Люди и горы > Полемика >

Про цинизм и реализЬм

Авторская страница Дмитрия Павленко
Обращение к труженикам высоты >>>

ЦИНИЗМ - пренебрежение к нормам общественной морали, нравственности, наглость, бесстыдство. (Толковый Словарь Русского Языка Словарь Русского Языка)

РЕАЛИЗЬМ - любимое слово одного из кураторов, который утверждал мне выполненные объемы в почившем ЮКОСе. Это означало- не парьте мне мозги своими баснями, покажите, что в натуре.

Вопрос про подъем на 7000-к Чайниккккк (гость)

Cлышал, что восхождение на пик Ленина не представляет особой технической сложности.

А вообще можно ли на него подняться, не имея опыта без последующих проблем для здоровья (при нормальной акклиматизации). Или такая высота достижима только после длительного опыта восхождений?

С этого нехитрого поста началась бурная дискуссия на форуме М.ру.Дискуссия полная пустого пафоса и голословных обвинений. Дискуссия, не пришедшая ни к чему, ибо уровень ее участников не позволил разобраться в проблеме коммерческого высотного альпинизма на просторах СНГ. Да не сочтут мои предыдущие слова за попытку унизить кого либо или возвысить собственную персону, но факты- вещь упрямая. Я начинал работать гидом на высоте имея за плечами семь восхождений на разные семитысячники, первопроход на Хан по стене, Макалу по стене и кучу проштудированной литературы по спортивной медицине и физиологии, сведения из которой проверялись мною на себе и моих соратниках. Многие ли гиды сейчас имеют хотя бы подобный опыт.

Гиды, аппелирую к этой категории горовосходителей, потому что именно она должна быть на острие борьбы за безопасность высотных восхождений, ибо только классный спортсмен, коим и должен являться каждый гид-высотник, спортсмен прошедший все «круги ада», позволяющие приобрести навыки и знания, с помощью которых он сможет найти наиболее безопасный выход из любой критической ситуации. Да, никто не застрахован от ошибок, но в тысячный раз повторюсь для тех, кто находит примеры ляпов опытных спортсменов и приводит их на форумах, ошибка малоопытного альпиниста в тысячу раз более вероятна и у него в тысячу раз меньше шансов исправить ее без трагических последствий. Если Вы не верите в это, данный опус не для Вас.

Итак, забрели мы в тему гидовства, тоже не раз горяче обсуждавшуюся в сети. Давайте глянем, кто на острие. По стечению жизненных обстоятельств я сейчас стал полноценным горным гидом, проводящим все свое время в Горах, работая с клиентами, либо совершая восхождения для самосовершенствования и могу провести сравнительный анализ постоянного и сезонного гидовства, коим я до этого занимался. Хотите верьте, хотите нет, за счет постоянной работы в Горах, я значительно вырос и как гид и как спортсмен. Ведь одно дело сходить за сезон пару- тройку Гор с клиентом и совсем другое двадцать и более за год. Все это позволяет приобретать как раз тот самый опыт предугадывания экстремальных ситуаций и борьбы с ними, опыт, который в горячих спорах, почему-то всегда отодвигают на второй план. Многие ли люди, позиционирующие себя, как гиды, имеют возможность круглогодично поддерживать и наращивать свой профессиональный уровень, единицы.

Многие ли стремятся к этому. Многие ли действительно классные спортсмены едут работать сейчас гидами, те же единицы, плюс, не каждый классный спортсмен может стать хорошим гидом. Из этого мы получаем то, что бороться за безопасность высотных восхождений на конечном этапе практически некому. Сезонные гиды едут на высоту, как правило ради совершения восхождения не обращая особого внимания на зарплату и соответственно оставляя себе прекрасную отговорку на все случаи жизни- платят то копейки, чего напрягаться. Черт с ним, с качеством работы, но именно эти люди, к коим я до недавнего времени тоже принадлежал, и создают питательную среду для предпринимателей, обещающих лёгкую высоту.

эту проблему создали не чайники козерог (гость) - 06.06.07 12:47

Да и некоторые 8000-ки по мнению альпинистов "особой тех. сложности не представляют". Давайте сразу на 8000 - с кислородом это легко!?

Что интересно - вот те самые персоналии, которые пудрят несведущим мозги с целью:

а) попонтоваться
б) заработать деньжат в коммерческих турах скорее всего спасать этих чайников не будут.

А ЭТО НЕ ЧАЙНИКИ ПРИДУМАЛИ, ЧТО ЭЛЬБРУС, ЛЕНИНА И Т.П. - легкие горы. НЕ ЧАЙНИКИ - ЭТО ИМ ВПАРИВАЮТ ЭТИ БРЕДОВЫЕ ИДЕИ. И ЭТО КОМУ ТО-НУЖНО.

