![]() |
![]() |
|
  Подсказка
![]() |
||
![]() обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
![]() |
![]() |
Добро пожаловать ! | Войти в Клуб Mountain.RU |
![]() |
Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке
МКК
|
МКК горный туризм > Библиотека |
|
Автор: Филипп Соколовский, г.Москва
Отчет
о горном походе V к.с. по Центральному Тянь-Шаню (Хребты Куйлю и Терскей-Алатоо)
Маршрут: г. Каракол - р.Куйлю В.- р. Б. Киндык - пер.Киндык З.(1Б, 4600 м) - пер. Экичат Сев (2А, 4450 м, рад. с востока) – р. Мал. Талды-суу - пер.Мал.Талды-суу (2А, 4600 м) – л. Аю-тор - пер. Сов. Конституции (4700 м) + Сев. вершина пика Конституции (5000, рад, тур. п/п) (3А) – р. Эки-чат – пер. Экичат Сев (2А, 4450 м, рад. с запада) - пер. 1мая (вариант Сергеева, 2Б, 4600 м, п/п) – р. Орой-суу - р. Куйлю В. – р. Кара-тор - пер. В. Грушина (2Б, 4910 м) - л. Куйлю Ю. – пер. Ледовая Песня (3А, 4850 м) - р. Ашу-тор В. – р. Куйлю В. - р. Караколтор – пер. И. Вайнштейн (1Б, 4600, рад, п/п) – пер. А. Степкина (2А, 4600) - ледниковое плато Сары-чат - пер. Чон-Узень (3А, 4530м) – р. Чон-Узень – р. Ийри-тор – р. Арашан – курорт “Алтын-Арашан” – г. Каракол. Техническое описание прохождения группой маршрута Техническое описание дано с разбивкой по дням. В случаях разделения группы – отдельно по каждой подгруппе. Километраж дан с учетом коэффициента 1.2. Участки, пройденные радиально, учитываются с коэффициентом 0.5. Высоты даны по топографической карте. Показания альтиметра с учетом поправки по району как правило совпадали с картой с разницей до 30 метров. Время указано чистое ходовое. День 1. 31.07 –1.08.2005 Г. Каракол - р. Куйлю (устье р. Сары-Булак) -устье р. Б Киндык – д.р. Орой-суу (рад), заброска к устью р. Каракол-тор Общая протяженность пути:44 км (в зачет – 32) Начало активной части маршрута на высоте 2880 м.
Ночью и утром ясно, вечером дождь. Выехали из Каракола в 22-30 на вахтовке ГАЗ-66. Дорога хорошая. Высадились сразу после моста через р.Куйлю Восточную в 01-30. Машина ушла с группой Зеленцова на Майда-Адыр. Вернулась она через 3 часа. Подъехали к погранзаставе “Куйлю”. Там у нас проверили пропуска. Несмотря на то, что хребет Куйлю находится далеко от границы, при въезде в него требуется погранпропуск! Поиск дороги от заставы в долину р.Куйлю Восточную в темноте потребовал от водителя больших усилий. Все же около 7-00 доехали до здания бывшей ГМС “Куйлю”. Сейчас там база для охотников. Управляет ей Анатолий. Мы заранее через турфирму “Альп-Тур-Иссык-Куль” договорились с ним о лошадях для заброски к устью р.Каракол-тор. Подтвердив договоренность, поехали дальше. Подход к устью р. Киндык Протяженность пути:7 км Перепад высот: + 60 м Ходовое время:.1-30 В 8-30 высадились чуть выше устья р. Сары-Булак в кустах, перед упавшим на дорогу камнем. Машина дальше пройти не может. Взяв рюкзаки со снаряжением и продуктами на первый участок маршрута, в 8-45 пошли по дороге вдоль реки, оставив одного человека у места выгрузки ждать лошадей. В 10-15 дошли до устья р. Б. Киндык и поставили лагерь на правом ее берегу. Двое остались ждать лошадей, двое ушли на разведку северной стороны пер. 1 Мая. Разведка перевала 1 Мая. Протяженность пути:14 км (в зачет – 2) Перепад высот: +400, -400 м Ночевка на высоте 2940 м. Ходовое время:.3-30 Вышли в 13-30 по колее вдоль р. Куйлю Восточной. Р. Б. Киндык в это время еще легко переходима вброд по автомобильному броду. По колее дошли до р. Орой-суу и далее с набором высоты по травянистому, местами осыпному склону вверх по ее орографически правому берегу. Через 2.5 часа вышли в висячую долину р. Орой-су. Суммарный набор от р. Б. Киндык 400 м. Стал виден пер. 1 Мая. Склон под седловиной снежно-ледовый, крутой с перепадом высот около 400 м. Значительный снежный карниз перекрывает практически всю седловину, под карнизом видны следы лавин. По-видимому, этот путь спуска весьма лавиноопасен. Также просматривался безопасный путь спуска с в. 1 Мая к востоку от перевала по снежно-ледовому Северному гребню, однако оставался вопрос о значительных разломах под гребнем, преградивших путь подъема к этому гребню группе Сергеева в 1970г. Спуск в лагерь по пути подъема занял 1.5 часа. Однако за это время р. Б. Киндык сильно вздулась и переходить ее пришлось у самого впадения, где она разбивается на рукава. Вообще, при планировании маршрута в этом районе необходимо учитывать, что во второй половине дня практически все реки переходятся с трудом, а некоторые вообще невозможно перейти. Кроме того, вода в них становится непригодной для питья, а источников воды, кроме рек, ниже языков ледников очень мало. Заброска к устью р. Каракол-тор. Протяженность пути:23 км Перепад высот: +270 м Ночевка на высоте 3170 м. Ходовое время:.5-30 Участник, оставленный с грузом на месте высадки, прождал до 12-00 и вернулся к ГМС. Там он обнаружил, что никто не готовит лошадей. После напоминаний караван из 3 вьючных лошадей под управлением пастуха в сопровождении 2 участников все же вышел в путь и к 21-00 добрался до дома пастухов у устья р. Каракол-тор. При переправе на лошадях через р.Борду-тор один из участников был смыт вместе с лошадью, верхом на которой он переправлялся, однако выбрался на берег без травм. День 2. 