Автор: Игорь Паша, Москва

Маршрут 2-й, Когутайский
Маршрут 3-й: Ахсу-Юсеньги
Маршрут 4-й: Эльбрусский крест

Предлагаемые материалы – не отчет о наших маршрутах лета - 2006. Это, прежде всего, большая подборка маршрутных фотографий, пояснением к которым служат краткие путевые заметки. Снимки частью видовые, частью панорамные, частью репортажные. Представлены крупным планом отдельные вершины и перевалы. В числе вершин Эльбрус, Шхельда, Ушба, Мазери, пики Кавказа, Вуллея, Щуровского, Профсоюзов, Физкультурник, а также М. Шхельда, Ахсу, Юсеньги Узл. и Сев., Б. и М. Когутай, Интеркосмос, Донгузорун, Накра. Перевалы – Ирикчат, Бивачный, Средний, Ахсу, Родина, Жемчужина Приморья, Когутай, Семерка.

Давно уже хотелось полюбоваться Ушбой во весь рост с удобной высокой и близкой точки. Вот и пошли за этим на пик Физкультурник – вершину в ГКХ между М. Шхельдой и пиком Профсоюзов. Достигается она по гребню с пер. Средний (2Б), к которому ведет ледник Ахсу. Пошли впятером – добавились Иван, Юра и подъехавший с альпсборов Андрей. Пропуск на всех был получен еще в Москве.

2-го августа не самым ранним утром мы подъехали к т/б Шхельда, оттуда живописной тропкой прошли к посту. Отстояв очередь желающих пройтись до розовых цветочков у ледового вала, внедрились в погранзону.

Веселой тропой над речкой Шхельдой

Шхельда в жаркий день

Речка Шхельда, вдали за валунами ледовый вал

Цветочная поляна у ледового вала
Путь к Ахсу запомнился прыжками по валунам докучливой морены и решительной жарой (в Нальчике в те дни в тени набегало за 40, в Терсколе за 30, на эльбрусских бочках под 20). К устью ледника мы подошли к пяти и с видом на верховье Шхельды встали на ночь.

Верховье Шхельды, Щуровский, Ушбинский ледопад

Зубцы Шхельды

3-е августа. По морене ледника поднялись до стратегического левого поворота, откуда еще просматривалось верховье Шхельды и уже маячили перевалы и вершины цирка Ахсу.

Последний взгляд на верховье Шхельды

Первый взгляд на цирк Ахсу

Повернули, вышли на лед. Слева ощетинилась в заторе пехота трещин, справа сердито оскалился ледопад.

Слева ощетинилась в заторе пехота трещин...

... справа сердито оскалился ледопад

Мы шли двумя связками. Преодолев основной участок подъема, прошли мимо пер. Бивачный под перевал Средний.

Шли двумя связками

Рутина трещин

Легко, тепло, приятно

... но красиво

Грация форм

Ледник Ахсу в среднем течении

Пик Профсоюзов и пер. Бивачный

Там широкой дугой вывернули направо и возвратным ходом вышли на здоровенный скальный остров к Верхним ночевкам Ахсу. Знатное место в сердце цирка! Полный обзор окрестных перевалов и вершин и фантастические виды на пики Кавказа и Вуллея и далекие вершины Адырсу.

Панорама цирка Ахсу. 1. Пер.
Бивачный, пик Физкультурник

Панорама цирка Ахсу. 2. Пер.
Средний, М. Шхельда, пер. Ахсу

Рериховские силуэты

Тепло и холод

Виды с верхних ночевок. Угасание

Виды с верхних ночевок. Интимный разговор

4-е августа. Когда мы встали, где-то за Адырсу набухало солнце, а вершины и перевалы цирка цвели розово-алой нежностью. Выкатилось же солнце через зазубрину в вершине Тютю, и лучи его обволокли и оттенили гору, а соседний Джайлык для контраста утопили в светлой дымке.

Пер. Средний в утренней неге

Оно само так вышло

После легкой и скорой трапезы мы с Андреем выступили к пер. Средний. Перевальный взлет размяк за эти жаркие дни и даже в наиболее крутой верхней части (около 50°) был покрыт снежной испариной, в которую легко втыкался ботинок. Мы банально поднялись по центральной оси взлета и задержались лишь на переправе через бергшрунд по сникшему мосту (более надежные мосты были под скалами М. Шхельды, но с нее сыпало). На перевал вышли левее седловины, там, где растеклось скованное корочкой озерцо. Оставив веревку, потопали по гребню и через несколько минут были на вершине.