Абсолютная правда, к сожалению. Димон (гость) - 06.06.07 13:16

Увы, коммерция не терпит сантиментов, плюс менталитет периода первоначального накопления капитала. Говорить клиентам всю правду об опасностях высоты-терять деньги.

С другой стороны, были бы у нас клиенты, готовые платить хорошему гиду, хорошие деньги, (пусть даже не европейские), за подготовку к этой самой высоте и за работу на восхождении - все было бы по-другому.

Любой бы нормальный гид предпочел отработать с одним-двумя клиентами, за которых он действительно смог бы отвечать, чем набирать толпы едва научившихся надевать кошки и умирающих при подходе на Рацека.

Так что опять все упирается в отсутствие того слоя, который бы позволял выживать единицам действительно сильных российских гидов и не брать им грех на душу за гибель неподготовленных клиентов.

А спасать чайников, увы, приходится как раз этим, изобличенным в черствости персоналиям, не потому что хочется, а потому что их физические и технические возможности позволяют это делать, поэтому не окажись в прошлом году на Хане Глеба Соколова и еще нескольких сильных спортсменов, где бы была сейчас Ольга, большой вопрос.

Как и положено, все свелось к проклятому экономическому фактору. Предприниматели. Слышал ли кто нибудь о ВАЗовской рекламе, правдиво говорящей об уровне наших «жигулей». Вот так же смешно ждать от туроператоров суровой правды о высотных восхождениях. Смешно верить в то, что опытнейшие в прошлом спортсмены, стоящие во главе большинства фирм, работающих на высоте, не понимают всей опасности, грозящей их новоиспеченным высотникам.

А сказать правду - потерять хороший куш, ведь сейчас данный сектор бурно развивается за счет повышения жизненного уровня отдельных слоев общества на постсоветском пространстве. Куш терять, конечно, никто не будет, а ведь именно туроператоры могли бы наладить отсев, ведь добраться до всех больших наших Гор можно только через них. Без денег никуда, поэтому грех винить фирмачей за вседопущеность, ибо те же клиенты подстрекают их к таким действиям. Нам бы что попроще, да подешевле, нам бы только добраться, а там мы уж сами, как-нибудь, нам бы кто дорогу то на Гору показал, нее, зачем гид, там же все пешком, да я 7в онсайт лажу, да у нас по три тройки «Б» у каждого! Вот основной лейтмотив каждого высотного сезона.

Кто знает, не даст соврать. И конечно фирмы предлагают эконом-варианты, пожалуйста, только приезжайте. Интересно, что это порой выходит боком и самим турфирмам, ведь не все страховки срабатывают и окупают затраты на спасы. Но вал все оправдает, значит - даешь вал. И накрывает прекрасные Горы вал едва движущихся субъектов, уповающих только на везение, да на толпу таких же «высотников», типа помогут, если что. А если что, помочь смогут только хорошо подготовленные спортсмены, а где их взять. Нет, побрести за акьей по силам многим, но только побрести.

Оказание помощи на высоте выше шести тысяч метров - тяжелейшая работа, от которой с ног валятся даже очень сильные высотники, так что толпа, собравшаяся у ложа умирающего, не гарантирует спасения, если в ней нет подготовленных к таким ситуациям спортсменов, какие бы высокие моральные принципы ей не руководили. Единственно к чему может привести неквалифицированная спасаловка на высоте - к новым трупам. Да, есть примеры чудесного самоспасения, но велик ли их процент? Поэтому, пока уровень жизни основных посетителей высотных стадионов СНГ не вырастет до тех размеров, когда они смогут оплачивать работу на маршрутах настоящих гидов, пусть не индивидуально, пусть в качестве контрольно-спасательных групп, беспредел на высоте будет только шириться. И никакими лозунгами и усилиями отдельных лиц положение исправить не удастся.

Итак, экономика - основной фактор, влияющий на отсутствие системы обеспечения безопасности на массовых высотных восхождениях, но есть еще одна, общеизвестная причина бурного роста воинствующего дилетантизма.
Школа. Смело могу сказать, что именно титулованные, престарелые радетели за высокую мораль и позволили умереть великой школе нашего альпинизма.

Где же были Ваши высокие моральные принципы, когда сразу после прекращения ВЦСПСовского финансирования, Вы все бросились в рассыпную, оставив у руля низовых коллективов необстрелянную молодежь. Загляните на сайты альпклубов, кто готовит будущих Месснеров? Сейчас у небожителей нашего альпинизма одна задача- поддержание собственного звездного имиджа, ну еще приструнение «барыг» типа меня, ратующих за наведение порядка с помощью единственно возможного в демократическом обществе рычага - денег. Решил воспользоваться смешным для России термином «демократия», больно у нас все его любят, даже больше америкосов, похоже.

