Автор: Таранцева Елена. г.Ростов-на-Дону

Отчет
о горном туристском путешествии 5 к.сл., по Центральному Кавказу (Безенги-Приэльбрусье), июль-август 2004 г.

Содержание:

• СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ
  • Пер.Урал(2Б,3900)
  • пер.Кундюм-Мижерги(3А,4300)+пик Скальный(альп2Б,4385)
  • пер.Уллуауз(3А,4330)
  • пер.Туристов Грузии(3670)+пер.Ашинова(3725,2А)
  • пер.Селлы(3А,4450)
  • пер.Верх.Цаннер(3940)+ вер.Ортокара(4345,альп3А)+ пер.Зап.Ортокара(4270) (связка3А)
  • пер.Килар(1Б,3700)
  • пер.Тютю Зап(2А,4000) ВЫВОДЫ
  • Маршрутная книжка № 41/04
    Руководитель группы : Таранцева Елена Евгеньевна (г.Ростов-на-Дону)
    e-mail: taranka75@bk.ru
    Т/к "Планета" www.planeta-rostov.ru

СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ.

Разрешение на проведение путешествия выдано МКК Ростовской областной федерации туризма, шифр 161-00-5455542, находящейся по адресу 344029, Ростов-на-Дону, ул.1-Конной Армии 4, тел.58-85-34.

Вид туризма : горный
    Категория сложности похода : пятая
    Протяженность активной части похода : 160км
    Общая продолжительность : 22
    Ходовых дней :20
    Нитка маршрута:
    Г.Ростов-на-Дону – г.Нальчик – а/л"Безенги" - пер.Урал(2Б,3900) - лед.Мижирги - пер.Кундюм-Мижерги(3А,4300)+пик Скальный(альп2Б,4385)(рад.) - лед.Уллуауз - пер.Уллуауз(3А,4330) - лед.Тютюн - пер.Туристов Грузии(3670)+пер.Ашинова(3725,2А) - лед.Крумкол - пер.Селлы(3А,4450) - лед.Безенги - "Баранкош" - пер.Кель(3600) - пер.Верх.Цаннер(3940)+ вер.Ортокара(4345,альп3А)+ пер.Зап.Ортокара(4270) (связка3А) - лед.Шаурту - т/б "Башиль" - пер.Килар(1Б) - пер.Тютю Зап(2А) - а/л Джайлык - пос.Верх.Баксан – г.Нальчик – г.Ростов-на-Дону.

Пройдено перевалов:

• 1Б - 1 (Килар)
    • 2А - 2 (Туристов Грузии+Ашинова, Тютю Зап.)
    • 2Б - 1 (Урал)
    • 3А - 4 (Кундюм-Мижерги+пик.Скальный, Уллуауз, Селлы, Вер.Цаннер+вер.Ортокара+ пер.Зап.Ортокара)
    Пройдено вершин :
    • альп2Б - 1 (пик Скальный)
    • альп3А - 1 (Ортокара)
    МС по ГТМ
    Отв. за газ.топливо

ОРГАНИЗАЦИЯ ПУТЕШЕСТВИЯ, ОБЗОР РАЙОНА

В этом году в клубе Планета район Безенги Центрального Кавказа был выбран как общий для групп, совершающие походы 4-6к.с. Совместно были решены ряд оргвопросов - оформление пропусков, заезд в Нальчик, заказ транспорта до а/л Безенги.

Район Безенги - самый высокогорный район Кавказа, имеет мощное оледенение, и соответственно изобилует множеством разнообразных перевалов и вершин, необходимых для построения интересных маршрутов. Альплагерь Безенги, находящийся у слияния двух крупнейших ледников Безенги и Мижирги, значительно облегчает решение многих задач. Таких как заезд в район, закупка продуктов питания, хранение забросок, связь с миром, свежая информация по району, связь с МЧС, горячий душ и т.п..

