Горы мира > Камчатка >

Фото: Леонид Смидович, Александр и Ольга Резниковы, Ольга Плахотник

Камчатка. Ключевская группа вулканов

Читайте на Mountain.RU отчеты о походах Л.Смидовича:
Алтай-2002, описание прохождения ледопада Менсу, горный поход 4(5)-й к.с.
Безенги-2000, описание пер. СОГМИ (3А*, 4350), горный поход 5-й к.с.
Домбай-99, горный поход 5-й к.с.
Приэльбрусье-98, горный поход 4-й к. с.
Безенги-97, горный поход 6-й к.с.
Домбай-97, горный поход 3-й к.с,

Смотрите на Mountain.RU фотоальбомы Л.Смидовича:
Кодарский хребет, горный поход 3-й к.с.
Нахашбита, горный поход 4-й к.с. 2003 г.
Алтай-2001, горный поход 3-й к.с.
Полярный Урал. Южная часть., лыжный поход, 2001 г.
Центральный Кавказ, походы 1997 и 1998г.
Домбай-97, горный поход 3-й к.с,

Фотоотчет
Часть 1

Маршрут 1-й части: Конуса Северного прорыва - база "Луноходная" - ручей Сухой - влк. Толбачик Плоский (3000, 1А) рад. - пер. Толуд (н/к) - пер. Толбачинский (н/к) - ручей Размывочный - лед. Богдановича - пер. Вулканологов (3200, 1А рад.) - в. Ключевская сопка (4688, 1Б альп.) рад. - пер. Средний (1А) - влк. Средний (2978, 1Б? альп.) рад. - лед. Средний - оз. Державина - гора Караульная - пос. Ключи.

Наш маршрут начался с конусов Северного прорыва, где в 1975-76 гг. произошло извержение трещинного типа. И Северный, и Южный прорывы представляют собой сейчас несколько небольших (100-200 м. высотой) кратеров посреди шлаковой пустыни и расположены южнее Толбачиков. Сросшиеся вулканы Толбачики - Плоский (3000) с огромным кратером и покрытый льдом Острый (3682), а также расположенные восточней вулканы Бол. Удина (2920), Овальная Зимина (3080) образуют южную часть Ключевской группы вулканов.

Острый Толбачик,
вид с базы Луноходной

на горизонте -
влк. Корякский

перевал Толуд,
в. Овальная Зимина (3118)

Толбачики - Плоский (3000) и Острый (3672). Вид с севера, со стороны лед. Богдановича.

Севернее Толбачиков находится собственно Ключевская группа, состоящая из нескольких вершин. С востока расположенны Ключевская сопка (4688) и Камень (4570), за ним вулкан Безымянный (2869), один из самых активных на Камчатке. С запада находятся сопки Плоская Ближняя (4030) и Плоская Дальняя (3930), посередине в северной части - вулкан Средний (2978).
Между вершинами находится ледовое плато - т.н. "маленькая Антарктида", на юг с которого течет ледник Богдановича, а на север - ледники Эрмана и Средний. Практически посередине плато, ближе к Ключевской расположен кратер Срединный, на котором есть места для палаток.

влк. Безымянный, за ним Камень и

Ключевская и Камень, между ними - седловина
пер. Вулканологов (3300)

Ключевская сопка - вид с ночевок на кратере Срединном

Гора Камень (4570) - вторая по высоте и наиболее интересная в Ключевской группе как объект восхождений. На нее проложены несколько маршрутов 3 и 4 к.т.

Вид от кратера Срединного

Ночевка на перевале Вулканологов

С перевала Вулканологов

Восхождения - с пер. Вулканологов мы совершили акклиматизационный выход на Камень, поднявшись на треть склона. А на следующий день - восхождение на Ключевскую сопку, правда не совсем успешное - на вершину взошли только двое из пяти поднимавшихся.

Связка на склоне Камня

Вид со склона Ключевской: Камень,
Безымянный, Зимина, Бол. Удина и
"кусочек" Толбачика

Дальше наш путь лежал через ледовое плато, с которого берут начало ледники Богдановича и Эрмана, на перевал Средний. Слева по-ходу остаются вулканы Ушковский (сопка Плоская Дальняя) и Крестовский (сопка Плоская Ближняя), справа - Камень и Ключевская сопка. С перевала мы поднялись на вулкан Средний.

на ледовом плато -
седловина между "Плоскими"

влк.Средний

влк. Крестовский (4030),
ледопад (совсем не камчатский)

влк. Средний и Крестовский - вид с морены лед. Эрмана

Ключевская сопка

Ключевская группа с севера

Плоская Ближняя

Район Ключевской группы представляет наибольший интерес для "горников". К сожалению, в рамках нашего "обзорного" похода мы не смогли уделить ему большего внимания.
Недавно на форуме обсуждалось, можно ли пройти на Камчатке горную "тройку". Неуверен, что получится соблюсти все требования (километраж, линейность и т.д.), но по набору и высоте препятствий Ключевская группа вполне соответствует. В качестве линейных препятствий можно рекомендовать пер. Вулканологов (1Б, 3300), перевал между сопками Плоская Ближняя и Дальняя (ориент. 2А к.с., ок. 3500), траверс Плоского Толбачика (подъем по классике и спуск по ледникам северного склона - ориент. 1Б...2А к.с., 3000), траверс Плоской Дальней (подъем по южному склону и спуск на седловину - 2А...2Б к.с., 3930). Кроме этого, на большинство вершин района проложены альпинистские маршруты 1-2 к.т.

Продолжение следует ...

обсуждение на форуме

спасибо за отчет. автор упоминает об обсуждении возможности проведения горной тройки в этом районе на каком-то форуме(видимо mountain.ru). с помощью поисковой системы найти не смог, хотелось бы получить ссылку.

влк. Ключевская сопка

Высота влк. Ключевская сопка в настоящий момент составляет 4750 метров. А у Вас старые данные, взятые по видимому со старой карты. Просто недавно ходили на нее, обидно как-то.

Спасибо

Хорошая подборка. А коалу сами туда занесли, или местная? :)