршрут первовосхождения на пик Е. Корженевской, по которому изначально хотели подниматься. Увидели значительные изменения, произошедшие со времени последнего описания, имеющегося у нас, от 1988 года. Подробнее о том, что мы увидели, смотреть в разделах: “3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты” и “4. Изменения маршрута и их причины”.

Здесь опять приходится выходить на середину ледника, и идти дальше по ней.

Ф. 66. 7.08. Вид на каньон ручья с ледника
Корженевской
Скоро появляются небольшие туры, установленные ребятами из фирмы Анатолия, встреченного нами на леднике Хадырша. Примерно 1 км идем по ним, но скоро они теряются, в самых огромных разломах. Здесь начинается сильно наломанная рыжая морена. Много времени уходит на разведку дальнейшего пути.

Ф. 65. 7.08. Выравниваем место под палатку.
Пройдя по морене еще 300 м, очень сильно петляя, и больше двигаясь из стороны в сторону, останавливаемся на ночлег, в 18-00. С трудом находим площадку, которую долго приходится выравнивать и обкладывать плиткообразными камнями, чтобы можно было поставить палатку. Проводим еще одну разведку и решаем завтра идти ближе к правой стороне ледника, но и там постоянно преграждают путь огромные разломы и сераки. Воду берем из расположенных рядом, в огромном котловане, четырех озер. После ужина собираемся набрать воду для завтрака, но, спустившись в котлован, при свете фонарей, обнаруживаем, что вода ушла, и остались только небольшие лужи, на дне одного из озер. Склоны этого озера очень скользкие и глинистые. Прежде чем удалось наполнить котлы, пришлось несколько раз поскользнуться и перепачкаться в этой рыжей глине.

Ф. 67. 8.08. Пробираемся через
сераки.

Ф. 69. 8.08. Виден проход к реке с ледника
Вальтера

8.08. 10 ходовой день.

Ф. 70. Опасные места проходим
максимально быстро
Выход в 7-00. Продолжаем искать путь среди огромных разломов и сераков. В основном места совершенно непроходимые. С трудом находим путь по морене 2А-2Б к.с. Пройдя 1 км, путь немного упростился, и идем по морене 1Б к.с., часто встречаются участки голого льда. Пройдя 2-2,5 км, доходим до поворота ледника на запад.

В этом месте, в ледник Фортамбек впадает река, вытекающая с ледника Вальтера. Мы находимся примерно на середине ледника, и нам необходимо пересечь ледник к правому борту, и дальше идти вверх по реке Вальтера. Путь нам преграждают ужасные разломы, трещины и сераки. Очень много времени тратится на разведку.

Продолжаем движение по морене 2А-2Б к.с. Приходится одевать кошки. Временами пролазим между сераками по узким глубоким тоннелям, с озерами между ними. Озера глубокие и чтобы пройти, мы иногда выкладываем мостики из камней, или просто бросаем камни в одну кучу, а потом идем по ним. Приходится пролазить через сераки, часто по льду крутизной до 70 градусов. Движемся от середины ледника, но немного ближе к правому борту, напрямик, к устью реки Вальтера. Было мнение, что стоит спуститься в правый карман ледника Фортамбек и идти по нему, но там со склона падают камни, а с ледника могут упасть глыбы льда и камни, которые лежат на сераках и подтаивают. Поэтому мы выбрали более сложный, но менее опасный путь. Опасные места, там, где могут обрушиться сераки или вытаявшие камни с них, мы проходим с максимальной скоростью, отдышавшись предварительно в безопасном месте.

Ф. 71. 9.08. Лагерь на террасе над
ледником Москвина
Наконец мы выбрались из этого ледового хаоса, и остановились на обед в безопасном месте, в 12-00. Чистую воду мы нашли с трудом, она потихоньку струилась по одному из сераков. В 14-00 выходим с обеда, поднимаемся на правый берег реки Вальтера и идем вверх по ней, по морене 1А-1Б к.с. Через полтора километра переходим через правый приток реки Вальтера, переправа некатегорийная. Начинается резкий набор высоты. Доходим до места слияния ледников Москвина и Вальтера. МАЛ должен быть где-то недалеко, но его почему-то все нет и нет. Стали попадаться следы пребывания человека – тропы и огромная кастрюля. Здесь, на правобережной террасе ледника Москвина, встречаются очень уютные ровные зеленые полянки, поросшие душистой травой и эдельвейсами. Ледник течет ниже на 50-70 м. Решаем остановиться на ночлег, на одной из этих чудесных полянок, в безопасном месте, на правой террасе, над ледником Москвина, в 18-00. Чистой воды нет. Спускаемся вниз на ледник, где среди ручьев находим один более чистый, в котором, очень медленно, и набираем воду.