При планировании нитки маршрута я постаралась максимально насытить поход интересными и разнообразными техническими перевалами определяющей сложности. Так в этом районе было заложено четыре препятствия 3А к.с. Основной километраж, необходимый для похода 5 к.с., набирался при отходе в сторону Приэльбрусья к пос.Верх.Баксан.

К началу похода трое участников группы уже провели свои походы 1-3к.с. и имели хорошую горную акклиматизацию, остальные же имели хорошую физическую форму. Непосредственная подготовка к походу велась в основном силами участников из г.Ростова.

ПОДЪЕЗДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАБРОСОК.

22 июля группа в составе 5 человек(без участника из Армавира) плюс 8 человек(группа похода 6-ой к.с. под рук.Кабанова Сергея) поездом Москва-Нальчик выехала из Ростова. В Армавире благополучно в поезд подсел наш 6-ой участник - Роньжин Алексей.

23 июля 2004г.
    Утром прибыли в Нальчик. На вокзале нас встречал автобус а/л Безенги. Двое участников(Сучков и Шевченко) повезли заброску в Башиль, машину нашли прямо на вокзале за 1500 рублей.

Как всегда(когда на кого-то полагаешься) произошли накладки, пропуска в погранзону, заказанные заранее, были оформлены не правильно. Сотрудник администрации а/л обещал переоформить пропуска и передать их в альплагерь на следующий день.

По дороге в а/л Безенги в поселке Кашхатау остановились у администрации заповедника, оформив пропуск на ту часть маршрута, которая проходит по ущельям Чегем, Башиль. Расценки поднялись в очередной раз, теперь это стоит 50руб в день / человека. К обеду прибыли в альп/лагерь.

Оставшуюся часть дня потратили на разбор продуктов и перевеску снаряжения. Поздно вечером снизу пришли "башильские забросчики". Они, вернувшись в Нальчик, успели на вечерний рейсовый автобус до пос.Безенги, и далее пешком до альплагеря(около 18км).

24 июля 2004г.
    Подъем в 6.30. Утром в 9.00. всей группой вышли на акклиматизационный выход на Баранкош, где оставили заброску на 2-ую часть похода.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА.

Перевал Урал(2Б,3900)

Фото 1-1. Перевал Урал. Вид с лед.Мал.Укю.
    Характер: снежно- ледово- осыпной
    Ориентация: север - юг

Расположен в Северном массиве между вершинами Урал и Архимед, ведет с ледника Мал.Укю на ледник Панорамный.
    Описание дается:от а/л Безенги до кармана правобережной морены лед.Мижирги
    Набор высоты: 17000м
    Потеря высоты: 1150м
    Пройденное расстояние: 13км

С перевала сняты 2 записки группы туристов СК "Стрелец" г.Санкт-Петербург(8 человек, поход 4к.с., руководитель Третяк П.В. от 27.08.04 6человек, поход 4 к.с, руководитель Яковлев Г.А. от 28.08.2003г).

25 июля 2004г
    Подъем в 8.00. Выход в 10.00.

Из а/л Безенги(2200м) переходим по мостику на правый берег реки Мижирги и поднимаем по тропе вверх по ущелью. Через 45мин выходим к началу гребня правобережной морены, далее по тропе в живописном кармане морены доходим до потока, стекающего из висячей долины Укю(2350м). Здесь останавливаемся на привал, чтобы занести немного вверх по ущелью Мижирги часть продуктов.

Тропа в эту долину Укю (практически не заметна со стороны) крутым серпантином поднимается по травянистому склону правого берега потока. Далее травянистый склон сменяется осыпями. Общий набор высоты от кармана морены лед Мижирги до выхода в висячую долину к хиж.Укю(3200м) около 850м. Подъем занял 1ч 50мин.

После такого напряженного подъема останавливаемся на обед. После обеда проходим еще 1ч и на хороших площадках около маленькой хижины останавливаемся на ночевку(3400м). Нашего перевала пока не видно, он скрыт склонами вер.Урал.