А ведь именно низовые секции и поставляют основную часть высотников-дилетантов. Интересно, что люди, прошедшие советскую школу альпинизма, даже достигшие уровня КМС, после большого перерыва часто предпочитают нанять гида, причем потолковее, для осуществления своих высотных задумок, уже не один раз с этим сталкивался. Жизненный и спортивный опыт подсказывает им, что безоглядно полагаться на свои силы слишком опасно, да и просто глупо. Кто же подскажет это молодым да резвым, некому. Сколько лет пройдет, пока нынешние заводилы студенческих альпклубов наберутся опыта и смогут готовить здравомыслящих альпиноидов?

С трудом верится, что абсолютно все наши «Акеллы» задавлены нищетой и им приходится тратить все свое время на зарабатывание куска хлеба и просто некогда выкроить три- четыре часа в неделю, чтобы попробовать передать свой, действительно бесценный опыт, тем, кто в нем, действительно очень нуждается. Передать без унижения и морализаторства, а как хорошо отлаженный инструмент из рук в руки. Кто хочет, тот возьмет, и с его помощью будет расти сам, и спасать самонадеянных ничегонеумешников.

Так что, господа Чайникккки, будьте бдительны. Людей, способных дать дельный совет по высотным восхождениям для начинающих, по подготовке к ним - кот наплакал и на форумах они торчат редко. Людей, способных спасти Вас выше шести тысяч над уровнем моря тоже очень не много, так что меньше патетического трепа и больше тренировочного пота, господа.

Обращение к труженикам высоты >>>

Про написание комментариев к статьям.

Статья класс.
Более развернутые комментарии статьи оставляю для других читателей, а этот мой комментарий пусть поможет всем делать Ваши комментарии легко_читаемыми - то есть не сплошным текстом.

Кто знаком с общими правилами написания html-тегов - далее могут не читать - это все азы грамотности.
Кто хочет научиться в своих комментариях делать абзацы (чтобы не писать сплошным текстом), либо выделять часть слов жирным шрифтом - вот краткие инструкции:

При написании комментария Вы видете не совсем то, что получится после его сохранения. А именно - все новые строки/абзацы будут слиты в сплошной текст.
Чтобы этого не произошло, Вы можете расставить в нужных местах текста специальные метки, которые при публикации не будут видны, но позволят вам отформатировать Ваш текст так, как Вы захотите (такие метки называют тегами). С помощью тегов есть возможность и менять шрифты и вставлять в Ваш текст ссылки и иллюстрировать его картинками, но для простоты здесь я объясню как делать две самые простые вещи:

Чтобы начать с текст с новой строки, введите перед ней <br>
и тогда дальнейший текст пойдет с новой строки.

Если Вы хотите сделать новый абзац - то есть не проосто начать с новой строки, но и сделать отступление от вышележащего текста, впишите перед тем местом, откуда должен начинаться абзац такой тег: <p>

Чтобы выделить что-либо жирным шрифтом, вставьте перед выделяемым текстом тег <b>, а после него - "закрывающий" тег </b>
(если "закрывающий" тег </b> забыть, то весь текст до конца станет жирным).

О ССЫЛКАХ.
В комментарии можно вставлять активные ссылки, то есть по клику читатель будет попадать на нужную странцу в Сети.

Пример:
вставим в комментарий ссылку на страничку:
сделав так, чтобы эта ссылка вела с фразы:
Статья про пик 4810

Для этого в комментарий надо вставить такую последовательность:
<a href="http://www.mountain.ru/people/sketch/1999/4810/4810.shtml" target=_blank>Статья Статья про пик 4810</a>
и в том, как Ваш комментарий будет отображен на сайте, эта ссылка получит такой "нормальный" вид:
Статья Статья про пик 4810

Помните - у Вас есть возможность редактировать Ваши комментарии к статьям.
Пишите красиво и разборчиво! :)