2.08.2005 Рад. выход вверх по р. Б. Киндык (челнок, 3 чел.) возвращение с заброски в устье р. Каракол-тор (2 чел). Общая протяженность пути:35 км (6 в зачет) Ночевка на высоте 2940 м. Пасмурно. Радиальный выход вверх по р. Б. Киндык (челнок, 3 чел.) Общая протяженность пути:12 км (в зачет –6) Перепад высот: +700,-700 м Ходовое время:.6-30 Вышли на заброску вверх по долине р. Б. Киндык в 10-00. Подъем по орографически правому берегу по травянистым склонам и осыпям. В 14-00 подошли к скальному прижиму, переправа вброд в это время невозможна. Перед прижимом с правого берега над рекой нависает большой камень, с которого навесили дюльфер 3 м на левый берег (Ф.6,7). Далее двигались по левому берегу. В 16-00 вышли на крупноблочную поперечную морену, где оставили заброску. В 16-30 начинаем спуск по пути подъема. Переправились обратно с помощью жумаров по той же веревке. В 19-15 вернулись в лагерь. Возвращение с заброски в устье р. Каракол-тор (2 чел). Протяженность пути:23 км (в зачет –0) Перепад высот: -270 м Ходовое время:.5-10 Стартовали из дома в 9-00. Спуск до лагеря на р. Б. Киндык по конной тропе, а затем по автомобильной колее занял 4 часа. Переправы через правые притоки р. Куйлю (Кара-тор, Борду-тор, Орой-суу) в это время трудности не представляли. День 3. 3.08.2005 Место впадения р. Б. Киндык в р. Куйлю Вост. – под язык л. Б. Киндык (+второй рейс - с заброской от 02.08) Общая протяженность пути: 11 км (2 в зачет) Ходовое время: 8-35 Перепад высот: +870, - 240м Ночевка на высоте 3800 м. Утром ясно, вечером – туман. Выходим в 6-05. Идем по пути, пройденному во вчерашнем радиальном выходе. Не доходя 200 м до прижима, без труда переходим реку вброд на разливе в 8-20. Далее двигаемся по левому берегу. В 13-45 подходим к резкому моренному взлету, с которого тремя потоками стекает р. Б. Киндык. Начинаем подъем вдоль левого берега среднего потока по морене. В 14-45 ставим лагерь на галечной террасе над взлетом и идем за оставленной заброской. В 17-15 возвращаемся на стоянку. День 4. 4.08.2005 Р. Б. Киндык – л. Б. Киндык под пер. Киндык З. (два рейса) Общая протяженность пути: 11 км (4 в зачет) Ходовое время: 6-30 Перепад высот: +920 , -460 м Ночевка на высоте 4260 м. Утром ясно, вечером – снег. Выход в 6-10, идем по моренам, за 35 мин. дошли до языка ледника, затем по 100 открытому льду (центральная часть ледника) поднялись до слияния двух его ветвей (западной и центральной). Впереди виден склон пер. Киндык (2Б) (Ф.8) Далее идем по западной ветви ледника, крутизна до 200, до поворота на юг, отсюда начинается закрытый ледник с трещинами. В связках на снегоступах пересекаем ледник к осыпям левого борта (крутизна около 200), далее вдоль осыпей выходим на ровное разорванное верхнее плато ледника (Ф.9). Всего подъем занял 4 часа. За 1.5 часа спускаемся обратно на стоянку за заброской. Второй рейс с меньшим весом занял 3 часа. День 5. 30.07.2005 Л. Б. Киндык – пер. Киндык З (1Б*, 4550). – Сев. приток л. Мал. Талды-суу – левобережная морена Сев. ветви л. Мал. Талды-суу. Общая протяженность пути: 5 км Ходовое время: 2-40 Перепад высот: +290, -570 м Ночевка на высоте 3980 м. Перевал Киндык Западный соединяет западную ветвь ледника Б. Киндык (р. Б. Киндык) с левым отделившимся притоком ледника Малый Талды-Суу (р. Малая Талды-Суу). Ориентирован – север-юг. Северная сторона – снежно-ледовая, южная – осыпная. Определяющая сторона – северная. Перевал односторонний, поскольку подъем с юга по крутой мелкой осыпи весьма тяжел и камнеопасен. По “Перечню” имеет категорию 2А и высоту 4200м. Реальная сложность на момент прохождения, по мнению группы, соответствует 1Б. Высота по топографической карте и альтиметру – 4600м. Описание – в отчетах NN 4601 и 6047 библиотеки МГЦТК. Утром ясно, вечером – туман, снег. Перевал З. Киндык по материалам отчета N6047 - явно односторонний, подъем с юга по крутой осыпи крайне тяжел. Поэтому решили взять весь вес и пройти перевал за 1 рейс. Выход в 7 часов, по пологому закрытому леднику в связках за 1.5 часа вышли на правую по ходу часть седловины (Ф.10)(В отличие от отчета N 6047 у нас была подсечена бергшрундом левая, а не правая часть, к тому же слева висел лавиноопасный снежный склон.). Ледник выше седловины. Сама седловина осыпная, сильно заснеженная (Ф.11). Тур не найден, по-видимому, засыпан снегом. Напротив видна седловина пер. Талды-суу Зап. (Ф.11).
По состоянию на момент прохождения перевал не соответствует категории 2А. Реальная сложность – 1Б. В случае малого количества снега на л. Б. Киндык, однако, его сложность может возрасти до 2А. Поэтому рекомендуем изменить категорию сложности перевала на 1Б*. Погода испортилась. Видимости нет. Радиальный выход на пер. Экичат Сев. перенесли на следующий день. Всю ночь идет снег.
День 6. 6.08.2005 Левобережная морена Сев. ветви л. Мал. Талды-суу – заброска на пер Экичат Сев. (2А, 4450, рад.) – подход под язык южной ветви л. Мал. Талды-Cуу Общая протяженность пути: 12 км (7 в зачет) Ходовое время: 5-20 Перепад высот: +730, -750 м Ночевка на высоте 3960 м. Перевал Экичат (в ряде отчетов – Икки-чат) Северный соединяет северную ветвь ледника Малый Талды-Суу (р. Малая Талды-Суу) с Северной ветвью л. Эки-чат Левый (р. Эки-чат). Ориентирован – запад-восток. Восточная сторона – снежно-ледовая, западная – осыпная. По “Перечню” имеет категорию 2А и высоту 4250 м. Реальная сложность на момент прохождения соответствует “Перечню”. Высота по топографической карте и альтиметру – 4450м. Описание – в отчетах NN 3849, 4880, 6047 библиотеки МГЦТК. Утром снег, вечером ясно.
