Автор: Марк Лавриченко, Черкесск-Москва

Весенний Донгуз.

Ссылки по теме на Mountain.RU:

Марк Лавриченко. Восхождения в Приэльбрусье:
На Вольную Испанию в марте.
Пик Гермогенова. Маршрут выходного дня

Крупным планом: фотографии Догуз-Оруна и Накры.

Ссылки про Донгуз-Орун:
О событиях на Донгуз-Оруне, февраль 1989 года, м-т Хергиани 5Б
Спуск на лыжах и доске по "Семерке" Донгуза, июнь 1998.
Первый спуск на лыжах по "Семерке", июнь 1986.

Недалеко от Чегетской поляны высится, увенчанный знаменитой снеговой шапкой, красавец Донгуз-Орун (4468 м).

Еще 12.05.2007 сходил с Артуром Нгуеном на разведку под гору. То, что с поляны казалось неприступным, при ближайшем рассмотрении оказалось вполне проходимым на двух ледорубах.
Решили вернуться через неделю и попытаться пройти либо по северной стене (кулуар левее ледника «Семерка» и далее за «Семеркой» забирая правее снеговой шапки, т.н. маршрут М.Хергиани), либо еще нехоженным (судя по публикациям в Интернете) кулуаром левее маршрута К.Рототаева, в зависимости от состояния снега и таяния ледника.

18.05.2007 в 19:00 стартовали от Чегетской поляны. Подходы к Донгузу, особенно весной, некомфортны, т.к. одна проблема – форсировать вздувшуюся речку (полагаю Донгузорун), а вторая – брести по колено-пояс в раскисшем снегу.
К 21:30 выбрались на снежное плато перед горой и поставили палатку.

Лавинных выносов значительно добавилось, ручей, стекавший с камней северо-восточного гребня, превратился в водопад. Зато погода – звенит. Ни тучки, огромные звезды. Стою, любуюсь и вдруг…страшный грохот со стороны «Семерки»- ледовый обвал. И началось…
За ночь раза четыре сходили мощные снежно-ледовые и без счета по мелочи.
После такого концерта не очень хотелось испытывать судьбу и решили идти вариант №2 по кулуару северо-восточного гребня (на фото красная линия).

Подъем в 5:00. Зрелище обвалов впечатляет. Хорошо, что палатку не поставили ближе, иначе пришлось бы соседствовать с глыбами размером с грузовик.
Вышли в 6:00 и через 15 минут были у начала кулуара.
Снег замерз, пока держит. Перешли две трещины - и вперед. Для чистоты стиля шли независимо, у каждого по два инструмента. До середины кулуара хоть и крутовато, но снег и хорошо идется на инструментах.
Начали лететь камни, поэтому прибавил темп, чтобы быстрее дойти до скального пояса. Артур идет сзади, метрах в 100.
Дошли. И стало ясно, что надо бояться. На скалах снег совсем не жесткий, а сыпучий, пару раз прошел на грани фола. Артур немного отстал, за скалами не видно.

Наконец вышел к карнизу на гребне. Нависает, не выйти. Пробую срубить - не идет. Правее в метрах 15, карниз обвалился и худо-бедно выход есть. Начал двигаться вправо, где ползком под карнизом, где зарубаясь всеми частями тела в снег, перемешанный со скалой.
В этом месте срыв означал бы глубокое падение метров на 10 и далее как получится.

Наконец выбрался на гребень. 10:00 утра. Через полчаса вылез Артур.
Южная сторона гребня – нечто среднее между снегом и водой. Наступаешь - и нога уходит куда-то вниз вместе со снегом. Идем прямо по границе карниза и гребня. Учитывая реальную возможность вместе с растопленным снегом уехать вниз на ледник (ок. 1000 м ), двигаемся еще более осторожно, чем при подъеме на гребень. Если тебя привлекает качественный контент, обязательно обрати свое внимание на секс со зрелыми женщинами . Зрелочки нравится многим, а потому мы регулярно расширяем данную категорию новыми видеороликами, которые понравятся каждому!

К 13:00 вышли на плечо (3850 м). Прямо перед нами – верхняя часть «Семерки». Можно идти и, учитывая такой снег и скалы, часа через четыре выйти на вершину. Путь вниз займет не менее 4 часов. На таком маршруте уходить в сумерки – либо ночевка, либо срыв.

Значит уходим вниз. На спуске решили обойти скальный пояс левее по более снежному и пологому склону (на фото зеленая линия) и далее по диагонали под правую сторону кулуара, где трещина менее широкая. Двигались максимально быстро, т.к. полуденное солнце уже подтопило снег и лавины стали вполне реальны.
Артур отстал метров на 400 (работа и телефон не оставляют и в горах). Уже внизу перед трещиной остановился дождаться.

Минут через 30 подходит Артур. И вдруг начинает лететь снег, лед, получаю куском льда хорошую затрещину по затылку, прыгаю под скалу, но пронесло – просто где-то от скал отвалилось.
Грубейшая ошибка – сидеть спиной к склону. Вот гора и напомнила – спасибо, что более-менее ласково.
Быстрее через трещину - и бегом вниз.
В 16:00 были у палатки.

Отважно!

Жалко, мало фоток, тех же обвалов и лавин например. А нет ли у вас более подробных снимков с верхней точки, куда вы добрались, на дальнейший гребень до вершины?

Павлу Трофимову и Элеоноре

Коллеги, не будьте столь строги к ребятам. Живу в Тырнаузе и сам ходил эту 4-ку в 2003 без веревки - просто больше времени уходит. С плеча до вершины порядка 5 часов. Вылаз обходится снизу, далее на гребень.

Надо идти

Судя по фото- погода была класс- так что надо было идти до конца, чтобы гору сделать. А вообще Донгуз-классная гора.

Хорошая гора!

Молодцы ребята! Надо бы фоток с маршрута побольше...я б тож сходил))))))

Молодцы!

Только от того места, куда вы вылезли, до вершины еще пилить и пилить, причем ни разу не пешком! От этого участка начинается ключ 4А, вылаз - нависает. В прошлом годе зимой стену ходил, спускался по этой четверке.

Про чистоту стиля

Цитата: "Артур немного отстал, за скалами не видно. Наконец вышел к карнизу на гребне. Нависает, не выйти. Пробую срубить - не идет." Придумался сразу лозунг к стилю прохождения: "Сруби карниз - убей напарника!" :-)