Автор: Александр Чесноков, г. Москва
Фото: Дмитрий Москалев, г. Москва, Александр Чесноков, г. Москва

Ама-Даблам - 2006

Читайте на Mountain.RU
Ама-Даблам - 2006. Часть 2.
Ама - Даблам. Фотоальбом.
Весенняя ностальгия по гималайской осени.

Часть 1.

Эпиграф: «Ноу Джоб – Ноу Мани!»
(Непальская поговорка)

Вместо пролога…

Этот очерк написан для друзей. Он не претендует на отчет о событиях, происходящих в рамках какого бы то ни было чемпионата… Он написан для тех, кто любит горы и путешествия…

Виктор Бобок

Юрий Сойфер

Дмитрий Москалев

Александр Чесноков

Илья Колоколкин

Фотография этой горы висит у меня на работе. Напечатана она на круглом коврике для мышки, который мне привез Дима Москалев в июне 2005 года из своей успешной экспедиции на Эверест. А еще он привез на выбор два настольных перекидных календаря, один на 2005 год, а второй на 2006. Я выбрал календарь на 2005 год. Это не важно, что был июнь, и половину календаря нужно было пролистать. Зато его сразу можно было поставить на стол. Так вот на странице «июнь» была фотография Ама-Даблама - строгая белая пирамида. Коврик для мышки с фотографией я повесил на стену, на гору хотелось смотреть, а не катать по ней мышку. А Дима, как-то заглянув ко мне, сказал: «Хорошо бы сходить на эту гору, она красивая. Витя Бобок был на ней. Он ходил на нее в 2004 году, как на тренировочную перед Северной стеной Эвереста».

Тамел - район для туристов

Паркинг в Катманду

Все на Брифинг !

Время шло. Фотография висела. Я на нее смотрел. Идея сходить на Ама-Даблам становилась то реальной, то не очень, то менялась на идею восхождения на Мак-Кинли по ребру Cas in , что казалось еще более нереальным. Но вот к марту 2006 планы стали приобретать реальные черты. Сформировался костяк команды. Виктор Бобок – альпинист, высотник, гималаец. В 2004 году взошел на Эверест по Северной стене. В 2005 году, вслед за Дмитрием Москалевым, завершил проект «Семь Вершин». Инструктор и гид, оптимист и «электровеник». Юрий Сойфер – гималаец, корнями из Маевской секции альпинизма. Ходил на Мак-Кинли с Дмитрием Москалевым, с Виктором и Дмитрием - на Шиша-пангму. Последние два года принимал участие в экспедициях в Пакистане. Деятелен, энергичен, во всем любит порядок. Дмитрий Москалев – человек-легенда, знает всех, знает все, альпинист, гималаец, бизнесмен. В 2005 году завершил проект «Семь Вершин» на Западном Эльбрусе, куда поднялся вместе с Александром Чесноковым. Александр Чесноков – альпинист, но еще не гималаец. В активе три из пяти семитысячников бывшего СССР. На пике Ленина был вместе с Юрой, на Хан-Тенгри и Победе – вместе с Димой. Илья Колоколкин – наш пятый участник. Сведений про Илью у меня немного. Знаю, что он тренируется два раза в неделю с Виктором Бобком в «Скала Сити», и был с ним на Аконкагуа и Эльбрусе.

Непальская маршрутка

Примерочная

А поместимся ли ?

25 апреля 2006 года мы приземлились в Катманду, где нас встретил Игорь Кулешов из Royal Mount Travel и по дороге в офис рассказал, что ситуация в Непале нормализуется. Сегодня открыли движение на дорогах и отменили комендантский час. Местная оппозиция перенесла решение вопроса о «борьбе за власть» на пятницу. Это нас несказанно обрадовало, так как за несколько дней до вылета и в интернете, и по телевидению прошла информация о беспорядках на улицах и погибших демонстрантах в Катманду. Дима Москалев каждый вечер звонил в «Royal Mount Travel» Кате и Игорю и спрашивал о реальной обстановке в стране. Узнавал, летают ли самолеты до Луклы. Без самолета сложно добраться до Луклы, а значит и до горы. А без горы нам нет смысла лететь в Катманду.

