Автор: Петр Фролов, г. Астрахань

Отчёт
о горном туристском походе 2 к.c. по Центральному Кавказу (Суган, Дигория), август 2006 года

Содержание

Предисловие
Справочные сведения
2 . Описание похода

2.1. Общая идея похода
2.2. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты
2.3. Изменения маршрута и их причины.
2.4. График движения
2.5. Техническое описание прохождения группой маршрута
2.6. Итоги, выводы, рекомендации

Техническое описание (продолжение).

24.08.2006

день 12

Ясно

Средняя облачность

К вечеру сильно увеличившаяся облачность. В ночь сильный дождь с низкой облачностью. На следующий день погода уже окончательно испортилась.

д. р. Гебидон (верх. цирк) – пер. Авсанау (н/к, 2900) – лед. Бартуй – д. р. Бартуй-дон – п. Дзинага (т/б “Дзинага”)

18 км

+ 400 м

- 1500 м

(см. “Высотный график”)

7 часов 50 минут

Выход 555. Идём по моренно-травянистым валам вдоль правого ручья, уходящего под камни (фото 68). Через 70 мин. ч.х.в. прошли мимо болотистой лужайки с озерцом (небольшой цирк) и попадаём на взлёт к перевалу (фото 69).

Фото 68. Путь к пер. Авсанау среди
каменистых валов левого склона
хребта Чирх

Фото 69. Взлёт на пер. Авсанау от болотистых
озерцов (остались слева по ходу – чуть ниже)

Фото 70. Вид с пер. Авсанау на Суганский
хребет (см. совместно с рис. 3)

Записка 5. Контроль-
ная записка с пер.
Авсанау
Перевал осыпной и действительно н/к. На обширной седловине перевала Авсанау в 800 (105 мин. ч.х.в. от стоянки).

С перевала прекрасные виды на Суганский хребет (фото 70), ГКХ, ледник Бартуй, перевалы Цихварга, Электрон, Цагардор, г. Иська (фото 71).

Сняли неприличную записку каких-то двух безграмотных, с малым уровнем культуры, молодых людей, назвавшихся Кисой и Осей, от 23.09.2003 г. (зап. 5)

Рисунок 3 . Вид на Суганский хребет с юго-запада (см. совместно с фото 70)
Рисунок приведён из книги В. В. Агиблова, Г. В. Жданова, В. Д. Иванова «С рюкзаком по Сугану»

Фото 71. Панорама с пер. Авсанау на восток (в обозначении г. Иська не уверен)

С перевала вышли 830. Спуск по простым осыпным склонам прямо к озеру Маскутицад в левобережном моренном кармане ледника Бартуй – 30 мин. ч.х.в. (фото 72). Дальше движемся вдоль левобережной очень крупной морены лед. Бартуй. 1030 – 100 мин. ч.х.в. от перевала (фото 74) вышли к довольно крутым “бараньим лбам” ледника (фото 75). Открывается хороший видна дол. р. Бартуйдона, виден п. Дзинага.

Фото 72. Вид с пер. Авсанау на спуск
к оз. Маскутицад и лед. Барту

Фото 73. Вид на хребет Чирх с
лед. Бартуй

Фото 74. Движение по левобережной
морене лед. Бартуй к бараньим лбам

Фото 75. Конец лед. Бартуй (ступень
бараньих лбов в дол. р. Бартуйдон)

Фото 76. Вид наверх после спуска
с бараньих лбов лед. Бартуй

С Павлом пошли на разведку пути спуска – нашли. Спустились по полочкам левых “бараньих лбов” за 25 мин. (фото 76). Дальше 30 мин. ч.х.в. движения по левому берегу усыпанному валунами и заросшему кустарниками и в 1200 встали на перекус. Все устали. Вид пути дальнейшего движения, по крайней мере до леса, не вдохновляет: камни, валуны, кустарники вдоль бурного Бартуй-дона. Когда-то, в 1979 г. мы с Пашей в составе группы шли по этому пути (и по леднику, и по морене, и по долине) – транспортировали Марину Алянскую со сломанной ногой.

