Горы мира > Южная Америка >

Автор: Валерий Розов, г. Москва
Фото: Денис Провалов, г. Москва, Александр Ручкин, СПб

Торрес дель Пейн: восхождение и прыжок

Смотрите на Mountain.RU:

Александр Одинцов,
Владимир Качков,
Сергей Краско.

Первые пятеро - восходили, Сергей Краско - обеспечивал приземление.

Мы слышали и знали о Патагонии многое, но увиденное воочию превзошло все ожидания, я имею ввиду практически все: сами горы, погоду, окружающие пейзажи, сам стиль восхождения...

* * *

Началось все хорошо. Быстро забросились в ущелье, получили пермит на восхождение, сходили на разведку. Уже на третий день поездки решили все проблемы, разобрались с логистикой: идем по маршруту Бонингтона (заход на него из Silence Valey).
Маршрут наиболее простой на Торрес дель Пэйн (если слово простой можно применить, скажем, к маршруту Мышляева на Ю.Ушбу), с вершины спускаемся на основную стену. Я прыгаю и долетаю до моренного кармана справа от озера, там приземляюсь (это, кстати, оказалось, практически единственно возможное место для приземления).
Казалось бы, все просто. Погода, так себе, иногда дует. Но это же Патагония, говорим мы себе и смело выходим на подход.

Вот тут все и началось....

Через два часа мы доходим до japanese Camp, где нас останавливают рейнджеры. Надо отметить, что треккинг в этих местах весьма популярен и система палаточных, благоустроенных лагерей довольно развита.
Восходителей в этих местах немного, и нас уже знали и ждали. Но вместо пожеланий удачного восхождения, нам объявили, что хорошо осведомлены о наших планах, о том, что мы собираемся не только восходить, но и прыгать. А на прыжок у нас нет разрешения, и: «Ваш пермит аннулируется». Надо идти вниз и получать новый пермит на восхождение и прыжок. А это, ни много-ни мало, 10-12 км. вниз плюс два часа на машине.

Терять два дня мы не могли, и я говорю им, ОК, я прыгать не буду, в тайне надеясь, что они мне поверят на слово. Но парни оказались не промах, сказали, что либо я иду вниз за новым пермитом, либо оставляй им свой парашют. Договориться ни о чем с ними не удалось.

Я и Денис Провалов, налегке, бежим вниз за новым разрешением. Но в офисе туризма мне настроение иcпортили еще больше. Нам там сказали, что наш пермит не только аннулирован, но и мы должны немедленно покинуть национальный парк. Ситуация стала просто тупиковой. Продолжая о чем-то говорить с чиновниками, я со скоростью хорошего процессора пытаюсь просчитать варианты, куда мы еще можем отправиться за оставшееся время, и понимаю, что их просто нет:-(

Надо что-то срочно предпринимать.. Пока я думал, чиновник немного успокоился, глядя на мой понурый вид, и смягчился по отношению к нам. В итоге, я подписал расписку о том, что не буду прыгать и что свой парашют я оставлю у рейнджеров.

В базовом лагере.

Дорога вверх проходит в подавленном настроении. Добрались только к утру следующего дня. Совместными усилиями в голову приходит гениальная по своей простоте мысль, я беру бэйсовый стэйдж (stage) бэг (мешок, в котором бэйсеры носят свой парашют на подходах), набиваю его всяким мусором, предварительно завернув всё это в полиэтиленовый стол, тем самым придав ему прямоугольную форму, и выдаю это произведение искусств за свой парашют, со словами: «Вещь очень дорогая, смотрите за ним особо тщательно...» - Нас пропускают!!! Как в настольной детской игре - два дня, и ты продолжаешь поступательное движение вперед по клеточкам.

* * *

Базовый лагерь внизу у ледника, до начала маршрута 800 метров по высоте, барахла полно - аппаратура фото и видео, парашют и т.д.

Перед восхождением.

Укладка парашюта

Базовый лагерь.

На подходе.
Решаем для начала разобраться с подходом, который неочевиден, и снизу обработать маршрут. Что на следующий день успешно и делаем, попутно забросив наверх часть груза. На следующий день - ветер, невозможно даже просто нормально двигаться по тропе.
Патагония, стараемся спокойно мы думать.