Оставили заброску и в 12-20 начали спуск по пути подъема. В лагерь возвращаемся в 14 часов. В 15-30 выходим на спуск по л. Мал. Талды-суу. Спустившись с языка, траверсируем морены правого борта в направлении ветви ледника, спускающейся с пер. л. Мал. Талды-суу. Поднимаемся по орографически левому карману с ручьем. Встаем на ночевку в 17-30 на моренах у верхнего конца кармана. День 7. 07.08.2005 М.н. – пер. Мал. Талды-Суу (2А, 4600) – р. Аю-тор Общая протяженность пути: 5 км Ходовое время: 5-50 Перепад высот: +640, -540 м Ночевка на высоте 4060 м. Перевал Малый Талды-Суу (в единственном найденном отчете – Малый Талдысу) соединяет Южную ветвь ледника Малый Талды-Суу (р. Малая Талды-Суу) с Восточной ветвью л. Аю-тор (р. Аю-тор). Ориентирован – запад-восток. Восточная сторона – снежно-ледовая, западная – осыпная. По “Перечню” имеет категорию 3А и высоту 4700 м. Реальная сложность на момент прохождения, по мнению группы, соответствует 2А. Возможно усложнение до 2Б в малоснежный год. Высота по топографической карте и альтиметру – 4600м. Описание – в Интернете (http://poxod.ru/trip/salnikov93/p_salnikov93_perevaltaldyngj_a.html) и в книге И.А. Черепова “Загадки Тянь-Шаня” (библиотека МГЦТК). Ясно.
С перевала виден Северный гребень пика Конституции (Ф.17,18)). Жандармы видны плохо, все остальное особой сложности не представляет.
День 8. 08.08.2005 Р. Аю-тор – седловина пер. Сов. Конституции (2Б, 4700) - Сев. гребень пика Конституции Общая протяженность пути: 5 км (4 в зачет) Ходовое время: 5-25 Перепад высот: +790, -50 м Ночевка на высоте 4800 м. Перевал Советской Конституции соединяет ледник правого притока р. Аю-тор с ледником левого притока р. Эки-Чат. Ориентирован – запад-восток. Обе стороны – снежно-ледовые. По “Перечню” имеет категорию 2Б и высоту 4600 м. Реальная сложность на момент прохождения соответствует “Перечню”. В связке с радиальным восхождением на Северную вершину пика Конституции, по мнению группы, соответствует 3А. Высота по топографической карте и альтиметру – 4700м. Описание – в Интернете (http://poxod.ru/trip/salnikov93/p_salnikov93_perevalkonsteui_a.html) и в книге И.А. Черепова “Загадки Тянь-Шаня” (библиотека МГЦТК). Пасмурно, к вечеру сильный ветер, снег. Выход в 6-00. Пересекаем моренные валы и начинаем подъем под пер. Конституции по покровной морене левого борта ледника, частично по пологому леднику, открытому, пересекая трещины у левого края. За 3 часа подходим под перевальный взлет. Взлет ледовый, крутизной 35-450, ~100 м., с гребня свисает карниз. Навешиваем перила - 3 веревки влево-вверх в обход карниза. В 11-50 группа вышла на седловину пер. Конституции. Седловина скально-снежная с карнизами на восток. Обнаружена записка группы из Новосибирска. С седловины видны вершина пика Карпинского и пер. Северное плечо пика Карпинского (3А-3Б) (Ф.24-25) Оставив заброску на продолжение маршрута на седловине, двигаемся по гребню на юг. Гребень скальный, разрушенный, сильно заснеженный (Ф.26). Тропежка до 50 см. На высоте 4800 на скальных выходах ставим лагерь. Подход к стоянке от седловины перевала занял 30 мин. Пока ставим лагерь, начинает идти снег, поднимается ветер. Делаем разведывательный выход на следующий скальный выход, где навешиваем веревку перил. (Ф.27) Непогода усиливается и продолжается всю ночь и полдня 9 августа. День 9. 08.08.2005 Вынужденная полудневка. Радиальный выход на Северную вершину пика Конституции (5000м) Общая протяженность пути: 1 км (0.5 в зачет) Ходовое время: 4-30 Перепад высот: +200, -200 м Ночевка на высоте 4800 м. Переменная облачность, сильный ветер.
Ветер вновь усиливается. Подъем от лагеря занял 3.5 часа, решено вернуться в лагерь. Спуск прямо вниз по снежному склону 350, покрытому глубоким снегом в связках. Склон лавиноопасен! Спуск до лагеря занял 1 час. День 10. 10.08.2005 Сев. гребень пика Конституции – седловина пер. Сов Конституции – р. Эки-чат. Общая протяженность пути: 6 км Ходовое время: 6-40 Перепад высот: -1200 м Ночевка на высоте 3600 м. Ясно. Всю ночь дует очень сильный ветер. К 7.30 он слегка ослабевает и мы решаем выходить. С вершинного гребня свисают многометровые “флаги”. В такой ситуации решаем отказаться от продолжения восхождения на пик Конституции и в 9.30 начинаем движение вниз. Спустившись на седловину пер. Сов Конституции и забрав заброску, начинаем спуск на запад по закрытому леднику в связках. С седловины на запад (Ф.33) виден южный отрог хр. Куйлю, разделяющий долины рек Эки-чат и Теректы. Перевалы в этом отроге непройдены. За ним – следующий отрог, разделяющий Теректы и Ирташ. На заднем плане – хребет Ак-Шийрак. Поскольку ледник, спускающийся с перевала на Запад, сильно изорван, вначале пересекаем его к морене правого борта, в попытке найти спуск по осыпным кулуарам, однако при просмотре обнаруживаем, что эти кулуары весьма крутые, со скальными сбросами и камнеопасны. Поэтому спускаемся по леднику вдоль правого борта. Ледник закрытый, 10-150, затем крутизна увеличивается до 250. Двигаемся в связках.
