Черник Сергей Иванович

В августе-сентябре 2007 года при первопрохождении реки Юрункаш высшей категории сложности в горном районе Кунь-Лунь, Китай трагически погиб Заслуженный мастер спорта России, известный турист - водник Черник Сергей Иванович.

Черник Сергей Иванович родился 28 мая 1960 г. во Владимире. Окончил в 1983 г. физфак МГУ им. М.Ломоносова, затем аспирантуру и работал до 1991 г. преподавателем МИРЭА, затем занялся коммерческой деятельностью, был генеральным директором компании.

Спортивным туризмом увлекся с 16 лет. В первый поход, горную "двойку", пошёл в 1976 г., после окончания 9 класса. В тот же год- первый водный поход на р.Вуоксу. Ежегодно совершал по несколько категорийных походов, был участником и руководителем более 70 походов, из них руководителем более 20 высшей, VI категории сложности.

С.И. Черник свыше 25 лет был бессменным лидером водников турклуба МГУ, внес большой вклад в развитие спортивного туризма как в Москве, так и во всей стране, являясь ведущим и одним из самых авторитетных и квалифицированных спортсменов - туристов водников России.

Группе под его руководством принадлежит приоритет в первопрохождении сложнейших водных маршрутов, включающих прохождение связок рек шестой категории сложности.

С.И.Чернику также принадлежит приоритет в прохождении сложнейших комбинированных маршрутов, включающих комбинации из горных и водных препятствий высшей категории трудности в труднодоступных районах.

Под его руководством команда МГУ им. М.В. Ломоносова 7 раз в 1995, 1996, 1998, 2000, 2002, 2005, 2006 становилась чемпионом России по спортивному туризму.

Черник руководил рядом первопрохождений, среди которых:

- Средняя Азия (водный маршрут): реки Чон-Кемин, Чаткал, Ойгайнг,Пскем с с первопрохождением первого и второго завалов на река Ойгайнг (6 кат.сл., Чемпион России 1995 г.)

- Средняя Азия (водный маршрут): река Чилик (6 кат.сл., первопрохождение порога «Лошадиное копыто», чемпион России 1996)

- Алтай (водный маршрут): реки Богояш, Чулышман, Башкаус, Ак-Алаха, Аргут, Чуя (6 кат.сл., чемпион России 1998 г ). За 32 дня команда прошла все сложнейшие участки рек высшей категории сложности Горного Алтая. Маршрут похода 1998г. признан выдающимся достижением в водном спортивном туризме.

- Алтай (водно-горный комбинированный маршрут): массив Найрамдал-р.Ак-Алаха-р.Кара-Алаха-Южно Муйские белки (г.Икту) и Северо-Муйские белки (г. Карагем-баши, Маашей-баши) - реки Карагем, Аргут- восхождение на г.Белуха (6 кат.сл., чемпион России 2002 г )

- Памир: р.Мургаб до Сарезского озера- пер.Кара-Булак -сплав по рекам Кокуйбель, р.Кудара, р.Бартанг, р. Шахдара, р. Обихингоу до устья (6 кат.сл., чемпион России 2005 г )

-Тянь-Шань - Памир: реки Кекемерен, Муксу, Обихингоу (6 кат.сл., чемпион России 2006г ).

Своими спортивными достижениями Сергей Иванович раздвигал горизонты возможного в спортивном туризме.

С.И.Черник был не только сильнейшим туристом-водником, но и совершал горные походы V и VI категории сложности. Так, в Тянь-Шаньской экспедиции турклуба МГУ был пройден горный маршрут через перевалы высшей категории трудности с восхождением на пик Хан-Тенгри и совместно с альпинистской сборной Кыргызстана совершено первовосхождение на вершину 6070 м (названную впоследствии "Независимый Кыргызстан") в районе пика Победы.

С.И.Черник - Мастер спорта СССР (1987), Мастер спорта Международного класса (1997г), Заслуженный мастер спорта России ( 2000 г.).

Сергей Иванович много лет вел большую общественную работу по спортивному туризму - как председатель турклуба МГУ, член Московской и Центральной Маршрутно-квалификационных комиссии СССР и России. Являлся президентом Федерации спортивного туризма - объединения туристов г.Москвы.

Черник С.И. - старший инструктор водного туризма, инструктор горного, лыжного и пешего туризма, руководил школами по подготовке туристских кадров различного уровня.