а/л Безенги - начало тропы в "теплый угол" 1ч 20м Тропа Ясно +150м
    М.с. - хижина Укю 1ч 50м Крутой серпантин тропы, осыпи - +850м
    М.с. - "Теплый угол" 1ч 00м Тропа - +200м
    Итого 25.07.04 4ч 10м - - -

Фото 1-2. Подъем на пер.
    Урал со стороны лед.Мал.Укю.
    26 июля 2004г

Подъем в 4.20. Выход в 6.10.

С ночевок по осыпям выходим на пологий язык ледника Мал.Укю, справа открылся пер.Урал(фото 1-1). Подходим под перевальный взлет. К седловине перевала Урал ведет снежно-ледовый склон крутизной до 45° , протяженностью около 600м с несколькими трещинами.

Первую часть подъем проходим одновременно в связках в кошках по насту.(фото 1-2) Далее слой снега на льду становится совсем не значительным и мы двигаемся около 2х веревок с попеременной страховкой )(крутизна склона до 35°), и еще 5 веревок(35-45°) с перильной страховкой. В 9.40 последний участник на перевале(3900м).

На седловине перевала снежная мульда. Из мульды вниз на спуск ведут два кулуара, один прямо по ходу подъема, второй справа - он и является спуском с перевала. Тур находится справа от кулуара спуска.

Спуск с перевала проходит по осыпному кулуару крутизной до 35° с мелкой живой осыпью(фото 1-3). Движемся по нему прижимаясь к правому борту под стены вер.Архимед. Вскоре кулуар резко сворачивает налево, его крутизна увеличивается и он обрывается узкой камнепадоопасной щелью. Мы же продолжаем движение под склонами вер.Архимед, переваливаем через разделительный гребешок и продолжаем спуск по осыпному склону (до 30°)(фото 1-4), который выводит нас на плато ледника Панорамный. Здесь останавливаемся на обед(3400м).

Далее ледник зажат между скалами гребня и скалой-нунатаком(3484м). Мы спускаемся справа от нунатака по осыпям(фото 1-5). Вскоре появляется слабовыраженная тропа. По заросшей травой морене спускаемся к леднику Мижирги. Здесь в зеленом кармане морены останавливаемся на ночевку(2750м) и подбираем наши продукты, оставленные в предыдущий день.

Фото 1-3. Осыпной кулуар

нунатака в.3484.

М.н. - перевальный взлет 40м Осыпи, пологий открытый ледник Ясно -
    М.с. - пер.Урал 2ч 10м Снежно-ледовый склон до 45°, 5 веревок перил. - +500м
    М.с. - плато лед.Панорамный 50м Средние и мелкие осыпи, крутизной до 30° - -500м
    М.с. - карман правобережной морены лед.Мижирги 1ч 30м Спуск по моренам - -350м
    Итого 26.07.04 5ч 10м - - -
    Всего по пер. Урал: 9ч 20м - - -

Перевал Кундюм-Мижирги(3А,4300)+пик.Скальный(альп2Б,4385)

Фото 2-9. Перевал Кундюм-Мижерги и пик
    Скальный. Вид из ущ.Мижерги.
    Категория трудности: 3А
    Максимальная высота: 4385м
    Характер: снежно-ледово-скальный
    Ориентация: запад-восток
    Перевал расположен в Северном массиве в хребте Коштан-крест между вер.Кундю-Мижерги(пик Скальный) и пик Уллуауз, ведет с ледника Кундюм-Мижерги на ледник Уллуауз.
    Описание дается:от ночевок в кармане правобережной морены ледМижирги до среднего плато лед.Уллуауз.
    Набор высоты: 1635м
    Потеря высоты: 835м
    Пройденное расстояние: 12км

С перевала снята записка группы туристов г.Ростова-на-Дону (8человек, поход 6 к.с), руководитель Кабанов С.С. от 26.07.2004г.
    С вершины снята записка группы альпинистов (7человек), руководитель Руденко Г от 17.07.2004г.

