Горы мира > Западная Европа >

Автор: Света Гуцало, Рига, Латвия

Эйгер по Лауперу. Знакомство с Бернскими Альпами (2007)

Частично успев зализать раны после Ала-Арчинской поездки (ведь перевыв был всего неделю!), запихав в рюкзак до боли привычный набор железок, тряпок, и прочего жизненно необходимого альпинистского барахла, двойка: Олег и Света (Рига, Латвия) выдвинулась к достижению очередных горовосходительных целей, а именно, в район Бернских Альп – под вершину Eiger ( 3970 м ) .

Цель поездки, подобно августовской вылазке в Шамони – разведывательно – ознакомительная, конечно же, с тренировочными восхождениями.

Как говорят источники, прекрасной подготовкой перед прохождением классики на Эйгер ( Eiger North Face 1938 R oute ) может послужить маршрут Лаупера ( Lauper route , TD +/ ED или по-нашему 5Б категории трудности).

Eiger (3970 m) Lauper Route (TD+/ED или 5Б RUS)

Одна из сложностей горы большой перепад высот: стена ~1700 м, протяженность маршрута по нашим подсчетам около 2900 м , (примерно 60 веревок) В классификаторе маршрут Лаупера снежно-ледовый, но о его снежно-ледовости немного попозже и поподробнее, а сей час все по-порядку...

Все началось с забавных и не очень мелочей – первым делом наш прямой рейс до Цюриха был отменен и взамен любезно предоставлен комбинированный (через Копенгаген). Пересадки совсем не омрачили нашего настроения, если бы.. не наши застрявшие на датской переправе рюкзаки. Однако, швейцарцы уже на первом этапе начинали производить на нас положительное впечатление и радостно сообщили, что груз будет доставлен следующим рейсом (мы вздохнули с облегчением, что рюкзаки не полетели в Нью-Йорк или Китай), дело, мол, обычное, повседневное. Нам были выданы утешительные талончики на 10 франков – дабы запить горе в ближайшем кабаке и наши чувалы благополучно приземлились в обещаный срок – ура!

Итак, мы в поезде Цюрих – Гринделвалд ( Grindelwald ). Там пересадка и пара остановок до деревни Kleine Scheidegg - первому предполагаемому месту жительства

Для заметки:

Поезда до поселка Kleine Scheidegg , располагающемся у подножия нашей заветной горы, ходят прямо из цюриховского аэропорта примерно каждый час. Последний поезд около 5-ти вечера. Поездка длится примерно 3-4 часа (в зависимости от количества пересадок по дороге, которых может быть 2-4 шт.). Подробную распечатку о том, как и куда пересаживаться (как и покупку билетов) можно осуществить в билетных кассах ж/д станции (ж/д станция находится «в подвале» аэропорта). О билетах: есть 2 наиболее выгодных варианта:

1. Купить Swiss Transfer Ticket – покупается только из-за границы (т.е. не на территории Швейцарии, через интернет). Предназначен только на 1 поездку туда – обратно от аэропорта куда-либо. Цена ~ 125 франков.
  2. Купить Swiss Card – можно сделать это на месте. Стоит она подороже ~ 178 франков. Расчитан так же на 1 поездку туда-обратно (в нашем случае аэропорт - Гринделвалд) + дает скидку 50 на поезда, курсирующие за Интерлакеном ( Interlaken )

Поскольку выбора у нас особо не было и билетами заранее мы не обзавелись, выбрали вариант номер два. Как оказалось потом – не зря. Ездить на местных поездах пришлось довольно много, а скидка в 50 здорово смягчала удары по и без того тощему кошельку. Все же цены на ж/д (как в принципе и на все остальное ) очень кусачие , каждая остановка стоит у них примерно 6-10 Ls с человека

Итак, мы на пути к Эйгеру.

Cледующим этапом была потеря (точнее оставление в поезде Interlaken - Grindelvald ) Олегом сумочки со всеми документами, деньгами, кредитками и пр. Обнаружили мы это, сидя в предпоследнем поезде, везущем нас из Гринделвальда в Кляйне Шайдег. Пришлось в тот же вечер возвращаться вниз последним поездом, с надеждой отыскать утерянную вещь. Отзывчивые швейцарцы сразу откликнулись, сообщив, что сумочка найдена и в целости и сохранности будет доставлена нам первым утренним поездом. Близился вечер, и, заценив прайс-лист местных отелей, мы решили провести романтическую ночь под привокзальной крышей для парковки велосипедов. Что ж, бомжевать нам не впервой, там более до этого мы имели шикарную практику Ала-арчинской поездки.

