Автор: Андрей Абрамов, г. Донецк

От Шаукама до Мингитау

Читайте на Mountain.RU статьи Андрея Абрамова:
Кавказ 2005: вокруг Эльбруса или Черкессия-Кабарда
По льдам и снегам высокогорного Кавказа

22 июля 2007 года. Донецк, Украина. Ж/д. вокзал. Я выхожу из машины и направляюсь в сторону нашего, уже традиционного, места сбора группы. Сделав несколько шагов, слышу голос Андреича, они с Олей также выходят из машины, и уже вместе мы направляемся ко всей толпе. Рюкзаки тяжеленные, много веса добавляет ледовое снаряжение, средний вес рюкзака – 35 кг . И вот вся группа в сборе, на лицах радостные улыбки, мы направляемся на пирон, садимся в электричку Донецк – Ясиноватая и машем в окошко ладошкой – «Пока!» Через 15 минут мы уже в Ясиноватой выходим из электрички и садимся в уже знакомый нам поезд Киев – Кисловодск. Проводники поезда встретили нас не особо гостеприимно, почему-то им не понравились наши благородные лица! Доехали до Минвод без приключений, если не считать Леху, который не думал, что с собой на Кавказ надо брать паспорт, но к счастью паспорт успел догнать поезд. На вокзале в Минводах ничего не изменилось, все по старому, все те же лица встречающих поезда таксистов.

Памятник героям отдавшим
жизнь за свою родину
(на въезде в Баксанское ущелье)
Договорившись с одним из них, мы последовали к его машине. И возле машины, откуда не возьмись, появились милиционеры, которые «культурнейшим» образом собрали у нас паспорта и попросили руководителя группы проследовать за ними. Через некоторое время паспорта были отданы, но не всем. Два паспорта, в том числе и мой, они отдавать не хотели. Показывая мне в моем паспорте отметку о том, что у меня есть загранпаспорт, они говорили, что это какие-то непонятные надписи и их в паспорте быть не должно. Я пытался им объяснить, что это за надписи, но они не хотели даже слушать, каждый раз говоря мне про какую-то премию, которую им якобы заплатят за поимку особо опасного преступника, то бишь меня. Очень жаль, что на Кавказе милиция не защищает народ, а пытается его «развести»…

За окнами газели виднеются горные хребты, рядом с дорогой несется бурная река, мы проезжаем указатель на Нальчик и поворачиваем в Баксанское ущелье. Привет Кавказ! Мы вернулись! Едем регистрироваться в МЧС в Терскол, по пути заезжаем в Верхний Баксан за пропуском в пограничную зону. Наш спортивный поход носил сложность 3-й горной категории и условно был разделен на три части: первая часть – от ущелья Шаукам до Эльбруса вторая – покорение Эльбруса по Ачъкерьякольскому лавовому потоку третья – по ущельям Адылсу, Адырсу до Чегема.

Состав группы:

Бревенников Андрей – руководитель,
ответственный за ледовое снаряжение

Поступаев Андрей – зам руководителя, «мафиози»,
информационно-техническое обеспечение

Сергей – картограф-травник, разведчик,
спец по выживанию в полевых условиях

Абрамов Андрей – связист-высокогорник,

Мась Сергей – оператор-фотограф,
ответственный за веревочное
снаряжение

Начинался наш маршрут в городе Тырныауз. 23 июля, примерно в 14 часов дня, мы, немного утомленные дорогой, выгрузились из машины, перекусив остатками наших тормозков, направились в горы в сторону ущелья Шаукам. Подъем от Тырныауза по старой дороге показался нам не особо интересным и приятным. Мы достаточно быстро прошли через старые молибденовые шахты, поднялись по урочищу Сурьма к горе Чаратбаш. А затем спустились к кошу у реки Ташорун и поставили лагерь.

Долина реки Шаукол

И пыль как из ковров мы выбиваем из дорог...

24 июля. Проснулись пораньше, позавтракали, собрали лагерь и в путь, на перевал Шаукам (н/к, 2925). К перевалу ведет хорошая набитая дорога, по которой периодически проезжают машины, чаще всего Нивы. Движемся достаточно быстро, слева открывается вид на красивую вершину – Джувурген. Проходим перевал и далее движемся вдоль реки Шаукол до слияния с рекой Исламчат. По пути встречаем нарзанные источники. Солнце печет и поэтому выпить холодного нарзанчика становится особо актуально. Не доходя до слияния Шаукола и Исламчата находим неплохие поляны и ставим лагерь.

25 июля. С утра погода отличная, ни единого облачка. Собираем лагерь долго, выходим поздно. По дороге доходим до коша у слияния Шаукола и Исламчата, переходим на другой берег и по хорошо набитой тропе начинаем подъем в долину Исламчат. Открываются красивые виды, журчат чистейшие реки и ручьи. Через час подходим к последнему кошу. Далее от коша движемся по тропе в сторону перевала Кыртыкауш (1А, 3232, травянисто-осыпной), поднимаемся в верхний цирк и ставим лагерь на пологих травянистых полянах, на высоте 3000 метров. Погода портится, начинается дождь, и мы разбегаемся по палаткам. Часов в 7 вечера дождь прекращается, мы выходим приготовить ужин, тучи расходятся и открываются виды на перевалы Исламсу, Исламчат, Кыртыкауш, на вершины Балыксубаши и Каракая.