А куда деваться !

Или не поместимся ?

Проверка гитары после зимовки в Катманду

В офисе мы заполнили очередные анкеты. На этот раз это были анкеты для легендарной миссис Хоули, в обязанности которой входит верификация факта восхождения альпинистов на ту или иную вершину в Гималаях с Непальской стороны. И как говорят, если у миссис Хоули возникли сомнения о том, что ты был на вершине – о вершине можешь забыть. Точнее ты можешь забыть о факте, что ты был на вершине… После выполнения всех формальностей мы добрались до нашего отеля Вайшали ( Vaishali ), который находится в туристическом квартале Катманду Тамел ( Thamel ), в десяти метрах от легендарного ресторана Рум Дудл ( Rum Doodle ), куда мы и отправились ужинать. Стены и потолки этого ресторана увешаны бумажными ступнями ног, на которых альпинисты и путешественники оставляют свои автографы, приветствия и пожелания. А еще в этом ресторане бесплатно кормят восходителей на Эверест. В нашей команде их двое: Витя Бобок и Дмитрий Москалев. Правда, Дима не оформил нужный сертификат и не смог воспользоваться такой опцией…

Да у вас гриф не той системы…

История советского альпинизма в Гималаях

Мирная религия…

После ужина зашли в ближайшее интернет-кафе. Все уже соскучились по новостям. С этого момента, в этом кафе стали проявляться первые признаки глобальной интернет-зависимости (а точнее курса-акций-зависимости) нашего, как он сам себя именовал, Лидера Оппозиции, - Юрия Сойфера. Выяснилось, что Юрий погрузился в виртуальное пространство Форекса-ПИФа-Облигаций, и при виде доступа в интернет, начинал терять связь с реальным миром. И уже позже, получая SMS сообщения по спутниковому телефону на высоте 5800 м от жены Галины, он заранее знал, что в скупом послании найдет секретную информацию о том, что «Юкос» уже 340 пунктов, а завтра, быть может, и все 350…

Вон там, на горе…

Лестница в небо…

Обидчицы дяди Коли

После интернета и звонков домой Виктор Бобок вынес на рассмотрение общественности идею утренней прогулки к обезьянам. То есть прогулки к монастырю Сваямбунатх ( Swayambhunath ). Это тот монастырь, где «по легенде» в 2004 году обезьяны вырвали из рук дяди Коли Черного сумку с бананами, которыми он их хотел накормить, оставив в его руках только ручки от сумки… Правда, по плану Виктора выходить следовало в 6 утра, по холодку. Если честно, то после долгого перелета и разницы во времени между Москвой и Катманду думать о выходе в 6 утра не хотелось. Мы посовещались и решили перенести визит к монастырю на другой день. Кстати, а как вам разница в 1 час и 45 минут между Катманду и Москвой? А? Я такой дробной разницы раньше не встречал…

Нужно лишь покрутить…

Юная буддистка

Буддистский Лунопарк

На следующий день, 26 апреля, мы отправились пешком в офис Royal Mount Travel. Сначала шли по живописным узким улицам Тамела, потом мимо королевского дворца. Идя по Тамелу, вертишь головой как филин. Кажется, что все эти велосипеды, велорикши, мотоциклы и такси-недоростки, размером с нашу «Оку», пытаются наступить тебе на пятки, сигналя на все лады. Добравшись до офиса, мы оформили билеты на самолет до Луклы и оставили ксерокопии паспортов. Потом вместе с Игорем подобрали из его запасов высотные продукты, взяли газ, кастрюльки Black Diamond и новую «Ефимовскую» палатку. Ее тут же поставили на лужайке перед домом Игоря и Кати и залезли впятером внутрь. Если ложиться «валетом» - то терпимо. На том и порешили: для нашего ABC или High Camp 'а будем использовать палатку Red Fox Виктора и палатку Camp Димы. А для высотных лагерей будем носить «Ефимовку».