Отель по-русски

Третьим оригинальным сюрпризом была покупка ошибочного газа, который, несмотря на все заверения продавца, никак не хотел навинчиватся на нашу горелку.

В итоге все это с большим трудом, небольшими ругательствами и пожеланиями удачного восхождения было поменяно, сумочка с документами найдена, мы упакованы и с возвратившимся присутствием духа отправлены к поселку Kleine Scheideg g , находящемуся с западной стороны Эйгера.

Вообще, первое, что удивило нас по прибытию в Швейцарию – настоящее зеленое лето. Кругом благоухали цветущие альпийские луга, светило жаркое солнышко и радовало яркое небо – мы наконец-то почувствовали, что наступил отпуск.

Как выяснилось позже, такого не припоминали даже местные жители – июльская погода стояла уже третью неделю.

Поэтому, по прибытии в поселок, мысли о житье в отеле отпали сами собой – палатка, свежий воздух, в общем, настоящий взрослый альпинизм.

Как выяснилось позднее, приехать нас угораздило как раз в закрытие сезона. В этом ройоне Альп есть 2 мертвых месяца – ноябрь и конец апреля – начало мая. «Мертвых» - значит закрытие 90 всех отелей, ресторанов, магазинов и прочих достижений горной цивилизации. В итоге работала только станция и один небольшой ресторанчик метров 100 выше нее, в котором мы познакомились с замечательной семейной парой – Галиной (родом из Москвы) и ее мужем Петером – швейцарцем, кстати, очень неплохо говорящим по-русски. Им и принадлежал вышеназванный ресторанчик.

В нашем ресторанчике, мы с Олегом и хозяева

Настроение было отличное, погодка шептала, поэтому в этот же день под удивлённые взгляды вышеназванных персон мы отправились сразу наверх, до следующей станции ( Eiger gletscher ) (~ 50 мин), нашли замечательное место прямо под маршрутом – небольшая пещерка в скале , загороженная камнями. Там и разбили лагерь.

Eiger, SW Flank & W Ridge
(AD, 3A RUS)

С утра погодка была идеальна. Снега довольно мало, осадков не намечалось, людей - практически никого, за исключением толп китайцев и японцев, проезжающих в поездах от ресторана к ресторану. Странно, но именно эта нация среди туристов составляет там подавляющее большинство. В общем, отличные условия для горовосхождений.

И вот 6 утра и мы на маршруте. По плану – Eiger SW Flank & W Ridge ( AD или 3А RUS категории трудности) Сходить туда было необходимо как в качестве акклиматизации, так и для разведки одного из оптимальных путей спуска. Судьба нам улыбнулась – пару дней назад на вершину промаршировала группа из как минимум 6-ти человек. В итоге – перед нами траншея следов.

Довольно твердый снег, немного скал, 6 с половиной часов пыхтения – и мы на вершине. Странно, но, даже имея Ала-арчинскую акклиматизацию 2-х недельной давности, добраться до верху было не так-то просто – голова изрядно потрескивала.

Спустились примерно за то же время, что и поднялись – спуск давался с трудом. Пальцы, которые Олег отбил в Ала-Арче, не успели полностью зажить.

На вершине

Затем – близкий путь до нашей деревушки и душевнейший вечер. Отведав вкуснейшей Петеровской кухни и познакомившись с местной полуручной лисой, которая пришла к нам ночью угоститься колбасой с руки, мы были акклиматизированы местным уютом и гостиприимством, и решили следующий день посвятить ледовой тренировке. Т.к. по описанию следующий наш маршрут ( Lauper route ) снежно-ледовый, необходимо было опробовать помогшие нашим товарищам в Ала-Арче фи-фы, что мы успешно и сделали на следующий день.

И вот – день отдыха и мы, спустившись на остановку ниже ( Alpiglen ), а затем пройдя вверх примерно полтора часа, ставим лагерь на травке под северо-восточной стеной Эйгера. Погода по-прежнему держится отличная, лишь к вечеру изредка выплывают ненавязчивые облачка.