26 июля – дневка. Часть людей осталась в лагере «матрасничать», а остальные разбились на две штурмовые команды и двинулись в радиальные выходы.

Наш лагерь под пер. Суарыкауш

hannah vertigo III, рекомендую!

Одна штурмовая команда направилась на перевал Суарыкауш (1Б, 3472, скалисто-осыпной), а другая на перевал Исламчат (н/к, 3154). Часов в 7 вечера обе команды уже были в лагере и делились своими впечатлениями.

Подъем на пер. Суарыкауш, еще по травке
27 июля. Встаем рано, т.к. в этот день надо пройти перевал Кыртыкауш. Пока дежурные готовят завтрак, остальные собирают лагерь. Выходим часов в 8 утра. Движемся по тропе. Не спеша, подходим к перевалу и начинаем подъем по среднекаменистой осыпи, далее тропа теряется. Затем выходим на небольшой снежник, пересекаем его, после снежника пересекаем еще несколько небольших среднекаменистых морен и выходим к перевальному взлету. На седловину поднимаемся медленно, траверсируя скалистый склон. В 12 часов дня выходим к перевальному туру. Перевалу Кыртыкауш даже было дано новое название – Городауш, т.к. на перевальном седле камнями выложено большое количество названий разных городов бывшего СССР. С перевала открываются красивые виды на долину Кыртыка. В 13 часов начинаем спуск в долину Кыртыка, по тропе. Склон травянисто-осыпной, за полтора часа спускаемся к слиянию Кыртыка и Уллуесенчи, делаем перекус. Отдыхаем, спуск изрядно поднатер ноги. Небо начинают затягивать тучи, погода портится. После перекуса движемся в сторону реки Субаши и верхнем ее течении переправляемся вброд на правый берег. Далее по тропе поднимаемся в верхний цирк к травянистым полянам, на которых ставим лагерь. На полянах места под 4-5 палаток, в 10 метрах чистый ручей. Ручей слабый, а за ночь совсем исчезает, поэтому набираем воду заранее. Погода портится окончательно, накрапывает дождь, вдали, со стороны Тырныауза сверкают молнии. Ночью идет дождь.

28 июля. Ранний подъем, в 5 утра. Быстро завтракаем, собираем лагерь и в 8 выходим.

Пер. Суарыкауш (1Б, 3472, скалисто-осыпной)

Фотосессия в касках!

гора Исламчат (3680)

День предстоит тяжелый, нам надо пройти два перевала – перевал Субаши (1Б, 3730, скалисто-осыпной) и перевал Ирикчат (1Б, 3667, ледово-осыпной). От травянистых полян начинаем движение в сторону перевала Субаши по тропе. Тропа пересекает множество небольших морен, периодически исчезает, а затем опять появляется. За два часа подходим под перевальный взлет, крутизна склона резко возрастает, местами доходя до 45-50 градусов. Движемся в касках по полуживой осыпи. Последние 15 метров подъема идем по скалам, здесь надо быть предельно осторожным, сверху сыплются камни! В 12 часов дня мы уже на седловине перевала, она очень узкая, с трудом размещаем рюкзаки.

Последние метры до седловины пер. Суарыкауш

Cправа - вершина Балыксубаши (3932),
слева - виднеется Эльбрус (с пер. Суарыкауш)

В туре снимаем записку группы туристов горного клуба «Ирбис» из города Ярославля. Погода облачная.

На пер. Суарыкауш

Вид на перевалы Субаши и
Ирик-Субаши с пер. Суарыкауш

Делаем фото и начинаем спуск вниз в долину Ирикчат. Верхняя часть спуска наиболее опасна, она представляет собой крутую живую мелкую каменистую осыпь. Спускаемся в верхний цирк и делаем перекус. Начинает накрапывать дождь. После перекуса идти не хочется, но надо! Траверсом подходим к тропе, которая ведет на перевал Ирикчат.

Вид в долину реки Субаши
с пер. Суарыкауш

Вид на пер. Сылтран с пер. Суарыкауш

От начала тропы за пол часа поднимаемся на седловину по крутой мелкокаменистой осыпи.

Вид на Эльбрус с пер. Суарыкауш

Гора Субаши (3968)

«Передаем привет» перевалу от тех людей, которые были здесь с нами в прошлом году. В туре снимаем записку группы туристов турклуба «Метеор» из города Днепропетровска. А на небе тем временем сгущаются тучи, и поэтому мы, не теряя времени, надеваем рюкзаки и движемся по тропе в сторону Рыжего бугра и далее выходим к оборудованным стоянкам. Тут стоит базовый лагерь группы из Днепра, и мы ставим лагерь рядом с ними. Открывается красивейший вид на ледовое озеро Джикаугенкез. Мы стоим у подножья великой горы Мингитау.