27 июля 2004г
    Подъем в 4.40. Выход в 6.20.

Идем вверх по зеленому карману морены лед.Мижирги. Через 45 мин ЧХВ заканчивается трава, гребень морены смыкается со склоном. Мы выходим на пологую часть лед.Мижирги(фото 2-1), по которой через 15 мин ЧХВ подходим к началу 1 ступени ледопада(3000м).

Фото 2-1. Выход к 1-ой ступени
    ледопада Мижерги.

Фото 2-2. Плато ледника выше 1-
    ой ступени ледопада Мижерги.

Фото 2-3. Начало 2-ой ступени
    ледопада.

1 ступень ледопада представляет из себя не сложный ледопад, который обходится преимущественно вдоль правого борта ледника. Через 30 мин ЧХВ выходим на плато ледника между 1 и 2 ступенью ледопада, по прежнему придерживаясь правого борта ледника(фото 2-2).

Фото 2-4. В ледопаде 2-ой ступени лед.Мижерги
    Перед ледопадом обедаем(3250м), так как прохождение 2-ой ступени может затянуться.

2 ступень преимущественно проходится также к правому борту ледника. Начинаем подъем в ледопад почти по центру(фото 2-3), тут просматривается некоторая ложбина в направлении к правому борту(крутизна до 30°). По ней, связками, петляя между трещинами(фото 2-4), через 1час ЧХВ выходим на широкую снежную полку в ледопаде(фото 2-5).

Далее крутизна ледопада увеличивается. Продолжаем подъем в непосредственной близости от правого борта вдоль мощного ряда сераков(фото 2-6), образующих порог в ледопаде. Его преодолеваем по короткой стенке(3м,85°) с перильной страховкой.

Выше порога движемся связками(фото 2-7) то попеременно, то одновременно. Через 1час ЧХВ выходим на плато ледника ваше 2 ступени ледника(3700м).

Фото 2-5. Снежная полка в
    ледопаде 2-ой ступени
    лед.Мижирги.

Фото 2-6. В ледопаде 2-ой ступени
    лед.Мижирги, перед "барьером".

Фото 2-7. В ледопаде 2-ой
    ступени лед.Мижирги, сразу над
    "ледовым барьером".

Впереди видна мощная 3-я ступень ледопада, которая обходится через плечо жандарма Утюг, на котором находятся альпинистские ночевки "Утюг"(3900м). К ночевкам ведет снежно-осыпной склон крутизной до 35°. Через 40мин подъема от плато ледника выходим к площадкам. Здесь ночуем.

Итого
    Примечания
    М.н. - конец гребня морены, 1 супень ледопада Карман морены, тропа, открытый ледник Ясно +250м
    М.с.. - плато выше 1-ой ступень 30м Простой ледопад - +100м
    М.с. - начало 2 ступени ледопада 35м Плато ледника, поверхностные осыпи - +150м
    М.с. - плато выше 2 ступени ледника - - +450м
    М.с. - ночевки "Утюг" 40м - - +200м
    Итого 27.07.04 4ч 45м - - -

28 июля 2004г

Подъем в 4.40. Выход в 6.20.
    С ночевок выходим на плато ледника, связываемся. Поднимаемся в цирк пер.Кундюм-Мижерги справа от ледового лба под склонами скального отрога по снежному склону(фото 2-8).

Впереди видно ярко выраженное понижение в гребне с двумя седловинами(фото 2-9). Пер.Кундюм-Мижерги - это самая левая по ходу, северная седловина. С правой, вниз спуска нет, практически отвесные скалы. От седловины на юг идет скальный гребень вер.Кундюм-Мижерги(альп.маршрут 3А). По центру гребня виден ярко выраженный жандарм, называемый пик.Скальный. Маршрут по гребню от перевала до пика Скального имеет альпинистскую категорию 2Б.

