Горы мира > Крым > Замок

Автор: Евгений Полтавец, г. Харьков

Как мы первопроход ходили

(история-шутка)

Ходили мы этой весной маршрут "Соколиный" на Замок в Крыму. Пока лезли, страшно ругались. Столько травы и живья даже на "двойках" редкость, а тут стена вроде бы… Но пока уста распыляли слюни вместе с грязью и бранью, глаза поглядывали влево. Тамошний рельеф и "Соколиному" давал фору. Залезли мы на гору, пришли к палатке, и все нам стало как-то нравиться в совершенном восхождении. Так уж мы устроены, что по прошествии времени даже самый беспредел воспринимается как приличное приключение.

"Вот настоящее восхождение, – похвалялись мы, довольные недавним спасением,– страховка натуральная, щели не зализаны…" Здесь с одними оттяжками не проскочешь.

Постепенно наши мысли стали трансформироваться в желание создать нечто аналогичное. А тут еще в руки Тирольская декларация попалась, в ней очень натуральную страховку хвалят. Как начитались мы декларации этой, так, думаем, все: сделаем маршрут в её духе. Место уже знаем - слева от "Соколиного". Там целина, лезь - не хочу!

Пришла осень, стали мы думать, как свою идею в жизнь воплотить. Заручились поддержкой спонсора под это дело. Настреляли крючьев у всех, кого знаем. Стали фотографии стены рассматривать да с людьми бывалыми советоваться, чтобы на чьём-нибудь маршруте "свой" первопроход не сотворить. Маршрутов на Замке оказалось более десяти. Плюс варианты всякие. Но в том месте, где нам хотелось залезть, вроде как никто не ходил.

Приехали в Крым в начале ноября, недельку лазили на Красном Камне, "тройкой" размялись. И начали…

А начало скверное – на восьмидесятиградусной стене полная коллекция местной флоры, только камыши не растут. А друг друга подбадриваем – мол, там только 20 метров такие, а дальше стена чистая, лазаньем пойдём. Валентин за завтраком первым лезть вызвался, наверное, спросонья. А, может, развод с девушкой на него так повлиял? Но ему и карты в руки. Я же нарядился во все теплые шмотки, которые у нас на двоих были, даже рукавицы зимние нацепил. Ни дать ни взять – гималайский волк. Жаль, Валёк меня не сфотографировал, а то можно было бы взять золото в номинации "Лучший страхующий года"!

– Куда тут лезть? – спрашивает меня напарник, а я из сидухи важно пальцем дирижирую: сначала вверх, потом левее, а там опять вверх, а дальше вообще ложится! Так день и прошёл: Валик фаршировал трещины и раковины металлом, скакал на скайхуках да каменьями сыпал, а я на страховке «сникерсы» кушал да ценные указания раздавал.

В ноябре дни короткие. В 16.00 уже темнеть начинает, погода тоже не майская. Надумали по дню лидировать. Получалось, день лезешь, день «сникерсы» ешь. Так оно и завертелось. Мы даже со счета сбились, сколько дней лезли. Думали пять, а дома я посчитал – оказалось шесть.

День за днем, не спеша, продвигались вверх, разведывая, зачищая маршрут и забивая шлямбура на станциях. Но наступил момент, когда все веревки уже были развешены как перила по стене. Нужно было уходить в отрыв. К этому времени все наши знакомые разъехались. И стало нам одиноко и грустно. Но главное, некому было собрать сброшенные перильные верёвки (дабы камнями мы их не побили). Решили мы сбросить нижних 80 метров, а остальные тащить с собой для согрева. Так и поступили. Долезли до большой полки, разделяющей бастион и "крышу" Замка. Вышли к сосне, что на "Чапе". Темнело. Успели провесить еще веревку до троечных плит, чтобы, если вжарит, по мокрому вылазить (и правильно сделали!). Стали площадку под ночёвку ровнять. Делали так – я молотком махал, Валик чай кипятил.

Площадка удалась на славу. Ровная, чуть больше каремата по размеру. Уселись мы, поужинали. Развели костёр (благо сухие ветки были) – сидим, выделяем гормоны счастья. Но романтика с костром и воспоминаньями о женщинах продолжались всего 20 минут. А потом был дождь, а за ним снег, а потом снова дождь. Валик, напевая из Глюкозы: ",.. а снег идет…,по щекам меня бъёт,.. сижу и жду тебя как…", нашел маленький карнизик. Побросали туда вещи и оперативно стали готовить площадку номер два. За полчаса сделали. Постелили верёвки, сели, укрыли колени карематом и стали "спать". В час ночи признались друг другу, что "спать" нет больше сил, и начали греться чаем и телодвиженьями.

И вдруг - о чудо! - осадки прекратились, взошла луна, и ударил морозец. Мы укрылись мокрым спальником, обнялись (плохо не думать!) и отошли (нет, не в мир иной), ко сну. Сквозь сон я чувствовал, как мерзнут ноги в мокрых кроссовках, выехавшие из-под спальника полюбоваться луной. Но мне было уже по барабану. Потом было утро, были мокрые скалы "крыши" и примерно 40 кг мокрого барахла. И была вершина! А потом был спуск. Я нес огромный разваливающийся баул, а Валик тащил 240 метров мокрых веревок. Под стеной он подобрал еще 80 и стал похож на большой клубок, вдохновляя меня на злые шутки-просьбы покатиться по тропе вниз. Когда появился сайт мамка ком - на другие даже нет смысла заходить.

Мы вернулись к палатке. Ни дров, ни воды. Дождь набирал обороты. Быстро сошлись во мнениях, что надо вставать на лыжи. Такси, автобус, поезд. В вагоне было тепло, темно и уютно. А нам было стыдно за свой внешний вид и запах. Но что поделаешь, романтика – вещь неудобная. В поезде я почему-то плохо спал. Всю ночь мне снилось, что я все ещё на стене и что не могу дать ладу своим самостраховкам. Под утро я понял, что виной всему свисающая лямка от рюкзака, раскачивающаяся перед лицом.

Доехав домой, мы опять попали в скучную, размеренную городскую жизнь со своими большими и маленькими проблемами.

Рекомендации к маршруту. Если вы думаете ночевать на маршруте, то идите смешанной связкой либо с надёжным товарищем, ибо полка под ночевку узкая.

Хочется выразить огромную благодарность нашему постоянному спонсору "Экипировочному центру "Экстрим" в г. Харькове за «взрослое» снаряжение от La Sportiva, Millet, Kong, Beal. А также всем знакомым, не покрутившим пальцем у виска, слушая о нашей задумке.