С перекуса вышли 1345. Через 30 мин. ч.х.в. подходим к лесу. В следующую ходку нам повезло: мы усмотрели начало тропы у прижима и поворота реки. Тропа нырнула в берёзовое криволесье, потом лес стал смешанным. Дальше пошло виляние тропы – то по зелёнке, то прижим к реке, то отыскиваем тропу за лесными завалами перекрывшими её. В общем, ушки на макушке, глаза врастопырку. Достаточно много ягод. По разным признакам видно, что сюда нет-нет ягодники доходят.1525 (120 мин. ч.х.в. после бараньих лбов) подошли к сыпухе-прижиму – очень высокому берегу. Проходим по-над рекой, дальше опять ныряем в лес. Наконец-то ущелье маленько раздаётся – близится его окончание. Лес стал не таким густым, пошли следы коров.

Фото 77. Завершение похода – п. Дзинага
Ну и, в конце концов, хребет Чирх стал заканчиваться, тропа пошла на огибание его. Внизу уже давно виднеется Дзинага с новой пограничной заставой. Напротив заставы большой мост на нашу сторону (фото 77). В п. Дзинага спустились в 1800. Формальности с погранцами, выяснение расписания автобуса, потом движение в сторону турбазы Дзинага (на север километра два ниже села). Там нырнули влево вниз, в сторону реки, и встали в лесу почти над турбазой. Праздничный ужин, потом почти всю ночь дождь. На следующий день ехали в автобусе уже среди глубокой непогоды.

1. Обзорная карта маршрута
  2. Подробная карта маршрута

Состоит из двух частей (левой “Left” и правой “Right”) в связи с наличием разных источников.

2.6 Итоги, выводы, рекомендации

Итак, поход свершился, но до сих пор, составляя этот отчёт, делая слайд-шоу, идентифицируя вершины и перевалы с фотопанорам, продолжаешь жить этим путешествием.

В качестве основного итога можно сказать следующее: поход, как спортивно-туристическое путешествие 2 категории сложности выполнен, все спортивные нормы и правила соблюдены, участники и руководители имеют полное право на получение соответствующих справок.

Итог по ожиданиям – все наши ожидания от этого похода как мои, так и участников реализованы. Так, было ну очень приятно услышать от Сашки, да и от мамы Наташи с Алёшкой – за новогодним семейным столом (в Москве, в гостях у дочки с зятем), что поход был шикарным. Хотя, например, Наталии было тяжеловато. Можно, правда, заострить внимание на определённую неожиданность в смысле довольно серьёзных физических нагрузок. В последний день, на перекусе в дол. р. Бартуйдон после спуска с бараньих лбов, меня Павел даже спросил с некоторым укором: сколько у меня новичков остаётся после первого похода? Честно говоря, я даже обиделся, и ответил, что новичков в такие походы не вожу. Однако, Паша прав в том плане, что при таком изрезанном рельефе, при таких перепадах высоты, когда с долины виден перевал (см. высотный график движения) – километраж желательно набирать не скаканием по горкам, а долинными подходами скажем вдоль таких рек, как Псыгансу (п. Ташлы-Тала), Хазныдон (п. Верх. Жемтала), Билягидон. Но, с другой стороны, уж больно компактный район – вот и накручивается количество перевалов, иначе не пройдёшь. Однако, ради справедливости, отмечу, что хотелось посмотреть больше, узнать район получше. Уж больно мало жизненного срока нам осталось, а столько всего не видано, не познано. Да и время бы отпускного побольше – можно было бы поделать радиалки более серьёзные. Тем более, что большинство описаний данного района уже устарело – изменился климат, изменились ледники. Взять хотя бы пер. Рцывашки – никакого спуска на север по снежнику уже и в помине не существует. Там бергшрунд. Может виновато жаркое лето, но я думаю, что нет – уже следует ожидать этого препятствия и в другие года. Или возмём взлёт на пер. Столетия. Во второй половине лета следует учитывать, что толщина слоя сыпушной морены стала небольшой. Треть взлёта представляла из себя фактически ледник, присыпанный вмёрзшими камнями. Пройдёт год-другой и, вероятно, без кошек и перил этот участок будет трудно пройти, а это уже тянет на категорию 1Б. Вообще, район достоен большой экспедиции для составления нового спортивно-туристского путеводителя – взамен хорошей, но уже во многом устаревшей, книги Иванова и Жданова.