Пройдя еще 0,5 ч. вверх по р. Эки-чат и перейдя еще 2 левых притока р. Эки-чат встаем на ночевку перед началом большого набора высоты, чуть выше впадения реки с ледника Правый Эки-чат. Первая после устья Б. Киндыка ночевка на траве! День 11. 11.08.2005 Подъем по долине р. Эки-чат до устья ручья с перевала 1 Мая + радиальный выход за заброской на пер. Экичат Сев. (1Б, 4450, рад). Перевал Экичат (в ряде отчетов – Икки-чат) Северный соединяет северную ветвь ледника Малый Талды-Суу (р. Малая Талды-Суу) с Северной ветвью л Эки-чат Левый (р. Эки-чат). Ориентирован – запад-восток. Восточная сторона – снежно-ледовая, западная – осыпная. По “Перечню” имеет категорию 2А и высоту 4250 м. Реальная сложность на момент прохождения соответствует “Перечню”. Высота по топографической карте и альтиметру – 4450м. Описание – в отчетах NN 3849, 4880, 6047 библиотеки МГЦТК Общая протяженность пути: 7 км (5 в зачет) Ходовое время: 6-00 Перепад высот: + 850, - 550 м Ночевка на высоте 3900 м. Утром ясно, днем снег, дождь. Выходим в 6-30, по моренам поднимаемся за 1,5 часа до места напротив впадения ручья из-под пер. 1 Мая. Здесь легко переходим вброд р. Лев. Эки-чат, ставим лагерь и идем за заброской на пер. Экичат Сев.
Спуск до лагеря по пути подъема 2 часа. При радиальном восхождении с западной стороны сложность перевала Экичат Сев. соответствует категории 1Б. День 12. 12.08.2005 Р. Экичат - пер. 1 мая (первопрохождение варианта Сергеева, 2Б, 4600) – р. Орой-cуу Общая протяженность пути:10 км Ходовое время: 8-10 Перепад высот +600, -900 м Ночевка на высоте 3600 м. Перевал 1 Мая соединяет ледник правого притока р. Эки-Чат с ледником Орой (р. Орой-суу). Ориентирован север-юг. Обе стороны – снежно-ледовые. По “Перечню” имеет категорию 3Б и высоту 4350 м. Пройден один раз с севера на юг в мае 1973г. На момент прохождения сложность варианта первопроходцев соответствует категории 3А. Однако северный склон в этом варианте крайне лавиноопасен. В связи с этим был пройден более безопасный вариант спуска по боковому гребню. В этом варианте сложность перевала соответствовала 2Б. В малоснежный год лавиноопасность варианта первопроходцев, видимо, может снизиться, а сложность - возрасти до 3Б. Сложность гребневого варианта в таких условиях может возрасти до 3А. В связи с этим считаем правильным изменить категорию сложности данного перевала на 2Б*. Высота перевала по топографической карте и альтиметру – 4500м, с учетом подъема к ребру – 4600 м. Описание варианта первопроходцев – в отчете N 2401 библиотеки МГЦТК. Погода пасмурная. Выход в 6-10. По моренам и руслу ручья подошли под язык ледника, стекающего с пер. 1 Мая. Ледник ступенчатый, первые две ступени открытые, крутизной 300 и 250, затем ледник становится закрытым, последующие ступени обходятся (Ф.41). К востоку виден перевал, ведущий через южный отрог главного хребта под пер. Экичат Сев. Перевал снежно-ледовый, ориентировочная категория – 2А. К западу - перевал, ведущий через следующий отрог под пер. N38. Перевал также снежно-ледовый, ориентировочная категория тоже 2А. Верховья ледника завалены глубоким снегом. К перевалу подошли в 10.20. Перевальный взлет практически отсутствует. Тур на седловине не обнаружен. Седловина снежно-осыпная, с юга подрезана бергшрундом. На север свисают огромные карнизы, перекрывающие при возможном падении весь северный склон. Сам северный склон снежно-ледовый средней крутизной 45-55 с небольшими ледовыми сбросами. Перепад высот – 400-500 м. Принимаем окончательное решение идти по варианту Сергеева. Поднимаемся по гребню направо от седловины около 200 м, затем проходим 100 м траверсом пологой верней части снежного северного склона с небольшим набором. Здесь у конца карниза начинается широкий снежный склон 450, спускающийся к снежно-ледовому северному боковому гребню. Идем вправо-вниз с попеременной страховкой 150 м и выходим на выполаживание в начале северного бокового гребня. Сбоку хорошо просматривается перевальный склон (Ф. 46). Практически весь он простреливается при возможном падении карниза из под седловины.
Отсюда хорошо виден северный склон перевала 1Мая (Ф.47). Далее идем по центру ледника, постепенно смещаясь влево, поскольку нам необходимо попасть на левый берег р. Орой-суу. Сзади открываются непройденные перевалы N38 (Склон крутой, снежно-ледовый. Перепад высот около 500 м. Предположительная сложность – 3А-3Б.) и 37, а также район перевалов Орой-суу Вост. и Орой-суу Ложный (Ф.49, 50). Спустившись с зачехленного языка ледника, пересекаем речку, текущую из-под левого края ледника и моренные нагромождения и выходим на галечниковый разлив. В 16-10 становимся на ночевку. День 13. 13.08.2005 Р. Орой-cуу – р. Куйлю (устье р. Борду-тор) Полудневка Общая протяженность пути: 16 км (7 в зачет) Ходовое время: 5-40 Перепад высот +50, -550 м Ночевка на высоте 3100 м. Ясно. Выход в 7-00. Спускаемся по левому берегу р. Орой-cуу по моренным валам, в нижней части по слабо выраженной тропе. При выходе в долину Куйлю забираем влево, выходя на старую автодорогу. По автодороге и затем по конной тропе доходим до р. Борду-тор к 13-30. Пеший брод в это время практически невозможен, поэтому встаем на полудневку. Чистая вода в роднике в 20 минутах хода назад. День 14. 