После примерки отправились в ближайший супермаркет, где закупили недостающие продукты и прочие мелочи. Среди этих мелочей мы решили купить по простыне и наволочке, чтобы с комфортом ночевать в лоджиях. Лоджия – это частный отельчик в Гималаях, с общей столовой и печкой–буржуйкой, туалетом на этаже или во дворе, и иногда-с горячим душем. К выбору постельного белья подошли основательно. И уже скоро три продавщицы принимали участие в выборе комплектов постельного белья для экспедиции. Причем кто-то из нас хотел, чтобы белье было именно в цветочек, а кому-то обязательно надо было спать на простынях «с мишками». Что про нас думали непальские продавщицы, можно только догадываться. Закончив с нелегким делом по закупке продуктов, мы погрузились в такси и за 150 Рупий доехали до отеля. Для информации: 1 Доллар равен примерно 70 Рупиям.

Непальское такси

Самолет до Луклы

Кто на меня с Yeti ?

В 16.00 прошел брифинг в Министерстве по Туризму Непала, где Дмитрий Москалев, как руководитель нашей экспедиции, отвечал на вопросы официальных лиц о нашем маршруте на Ама-Даблам. А вечером после ужина мы отправились в дом к Игорю и Кате, где, усевшись за большим столом прямо на крыше дома, устроили гитарно-песенный концерт. С солистами не было проблем: Дмитрий Москалев, Виктор Бобок, Надежда Тотмянина и я. Надежда Тотмянина с дочкой Марией тоже были в гостях у Кати и Игоря. Они только-только вернулись из треккингового маршрута от Луклы до монастыря Тьянгбоче. Кроме стола и гамака на крыше в доме Игоря и Кати было много разных красивых и загадочных вещей: фигурки богов, свечи, необычные фотографии. Все какое-то восточное, индуистское или буддистское, но в любом случае очень колоритное.

До нашего приезда в Катманду Игоря и Катю я знал только заочно по рассказам Дмитрия Москалева. Но теперь, уже при непосредственном общении, возникло ощущение, что я знаю этих людей очень давно. Доброжелательность и открытость располагают к ним с первой минуты знакомства. Очень приятно иметь такой форпост в далекой и загадочной стране Непал.

Во время вечера на крыше вновь пропал Юрий Сойфер. Интернет, подумали мы. Так оно и было. Через некоторое время Юра материализовался на крыше, с сияющими как начищенные медные пятаки глазами и заявил, что только что заработал на бирже 3%. Похоже мы начинали терять Юрия. При любой возможности он исчезал в интернет-кафе или устраивался за компьютером в офисе у Игоря и Кати и на это время полностью выпадал из общественной жизни нашей экспедиции…

27 апреля мы воплотили замысел Виктора Бобка и в 7.15 отправились к монастырю Сваямбунатх. Сначала шли по району Тамел, потом, заткнув носы, перешли речку, за которой открылся вид на огромную ступу, стоящую на холме. К ступе через хаос снующих людей и скачущих обезьян ведут каменные лестницы. Они сделаны так, что по мере приближения к храму подъем становится круче, и ты вынужден задирать голову все выше и выше, упираясь взглядом в гигантскую ступу... Глубок, объемен и загадочен буддизм. Идешь и крутишь барабаны:

- Ом Мане Падме Хум…, – поднимается в небо молитва… Ты снова вращаешь барабан:

- О Божество на Лепестках Лотоса…,- незримо уносится в небо… И крутится барабан…

Есть ли другая религия в мире, где босоногие мальчишки лет пяти, поджав ноги, висят и кружатся на барабане с молитвами как на каруселях? Где одним движением руки, покрутив барабан, можно отправить в небо такую волшебную и такую непонятную фразу:

- Ом Мане Падме Хум…

После обеда мы еще раз заглянули в офис к Игорю и Кате. Катя выдала нам билеты на самолет до Луклы компании Yeti Airlines . По плану вылет в 6.30 утра. И мы снова потеряли Юру Сойфера, который опять припал к монитору. Но в этот раз после завершения торговой сессии в его глазах была печаль. Он проиграл на бирже 60 рублей…

