Горы мира > Тянь-Шань >

Автор: Joe Andex, Ташкент

Испай - синее небо

Западный Тянь-Шань. Узбекистан. Ташкентская область. Бостанлыкский район

Доехать до п. Испай и одноименного сая представляется не так уж и простым делом. Во-первых, он находится почти в пограничной зоне, и приходится регистрироваться в п. Карабулак, где всех пассажиров переписывают по паспорту, а так как мы не местные жители, то нам дается всего одни сутки на путешествие. Во-вторых, автобус до п. Пскем бывает всего два-три раза в неделю. Но все трудности окупаются в несколько раз, как только мы прибываем на место.

Местные жители – в основном таджики с удовольствием рассматривают нас, видно давно не ступала нога туриста в эти края. Некоторые даже приглашают погостить к себе – гостеприимность одно из замечательных качеств горцев. Первые же снимки оказываются впечатляющими из-за необычайно синего неба. Только потом, еще не видя мои фотографии, один товарищ сказал, что в этом месте небо часто бывает ярко синим.

Пройдя поселок Испай и окружающие огороды, поднимаемся вверх по тропе, вдоль Испайсая. Местность лесистая, в основном преобладает грецкий орех. Река бурная, и перейти ее по камням, не замочив ноги, не представляется возможным. Наш путь лежит в урочище Сурхат. Возле тропы, в одном из скальных углублений, спрятался птенец, явно не хотевший или не умеющий летать. А вскоре, по дороге встречаем пасечника, который перевозя на ишаке флягу меда с удовольствием угощает нас. Посопротивлявшись немного, набираем немного чисто горного меда, который оказывается очень вкусным.

На первую ночевку приходится остановиться возле сая, в не очень удобном месте – прямо возле тропы. Земля каменистая и, несмотря на разгар лета, вечером довольно прохладно. Утром к нам пришел гость – местный житель из ур. Сурхат, где в летнее время он со своей семьей занимается хозяйством – в основном животноводством и сбором дикорастущих плодов и растений. Примерно через часа три, мы уже в самом урочище, где нас встретила его семья и стала угощать типично горной едой. Прежде всего, это натуральное, экологически чистое кислое молоко. Хлеб, выпеченный на металлическом листе прямо на дровах, изумительно вкусный, особенно после трехчасового восхождения. На десерт - настоящий горный мед и ароматный чай. Прощаемся с гостеприимными хозяевами и направляемся вверх по тропе, а молодой парень даже помогает нам некоторое время нести наши вещи.

Скоро начинается дождь, а до перевала еще не мало пути. Решили остановиться в небольшом гроте, очень удобном для ночевки и просмотра окружающего пейзажа. Вскоре появляется радуга, несколько раз, то проявляясь то исчезая. Зрелище довольно необычное: туман, радуга, лучи солнца и горы постоянно играют между собой, сменяя друг друга в обозримом пространстве. Вечереет, и у нас уже готовится вкусный ужин. Внизу иногда раздаются голоса детей наших гостеприимных хозяев местного урочища.

На следующий день поднимаемся на перевал, и перед нами открывается прекрасная панорама: хребты Угамский, Пскемский как на ладони. Бесконечными зигзагами спускаемся в небольшой полусухой сай, сначала пробираясь через высокую траву, а затем проходя сквозь старый арчовый лес, где по пути нам встречаются деревья гигантских размеров возрастом в несколько столетий. Лес закончился, и мы решили передохнуть на небольшом выступе, а рядом с нами еле слышно пошлепывал небольшой полусухой водопад.

Когда наступила зона огородов, нас позвала к себе еще одна семья горцев, и как всегда - стол, угощенья. Фотографируемся на память. Дальше наш путь лежит вдоль реки Пскем, но на значительном отдалении. Дорога пролегает сквозь сады смешанные с горным лесом, местами встречаются грецкий орех, алыча, яблоня и боярышник. Через два-три часа мы уже в Мулалласае. Останавливаемся на большой поляне, смеркается, а с гор иногда спускаются местные жители и с удивлением смотрят на нас и нашу палатку.