Как президент Федерации спортивного туризма Москвы Сергей Иванович много сделал для повышения авторитета московских туристов в России, отстаиванию интересов и традиций московского спортивного туризма в непростое время после 90-х, сохранения Центрального Московского клуба туристов.

Сергей Иванович работал в составе судейских коллегий Всероссийских чемпионатов по спортивным походам и путешествиям.

Мы знали Сергея Ивановича как крепкого семьянина, заботливого отца четверых детей, отдающего много внимания их воспитанию.

Сергея Ивановича Черника отличала решительность в достижении цели, энергичность и смелость.

Мы потеряли надежного друга и хорошего товарища.

Его уход невосполнимая потеря для всего Российского туризма.

Светлая ему память.

Туристско - спортивный союз России

Федерация спортивного туризма России

Федерация спортивного туризма Москвы

ошибки-трагедии-закономерность

К сожалению, те сведения о разыгравшейся трагедии, которые доступны в печати и интернете, приводят меня к выводу о серьезных ошибках, допущенных как при подготовке похода, так и в ходе его проведения. Это относится и к подбору снаряжения, к мерам безопасности, к тактике движения и др. Конечно, реки такого класса остаются грозными и крайне опасными в любом случае. Но все же складывается убеждение, что трагедия, по крайней мере, могла бы иметь меньшие масштабы. Жаль ребят... Ну а "свободная" пресса - это чаще всего безответственные болтуны.

Трагедия

Достойный, сильный человек - замечательная жизнь. Столько всего успеть сделать - просто уникально. Не знал раньше про Черника ничего. Считаю его смерть не только ужасной потерей для родных, близких, друзей - но гибель его очень сильно ударит не только по водному, но и по всему спортивному туризму. Люди такого уровня, как Сергей Черник уже не принадлежат себе: их жизнь и смерть на виду, по ним сравнивают и соответственно равняют. Если учесть, что СМИ и большинство ответственных (в том числе и за спорт) чиновников вообще не разбираются в таких понятиях как "самодеятельный". "спортивный" туризм, "матрасный" (извините) туризм. Все эти понятия мешают в одну кучу - для них критерий один: слово "туризм". Так вот, вероятно, будут выводы не впользу развития нашего спорта. Тут ещё эпопея с дроблением Росспортом "КМС" и "МС" в спортивном туризме... Ещё меня, как отца троих детей, которых я тоже вырастил на категорийных походах (правда не выше горной тройки) ужасает смерть Отца и Сына. Страшная трагедия для семьи, что переживает жена (хотя она и не чужда спорту) - это невообразимо. Почему так жестоко судьба наказала Черника? Лучше трижды погибнуть, но потерять рядом сына - такого ужаса не пожелаешь никому. А СМИ из всего устроила, по сути, шоу с главным актёром "Зверевым". Простите меня, мы ведь не владеем всей информацией, но то, что говорит и говорит Зверев... - боюсь, что это не наш человек. Конечно, столько пережить - и сам неизвестно, что заговоришь (хотя приходилось бывать в разных ситуациях). Но думая, что все погибли и ТАК разговаривать с прессой - как киногерой просто, другие фрагменты интервью.... - тоже, по моему, не красят ситуацию. А чего стоят заявления о спорт. туризме, как о неправильном спорте. Теперь его слова возьмут на щит: как же Чемпион России по водному туризму и то отрёкся (фактически) от самодеятельного туризма. Даже, если он думал об экстремальных ступенях - для сильных мира сего это уже без разницы: слова сказаны, смерти есть, философия есть - спортивный туризм на задворки! А ещё, следя за событиями, какое-то странное чувство неправильности во всём, во всей организации экспедиции. Странно, показывают, как они год назад килялись в аналогичной ситуацией - и здесь, на более мощном потоке всё повторяется, тактика прохождения не меняется - почему? Если эта такая сложная экспедиция (поход) - сравни Гималайским первопрохождениям, то почему так бедно организован поход. А Что, разве не допускалось возможности гибели кого-нибудь в одном из порогов? Да, мы не хотим этого, но возможность аварии всегда рассматривается. рассматриваются и аварийные выходы с маршрута. Это же азбука совершения спортивно-туристских походов. Или никто в МКК, глядя на заслуги руководителя, даже не заикнулся об отсутствии (вероятно) таковых запасных аварийных вариантов, или, по крайней мере, способов их реализации. А ведь в правилах сказано, что руководитель похода, даже если он на самом верху, при защите похода перестаёт быть даже председателем МКК - он становится обыкновенным туристом с соответсвующей квалификацией. Как МКК выпустило их? Или что, полагались на опыт Сергея и даже не предполагали, что он может погибнуть. Ведь посмотрите: авария - разбивается 4-ка, чудом выбирается 2-ка - так нет, они ВЧЕТВЕРОМ садятся на двоешный кат и идут дальше!!!. Что, неужели было неясно, что всё! авария, дальше идти нельзя - еслит хотите река не пропустила их. Значит - сидеть на месте, или уходить через горы. Что делают - идут, идут дальше!!! - и ещё две смерти. Думается, останься Черник жив, он бы ТАК не сделал. ОДнажды у меня была ситуация на перевале 2А - страшный. непрекращающийся камнепад. В группе вся семья и подруга дочери. Что ж, Объяснял им, что делать, куда и как идти, если папаньку грохнет камень - страшно, конечно, но всеми всё было воспринято адекватно. Слава богу, выжили. Я думаю, что всё-таки не та команда была у Сергея - все молодые, хоть и спортивно заслуженные. Вероятно, сложилась такая ситуация: В последний момент не пошли в поход (ПОЧЕМУ!!! Почему вы не пошли...) его основные сотоварищи, а всё было на мази, а Сергей уже не смог отказаться от мечты, тем более, что формально, по опыту участников, он имел право совершить такой водный бросок. Но вод истинной поддержки не было. Это и было началом конца. Участвовал я (буквально в этом сезоне) в 5-ке с незнакомой группой. Так там у руководителя поначалу был истинный напарник и друг. К сожалению, в начале похода он ушёл с маршрута из-за сердечных болей. Так вот, руководитель нашёл в себе силы отказаться от столь важного для него руководства 5-ой - свернули поход до 4-ки. Всё было понятно, хотя формально состав группы позволял ему продолжать 5-ку. Не было у него поддержки требуемого уровня, и он принял такое трудное решение. Конечно, это мое субъективное мнение, и оно ни в коем случае не умаляет заслуг участников этого, к сожалению, трагически закончившегося похода. Извините, если где-то был возможно излишне резок. Выжившим ребятам желаю быстрее восстановиться. Вы даже не представляете себе, какие вы молодцы, что выжили там где сотни раз можно было умереть от ужаса, отчаяния, голода и холода. Вам сейчас очень тяжело - такой груз "на всю оставшуюся жизнь"... Всего вам доброго. Вечная и светлая память всем погибшим! Приношу соболезнования Федерации и ТССР. Никакие слов не хватит для соболезнования родным, близким, друзьям. Держитесь! Надо жить дальше, теперь уже и за них. Пока мы помним о них - они с нами.