На перевальном озере

Андрей на стыке трех гребней

Пик Физкультурник неказист, это мелкий нарост на стыке трех гребней, сходящихся звездочкой, а точка стыка – камень под две ноги. Зато какой отсюда обзор! Резной бастион Ушбы и Мазери, горные дали России, подножие солнечной Грузии, эполетная М. Шхельда. Андрюша покорил ее всецело, едва даже не снес ее нестойкий вершинный знак, но этим не удовлетворился и затосковал, а по возвращении в лагерь объявил об уходе. Вниз по Ахсу его долго провожали Иван и Юра.

Наши на М. Шхельде

Бастион Ушбы и Мазери

Крылатый ангел

Профсоюзы и Бивачный с пер.
Средний. Силуэты Адырсу по горизонту

Грузинские отроги Донгуза.
1 Речка Квиш

2. Ледник Долра

Полцарства за Ушбу!

Эльбрус, подрезанный М. Шхельдой

5-е августа. В четыре вышли встречать рассвет на перевал Родина (2А). Его ровная полуторакилометровая скоба – настоящий плацдарм для конной авиации. Здесь можно долго и безвредно жить, заряжаясь от испещренных пиков Шхельды и ледников Ахсу и растворяясь в величии Эльбруса и Донгуза. Приняв их утренний румянец, мы с любовью прошлись по Родине от Юсеньги Узловой до Юсеньги Северной.

Рассветный румянец Эльбруса
и Донгуза. Вид с Родины

Донгуз в румянце

Стражник Ахсу. Вид с Родины

Ушба между Шхельдой и Ахсу.
Вид с Родины

Профсоюзы, Шхельда, Ушба,
Безенги. Вид с Родины

Верхом на Юсеньги Узловой с видом
на Грузию. Прямо, с правым поворотом
- к Донгузу через Бечо. налево к Ахсу,
назад к Родине

Эльбрус и три веселых друга

На шапке Сев. Юсеньги

Перевальная скоба Родины
от Сев. Юсеньги (под ногами)
до Узл. Юсеньги вдали

Виды с Сев. Юсеньги. Массив Шхельды и Профсоюзов,
внизу скальный остров с ночевками Ахсу

Виды с Сев. Юсеньги. Цирк Ахсу: Профсоюзы - пер. Бивачный
- Физкультурник - пер. Средний - М. Шхельда - пер. Ахсу

Виды с Сев. Юсеньги. Верховье Юсеньги
- Донгузорун - Когутайский отрог - Эльбрус

Виды с Сев. Юсеньги. Эльбрус и
братья Когутаи

Днем млели в лагере, а в четыре выступили к Физкультурнику. Когда вышли к вершине, глубокая синева уже теплела и решительно надвигались тени.

Две горы - два облачка. Ушба и Шхельда

Ушба и Мазери

Такая притягательная Грузия
За час, проведенный нами наверху, Ушба сменила серебро своих одежд на золото. Было безветренно и тепло, и совсем не хотелось идти вниз.

Ушба в золоте

Свет России против тени Грузии.
Граница

До новых встреч, Ушба!
Пока спускались, быстро стемнело, и бергшрунд преодолевали, подсвечивая просевший в трещину мост фонариком. Потом высвечивали следы нашего подъема, по ним вышли к лагерю. Решив, что ужин нам не нужен, повалились спать.

Взгляд вниз по Юсеньги с высотки 3200
6-го августа встали к семи, заправились, сняли лагерь, вновь двинулись на Родину, теперь уже для перехода в Юсеньги. По снежной шапке перевала спустились на каменистую каемку, от которой отходил контрфорс. Двинулись вниз по его гребню. Сыпало из-под ног по-черному, обходы жандармов пугали сбросами и давались с напряжением. Лишь к обеду мы вышли к отметке 3290. Ступни ног ныли, дальнейший нехитрый спуск по склону стал мукой, то и дело приостанавливались. В одну из таких пауз заслышали далекий свист. Свистели не птички средь беленьких рододендронов, как подумалось, а люди внизу. Их было трое, они были в цветах хаки, они знаками велели спуститься. Хм. А вдруг это грузинские ребята небескорыстно спустились с Бечо? Что тогда? Решили для начала перекусить, а заодно посмотреть, как поведут себя эти нижние свистуны: если двинутся на нас, то... Но те на нас не двинулись. Они вообще не двигались – лишь зыркали, рассевшись у ручья. "Погранцы", – по-штирлицевски заключили мы и, покончив с трапезой, медленно, насколько позволяли намятые ноги, потянулись вниз.