1-й день, и мы выходим на маршрут. Маршрут, как маршрут. Ничего особенного. Хорошая наша 5"Б". Но с двумя поправками: очень холодно и очень ветренно. Причем эти две поправки становятся тем серьезней, чем выше мы поднимаемся. Из-за этого работать быстро, у первого, не получается. Все остальные тоже довольно сильно перегружены, слишком много приходится нести, помимо обычного для такого маршрута альпинисткого барахла. За день пройти маршрут не удается.

Мы находим сидячее убежище в небольшом внутреннем углe , забитом снегом. Утро следующего дня встретило нас солнцем и еще более сильным ветром. К счастью, сложных участков осталось не так много и к 17.00 мы выходим на ночевку. Полка, градусов 15, названная в описании «удобным бивуаком» :-) Все начинают строить площадку под палатку. Площадка на гребне, в трёх веревках от вершины. Я вижу другую долину и подо мной стена, куда надо прыгать.
Чувствую, как охотник, запах "Экзита"!!! Не могу удержаться, и, взяв веревки, начинаю дюльферять.
Верх горы, довольно пологий. Найти нормальную точку удается лишь с третьей попытки, чуть в стороне от ночевки и двумя веревками ниже. Веревку оставил, чтобы наутро не тратить время.
Завтра 23 февраля, а если еще и прыгнуть получится!

Когда вернулся, палатка уже стояла, внутри что-то оживленно обсуждается, шипит горелка. Я часто замечал на таких восхождениях, что в какой-то момент я начинаю жить со своими партнерами по горе в разных психологических плоскостях. Мы вылезли, восхождение состоялось, все расслаблены и возбуждены. Я замкнут и сосредоточен или даже напряжен. Самое основное мне еще предстоит. И чем ты ближе к вершине, тем обычно сильнее это чувство. Залезая в палатку, успеваю заметить, что погода мне не нравится. Перекусили и ложимся спать. Подъем в 5 утра. Наконец-то можно поспать, вытянув ноги. Не так уж и плохо в Патагонии, подумал я, засыпая.

На вершине.

В час ночи пришла первая "электричка", так мы потом стали называть резкие, сильные и приближающиеся с гулом ж/д составы-порывы ветра. Сплошной гул, грохот, согнувшаяся под ветром палатка, готовая просто лопнуть в любой момент или улететь вниз. Мы начинаем лихорадочно одеваться, чтобы не оказаться раздетыми на улице, когда она действительно порвется. Остаток ночи и весь следующий день проходит за тем, что мы, упершись спинами в наветренную сторону палатки, пытаемся уберечь ее от разрыва или слома стоек. В момент, когда кто-то из нас вылезает по нужде, остальные с ощутимым усилием удерживают палатку:-)).

Вот так и прошел наш праздник. Продуктов взяли немного, и они, естественным образом, стали заканчиваться. Тем не менее, в честь праздника, позволили себе шоколадку и дополнительную кастрюльку чая. Патагония, думаем мы, ну ничего, у нас еще есть шанс. К вечеру чуть стихло. Всерьез обсуждаем попытку завтрашнего дня.

* * *

Утро. Солнце еще не взошло. Ветра нет!!! Начинаем спуск к экзиту. Одеваюсь, вися на веревке, другой площадки просто нет. Начинает задувать. Когда мы были почти готовы к прыжку, ветер уже дул с с привычной нам силой. Сергей снизу передал, что там бывают затишья, но порывы тоже сильные.
Это еще одна особенность Патагонии, ветер не просто сильный, а порывистый и разнонаправленный по высотам. Долго стою на экзите, практически готовый к прыжку, и не знаю что делать.

На озере внизу уже бегут барашки, риск кажется слишком великим. Прыгнуть-то я нормально смогу, а вот приземлиться вряд ли. Очень холодно. Чтобы влезть в винг-сьют, мне пришлось снять много одежды. Начинаю замерзать и нервничать. Все терпеливо ждут, и надо отдать должное, не дергают меня пустыми советами. Всем все ясно, либо рискнуть сейчас, либо уже вряд ли получится.
Это мой выбор, поэтому меня никто не торопит.

Перед прыжком.

Вспоминаю, что в кармане морены дуло значительно меньше, чем вверху.
Складывался единственно возможный план, попытаться долететь до нужного места и максимально низко открыться, надеясь, что меня не успеет никуда сдуть в этом немного защищенном от ветра месте. Сомнения оставались, долечу ли я туда?