Сергей

Давно знаком с Сергеем и по физфаку МГУ, и по университетскому турклубу, и по коммерческой деятельности, и по семейно-воспитательной отцовской "работе". В далекие уже годы начала 90-х, когда многие в доселе запретных и подсудных занятиях коммерцией и бизнесом были нечестны наруку и ненадежны как компаньоны, Сергей вел свой бизнес уверенно и честно. Помню, мы прорабатывали с ним проект наблюдения полного солнечного затмения 1990-го года на Гаваях с месячным фрактом небольшого дальневосточного судна и не реализовали это начинание лишь потому, что ближе к делу ученые товарищи дальневосточники заломили несусветную цену фракта. Сергей был очень скромным - я бы сказал, деловито скромным, даже в спорте, где он достиг самых высших результатов и целей. Помню, как он скромно - едва ли не застенчиво - рассказывал мне о том, как сходил с женой на Эльбрус, посидев несколько дней в палатке у "бочек", при этом был доволен тем, что подъем прошел ненапряжно... Совсем уже недавно - весной 2006-го - мы встретились на стадиончике возле Курской, где Донская гимназия, арендующая там большое поле, проводила памятную футбольную встречу учителей и учеников, и я представлял учительскую команду, а сын Сергея ученическую, и Сергей душевно радовался за сына - тогда, по-моему, десятиклассника - который самым достойным образом представлял свою школьную сборную... Даже представить себе не мог, что жизнь этого замечательного человека может оборваться. Приношу соболезнования семье Сергея. Светлая ему память.