1-й день

Подъем в полпятого утра, сборы, и мы встречаем рассвет в звенящей тишине яркого альпийского утра. Первые 3 часа – подьем по довольно крутому 45-55 снежному кулуару. Идем не связываясь, и тут натыкаемся на чьи-то свежие следы. Причем шел явно один человек. Если мы вышли в полшестого, вероятно, он проскользнул тут ночью, ибо вчерашними следы явно назвать нельзя. Позже мы прозвали между собой нашего незнакоца «ангелом хранителем», т.к. его следы не раз помогали нам найти правильный путь. Или просто ласково - «монстром», т.к. на участках абсолютно вертикального лазания всякие следы присутствия на них человека пропадали, и возникали где-то далеко после. Наверное, он перелетал их по воздуху.

Начало маршрута

9 утра первого дня. Поднявшись по кулуару, упираемся в кусок льда градусов 90 и в слегка отрицательную скалу слева, из которой торчит заботливо оставленный кем-то стоппер. Неплохое начало маршрута. Делать нечего – делаем станцию на якорях. Отдельное Спасибо красноярцам за это изобретение. Их якорные крючья, впоследствии, были нашим спасательным кругом и практически единственным способом страховки на Горе . Решаем лезть на ИТО. Две лесенки на отрицательной скале – траверс до ледовой сосульки – закручен первый бур. Казалось бы – можно привздохнуть, все же лёд не скала, понадежнее будет. Затем Олег делает уверенный удар молотком и нижняя часть сосульки вместе с ним и буром обваливается вниз. Благо, расстояние небольшое и станция надежна. Становится веселее – теперь нет даже вертикального льда – есть наполовину отколовшийся кусок сосульки и все та же нависающая скала слева. Акции и бонусы бк на сей день бывают очень, всевозможными. Определенные выдают бесплатные ставки, другие приз поверх на первое пополнение. А как раз бетвиннер промокод при регистрации ( https://betwinner-promokod.ru/ ) приносит тебе приз на первое пополнение счета также около 10к usd. Регай счет в нашей букмекере Бет Виннер!

Сложно сказать, как прошелся этот кусок – еще 4 лесенки, вздох – удар молотка в ожидании того, что весь оставшийся лед опять полетит вниз – вытягивание рюкзаков – и мы наверху. «Наверху» – неплохо звучит, впереди еще примерно 50 веревок и 3 ночёвки на стене…

За бодрящим началом следует примерно 14 веревок снежно-фирнового склона крутизной 45-55 ° . Работаем попеременно и завершаем первый день в крутом кулуаре, представляющем собой смесь льда, снега и скал. Провесив еще одну сложную веревку (не начинать же утро с такого!) , вырываем полочку и ставим палатку. Предполагаем, что находимся где-то на 4-5 веревки ниже середины маршрута (т.е. укладываемся в график процентов на 90, учитывая потерю времени на первой веревке.)

Последняя веревка первого дня, кулуар, слева от которого наш 1-й лагерь

2-й день

Приятно начался с провешенной веревки, продолжился небольшим подъемом по твердому фирну, и вот перед нами второй замечательный участок – 25- 30 метров абсолютно вертикального снега (или фирна) – решили не уточнять, чего именно, ибо бур туда все равно было не вкрутить, а такой кусок лезть без страховки желания не нашлось ни у одного из участников (к слову, следы нашего «монстра» упирались в этот снег, и благополучно пропадали)

Простые же смертные решили облезть слева по скалам. Скалы выглядели не менее впечатляюще. Оставив рюкзак на моё попечение, Олег уверенными движениями забил якорь, повесил петлю и полез вверх. Поскольку все это действо происходило примерно метрах в 5-ти над моей головой, на которую периодически падали разного размера камни из-под напарника, предпочитаю сделаться маленькой, спрятаться под каску и оттуда заниматься усердной страховкой, слепо внимая скрежету кошек, междометиям и вздохам, доносящимся сверху. Шаг, еще один, мгновение.. и – срыв! (кошки проскользнули на гладкой наклоноой полочке). Все происходит моментально, но промежутки оказались надежны, продолжаем упорствовать, вытягиваем рюкзаки, и – еще один сложный участок позади. К сожалению, после этой веревки рюкзак Олега не выдержал такого обращения с собой и всё оставшееся восхождение мы всякими веревочками и ниточками приделывали отваливающиеся лямки и ремни.

