Горы мира > Западная Европа >

Автор: Андрей Буряк, Швейцария

Шамони. Альпинизм в стиле «плезир»

Читайте на Mountain.RU
Шамони. Гран Капуцин.
Chamonix FAQ
Альпы 2006, Шамони
Альпы выше 4000.
Восхожения в Альпах

I found that, if you were prepared to trust
strangers and believe they had climbed
what they claimed, then you could choose
any partner who happened to be free.
Joe Simpson, “This game of ghosts”

Вступление.

Прогноз на выходные обещали отличный. В том, что антициклон останется в гостях до следующей недели были некоторые сомнения, так что в борьбе между желанием поработать над написанием диссертации и желанием поехать в горы победило, все-таки, последнее. Дело оставалось за малым: найти напарника и выбрать маршрут. Из знакомых людей занимающихся альпинизмом один собирался походить на ски-турах, другой женился и временно забросил альпинизм, третий работал над дипломом, четвертый скитурил в бернских Альпах. Пришлось прибегнуть к услугам известного в определенных кругах франкоязычного альпинистского сайта. А именно воспользоваться той частью его форума, где такие же, как я, бедолаги ищут себе компанию на выходные/неделю в Альпах/экспедицию в Гималаи. Найдя сообщение некоторого Стефана, который ради week - end ' a в Шамони был готов ехать аж из Парижа, и, созвонившись в обед для обсуждения деталей, решили сходить что-нибудь не сильно ангажированное. Альпинизм в стиле plaisir 1 .

Альпинизм в стиле «плезир».

… подразумевает, плезир, еще раз плезир и ничего кроме плезира. Т.е. никаких подходов и спусков к маршруту/от маршрута. Северная стена Aiguille du Midi в Шамони – идеальное место для подобного рода развлечений. Промежуточная станция канатки доставляет вас на высоту 2300 м , откуда остается еще полтора километра набора до верхней станции, с которой та же канатная дорога спустит вас обратно в Шамони. Из них 1000 метров – по северной стене Aiguille du Midi . Десяток-другой ледовых/микстовых/комбинированных маршрутов, самый легкий – AD +, да и тот не сахар. Несмотря на близость цивилизации и проплывающие время от времени над головами кабинки, ангажемент у маршрутов все-таки присутствует. Во многих случаях наиболее простой спуск – через вершину. И мне уже приходилось читать пару историй о том, как люди обеспечивали себе холодные ночевки с видом на огоньки Шамони. В общем, мы решили не выпендриваться и сходить какую-нибудь классику (хотя с другой стороны здесь практически все маршруты классические...). В итоге остановили свой выбор на Carli - Chasagne (Карли-Шасань - специально для любителей называть Мон Моди ( Mont Maudit ) – Монт Маудитом:), описанный у товарища Damilano как III , 4, 1000м. III – ангажированность, 4 – сложность льда, и 1000 м – протяженность (от бергшрунда, без подхода). Интегральная сложность, наверное, D +. По сведениям Office d ' Haute Montagne маршрут ходился в начале недели и был в отличном состоянии. Так как до хижины мы собирались добираться на канатке, то решили особо не торопиться и встретится в Шамони в районе часа.

Шамони – день первый.

Два с половиной часа на поезде – и вот я в столице европейского альпинизма. Температура на улице заставляет вспомнить июнь, а не середину апреля народ сидит в открытых кафе на улицах и наслаждается солнцем.

Народ сидит в ресторане и наслаждается солнцем.

Побегав по магазинам и таки найдя пару передних зубьев для своих G 14, потопал к канатке. Отсутствие очереди, или хотя бы достаточного количества народа, меня сразу же насторожило. Так и есть, из-за сильного ветра канатка не функционирует.

Северная стена Aiguille du Midi – вид из Шамони.

Merde ! 2 Обсуждаем проблему с подошедшим Стефаном. С учетом оставленных дома лыж, вариантов не так уж и много. Refuge d ' Argentiere забит под завязку, идти без лыж в Leschaux или Couvercle не хочется. Весна все-таки, неизвестно, сколько там снега на подходе. Решаем перекусить и принять решение уже на полный желудок. Может, какая мысля озарит? После пиццы в кафе площади

Шамони. Площадь. Mont Blanc – где-то слева в облаках.

(по-моему три года назад она там была лучше – или тогда я еще не был так избалован?) озарения не наступило, и мы возвращаемся к первоначальному плану, с той лишь разницей, что 1200 метров набора на канатке заменяются аналогичным количеством вертикальных метров пешком. Переезжаем на паркинг под Montenver и, не спеша, собираемся. Жара жуткая – и это в 5 вечера! Вспоминаем товарища Твайта и его доктрину, которая, с учетом того, что все придется тащить на себе, приобретает особенную актуальность. Безжалостно оставляем спальники, выкидываем половину френдов и один бур из шести (вот об этом я завтра пожалею...).

Тропинка начинается по очень приятному лесу, сразу возникают ассоциации с похожими подходами в Швейцарском Валлисе. Постепенно появляются пятна снега, которые в какой-то момент превращаются в просто снег. Уже вечер и он кое-где подмерз, но в некоторых местах мы все-таки проваливаемся по пояс, матерясь каждый на своем языке.