МАЛ на поляне Москвина и восхождение на пик Е. Корженевской, 7105 м, 5А к.с. (альп.), 3Б* к.с. (тур.).

9.08. 11 ходовой день.

Ф. 72. 9.08. Пик Четырех и ледник Москвина.
С утра и весь день стояла ясная солнечная погода. Не спеша, собираемся и выходим в 9-00.

Ф.73. Пересекаем ледник к МАЛу.
Продолжаем движение вверх по правобережной террасе ледника Москвина, которая скоро сужается и обрывается, так что мы оказываемся в рантклюфте. Идем по нему и по крайнему моренному валу, по морене 1А-1Б к.с. Проходим 1 км, где находим маркировку МАЛовской тропы, и встречаем альпиниста, который нам сказал, что МАЛ находится на другой стороне ледника Москвина, в месте его слияния с ледником Вальтера.

Нам предстоит пересечь ледник, который в этом месте весь вздыбился парусообразными сераками, с множеством разломов и трещин. Пересекаем ледник по морене 2А-2Б к.с. Ширина ледника в этом месте, примерно 1 км.

Ф. 74. 9.08. МАЛ. Вид на пик Коммунизма
Наконец мы увидели стационарные палатки лагеря. В нем нас уже ждали. Нам сразу же выдали нашу заброску. Все вещи долетели в целости и сохранности. Остаток дня мы посвятили отбору вещей и продуктов для восхождения. Решили брать с собой еды на десять дней, и уже не спускаться в МАЛ, для отдыха перед восхождением, а отдыхать в промежуточном лагере 5300 м.

С нашими заболевшими Сашей и Денисом мы сходили к МАЛовскому врачу. Предварительный диагноз у обоих подтвердился – из-за высоты и повышенной нагрузки у них обострились язвы. Денис решил отказаться от восхождения и продолжения маршрута, и вылетать в Душанбе ближайшим вертолетом.

Саша чувствовал себя удовлетворительно, и он решил пока остаться, и попробовать взойти на пик Е. Корженевской, к тому же он бывал ранее на 7000 м уже 3 раза. Ближайший вертолет оказался завтра утром, в 6 часов. С Денисом мы решили отправить заснятую фотопленку и другие ненужные вещи. С ним же передали и письма домой, родным и близким. Вечер был занят написанием писем домой и приготовлением прощального ужина.

Ф. 75. 9.08. Отдых в МАЛе.

Ф. 76. 9.08. В МАЛе. Вид на ледник Москвина.

10.08. 12 ходовой день.

Ф. 77. 10.08. Утро. МАЛ.
Дениса отправили вертолетом в Душанбе за 250$, на одном вертолете вместе с погибшим прошлым летом чехом, во время восхождения на пик Е. Корженевской. Этот чех погиб на высоте 6800 м. Там он провисел целый год. Для того, чтобы его снять была организована целая экспедиция. Его сняли и спустили до лагеря 5300 м, куда вертолет сумел приземлиться, а самое главное взлететь.

Ф.80. 10.08.
Проводив Дениса и отправив вместе с ним заснятую флэшкарту от цифрового фотоаппарата, мы позавтракали, оставили в МАЛе очередную заброску и начали восхождение. Вышли в 10-25. Вначале пересекаем ледник Москвина, который в этом месте весь вздыбился парусообразными сераками, с множеством разломов и трещин. Пересекаем ледник по морене 2А-2Б к.с. Ширина ледника в этом месте, примерно 1 км.

Ф.78.
После этого начинаем подъем по МАЛовской тропе, по крутой осыпи 1А-1Б к.с. Тропа часто теряется и исчезает, тогда место движения указывают турики. Иногда приходится лезть по непродолжительным скальным участкам. На двух особо крутых скальных выходах провешены перила. Тропа сильно извивается и серпантином обвивает гору.

На высоте 4800 встречаем группу знакомых пермяков, которые заезжали вместе с нами, здесь и устраиваем обед. С высоты 4900 м начинаются перила. Подъем по осыпи 1Б-2Б к.с., иногда по кулуару, иногда по гребню.

Ф.81. Лагеря на пике Корженевской:
5300, 5900, 6400 м.
В 17-30 поднимаемся к промежуточному лагерю, на высоте 5100 м. Здесь стоит одна пустая палатка. После 15 минутного отдыха продолжаем подъем. Здесь тропа проходит под нависающими скалами, с которых свисают сосульки.