За 1ч 45мин подходим под перевальный взлет. К седловине ведет узкий кулуар, забитый снегом(фото 2-10). Поднимаемся связками. В верхней части кулуара обнажаются скалы, залитые льдом(10-15м перил). Мы перевале в 9.15

Фото 2-8. Цирк пер.Кундюм-Мижерги.
    Вид от ночевок "Утюг".

Фото 2-9. Перевал Кундюм-Мижерги и
    пик Скальный. Вид из ущ.Мижерги.

Фото 2-10. Перевальный кулуар
    пер.Кундюм-Мижерги.

Далее у нас радиальное восхождение на пик.Скальный. Оставляем на седловине рюкзаки, берем закладки, крючья и начинаем движение по гребню связками одновременно.

На разделительный жандарм поднимаемся слева по ходу, далее спуск с него до южной седловины идет по простым и очень разрушенным скалам.(около 80м). Далее гребень идет почти без набора высоты(50м), но становится довольно острым. Местами приходится преодолевать его верхом(фото 2-12). Движемся связками попеременно.

Фото 2-11. Пик Скальный. Вид с
    седловины пер.Кундюм-Мижерги.

Фото 2-12. На гребне при
    подъеме на пик.Скальный

Фото 2-13. Группа на п.Скальном.

Дальше крутизна гребня увеличивается до 40°, еще около 50м. А затем идет резкий набор высоты, крутизна гребня около 60°, это ключевой участок маршрута(фото 2-11,2-14). Подъем идет вдоль узкого камина(протяженностью около 10м, 70-80°). Начиная с этой веревки, провешиваем перила. За камином - выполаживание гребня, тут же встречаем спусковую петлю. Еще одна веревка перил по не сложным скалам выводит к вершине. Подъем от седловины занял 2 часа, мы были на вершине в 12.00(фото 2-13).

В 12.25 начинаем спуск. Первую веревку последний проходит с нижней страховкой. Вторую и третью(фото 2-14) - сдергиваем. Четвертую - попеременно. Дальше одновременно в связках.

На седловине в 14.25 обедаем.
    Вниз с перевала к лед.Уллуауз ведет некрутой ледник (10-20°)(фото 2-15), который несколькими ступенями выводит к слиянию с основной ветвью лед.Уллуауз(2-16). В верхней части ледник закрытый, в нижней уже открытый.

Фото 2-14. Ключевой
    участок маршрута
    на пик.Скальный.

Фото 2-15. Спуск с седловины пер.Кундюм-
    Мижерги к лед.Уллуауз.

Фото 2-16. Путь спуска с перевала Кундюм-Мижерги
    на среднее плато лед.Уллуауз.

Яркое солнце довольно сильно разогрела снежный склон, ведущий с перевала. Спускаемся, проваливаясь почти по пояс. Местами встречаются не сложные зоны разломов. Первый серьезный перегиб ледника с разломами обходим слева, прижимаясь под склоны вер.Думала. Здесь ледник становится открытым, на котором лежит жидкий слой моренного мусора. Спускаемся на широкое плато, под пер.Птица(3А). Далее продолжаем спуск придерживаясь по прежнему левого борта и попадаем на плато слияния двух ветвей ледника Уллуауз(1ч 30мин). Пройдя еще минут 20 по плато становимся на ночевку.

М.с. - ваход в перевальный цирк 45м Закрытый ледник Ясно +150м
    М.с. - перевальный взлет Закрытый ледник - +150м
    М.с. - пер.Кундюм-Мижерги 45м Узкий фирновый кулуар, верней части обледенелые скалы - +100м
    М.с. - пик.Скальный Скальный гребень, крутизной (15-80°) - 2 вер - попеременно,
    2 вер - перил.
    +85м
    М.с. -.пер.К-Мижерги -//- - 3 вер - дюльфер.
    -85м
    М.с. - плато лед.Уллуауз 1ч 50 Закрытый ледник - -750м
    Итого 28.07.04 8ч 20м - - -
    Всего по пер.Кундюм-Мижерги + пик.Скальный 13ч 05м - - -