14.08.2005 Устье р. Борду-тор – устье р. Кара-тор Полудневка Общая протяженность пути: 12 км (0 в зачет) Ходовое время: 2-00 Перепад высот: +70 м Ночевка на высоте 3170 м. Ясно, вечером небольшой дождь. Выход в 6-30. Переходим вброд Борду-тор, которая в это время не представляет сложности (Ф.51). По конной тропе в 8-30 подходим к р. Кара-тор, которую также без проблем переходим вброд и встаем на террасе левого берега р.Кара-тор. Полудневка. Идем в дом на слиянии с Каракол-тором за заброской. Чистая вода только в доме. От места стоянки хорошо видна расколотая скала, по которой, когда нет моста или троса, можно, навесив веревки, переправиться через р. Куйлю Вост. (Ф.52). Однако пастухи сообщили нам, что сейчас через Куйлю есть мостик чуть выше впадения Каракол-тора, поэтому переправа не составит проблем. День 15. 15.08.2005 Устье р. Кара-тор – л. Кара-тор Общая протяженность пути: 12 км Ходовое время: 7-50 Перепад высот: +1130 м Ночевка на высоте 4300 м. Днем ясно, вечером и ночью снег. Выход в 6-10. По травянистым увалам левого берега р. Кара-тор, затем по травянистым моренам и конгломератным склонам к 9-40 выходим к языку ледника. Впереди видна непройденная вершина 5178 и перевалы Центральный (2Б) и Западный (2А-2Б) Кара-тор и Магнит (3А) (Ф.54). Слева – цирк притока с перевалами Щорса (3А), Щорса Сев. (3А) и Альпина (ВАЗ) (2Б), ведущими на ледник Борду-тор Зап. (Ф.53). Сзади – пер. Вильнюсский (1Б), соединяющий долины Каракол-тор и Сары-чат в южной части разделяющего их отрога (Ф.55). Начинаем подъем по орографически левому рантклюфту, временами выходя на конгломератные склоны левой боковой морены. Путь местами промаркирован старыми туриками. Перейдя левый приток, к 12 часам выходим на площадки в кармане левой морены.Здесь обед. В 13-20 пересекаем левую морену и выходим на зачехленный, затем открытый ледник. Справа видны пик Обручева (Ф.56) и путь к перевалу Обручева (2А) (Ф.57), ведущему на л. Ашу-тор Вост. Впереди – пер. Снежная Фантазия и спускающиеся из-под него ледопады (Ф.58-59). Сложность ледопадов несколько понизилась по сравнению с имевшимися у нас фотографиями. По-видимому, при таком состоянии ледника при подъеме на пер. Снежная Фантазия с Востока их прохождение возможно и обход с Юго-востока по Восточной ветви л. Кара-тор не требуется. Однако нам нужна именно Восточная ветвь ледника, поэтому отсюда мы поворачиваем на восток и выходим на верхнюю часть правобережной морены, где становимся на ночлег в 16-30. День 16. 16.08.2005 Правая морена л. Кара-тор – верхнее снежное плато л. Кара-тор под пер. В. Грушина. Вынужденная полудневка из-за непогоды. Общая протяженность пути:5 км Ходовое время: 7-40 Перепад высот: + 500 м Ночевка на высоте 4800 м. Облачно, во второй половине дня – метель. Выход в 6-30. Свежий снег закрыл трещины, поэтому связываемся. Идем орографически правым краем ледника. У поворота ледника на юго-запад пришлось одеть снегоступы (глубина тропежки даже в них 15-20 см). Двигаемся по центру ледника, образующего ледовую полку, мимо пика Пархоменко в направлении перевала В.Грушина. Слева по ходу видны перевалы Кара-тор – Восточный (он же Зимина или Каменный ручей, 3А*, скально-ледовый, ф. 60), Центральный (в отчете N2041 назван Караторским, 2Б, снежно-ледовый, ф.61-63) и Западный (предположительно 2А, снежно-ледовый, ф.62-63). Западный, по-видимому, самый простой, но еще не пройден насквозь. Его использовала группа Д.Е. Мансурова в 2003 г. (http://tourism.intat.ru/reports/43/) при спуске на Север с пер. Магнит. Кроме того, его северный склон выводит прямо в следы ледовых обвалов со склонов пика 5178 . Напротив пер. Кара-тор Ц. ледниковая полка разорвана глубоко просевшим участком ледника с большими разломами. Приходится приспуститься, лавируя между разломами, и снова набирать высоту. В 13-20 выходим на плато под пер. В. Грушина. Представляют интерес вершины к юго-востоку, северо-востоку и северу от перевала (Ф.62). Все они - 5000-ки. Вершина к северу в некоторых отчетах от перевала также носит имя В. Грушина, однако информации о восхождениях на нее нет. Все остальные, по-видимому, также не пройдены. Склоны снежные, пологие, местами небольшие ледовые взлеты. Ориентировочная сложность маршрутов на вершины около 2А. К северу от в. В. Грушина просматривается непройденная снежная седловина на л. Ашу-тор Вост. Она выводит на него между перевалами Снежная Фантазия и 50 лет ЛКИ. Со стороны л. Кара-тор ее сложность около 2А. Со стороны л. Ашу-тор Вост. 19 августа при просмотре в непогоду сложилось впечатление, что склон снежно-ледовый, крутой. Предположительно соответствует категории 3А-3Б. Эту седловину разведывала с Востока в 1976 г. группа В.В. Королева (Москва). Их мнение совпадает с нашим. Погода портится. Метель, отсутствие видимости. Становимся на ночевку в 15-10 на леднике, не доходя около километра до пер. В. Грушина. День 17. 17.08.2005 Вынужденная дневка из-за непогоды Метель, отсутствие видимости. День 18. 