Весь следующий день решили провести здесь. К полудню налегке предприняли небольшой поход вверх по саю, до самого ледника, который вплотную примыкает к верховьям Пскемского хребта. По дороге часто встречаются окаменелые раковины и другие животные доисторического периода, впечатанные временем прямо в камни. Тропы практически нет, и приходится передвигаться по большим камням, а местами прямо по снежнику. Назад спустились около шести вечера.

На другой день предприняли переход в следующий сай – Мачитасгансай. Двигаемся опять по склону, вдоль реки Пскем, выходим на небольшой перевал и спускаемся к саю. На все уходит около трех-четырех часов. Мачитасгансай оказывается довольно мощным, лесистым, местами с крутыми обрывами. Окружающие скалы довольно массивны, и тропа здесь проходит прямо возле сая. Найти место для привала не так уж и просто, наконец, находим небольшую площадку возле воды, на которой уже не раз останавливались до нас. Вдалеке виден Пскемский хребет со снежниками. Решили искупаться в сае, но надо быть осторожными - течение здесь сильное, а вода ледяная. Начинаются приготовления на вечер: сбор сухих дров, установка палатки, сооружение очага, приготовление пищи. Ночью в свете костра начинаем говорить за жизнь, а то и вовсе петь различные песни.

Наконец, а может и к сожалению наступает последний день нашего путешествия. Жаль, что не остается времени для обследования Мачитасгансая. Собираемся в дорогу и спускаемся вдоль речки. Тропа постепенно выводит нас к следующему саю – Аксарсаю. Здесь уже начинается капитальная тропа, переходящая в асфальтированную дорогу. Проходим мимо дома отдыха, куда нас приглашает в следующий раз охранник . Всюду распаханы огороды и сады. Приближаемся к поселку Нанай, переходим через мост и вот уже скоро и автобусная остановка. Останавливаем такси и едем вдоль северного побережья Чарвакского водохранилища через поселок Сиджак. Дорога до Ходжикента составляет около 30 километров. И вот уже в голову приходят мысли о предстоящих городских делах, но надеемся, что еще не раз побываем в этих прекрасных местах.

joeandex@yandex.ru

Ответы на вопросы

Оригинал статьи тут - http://orient-tracking.com/Voyager/Ispai.htm Спасибо за отзывы!!! Признаюсь, не ожидал, что это кого-то так заинтересует. Свои статьи, я разместил на этом портале прежде всего не для рекламы. Я не гид, не проводник, не бизнесмен. Мне просто хотелось поделиться эти красотами со всеми Вами, ведь теперь действительно в эти районы попасть трудно. Сам я живу в Ташкенте, и поэтому я просто сделал отчет о своих походах. Но все равно попытаюсь ответить на Ваши вопросы: 1. Самыми доступными местами в Западном Тянь-Шане в пределах Узбекистана являются: Чимган, Бельдерсай, Ходжикент, Чарвакское водохранилище (Юсупхана) и др. Никакие разрешения сюда не нужны. Ребята из России постоянно приезжают сюда, например зимой покататься на лыжах или сноуборде в Чимгане и Бельдерсае. 2. В долинах рек Пскем, Коксу, Чаткал и Угам установлены пограничные режимы. Правда режим этот, для Пскема начинается от п.Карабулак, для Угама от п.Хумсан. 3. Иностранные граждане (в т.ч. Россияне) постоянно появляются в наших горах. Насколько я знаю, нужно сделать регистрацию в Ташкенте, а для выезжающих в погранзону - разрешение на посещение погранзоны в отделе милиции г. Газалкента. Там мы уже делали это разрешение. Для Вас, легче всего это делать с помощью туроператоров. Вскоре я узнаю более подробно про эти все трудности и сообщу Вам. 4. Алямское кольцо для простых смертных НЕВОЗМОЖНО! Потомучто, приходится переходить границу с Киргизией. Остаются только переходы с Коксу на Пскем или обратно: например Минжилки - Испай, Минжилки - Аксарсай. Район Бештора, не должен вызывать особых проблем с посещением. Но не забывайте про ЧИМГАНСКИЕ горы! В мае в Чимгане проводятся соревнования для альпинистов, а в июне проходит ежегодный слет любителей бардовской песни (приезжают со всего Узбекистана, с Казахстана, с России и даже дальнего зарубежья) 5. В общем если есть деньги, то проблемы решаются. 6. Насчет ФОТОГРАФИЙ: Конечно спасибо Вам за отзывы, но Вы, наверное, не поверите - я пользуюсь только легкой косметикой, а иногда и вовсе без нее. Не верите? В основном все сделано ZENIT-122 (Гелиос-44, Мир1, Юпитер-37, Зенитар-М), и только последние c помощью старенькой пленочной камеры Pentax ME super. С Photoshopом дружу: применяю только zoom, color-balance (убираю перенасыщеный цвет) и levels...вот и все. Зайдите ко мне на сайт и Вы увидите, что и блеклых фотографий у меня полно... artturism.narod.ru Снимать можно и Сменой, ФЭДом но не мыльницами. JoeAndex