28 апреля, вылетев из Катманду в 6.35, мы в 7.15 приземлились в Лукле ( 2804 м ) на «историческую» ВПП, которая одним концом упирается в склон горы, а другим заканчивается в пропасти. Достойное инженерное сооружение! Простившись со своими баулами и бочкой с продуктами, мы с легкими рюкзаками зашагали через торговые ряды Луклы навстречу снежным горам. Выйдя из Луклы около 8 утра, в 9.30 мы остановились у лоджии Kusum view lodge с видом на одноименную Kusum Kanguru South ( 5808 м ). Это примерно половина пути до Пакдинга ( Phakding ) ( 2623 м ), где мы планировали остановиться на ночлег. Вот они какие, Гималаи: полтора часа от аэропорта, - и можешь любоваться на шеститысячники…

Почти час провели за чаем у гостеприимной лоджии, и в 11.20 пришли в Пакдинг, по дороге покручивая большие и маленькие барабаны с молитвами. В Пакдинге остановились в Namaste Lodge . «Намастэ» – непальское приветствие. Что-то вроде – «Приветствую в тебе Бога…» В лоджии все оценили хозяйскую дочку Чиринг. Она показала нам наши комнаты для ночлега и накормила омлетом и Garlic Soup . Чиринг привлекла нас не только своей женской красотой, надо заметить, не очень свойственной для в целом сурового шерпского населения, но и почти правильным английским. Как объяснил Дима Москалев, в непальском языке нет привычного для славян звука «ф» или в английской транскрипции « f », и еще пары-тройки других согласных… И, поэтому, с непривычки трудно понять, что тебе говорят в магазине, ресторане или интернет-кафе. Например, чтобы это могло означать при обсуждении цены: «торти пайп», «порти пайп» или «пипти пайп»? Кстати, к английскому слову « Pipe » - трубка – это все не имеет никакого отношения. Это всего лишь английские числительные: 35, 45, 55 - Thirty Five , Forty Five , Fifty Five … Выражение в ресторане «прес пис» - это всего лишь название блюда « Fresh Fish » - просто «свежая рыба». И если в конце трапезы вас спросили «Пинис?», то в этом нет ничего обидного. Просто официант хотел уточнить можно ли убирать блюдо - « Finish ?» Так что изучайте Непальский Английский и – смело в Гималаи…

Лукла. Высота 2804 м

Легендарная ВПП

Ну что ж, в путь…

29 апреля в 6 утра мы уже были на ногах и заказали на завтрак омлет с гренками. Юра предпочел вареные яйца. Столь ранний подъем не был связан с бессонницей. Просто с одной стороны не хотелось идти по жаре, а с другой стороны не хотелось попасть под дождь. После 12 часов в небе начинали появляться первые облачка, а к обеду могло затянуть и все небо. Разглядывая фотографии в лоджии, мы обратили внимание на виды Нью-Йорка. Заметив наш интерес, хозяйка с радостью поделилась с нами, что как-то провела свой отпуск вместе с мужем в Нью-Йорке. Чиринг в Нью-Йорке не была, но зато побывала в Италии и Швейцарии… Вот такая «хлебная» дорога ведет в базовый лагерь Эвереста… Главное, чтобы лоджия стояла, где надо, а там только успевай лепить «момо» (большие пельмени), да «эпл кейки» - « apple cake » для проходящих мимо любителей горной экзотики…