18.08.2005 Верхнее плато л. Кара-тор – пер. В. Грушина (2Б,4910)– л. Куйлю Ю. Общая протяженность пути: 6 км Ходовое время: 4-10 Перепад высот: -530, +210 м Ночевка на высоте 4480 м. Перевал В. Грушина соединяет ледник Кара-тор с ледником Куйлю Южный. Ориентирован запад восток. Обе стороны снежно-ледовые. По “Перечню” имеет категорию 2Б и высоту 4720 м. На момент прохождения сложность соответствует “Перечню”. Высота перевала по топографической карте и альтиметру –4910 м. Описание – в отчетах NN 2604, 5167 библиотеки МГЦТК. С утра метель, затем погода улучшается. Выходим в 9-00. Глубокий рыхлый снег. Идем в снегоступах. По ровному закрытому леднику выходим на правую седловину пер. В. Грушина (Ф.64), поскольку левая седловина подсечена большим бергшрундом. На седловине в 10-20. Седловина скальная, сильно заснеженная. Сняли записку группы из Винницы и Хмельницкого от 2000 г. На Западе виден ледник Куйлю Южный и гребень перевала Айсбайль (Ф.65). Хотели для просмотра дальнейшего пути подняться на в. В. Грушина, однако погода опять начала портиться и мы начали спуск. Западный склон перевала - крутой (35- 400) , снежно-ледовый, в нижней части подрезан трещинами, в верхней лавиноопасен (Ф.66), сразу за гребнем рантклюфт. Начинаем спуск в связках с одновременной, местами – с попеременной страховкой вправо вниз, чтобы обойти сбросы в нижней части склона. В верхней части связки идут с дистанцией 50 м из-за лавиноопасности. Нижняя часть практически бесснежная – здесь уже сошли лавины. Крутизна внизу до 500, склон рассечен тремя бергшрундами. Навешиваем 100 м перил и выходим на закрытый ледник Ю. Куйлю. Спуск занял 1 ч. 15 мин. По закрытому леднику с трещинами вдоль правого борта в снегоступах доходим до слияния с ветвью из-под пер. 50 лет ЛКИ и пересекаем эту ветвь в направлении под пер. Ледовая Песня. От места спуска с пер. В. Грушина - 2 часа. Встаем на леднике в мульде с водой. День 19. 19.08.2005 Л. Куйлю Ю. – пер. Ледовая Песня (3А, 4850)– л. Ашу-тор Вост. Общая протяженность пути: 4 км Ходовое время: 7-10 Перепад высот: -600, +370 м Ночевка на высоте 4250 м. Перевал Ледовая Песня соединяет ледник Куйлю Южный с восточной ветвью ледника Ашу-тор Восточный. Ориентирован Север-юг. Южная сторона – осыпная, северная снежно-ледовая. По “Перечню” имеет категорию 3Б и высоту 4900 м. Пройден один раз с юга на север в. и один раз радиально с севера. На момент прохождения сложность соответствует категории 3А. Однако в малоснежный год сложность северного склона может возрасти, увеличивая общую сложность перевала до 3Б. В связи с этим считаем правильным изменить категорию сложности данного перевала на 3А*. Высота перевала по топографической карте и альтиметру – 4850м. Описание – в отчете N 4890 библиотеки МГЦТК. Утром ясно, вечером снег, туман.
Поднимаемся по осыпи ближе к орографически правому борту кулуара, стараясь укрываться за выступами скал от летящих время от времени камней. В отличие от пути группы Носырева (отчет N 4890) обходим скальный зуб в центре кулуара сверху, чтобы обойти заснеженные скальные плиты в правой по ходу части кулуара. Подъем по осыпи и разрушенным скалам (Ф.68) до зуба занял 2 ч. 20 мин. От зуба также по заснеженной осыпи под скалами траверсом вправо 100 м (Ф.69). Затем одеваем кошки и вешаем 70 м перил в узкий кулуар вправо по ходу. Лед, крутизна - 500. На седловине в 9-30 (Ф.70). Седловина – засыпанные снегом разрушенные скалы. Описанный Носыревым выход в снежную мульду больше не существует, перекрыт 12 м снежно-ледовой стеной с карнизом сверху и бергшрундом внизу. Записка Носырева, видимо, находится подо льдом.
Погода портится – снег, туман. Видимость – урывками. Двигаемся в связках вдоль левого борта, пересекая многочисленные трещины, затем пересекаем ледник в направлении к повороту правобережной морены. Здесь становимся лагерем в 14-30. День 20. 20.08.2005 Л. Ашу-тор Вост. – р. Ашу-тор – р. Каракол-тор Общая протяженность пути: 17км Ходовое время: 5-10 Перепад высот: -1050 м Ночевка на высоте 3200 м. Ясно. Выход в 6-40. Открылся весь ледник Ашу-тор Восточный с его многочисленными перевалами на л. Куйлю Юж. (Ф.72, 72а, 75). В начале двигаемся по правому рантклюфту, затем выходим на открытый ледник, перед языком вновь выходим на правые морены. Далее по правому берегу р. Ашутор Вост. Вначале по моренным полям и разливам, затем по старым моренам, травянистым склонам, курумникам. В 10-30 выходим к слиянию с р. Ашу-тор. Отсюда по слабой тропе правого берега за 2 часа выходим к дому пастухов напротив устья р. Каракол-тор. Здесь через Ашу-тор наведен мост в 1 доску. Переправа вброд, по-видимому, невозможна. Переходим реку по мосту и, пройдя 700 м вверх по орографически правому берегу р. Каракол-тор, в 13-30 встаем на стоянку на террасе у тропы. Здесь же у берега есть чистый родник. День 21. 21.08.2005 Дневка. Переправа через р. Каракол-тор Общая протяженность пути: 0.5км Ходовое время: 2-40 Перепад высот 0 м Переменная облачность. Дневка. Договариваемся с пастухами о переправе через Караколтор на лошади. Переправа на 300 м вверх по течению от стоянки. Вечером лошадь переправиться не может, поэтому переправляемся в 13 часов (Ф.76), и продолжаем дневку. На орографически левом берегу также есть чистая вода. День 22. 22.08.2005 Р. Каракол-тор – озеро под ледником левого притока р. Каракол-тор Общая протяженность пути: 13км (в зачет 11) Ходовое время: 6-00 Перепад высот -250, +900 м Ночевка на высоте 3850 м. Утром ясно, вечером – гроза. Выход в 6-10. Идем сначала по хорошей, затем по еле заметной тропе по орографически левому берегу р. Каракол-тор. Переправы через притоки в это время трудностей не представляют. К 9-00 доходим до разрушенной избы у потоков, стекающих из-под нужного нам ледника. Подъем на древнюю морену по травянистому склону с камнями крутизной 30-350 и перепадом 360 м. занимает 1 ч 20 мин. С подъема хорошо видны верховья р. Каракол-тор, пики Джигит и Альбатрос и перевалы Эпюра (2А*) и Бригантина (2Б) (Ф.77). Затем, обогнув слева конечную морену, выходим к озерам под языком ледника, стекающего с южного отрога хр. Терскей-Алатоо южнее в. 4930. Здесь встаем на ночевку в 11-30.