Зачем рекламировать хорошо известный район без упоминания о режимной проблеме, благодаря которой район стал закрытым с 2000 года?

Как то странно, человек рекламирует район, в общем хорошо известный, сначала Аксарсай, потом Испай потом, наверно будет Каптаркумыш, а на простой вопрос, можно ли туда ехать из-за ражимных ограничений - не отвечает. Придётся повторить вопрос (переписать текст из обсуждения Ансарсая): "... Туристы МАИ хорошо знают район Бричмуллы и эту долину и были там до 2000 г. неоднократно. Я лично бывал на Испайсае, Каптаркумышсае, Бадаксае, Мынджилки, Коксу и в других долинах. Особенно любили приезжать в мае. Район хорош для майских походов! Приезжали сразу несколькими группами и расходились по своим маршрутам. Вот, кстати, карта и классификатор перевалов http://www.turclubmai.ru/heading/papers/754/ НО. В начале 2000 годов район закрыли. Якобы выловили террористов и закрыли район. Пропуск получить было невозможно или почти невозможно. Что изменилось? Как сейчас с режимом? Можно ли посетить долины со стороны Пскема? Можно ли замкнуть кольцо на Коксу? Что с режимом в соседнем Угамском хребте? Можно ли замкнуть кольцо на Угам? Года 3 назад обращались в одну продвинутую турфирму из известных узбекских туроператоров. Они не решили проблему пропуска (для россиян, по крайней мере). Спасибо, если удосужитесь ответить... "

поменьше бы косметики...

Соглашусь с Андреем Лебедевым в том, что публикация несет рекламный оттенок. Приведу свой аргумент. Автор опытный фотограф, его снимки хорошо поставлены, но они пересыщены цветом. Сам фотоаппарат так не делает, это делают руками в фотошопе. Но одно дело легкий "макияж", чтобы просто по жизни посвежее выглядеть (чуть добавить / убрать яркость, контраст, и т.д.), другое дело кило косметики. В первом случае "девушка" не теряет своей непосредственности, которой она покоряет, с ней хочется познакомиться, пообщаться (а то!). В другом случае кроме дежурного комплимента ничего не хочется. Фотографии автора не покоряют. Хотя, повторю, они добротные.

Были в этом районе

в 1998г и уже тогда месные говорили что эти земли прихват. президент и семья.

Незачот: мало фоток

Незачот: моло фоток. Особенно если сказано что "местные жители, таджики, рассматривают нас как Марсиан" а фоток местных жителей, их рынков (базаров), и фоток человеческого жития нет: фоток в приютах, палатках, узбекских рынках, итд. Жизнь отсутсвует как на марсе. Ну, ващета оно так и есть - узбеки же сказали что вы - Марсиане.