Сев. Юсеньги, пер. Родина, контрфорс
Свистуны и вправду оказались погранцами. Учтиво осмотрев предъявленные им бумаги и сообщив по рации о поимке, они отконвоировали нас на заставу. Мы не протестовали, поскольку и сами направились бы в ту же сторону. На заставе к нам вышел крепкий бодрый чин в сандалиях и шортах. Убедившись по бумагам и расспросам в том, что мы не с Бечо, он завел досужую беседу. Крупных тайн не выдавал – сообщил лишь, что скальную пирамиду, что темнела на фоне ГКХ, «называют где как, а у нас Старший-Брат-Ложного-Бечо». Мы тепло простились с бдительными пограничниками, бросили последний взгляд на нашу Родину с ее неверным контрфорсом и через два часа, обессиленные, вышли к трассе. Домой вернулись на попутке уже в сугубо позитивном расположении к миру и обществу.

Офигеть!!!

Просто потрясные фотки! Пять баллов! Тоже хочется, хотя, увы, наверно, не можется... Успехов в будущих Восхождениях!!!

Приглашение к участию

Когда смотришь, вспоминаешь свой опыт и свои походы. У меня он был не столь солнечный. Не было цветов, синего неба и радости от созерцания. А у Вас такие картинки - как в сказке! Так уютно смотреть на это и думать - а как у Вас было здорово на душе, когда Вы это снимали! Такая гармония и покой и снято с такой точки, как будто сделаешь шаг - и ты там. Приглашение к участию. Для меня удивительно, что и маршрут по силам, и погода хорошая и компания приятная, и внутри Вас всё гармонично. Спасибо за удовольствие.

Как сам там побывал!

Да, вверху ещё лучше, чем внизу! Красотища! И главное совсем рядом, только вертикально выше... А места знакомы до боли... С других ракурсов, но знакомы... Счастливчики вы! В общем так держать!

Далекое близко

Когда смотришь с Эльбруса вниз, вершины ГКХ выглядят маленькими и незначительными по сравнению с покоренным исполином. И многие поднимаются на самый верх, даже и не представляя, что такие красивые места есть рядом, но чуть в сторону. К счастью эти фотографии передают часть той тишины и свободы, которая остается за рамками привычных маршрутов. Можно не гнаться за метрами высоты, а отойти немного в сторону и увидеть этот таинственный и опасный мир гор, перевалов и снега.

Игра света

Еще раз восхищаюсь умением поймать момент! Спасибо! Продолжая восхищаться Ужбой, не удержался и порекламировал Вас в своем ЖЖ))) http://makeich.livejournal.com/131376.html Еще раз спасибо за фотки!

Где-то багульник на сопках цветет...