В 13-00 погода портится, со стороны пика Джигит приходит туча со снегом, гроза. Возвращаемся на стоянку к 14-00. День 23. 23.08.2005 Радиальный выход на пер И. Вайнштейн (1Б, 4600, п/п). Разведка Южного гребня в. 4930 Перевал И. Вайнштейн соединяет ледник левого притока р. Каракол-тор, стекающий с южного отрога хр. Терскей-Алатоо между в. 4930 и 4957 с нижним правым притоком ледника Сары-чат. Ориентирован Запад- восток. Восточная сторона снежно-ледовая, западная – скально-осыпная (вариант – ледово-осыпная). Пройден радиально с запада. Предполагаемая категория при сквозном прохождении - 3Б. Высота перевала по топографической карте и альтиметру – 4600м. Общая протяженность пути: 10км (6 в зачет) Ходовое время: 6-45 Перепад высот -640, +750 м Ночевка на высоте 3960 м. Утром ясно, вечером – снег, дождь. Выход в 7-10. По морене выходим под язык, далее на открытый ледник и двигаемся вдоль его орографически правого борта. Через 2 часа ледник становится закрытым, появляются трещины. С пути движения гребень кажется не очень сложным. Еще за 2.5 ч подходим под снежно-ледовый склон, ведущий к гребню. Отсюда хорошо видны склон, ведущий к южному гребню в.4930, перевальный взлет непройденного перевала в долину Сары-чат, высшая точка отрога - вершина 4957 и ее Западные отроги (Ф.79). Ставим лагерь и в 12-30 высылаем разведку для обработки гребня. По снежно-ледовому склону, крутизной 25-450 и отчасти по осыпям справа по ходу за 1 ч. 20 мин. разведка выходит на седловину перевала в гребне отрога. Высота примерно 4600 м. Отсюда видно, что два крупных жандарма представляют собой серьезную проблему. Первый имеет пологий, но весьма острый гребень, а второй - крутой и гладкий. Обход этих жандармов, по-видимому, невозможен. Кроме того, пологий острый предвершинный скальный гребень выходит под опасный карниз снежно-ледовой шапки вершины 4930. В условиях неустойчивой погоды (опять наползает снеговая туча) решаем отказаться от траверса вершины 4930 м и затем попытаться подняться на нее из-под пер. А Степкина. Затем просматриваем восточный склон гребня. Перевал ведет в долину р. Сарычат и является (по фотографии) тем перевалом, от прохождения которого с востока отказались литовцы (руководитель Рачкаускас) в 70-х годах (отчет N 3107 библиотеки МГЦТК). Они увидели сквозь туман длинный очень разорванный ледник, прохождение которого было проблематично. Сверху же видно, что нижняя зона серьезных разломов имеет небольшую длину. Выше нее находится пологое плато закрытого ледника. К этому плато спускается с перевала ледовый склон крутизной примерно 65-700, перепад высот - 700 м. Склон разорван трещинами и сераками, однако, видимо, проходим. На фотографии литовцев он сливается с нижней зоной разломов, создавая вид сплошного ледопада. На западный склон, кроме пройденного нами пути, есть второй вариант подъема - осыпной склон 30-350, с пологими плитами в верхней части. По результатам разведки считаем, что перевал в целом соответствует 3Б к.с. и представляет значительный интерес. Однако возникают сомнения в проходимости в нынешних условиях верхней части ледника Сарычат. Просматривая его с гребня, мы не обнаружили ранее использовавшегося прохода в ледопаде, ограничивающем снизу Сарычатское плато. К сожалению, группа не имела права на первопрохождение перевала 3Б, поэтому от этого варианта также пришлось отказаться. Принимаем решение назвать перевал в честь Ирины Ивановны Вайнштейн. За 20 минут разведка спустилась обратно на ледник и затем за 1 ч. 15 мин. спускаемся на песчаные площадки под языком ледника, где ночуем. Погода окончательно портится в 15-30. День 24. 24.08.2005 Подход под пер. А. Степкина Общая протяженность пути: 11км Ходовое время: 8-40 Перепад высот -160, +600 м Пасмурно, ветер. Временами снег, гроза. Выход в 6-30. Траверсируем морены, выходя к 7-40 на ледник, стекающий на юг с Аксуйской стены мимо подножья в. 4930. Далее поднимаемся по открытому пологому леднику вдоль орографически левого борта. Справа видим северный гребень в. 4930, по которому предполагалось спускаться с вершины (Ф.86). Ключевым участком гребня является острый снежный нож длиной около 150 м и крутизной 45-50 º. Доходим до впадения ледника-притока из-под перевала А. Степкина. Начинаем подъем по центру притока. Ледник почти сразу становится закрытым, появляется множество крупных трещин. Приходится уйти в орографически правый рантклюфт и продолжать движение по нему (местами опасность схода лавин из кулуаров!). В 15-30 выходим на ровную поверхность закрытого ледника под перевалом А. Степкина. Отсюда хорошо виден перевальный взлет (Ф.81). Скальная стена западного склона перевала рассечена несколькими кулуарами, ведущим к 3 разным седловинам. Кулуары заполнены смерзшейся заснеженной осыпью и камнеопасны. Принимаем решение проходить перевал на следующее утро. Выбираем крупный кулуар, поднимающийся зигзагом влево-вправо. День 25. 25.08.2005 Перевал А. Степкина (2А, 4600) – Сарычатское плато – седловина пер. Чон-Узень Перевал А. Степкина соединяет левый приток ледника левого притока р. Каракол-тор, стекающий с южного отрога хр. Терскей-Алатоо к северу от в. 4780 с верхним правым притоком ледника Сарычат. Ориентирован Запад-восток. Западная сторона снежно-осыпная, восточная – снежно-ледовая. По “Перечню” имеет категорию 2А* и высоту 4250. На момент прохождения сложность (без Сарычатского ледопада) соответствует 2А. Высота перевала по топографической карте и альтиметру – 4600 м. Описание – в отчетах NN 3107, 3554, 3830 библиотеки МГЦТК. Общая протяженность пути: 8км Ходовое время: 5-40 Перепад высот -360, +490 м Ночевка на высоте 4530 м. Утром ясно, вечером туман.
Восточный склон перевала фирновый крутизной 25-30º (Ф.85). Высота около 200 м. Справа ограничен скальным выходом, слева подсечен трещинами ледника. Спускаемся, забирая вправо. Выходим на пологий закрытый ледник. Глубина снега до 60 см. Одеваем снегоступы. Двигаемся в связках. Справа виден пологий снежно-ледовый северо-восточный гребень вершины 4780 (Ф.83). Предполагаемая сложность подъема по нему – 2А-2Б. От восхождения на в. 4930 отказываемся окончательно, поскольку из-за длинного и сильно заснеженного гребня в.4780 и сложного северного гребня в.4930 это займет не меньше 2-3 дней, а погода весьма неустойчива. Вершина же 4780 проста и не является обзорной точкой, поэтому самостоятельного интереса не представляет. Впереди просматривается нижняя ступень Сарычатского плато, за ним восточная часть хр. Терскей-Алатоо, с седловиной перевалов Героев Чернобыля и Таштек-тир (Ф.84).