Перевал Уллу-ауз(3А,4330)

Фото 3-1. Ледопад Уллуауз.
    Путь подъема к пер.Уллуауз.
    Характер: снежно-ледово-скальный
    Ориентация: запад-восток
    Расположен в Северном массиве в хребте Коштан-крест между Коштан-тау и Тютюн-баши, ведет с ледника Уллуауз на ледник Тютюн (ущ.р.Тютюн-су).
    Описание дается: от среднего плато ледника Уллу-ауз до ущ.р.Тютюн-су.
    Набор высоты: 780м
    Потеря высоты: 2030м
    Пройденное расстояние: 15км
    С перевала снята записка группы туристов КФК "Сокол" г.Таганрог(поход 5 к.с), руководитель Дегтярев В.П. от 28.07.2004г.

29 июля 2004г

Подъем в 6.00. Проспали запланированный ранний выход. Вышли в 8.10

Фото 3-2. В ледопаде Уллуауз.
    Первоначально планировали подъем по ледопаду Уллуауз по правому борту под склонами г.Труд. Но ввиду позднего выхода это решение пришлось пересмотреть, так как к 8 часам утра ледовые сбросы были уже освещены солнцем, и нам бы пришлось, длительное время находится в зоне возможного падения ледовых обвалов. Поэтому пришлось выбрать не самый короткий, но более безопасный путь - по центру ледопада(фото 3-1), большая часть которого просматривалась и казалась проходимой.

Фото 3-3. Преодоление ледового
    отрыва в ледопаде Уллуауз.
    Подъем по ледопаду начали немного правее по ходу центра. Движемся в связках, местами попеременно(фото 3-2). Через 2ч 25мин ЧХВ, пройдя около половины видимой части ледопада упираемся гигантский разлом, который тянется "от уха до уха". Ширина его достигает около 15 метров, глубина - "страшно смотреть". Так как вправо совершенно не видно никаких перспектив, движемся влево вдоль трещины. Метров через 50 трещина сужается(фото 3-4). Здесь она перекрыта ледовым обвалом, который создал ледовую пробку в трещине.

Разведка дальше вдоль трещины не привела к результатам, решаем переправится здесь. Как раз напротив стена ледового отрыва, на которой просматривается небольшая ледовая полочка, по которой возможен подъем наверх отрыва(фото 3-3).

Фото 3-4. Трещина в ледопаде
    Уллуауз

Фото 3-5. Выход на верх ледового
    отрыва в ледопаде Уллуауз

Фото 3-6. Ночевка на пер.Уллуауз.

Посылаем связку для провешивания перил. Одна веревка уходит через трещину, еще одна вдоль ледовой стены под начало полки, и еще 10 метров до выхода наверх отрыва(фото 3-5).

Далее продолжаем двигаться вверх влево под склоны вер.Тютюн-баши, уже выше зоны возможных ледовых обвалов. По пути встречается еще несколько трещин, прохождение которых уже не является проблематичным. К 16 часам выходим на плато под перевалом Уллуауз. Наконец-то обедаем. Бергшрунд под перевалом легко обходится, и через 15 минут выходим на седловину пер.Уллуауз(4330м).Ночуем(фото 3-6).

М.с. - начало ледопада 40м Закрытый ледник Ясно -
    М.с. - в ледопаде, большой разлом 1ч 45м Ледопад - -
    М.с. - прохождение разрома Прохождение разлома по ледовой пробке, выход наверх по стеночке 80° - 3 веревки
    М.с. - плато под седловиной пер.Уллуауз Ледопад - -
    М.с. - пер.Уллуауз 20м Снежно-ледовый взлет - -
    Итого 29.07.04 4ч 45м - - -

30 июля 2004г

С перевала вниз на ледник Тютюн ведет фирновый кулуар, протяженностью около 500 метров и крутизной до 45°. В верхней части он довольно широк, в середине сужается до 10-15 метров. Кулуар камнепадоопасен, к середине лета камни пробивают в нем глубокий желоб. В этом году выдалось снежное лето, и во время нашего прохождения желоба еще не было.