Спуск в долину Субаши

Рассвет под пер. Субаши, так нас
встречает первый день августа!

Крадущиеся тени

Вид на цирк Субаши

На пер. Субаши

Вид на Эльбрус с пер. Субаши

Справа - вершина Ачъкерьяколбашитерсак (3928)

Спуск с пер. Субаши

Привет ромашки!..

На пер. Ирикчат

Вид на Рыжий бугор с пер. Ирикчат

Эльбрус с Рыжего бугра

О разном

Андрюха, привет!Пишу с небольшой задержкой. Лучше поздно, чем рано. Хотя, если на Эльбрус, то надо рано. И на Гумачи: раньше вышел - быстрее романтику спуска осознал. Но это я вперёд забегаю. Статья хорошая - приятно, что автор сумел найти гармонию (не путать с баяном) между двумя непременными составляющими журналистского успеха : новизной подаваемой информации и творческим вымыслом при её обработке. Мои впечатления от первых дней похода уже скрылись после других восхождений, но пыльную дорогу от Тырныауза и манящие прохладой минеральные источники ожили после чтения статьи во всём своём великолепии. Хотя некоторые, сам знаешь какие, мгновения (растянувшиеся на часы) первых дней похода автором оставлены без упоминания. Наверное, из-за природной скромности и нежелания автора уделять своей персоне слишком много внимания. Даже на такой высоте. Где здесь вам не равнина. Где все становятся другими. Высотными человеками. Ещё вчера, в поезде, ехали обычные ребята, а сегодня один - высокогорный связист, другой - высокогорный повар, третий -высокогорный фотограф. Каждый находит себя на высоте по-своему. И главное тут - найти себе на высоте такое занятие, чтобы потом не было мучительно больно за суровые, полные дружеской поддержки, взгляды товарищей. Фотки подобрал здорово! И подписи хороши - особенно, у ответственных за различные виды специфического снаряжения. Со своей миссией они справились отлично, особенно тот, что постарше из этих двоих - помним, как в последний день на Уллу-Тау он демонстрировал всем, что донёс до конца приличную часть подотчётного снаряжения и настойчиво предлагал каждому убедиться в сохранности его высоких вкусовых качеств. А вот меньшенький плохо расчитал запасы и три дня на Эльбрусе десятая часть группы остро страдала от его халатности. Спасибо, Андрюха, за воспоминания. Пожелания, если принимаются - больше личных впечатлений. С интересом жду продолжения. К автору первого комментария - математики всегда в первых рядах, не то что физики, как всегда, со своей дрезиной позади скоростного экспресса шкандыбают - вопрос : А не выступал ли продюсером этой статьи подзабытый нами последнее время Фёдор Бондарчук? По фоткам есть пару вопросов. Вот тот, правый во втором ряду в шлемокепке (не путать с просто всегда правым - в том же ряду) - как-то взволнованно он выглядит. Будто нервничает отчего-то. Словно спрятал за красивой формулировкой "связист-высокогорник" какую-то давнюю тайну и всячески опасается её разглашения в непериодической печати. Возможно, с высокогорьем у него что-то и вправду связано. Обращаюсь ко всем, кто может что-то прояснить по этому вопросу - не замечали ли вы за ним на высоте чего-то необычного? Чем, как правило, он там занимался, как коротал время недолгими летними вечерами? Важны любые мелочи, на основании которых потом можно будет составить полноценную картину, которую затем обсудить при встрече в заранее обусловленном месте. А по информационному обеспечению он таки действительно крупный специалист. Ведь в горах где взять информацию? Правильно, в картах. А они у него завсегда под рукой. Причём на любой, даже самой низкой высоте. Любую карту попроси - вмиг из рюкзака вытянет, даже несмотря на сложные метеорологические условия. Карта Эльбруса? Пожалуйста! Схема ущелья реки Адыл-су? Нет вопросов! Так что все мы можем с полной уверенностью называть его Высокогорным Картёжником (далее ВК) и пожелать ему дальнейшего совершенствования в этом нелёгком, но нужном для изучения рельефа местности деле.

Serg Abramov

Мне понравился момент про Городауш. Все-таки хочется больше таких интересных моментов в тексте. У тебя же получился больше классический отчет. Не очень чувствуется настроение, которое царило в группе в этом увлекательном путешествии. Но в целом хорошо :)

От Буянова

Привет, ребята! Мы чуть раньше были в этих местах (в узле Ирик-Чата), исследуя возможности прохождения гребня от Ирик-Чата серез вершину Чаткара до перевала Джикаугенкез и на перевал Субаши. Прошли от Ирик-Чата через Чаткару на Субаши, - там и вы могли пройти верхом на Ирик-Чат. Скоро наше описание появится...

Это начало. далее будет прододжение!

Что тут и говорить - красавцы! Донецк как всегда рулит!) Косилов тебе привет, сам знаешь от кого!