До этого места сложность перевала А. Степкина в условиях нашего прохождения совпадает с “Перечнем”. Однако если идти его не вместе с пер. Чон-Узень, Хатиджа, героев Чернобыля или Таштек-тир, а отдельно, то его сложность может существенно возрасти из-за изменившегося состояния ледопада на л. Сарычат. Отсюда по снежно-ледовому склону крутизной 35-40º и высотой 150 м выходим на верхнюю ступень плато. Продолжаем движение на запад по сильно разорванному закрытому пологому леднику вдоль скальной гряды, ограничивающей плато с севера. В 14-00 выходим на седловину пер. Чон-Узень. Седловина широкая снежная, плоская. Фактически это часть верхней ступени плато. С запада над ней поднимается Аксуйская стена. Спуск – узкое ледовое ущелье, с несколькими ступенями ледопада. Ущелье идет вдоль Аксуйской стены и над ним нависают ледовые шапки верхней части стены. Эти шапки освещаются солнцем прямо на рассвете. Весьма значительная опасность обвалов льда, которые пересекают все ущелье! Так, по-видимому, и погибли новосибирцы. Погода резко портится. Туман. Видимости нет. Решаем не рисковать и встать на ночевку на седловине. (Трещины прямо между палаток!) Тур должен быть где-то на скалах контрфорса, который остался далеко сзади. На самой седловине тур сложить не из чего. День 26. 26.08.2005 Перевал Чон-Узень (3А, 4530) – л. Чон-Узень Вост. – р. Чон-Узень Вост. - р. Чон-Узень Перевал Чон-Узень соединяет западный край Сарычатского плато с Западной частью ледника Чон-Узень Вост. Ориентирован Север-юг. Обе стороны – снежно-ледовые. По “Перечню” имеет категорию 3А и высоту 4500 м. На момент прохождения сложность (без Сарычатского ледопада) соответствует “Перечню”. Высота перевала по топографической карте и альтиметру – 4530 м . Описание – в отчете N 3554 библиотеки МГЦТК. Перевал опасен обвалами льда с северной стороны! Известны 2 прохождения перевала, из них 1 – с гибелью людей! Общая протяженность пути: 6км Ходовое время: 8-10 Перепад высот -1330 м Ночевка на высоте 3200 м. Пасмурно. Снег, вечером дождь. Утром сильный ветер. Выход в 6-10. Погода на нашей стороне! Солнце уходит за тучи практически сразу на рассвете, опасность обвалов минимальна. Тем не менее все время прохождения опасных участков по возможности соблюдаем дистанцию между связками не менее 100 м и ведем постоянное наблюдение за висячими ледовыми шапками левого борта (Ф.92). С момента составления имевшегося у нас описания (отчет N 3554 в библиотеке МГЦТК) в ледопаде добавилась верхняя – четвертая ступень (Ф.90). Для скорости ее проходим в связках с попеременной страховкой. Снега мало. Страховку удается делать через ледобуры. Затем выходим на плато с глубиной снега до 50 см. За ним – третья ступень. Она значительно мощнее. Приемлемого пути прямо вниз найти не удается. Приходится траверсом по ледовым перьям с попеременной страховкой уйти влево на снежно-ледовый склон крутизной около 40º (опасность обвалов льда!) и по нему обойти ступень. Склон внизу подрезан бергшрундом. Здесь навешиваем 50 метров перил на ледорубном “кресте” (Ф.91). По склону все время идут мелкие лавинки из свежего снега. Затем сразу уходим вправо на следующее плато. Все плато перекрыто обломками льда от ледовых обвалов.
День 27. 27.08.2005 Р. Чон-Узень - р. Ийри-тор – дол. р. Арашан – кур. “Алтын-Арашан” - г. Каракол Общая протяженность пути: 13км Ходовое время: 4-05 Перепад высот -760 м Окончание активной части маршрута на высоте 2440 м. Дождь, град, гроза. Выход в 7-20 – пережидали заряд дождя. Идем по слабозаметной, временами теряющейся тропе вдоль берега. Травянистый склон, кусты, морены. Ближе к большой морене перед устьем р. Экичат появляется конная тропа, но перед большим каменным завалом, перекрывающим весь левый берег, она уходит на правый берег. Завал проходим вдоль русла по камням, поскольку вода небольшая. По правому берегу идет уже приличная тропа. Поскольку бревна, по которому переправлялись через Ийри-тор в этом месте в 2003 году, сейчас нет, переходим вброд и продолжаем движение уже по тропе. Видим свежий мост через р. Экичат. В 2003г. его не было. От него идет тропа вниз по левому берегу р. Арашан. Наша же тропа выводит к прижиму и обрывается. Здесь переправа уже невозможна. Необходимо найти плохо заметный подъем на обход прижима по лесу. Из леса спускаемся прямо к мосту через р. Таштек-тор. От моста идет уже мощная тропа через коши к курорту “Алтын-Арашан”, под конец превращающаяся в дорогу. Однако на последнем участке она заболочена и лучше пройти верхом по лесу. Через последний приток на окраине курорта есть мост на 200 м выше дороги. Идет проливной дождь с градом и грозой. В 12-30 приходим на курорт. Час лежим в горячем источнике, затем устраиваемся в прихожей гостиницы компании “Як-тур”, ожидая обещанную нам к вечеру машину “Як-тура”. Затем выясняется, что машина будет только утром, и, связавшись с обеспечивавшей наш транспорт фирмой “Альп-Тур-Иссык-Куль”, просим прислать за нами машину. УАЗ-469 приходит в 19-40. Пройденная нами пешком два года назад дорога ночью и после проливных дождей оказывается серьезным препятствием даже для него. Но, тем не менее, к 23-00 мы оказываемся в хорошо знакомом доме фирмы “Альп-Тур-Иссык-Куль” на ул. Тельмана в г. Каракол.
|
Поделиться ссылкой |
![]() |
![]() |
Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора! |
![]() |
© 1999-2023 Mountain.RU Пишите нам: info@mountain.ru |
![]() |