статья

Немного похоже на саморекламу, хотя статья в целом отражает реальную действительность на данный момент.
Но вот что неприятно – когда некоторые авторы начинают описывать современные проблемы, уходя куда-то в сторону, очень далеко, слишком не туда. Но так выходит, что они пытаются показать себя судьями в последней инстанции.
Что именно мне не понравилось в статье? – строчки : «Смело могу сказать, что именно титулованные, престарелые радетели за высокую мораль и позволили умереть великой школе нашего альпинизма. Где же были Ваши высокие моральные принципы, когда сразу после прекращения ВЦСПСовского финансирования, Вы все бросились в рассыпную, оставив у руля низовых коллективов необстрелянную молодежь….»
У меня отец КМС по альпинизму, и среди его друзей много спортсменов альпинистов. Автор, хотите узнать, куда они бросились, и куда делись их моральные принципы? Прекращение альп-финансирования совпало с перестроечной разрухой и неразберихой в стране. Он, как и большинство опытных альпинистов, прекрати занятия спортом, что бы как-то крутиться и пытаться прокормить свою семью. Думаете, моему отцу не хотелось поехать летом в горы вместо того, что бы сидеть по вечерам с паяльником на подработке ремонта телевизоров? Еще как хотелось, но спорту он предпочел паяльник – надо было как-то кормить меня и мою сестру. Вот на чем основывались моральные принципы и его, и большинства других закончивших вдруг свою карьеру спортсменов.
Поэтому не стоит судить о всех людях сразу, - такие размышления выставляют человека излишне амбициозным. А об организации спасработ у меня есть такая мысль - пусть, к примеру, пострадавший после своего спасения платит людям, его спасшим, энную сумму денег в обязательном порядке. Т.е. такой документ оформляется в альплагере всеми альпинистами. Это было бы справедливым, поскольку люди жертвуют восхожением, а следовательно и немалыми деньгами, да еще и жизнью ради спасения, возможно, делетанта. Думаю, после такого нововведения многие восходители стали бы гораздо осторожнее.

в рассыпную как раз и бросились, поправлять свое материальное положение

А теперь обзывают барыгами тех, кто, не смотря на нищету и лишения, продолжал свое самосовершенствование и добившись уровня, когда они могут давать действительно настоящие знания и работать действительно хорощими гидами, не хотят делать это бесплатно или за лагерные гроши. А самореклама, может и есть немного, но, я рекламирую стоящий товар, а не заплесневелые лозунги почившей эпохи. А амбициозность, знаю одного человека из звездной кагорты, который в задушевных беседах в серьз говорит, что он в Горах-бог. Так что в этом плане- я еще пацан.

Спасибо! Согласна!

Спасибо за статью. Поддерживаю.

Дмитрий, спасибо! Все точно написано. В тему. У меня высотный опыт небольшой - Хан, Победа и Мак-Кинли. В самом начале 90х два сезона работал в МАЛе у Валиева, так что некоторый опыт высотных спасловок имеется. Тогда все еще только начиналось, но уже приходилось сталкиваться со могими моментами о которых вы пишете. Правда в то время в МАЛах работало очень много спортсменов самого высокого класса, практически вся элита высотного альпинизма. Потому спасать и таскать было кому. О том, что сейчас происходит сужу главным образом по интернету и прессе. Ну и мои камчатские друзья-альпинисты тоже изредка выбираются на высоту и делятся впечатлениями. Уровень основной массы гидов-высотников упал существенно. Это точно. А количество слабо подготовленных людей желающих сходить на высоту растет с каждым годом. Тут вы тоже правы. Также верно обозначены причины - это " период первоначального накопления капитала". Все эти темы также актуальны и у нас на Камчатке где я живу и работаю гидом. У нас конечно не высота и требования к спортивной подготовке гидов и опыту не такие высокие. Но точно также большинство фирм предпочитает нанимать на работу молодых и малоопытных гидов за небольшую зарплату. Профессионалу, затратившему годы на свою подготовку очень не просто выжить, если он собрался зарабатывать на жизнь работая гидом. Сезон слишком короткий. Поэтому большинство гидов - это по сути шабашники- сезонники. Отсюда и нежелание тратить время, силы и деньги на повышение своей квалификации. Вы правы сейчас все регулирует рынок, то есть деньги. Поэтому мой прогноз развития ситуации в коммерческом приключенческом туризме, к которому так же относятся и туры на высоту, не самый оптимистический. Не стоит ждать существенных положительных изменений в ближайшем будущем. И никакие законодательные меры, как например введение официального института горных гидов, не смогут всерьез изменить ситуацию. Это не значит, что такие законодательные и другие организационные шаги не нужны. Просто чудес не бывает и эффект от них будет очень нескоро. От того. что профессия горных гидов будет признана официально гидов не станет больше. Изменить ситуацию может только рынок. Только тогда, когда и потребители (клиенты), и поставщики услуг ( турфирмы) поймут, что пользоваться услугами квалифицированных профессионалов - ЭТО ВЫГОДНО. ситуация начнет меняться. Как показывает мировой опыт, для того чтобы рынок зашевелился, должно сначала случиться немалое количество НС. Как говориться "Гром не грянет - мужик не перекреститься". Так что это процесс долгий. Думаю, что счет идет не на годы, а на десятилетия. Вот такие соображения. С уважением, Федор Фарберов.