Ф. 79. 10.08. Лавина с пика Корженевской.
Тропа идет между отвесной скальной стеной и ледником. Здесь подъем идет по МАЛовским перилам.

Поднявшись на две веревки, далее через русло уже застывшего ручья, переходим на крутой снежник, тоже застывший, и поднимаемся по нему 250 м, до лагеря 5300 м, уже в темноте. У всех имеются признаки горной болезни, слабость, легкое головокружение и одышка.

Готовим ужин, который съедается не полностью, и пьем много чая каркаде.

Ф.82. МАЛ и ледники Москвина и Вальтера.

Ф. 83. 10.08. Подъем в лагерь 5300 м.

Ф.84. 10.08. Подъем по перилам в лагерь 5300.

Ф.85. Пик Четырех и лед. Москвина

Ф.86. 10.08. Подъем в лагерь 5300 м

11.08. 13 ходовой день.

Ф.87. 11.08. Лагерь на 5300.
Сегодня спим столько, сколько хотим, потому что нам надо акклиматизироваться к высоте. Нам сегодня предстоит набрать 600 м высоты, до лагеря 5900 м. Расстояние до него небольшое, отсюда видно, где примерно он находится, под скальной стеной, над продолжительным снежно-ледовым участком.

Ф.88. 11.08. Маршрут подъема
на 5900
Выходим 12-50. Поднимаемся вверх по льду н/к-1А к.с. до высоты 5600 м, по склону крутизной до 45 градусов. Здесь есть выполаживание с широкими трещинами. Проходим через них после разведки. Тропа на выполаживании поворачивает направо и упирается во второй взлет, крутизной также до 45 градусов, с перепадом высот более 230 м. Идти очень тяжело.

Ф.89. Лагерь 5900.
Здесь мы останавливаемся на отдых и обед, в 15-00. Роем ветрозащитную яму и на примусе готовим горячий чай. Мы нарочно решаем здесь посидеть подольше, чтобы акклиматизация шла более равномерно.

С обеда выходим в 17-00. После обеда, как ни странно, идти намного легче. В самом крутом месте взлета, есть большие трещины, со снежными мостами. Через них провешены веревки. Мы ими пользуемся и по перилам поднимаемся в лагерь 5900 м, в 18-30.

Ф.90. 11.08. Подъем на 5900
Лагерь 5900 м, – это высота, которую показал спутниковый навигатор, на самом деле альпинисты называют его лагерь 5800 м.

Ф.91. 11.08. Вырубаем во льду место под палатку.
Этот лагерь расположен на очень узкой снежно-ледовой полочке, под нависающими скалами. И если палатку поставишь так, что она будет выставляться из-под скал, то ее может пробить камнями, во время часто случающегося здесь камнепада, что и случилось со второй пермской группой.

Ф.92. 11.08. Закат на 5900.
Безопасного места хватает, только на 5-6 палаток. Поэтому нам пришлось вырубать во льду нишу, чтобы поставить свою палатку в безопасном месте.

С места лагеря 5900 открываются изумительные виды на окружающие горы.
Его допоздна освещает солнце, но приходит оно только 12-30, и до этого времени, здесь очень холодно. Этот лагерь, часто даже холоднее, чем штурмовой лагерь 6400 м.

12.08. 14 ходовой день.

Ночью была ясная, холодная погода. Температура опускалась до -15 градусов.

Выход в 10-30. От лагеря 5900 до высоты 6160 м, весь путь провешен перильными веревками. Вначале перила идут траверсом под скалами направо, от лагеря 5900 м, по узкой снежно-ледовой полке, потом они огибают скалы и поднимаются вверх правее их. После этого они упираются скалы и идут косо вверх и направо, тоже вдоль скал, и так до высоты 6160 м.

Здесь есть небольшая площадка, место безопасное, так что там можно отдыхать, обедать или поставить 1-2 палатки, предварительно подготовив площадку.

Ф.94. Пик Коммунизма, пик Душанбе и ребро Бородкина.

Ф. 95. Подъем на 6400.
После лагеря 5900 м, веревки идут траверсом под скалами примерно 300 м, идти здесь желательно утром, пока скалы не освещены солнцем, во второй половине дня там часто случаются камнепады. После этого траверса веревки поднимаются прямо вверх – крутизна до 45 градусов. – 100-150 м. В первые дни там был снег, в конце сезона – уже голый лед. До высоты 6160 м путь все время идет по льду н/к и 1А к.с., иногда встречается некатегорийный снег, с крутизной 25-45 градусов.

