Горы мира > Тянь-Шань >

Аксарсай – чудные поляны

Испай - синее небо

Чарвак - золотохранилище

Западный Тянь-Шань. Узбекистан. Ташкентская область. Бостанлыкский район.

В горах Западного Тянь-Шаня, Чарвакское водохранилище питают своими водами такие реки, как Пскем, Коксу и Чаткал. Ущелье Коксу – одно из красивейших мест Западного Тянь-Шаня. Красота его состоит в том, что при своем близком расположении к населенным пунктам, является довольно узким местом. В связи с этим, широкой дороги ведущей в глубину ущелья нет. А ведет туда тропа, пролегающая вдоль речки, вплоть до летовки Айрык. И поэтому места эти остались нетронутыми цивилизованной дорогой и электрическими столбами, а стало быть, в более или менее сохраненном виде дошли до наших времен.

В своем устье, река подходит к поселкам Бричмулла и Яккатут, основу местного населения которых составляют этнические таджики. В поселках довольно хорошо развита инфраструктура. Есть школы, больница, автостанции, магазины и зоны отдыха. История Бричмуллы насчитывает несколько столетий. В различные века, городище Бричмулла появляясь и исчезая на разных участках, оставляла в земле множество вопросов, которые так и любят отгадывать археологические экспедиции. История появления человека в этих местах насчитывает, куда большее время. Первые охотники и люди каменного века были здесь уже несколько тысячелетий назад. Об этом свидетельствуют находки найденные в результате обследования таких мест как пещера Обирахмат (Аурахмат), местонахождения Куприкбоши и Тусьё, а также многочисленные петроглифы.

Река на всем своем протяжении, начиная от стыка Пскемского и Коксуйского хребтов и до своего устья питается многочисленными саями. Наиболее большие из них это таки горные саи как Айрыксай, Минджилкисай, Замбатсай, Чепташсай, Себак, Захтансай, Куруксай, Чаватасай, Кулосья. И в каждом из этих притоков находятся такие интересные уголки природы как водопады, озера, скалистые обрывы, теснины, снежники, пещеры и др. Здесь проложено немало туристских троп различной категории сложности. Такие перевалы как Алям, Аксарсай, Келинчак, Минджилки, Замбат, Падар, Абдар и др. привлекают множество туристов и альпинистов. Но в настоящее время места эти являются пограничной зоной, и попасть сюда можно только по специальным пропускам оформленными в надлежащем порядке.

Одним из необычных мест долины Коксу является так называемая «Коксуйская щель», представляющая собой узкое место, сквозь которое проходит русло реки, образуя при этом небольшую заводь-озерцо. А отвесные скалы, высоко вздымаясь над рекой, образуют своеобразные ворота.

В советское время очень распространенным маршрутом был маршрут под названием – «Алямское кольцо», охватывающее по масштабу две республики. Первая половина пути шла по Реке Коксу вплоть до перевала «Алям», а затем уже спуск и продвижение по территории Киргизии вдоль реки «Чаткал» до места ее впадения в Чарвакское водохранилище. В настоящее время этот маршрут не существует ввиду расположения Алямского перевала прямо на границе соседних республик.

Для нас же, представляют интерес маршруты из долины Коксу через перевалы Пскемского хребта в долину реки Пскема. Одним из самых простых является маршрут через перевал Келинчак в левый приток Аксарсая – Бикулисай. Маршрут проходит через живописное урочище Чавата, где можно повстречать несколько домиков местных жителей, родник с чистейшей водой и реликтовыми деревьями столетнего возраста. А немного выше, вдоль сухого русла Келинчаксая, можно видеть множество пещер и гротов причудливой формы. Здесь, на одном из хребтов ведущих к перевалу, мной была обнаружена арча огромных размеров, возраст которой, по всей видимости, составляет несколько сотен лет.

Другие пути следования через перевалы Пскемского хребта рассчитаны на более подготовленного туриста. Одним из таких путей является маршрут через перевал Минжилки в верховья таких саев как: Аксарсай, Мачитосгонсай (Маштосгонсай) и Испай. Здесь приходится преодолевать сыпучки, снежники, обрывы, скалистые обнажения и другие препятствия, типичные для высокогорных условий. Но, как уже говорилось, путь этот является довольно сложным, и рассчитан на подготовленного туриста, обладающего различной техникой передвижения в высокогорных условиях.

joeandex@yandex.ru

Про Коксу

В настоящее время район попасть в район Коксу довольно сложно. Приходится заранее делать разрешение на посещение пограничной зоны в г. Газалкент (районный центр), на что уходит от одной до двух недель. Конечно, лучше было бы, если все эти вопросы решались непосредственно в Бричмулле, и желательно за один день. Оригинал сатьи - http://orient-tracking.com/Voyager/Koksu.htm

про Бричмуллу

Полностью согласен с Joe Andex, получит разрешение очень сложно. Главное гоняют туда - сюда. В 2005 птались пройти вверх по чаткалу без разрешения. Нарвались на патруль..... Короче никакие деньги и уговоры не помогли. Развернули назад, предварительно обыскав и проверив все документы, благо тогда паспорт ещё узбекский был, с другим в таком случае можно загреметь на трое суток для выяснения. Некоторые прорываются. Сразу на повороте дроги лезут через сопку напрямик, если встать спиной к реке, иногда успевают удрать таким образом вверх от патруля и обойти стороной. Но не советую, могут пальнуть с дури если заметят.

Про погран.режим

С этого года (точнее после майских терр.актов в Андижане) изменился порядок оформления документов на посещение этих районов и мы с друзьями как раз попали на это время. Разрешение с туристической поездкой на Ойгаинг у нас получилось взять как раз 26-го мая и нам его благополучно отменили :-( Потом конечно уже после первого шока снова поехал в Газалкентское РУВД за документами, теперь их разрешение должно подтверждаться ещё и печатями дирекции Угам-Чаткальского нац.парка и Погран.службы, после соответствующей проверки документов в Ташкенте в течение 2-4 недель