В 9.30 мы вошли в национальный парк Сагарматха (Непальское название Эвереста). Вход в парк платный. Но те, у кого есть пермит (разрешение) на гору, не оплачивают вход, а предъявляют пермит. После навесного моста мы остановились в очередной лоджии попить чай. В 10 часов снова тронулись в путь. Каждый из нас шел своим темпом. Виктор рванул вперед, за ним держался Юра. А я пошел в середине в одиночестве. Есть в этом своя прелесть: шум реки и ветра, пение птиц. Плеера у меня нет, но если бы и был, то вряд ли бы я стал затыкать себе уши, когда вокруг сверкают снежные горы, через камни прыгает горный поток, шумят водопады, а слева и справа стоят разноцветные рододендроновые деревья по 2- 3 метра высотой. Глядя на все это, хочется открыть все, что открывается навстречу свету, звукам, запахам и эмоциям. В какой-то момент меня догнал наш гид Пасанг. Поболтали немного. Ему 29 лет, две дочки. С русской экспедицией работает впервые. Ну ладно, плохому учить не будем… Но перед ним ответственная задача: обеспечить доставку нашего груза в ABC на 5400 м , поставить там нашу высотную палатку и в нее сложить наши баулы и бочку. А на пути в ABC на тропе может лежать снег…

До встречи…

До скорого…

Пока, пока…

К 12 часам пришли в Намче-Базар – столицу шерпов ( 3440 м ) и остановились в Himalayan Lodge . Правда, нашел я ее не сразу. Я хотел найти ее, не спрашивая ни у кого дороги, и пропилил через центр Намче-Базара с сувенирными лавочками, пунктами обмена валют и интернет-кафе. Когда понял, что город уже заканчивается, пришлось спрашивать дорогу. И уже на подходе к гостинице в открытое окошко мне приветственно замахал Юра. Они с Виктором уже устроились в лоджии и переоделись в сухое. Хотя мы несли небольшие рюкзаки, но спины под ними все равно нещадно потели. Дима и Илья появились к 14 часам. При этом Илья, так же как и я, провел в блужданиях 1,5 часа, посетив монастырь со ступой и многочисленные магазины. Правда, в отличие от меня он не знал названия лоджии, в которой мы планировали ночевать. И только благодаря Диме, который встретил его по дороге, Илья добрался до нашей лоджии. Да, какие-то непонятные проблемы с коммуникациями в нашей далеко немногочисленной экспедиции… Это настораживает…

Примерно к 16.00 хозяин нашей лоджии привел к нам выпускающего из « IPCC ». Как это точно перевести я не знаю. Но знаю совершенно точно, что без подписи этого человека на нашем пермите и его визы на списке с количеством газовых баллонов и батареек не видать нам обратно нашего (а точнее Диминого) залога в 2000 долларов за вынос мусора из высокогорья вниз. То, что этот человек пришел к нам сам, а не мы к нему в офис было само по себе явлением исключительным. По местным меркам это был функционер весьма высокого ранга… Его подпись дорогого стоит… И, хотя офис уже не работал, Дима с выпускающим пошли в IPCC для оформления документов. Это с одной стороны было приятно, а с другой стороны экономило нам время, так как эта контора открывалась лишь в десять утра.

Ну а дальше все было по уже отработанному плану: душ, постирушки, выход в цивилизацию в центр Намче Базара, визит в интернет-кафе. Хотелось пообщаться с родными, а заодно узнать как дела у корифеев Российского альпинизма: Валерия Бабанова, Сергея Богомолова, Александра Абрамова… Все они работали в своих экспедициях в разных частях Гималаев. По пути в кафе как всегда отличился Виктор Бобок – наш «Спайдер мэн», «Бэтмэн», ну в общем Супер-герой… Ну как вы думаете, что же он сделал? Он встретил 10 девушек из Питерского альпклуба «Горняк» и, таким образом, вопрос о том, что мы будем делать сегодня вечером, отпал сам собой… Не подумайте ничего плохого, просто после ужина состоялся вечер авторской песни в Himalayan Lodge под одобрительные взгляды шерпов и аплодисменты иностранного контингента…

Продолжение следует...

К юбилею первопрохода на Ама Даблам

Ама Даблам – «Эконом вариант»

Ама - Даблам
Фотоальбом

спасибо за интересный рассказ

прочитала на одном дыхании,представляю,да даже вернее сказать могу только представить насколько было интересное путешествие! смешно было читать про непальский язык))), фото супер,вообщем спасибо,что поделились своими впечатлениями!!!