(18.03.07) Спасибо всем за отзывы на 2-ю и 3-ю части моих заметок с приэльбрусскими фотографиями. Очень рад, что кому-то они напомнили их собственные кавказские походы, а кого-то вдохновили на встречу с Приэльбрусьем в скором будущем. _____ 1. Виктору Орлову. Спасибо за пожелание дальнейших успехов. Но все же: если самому хочется, то это козырный туз, а он не бьется, нет таких раскладов! _____ 2. Виталию Матехе. Спасибо. Ваш отзыв короток: "Аж захотелось!" Проблемное из этих двух слов первое, в нем много чувства, но мало действия. _____ 3. Андрею Трухачеву. Спасибо. Я добавил бы в конец отзыва: "... и уютная палатка". Счастливых покорителей вершин Эльбруса, спускающихся траверсом к скалам Пастухова, можно разглядеть в бинокль не только с Когутая, но и с более далекого хребта Юсеньги. _____ 4. Екатерине Бахтиевой. Спасибо. Катя, я рад вашей мечте, идите ей навстречу. _____ 5. Сергею Бусарову. Спасибо. Но как это: "Слов нет"? Вот Леонид Ильич, тот часто испытывал "чувство глубокого и полного удовлетворения", даже в последние годы жизни, но слова находил. _____ 6. Ивану Храпачу. Спасибо. Солнце действительно набухало существенно левее Тютюбаши (есть снимок), а выстрелило прямо из его зазубрины. Nice shot! _____ 7. Николаю Храмову. Спасибо. Но, Коля, не заигрывай ты с этим лукавым словом "пока". _____ 8. Михаилу Голубеву. Спасибо. Здорово, что вы сами решили пополнить моими снимками вашу солидную базу данных о перевалах. Ваше замечание об "определенной смелости" должно пониматься, прежде всего, как предостережение. Светлые и праздничные фотографии и простоватые заметки могут создать иллюзию полной легкости и безмятежности маршрута. Этого не было. Близость "проходных" перевалов Бечо и Ахсу напрягала. Да, и в КСС, и погранцы уверяли, что граница в этом районе теперь на замке, но они они там, внизу, а здесь пустынно, глухо и замкнуто, и перед тобой этот перевал Ахсу, с которого к твоим розовым утренним снам запросто могут спуститься мастера их потревожить. _____ 9. Андрею Кормакову. Спасибо. Не знал, что "е...кл...э...у" у омских монстров альпинизма означает "здорово". Не знал и того, что монстры тоже, бывает, грустят. На этот случай два стиха. Первый, современный: Не грусти, тоска // Жизнь, она коротка // Скажи себе: да // И айда! Второй от поэта Абалаковских времен: Я залез у гору // И кричу униз: // Будя, будя, будя // Будя комуниз! _____ 10. Александру Саввичеву. Спасибо. Я многих спрашивал, что то за розовые цветочки на лужайке у ледяного вала в ущелье Шхельды. Ботаников, в частности. И только ты смог установить, что это тот самый - что в песне - багульник! И вообще ты для меня живой неустранимый классик, Дедушка. С тех пор как я привел своих юных астрономов на твой МГУ-шный турслет и мы стали свидетелями того колоссального финала по перетягиванию каната, когда было всё: и зычное капитанское руководство, и командная сплоченность, и индивидуальное мастерство "якорить" в мокрой грязи одновременно носом, подбородком, локтями и ногами - и когда в пылу ползучей борьбы вы ненароком притушили костерок своими завидными телами. Именно тогда всем нам стало ясно, кому открыт был путь в Большие Горы, а кому нет... Но вот зачем ты так рано пишешь о памятнике своей молодости? (26.03.07) _____ 11. Алексею Макееву. Спасибо. Не знал, что ты ведешь livejournal. Круто. Но это ведь сколько надо сил и здоровья! _____ 12. Андрею Трухачеву. Спасибо. Удивительно и здорово - видишь своими глазами и фотиком, а чувствуешь твоей душой! _____ 13. Дмитрию Гулютину. Спасибо, мы будем стараться. И вы старайтесь: есть ради чего.

Конечно багульник!

Я думал, что Кавказа больше нет. Точнее, что он остался как память и памятник нашей молодости... Прекрасны не только фоторгафии, но и текст с тонкой иронией по поводу эпохи и границ. И всё же какие они прекрасные - Кавказские Исполины, когда-то открывшие нам Горы! Саввичев Александр

Замечательные и интересные фотографии!

Игорь, большое спасибо за эти снимки. Эти места редко посещаются из-за нахождения их на границе, и нужна определенная смелость и настойчивость для их посещения. Некоторые снимки и панорамы очень полезны для включения их в базу фотографий перевалов. (раскрутка других сайтов здесь не поощрается, но ссылка и так понятна ) )

Е..кл...э..у.........Здорово!!

Слов нет. Пойду грустить...

Фотографии отличные

Особенно "Оно само так вышло". Это ж надо так! Прямо как домик Амона Ра.

Спасибо Игорь Иванович!

Маршрут изумительный! Фотографии классные! Очень сожалею, что обстоятельства не позволяют пока попробовать присоединиться к вашей группе! Удач в дальнейших путешествиях!

Не устану повторять:

Изумительные фотографии! Слов нет!

Ахсу, Эльбрус, Донгуз, Ушба

Не знал, что Ахсу такое замечательное место. Эти фотки - лучшая ему реклама. Ушба - особая прелесть!