Подъем в 4.30. Выход в 6.45
    Перильные веревки начинаем вешать прямо с перевала(фото 3-7). Идем в кошках. Фирн с утра очень жесткий. Последний спускается с нижней страховкой. Веревки крепим на ледорубе. Протяженность спуска - 9 веревок. Под кулуаром бергшрунд засыпан снегом. К 8.45 спускаемся на плато ледника Тютюн(фото 3-8).

Фото 3-7. Спуск с седловины
    пер.Уллуауз

Фото 3-8. Спуск с пер.Уллуауз на
    плато ледника Тютюн

Фото 3-9. Вид на пер.Тютюн с

Направо ледник упирается в скорны пер.Тютюн(3Б)(фото 3-9). Мы же поворачиваем на лево и идем вниз по закрытому леднику до начала ледопада. Прижимаемся к левому борту и вскоре выходим на скально-осыпную полку, ледопад же продолжает круто спадать вниз(фото 3-11). На первой же ровной площадке в 11.10 останавливаемся на обед.

Фото 3-11. Ледопад Тютюн. Путь спуска по скалам левого борта.

Во время обеда рассматриваем ледопад. По имеющемуся у нас описанию, после спуска со скальной полки следует пересечь ледопад к правому борту, а далее по простым скалам правого борта спуск в долину. Мы действительно видим, что в средней части ледопада явно просматривается ледовая полка, по которой наверняка можно его пересечь. Проблему составляет то, как попасть на нее. Если спускаться с конца скальной полки, то попадаешь довольно низко, и ледник в той части очень разорван, и не представляется возможным для прохождения. Гораздо с большой вероятностью можно спуститься в ледопад в средней части скальной полки. Здесь вниз уходят снежно-фирновые кулуары, хотя возможно это лишь в снежный год. И теоретически можно "просочится" по ледопаду до полки. Что мы и собирались попробовать после обеда.

Фото 3-10. Ночевки на скально-осыпной полке
    над ледопадом Тютюн.
    Но во время обеда в центре ледопада обвалился гигантский серак, немного не долетев до линии нашего возможного движения в ледопаде. Тогда же было принято решение не лезть в ледопад после обеда.

Пройдя до конца полки, останавливаемся на ночевку(фото 3-10). Здесь три оборудованные площадки под палатки, рядом ручей с водой. Ночевки находятся практически на краю выступающей скалы, обрывающейся к ледопаду вертикальной, даже нависающей стеной около 150 метров. Вдоль же скал левого борта вниз уходит узкий скальный кулуар, крутизной до 80°. Тут же замечаем свежую спусковую петлю и далеко внизу на снежниках левого борта следы.. Этот путь показался значительно более реальным. Решаем, что завтра не пойдем в ледопад, а начнем спуск по кулуару левого борта ледопада.

М.н. - плато лед.Тютюн Фирновый кулуар Ясно 9 веревок,
    до 45°
    -430м
    М.с. - начало ледопада Тютюн 40м Плато закрытого ледника - -300м
    М.с. - выход на скальную полку левого борта ледопада 55м Ледопад, осыпи - -100м
    Итого 30.07.04 3ч 35м - - -

31 июля 2004г

Подъем в 4.40. Выход в 6.40
    Первая веревка(45-60°,45м) - спускаемся прямо в кулуар до осыпной полки. На второй веревке(45-50°,45м) кулуар сужается, много живых камней(фото 3-12). Станцию делаем на скалах контрфорса правого борта кулуара в безопасном месте. Здесь так же есть спусковая петля. Третьей веревки(50-80°,45м)(фото 3-13) хватает практически до конца кулуара. Здесь он забит жестким фирном, а далее обрывается в ледопад.

4-веревка(20 метров) по фирну(35°) траверсом вправо вниз через кулуар выходим на скально-травянистую полку, которая находится уже непосредственно над ранклюфтом ледопада. Здесь ледопад очень разорван, и находится где-то метров на 25 ниже(фото 3-14).