Толчок.

Прыжок.
Обычно во время таких специфических прыжков, твое качество полета бывает далеко от идеала. Раз, два, три - пошел... Отделение немного завалил, зато полет получился хорошим. Долетел без проблем и нормально приземлился, не попав в порыв. Почти, как в известном анекдоте: "Ну, что вам, земляки, сказать – повезло ! " :)

Общий перепад прыжка составил 1400 метров, время полета 57 секунд, расстояние приблизительно 2200 метров.
Спустя всего три часа начался шторм, усиливающийся с каждым часом.
Парни, несмотря ни на что, успели спуститься в тот же день.

Спуск

Возвращение.

Вот мы и увидели настоящую Патагонию - четыре дня непрерывного ураганного ветра со снегом. Ветер не давал идти даже по тропе. Останься мы на вершине - шансов уцелеть было бы немного. Все, что мы видели до этого, и считали непогодой, по нашим привычным меркам, по местным - было большим окном хорошей погоды.
Район оставил противоречивые впечатления. С одной стороны, необыкновенно красивая природа, горы, большие стены, с другой, - жесткая и непредсказуемая погода, способная разрушить любые планы и сбросить вниз любую команду.

Огромное отдельное спасибо, тем, кто помог мне осуществить этот проект: Денису Провалову, Александру Ручкину, Александру Одинцову, Владимиру Качкову.
Мой прыжок - это безусловно командное достижение.
Наземный наблюдатель и связь - Сергей Краско. Ему отдельная благодарность. Без его информации снизу прыжок вообще бы не состоялся.

Александр Одинцов

Владимир Качков

Денис Провалов

Александр Ручкин

Спасибо всем, кто нам помогал и поддерживал.

Сантьяго

Про риски и пермиты

1. Илья, могу вас заверить, что по сравнению с теми рисками, которые были на самой горе, все возможные неприятности внизу (штраф, конфискация снаряги и т.п.) для меня просто не имели значения. Я ни от кого не скрывал, что собираюсь прыгнуть с Торрес дель Пайн. Даже от рейнджеров, когда мы их первый раз увидели. Просто слух быстро распространился по долине и наверху и это кому то не понравилось - тупо решили запретить. Так что, я вел себя вполне по честному. А "положить на пермит", как вы выражаетесь, в нашей ситуации, означало только одно - собрать вещи и уехать из парка. Люди, которые придут за мной, не будут иметь никаких проблем, если просто будут держать язык за зубами, а не говорить на каждом углу о цели своего приезда, как это сделали мы. И уж, если вернуться к рискам, то дав расписку и не выполнив ее, я рисковал гараздо больше, с точки зрения возможных административных санкций. Если бы вы написали, что обманывать нехорошо - я бы с вами согласился. А так выходит, что обманывать вы вроде готовы, но по-тихому, что бы никто не знал. И при этом почему-то называете этот способ честным.________ 2. Андрею Лебедеву: Официального требования покупать пермит на прыжки нет. Как нет и самого понятия такого пермита. Ни в Чили, ни в каком другом месте. Обычно бывает либо просто запрет, либо лояльное отношение, без каких-то допольнительных требований.____________________________________________ 3. То Игорь Паша: Если бы мы снимали художественный фильм, то ваше замечение может было бы уместно. Для тех условий, где это было снято, материал достаточно качественный и разнообразный. А если быть точным, "рекламировался" факт восхождения и прыжка, а не то, как это снято. По странности и некомпетентности вашего поста, похоже на кролика вы не тянете :-) По вопросу склонности русских к обходным маневрам я, все таки, перенаправляю вас к Илье. Найдете понимание и горевать будет легче. Готов ответить на любые конструктивные вопросы. Просто так флеймить на эту тему мне не интересно.

отлично.

Отличные фотографии, интересная статья. Интересно, не конфликтуют ли на одном теле обвязка и парашют с вингсьютом?

Вопрос про пермиты

Валера, праздное любопытство, но все-таки... А есть официальные требования покупать пермит на прыжки? Или это была инициатива местных? Приходилось ли платить в Пакистане и в других странах? Я в прыжках совсем не сведущий, основные сведения у меня от участника нашей команды, который по ночам с московских высоток прыгает. Но он сейчас в Хибинах, поэтому у вас любопытствую.