Пересекаем неприятный кулуар мусоропроводного типа, и под свист камней и кусочков льдя, периодически летящих откуда-то сверху, ретируемся на ставший уже привычным фирновый склон 45-55 ° . Еще 9 веревок – и мы роем вторую полочку для лагеря. Гора кажется чуть-чуть бесконечной. По нашим предположениям, мы пролезли где-то 2/3-х маршрута, т.е. на следующий день при удачном расположении звезд и отсутствии каких-либо нависающих сюрпризов должны перевалить через вершину. Но судьба распорядилась немного иначе.

3-й день

Проснувшись утром, пройдя еще около 200 метров восходящего траверса по крутому фирновому склону и пол-веревки по льду, оказались на рельефе плавно переходящем в ненавязчивый микст. Мы находились в верхней части маршрута, которую нельзя хорошо просмотреть снизу. Понятная на картинке, Гора становится огромной и разрозненной вблизи. Скалы, выступы, камины, внутренние углы, заглаженные бараньи лбы, еле прикрытые снегом, лазание примерно 4-5 категории сложности. Очень разрушенный рельеф (гора состоит из известняка) кроме якорей заложить почти нечего, нет выступов для петель, камни сыпятся из-под рук и ног – так проходит остаток дня. Двигаясь логично (ибо описание на тот момент было не полезнее, чем аннотация по применению таблеток от головной боли) по нашим соображениям, мы должны были обогнуть скальный участок справа и выйти на ледовые поля, которые выведут нас к гребню. Однако, к 8-ми вечера перед нами открылась немного иная панорама – очередной «внутренний угол» привел к пропасти и прекрасному виду на отвесную северную стену (она просто завораживала!) с одной стороны и непролазными скалами – с другой. Начинало темнеть, поэтому пришлось натягивать перила и проводить полу-сидячую полулежачую ночевку, прикрывшись палаткой. И опять же – спасибо погоде, судьба явно нам благоволила!

Домик

Микст

4-й день .

Решаем искать выход немного левее, на этот раз не ошибаемся – примерно через 5 веревок узкая расщелина выводит нас к долгожданному виду на гребень. Немного неприятных траверсов, заглаженых плит и экстрима – и мы выходим на Mittellegi ridge . Где-то неподалеку дежурит тучка, изредка грохоча громом, но не спешит мочить нас дождиком. На четвертый день усталость чувствуется, идем медленно, гребень очень острый, но тропа по нему протоптана отменная – одим из популярных маршрутов на Эйгер проходит именно по Mittelegi гребню ( D или 4А RUS категории трудности). Но Гора не спешит отпускать нас безнаказанно – я начинаю слышать предательльское жужжание ледоруба. Затем начинает жужжать все остальное – вплоть до сережек в ушах. Рюкзак становится невозможно нести – лежащие в нем железки бьют током через все слои ткани и курток. Странно, но подобные ощущения испытывала только я – Олег спокойно наблюдал за моими извиваниями в сторонке и приговаривал, что «к происходящему надо относиться спокойно и философски». Взбодрившись, таким образом, к 7-ми вечера вышли на вершину, довольно потрепанные и уставшие, но довольные.

Выход на Mittelegi ridge

Долгожданная вершина

..и тут начался настоящий альпинизм...

А потом – опять рытье полочки, спокойная ночевка, знакомый спуск, душ в местном отеле/ресторане и много-много пива, вина, еды, сна и оседающих впечатлений. Последние 4 дня в Кляйне Шайдеге прошли частично в лежачем, частично в сидячем или слегка ходячем положениях. Погода, пустив нас на Гору и подарив 4 дня прекрасного синего и звездного неба, закрыла за нами двери и проводила дождем и тучками (хотя несколько часов загара мы урвали )

Поселились в палаточке, в тихом месте за домиком у озера. Лишь один раз наш покой нарушила уже знакомая лисица, стащив ночью весь наш запас сыра и колбасы, но мы не сильно на нее за это обиделись. Все же – мы добились нашей цели, так сказать познакомились с Эйгером по полной программе.

Большое спасибо всем, кто нас поддерживал. Находясь наверху, всегда очень важно знать, что кто-то ждет и встречает тебя внизу, дома…

Красиво!

Света, с ГОРОЙ!!! Игорь, Иерусалим.

Igor (все отзывы), 14.05.2007
очень классная гора и маршрутец не простой такой...

кодга ж я туда соберусь )) спасибо!