Хотелось бы сказать ещё, особенно начинающим туристам, об “опасности” некатегорированных перевалов. Опасны они в смысле ориентировки – по крайней мере, в Сугане. Перепады высот теже, труда столько же, а заплутать во всех этих оветветвлениях ущелий, подводящих к перевалу, элементарно. Например, спуск с пер. Дашивцек к п. Стур-Дигора для меня так и остался загадкой. Напомню, мы попали с этого перевала в п. Одола – причём с большим трудом в смысле прохождения ущелья. Паша в беседах со мной остался уверенным в недобросовестности описания составленного альпинистами. Мы шли правильно – мол альпинистов такие мелочи уже не интересовали. В плане правильной идентификации самого перевала сомнений нет, хоть там и не было записки. По категории сложности Дашивцек тянет на 1А – уж не проще, скажем, чем пер. Дышь. Когда на пер. Столетия я показал перевал и путь к нему – не было границ удивлению всех по поводу его некатегорийности, а после спуска, даже в верхнем цирке, и подавно.

Рекомендую всем путешествующим по Сугану повышать приведённую в “Перечне перевалов” их сложность как минимум на полукатегорию и быть готовым к любым техническим осложнениям – соответственным должно быть и снаряжение. Нам вот так и не довелось использовать кошки, но я не жалею, что их брали. Они могли понадобиться и на пер. Рцывашки, и на пер. Столетия. А если бы пошли на пер. Белаг Ц., то уж наверняка.

Какие ещё выводы?. Не очень лестный вывод для себя в том, что я всё-таки не совсем хорошо подготовился по описаниям перевалов. Так, у меня почти ничего не было по пер. Белаг Ц. со стороны дол. р. Хазныдон, т. е. на подъём. И когда, при составлении отчёта, я нашёл таки недостающию информацию (кстати, уже в другой книге Жданова и Иванова), то оказалось, что при наблюдении с пер. Зюзина панорамы Билягского отрога Суганского хребта я неверно определил вершину Айхва – она с этой стороны мала и невыразительна, и, соответственно, мои взоры были ошибочно устремлены вместо перевала Белаг Ц. на пер. Светлова. Хотя, если бы мы всё-таки пошли по основному варианту на пер. Билаг Ц., я бы, скорее всего, на месте разобрался (“если бы, да кабы, да во рту росли грибы…” J ). Однако, моей первой реакцией, при выяснении данного обстоятельства во время составления отчёта, было: “Как хорошо, что мы не пошли на Белаг Ц.”. Поистине, всё, что ни делается, то к лучшему.

Отсюда и рекомендация, особенно начинающим руководителям: быть очень внимательным к ориентировке в этом горном районе, потому что ошибка здесь (впрочем, как и везде, но в Сугане особенно) дорогого стоит. Любая не та “дырка” может быть на одну-две категории быть сложнее, чем ваша – уже не говоря о том, что вы не туда попадёте.

Что ещё можно порекомендовать. По погоде однозначно – очень ранние выходы, дабы иметь запас времени на установку лагеря до, с большой вероятностью, возможной непогоды. При физической подготовке участников учесть, что троп здесь фактически не бывает и передвигаться приходится порою целыми днями “скача” по морене – то есть, усилить внимание к голеностопу, умению быстро ориентироваться в выборе опоры для ноги, вестибюлярному аппарату. Ещё, в конце лета, наверху может не быть воды. Долинные реки Псыгансу, Хазныдон довольно мощные и не потерпят легкомысленности при переправе.

На сим отчёт заканчиваю. Желаю всем удачных походов и путешествий.

“Духовность, спорт, природа!”

14.02.2007 Руководитель похода,

инструктор СТ

Пётр Фролов

Браво! Отличный, хорошо иллюстрированный отчет. Спасибо!

Душевно!

Молодцы! Душевный, тёплый семейный походец! Так держать!