Альпинисты (в кадр не попали) матерят снег, попутно наслаждаясь видом шамонийских игл

В итоге все-таки выползаем к Plan d ' Aiguille , и даже не сильно позже, чем предполагали. 3,5 часа от паркинга – неплохо, учитывая состояние снега. В зимнем помещении хижины всего 12 мест, так что, вспоминая оставленные внизу спальники, мы надеемся, что пара одеял нам все-таки достанется. Уф-ф. Кроме нас еще 2 тройки: баски (французские), идущие на тот же маршрут, что и мы, и тройка французов на ски-турах, собирающаяся спустится на лыжах какой-то отвязный кулуар. Готовим ужин, разговариваем с французами. Один из них по эмблеме BASK ' a на моем поларе опознает во мне русского. Знакомимся, зовут Yannick , учился вместе с Валерием Бабановым в школе гидов. Знает Болотова .

Выхожу пофотографировать. Прямо подо мной, километром ниже, лежит вечерний Шамони.

Вечерний Шамони.

В противоположном направлении – стена AIguille du Midi , но нашего маршрута, к сожалению, не видно – спрятан за контрфорсом.

Километровая северная стена Aiguille du Midi.

Макароны на ужин как-то не пошли, так что, наполнив термосы на завтра, отправляемся спать.

Aiguille du Midi – день второй.

Подъем в 4, выход в пять. Баски убежали на час раньше. После некоторых блужданий находим лыжный авторут от Plan d ' Aiguille до Grands Mulets и, не сильно торопясь, идем в предрассветных сумерках. Под маршрутом догоняем басков. Связываемся, развешиваем снаряжение, пьём чай. Пересекаем лавинный конус и подходим под бергшрунд.

Нижняя часть маршрута. Наш гулотт – над снежным полем справа. Прямо по курсу – Eugster direct.

Кулуар начинается короткой ледовой стенкой, метров 7. Раздумывая страховаться или нет, все-таки прохожу без страховки. Дальше идет снежный кулуар, в котором усилиями предыдущих восходителей уже выбита цепочка ступенек. Снег жесткий, так что ступени не очень, зато хорошо держат ледорубы. Пройдя метров 200, обнаруживаем еще одну ледовую стенку, на этот раз подлиней и покруче. Уже есть куда падать, так что, закрутив бур, прошу Стефана постраховать. Пролезаем лед, и постепенно траверсируем направо, к началу гулотта. А вот и баски, а то мы уж совсем их потеряли. Ждем вчетвером на одной станции, пока их лидер лезет первую веревку льда. Моя очередь. Вылезаю со станции на лед, закручиваю бур. Дальше начинается гулотт. Лед что называется "обработан" – много уже готовых ступенек и молотки с кошками не обязательно вбивать со всей дури – достаточно цепляться, и ставить правильно ноги. Экономит силы. Сделав 3 точки на веревку, делаю станцию. К сожалению, в скалы запихнуть ничего не получатся, так что приходится использовать 2 оставшихся бура. Принимаю Стефана, заменяю один бур на станции френдом - уходить в неизвестность с тремя бурами не хочется. После второй веревки замечаю еще одну связку у подножия гулотта. Пока я принимаю Стефана, один из этих горячих итальянских (это оказались итальянцы) парней пролезает мимо меня. Эти перцы после вчерашнего (свадьбы), сегодня рано утром приехали из Турина в Шам, сели на восьмую кабинку и на середине маршрута обогнали нас, стартовавших, по крайней мере, часа на 2 раньше их. Вот это я понимаю - альпинисты. Сразу начинаешь чувствовать свою ущербность...:) Между тем на станцию прибывает Стефан, и я получаю огромным куском льда по каске, скорее всего - подарок от басков (мне вот что интересно, где он такой кусок льда там откопал? Я потом специально смотрел – нет его там в таких количествах, просто физически. Может, они его снизу тащили?). Искры из глаз, колокольный звон в голове, лоб рассечен. Носите дети каску, особенно на популярных маршрутах. А еще лучше – на всех маршрутах. Запихиваю под шапку бумажную салфетку, вроде больше не капает. Так как я теперь немного инвалид – выпускаю Стефана вперед. Остаток гулотта – крутой снег, перемежающийся парой ледово-микстовых пассажей – проходим параллельно. Голова вроде в порядке, так что я опять впереди. Вылезаем на гребень. Идем параллельно, но время от времени либо петельку вешаем, либо закладку/френд куда-нибудь пихаем. Падать не хочется. Доходим до скал, немного тормозим, но, в итоге, находим правильный вариант и вылезаем на склон прямо под канаткой. Теперь над нами каждые 15 минут будет бесшумно проплывать красный вагончик, а туристы смогут бесплатно наслаждаться аттракционом "измотанные альпинисты пытаются долезть до конца маршрута". Снег твердый, мы вымотаны, так что идем медленно, страхуясь, время от времени. Под конец у меня не остается ни петель, ни оттяжек, ни даже карабинов. Но к счастью уже и не надо – мы вылазим практически ко входу в Aiguille du Midi . La fin. 3

Все дальнейшее было достаточно прозаично. Из-за закрытой кассы нам даже разрешили спуститься бесплатно, и через час мы уже были на том же паркинге, который покинули ровно сутки назад. Такой вот альпинизм в стиле плезир.

1 P laisir (фр.) – удовольствие, радость развлечение, наслаждение, забава
2 Merde (фр.) – легкое ругательство. Приблизительно соответствует русскому “чёрт!”