Фото 3-12. Спуск по скалам с ночевок
    на полке левого борта ледопада
    Тютюн. 2-я веревка.

Фото 3-13. Спуск по скалам с ночевок на
    полке левого борта ледопада Тютюн.
    3-я веревка.

Фото 3-14. Ледопад Тютюн.
    Вид со скал левого борта.

Далее продолжаем движение траверсом по узким скально-трявянистым полкам(5-ая веревка, до 70° вбок,50м)(фото 3-15). Очень неприятный участок для движения с рюкзаком.

Со следующей станции дюльфер вниз 20метров (6-ая веревка, 80°)(фото 3-15) вдоль небольшого водопада до осыпной полки. От ночевок 4 часа ЧХВ.

Далее идет серия пологих скально-осыпных полок. По ним выходим к широкому боковому кулуару, забитому снегом. При спуске на дно кулуара пришлось повесить одну веревку дюльфера(7-ая веревка, до 50°,40м). Спускаемся по кулуару вниз.

Он, как и предполагали, упирается сбросами в ранклюфт. Выходим на скалы левого борта. Далее движение по скалам становится довольно затруднительным, а вот ледопад начинает выполаживаться. Решаем выходить на ледник.

Фото 3-15. Траверс по скально-травянистым
    полкам (5-ая веревка), спуск к
    широкой полке у водопада (6-ая веревка).

Фото 3-16. Преодоление ледовой
    трещины в лед.Тютюн.

Спускаемся(8 веревка, 50°,35м) по бараньим лбам в ранклюфт, а там простой выход на широкую снежную полку в ледопаде. С нее дорогу преграждает широкая трещина, первый участник обходит ее без рюкзака, рюкзаки переправляем по веревке через трещину(фото 3-16), сами обходим по пути первого участника.

Далее уже двигаемся одновременно и через 20 мин выходим на открытую пологую часть ледника Тютюн(фото 3-17). Еще 20 мин до правого борта ледника, поднимаемся на морену и за ней на травке в 15.00 останавливаемся на обед.

Фото 3-17. Нижняя часть
    ледопада Тютюн.

Фото 3-18. Ледопад Тютюн. Вид от
    ночевок в кармане
    правобережной морены

Спускаемся вдоль морены еще минут 20 до глубокой промоины, по которой течет бурный поток из под пер.Туристов Грузии. Хороших ровных площадок нет, везде густая трава с кочками и камнями. Разровняв площадки, становимся на ночевку(2300м)(фото 3-18).

Примечания
    М.н. - скальный кулуар - траверс - водопад 1,2,3 веревки (135м): спуск по кулуару, живые камни. Ясно 45-80°
    4 веревка(20м): через кулуар по фирну на скалы левого борта - 35°
    5 веревка(50м): траверс по скально-трявян.полкам - 70°
    6 веревка(20м): спуск к водопаду до осыпной полке - 80°
    М.с. - выход к боковому кулуару 3ч 30м Скально-травянистые полки - 10-15°
    М.с - спуск в кулуар 7 веревка(40м): спуск в кулуар по скалам - 50°
    М.с. - конец кулуара, ранклюфт Фирновый кулуар - 20-30°
    М.с. - спуск в ранклюфт, выход на ледник 8 веревка(35м): спуск в ранклюфт по бараньим лбам - 50°
    М.с. - пологая часть ледника Несложный ледопад - -
    М.с. - правобережная морена 20м Пологий ледник - -1200м
    Итого 31.07.04 7ч 50м - - -
    Всего по пер.Уллу-ауз : 16ч 10м - - -

Далее >>

неточность

Отчет оценивать не буду. Все относительно. С интересом посмотрел фотографии. К сожалению на фото 2-13 в. Думала подписана как Коштан-тау.

О статье

Отличный очёт, Лена!!! Очень техничный! Молодец!