Ф.96. 12.08. Обед на 6160 м
Поднявшись до высоты 6160 м, мы немного передохнули и начали подниматься через ключевой участок восхождения на пик Е. Корженевской, в лагерь 6400 м. Этот участок представляет отвесную скальную стенку, высотой около 20 м. Подъем по перилам.

Выше идем по льду 1А к.с. и снегу, по тропе, по довольно острому гребню, шириной до 1 м. Преодолеваем несколько взлетов. На высоте 6250 м стоит палатка.

Поднимаемся в штурмовой лагерь 6400 м. Здесь стоит 5 палаток, среди которых одна – наших знакомых из МАИ, они сегодня уже совершили восхождение. Побыв здесь 30 минут, в 15-40 спускаемся до высоты 6160 м, где устраиваем обед. Выходим с обеда в 17-00, в 18-00 возвращаемся к своей палатке в лагерь 5900 м.

13.08. 15 ходовой день.

Сегодня нам предстоит спуститься в лагерь 5300 м, для отдыха перед восхождением. Утром мы не торопимся вставать, спим столько, сколько хотим. Погода стоит ясная, но пока до нас не дошло солнце, очень морозная.

Выходим в 11-30. В 13-00 все спускаются до лагеря 5300. Здесь не спеша сортируем снаряжение, отбираем, то, что понадобится для восхождения. После этого занимаемся чисткой примусов и готовим обед. Спать ложимся по раньше, чтобы лучше отдохнуть, ведь завтра предстоит трудный день - подняться в лагерь 6400 м. Погода весь день стоит ясная, теплая и слабоветреная.

14.08. 16 ходовой день.

Ф.97. 12.08. Подъем на 6400 м,
внизу лед. Москвина.
Сегодня ночью Саша Девятков решил отказаться от восхождения, и спускаться в МАЛ. Чувствовал он себя удовлетворительно, так, что сопровождающего не требовалось, к тому же на маршруте постоянно встречаются альпинисты, поднимающиеся или спускающиеся.

Ф.98. 15.08. В лагере 6400, перед
восхождением
Остальные четверо участников вышли из лагеря 5300 м в 7-25. Поднялись в лагерь 5900 м в 9-35. Выше идти стало очень тяжело, снег в основном стаял, подниматься приходилось по голому льду, что еще более усложняло маршрут.

На высоту 6160 м все поднялись только к 15-15. В 15-45 вышли наверх, а в 17-20 все поднялись уже в штурмовой лагерь 6400 м. Здесь мы поставили палатку, и сразу занялись приготовлением ужина, чтобы пораньше лечь, ведь завтра нам предстояло восхождение. Весь день была ясная безветреная погода. После захода солнца резко похолодало, и температура ночью опустилась до -18 градусов.

Далее >>

здорово потрудились.

здорово прогулялись . почаще и побольше таких походов и отчетов о них. здорово

Очень интересно было почитать

Мне, как не_туристу, сложно оценивать что есть горная или там пешая 6-ка или 1-ка.
Я просто почитал этот материал и мне понравилось. Интересный поход!

Молодец, Андрей!

Ревнителям чистоты вида туризма: - Андрей универсальный турист. И альпинистского опыта у него достаточно. Поболе бы таких самородков: - у него в активе к своим 30 годам и несколько лыжно-горных участий в 5 к.с. с высотами выше 6000 м на Памире, и Тянь-Шань и Монг. Алтай и руководства лыжной 6-й в Путоранах, пешей 6-й (первой) в Ю. Америке (ждите описания), и уникальнейший (!) велопоход по Тибету только по недостатку полномочий МКК 5 к.с. , - 1-е место на Чемпионате РФ, да такое что и 6 к.с. не снилось, без преувеличения. Ему "тесны" рамки общепринятого, а что горный поход, что пеший, - для него не очень важно. Не у всех же ЦМКК под боком...

Ну и ну...

Да, все очень забавно, особенно если учесть опыт руководителя... Это новое слово в туризме - если нет горной "шестерки", делаем пешеходную? А читать про "отсутствие раздела для запасных вариантов" - это и вовсе бред. Ну да ладно. Я что-то не увидел в данном маршруте и пешей "шестерки", или это просто желание руководителя выдать желаемое за действительное? Написал бы уж что-то вроде - Корженева-2004, было бы понятно. По остальному - лучше промолчу. Смотрим протоколы 2004-го по горам - две "шестерки" с Корженевой, Коммунизма, одна из них - с пересечением Памира (начиналась в Ванче, с лед. РГО. Достаточно регулярная информация о редких походах в тех краях (по сравнению с СССР) имеется и раньше. Это насчет 15-ти летнего перерыва. В общем, стыдно читать.

Это 6 к.с.

Разве это "шестёрка"? Странно...